Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Проблема влияния внутригрупповых процессов на креативность в современной социальной психологии и смежных науках
1.1. Социально-психологический подход к изучению творчества и креативности 10
1.2. Детерминанты групповой креативности 35
1.3. Креативный стиль руководства как основная детерминанта групповой креативности 54
Глава 2. Социально-психологические условия развития индивидуальной и групповой креативности проектных групп
2.1. Методология исследования социально-психологических условий творчества проектных бригад 69
2.2. Социально-психологические условия развития индивидуальной креативности членов проектных бригад 75
2.3. Социально-психологические условия развития групповой креативности проектных бригад 90
Глава 3. Влияние креативного стиля руководства на развитие групповой креативности
3.1. Методология экспериментального исследования влияния креативного стиля руководства на групповую креативность 102
3.2. Структура креативного стиля руководства и групповой креативности 107
3.3. Зависимость уровня групповой креативности от уровней креативного стиля руководства 116
3.4. Креативный стиль руководства как условие повышения креативности малой группы 129
Заключение 141
Список литературы 150
Приложения 160
- Социально-психологический подход к изучению творчества и креативности
- Детерминанты групповой креативности
- Методология исследования социально-психологических условий творчества проектных бригад
- Методология экспериментального исследования влияния креативного стиля руководства на групповую креативность
Введение к работе
Актуальность темы исследования
В наше время развитие творческого потенциала кадров является актуальной задачей руководителей в деле повышения качества и эффективности профессиональной деятельности сотрудников.
Актуальность изучения творчества и креативности заключается в том, что в коллективных видах труда существует необходимость применения группового творчества для разработки и решения многих задач. Естественным образом возникает интерес к условиям его развития и способам интенсификации. Все больше сейчас востребованы творческие команды и группы, а также работники с творческим мышлением, инициативой и высокой степенью самоорганизации. Творческий подход к работе приветствуется в организациях различного профиля (рекламные агентства, инженерные мастерские, научные коллективы, тренинговые компании, педагогические коллективы, политические институты и многие другие).
Знание основных социально-психологических рычагов развития групповой и индивидуальной креативности дало бы возможность эффективно и мягко снимать барьеры нововведений и создавать благоприятные условия для развития организаций, профессиональных групп и личности. Исследуемая проблема актуальна также и в теоретическом отношении.
Анализ литературы, посвященной проблемам творчества и креативности, показывает, что существующие подходы имеют преимущественно индивидуалистическую ориентацию и не охватывают специфические социально-психологические особенности группового творчества. Творческая совместная деятельность, влияние на творческую продуктивность социально-психологических процессов (стиль руководства и лидерства, групповое давление, взаимопонимание, ролевая структура и др.)
4 исследовано очень мало. Существуют технологии креативности и стимулирования творческой мысли, но в них практически не представлены социально-психологические характеристики творчества. В психологии творчества и педагогике, а также социальной психологии групповым механизмам и их развитию уделено недостаточно внимания.
Таким образом, важность и актуальность проблемы развития групповой и индивидуальной креативности, механизмов влияния на него внутригрупповых процессов определяется запросами теории и практики.
Развитие креативности находится в сфере внимания психологии творчества, психологии способностей, психологии личности, акмеологии, психологии профессий и ряда других отраслей психологической науки. Креативность рассматривается как свойство воображения и мышления, способствующее оригинальному и эффективному решению задач высокой сложности.
Большой вклад в психологию творчества и креативности внесли Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, O.K. Тихомиров. Ряд исследований механизмов творчества и креативности провели Л.Б. Ермолаева-Томина, И.П. Калошина, Н.В. Кипиани, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, И.Н. Семенов, Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова, Н.П. Щербо, Л.Е. Яковлева и др.
В зарубежной психологии творчества известны исследователи: Э. Де Боно, Дж. Гилфорд, Б. Клег, М. Нёльке, К. Тейлор, Е. Торренс, М. Уоллах и др.
