Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы изучения супружеских взаимоотношений в разноэтнических семьях 14
1.1. Феноменология разноэтнической семьи и ее характеристики 14
1.2. Общее и особенное в сущности супружеских взаимоотношений в разноэтнических семьях 31
1.2.1. Исследование супружеских взаимоотношений в отечественной и зарубежной социальной психологии 31
1.2.2. Социально-психологические направления и подходы к изучению удовлетворенности - неудовлетворенности супружескими взаимоотношениями 38
1.2.3. Социально-психологические и этнопсихологические особенности супружеских взаимоотношений в разноэтнических семьях 50
1.3. Влияние этнических культур на межличностные взаимоотношения супругов 65
1.3.1. Этнос и культура. Психологические измерения культур, влияющие на межличностное общение 65
1.3.2. Влияние этнокультурных особенностей на межличностные взаимоотношения супругов 71
1.3.3. Авторский подход к изучению неудовлетворенности супружескими взаимоотношениями в разноэтнических семьях и гипотезы исследования...82
ГЛАВА II. Эмпирическое социально-психологическое исследование неудовлетворенности супружескими взаимоотношениями в разноэтнических и одноэтнических супружеских парах 87
2.1. Программа и методический инструментарий изучения супружеских взаимоотношений в разноэтнической семье 87
2.2. Основные социально-экономические, социально-психологические и этнопсихологические характеристики разиоэтнических и одноэтнических супружеских пар 102
2.3. Исследование влияния социально-психологических и этнопсихологических особенностей супругов на неудовлетворенность супружескими взаимоотношениями 120
2.3.1. Эмпирическое исследование неудовлетворенности супружескими взаимоотношениями в разиоэтнических и одноэтнических супружеских парах 120
2.3.2. Эмпирическое исследование влияния социально-экономических и социально-психологических особенностей супругов на неудовлетворенность супружескими взаимоотношениями в разиоэтнических и одноэтнических супружеских парах 124
2.3.3.Эмпирическое исследование влияния этнопсихологических особенностей супругов на неудовлетворенность супружескими взаимоотношениями в разиоэтнических супружеских парах 134
2.4. Эмпирическое исследование полоролевых особенностей неудовлетворенности супружескими взаимоотношениями в разиоэтнических и одноэтнических супружеских парах 143
Заключение 162
Библиография 166
Приложения 199
- Феноменология разноэтнической семьи и ее характеристики
- Общее и особенное в сущности супружеских взаимоотношений в разноэтнических семьях
- Программа и методический инструментарий изучения супружеских взаимоотношений в разноэтнической семье
- Основные социально-экономические, социально-психологические и этнопсихологические характеристики разиоэтнических и одноэтнических супружеских пар
Введение к работе
Актуальность исследования. Семья является одним из важнейших социальных институтов общества. От нормального функционирования семьи • во многом зависит личное счастье супругов, их психическое, физическое и социальное благополучие.
Разноэтническая семья представляет собой особый тип семьи, поскольку супруги в ней являются представителями разных этносов.
Заключение браков между представителями разных этносов - явление, имеющее историческое прошлое. Однако широкое распространение институт • разноэтнических браков получил при советской власти. По статистическим данным Всесоюзной переписи населения 1989 года в Российской Федерации 17,5% всех семей составляли разноэтнические. В этой связи изучение разноэтнических семей имеет большое значение как в теоретическом, так и в практическом отношении.
Особую актуальность исследование разноэтнических семей имеет для • Ставропольского края. Связано это в первую очередь с его геополитическим положением: он является своеобразным мостом между Европой и Азией, а также граничит с шестью национальными республиками - Карачаево- Черкесской, Северо-Осетинской (Аланией), Кабардино-Балкарской, Дагестанской, Чеченской, Адыгейской. Ставропольский край отличает высокая этническая мозаичность: на его территории проживают представители более 100 этносов. В последнем десятилетии XX века
Ставропольский край стал тем регионом, куда направились основные потоки мигрантов и вынужденных переселенцев из бывших республик СССР, из зон напряженности и вооруженных конфликтов национальных республик России. Причем большую часть мигрантов составляют разноэтнические семьи. Пребывание этих семей в зонах этнической напряженности становится опасным для жизни членов семей. Например, армяно азербайджанские семьи, проживающие в Нагорном Карабахе, в период конфликта не принимались ни Арменией, ни Азербайджаном.
Основой семьи является супружеская пара. Именно взаимоотношения между супругами определяют успешность функционирования семьи. В разноэтнических семьях характер супружеских взаимоотношений во многом определяется этническими особенностями супругов.
Вышесказанное и обусловливает актуальность изучения проблемы влияния принадлежности супругов к разным этносам на супружеские взаимоотношения.
Разработанность проблемы. Разноэтническая семья в целом и супружеская пара, как одна из ее подсистем, изучаются целым комплексом наук: этнодемографией, этносоциологией, этнологией, этнопсихологией.
В настоящее время в научной литературе накоплен обширный исследовательский. материал по разноэтническим бракам и семьям. В большей части он посвящен теоретическому осмыслению места разноэтнических браков в современных сообществах (Бромлсй Ю.В., Дробижева Л.М., Козлов В.И. и др.). Методологический и методический подходы к изучению проблемы рассматривались в работах О.А. Ганцкой, Г.Ф.Дебец, Г.А.Заикиной, А.И. Козенко, В.П. Левкович, Л.Ф. Моногаровой, А.П. Новицкой, В.И. Переведенцева, Ю.И. Першиц, М.В. Птуха, А.А. Сусоколова, Л.Н. Терентьевой, А.Е. Тер-Саркисянц, Л.Н. Трофимовой, Е.В. Фатеевой, Л.В. Чуйко.
