Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Представления о социальной справедливости в сознании современного российского общества :Социологический анализ Деньгуб Юлия Васильевна

Представления о социальной справедливости в сознании современного российского общества :Социологический анализ
<
Представления о социальной справедливости в сознании современного российского общества :Социологический анализ Представления о социальной справедливости в сознании современного российского общества :Социологический анализ Представления о социальной справедливости в сознании современного российского общества :Социологический анализ Представления о социальной справедливости в сознании современного российского общества :Социологический анализ Представления о социальной справедливости в сознании современного российского общества :Социологический анализ Представления о социальной справедливости в сознании современного российского общества :Социологический анализ Представления о социальной справедливости в сознании современного российского общества :Социологический анализ Представления о социальной справедливости в сознании современного российского общества :Социологический анализ Представления о социальной справедливости в сознании современного российского общества :Социологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Деньгуб Юлия Васильевна. Представления о социальной справедливости в сознании современного российского общества :Социологический анализ : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 : М., 2005 122 c. РГБ ОД, 61:05-22/542

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Эволюция научных взглядов на проблему реализации социальной справедливости (методологические аспекты) 19

Раздел II. Особенности понимания социальной справедливости российским населением 55

Раздел III. Влияние представлений о социальной справедливости на социальную напряженность в обществе 85

Заключение 97

Список использованных источников и литературы 101

Приложение 1 111

Приложение 2 119

Введение к работе

Понятие «справедливость» выражается, прежде всего, в представлениях о должном. В рамках этих представлений оценивается степень соответствия между практическими ролями, выполняемыми индивидами (социальными группами, слоями и общностями) в жизни общества, и их фактическим социальным статусом, имущественным положением, местом в управлении общественными делами и т.д. При конкретизации этого определения речь идет о восприятии степени соответствии между правами человека и их реализацией, между эффективностью труда разных социальных групп и их представителей и размерами его оплаты, между витальными и социокультурными потребностями и связанными с ними интересами, с одной стороны, и возможностями их удовлетворения - с другой стороны и т.д.

Особенно актуальное значение имеет рассмотрение данного понятия применительно к социальным отношениям. В отмеченном плане оно традиционно употребляется в виде категории «социальная справедливость». Эта категория ориентирует на анализ того, как воспринимается людьми реализация их базисных социальных прав, какими реальными возможности развития своих способностей они обладают, в какой мере они могут обеспечить удовлетворение потребностей и др. Такого рода анализ является прерогативой правоведения, и этики, являющейся важнейшей составной частью философии, ряда наук и, безусловно, социологии.

Представления о социальной справедливости и воплощении ее принципов обусловлены конкретно-историческими обстоятельствами жизнедеятельности социума. Они формируются под влиянием социально-экономического устройства того или иного общества, особенностей политического режима и государственной политики, а также в тесной связи с

4
функционирующими идеологическими доктринами, с

национальным менталитетом и т д.

Актуальность настоящего диссертационного исследования определяется, во-первых, необходимостью выявить конкретное содержание представлений о социальной справедливости, свойственных индивидам и различным группам российского населения; во-вторых, наличием противоречия между конституционными положениями по поводу социального государства и социальных прав граждан, в которых де-юре закреплены принципы социальной справедливости, с одной стороны, и тем как реализуются эти права в современной практической жизни - с другой стороны.

Указанное противоречие сопряжено с острым социальным неравенством в российском обществе, которое иллюстрируется многими показателями. Наиболее очевидным из показателей является то, что, несмотря на некоторое сокращение бедности в 2004 г., доля россиян, живущих ниже этой черты, по данным Федеральной службы статистики РФ, составляет четверть населения, а по оценкам Института социально-экономических проблем народонаселения РАН - 37%1.

Ситуация социального неравенства отчетливо проявляется в росте дифференциации доходов разных групп населения. Согласно официальным статистическим данным, доходы 10% самой богатой части российского на-селения в 15 раз превышают доходы 10% самой бедной части . Как считают специалисты, такое соотношение переводит проблему социального неравенства в разряд общенациональных угроз России.

В диссертации уделено внимание изучению доминирующих в общест-

См.: Римашевская Н.М. Социально-экономические и демографические проблемы со временной России. //Вестник Российской академии наук. 2004. -т.74. - №3. С.213-215.

2 Социальное положение и уровень жизни населения России. 2004. - М., 2004. С. 166.

5 венном сознании представлений о реализации социальной справедливости по поводу труда и его оплаты, доступности образования, услуг здравоохранения, духовных ценностей и др. Рассмотрены также взгляды разных групп населения и экспертов на то, какой именно тип модели общественного устройства в наибольшей мере отвечает требованиям социальной справедливости. Этот аспект проблемы имеет актуальное значение, ибо связан с отношением российских граждан к государственной политике в социальной сфере, к выбору стратегии формирования взаимоотношений государства с институтами гражданского общества.