Существуют амеологический и инновационный аспекты исследования креативности и творчества. В акмеологии творчество и креативность рассматриваются как высокая продуктивность профессиональной деятельности человека в связи с профессиональной и личностной зрелостью (А.А. Бодалева, В.Н. Вишняковой, А.А. Деркача, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, В.А. Лузгина, А.К. Марковой, Л.А. Рудкевича, Ю.В. Синягина, Е.А. Яблокова и др.). Инновационный аспект связан с креативностью как необходимым условием нововведений в организациях
5 (Р.И. Вествуд, Г.И. Герасимов, Э.Дандон, Н.А. Ильин, Л.В. Илюхин, Э.А. Искандров, Ю.А. Карпова, В.И. Некрасов, А.И. Пригожий, О.С. Советова и др.).
В рамках науковедения социально-психологические вопросы творчества изучали П.Г. Белкин, Е.Н. Емельянов, М.А. Иванов, В.П. Карцев, А. Матейко, М.Г. Ярошевский и др.
Однако, социальная психология творчества остается недостаточно развитой. Требуются системные исследования механизма влияния внутригрупповых процессов и явлений (социального познания, перцепции, аттракции, компетентности, социальных установок, стереотипов и т.д.) на креативность и творческую совместную деятельность. Социальная психология творчества нуждается в накоплении эмпирического опыта, выявлении закономерностей и выстраивании общей теоретико-методологической концепции группового творчества.
Таким образом, исходя из высокой теоретической и практической значимости проблемы влияния внутригрупповых процессов на индивидуальное и групповое творчество различных профессиональных групп и недостаточной ее научной разработанности, данная проблема избрана в качестве темы диссертационного исследования.
Объект исследования - малые группы (бригады), занимающиеся профессиональной творческой деятельностью в сфере проектирования.
Предмет исследования - внутригрупповые процессы как условия развития групповой и индивидуальной креативности.
Цель исследования — раскрыть устойчивые связи и зависимости между внутригрупповыми процессами и уровнем развития групповой и индивидуальной креативности. Задачи исследования:
1) раскрыть существующие теоретические подходы к социально-психологическим механизмам влияния внутригрупповых процессов на креативность; конкретизировать понятия группового творчества,
групповой и индивидуальной креативности, креативного стиля руководства; разработать и апробировать методику выявления уровня групповой креативности;
выявить зависимость между уровнем групповой и индивидуальной креативности и уровнем развития группы, ценностно-ориентационным единством и социально-психологическим климатом;
определить зависимость группового творчества от креативного стиля руководства; установить факторную структуру групповой креативности и креативного стиля руководства; определить основные условия и параметры успешности креативного стиля руководства.
Гипотеза исследования - уровень групповой и индивидуальной креативности в профессиональной деятельности малой группы зависит: от уровня развития группы и сплоченности, уровня ценностно-ориентационного единства, степени благоприятности социально-психологического климата. Существует тесная зависимость между уровнем группового творчества и креативным стилем руководства группой.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
психологические творческие концепции: творчества и креативности (Д.Б. Богоявленская, И.П. Калошина, Дж. Гилфорд и др.), творческих коллективов (М.В. Воропаев, Ч.М. Гаджиев, У.Гордон и др.); программно-ролевая концепция творческих коллективов (П.Г. Белкин, Е.Н. Емельянов, М.Г. Ярошевский и др.), креативного руководства (A.M. Вилинов, А.Л. Гройсман, В.А. Лузгин, В.А. Михайловский, В.И.Мордвинов, А.В. Морозов, К.С. Станиславский и др.), профессионализма и самореализации (А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.);
такие психологические концепции развития внутригрупповых процессов, как концепции: группового давления и конформного поведения (С. Аш, X. Джерард, М. Дойч и др.), социально-психологического климата (Э.Х. Арлет, В.В. Бойко, В.В. Вичев, В.Н. Литвинов, Б.Д. Парыгин, Э.Г. Шелест и др.), развития малой группы (А.В. Петровский,
7 Л.И. Уманский и др.), групповой сплоченности (А. Зандер, Р. Кочунас, К.Левин); стиля руководства (К. Бландэд, А.Л. Журавлев, В.П. Захаров, Т. Коно, К. Левин, Ф.Э. Фидлер, П. Хэрси и др.). Научная новизна исследования заключается в следующем:
конкретизирован социально-психологический подход к изучению творчества и креативности в малой группе;
уточнено и операционализировано научное социально-психологическое понятие групповой креативности, разработана и апробирована методика выявления групповой креативности;
раскрыта зависимость уровня групповой креативности от уровня развития группы, ценностно-ориентационного единства группы и социально-психологического климата;
определена зависимость уровня группового творчества от креативного стиля руководства, а также установлены основные условия и характеристики успешности креативного стиля руководства.
