Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимоотношение правового сознания и представлений о справедливости Медведченкова Марина Владимировна

Взаимоотношение правового сознания и представлений о справедливости
<
Взаимоотношение правового сознания и представлений о справедливости Взаимоотношение правового сознания и представлений о справедливости Взаимоотношение правового сознания и представлений о справедливости Взаимоотношение правового сознания и представлений о справедливости Взаимоотношение правового сознания и представлений о справедливости Взаимоотношение правового сознания и представлений о справедливости Взаимоотношение правового сознания и представлений о справедливости Взаимоотношение правового сознания и представлений о справедливости Взаимоотношение правового сознания и представлений о справедливости
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Медведченкова Марина Владимировна. Взаимоотношение правового сознания и представлений о справедливости : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Москва, 2001 196 c. РГБ ОД, 61:02-19/219-X

Содержание к диссертации

Введение-1 -11

Глава 1. Социально-психологические аспекты развития концепций правового сознания в истории-12-62

1.1 .Правовые представления в Древней Греции и Древнем Риме.-12-24

Связь правовых взглядов с психологией.Общая характеристика периода-12- 14

1.1.1 Правовые представления в натурфилософском сознании и в учении Сократа-15-16

1.1.2 Представления о справедливости у Платона-16-17

1.1.3 Правовая концепция Аристотеля-17-21

1.1.4 Правовое сознание в Древнем Риме: М.Т.Цицерон-22-23

Выводы о развитии конструкта "правовое сознание" в эпоху античности-23-24

1.2 Развитие концепции правового сознания в период Средневековья.-24-26

1.3. Основные направления развития правового сознания в Новое Время-26-32

1.4. Правление права как политическая теория. Правовые подходы А.Дайси и Ф. Хайека-32-36

1.5. Концепции правового сознания в русской естественно-правовой школе конца 19-го-начала 20-го веков-36-54

1.5.1 Общая характеристика антропологических (психологических оснований концепций правового сознания) взглядов і іредетавителей направления-36-38

1.5.2 Концепция правового сознания Б.Н.Чичерина и ее психологические основания-38-47

1.5.3 Концепция правового сознания И.А.Ильина-47-50

1.5.3 С .Л. Франк о правовом сознании. Правовое сознание как выражение категории "должное" в социальных отношениях-50-53

Выводы к 1.5.1-54

Выводы к главе 1-61-62

Глава 2. Социально-психологические основания исследования: концепции справедливости в западной социальной психологии. Социальные представления и социальная установка.-63-108

2.1 Различные подходы к классификации справедливости. Определение понятия-63-69

Индивидуально-психологический подход.

2.2 Краткий обзор концепции распределяющей справедливости-69-71

2.3 Онтогенетические теории справедливости-71-86

• Теория заслуживания результатов М.Лернера (бихевиоральное направление)-

• Подход когнитивного развития Л.Колберга-73-77

• Концепция К.Жиллигэн-77-82

• Общая теория справедливости Л.Ферби-82-86

2.4 Справедливость в рамках межгруппового социально-психологического подхода. Интерпретация социальной несправедливости. Роль политической власти в формировании социальных установок на легитимность-86-88

2.5 Институциональный подход к концепции справедливости. О понятии политической справедливости-89-94

2.6 Понятие прав человека. Позитивные и моральные права. Связь прав и справедливости-94-96

2.7 Краткий обзор истории развития и изучения понятий "социальные представления" и "социальная установка".-97-107

Выводы к главе 2-107-109

ГлаваЭ. Эмпирическое исследование правового сознания-110-167

3.1 Описание проблемы, основных понятий и характеристик 1-й части эмпирического исследования-110-113

3.2 Используемая методика-113-114

3.3 Описание выборки и выделенных групп-115

3.4 Описание способов анализа данных-115

3.5 Описание основных направлений и результатов качественного анализа-116-127

3.5.1 Сравнительный анализ мотивации выбора политической ориентации в группах/по 1-му блоку анкеты/-116-119

3.5.2 Сравнительный анализ представлений о принципах социальной справедливости в выделенных группах /по 2-му блоку анкеты/-119-122

3.5.3 Сравнительный анализ ответов испытуемых выделенных групп по 3-му блоку анкеты /шкале "политической авторитарности-демократичности" /-122-125

