Введение к работе
Актуальность темы исследования,. Национальные проблеми наиболее остро коснулись этнических меньшинств, продиватоих за продолами своих исторических территория, этнической родины. Эти проблемы встали перед двадцатью пятью миллионами русских, рчс-селенных во всех бывших союзных республиках. Русская диаспора в Узбекистане является одной из самых .крупных в ближнем зарубежье (после Украины и Казахстана) и согласно данным переписи 1989 года насчитывает свыше полутора миллионов человек. По данным социологического опроса, проведенного в Ташкенте (декабрь 1991 г.), около двух третей русских' эадумываютоя об отъезде, однако три четверти хотели бы остаться в Узбекистане,еоли бы они имели двойное гражданство: Узбекистана я России (Савоскул С, 1992 г.) То есть, наряду с миграционными процессами существует проблема реадаптации русского населения в иноэтнической среде.
В диосертации исследуется одна из важных составляющих данной темы - социализация детей русских старожилов Узбекистана,, старожилами принято считать мигрантов, проживших двадцать и более лет в стране переселения . Дети, как показывают научные исследования, способны обнаруживать этнически специфические характеристики и их изменения, вызванные влиянием иноэтнической среды. Рассмотрение некоторых результатов первичной социализации детей, усвоенных ими этнокультурных установок, ценностных ориентации позволяет выявить сегодняшнюю реальность и дает основания для некоторых прогнозов как в сфере социализации русоких детей,,,тах и адаптации их родителей в изменившихся условиях.
При этом учитывается то обстоятельство, что ребенок к пяти годам усваивает этнокультурные образцы и нормы поведения (или "однажды принятую культурную роль: он немец, француз, турок или итальянец") {Jbindir-fxiwdUijKi8>-, 1987) и начинает осознавать свою этническую принадлежность. Обследование нескольких возрастных групп позволяет полнее представить совокупность "дети". Определение возрастных групп детей в исследовании связано о их ооновными психологическими характеристиками и особенностями. Дошкольный возраст (младшая группа) может быть понят как период интенсивного усвоения примера взрослых (норм и правил поведения) и формирования механизмов личностного поведения. В шестилетнем возрасте "робенок не выдумывает сам причинных и рационалистических объяснений... это
продукт усвоения (Зльконин Д.Б., 1989). То есть можно предположить, что шестилетние доти проявят этничеоки традиционные установки.
К десяти годам (средняя группа) у детей формируются основы теоретического сознания z мышлении, развиваются рефлексия, мыо-ленное планирование. Они питатися самостоятельно анализировать происходящие события. Уже несколько лет они связаны о таким институтом социализации как школа, который действует со принципам "взрослого" общества в миниатюра.
Тринадцатилетние дета (старшая группа) традиционно считают-сл "сложными". Их основная психологическая характеристика - чувство взрослости. Наряду с семьей, школой на них основательно влияет группа сверстников. В целом "&то период завершения детства и начало "вырастания" из негр" (аяьконин Д.Б., 1989). Поэтому л ва*.но было включить в исследование тринадцатилетних детей. Хотя ьо многих классификациях, данных российскими учеными, период детства "замыкают" дйеьадцатилетние.
Актуальность данного исследования обусловлена не только политическими реалиями, но и тем обстоятельством, что в отечественной социологии проблема социализации детей в иноэтнической среде специально не изучались.
Степень рс.:<р.'.аотанности проблемы.
Б отечественной науке к исследуемой теме практически до сих
пор но'обращались. Исключение составляет работанЭтногенез и био
сфера зєйли" І'умилева Л.Н. (депонирована в 1979 году во Всесоюз
ном «шетчтуто научной и технической информации, издана в 1990 г.),
единственного исследователя в советский период, рассмотревшего в
І^імках теории этногенеза проблемы детей переселенцев, некоторые.