Состояние научной разработанности проблемы.

Современные представления о справедливости формировались на протяжении многих веков в художественной литературе, в трудах философов, экономистов, правоведов, социологов и представителей других наук. В ходе эволюции общества, в частности, в контексте изменений системы организации общественного труда, присвоения богатства и распределения благ, изменялись и научные представления о социальной справедливости.

Взгляды на сущность социальной справедливости содержатся в трудах мыслителей периода античности. Так, например, Платон связывал эффективность хозяйственного строя с высшими идеальными нормами справедливости. В «Этике» Аристотеля справедливость рассмотрена во взаимосвязи двух основных ипостасей - «уравнивающей» и «распределяющей»3.

В средние века получила развитие теологическая трактовка природы справедливости, как выражение воли Бога (Августин Блаженный, Фома Ак-винский и др.).

Немалый вклад в развитие научного осмысления сущности социаль-

3 См.: Платон. Государство. Т.З., ч.І. М., 1974; Аристотель. Этика. Спб., 1908.

ной справедливости и принципов ее реализации внесли авторы социальных утопий об идеальных обществах. Общеизвестные примеры такого рода идеального общества представлены в трудах Т.Мора («Утопия») и Т.Кампанеллы(«Город Солнца»), Описанные ими общества представляли собой формулу отрицания существовавшей в реальной действительности того времени социальной несправедливости и предвосхищали такие истины в представлениях об общественном устройстве, правильность которых потом доказывалась научно. В дальнейшем (в XVI - XVII вв.) утопические идеи социального равенства и принципов социальной справедливости нашли выражение в трудах французских утопических социалистов А.Сен-Симона и Ш.Фурье. Они усматривали создание возможностей для реализации принципов справедливости в просвещении и воспитании, в сотрудничестве классов и в устройстве показательных социалистических колоний.

Многоаспектность изучения справедливости как социального феномена характерна для философской традиции XVII-XVIII вв. В работах Т.Гоббса, Дж.Локка, Ж.-Ж.Руссо и др. философов-просветителей справедливость соотносится с ценностями гражданского общества, с уменьшением «давления» государства на общество4.

Ш.Монтескье связывал исследование социального неравенства с изучением природы бедности и богатства, используя в качестве инструментов анализа такие категории как «интерес» и «потребность»5.

В середине XIX - начале XX вв. формируются концепции и теории социальной справедливости представителями экономической и социологической наук. Идея справедливости в сфере экономики получила обоснование в

4 См.: Локк Д. О государственном правлении. Избр. произв. Т.2, М., 1960; Руссо Ж.-Ж.
Трактаты. М., 1998; Бэкон Ф. Опыты и наставления нравственные и политические. Соч. в
2-х т., т.2. М, 1972 и др.

5 См.: Монтескье Ш. О духе законов. Кн.22. О законах в их соотношении к употребле-

7 социологии О.Конта. В контексте анализа природы экономической элиты он вьвделил значимость общественного контроля над использованием капитала в интересах населения6.

Э.Дюркгейм в качестве основы социальной справедливости рассматривал принципы солидарности и консенсуса7.

В теории общественного развития К.Маркса справедливость ассоциируется с обществом без частной собственности и эксплуатации труда одного социального класса другим, с идеей равенства, хотя и при определенных ог-раничениях . Существенное приращение научных знаний в области разработки проблемы справедливости осуществили отечественные философы и социологи во второй половине XIX - начале XX вв. В числе ключевых идей того времени были идеи свободы как критерия взаимоотношений личности и государства (Ильин И.А.), справедливости как части национальной идеи (Бердяев Н.А.)9.

Эти и другие концептуальные взгляды получили преломление в отечественной науке советского периода развития. Так, например, известный философ и социолог М.Н. Руткевич, обосновывая теоретические принципы социального равенства, связывал их с субъективными представлениями о справедливости, указывая на их несовпадение и при социализме10.

Большой вклад в методологию изучения социальной справедливости внес Д. Ролз, теоретически обосновавший концепцию социальной справед-

нию денег. М., 1955.

6 См.: Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

7 См.: Дюркгейм Эмиль. О разделении общественного труда. М., 1996.

8 См.: Маркс К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19; Гофман
А.Б. Мартовские тезисы о социологии равенства и неравенства.//СОЦИС. 2004. - №7.