Положения, выносимые на защиту.
Социально-психологический подход заключается в том, что творчество рассматривается как форма межличностной и межгрупповой деятельности, которая регулируется специфическими социально-психологическими механизмами.
Мотивационной основой групповой креативности является ценностно-ориентационное единство группы, разделяемые членами группы ценности профессионального творчества и развития; индивидуальная и групповая мотивация творчества зависит от степени сплоченности и уровня развития группы.
Ключевым фактором групповой творческой деятельности является креативный стиль руководства, направленный на достижение новых результатов и форм деятельности: организацию совместного творчества, создание и поддержку творческой атмосферы.
8 4) Социально-психологическими условиями повышения креативности проектной группы являются: сплачивание членов группы вокруг поставленных творческих целей; создание творческого состязательного климата; стимулирование группы к творческим результатам и творческому отношению к труду, создание возможностей раскрыться творческим потенциалам сотрудников; адекватность групповой композиции реализуемому проекту, подбор креативного руководителя-лидера и всего состава группы по ценностям профессионального творчества и развития, уровню профессиональной компетенции и личностной креативности. Практическая значимость результатов исследования. Применение результатов и методик диссертационного исследования руководителями проектных групп позволяет создать социально-психологические условия, стимулирующие творчество и креативность сотрудников-проектировщиков и проектных групп. Использование результатов и методик исследования позволяет формировать творческие команды и ускорить адаптацию бригад к новым проектам различной сложности, организовать совместное творчество.
Разработанная в процессе данного исследования экспериментальная методика выявления групповой креативности и креативного стиля руководства может быть использована в качестве диагностического средства проектного группового творчества.
Методика и эмпирическая база исследования.
Для реализации поставленных задач использован комплекс общенаучных эмпирических методов, объединенных замыслом исследования. Исследовательская работа проводилась в архитектурно-строительной проектной организации г. Москвы ОАО «Моспроект» и Государственном Университете Управления. Общая выборка составила 190 человек, в которую вошли 160 сотрудников проектных мастерских (24 проектные группы) и 30 студентов. Основными методами явились: анкетирование, наблюдение,
9 экспертный опрос, тестирование, эксперимент. Обработка результатов исследования осуществлена методами математической статистики, включающая корреляционный и факторный анализ.
Достоверность и обоснованность полученных данных и теоретических выводов обеспечивается всесторонним методологическим и теоретическим обоснованием исследовательской концепции, применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных целям и задачам, соответствующих особенностям изучаемого предмета, сопоставлением получаемых данных и разнообразием применяемых исследовательских процедур и методик, репрезентативностью полученных экспериментальных данных, сочетанием качественного и количественного анализа с применением математических методов обработки и анализа данных, репрезентативной выборкой испытуемых.
Апробация результатов исследования.
Основные положения диссертационной работы обсуждались на заседаниях кафедры «Социология и психология управления» Государственного университета управления и представлены на научных конференциях «Актуальные проблемы управления», «Советский период развития социологии и современность» (2006г.). Результаты исследования предоставлены руководству организации ОАО «Моспроект» и приняты к реализации. Результаты диссертационного исследования изложены в 6 публикациях, общим объемом 2,13 печатных листа.
Структура диссертационной работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка (134 позиций). Основной текст диссертации изложен на 159 страницах, содержит 22 таблицы и 17 рисунков. Диссертация содержит 10 приложений.