условия сохранения и механизм усвоения ими этнокультурных ценнос
тей, >прм поведения. , :
Можзтничбской идентификации дошкольников, формированию этни-ч«ск.го самосознания и особенностям социализации детей, принад-лежацих к разним кулі турам, посвящены работы психологов Мувсандаи-да["& Уранцэцэга, ОконешниковоЙ А.И., Снетковой И.А., Шривастова Каруї.а. Но в данных работах (кроме - Оконошниковой А.И. "Иссле-допанйомежэтнической идентификации детей дошкольного возраста" (Юн)), различные испекты социализации исследуются в "классических" условиях-собственной этнокультурной среде.
Традиционные институты, формы и способы социализации до гей освещаются в работах этнографов Азарова А.П., Альбедиль U.5., Алексеон"о Е.А., АртомовоЙ' О.Ю., Асатрян Г.С, Бутонаева В.Н., Бутинова Ч.А., Васильевой Е.И., Викторовой Л.Л., Грач«поft Г.Н., Гохмана Р.И., Дьяконовой В.П., Дьяченко В.И., Кона И.С, Котикова И.Г., КраснодомбскоЯ Н.Г., Мазуриной В.Н., Маретиноп С.Я., Михайловой Ю.Д., Оглоблина А.К., Рахимова P.P., Родионова М.А.,, Сем Ю.А., Серебряковой М.Н., Соболевой Г.С. , Стапшовича М.В., Таксами Ч.М., Успенской Е.Н.-, Федоровой Е.Г. , Чеснокова Ю.Б. и др. Стоит заметить, что большая часть этнографов употребляет понятие "социализация" в широком сшсле - как различные "влияния среди в целом, которые приобааіот индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей "(Кон И.С, 1983).
Психологические механизмы социализации детей, активность ребенка, возрастные характеристики рассматриваются Ананьевым Б.Г., Андреевой Г.М., Божович Л.И., Выготским Л.С, Давыдовым В.В., Люблинской А,А., Леонтьевым А.Н., Еяькониным Д.Б. и др.
Процесо социализации городских и сельских детей школьного возраста, принадлежащих х различным национальным и территориям- нш общностям изучается в русле педагогической социологии Гуровой Р.Г., Панкратовой М.Г., РычковсЙ Р.Б., Суворовой А.7. и др.
На эмпирическом уровне одним из самых крупномасштабных яагя-ется исследование процесса социализации детей и подростков в рамках проекта "Идеалы и ценности советской молодежи", проведенное ЦС ВПО им.Ленина и НИЦ Ш в 1909-1990 гг.
Различным аспектам проблем формирупдихся русских диаспор в ближнем зарубежье посвящены работы Ата-Мирзаева 0., Брусиной 0.І1.. Васильевой 0., ДробижевоЙ Л.М., Ильхамова А., Козлова З.И., Лооо-девой Н.М., Савельевой Т.К., Савоокула С.С. и др. В атом ряду осо бо следует выделить коллективную монографию "Русские" (Этнооо-циологические очерки), изданную в 1992 году. Впорвыо обследован русский этнос в России и бывших союзных республиках. Такой подход дает возможность оценить устойчивость этнических черт народа в инонациональной среде, сравнить его характеристики в "своем" и иноэтническом окружении. Результаты исследований, опубликованный в данной монографий,используются при анализе эмпирических данных социологического обследования детей.
Ссцисошзоция дотай в инозтнической среде изучается гораздо активнее зиладними ученими. Их исследования этнокультурной адаптации мигрантов и социализации детей направлены прежде всего на решение проблемы интеграции переселенцев в "нринимащев и общество. При атом "детский" аспект выделяется как имеющий самостоятельное значение. Попытки интегрировать детей мигрантов в общество за рубежом выражаются в широкомасштабных государственных программах ноликультурного образования. {^лрілШ- U-., &uLty а , Аж&ЬЯ.,
Используя некоторые теоретические подходы зарубежной социологии и психологии, следует отметить специфичность условий социализации детей в инокультурной среде для конкретной этнической группы. В иишом исследовании социализация детей русоких старожилов Узбекистана рассматривается как межпоколенная трансмиссия культуры. При втом ми выделяем обгектный аспект проблемы социализации: какие установки, ценностные ориентации формируются у детей в ино-'этнической среде, что подвержено ее влиянию. Об этом позволяют судить результаты аналогичного социологического исследования узбек- v скііх детей, рассматриваемых как некая точка отсчета.