9 См.: Иванов В. О русской идее. /Русская идея. М., 1992; Ильин И.А. Россия есть жи
вой организм. /Русская идея. М., 1992; Бердяев Н.А. Душа России. М., 1992 и др.

10 См.: Руткевич М.Н. Социалистическая справедливость. //Социологические исследо
вания. 1986.-№3.

8 ливости как идеальной ценности и инструмента научного анализа. На этой основе он разработал общие принципы справедливости, адекватные современной морали11.

В современной отечественной науке можно отметить значительное количество направлений исследования проблем социальной справедливости. Одно из них связано с вопросами достижения социальной консолидации и гражданского согласия в российском обществе12. Другое направление, пользующееся возрастающим вниманием исследователей с точки зрения реализации принципов социальной справедливости, выражено в изучении качества жизни российского населения13. Продуктивными представляются проводимые исследования феномена социальной справедливости в системе мотивации социального поведения14. Наконец, все более злободневными становятся исследования влияния государственной политики и властных отношений на реализацию принципов социальной справедливости15.

См. Ролз Д. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

12 См.: Дубко С.Л. Идеал, справедливость, счастье. М., 1989; Борисов В.А. Социальная
справедливость и права человека в массовом сознании. //Российское сознание: психоло
гия, феноменология, культура. Самара, 1995; Муздыбаев К. Идея справедливости.
//Социологические исследования. 1992. - №11; Назаров М.М. Социальная справедли
вость: современный российский контекст //СОЦИС, 1999, №11.Гофман А.Б. Мартовские
тезисы о социологии равенства и неравенства.//СОЦИС. 2004. - №7 и др.

13 См.: Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса.
М., 2000; Федотова В.Г. Социальное конструирование приемлемого для жизни общест-
ва.//Вопросы философии. 2003 -№11; Балабанова А.С., Балабанова Е.С. Социальное не
равенство: факторы углубления депривации. //СОЦИС. 2003.- №7; Римашевская Н.М.
Социально-экономические и демографические проблемы современной России //Вестник
Российской академии наук. Т.74,2004. №3 и др.

14 См.: Шабанова М.Н. Свобода и независимость в меняющемся обществе: социально-
экономический аспект. /Социологический журнал. 1996. - №3-4; Константиновский Д.Л.
Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пу
ти в сфере образования. М, 1999; Иноземцев В.Л. Класс интеллектуалов в постиндустри
альном обществе. //СОЦИС, 2000. - №6; Лапин Н.И. Проблема социокультурной транс-
формацииУ/Вопросы философии. 2000. - №6; Чернышева Л.Д. Социальная справедли
вость в системе ценностно-мотивационного механизма. /Социология власти. Вестник
Социологического центра РАГС. 2004. - №2.

15 См.: Дилигенский Г.Г. Что мы знаем о демократии и гражданском обществе? //Pro et

Имеются все основания констатировать, что в науке достаточно подробно рассмотрены сущность и содержание понятия «социальная справедливость», что проблемы ее реализации находятся в центре внимания отечественной науки.

Однако ощущается явный недостаток эмпирических социологических исследований, в которых бы фиксировалась динамика реализации принципов социальной справедливости в современной России. Именно поэтому наблюдается острый дефицит систематизированных данных, характеризующих отношение населения (не только общественное мнение) к реформированию социально-трудовой сферы, жилищно-коммунального хозяйства, системы здравоохранения, образования и других областей жизни, без нормального функционирования которых принципы социальной справедливости перестают быть регуляторами социальных процессов, сводятся к абстракциям.

При всем многообразии научных публикаций по обсуждаемой теме в настоящее время уделяется мало внимания изучению проблем реализации социальной справедливости в базисном ее выражении. А именно, с точки зрения создания для большинства членов общества более-менее равных стартовых социально-экономических возможностей для развития и реализации их способностей, для удовлетворения жизненных потребностей в сфере труда и распределении благ, в медицинском обслуживании, образовании, в управлении общественной жизнью, в приобщении к ценностям духовной культуры.

Contra. М., 1997. Т.2. - №4; Кучуради И. Справедливость - социальная и глобаль-ная//Вопросы философии. - 2003. -№9; Лукин В.Н., Мусиенко Т.В., Федорова Т.Н. Социальная справедливость и власть в глобальном мире: поиск концептуальных решений. /Социология власти. Вестник Социологического центра РАГС. 2004. - №2 и др.

С учетом отмеченного, в диссертации определена концепция исследования, которая состоит в выявлении степени соответствия результатов проводимых в российском обществе социально-экономических и иных преобразований доминирующим в общественном и индивидуальном сознании представлений о социальной справедливости и, стало быть, потребностям и интересам разных групп населения. Достижение соответствия реформ воззрениям населения будет способствовать успехам в преобразованиях и помогать решению задач социальной интеграции общества, Напротив, значительное расхождение между реформаторской деятельностью и ее субъективным восприятием населением может обречь реформы на неуспех, а общество — на социальные конфликты.