Изучение разноэтнических семей в различных регионах страны в последние десятилетия XX века стало осуществляться на основе новых методических приемов, усовершенствованных этнографических способов исследования. Это характерно для исследований, проведенных в республиках Прибалтики Л.Н. Терентьевой, О.А. Ганцкой, А.И. Холмагоровым; в Белоруссии, Молдавии, на Украине - В.К. Бондарчик, В.И. Наулко, Л.В. Чуйко, Л.С. Соловей, А.П. Пономаревым; в Республиках Средней Азии - СМ. Абрамзон, Р.А. Ачыловой, Ш. Анаклычевым, Г.В. Васильевой, Я.Р. Винниковым, М.С. Джунусовым, Т.А. Жданко, А.И. Исмаиловым, А.И. Нарынбаевым, О. Мусаевым, Л.Ф. Моногаровой, К.Х.
Ханазаровым, В.В. Гриценко, а также В.П. Бусыгиным, Н.В. Зориным, Г.Р. Столяровой, Г.В. Старовойтовой, Ю.К. Ванькаевым, Г.А. Нспримеровой и многими другими. Значительный интерес к вопросу национально-смешанных браков в республиках Закавказья и Северного Кавказа проявляли в своих работах А.Е. Тер-Саркисянц, А.Г. Алиев, Г.А. Сергеева, Я.С. Смирнова, С.Ш. Гаджиева, А.А. Магамедов, Т.Ф. Агеева, Н.А. Алексахина, З.А. Янкова, К.С. Дзагкоева, С.А. Арутюнов, Г.Беккер., Д.Г. Брагина, Г.П. Васильева, О.А. Ганцкая, В.В. Гриценко, В.И. Козлов, А.А. Сусоколов, Л.Н. Терентьева и др.
Теоретико-методические аспекты психологии семейных и супружеских взаимоотношений рассматривали Ю.Е. Алешина, А.А. Бодалев, В.В. Бойко, К. Витек, В.М. Волкова, В.М. Воловик, В.Л. Гайда, Л.Я. Гозман, СВ. Дворяк, В.Н. Дружинин, О.Э. Зуськова, А. Келам, И. Эббер, СВ. Ковалев, С. Кратохвила, В.П. Левкович, В.П. Меньшутин, Т.М. Мишина, Г. Навайтис, Н.П. Обозов, А.Н. Обозова, Ю.Н. Олейник, Л.М. Панкова, СС Раппопорт, В. Сатир, О.С Сермягина, В.В. Столин, В.А. Сысенко, В.Я. Титаренко, Т.М. Трапезникова, Е.И. Шлягина и др.
Отдельные аспекты межкультурного общения исследовали А.Р. Акласв, С.А. Арутюнов, Ю.В. Арутюнян, А.К. Байбурин, Ш.А. Болина, Ю.В. Бромлей, СИ. Брук, А. Вежбицкая, М.Н. Губогло, Т.С. Гузенкова, А.И. Донцов, Л.М. Дробижева, Е.И. Клементьев, В.И. Козлов, А.Д. Коростелев, В.В. Коротеева, М. Коул, В.Г. Крысько, Г.У. Солдатова, Г.В. Старовойтова, И.Д. Ладанов, Н.М. Лебедева, К. Леви-Строс, Ю.М. Лотман, М. Мид, А.С Петрова, В.В. Пименов, Ю.П. Платонов, Л.Г. Почебут, Б.Ф. Поршнев, А.П. Садохин, Э.А. Саракуев, С. Скрибнер, Т.Г. Стефаненко, В.А. Тишков, Ж.Т. Уталиева, Н.П. Чебоксаров, И.А. Чебоксарова, Г.В. Шелепов, П.Н. Шихирев, J.Berry, M.Bond, G. Hofstede, D.Matsumoto, W. G.Stephan, CW.Stephan, H.C. Triandis и др. Проблемы этнического самосознания, этнических стереотипов, этнической идентификации изучали X. Дейкер, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.А. Тишков, Н. Фрейда, В.Ю Хотинец, F. Barth, К. Deaux, II. Tajfel, J. Turner и др. Методы исследования этнических процессов рассматривались в работах С.Н. Ениколопова, 1I.M. Лебедевой, В.П. Левкович, Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатовой, Е.И. Шлягиной и др. Проблемы взаимодействия семьи и нации являлись предметом исследования Р. Ачыловой.
Вместе с тем следует отметить, что проблема супружеских взаимоотношений в разноэтнических семьях пока не обеспечена фундаментальными исследованиями, в которых были бы изучены особенности влияния этнической гетерогенности супругов на супружеские отношения, обоснованы условия снижения неудовлетворенности супружескими взаимоотношениями в семьях такого типа. Ощущается раздробленность проблематики, недостаток целостного осмысления проблемы, что требует фундаментальных исследований и прикладных разработок в этой области.
С учетом актуальности и недостаточной разработанности данной проблемы, нами выбрана тема исследования: «Влияние принадлежности супругов к разным этносам на неудовлетворенность супружескими взаимоотношениями».