Объектом исследования отади дети русских старожилов (преимущественно третьего и 'четвертого поколений) и узбекские дети в возрасте шести, десяти и тринадцати лет, проживающие в Ташкентской
области. ' ' '
Предметом исследования явились этнокультурные установки, ценностные ориентации детой русских старожилов Узбекистана и узбекских детей. Б ходе исследования также была использована возможность изучения стереотипа поведения детей русских старожилов.
Цель исследования: выявить особенности этнокультурных уста- ' новок, ценностных ориентации детей русоких старожилов через приз-: му этнических взаимовлияний и определить специфику социализации, русских детей в Узбекистане.
Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих задач:
проанализировать основные теоретические подходы к исследовании социализации детей в иноэтнической ореде;
рассмотреть этноспецифические особенности социализации детей ъ разных культурах; .
обосновать методлку эмпирического исолччсиания, характеристику детей как респондентов вообще и с учетом этнокультурных особенностей, в частности;
дать сравнительный анатаз результатов исследования установок, ценностных ориентации детей русских строжи-тв и узбекских детей через призму этнокультурных взаимовлияний;
определить специфику условий социализации русских детей в Узбекистане на момент проведения исследования.
Эмпирическую базу иослодоранкя состарили;
результати интервью "с путеводителем" 20 русских и 120 узбекских детей;
сочинения тринадцатилетних детей "Размышления о жизни";
беседы с детьми после интервью;
результаты интервью о родителями (20 русских и 20 узбеков).
Исследование проведено в августа-сентября 1992 года в пригородных районах Ташкентской области. Выборка по тилу является целевой. Использование качественных методов обусловлено целью, вадачами и специфичностью объекта исследования.
Научная новизиа диссертационного исследования:
дан анализ этнических особенностей социализации детей в разных культурах через социальные институты, системы ценностей;
введено в научный оборот понятие "межкультурной социализации" детей, проанализированы основные теоретические парадигмы, макроуроввевый и микроуровнввый подходы к межкультурной социализации в западной социологии;
методически обосновано участив детей в .этносоциологичес-ком исследовании в качестве респондентов;
дан сравнительный анализ исследования этнокультурных уста новок, ценностных ориентации русских и узбекских детей;
определены объективные и субъективные д'кїкторк, ачияицио нл социализацию русских детей в Узбекистане;
выявлено, что при большой культурной дистанции М'чзду мигрантами и коренным этносом,дети старожилов в инонациональном окружении сохраняют этнически специфические характеристики. Зафиксированы возрастныэ рамки, в пределах которых формируется гибкий отереотип поведения.
Практическая значимость работы оостоит в том, что полученные данные могут Сыть использованы:
ь разработке нер Российского правительства по защите нрав русского населения ь ближнем зарубежье;
и составлении образовательных программ для русских детей ь Центральной Азии;
-- ь качество сіицкуроа для студентов отделений социологии и социальной работы.
Диссертационная работа и целом носит теоретико-прикладной ха-иьлтар.
Лпічлііілик работа. Основные положения и результати диссерга-ции обсуждались на заседании Центра цивилизационшх исследований цри Института Африки РАН, на международной конференции "Россия и ім-іток: проблеми взаимодействия" (Москва, декабрь 1992 г.) и аа- . седании кафедри социологии Института молодежи.
окорнай гипотеза: в процессе социализации детей в иноэтни-ческой среде при большой культурной дистанции между мигрантами и коренник этносом изменению подвергаются некоторые поведенческие реакции, позволящие относительно комфортно ощущать себя в иноэт-ншооком окружении.
Компоненти структуры этнической идентичности мигрантов'-ценностные ориентации, этнокультурные установки, усвоенные детьми в процессе первичной социализации,не поддаются инокультурному влиянии.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, библиографии и приложений.