Социально-психологический подход к изучению творчества и креативности
Творчество и креативность постоянно находится в сфере внимания ученых в различных отраслях науки. Природу творчества и связанных с ним процессов и явлений изучают философия, различные отрасли психологии, педагогика, социология и др. Среди подходов к творчеству и креативности выделяется социально-психологический подход, который начал складываться в зарубежных исследованиях в начале 40-х гг. и в отечественных в начале 70-х гг. Тогда возникла необходимость изучать научные и производственные коллективы с целью повышения производительности и эффективности совместного труда. Исследовались социально-психологические условия эффективности деятельности, способы интенсификации групповой мыслительной деятельности, адаптации молодых специалистов, выявления межличностных отношений и взаимодействий, влияния ролевого ансамбля и межличностного понимания на продуктивность и др. Увеличилось количество научных институтов и творческих коллективов. Групповое творчество считалось более значимым, нежели индивидуальное, так как коллективные формы труда пропагандировались и являлись более продуктивными. Данные исследования знаменовали отечественные разработки в области социальной психологии науки в рамках науковедения. Благодаря разработкам социальной психологии науки начал складываться социально-психологический подход к исследованиям творчества и креативности, что актуализировало необходимость изучать социальную психологию творчества как самостоятельную науку. Социально-психологический подход к творчеству и креативности свойствен Г. Алдеру, Г. Бенсону, Р. Бэйрону, Дж. Гринбергу, У. Гордону, В.П. Карцеву, А. Матейко, А.В. Морозову,
А.И. Пригожину, О.С. Советовой, Д.В. Чернилевскому, М.Г. Ярошевскому и др. Однако, дальнейшее развитие социально-психологических исследований коллективов и творчества в малых группах практически остановилось.
До настоящего времени проблема социально-психологического развития творчества и креативности в группах остается недостаточно изученной. Требуются системные исследования таких вопросов, как влияние на творческий процесс, результат, личность, коллектив и творчество в целом малых и больших групп и внутригрупповых процессов, влияние социального познания, социальной установки, стереотипов, перцепции, аттракции, компетентности и идентичности, влияние творческой личности на коллектив, формирование творческих команд, лидерство в творческой группе и многое др. В социальной психологии проблемы творчества - достаточно новое направление, требующее систематизации и накопления теоретико-эмпирической базы. Тем не менее, по мнению Д.В. Чернилевского и А.В. Морозова, можно говорить о наличии достаточно новой прикладной психологической науки — социальной психологии творчества [67].
Социально-психологический подход к изучению коллективной научной (исследовательской) деятельности начал складываться в трудах М.Г. Ярошевского, П.Г. Белкина, Е.Н. Емельянова, М.А. Иванова и др.[105,80,85,76,128] Интерес социальной психологии к научным коллективам был обусловлен высокой результативностью и качеством творческих продуктов - групповых проектов, групповых решений, групповых экспертиз и т.п. Это поставило ряд прикладных задач, связанных с совершенствованием способов управления, повышением эффективности деятельности и т.д. Как пишет Г.М. Андреева, «для традиционной психологии такой вид деятельности содержит очевидное противоречие: эта деятельность является одновременно и совместной и творческой, тогда как в традиционной психологии творческая деятельность всегда рассматривалась как индивидуальная» [2, с.340]. Задачей социальной психологии, по ее мнению, является не только изучение микросреды творческих актов, но и описание, объяснение природы совместной творческой деятельности.
М.Г. Ярошевский в свое время предложил «программно-ролевой подход», основная идея которого заключалась в том, что во всяком научном коллективе выделяются основные научные роли («генератор идей», «критик», «эрудит», «мастер» и др.), и определяются ролевые профили каждого сотрудника, обозначающие вклад в общую деятельность [128]. Он исследовал специфику коммуникации между учеными.
В связи с этим данное исследование позволяет расширить круг задач в области творческой профессиональной деятельности малых групп.
Для конкретизации социально-психологического подхода к творчеству и креативности в малой группе необходимо учесть все существующие подходы к творчеству и креативности и выявить факторы группового влияния на них.
Понятия «творчество» и «креативность» в отечественной и зарубежной психологии трактуются по-разному. Феномен творчества и креативности сложен, многообразен и динамичен, что затрудняет выявление его структуры и динамики.