Целью исследования является выявление особенностей неудовлетворенности супружескими взаимоотношениями, возникающих на основе принадлежности супругов к разным этносам.
Объект исследования: 99 разноэтнических и 99 одноэтнических супружеских пар в возрасте до 35 лет, имеющих детей, проживающих на Ставрополье (общее количество респондентов 396).
Предметом исследования является влияние этнической гетерогенности супругов на неудовлетворенность супружескими взаимоотношениями.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования выдвинуты следующие задачи:
1. Провести анализ подходов к изучению влияния принадлежности супругов к разным этносам на супружеские взаимоотношения.
2. Разработать программу, процедуру и методический инструментарий исследования супружеских взаимоотношений в разноэтнических семьях.
3. Исследовать основные социально-экономические, социально- психологические и этнопсихологические характеристики разноэтнических супружеских пар и выявить их особенности по сравнению с одноэтническими.
4. Выявить сферы наибольшей неудовлетворенности супругов своими взаимоотношениями в разноэтнических супружеских парах, по сравнению с одноэтническими парами.
5. Определить влияние социально-экономических, социально- психологических . и этнопсихологических особенностей этнически гетерогенных супругов на их неудовлетворенность супружескими взаимоотношениями.
6. Выявить полоролевые особенности неудовлетворенности супружескими взаимоотношениями в разноэтнических и одноэтнических супружеских парах.
В основу исследования легли следующие гипотезы.
1. В разноэтнических и одноэтнических супружеских парах сферы наибольшей неудовлетворенности супругов своими взаимоотношениями и факторы, детерминирующие эту неудовлетворенность, различны.
2. Вследствие наличия реальной культурной дистанции супруги в разноэтнических семьях для преодоления культурных различий будут стремиться к равноправным отношениям, взаимопониманию, взаимной поддержке в большей степени, чем супруги в одноэтнических семьях.
3. Наличие благоприятной истории добрачных отношений: взаимное положительное первое впечатление супругов друг о друге, знакомство в ситуации работы или учебы, положительное отношение родителей к заключению брака будут способствовать снижению уровня неудовлетворенности супружескими взаимоотношениями в разноэтнических семьях больше, чем в одноэтнических.
4. Снижению неудовлетворенности супругов взаимоотношениями в разноэтнических семьях будут способствовать общая этническая толерантность супругов, а также высокая включенность супругов в межэтнические контакты.
5. В разноэтнических семьях существуют различия в факторах, влияющих на неудовлетворенность супружескими взаимоотношениями, обусловленные полом.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных социальных психологов, социологов, историков, философов и этнографов, в которых прямо или косвенно были поставлены и проанализированы проблемы влияния принадлежности супругов к разным этносам на супружеские взаимоотношения.
Исходя из задач исследования, нами были использованы культурологический, системный и личностный подходы. Исследование опиралось на методологический принцип детерминизма этнопсихологических явлений социальными, экономическими, демографическими факторами, на принцип единства сознания и деятельности, на гносеологический принцип.
Специфика и многогранность объекта исследования обусловили необходимость изучения теории и практики супружеских взаимоотношений вообще и супружеских взаимоотношений в разноэтнических семьях - в частности. Для проверки гипотез и реализации задач исследования был использован комплекс взаимопроверяющих и дополняющих друг друга методов исследования: теоретических - анализ философской, этносоциологической, социально-психологической, этнопсихологической литературы, сопоставление и обобщение научно-исследовательских работ по проблеме, концептуальный анализ ранее выполненных диссертационных исследований; эмпирических - наблюдение (скрытое, открытое, прямое, косвенное), опрос (заочный - анкетирование, очный - интервьюирование), тестирование, методов математической статистики - шкалирование; t критерий Стьюдента, у2 критерий Пирсона; корреляционный анализ методом Спирмена, вариант однофакторного дисперсионного анализа для непараметрических выборок методом Крускала - Уоллиса; факторный анализ по методу главных компонент путем вращения корреляционной матрицы по типу «verimax normalized».
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в процессе изучения новой эмпирической реальности впервые в отечественной социальной психологии предпринята попытка анализа влияния этнопсихологических особенностей этнически гетерогенных супругов на неудовлетворенность супружескими взаимоотношениями. Получены новые эмпирические результаты, дающие более углубленные знания о влиянии социально-психологических факторов на неудовлетворенность разноэтничных супругов их взаимоотношениями в современных условиях социально-экономического и политического развития страны. Также в исследовании впервые выявлены факторы, способствующие снижению неудовлетворенности этнически гетерогенных супругов своими взаимоотношениями, и различие факторов, снижающих неудовлетворенность, обусловленное полом супругов. Проведенное исследование позволило расширить и углубить знания в области феноменологии разноэтнической супружеской пары, в частности, выявить общее и особенное во взаимоотношениях супругов в разноэтнических супружеских парах на современном этапе развития российского общества.
Практическая значимость исследования состоит в том, что знание и учет основных факторов, влияющих на неудовлетворенность супружескими взаимоотношениями в разноэтнических семьях, могут помочь стабилизации отношений супругов. В этой связи полученные в исследовании данные можно использовать при формировании государственной семейной политики, а также пропаганде семейных ценностей через средства массовой информации.