3.5.4 Сравнительный анализ ответов испытуемых выделенных групп на 4-й блок вопросов анкеты/-125-127

3.6 Описание результатов количественного анализа ранговых предпочтений-127-132

3.7 Психологический анализ ранговых корреляций между отдельными правами-132- 135

Выводы по 1-й части эмпирического исследования-135-136

3.8 Описание 2-й части эмпирического исследования: цель, гипотеза, задачи, используемая методика и выборка исследования-137-139

3.9 Основные результаты исследования-139-165

Выводы по 2-й части эмпирического исследованиия-165-167

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ по исследованию-168-171

Заключение-172- 173

Список использованных источников и литературы-174-183

Приложения-184- 196 

Введение к работе

Наша работа - "Взаимоотношение правового сознания и представлений о справедливости" - посвящена проблеме малоисследованной в психологической науке, а именно социально-психологическому анализу феномена "правовое сознание" и раскрытию связи и взаимоотношения данного феномена с представлениями о справедливости.

Подобная тема появилась на свет не случайно. Ее возникновение связано с реформой экономической и социально-политической системы в нашей стране, с постановкой задачи построения в России основ правового государства. Произошедшие изменения социально-экономического характера обострили потребность в изучении тех психологичесих факторов и механизмов, которые находятся в основании правового сознания граждан и могут оказать влияние на формирование соответствующего изменениям социальной системы типа сознания.

Правовое сознание общества является той психологической базой, без учета состояния которой не могут быть произведены соответствующие социальные изменения.

Поскольку одним из основополагающих принципов в функционировании правового государства является принцип приоритета Закона в координации жизни общества, то особенно остро встает вопрос об изучении отношения к данному институту в современном правовом сознании российских граждан. В настоящее время в нашем государстве актуализирована потребность в более тщательной регламентации общественных отношений, в создании новых законов. Введение, анализ и учет психологических факторов может усилить эффективность влияния правовых норм на регламентацию общественных отношений, а также поможет расширить общее представление о законе с точки зрения его полифункциональности, включающее его оценку по критерию справедливости.

Изучение установок и представлений людей о законе, о значимости его соблюдения, о своих правах, институтах суда и государственной власти является важным, поскольку позволяет выяснить отношение общества к тем основным структурам, на которых базируется правовое государство.

Поскольку в государстве, организованном на правовых началах, одним из важнейших принципов является приоритет прав человека, то в рамках нашего исследования представляет особый интерес выяснить, каким образом видят и воспринимают свои права, как относятся к ним члены современного российского общества.

Понятие справедливости является одним из целеполагающих для правового государства. И это исторически оправдано, поскольку сама проблема права, правовой организации общества возникла в связи со стремлением реализовать принцип справедливости в устроении общественных отношений.

В рамках многочисленных теорий права, возникших первоначально в философии, их авторы пытались ответить на вопрос о том, как должно быть устроено общество, организованное справедливо? В этой связи они ставили перед собой и отвечали также .на другие вопросы: к чему должен стремиться человек в своем социальном развитии, на каких принципах должны строиться его отношения с обществом, каким должно быть отношение человека к государству, каковы границы вторжения общества и государства в частную жизнь человека? Ответы на эти социально-психологические вопросы мы хотим получить, анализируя динамику развития правовых представлений, рассмотрев их с начала зарождения проблемы права - с эпохи античности. Подобный исторический анализ поможет нам лучше уяснить проблему правового сознания в ее развитии, а также раскрыть теоретические представления о справедливости, зародившиеся в рамках правовых теорий, и их взаимосвязь с правовым сознанием.

Ответы на данные вопросы были в дальнейшем конкретизированы в теориях прав человека, а также в современных психологических концепциях справедливости, поэтому они также будут являться объектом нашего исследования.

В рамках психологии проблема правового сознания была впервые поставлена в США в конце 1960-х гг. Тогда же были определены основные задачи психологов, работающих в данном направлении. В качестве предмета исследования выделялись следующие аспекты правового сознания: понимание функции и ценности законов, условия и мотивы законопослушности, понятие справедливости, понимание индивидом прав личности /О.П.Николаева, 1993/. Большинство подобных исследований проводилось в рамках когнитивного подхода /Дж. Тапп, Л. Колберг и др./.