Цель диссертационного исследования изучить содержание представлений разных групп населения о социальной справедливости и степень соответствия между ними и реальной практикой реформ. Задачи исследования.

  1. Проанализировать развитие научных воззрений на социальную справедливость для уточнения конкретно-исторических особенностей проявления содержания данного феномена.

  2. Определить содержание понятия «социальная справедливость», адекватное современному периоду развития российского общества, и социологические показатели форм восприятия ее принципов в индивидуальном и массовом сознании.

  3. В эмпирическом исследовании выявить реальные представления различных групп населения (а также их социально-групповые особенности) о социальной справедливости и реализации ее принципов в повседневной общественной практике.

  1. Определить степень соответствия проводимых в российском обществе реформ преобладающим в общественном сознании представлениям о социальной справедливости.

  2. Выявить влияние доминирующих в сознании общества представлений о социальной справедливости на формирование социально-политических предпочтений разных групп населения.

Объект исследования - представления о социальной справедливости в общественном сознании современного российского общества.

Предмет исследования влияние доминирующих представлений о социальной справедливости на социальное самочувствие разных групп население и их отношение к реформам, проводимым в российском обществе.

Основная гипотеза исследования. Содержание массового сознания российского общества в течение постсоветского периода его эволюции существенно изменилось. Социологические опросы показывают, что в основном оно (сознание) раскрепостилось от прежних социальных и идеологических стереотипов, стало толерантным в оценках частного предпринимательства. Наряду с этими изменениями общественной психики за те же самые годы в ней прочно укоренилось свойственное многим людям чувство социальной тревоги и несправедливости. Психологический стресс и ощущение обездоленности, присущие значительной части российского населения, обусловлены реальными трудностями его элементарного выживания и неопределенностью будущего.

С учетом этих обстоятельств можно предположить наличие двух тенденций в процессе трансформации массовых представлений о социальной справедливости.

1) Происходит обновление нормативно-ценностной структуры общественного сознания в целом. Из него вымываются преобладавшие прежде принципы уравнительности в распределении материальных и иных благ,

12 примата государственных интересов над интересами личности и др. В этом плане значительная часть населения склонна поддерживать идею проведения социально-экономической, политической и других реформ. Речь идет о самих по себе идеях реформ, понимаемых, в частности, как осуществление курса на достижение соответствия между трудом и потреблением, на равенство всех граждан страны перед законом, на обеспечение политических свобод и т д.

2) Одновременно с этим происходит реанимация ранее существовавших представлений о социальной справедливости, суть которых состоит в том, что государство в интересах общества, как и в советский период развития, обязано создавать условия для обеспечения граждан жизненно важными благами, защищать их от преступности, утверждать порядок в стране

Между этими процессами формирования представлений о социальной справедливости нет противоречия. Противоречие состоит в том, что реальные результаты государственной политики не соответствуют им обеим. В силу этого в массовом сознании зреет протест против результатов проводимых реформ (особенно в социальной сфере), государство предстает как социально несправедливое, усиливается отчужденное отношение населения к органам государственной власти и управления.

Теоретико-методологическая основа диссертации.

Методологическую основу диссертации составляют: 1) принцип конкретно-исторического анализа социальных процессов и явлений, ибо представления и чувства, на основе которых формируется понятие «социальная справедливость» существенно изменяется при переходе от одного общественного строя к другому; 2) структурно-функциональный подход в изучении взаимосвязи между институциональными преобразованиями в обществе и общественным сознанием; 3) современные методологические и методические требования к составлению программы социологического исследования

13 и ее реализации на полевом этапе его осуществления.

В работе использованы ключевые идеи по проблемам справедливости и социального неравенства философов-просветителей XVIII в. (Ж.-Ж.Руссо, Ш.Монтескье); социологических теорий XIX-XX вв. (О.Конт, М.Вебер, Т. Парсонс); теории общественного развития К.Маркса; отечественных исследователей конца XIX - начала XX вв. (С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин и др.).

Определение сущности и структуры справедливости как феномена современных общественных отношений опирается на теоретические положения трудов Д. Ролза и Д. Норта Т. Парсонса, в частности, на разработанный ими институциональный и нормативный подходы к анализу социальных преобразований.