Выявленные в ходе исследования особенности функционирования разноэтнических супружеских пар могут быть использованы при подготовке молодежи к семейной жизни. Данные, полученные в ходе работы, могут найти применение в учебном процессе при переподготовке и повышении квалификации социальных психологов, социальных педагогов, руководителей образовательных учреждений. Они были включены в спецкурсы "Введение в этническую психологию", "Этнопсихологические особенности супружеских взаимоотношений" на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров образования Ставропольского государственного университета, на курсах повышения квалификации психологов и социальных педагогов в Ставропольском краевом институте повышения квалификации работников образования, а также в других вузах г. Ставрополя.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Иерархическая структура сфер неудовлетворенности супружескими взаимоотношениями в разноэтнических и одноэтнических парах имеет ряд значимых различий: в разноэтнических супружеских парах уровень неудовлетворенности супругов отношениями в сферах «роли», «личностные качества», «материальные потребности» и «культура общения» значимо выше уровня неудовлетворенности в этих же сферах этнически гомогенных супругов.
2. На снижение уровня неудовлетворенности супружескими взаимоотношениями в разноэтнических супружеских парах наибольшее влияние оказывают социально-психологические характеристики, отражающие стремление супругов к построению равноправных взаимоотношений: равное участие супругов в распределении семейного бюджета с учетом интересов всех членов семьи, оказание мужем помощи жене в ведении домашнего хозяйства и воспитании детей, совместное проведение досуга.
3. Этнопсихологические особенности супругов в разноэтнических семьях оказывают наибольшее влияние на уровень неудовлетворенности супружескими взаимоотношениями. Этническая и религиозная толерантность супругов, участие в межэтнических контактах, восприятие близости личностных характеристик представителей этноса супруга, близкая социальная дистанция с этнической группой супруга, а также - стремление к интеграции традиций и обычаев этнических культур обоих супругов, способствуют снижению неудовлетворенности супружескими взаимоотношениями в разноэтнических браках.
4. Неудовлетворенность супружескими взаимоотношениями в разноэтнических семьях имеет особенности, обусловленные полом супруга. На снижение уровня неудовлетворенности жен в разноэтнических семьях наибольшее влияние оказывает восприятие ими близости индивидуально- личностных характеристик представителей своего этноса и представителей этноса мужа, а также преобладание в супружеских отношениях равенства половых ролей. На снижение уровня неудовлетворенности мужей наибольшее влияние оказывают общая этническая толерантность супругов и интеграция этнических традиций и обычаев этнических культур обоих супругов в семейной жизни.
Достоверность исследования, обоснованность основных результатов и выводов обеспечивались репрезентативностью выборки, использованием взаимодополняющих методов, адекватных предмету и цели исследования; применением методов математической статистики в сочетании с качественным анализом результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения диссертационного исследования докладывались на международных, всероссийских, региональных и краевых конференциях: VII Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 2000" (Москва, 2000), Международной научно-практической конференции "Этнопедагогика и этнопсихология в современной системе национального образования и воспитания" (Элиста, 2000), III Международной научно-практической конференции "Реальность этноса - 2001" (Санкт-Петербург, 2001), VIII Международной конференции "Ребенок в современном мире. Отечество и дети" (Санкт-Петербург, 2001), Всероссийской научно-практической конференции "Инновационные проблемы высшей школы" (Краснодар, 2000), Всероссийской научной заочной конференции "Современная семья: проблемы и перспективы" (Тверь, 2000), Российской научно-практической конференции "Стратегия социального развития России и молодежь" (Тула, 2001), Краевой научно-практической конференции "Семья Ставропольского края в современных условиях" (Железноводск, 1997).
Структура диссертации.
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Приложения содержат исследовательские и научно-практические материалы. Список литературы включает 450 наименований.
Феноменология разноэтнической семьи и ее характеристики
Под разноэтнической семьей в научной литературе понимается семья, члены которой имеют разную национальность или этническую принадлежность [327]. Это семья, в которой супруги и дети являются представителями разных наций. Следует отметить, что в исследованиях, посвященных изучению разноэтнических семей, ученые используют несколько определений семьи, образованной людьми разных национальностей, причем употребляют их как синонимы. Наряду с широко используемым понятием "разнонациональная" используются "межнациональная", "разноэтническая", "национально-смешанная", "межэтническая" и другие. Вследствие этого мы в своем исследовании также использовали эти понятия как синонимы при описании феноменологии такой семьи.
Отношение общества к разноэтническим бракам и семьям на протяжении его развития было неоднозначным. Анализ исторических источников свидетельствует о том, что в дореволюционной России к разноэтническим бракам государство, церковь, общественность в целом относились негативно. Свобода выбора брачного партнера в значительной степени ограничивалась национальными и религиозными традициями и обычаями. Более того, отрицательное отношение к этнически гетерогенным бракам было закреплено на законодательном уровне. Сводом законов Российской Империи не допускалось заключение браков с представителями другой веры. Термин "инородец", относящийся к народам Сибири и Европейского Севера, был не только обиходным, но и юридическим. "Инородцы" по закону лишались тех немногочисленных прав, которыми пользовалось остальное население Империи.
Институт разнонациональных семей получил поддержку после Октябрьской революции. По мере развития общества его отношение к разноэтническим семьям становилось все более позитивным. Об этом свидетельствует анализ результатов этносоциологических и этнопсихологических исследований, в которых отмечается, что с развитием общества национальные особенности внутрисемейного поведения постепенно сглаживались, хотя темпы и направления этого сближения были различны в этнических общностях [314]. В результате этого процесса у людей разных национальностей возрастала возможность взаимопонимания, совместимость норм поведения в такой сфере жизнедеятельности, как семья. Все это способствовало заключению национально-смешанных браков и образованию разноэтнических семей [157], [163], [229], [236], [237], [240].