В советской науке правовое сознание долгое время изучалось в юриспруденции и социологии права, где решались, в основном, вопросы подчинения гражданина советской системе законодательства /законопослушность/ и формирования социалистического правосознания.

В последние годы в отечественной психологии были проведены немногочисленные исследования в области правового сознания, предметом анализа которых послужили:

ценностные установки по отношению к праву и их формирование у школьников /B.C. Круглое., 1983/, сравнительный социо-культурный анализ морально-правовых суждений студентов на примере государств с правовой и неправовой системами /О.П.Николаева, 1993/, социо-культурный сравнительный анализ отношения к законам в России и США /И.Н.Трушков, 1995/, социокультурный анализ правовой социализации школьников России и Франции /Ш.Курильски-Ожвэн, ОМ. Здравомыслова, М.Ю. Арутюнян, 1996/, социальные представления о правонарушениях, их участниках и работниках правоохранительных органов /О.А.Гулевич, 2000/.

С момента зарождения темы правового сознания в психологии, как в советских, так и в западных исследованиях оно рассматривалось прежде всего с точки зрения проблемы законопослушности. Исследователей интересовал ответ на вопрос о соблюдении гражданами законов и об условиях их ненарушения, при этом законы рассматривались прежде всего с точки зрения их императивности /предписывание определенного поведения, санкции запрета и наказания/. По данным исследований Х.Бермана /H.Berman, 1977/, Г.Х.Ефремовой, Н.Д.Гранат /1988/, закон воспринимался бывшими советскими гражданами прежде всего как аппарат репрессии и наказания.

В то же время опыт других государств, существующих в условиях иной правовой системы, свидетельствует о том, что закон - это не только аппарат репрессии и наказания, но прежде всего средство регуляции социальных отношений, не последняя роль в которых отводится не только обязанностям, но и правам гражданина.

Некоторые зарубежные авторы,, работающие в данном направлении /Л.Фридман, 1971 /США/, Ж.Карбонье, 1977/, обратили внимание на тот факт, что в демократических государствах существуют некоторые законы, которые дают права индивидам, разрешают, но не требуют действия, просто облегчая его осуществление. Подобные законы несут функцию защиты прав и свобод граждан, являются гарантом их соблюдения на практике. Наличие подобных законов является необходимым в правовом государстве.

В рамках нашего исследования мы хотим получить ответы на следующие вопросы: каким образом члены современного российского общества/в лице его потенциально наиболее активной части - молодежи - студентов и школьников/ воспринимают действующие законы, что они думают о справедливом законе, каковы их представления о собственных /реальных и должных/ правах, которые им должен обеспечивать закон и которые им гарантированны конституцией, каково их отношение к институтам суда и государства?

Под правовым сознанием в рамках нашей работы мы понимаем прежде всего систему представлений человека об институтах права и государства, а также комплекс установок по отношению к ним.

Под справедливостью мы понимаем морально-оценочную установку по отношению к определенным социальным институтам и социальным взаимосвязям, в структуру которой входят принцип сравнения с определенной нормой или образцом -ожидания /критерий/ справедливости, в соответствии с которыми происходит оценка получаемого результата соответствующих отношений, а также восприятие равенства-неравенства получения олределенных благ по сравнению с другими участниками данных отношений.

Актуальность темы обусловлена конкретной задачей построения правового государства в современном российском обществе.

Правовое государство не может быть построено без соответствующей психологической базы, а именно подготовленности людей жить в обществе, которое функционирует по определенным, строго предначертанным правилам, и главная координирующая роль в котором принадлежит закону. Сознание общества должно соответствовать, быть готовым к жизни в правовом государстве, поэтому в настоящее время особое значение имеет теоретическое обоснование и эмпирическое изучение психологического конструкта "правовое сознание".

Как показали исследования, проведенные в последние годы /Б.А.Сосновский, 1994, П.Н.Шихирев, 1999/, современное общество отличается нестабильностью. Главным психологическим следствием переживания состояния социальной нестабильности является образ неопределенности социальной ситуации. Расшатанность социальной системы порождает обострение социальной потребности как в процессе индивидуализации, так и в процессе конгломерации - объединении людей в группы /например, политические партии/. Поэтому в настоящее время является актуальным изучить те психологические факторы, которые лежат в основе реакции на неопределенность, а также рассмотреть те механизмы, которые способствуют перераспределению усилий на преодоление преград.