Акоф и Вергара (Ackoff & Vergara, 1981) выделяют две группы подходов к определению творчества: ориентированные на поиск источников; ориентированные на процесс. К первым можно отнести: психоаналитический подход (творчество - результат внутриличностных конфликтов); гуманистический (творчество - реализация творческого потенциала при устранении внутренних и внешних препятствий); подход психометристов (творческий потенциал индивида формируется генетически и может быть определен с помощью тестов). Подходы второй группы характеризуют позицию «ассоцианистов», считающих, что творчество человека есть результат его способности находить отдаленные ассоциации в процессе поиска решения проблемы. [16]
Детерминанты групповой креативности
Детерминанты развития групповой креативности относятся к социально-психологическим условиям повышения творческой совместной деятельности.
История вопроса о создании продуктивных условий для работы начинается с начала XX века, когда возникли первые исследования в организации труда, науковедении и психологии творчества. Сейчас среди представителей изучения творчества в организациях можно выделить Дж. Гринберга, Р. Бэйрона, Г. Бенсона, У. Проктора, Г. Алдера, Э. дэ Боно, Н.П. Петрову, А.В. Морозова, М.Г. Ярошевского, Д.В. Чернилевского, A.M. Вилинова, О.С. Советову, А.И. Кочеткову, А.И. Пригожина и других. [23,7,1,13,79,67,68,128,15,101,45,85,86]
Среди психологических инновационных условий выделяются групповые и личностные. Личностные условия - это социальные установки (инновационная готовность), ценности, мотивация, смыслы, эмоциональные переживания, нормы, творческий потенциал, способности, знания, умения, навыки, удовлетворенность работой, а также социальная идентичность человека в группе. К групповым условиям можно отнести креативный стиль руководства (творческая и инновационная ориентация руководителя с соответствующей стимуляцией и мотивацией персонала), положительный и творческий климат, групповые ценности и нормы (корпоративная культура), ролевое взаимодействие («генератор идей», «критик», «организатор» и «эрудит» [128]), сплоченность и уровень развития группы.
Способность стимулировать творчество и инновации является необходимой компетенцией современных руководителей (Christensen, 1999; Janszen, 2000; Westwood and Low, 2003).[129,131,132,133,134] В качестве социальных технологий творчества сформулированы основные принципы получения управленческого решения в управлении социальными системами (A.M. Вилинов, 2002). [15]
Когда творческие люди находятся в одной группе, то речь идет о творческих коллективах. «Творческие коллективы должны представлять собой системы, способствующие творчеству, а не тормозящие его, системы, в которых организованность и порядок не исключили бы индивидуальной инициативы» (А. Матейко, 1970). [63]
Многими психологами признается, что творчество возможно только в атмосфере взаимного уважения, доверия, безопасности и принятия индивидуальностей друг друга и нацеленности на общий результат. В области изучения групповой динамики выявлены некоторые общие характеристики эффективности деятельности группы: зависимость эффективности от сплоченности групп, от стиля руководства, влияние на эффективность способа принятия группового решения и т.д. Андреева Г.М. замечает, что в большинстве исследований исследования групповой эффективности свелось к изучению продуктивности, а в дальнейшем к проблеме производительности труда рабочих бригад. Но помимо продуктивности групповой деятельности в ее эффективности входит удовлетворенность членов группы групповой деятельностью (удовлетворенность межличностными отношениями и удовлетворенность совместной групповой деятельностью). [2] В настоящее время для многих компаний наиболее эффективный вид деятельности - продолжение работы по принятым и успешно действующим методам. Однако современный бизнес в любой момент может потребовать разработки и внедрения инновационных проектов, что в силах будут осуществить только истинно творческие команды.
Для успешной работы творческого коллектива или творческой команды необходимы грамотный отбор персонала и развивающие творческий потенциал условия. Вслед за отбором потенциальных творческих работников возникает задача применения такой системы управления ими, которая позволит дарованиям этих людей развиваться наилучшим образом.
Методология исследования социально-психологических условий творчества проектных бригад
Диагностируя социально-психологические условия творчества сотрудников и группы, можно понять причины низкой или высокой продуктивности группы. Анализ внутригрупповых явлений и процессов дает возможность выстроить наилучшие социально-психологические условия для более производительной творческой работы подчиненных. Диагностируя уровень развития креативности индивидов и группы, можно ясно увидеть творческий профессиональный потенциал всей группы и её членов в отдельности в настоящий момент и в перспективе.