Разноэтнические браки играют важную роль в этнических процессах общества. С одной стороны, по мнению Л.М. Дробижевой [121], они обусловливают этническую ассимиляцию, а с другой - объединяют людей, в культурном отношении уже ассимилированных. Козлов В.И., Брук СИ. [161] подчеркивают роль разноэтнических браков в процессе взаимодействия этносов. Ряд авторов [268], [284], [286], [298], [337], [367] считают разноэтнические браки фактором ассимиляции и консолидации этносов, инструментом формирования новых этносов путем прорыва внутриэтнической эндогамии. Однако, по мнению Ш.А. Болиной, брачную ассимиляцию как физическое смешение различных этнических групп, представляющую собой структурную ассимиляцию, необходимо отличать от аккультурации.
Наиболее благодатной "почвой" для создания разноэтнических семей, по мнению ученых (Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. и др.), являются зоны этнических границ расселения, крупные города, зоны освоения целинных земель и зоны инонациональных вкраплений (например, русские или русско-украинские села на Украине)
Проведенный анализ научной литературы показал, что разноэтнические семьи можно разделить на несколько типов (Дзагкоева К.С., Магамедов А.А., Гаджиева С.Ш. и др.). К одному из них относятся семьи, состоящие из представителей так называемых "родственных" народов, имеющих близкие культуры, традиции, языки (например, абхазы и адыги, абазины и черкесы, русские и украинцы) [211]. Другой тип разноэтнической семьи формируется из представителей "неродственных" национальностей: например, народов Кавказа и славянских народов. Третий тип представлен "неродственными" народами, исповедующими общую религию: например, осетины и русские, татары и дагестанцы. Четвертый тип разноэтнических семей складывается из "родственных" народов, исповедующих разные религии: например, абхазы христиане и адыги мусульмане. Пятый тип разноэтнической семьи включает в себя представителей одного народа, исповедующих разные религии: осетины христиане и осетины мусульмане.
Так как в нашей стране проживает большое количество так называемых "некоренных" народов - немцев, корейцев, турок, болгар, эстонцев, поляков, греков и др. (в литературе используется термин "нетитульные" этносы), к названным типам можно прибавить еще несколько. Один из них формируется из представителей "некоренных" народов России. Другой - из представителей "коренных" (титульных этносов) и "некоренных" нетитульных этносов; третий тип - из представителей нетитульных этносов, исповедующих одну религию; четвертый - из представителей нетитульных этносов, исповедующих разные религии. Пятый тип разноэтнических семей включает в себя представителей титульных и нетитульных этносов, исповедующих одну религию; шестой - представителей титульных и нетитульных этносов, исповедующих разные религии, и т.п. Такое разнообразие типов разноэтнических семей в литературе связывается с расширением возможностей в обществе разных этносов вступать в межнациональные браки.
Необходимо отметить, что в последние десятилетия XX века увеличивалось не только количество типов разноэтнических семей, но и их общее количество. Динамика роста разноэтнических браков связана с рядом объективных и субъективных факторов. А.А. Сусоколов [328] в качестве объективных факторов, влияющих на межэтническую брачность выделяет: 1) индустриализация общества; 2) эмансипация женщин; 3) изменение политической структуры общества; 4) национальный состав населения (этническая мозаичность);5) диспропорции половозрастного состава того или иного этноса; 6) сходство социально-профессионального, образовательного и отраслевого состава контактирующих этносов; 7) различия в миграционной подвижности этноса; 8) совместимость этнических норм внутрисемейного общения; 9) распространение двуязычия; 10) этнические особенности соционормативного поведения народов; 7) отсутствие сильных этнических и религиозных предрассудков; 6) межнациональные установки; 7) урбанизация жизни населения; 9) воспитательная работа по формированию толерантного отношения к представителям разных народов; 10) совершенствование законодательной базы.
В качестве субъективных факторов, влияющих на выбор брачного партнера иной национальности на индивидуально-личностном уровне, можно выделить: 1) среду обитания; 2) образовательный уровень; 3) профессиональный уровень; 4) систему личностных ценностей и ориентации; 5) индивидуальный опыт межнационального общения и т.д. [67], [82], [81]. Результаты корреляционного анализа данных переписей населения приводят исследователей к выводу о том, что на заключение разноэтнических браков все большее влияние оказывает национальный состав и этническая мозаичность населения [8], [26].
Общее и особенное в сущности супружеских взаимоотношений в разноэтнических семьях
Супружеская пара является основой семьи, при этом супружеские отношения становятся центральными с точки зрения оценки семьи как успешной или неуспешной, отношения между супругами в максимальной степени влияют на качество брака.
При рассмотрении супружеских взаимоотношений мы опирались на методологический подход В.Н. Мясищева, который различает взаимоотношения как внутренние состояния индивида, а общение как процесс их проявления и реализации [233]. Между взаимоотношением и общением, по его мнению, существует неразрывная связь. С одной стороны, специфика общения формируется под непосредственным воздействием взаимоотношений общающихся сторон, с другой - в процессе общения складываются те или иные взаимоотношения между партнерами. Специфика общения супругов (степень активности, формы, стиль, содержание) оказывает существенное влияние на особенности взаимоотношений и, наоборот, сложившиеся между супругами взаимоотношения сказываются на особенностях общения.