Ориентиром в выявлении ценностной основы и регулятивной функции принципов социальной справедливости, факторов и тенденций их трансформации в современном российском обществе служили работы отечественных ученых В.Э. Бойкова, Ю.Е. Волкова, Т.И. Заславской, Н.И. Лапина, Ф.А. Левады, Н.М. Римашевской, М.Н. Руткевича, Ж.Т. Тощенко.

Эмпирическая база диссертации.

Эмпирическую базу диссертации в основном составили данные исследования, проведенного в декабре 2003 г. Социологическим центром Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации при непосредственном участии автора на тему «Социальная справедливость: символы и реальность».

В ходе исследования осуществлен социологический опрос 2404 человек в 25 субъектах Российской Федерации. Массовый опрос населения проведен по многоступенчатой квотной выборке, репрезентирующей террито-

14 риальное размещение россиян, соотношение жителей крупных, средних и малых городов, сел и поселков, основные социально-демографические группы в возрасте 18 лет и старше16.

Кроме этого, в тех же регионах опрошен 251 эксперт. В числе экспертов были вице-губернаторы региональных органов исполнительной власти по социальным вопросам, руководители комиссий по социальной политике региональных законодательных собраний, руководители департаментов (министерств) региональных администраций и другие представители органов государственной власти и управления.

В ряде случаев результаты исследования сопоставляются с данными социологических опросов, проведенных по однотипной методике Социологическим центром Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации17.

На первом этапе формирования выборки были отобраны регионы, представляющие все экономико-географические районы страны. Доли опрошенного населения в каждом регионе квотировались пропорционально территориальному размещению населения России. На втором этапе осуществления выборки отбор респондентов квотировался на основе данных последней общероссийской переписи населения, в которых зафиксировано количество горожан и сельских жителей и их распределение по различным типам поселений. Соответственно опрос проведен в крупных городах, являющихся республиканскими, краевыми и областными центрами, в средних и малых городах, в поселках городского типа и селах. В крупных и средних городах отбор респондентов квотировался с учетом количества людей, проживающих в исторических центрах, промышленных и «спальных» районах. Отбор сельских населенных пунктов и поселков городского типа осуществлен с учетом того, чтобы они располагались не ближе 50 километров от городов. Третий этап формирования и реализации выборки состоял в вероятностном (случайном) отборе респондентов на основе списков избирателей или по специально разработанным маршрутам. Респонденты опрашивались с использованием метода стандартизированного интервью (лицом к лицу). Сравнение выборочной совокупности респондентов с данными государственной статистики свидетельствует, что выборка по основным социальным параметрам соответствует генеральной совокупности российского населения, а расчетная статистическая погрешность не превышает 3%.

17 Речь идет об исследованиях «Экономическая активность населения» «Теневая экономика» и др., результаты которых опубликованы в вестнике Социологического центра РАГС «Социология власти».

15
Наиболее существенные результаты, полученные лично

соискателем, и их научная новизна.

Уточнено понятие «социальной справедливости» как одной из универсальных ценностей и регулятора поведения людей. Её суть - степень соответствия, с одной стороны, между способностями конкретных индивидов, уровнем их образовательной и профессиональной подготовки, другими социальными качествами, с другой стороны, - их фактическим положением в обществе: местом в общественном разделении труда, благосостоянием, возможностями удовлетворения витальных и социокультурных потребностей.

Раскрыта внутренняя структура понятия «социальная справедливость», включающая, прежде всего: а) «объективное» неравенство (в доступе к материальным, социальным и духовным ресурсам и др.); б) субъективное осознание существующего неравенства.

Обоснованы критерии изучения субъективного восприятия социальной справедливости/несправедливости. В их числе: степень соответствия труда размерам его оплаты; степень адекватности современных стандартов социального благополучия возможностям получения социальных услуг (в образовании, здравоохранении и др.), обеспечиваемых реальной государственной социальной политикой; уровень социального напряжения, обусловленный нарушением принципов социальной справедливости и др.

На основе указанных критериев и соответствующих им социологических показателей проанализированы реальные представления о социальной справедливости в общественном сознании и отношение основных категорий населения к ее реализации на современном этапе развития российского общества. Согласно данным исследования, в настоящее время идет процесс обновления представлений о принципах социальной справедливости и способах их реализации. Так, например, по данным опроса, 62,1% респондентов выразили мнение, что люди, имеющие силы, должны сами заботить-

ся о своем благополучии и меньше рассчитывать на социальную помощь государства; 36,8% - заявили, что необходимы достаточно большие различия в доходах людей, иначе пропадают стимулы для личных достижений. Эти данные показывают, что люди постепенно привыкают к рыночным преобразованиям в социально-трудовых отношениях и связанному с ними экономическому неравенству. Большинство опрошенных воспринимает как норму неравенство, связанное с различиями способностей людей, а не с незаконным присвоением собственности.