После анализа и систематизации теоретических источников, мы предположили, что для развития групповой и индивидуальной креативности необходимы следующие условия:
1. Группа должна быть развита в коллектив или команду, когда члены группы принимаются друг другом, воспринимаются как необходимые элементы группы (уникальные) и находятся в совместной деятельности по достижению всем желанной цели.
2. Творческий климат. Творческий климат - это сформированная определённым образом обстановка, в которой человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным, готовым к творческой работе. Развитие креативности коллектива и его членов может происходить в благоприятном социально-психологическом климате, в котором существуют поддерживающие отношения как по горизонтали, так и по вертикали.
3. Групповая сплоченность является фактором, способствующим развитию групповой креативности, тогда как огруппление мышления группы приводит к утрате творчества в связи с появлением стереотипов, давлением одних членов группы на других и невозможностью сделать что-либо иначе, только в соответствии с нормами группового большинства. Сплоченность группы должна быть высокой, группа должна быть во многом референтной для своих членов, чувство принадлежности к группе должно быть высоким. Однако, при высокой сплоченности в группах должно быть представлено многообразие взглядов, знаний, профессионального опыта и др.
4. Стиль руководства должен быть креативным. Руководителю необходимо профессионально совершенствоваться в управленческой теории и практике, креативный стиль руководства предполагает достаточно высокий уровень управленческого мастерства, творческое отношение к труду.
В теоретическом анализе внутригрупповых процессов выявлены закономерности: чем выше уровень развития группы, тем более сплоченной она становится, тем более благоприятный социально-психологический климат, тем более гибко управляет группой руководитель. И наоборот, чем более гибко управляет группой руководитель, тем благоприятнее становится климат, более сплоченней группа и тем выше уровень ее развития. Чем более ригиден в управлении руководитель, тем менее развита группа, хуже климат, сильнее отчужденность, слабее сплоченность и менее развита групповая креативность.
Для проверки гипотезы о влиянии внутригрупповых процессов на уровень креативности малой группы нами проведено обследование 190 человек (24 проектные бригады и 2 студенческие группы). Объект исследования — архитектурно-проектные группы (бригады). Основным критерием выбора стали вид группы по размеру (малая группа, от трех до пятнадцати человек, находящаяся в одном физическом пространстве - офисе, кабинете, комнате), наличие творческой деятельности, связанной с исследованием, разработкой и решением задач.
В исследовании мы выясняли групповые проблемы в коллективах, тем или иным образом влияющие на уровень креативности работников и проектных групп, в связи с чем наша цель состояла в установлении корреляции внутригрупповых процессов и креативности. В соответствие с целью практического исследования поставлены следующие задачи:
1. Разработать инструментарий и провести опрос по выявлению внутригрупповой социально-психологической ситуации. Выявить наличие и отсутствие условий для развития креативность, уровень креативности в малой группе на примере архитектурно-проектных групп.
2. Обработать, проанализировать информацию опроса и установить зависимости между внутригрупповыми процессами и уровнем развития креативности в группе.
3. На основе данных опроса и найденных зависимостях разработать лабораторный социально-психологический эксперимент по одному из процессов и после этого провести его с группами студентов.
Исследование в проектных группах проводилось в три этапа: неформализованное интервью с руководителями проектных групп (экспертный опрос), анкетирование с тестированием на второй стадии и тестированием на третьей стадии.
Для выбора наиболее важных психологических условий креативности мы воспользовались данными проведенного экспертного опроса. Экспертный опрос методом интервью нацелен выявить социально-психологические и социально-экономические проблемы творчества в действительности проектных групп. В качестве экспертов выбраны одиннадцать руководителей архитектурно-проектных бригад.
Методология экспериментального исследования влияния креативного стиля руководства на групповую креативность
Теоретический анализ влияния внутригрупповых процессов на креативность малой группы выявил, что интегрирующим групповые процессы параметром является стиль руководства. В проектных бригадах креативное руководство имеет влияние на уровень групповой креативности (г=0,548;р=0,05), но на уровень индивидуального творчества влияние не установлено. В группе, занимающейся творческой деятельностью, стиль руководства должен быть креативным. Это предопределило объект, предмет, задачи и гипотезу экспериментального исследования.