Тема правового сознания неразрывно связана с вопросом о восприятии "справедливого-несправедливого" в сфере общественно-политических отношений, поскольку проблема правовой организации общества исторически была поставлена v и решалась в связи с ответом на вопрос о справедливой организации социальных отношений в государстве.

Необходимость исследования правового сознания тесно связана также с задачей осуществления легитимности действующей политической власти, а именно согласия управляемых членов общества подчиняться власти управляющих.

В государстве, организованном на основе демократических принципов, граждане согласны подчиняться именно той власти, которую они воспринимают как законную, или легитимную.

В основе действующей социальной установки на легитимность политической власти находится определенный критерий справедливости - сформировавшиеся через механизм политической социализации ожидания членов общества по отношению к власти /L.Furby, 1986; Cook & Hegtvendt, 1986; Hamilton & Rytina, 1980/, при помощи которого они оценивают действующую власть и формируют свое представление о должных нормах и формах взаимотношений с властью. Подобные ожидания справедливости складываются из сопоставления людьми представлений о своих должных и реальных правах, оценки действующих законов по шкале "справедливости - несправедливости", их представлений о справедливых нормах и формах общественных и политических отношений. Поэтому ожидания справедливости (существующие в общественном сознании представления людей о должных ценностях, образцах, нормах, которые должны регулировать отношения в обществе) являются составной частью правового сознания, которые, как можно предположить, оказывают существенное воздействие на установление определенной формы политического правления.

Тема правового сознания непосредственно связана с представлением о законе как регулирующем механизме общественных отношений, а значит, и с его оценкой с точки зрения справедливости. Закон будет исполняться в том случае, если он будет восприниматься большинством членов общества как справедливый, и если его исполнение будет социально значимым. Иными словами, проблема законопослушности сводится к интериоризации целесообразности исполнения законов, закон будет исполняться тогда, когда целесообразность его исполнения перейдет в "личностный смысл" /А.Н.Леонтьев/.

Основной целью работы является психологический анализ 2-х базовых конструктов - правового сознания и справедливости, эмпирическое исследование реальных феноменов, обозначаемых данными понятиями, а также выявление взаимосвязи между ними.

Об ект исследования - феномен правового сознания, а также составляющие /компоненты/ правового сознания.

Предмет исследования - представления и социальные установки по отношению к институтам государства и права у представителей социальных групп студентов и школьников.

Теоретические гипотезы исследования заключаются в следующих положениях:

1/ существующие концепции правового сознания основаны на представлении о "справедливом-несправедливом" в организации общественной жизни и определяют конкретные способы реализации справедливых отношений.

2/ В основе правовых взглядов находятся определенные психологические воззрения, которые касаются проблемы идеала развития личности человека в рамках определенной социальной системы и проблемы восприятия, оценки и реализации способов установления справедливых взаимоотношений человека с другими людьми, обществом и государством.

Основная эмпирическая гипотеза исследования:

представления людей о "справедливом-несправедливом" в сфере политико-правовых отношений связаны в их сознании с конкретными правовыми установками (отношением к законам и правам) и политическими взглядами (установками по отношению к государству и форме политического правления), а также с принадлежностью к определенной социальной группе.

Основные задачи исследования:

1/ проследить динамику развития концепций правового сознания в историческом аспекте, вычленяя социально-психологические взгляды и основания в рамках анализа философско-правовых теорий;

2/ раскрыть соотношение проблемы справедливости и правового сознания с теоретической точки зрения;

3/ осуществить анализ современных психологических концепций справедливости;

4/ определить взаимосвязь представлений о справедливости в организации общественной жизни и политике- правовых установок у студентов.

5/ описать характерные особенности правового сознания в группах студентов и школьников.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методьц теоретического анализа научных источников, интервью, анкетного опроса, ранжирования, контент-анализа, психосемантические методы исследования правового сознания, методы статистической обработки данных (Т-критерия Стьюдента, критерия хи-квадрата, критерия Фишера /двух-факторного дисперсионного анализа/, корреляционного анализа - критерии Спирмена и Кенделла).