- Выявлены присущие основной массе населения оценки социальной справедливости, которые с точки зрения морали предстают как осознание людьми общественно необходимого типа отношений. Основная масса опрошенных (до 80%) считает, что социальная справедливость в обществе должна выражаться в таких принципах, как наличие равных шансов на образование и медицинское обслуживание, обеспечение соответствия доходов выполняемой (или ранее выполненной) работе. В рамках этих координат такое же количество опрошенных отмечают недостаточную реализацию этих принципов социальной справедливости в российском обществе в целом и лично применительно к себе.

Отмеченные социальные ориентации имеют мало общего с прежде доминировавшими установками на патернализм со стороны государства. Безусловно, многие люди хранят в памяти как норму возможности получения образования, медицинских и других социальных услуг, которые предоставлялись им за счет общественных фондов потребления в советский период развития. Тем не менее, массовое несогласие с тем, что российское общество в настоящее время оказалось отброшенным далеко назад в сравнении с другими индустриально развитыми странами в реализации обсуждаемых принципов социальной справедливости вполне соответствует моральным нормам цивилизованного общества.

17 Выявлена одна из краеугольных причин нарушения принципов социальной справедливости в современном российском обществе, которая выражается в нарушении зависимости личных социальных достижений от социальных качеств индивидов.

В социологическом плане это иллюстрируется, в частности, тем, что до 90-х гг. прошлого века социальный статус людей в российском обществе в значительной мере определялся их личными качествами: трудолюбием (отмечали 65% респондентов), чувством долга, ответственности (56,5%) и т.д. В настоящее время на передний план в социальном ранжировании выдвинулись факторы владения собственностью и доступа к власти. Причем в современной российской действительности обладание властью - это нередко возможность увеличения доходов.

Девальвация фактора личных достижений (в образовании, уровне квалификации и др.) обусловлена рассогласованием между социальными качествами людей, являющимися в любом развитом обществе основой социального ранжирования, и уровнем доходов людей. Это рассогласование отметили 60,2% респондентов, в том числе подавляющее большинство из категории высококвалифицированных специалистов, гуманитарных и технических профессий.

Надежность и достоверность основных результатов диссертационного исследования обусловлены соблюдением научных стандартов (расчета выборочной совокупности респондентов, процедур анкетирования и др.) при проведении опроса населения использованием адекватного теме исследования категориального аппарата и современных методов статистического анализа эмпирической информации.

Практическая значимость диссертационного исследования.

Результаты диссертационного исследования заслуживают внимания

18
при разработке законодательных и других нормативных актов,

регулирующих социально-трудовые отношения. Материалы диссертации позволяют определить ориентиры государственной социальной политики, в социальной сфере. Данные массового социологического опроса населения и экспертного опроса способствуют наполнению обратной связи между органами государственной власти и населением объективной информацией.

Апробация работы.

Основные положения диссертации изложены в двух авторских статьях объемом 2 усл. печ. л.: «Эволюция научных взглядов на проблемы реализации социальной справедливости». /Социология власти. Вестник Социологического центра РАГС. М., 2004. - №2; «Представления о социальной справедливости в контексте современного развития России»/Социология власти. Вестник Социологического центра РАГС. М., 2004. — №6. Диссертация обсуждена на заседании проблемной группы кафедры социологии РАГС при Президенте РФ.

Эволюция научных взглядов на проблему реализации социальной справедливости (методологические аспекты)

Социальная справедливость - вечная проблема общества и наук об обществе. Ее актуальность в любом историческом времени и любой стране определяется самой природой человека. С одной стороны, человек - свободолюбивое существо, поскольку он наделен не просто отражающим сознанием, но рефлексирующим разумом, оценкой и самооценкой, личным выбором и личной моральной ответственностью. Он, как правило, заинтересован сам принимать решения и далеко не всегда согласен с тем что за него это делают другие люди. Кроме того, он - социальное существо, встроенное в систему разных общностей: человек принадлежит семье, трудовому и профессиональному сообществу, национальной культуре, стране и т.д. вплоть до принадлежности человеческому роду. Эта социальная системность человека - признанный факт в современной методологии общественных наук. Как социальное существо, человек, постоянно вступая в контакт с себе подобными, вынужден ограничивать свободу своего "Я", ориентироваться на "Мы" и, таким образом, придерживаться общепринятых правил.