Объект экспериментального исследования — группы студентов. Количество исследованных единиц - тридцать студентов. Группы отбирались по признакам: размер группы от трех до пятнадцати человек, единое физическое пространство и наличие творческой деятельности, связанной с исследованием, разработкой и решением творческих задач.
Предмет экспериментального исследования - зависимость групповой креативности от креативного стиля руководства в малой группе.
Цель экспериментального исследования — выявить зависимость групповой креативности от креативного стиля руководства в малой группе.
Задачи эксперимента: 1. Разработать и провести лабораторный социально-психологический эксперимент по выявлению зависимости групповой креативности от креативного стиля руководства. 2. Проанализировать данные эксперимента и подтвердить (опровергнуть) связь и корреляции между креативным стилем руководства и групповой креативностью. 3. Установить факторную структуру групповой креативности и креативного стиля руководства. 4. Сравнить параметры групповой работы в экспериментальной и контрольной группе и выявить основные параметры креативного стиля руководства в малой группе.
Гипотеза эксперимента — креативный стиль руководства малой группой детерминирует развитие групповой креативности. Следствием данной гипотезы является повышение эффективности, качества и новаторства труда, а также повышение нематериальной мотивации сотрудников, сплачивание группы в коллектив или команду без «огрупплености» и налаживание социально-психологического климата.
Достоверность экспериментального исследования обеспечивалась тщательным планированием каждого этапа и четкостью экспериментального контроля за переменными. Для изучения каких-либо явлений применяют лонгитюдные исследования, но в данном случае подобная возможность отсутствовала, и поэтому исследователи изучали динамику предмета в одномоментном временном промежутке.
Зная о трудностях обеспечения валидности в лабораторных исследованиях, автор выбрал экспериментальный план Д. Кэмпбелла с предварительным и итоговым тестированием, наличием контрольной и экспериментальной групп, с одним Х-воздействием. Замысел эксперимента состоял в том, что предварительным тестированием двух групп мы оценили уровень креативности групп (зависимая переменная) до экспериментального воздействия. Экспериментальным воздействием является внедрение креативного стиля руководства (независимая переменная). В конце творческой работы групп проведено итоговое тестирование, в котором определен уровень их креативности. Для осуществления контроля за независимой переменной (креативный стиль руководства) автором произведен выбор руководителей в контрольную и экспериментальную группу по заданному критерию - наличие или отсутствие опыта руководства проектом, творческими коллективами или кружками. Выбор производен методом интервьюирования, обеспечивающим качественную информацию по изучаемому критерию возможных руководителей. В экспериментальную группу отобран руководитель с опытом творческого руководства коллективом, в контрольную группу - руководитель без опыта подобного руководства. В экспериментальной группе руководитель осуществлял креативный стиль руководства (к примеру, провоцировал, инициировал креативный подход к делу у подчиненных и т.п.), в контрольной группе руководитель осуществлял некреативный стиль руководства (к примеру, формальное общение с подчиненными, пассивная и безучастная позиция и т.п.). Инструктаж руководителей групп производен заранее, чтобы руководители четко исполняли роль, действовали согласно предписанным инструкциям и, тем самым, обеспечивали устойчивость независимой переменной (см.: приложение «инструкции РЭГ и РКГ»), Контроль за динамикой экспериментальных переменных осуществляли наблюдатели (три наблюдателя на группу) по разработанной автором методике наблюдения. Для надежного контроля за переменными и сбора групповой информации составлены соответствующие бланки.
В экспериментальном исследовании поставленная задача имеет творческий характер и проектную специфику. В отличие от архитектурно-инженерных бригад в эксперименте проектная деятельность имеет несколько другую, но схожую специфику на этапе разработки группового плана проекта. Групповая разработка концепции проекта является общим процессом для разных видов группового проектирования, поэтому для возможности экстраполяции на них данных выбран этот этап творческой совместной работы.