Теоретико-методологической базой исследования являются: теоретико-аналитические методы анализа в рамках психологии социального познания (Г.М.Андреева, АА.Бодалев, В.С.Агеев, Л.Я.Гозман), концепция социальных представлений С.Московией, разработанная также в трудах А.И.Донцова, Т.П.Емельяновой, ВЛ.Кальковой, Е.В.Якимовой, теория социальной установки (У.Томас и С.Знанецкий, Г.Олпорт, В.А.Ядов, В.Н.Мясищев, Л.И.Божович, П.Н.Шихирев), социально-психологическая концепция справедливости в рамках когнитивного подхода (Ж.Пиаже, Л.Колберг, Дж.Тапп), теоретические и методологические положения акмеологии в области междисциплинарного подхода (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина), антропологические, социально-психологические и философско-правовые положения Б.Н.Чичерина, С.Л.Франка, И.А.Ильина; комплексный, системный, структурно-функциональный и антропоцентрический подходы в рамках социально-психологического анализа взаимоотношений человека и общества.

Оснорцые научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная ноэизна.

1. Показано развитие философско-правовых и психологических взглядов в концепциях правового сознания и выявлены единые социально-психологические основания данных концепций, каковыми являются:

• определенная теория личности, лежащая в основании любой правовой концепции (сущностные характеристики личности человека и идеал его развития в рамках соответствующей социально-правовой системы;

• отношение человека к закону;

• отношение человека к обществу;

• отношение человека к государству.

Выявлена внутренняя логика развития социально-психологических взглядов в концепциях правового сознания, которая изменялась по линии иредсгавлении о соотношении индивидуального и социального начал в системе взаимоотношений человека с обществом и государством.

2. Прослежено происхождение психологических концепций справедливости ил философско-правовых теорий правового сознания, которые находятся в отношениях взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом, а именно:

• как часть и целое - представление о справедливости, является составной частью правового сознания;

• как аргумент и функция - если граждане оценивают реально действующие в практике социальных отношений правовые нормы как несправедливые, то их поведение не будет подчиняться данным нормам.

Психологические концепции справедливости произошли из естественно-правового способа мышления в концепциях правового сознания, который возник в результате ответа на запрос социально-психологической проблемы восприятия справедливости в рамках системы взаимоотношений человека с обществом и государством.

3. В результате проведенного теоретического анализа выявлены и уточнены компоненты структуры правового сознания, каковыми являются:

• система социальных представлений и социальных установок по отношению к институтам государства и права;

• совокупность представлений о социальной свободе и восприятие меры распределения социальной свободы в обществе, которая юридически может быть зафиксирована в виде прав человека и гражданина;,

• восприятие социальной справедливости и представление о ней.

С целью решения теоретических и эмпирических исследовательских задач в работе сформулированы и использованы определения правового сознания и справедливости.

4. Разработана оригинальная методика - опросник, направленная на выявление политико-правовых представлений и актуальных правовых потребностей испытуемых. Применены также авторские модификации методик теста свободных ассоциаций и семантического дифференциала, нацеленные на изучение представлений и установок испытуемых в сфере политико-правовых отношений.

5. Выявлено, что преобладающая часть обследованной выборки ориентирована более на авторитарную (в противовес демократической) модель политического управления, в которой ведущая роль принадлежит сильной единоличной власти главы государства, а не власти единой для всех граждан социальной нормы поведения - закона.

6. Продемонстрированы некоторые изменения в ценностных ориентациях правового сознания школьников по сравнению с правовым сознанием студентов, правовая социализация которых происходила в разных социально-политических условиях (до начала реформы 1989 г. и после). Для школьников более значимыми являются некоторые ценности правового государства: понятия группы "человеческого фактора" (гражданин, общество) и понятие группы демократических ценностей (частная собственность), более ценным является для них также соблюдение закона. На уровне установок школьники, по сравнению со студентами, являются более законопослушными и менее "жестокими" в случае несоблюдения правовой нормы (понятие наказание" они оценивают значимо ниже студентов).

7. Показано, что правовое сознание обследованной выборки студентов имеет, преимущественно, "внешний" локус контроля. Это означает, что они склонны приписывать ответственность за происходящие с ними события (обладание определенными правами) в первую очередь "внешним" в противоположность "внутренним" факторам (и прежде всего государству), и только во вторую очередь -собственной активности и потребностям.