Так в обществе с самых древних времен сформировался и существует фундаментальный конфликт между отдельным "Я" и нормами общежития. Постепенно, в исторической эволюции общества, нормы общежития (социальные нормы) стали отождествляться с установлениями государственной власти, а фундаментальный конфликт свободы личности и социальных норм приобрел современное выражение конфликта между правами человека и предписаниями государственной машины. В определенной мере такое оформление конфликта породило саму рефлексию по поводу социальной справедливости, само понятие "социальная справедливость", глубокий смысл которого традиционно выражается в поисках справедливой государ 20 ственной формы. Такой, формы, которая способна в рамках укрепления механизмов общежития максимально защитить права человека.

Степень защищенности прав человека - ключевой показатель состояния социальной справедливости. Конкретный перечень защищенных в справедливом обществе прав человека включает в себя неотъемлемый комплекс прав на достойную жизнь. Важно понять, что комплекс прав на достойную жизнь - личностную свободу, квалифицированный и хорошо оплачиваемый труд, качественную медицинскую помощь, образование, личную безопасность, интересный и разнообразный досуг и т.д. - вбирает в себя право на жизнь. Между тем как право на жизнь не влечет за собой названного комплекса прав и, оставляя человека на уровне биологической выживаемости, едва ли может быть связано с социальной справедливостью. Например, нельзя назвать социально справедливым общество, где большинство населения - бедные люди или где не защищено фундаментальное право человека на личностную свободу.

Действительно, социальная справедливость - это не биологическая справедливость физической выживаемости и удовлетворения всех других биологических потребностей. Но это - справедливость такого общественного устройства, при котором каждый человек, независимо от пола и возраста, состояния здоровья и уровня трудоспособности, имеет возможность реализовать весь комплекс своих неотъемлемых прав на достойную жизнь. Понимаемая так социальная справедливость выставляет высокие требования самому человеку, который обязан реализовать для себя потенциал социальной справедливости, заключенный в соответствующих социальных институтах и механизмах, добиваться социальных благ собственным трудом, а не "просить" их у государства. Человечество не случайно пришло к такой типовой форме общественного устройства, как демократия, призванной обеспечивать выполнение ключевого требования социальной справедливости - пере 21 дать самому человеку основную ответственность за его жизнь и благополучие.

Показательна историческая эволюция социальной справедливости как справедливо устроенного общества. Древнейшая форма общественного устройства - именно демократия, которую по понятной логике всегда пытался ограничивать институт власти, понижая уровень социальной справедливости в режимах максимального, а то и полного отчуждения власти (ответственности) от общества. О том, что абсолютная, тоталитарная, тираническая власть - антипод социальной справедливости и что, напротив, демократия в принципе совпадает со справедливо устроенным обществом, писали, например, такие мыслители, как Н.Макиавелли, Ш.Монтескье, А.Токвиль. Они пытались определить, что такое справедливо устроенное общество, установив степень гражданских свобод, оптимальную для достижения устойчивой социальной солидарности как показателя удовлетворенности людей своими социальными условиями.

Особенности понимания социальной справедливости российским населением

Общественно-историческая практика свидетельствует о том, что понятие «социальная справедливость» особенно актуализируется в общественном сознании в периоды социальных «разломов». Современные исследовательские подходы к понятию социальной справедливости исходят из понимания этой категории как сложноструктурированной, многозначной, отражающей характер восприятия индивидами и социальными группами своего места и своего положения в общей системе социальных координат.

Подобная интерпретация данного понятия характерна для Т.В.Шипуновои, которая рассматривает социальную справедливость как «предельное представление о том, каким должны быть мир и общество, чтобы обеспечивать «свободу, равенство, братство», соблюдение прав всех людей в обществе или в целом на земле»53. Однако этот подход не единственный.

Дискуссии о сущности и применимости категории «справедливость», как критерия оценки населением происходящих социальных преобразований, выдвигают проблему комплексного ее анализа. В качестве исходной позиции такого анализа можно вьщелить следующие аспекты объяснения онтологической сущности данного понятия. В частности: а) семантическое объяснение (суть понятия); б) причинно-следственное (факторы возникновения); в) историко-генетическое (как и когда это возникло); г) функциональное (чему служит, каково его предназначение); телеологическое (какова цель)54.

Не менее важное значение для диссертационного исследования имеют работы П.Сорокина, Дж.Ролза и некоторых других ученых, в которых социальная справедливость изучается с точки зрения ее внутренней структурированности. Она операционализируется, конкретизируется применительно к реальным социальным практикам. Эта конкретизация разворачивается через перечень того, что считается справедливым в данном конкретном обществе, в данный период его развития. Такие категории (своего рода этико-нормативные социальные регуляторы) как права человека, свобода, равенство перед законом и др. в силу своей исторической устойчивости перешли в разряд идеальных общечеловеческих ценностей.