Супружеские взаимоотношения по своей природе можно отнести к межличностным. Поэтому их формирование и развитие подчиняются общим законам формирования, развития межличностных взаимоотношений. Межличностные взаимоотношения проходят несколько этапов: зарождение (процесс знакомства), закрепление (приятельские, товарищеские отношения), достигают определенной зрелости (дружеские, доверительные отношения), ослабляются и прекращаются. В качестве механизма развития межличностных взаимоотношений в литературе указывается эмиатия [243].
Эмпатия имеет три уровня: 1) проявляется только когнитивный компонент (понимание психологического состояния другого человека); 2) проявляется как когнитивный, так и эмоциональный компоненты (понимание и сопереживание, сочувствие); 3) включает когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты (понимание, сопереживание, действие). Одной из основных форм проявления эмпатии, как свидетельствуют результаты отечественных и зарубежных исследований (Кон И.С, Обозов H.W., Гаврилова Т.П., Хайдер Ф., Ньюком Т., Фестингер Л., Осгуд Ч., Танненбаум П.), является симпатия. Она обусловливается принципом подобия определенных биосоциальных особенностей общающихся людей. Симпатия может интенсифицировать переход от одной стадии межличностных отношений к другой.
Как указывают Л. Росс и Р. Нисбетт, межличностные взаимоотношения формируются и развиваются в определенных условиях, которые влияют на их динамику, глубину. На межличностные отношения оказывает влияние среда (городская, сельская), совместная деятельность, ситуация (обычная или экстремальная), материальные ресурсы, этнические особенности (моно- или полиэтническая среда).
В современной литературе нет однозначного толкования понятия супружества (Щепаньский Я., Обозов Н.Н., Обозова А.Н.). СИ. Голод считает, что супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями [89]. Супружеству присущи две характерные черты: 1) не институциональный характер связи; 2) равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов. Н.Н. Обозов [241] отмечает, что в норме супружеские взаимоотношения возникают в результате официального оформления отношений любви. Под супружеством как формой межличностных взаимоотношений автор понимает совокупность социально регламентированных отношений между брачными партнерами. Супружеские отношения являются частью семейных отношений, поэтому по содержанию, функциям, способам регулирования они отличаются от отношений любви. С точки зрения общества, функция супружества заключается в обеспечении общественного контроля над воспроизводством населения и сексуальным поведением.
С точки зрения индивида, брак, по мнению Н.Н. Обозова [241], является межличностным отношением, позволяющим удовлетворить потребности в эмоциональной привязанности, индивидуальной половой любви, в продолжении рода, организации быта и досуга, моральной и эмоциональной поддержке. Значение супружества не только в том, чтобы удовлетворять указанные потребности (они могут быть удовлетворены и вне брака). Значение супружества в том, что оно организует, стабилизирует, социально санкционирует удовлетворение этих потребностей.
Полифункциональность супружеских взаимоотношений требует всестороннего включения личности, придает супружеским отношениям исключительную глубину и интимность. Как отмечает автор, Н.Н. Обозов [241] супружеские взаимоотношения отличаются от других межличностных взаимоотношений тем, что подвергаются социальной регламентации. Это придает супружескому сотрудничеству элемент долга и ответственности.
Проблемой изучения супружеских взаимоотношений занимались социологи, демографы, философы. Ими исследовалась структура (социальные роли ее членов); динамика (возникновение, функционирование, распад); жизненные циклы, поведение в семье, взаимоотношения. Особое внимание уделялось проблеме разводов. А.Г. Харчев, И.С. Мацковский, В.А. Сысенко и другие авторы изучали причины разводов по отдельным возрастным и социальным группам [87], [311], [370].
В научной литературе 80-90-х гг. одной из центральных при изучении супружеских взаимоотношений являлась проблема их качества. Однако социологические и демографические исследования дают лишь общую картину состояния супружеских взаимоотношений. Для углубленного исследования процессов и механизмов взаимодействия супругов в семье были осуществлены социально-психологические исследования. Т.А. Гурко [101], А.И. Захаров, О.Э. Зуськова, В.П. Левкович [199, Е.С. Калмыкова [143], Д. Кутсар [185], А.Н. Волкова [70], М. Аргайл [17], ЮМ. Олейник [249], В.А. Сысенко [336] и др. исследовали взаимоотношения между членами семьи. А.В. Смехов [302], А.Г. Шмелев, Е.В. Новикова [239] и другие изучали общение и взаимодействие в семье. Ю.Е. Алешина, И.Ю. Дундулите, В.Е. Резников анализировали процессы восприятия и понимания супругами друг друга, особенности их взглядов и представлений. Отдельно следует отметить исследования, посвященные основам стабильности супружеских отношений. Это работы А.Н. Волковой [68], Н.Н. Обозова и А.Н. Обозовой [244],[243] о супружеской совместимости. Работы Н.А. Опря, Е.Ф. Рыбалко и А.Е. Поповой, О.С. Серемягиной, В.А. Сысенко посвящены изучению конфликтных взаимоотношений в семье. Работы К.К. Мягера и Т.М. Мишиной [232], Н.В. Поддубного, Е.Н. Резникова, В.В. Столица [322], Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса [389] направлены на изучение способов коррекции нарушений супружеских отношений.