8. Выявлено, что при восприятии основных функций закона студентами ведущая роль в их правовом сознании принадлежит регулятивной функции закона (координации социальных отношений), затем следуют функции выражения интересов государства и карательная, и лишь на последнем месте - функция защиты прав и свобод отдельного человека.

9. Продемонстрированы определенные тендерные различия на когнитивном и эмоциональном уровнях анализа (на уровне социальных представлений и социальных установок). Мужчины, по сравнению с женщинами, обладают большей политико-правовой активностью; соответственно, сфера политико-правовых отношений имеет для них большее личностное значение, чем для женщин.

10. Показана зависимость между оценкой переживания чувств справедливости-несправедливости и восприятием человеком своих прав. Выявлено, что в правовом сознании студентов присутствуют социальные представления, сформированные в условиях неправовой социальной системы ("страхи тоталитарного сознания"), а именно: они воспринимают реализацию права на свободу мысли и слова как угрозу частной собственности и материальному достатку, а также как угрозу реализации основных социальных прав - на образование и на труд. В восприятии студентов наиболее актуальной правовой потребностью, а следовательно, незащищенным законом правом, является право на свободу и личную неприкосновенность.

Практическое значение диссертации состоит в том, что в результате проведенного эмпирического исследования получено описание современного состояния правового сознания и политико-правовой культуры у студентов московских вузов и школьников.

Текст диссертации может быть использован в качестве методического пособия для обучения студентов гуманитарного профиля, а также при экспертном анализе конфликтных социально-политических ситуаций.

Некоторые из методов и методик, разработанных, модифицированных и примененных автором для эмпирического исследования правового сознания, могут быть использованы другими исследователями.

Надежность и достоверность результатов работы определяется теоретико-методологической базой исследования, применением общенаучных и специальных методов анализа, репрезентативностью выборки исследования, сочетанием качественного и количественного методов анализа эмпирических данных, применением методов математической статистики при обработке эмпирической информации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Психологическим основанием для установления в обществе отношений на основе права является соответствующий уровень развития правового сознания и политико-правовой культуры основных социальных групп, который с социально-психологической точки зрения может быть операционализирован как соответствующее содержание представлений и установок представителей данных групп по отношению к институтам закона и государства, своим правам и обязанностям.

2. В рамках социально-психологического анализа в структуру конструкта "правовое сознание" могут быть включены следующие компоненты:

• система социальных представлений и социальных установок по отношению к институтам государства и права;

• совокупность представлений о социальной свободе и восприятие меры распределения социальной свободы в обществе, которая юридически может быть зафиксирована в виде прав человека и гражданина;

• восприятие социальной справедливости и представление о ней.

3. Восприятие справедливости действующих законов связано в правовом сознании с их защитой на практике и реальной гарантией основных прав и свобод человека, а также с фактическим соблюдением принципа равенства всех граждан перед законом.

4. Правовое сознание обследованной выборки студентов, которую можно рассматривать в качестве представителей авангардной части молодого поколения современного российского общества, ориентировано более на авторитарную, а не на демократическую, модель политического управления, главная роль в которой принадлежит сильной единоличной власти главы государства, а не власти единой для всех социальной нормы поведения - закона.

5. Установка на законопослушность (степень конформности - девиантности подчинения действующей правовой норме) зависит от степени восприятия справедливости-несправедливости действующих законов, которая определяется сложившимися ожиданиями (критерием) справедливости и сравнением индивида себя как субъекта правовых отношений с другими членами соответствующих отношений по критерию равного распределения санкций, обязанностей, прав и свобод в референтной социальной группе или всем социуме. Текст диссертации имеет следующую структуру.

1-я глава посвящена анализу развития теоретических правовых и социально-психологических представлений в концепциях правового сознания в историческом аспекте, начиная с эпохи античности и кончая современными взглядами;

2-я глава содержит анализ современных концепций справедливости в западной социальной психологии и проблемы прав человека, а также рассматривает социально-психологические основания исследования - понятия социальных представлений и социальной установки.

3-я глава представляет собой описание эмпирического исследования правового сознания, которое состоит из 2-х частей;

далее следуют общие выводы по исследованию, заключение, библиография и приложения.

Похожие диссертации на Взаимоотношение правового сознания и представлений о справедливости