Однако их содержание и средства достижения имеют свою специфику в зависимости от общественной востребованности. Не случайно, полемизируя с разработчиками перевода социальной сферы в нашей стране на рыночную основу (образования, здравоохранения, науки, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и др.), в частности, монетизации социальных льгот, мэр Москвы Ю. Лужков пишет следующее: «Доведение до логического конца политики коммерциализации этих сфер ставит под вопрос конституционные права граждан России, установленные Основным законом принципы социального государства».55

Социальная справедливость, как предельно интегративная категория, нередко перемещается в область метафизики. Опасность этой тенденции раскрыта в теории Дж.Ролза. Для современной российской ситуации важность разработок ученого обусловлена несколькими причинами. Во-первых, Ролз разрабатывал теорию справедливости, адекватную социальной рыночной экономике. Во-вторых, он стремился не только выделить принципы

57 справедливости, но соотнести их с современной моралью. В-третьих, социальная справедливость представлена автором как идеальная ценность и как инструмент анализа.

Методологически важным в этом подходе представляется определение базисной основы этой категории - согласия («строгого» или частичного). Характеризуя общество как «общественное предприятие», Ролз в качестве его характеристики определил наличие и совпадение «конфликтов интересов». В соответствии с этим он наделил общество особой социальной ответственностью - обеспечивать блага своим членам на основе «эффективного регулирования общественной концепцией солидарности»56. Акцентируя внимание на согласии как центральном принципе справедливости, Ролз выделяет и другие принципы, одновременно считая их условиями жизнедеятельности общества: координации, эффективности и стабильности57.

Основная роль концепции справедливости, по Ролзу, заключается в «спецификации основных прав и обязанностей и в определении приемлемого распределения долей». Именно эти аспекты подвергаются в первую очередь изменениям в периоды общественных трансформаций, оперативно перемещая понятие «справедливость» в сферу социальных практик.

Влияние представлений о социальной справедливости на социальную напряженность в обществе

Исследования Социологического центра РАГС, ВЦИОМ, Фонда «Общественное мнение» и ряда других социологических служб показывают, что уже в течение многих лет большинство российского населения испытывает острое чувство тревожности, которое, с одной стороны, является показателем социальной дезинтеграции, а с другой - усиливает ее (дезинтеграцию).

Тревожность и неуверенность в завтрашнем дне присущи представителям всех слоев и групп населения, хотя, конечно, у бедных и пожилых людей эти чувства проявляются чаще и острее.

Немалая доля населения (по разным данным 60-70%) пытается преодолеть трудности жизни, и, порой, небезуспешно. Но, примерно, пятая часть опрашиваемых свыклась с невзгодами, не находит возможностей противостоять им.

Среди различных страхов, образующих синдром тревожности в обществе на первом месте находятся переживания, связанные с трудностями социальной и экономической адаптации к новым условиям жизни. В их числе опасения людей (особенно живущих ниже черты бедности или «от зарплаты до зарплаты»), вызванные ростом цен, ухудшением качества жизни, угрозой безработицы, трудностями получения надлежащего медицинского обслуживания и т.д. Такое психологическое состояние при концентрации богатства у другой относительно небольшой доли населения обостряет проблему социальной справедливости, способствует росту социальной напряженности, мировоззренческой и идеологической разобщенности людей.

Другой формой реакции многих людей на социально-экономическую поляризацию российского общества стала их мимикрия, то есть коррекция взглядов, ценностных ориентации, норм поведения и т.д. в соответствии с реалиями новых взаимоотношений. Нередко это приспособление выражается в сознательном отказе от каких-либо принципов социальной справедливости, в амбивалентности моральных воззрений - в несогласованности между исповедуемыми идеями и принципами нравственности, с одной стороны, и реальным уровнем моральных требований к себе и окружающим - с другой. Такие явления, как ловкачество, беспринципность, продажность и другие антиподы морали все чаще воспринимаются в обыденном сознании не как аномалия, а как вполне оправданный вариант взаимоотношений в быту, в политической деятельности, бизнесе и т.д.

Правда следует заметить, что сопоставление материалов проведенного в 2003 г. исследования с аналогичными данными предыдущих исследований показывает, что намечается некоторый рост доли населения с оптимистическими настроениями. Это особенно заметно в сравнении с 1998 г., когда страну потряс финансовый кризис и резко снизился жизненный уровень абсолютного большинства россиян.

В связи с отмеченным обратим внимание на динамику самооценок респондентов их собственного материального положения, так как именно длительное снижение уровня жизни вызывало и вызывает наибольшую социальную тревогу в обществе.

Похожие диссертации на Представления о социальной справедливости в сознании современного российского общества :Социологический анализ