Программа и методический инструментарий изучения супружеских взаимоотношений в разноэтнической семье
Изучение супружеских взаимоотношений в разнонациональных и однонациональных супружеских парах осуществлялось с 1998 по 2001 год.
На теоретико-методическом этапе (1998-1999гг.) осуществлялась разработка общей концепции исследования на основе анализа философской, этносоциологической, социально-психологической, этнопсихологической, методической литературы, научных публикаций и диссертационных исследований последних лет; разрабатывались теоретические положения; определялись исходные параметры исследования, его цель, задачи, объект, предмет, гипотезы, методологическая основа. Была разработана программа исследования, включающая батарею методов и методик, и проведено пилотажное исследование (10 разноэтнических и 10 одноэтнических семей, всего 40 респондентов).
Собственно исследовательский этап (1999 - 2000 гг.) включал в себя проведение эмпирического исследования, в ходе которого проверялись гипотезы, выявлялись основные характеристики разноэтнических супружеских пар на Ставрополье, уровень неудовлетворенности супружескими взаимоотношениями этнически гетерогенных и гомогенных супругов, изучалось влияние социально-экономических, социально-психологических и этнопсихологических характеристик супругов на неудовлетворенность супружескими взаимоотношениями в разноэтнических и одноэтнических супружеских парах.
На обобщающем этапе (2001 - 2002 гг.) проводились анализ и систематизация результатов исследования, уточнялись теоретические положения, корректировались выводы, полученные на первом и втором этапах, оформлялся текст диссертационного исследования.
Программа исследования неудовлетворенности супружескими взаимоотношениями в разноэтнических и одноэтнических супружеских парах имела свою логику и включала следующие этапы.
1. На первом этапе была сформулирована и определена проблема исследования, его цель, был проведен логический анализ основных понятий, который содержал полное и всестороннее объяснение их содержания и структуры, соотношения элементов и свойств. Анализ состоял из двух этапов: выявление главных сторон супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях и совокупности подчиненных понятий, которые помогают раскрывать особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях. На основе цели, объекта и предмета исследования были выдвинуты гипотезы, определены задачи исследования.
2. На втором этапе нами был определен конкретный объект исследования и выборка. Выборка для данного исследования строилась по типу квотной, в соответствии с демографической (половозрастной) и национальной структурой семей, проживающих в городе Ставрополе. На основе контент-анализа документации 29 образовательных учреждений города Ставрополя (личные дела учащихся и воспитанников) были определены две группы супружеских пар. Первую группу составили 99 супружеских пар, в которых супруги принадлежали к разным этносам, в возрасте до 35 лет, имеющие детей. Вторая группа включала такое же количество супружеских пар (99), в которых супруги принадлежали к одной этнической группе. Половой, возрастной состав супружеских пар первой и второй групп были идентичны.
В результате объект исследования можно представить в следующем виде. Первая группа (разноэтнические супружеские пары): муж русский, жена украинка -11; муж русский, жена белоруска - 4; муж русский, жена армянка - 4; муж русский, жена татарка -2; муж русский, жена немка -2; муж русский, жена узбечка -1; муж русский, жена мари -1; муж русский, жена чувашка -1; муж русский, жена латышка -1; муж русский, жена - не уточнена национальность -2; муж украинец, жена русская -12; муж татарин, жена русская -4; муж армянин, жена русская - 4; муж грузин, жена русская - 3; муж белорус, жена русская - 2; муж лакец, жена русская - 2; муж латыш, жена русская - 1; муж болгарин, жена русская - 1; муж аварец, жена русская -1; муж черкес, жена русская -1; муж азербайджанец, жена русская -1; муж мордвин, жена русская -1; муж удмурд, жена русская -1; муж венгр, жена русская -1; муж араб, жена русская - 1; муж афганец, жена русская -1; муж немец, жена русская -1; муж туркмен, жена русская -1; муж - не уточнена национальность, жена русская - 10; муж украинец, жена белоруска -2; муж азербайджанец, жена чувашка -2; муж азербайджанец, жена армянка - 2; муж татарин, жена туркменка -1; муж аварец, жена даргинка -1; муж армянин, жена удинка -1; муж дагестанец, жена карачаевка - 1; муж абазин, жена черкешенка -1; муж армянин, жена абазинка -1; муж грузин, жена украинка -1; муж карачаевец, жена украинка -1; муж украинец, жена татарка -1; муж армянин, жена адыгейка -1; муж болгарин, жена гречанка -1; муж поляк, жена карачаевка -1; муж армянин, жена - национальность не уточнена -2.
Вторая группа состояла из следующих одноэтнических супружеских пар: муж русский, жена русская -53; муж армянин, жена армянка -25; муж украинец, жена украинка -4; муж грек, жена гречанка -4; муж лезгин, жена лезгинка -5; муж табасаранец, жена табасаранка -2; муж карачаевец, жена карачаевка -2; муж дагестанец, жена дагестанка -2; муж азербайджанец, жена азербайджанка-2.
Основные социально-экономические, социально-психологические и этнопсихологические характеристики разиоэтнических и одноэтнических супружеских пар
В ходе исследования с помощью опроса по разработанной анкете были изучены социально-экономические, демографические, социально-психологические характеристики супругов, принадлежащих к разным этносам, проведен сравнительный анализ этих данных с результатами, полученными в ходе опроса супругов, принадлежащих к одному этносу.
В нашем исследовании разноэтнические . супружеские пары из представителей русского, белорусского, украинского этносов составили 31,3%. Исследование показало, что в 58 из 99 разноэтнических супружеских пар (58,2%) супруги являются верующими, при этом супруги в 16 семьях (16,4%), исповедуют разные религии.
Из всех исследуемых разноэтнических семей к нуклеарному типу относятся 81,7 %, расширенных семей - 7,7 %, многодетных - 12,9 %. Преобладающим является тип семьи, состоящей из супружеской пары и двух детей (46,6 %). В группе однонациональных семей эта тенденция сохраняется. Нуклеарных семей - 79,1 %, расширенных - 7,4 %, многодетных -13,7%.
Исследование позволило выделить ряд особенностей разноэтнических супружеских пар. Среди супружеских пар, в которых муж принадлежит к русской этнической группе, наибольшую часть составляют семьи с 1 ребенком, среди таких семей нет расширенных, очень малое количество многодетных. Общее количество нуклеарных семей в группе, где супруг принадлежит к русскому этносу - 96,7 % (среднее значение в группе разноэтнических семей - 81,7 %). В семьях, где оба супруга не принадлежат к русской этнической группе, при сохраняющейся общей тенденции достаточный процент составляют расширенные и многодетные семьи (по 15 % от всех семей данной группы). Эти же явления имеют место в семьях, где жена принадлежит к русской этнической группе (8,2 % - расширенных семей, 18,4 % - многодетных).
Анализ статистических данных по Ставропольскому краю свидетельствует о том, что средний размер разноэтнической семьи - 3,6 человека; средний размер семей русских, украинцев, белорусов - 3,2 человека; представителей народов Северного Кавказа и Закавказья -4,1 человека (Национальный состав населения края, типология семей, 1991).
В нашем исследовании были получены следующие результаты. Средний размер разнонациональной семьи - 3,75, средний размер однонациональной семьи восточнославянских народов (русских, украинцев) составляет 3,47, средний размер однонациональной семьи, состоящей из представителей народов Северного Кавказа и Закавказья (армяне, греки, лезгины, табасараны, карачаевцы, дагестанцы, азербайджанцы), - 4,17.
Средний размер разноэтнических семей ниже, чем одноэтнических семей представителей народов Северного Кавказа и Закавказья, но выше, чем у восточноевропейских народов.
Можно предположить, что число детей в разнонациональных семьях в Ставропольском регионе представляет как бы "компромисс" между средним уровнем детности у народов с разным уровнем рождаемости.
Анализ результатов свидетельствует о том, что в 51,6% разноэтнических супружеских пар супруги являются ровесниками, в 41,7 % семей муж или жена старше на 3-5 лет и только в 6,7 % семей муж старше жены более чем на 5 лет. Таким образом, можно отметить, что среди современных разноэтнических семей преобладают те, в которых либо супруги являются ровесниками, либо муж или жена старше на 3-5 лет.
В исследованных нами одноэтнических супружеских парах преобладают браки, в которых муж или жена старше на 3-5 лет. Таковых 42,5 %. Второе место занимают семьи, в которых супруги являются ровесниками. На третьем месте семьи, в которых муж старше жены более чем на 5 лет. Таких семей среди однонациональных в 3 раза больше, чем среди разнонациональных (соответственно 6,7 % и 18 %). Такая тенденция, на наш взгляд, связана с национальными традициями вступления в брак, свойственными народам Закавказья и Северного Кавказа, по которым мужчина должен быть старше женщины.
Среди разноэтнических браков доля повторно вступивших в брак мужей в 6,8 раза, а жен в 2,2 раза больше, чем в одноэтнических. В 3,4 % разноэтнических семей супруги официально не зарегистрировали свои отношения. Все эти семьи принадлежат к группе, где жена русская.
Данные проведенного исследования позволяют определить уровень образования супругов разноэтнических семей. Статистический анализ результатов с помощью у2 критерия Пирсона показал отсутствие значимых различий в распределении этого признака в разноэтнических и одноэтнических семьях. Полученные результаты представлены в таблице 1, приложения 7. Анализ результатов позволяет заключить, что в 50,9% разноэтнических супружеских пар и в 44,9% одноэтнических хотя бы один из супругов имеет высшее образование. В 26,9 % исследуемых разноэтнических супружеских пар оба супруга имеют среднее специальное образование. Более высокий уровень образования мужа, чем жены выявлен в 81,3 % супружеских пар. Одноэтнических супружеских пар, в которых оба супруга имеют среднее специальное образование, - 27,2 %, в которых хотя бы один из супругов имеет среднее специальное образование, - 28 %. Супружеских пар, где оба имеют среднее образование, - 10 %.
Сравнение . полученных данных привело к заключению, что разноэтнические и одноэтнические супружеские пары, являющиеся объектом нашего исследования, не отличаются между собой уровню образования супругов.
В ходе исследования нами были выявлены статистически значимые различия в распределении такого признака, как жилищные условия разноэтнических и одноэтнических супружеских пар (у2 =55,73; р=0,001). Полученные результаты отражены в таблице 2 приложения 7. Большая часть разноэтнических семей проживают отдельно от родителей, таких 79,8 %, при этом 35,4% семей имеют свою квартиру, 15,3% - собственный дом, живут в общежитии 16% разноэтнических семей, имеют другое жилье - 1,6%, только 11% семей снимают квартиру. Все это указывает на доминирование унилокального типа разноэтнической семьи.