Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние межличностных контактов на динамику этнических стереотипов Мурзаев Маматалы Султанович

Влияние межличностных контактов на динамику этнических стереотипов
<
Влияние межличностных контактов на динамику этнических стереотипов Влияние межличностных контактов на динамику этнических стереотипов Влияние межличностных контактов на динамику этнических стереотипов Влияние межличностных контактов на динамику этнических стереотипов Влияние межличностных контактов на динамику этнических стереотипов Влияние межличностных контактов на динамику этнических стереотипов Влияние межличностных контактов на динамику этнических стереотипов Влияние межличностных контактов на динамику этнических стереотипов Влияние межличностных контактов на динамику этнических стереотипов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мурзаев Маматалы Султанович. Влияние межличностных контактов на динамику этнических стереотипов : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Москва, 2003 127 c. РГБ ОД, 61:04-19/303

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Проблемы межэтнического общения и межличностных контактов в социальной психологии

1. Межэтнические отношения и межэтническое общение 14

2. Этнические стереотипы и этническая идентичность 25

3. Исторические традиции общения кыргызов и узбеков 40

Глава II. Эмпирическое исследование влияния межличностных контактов на формирование этнических стереотипов

1. Программа исследования: предмет, гипотезы, методы 59

2. Предварительное исследование: этнические стереотипы кыргызов и узбеков 64

3. Этнические стереотипы семьи у кыргызов и узбеков и характер межличностных контактов в смешанных браках 72

4. Межличностные контакты и динамика этнических стереотипов в сфере совместного обучения 80

5. Характер межличностных контактов в условиях совместной деятельности и соседства

Выводы 104

Заключение 107

Литература- 1 13

Приложение

Введение к работе

Человечество состоит из народов. История человечества есть история взаимоотношений народов, наций и отдельных государств, так как развитие каждого народа происходило при постоянном взаимодействии и взаимовлиянии с другими народами. Народы мира отличаются друг от друга своей культурой, традициями, обычаями, языком, этнической психологией. Несмотря на указанные различия, народы мира подчиняются одинаковым историческим закономерностям развития. Как отмечал русский философ Н.А.Бердяев: «Национальность есть индивидуальное бытие, вне которого невозможно существование человечества, она заложена в самых глубинах жизни, и национальность есть ценность, творимая в истории, динамическое задание» [37, С.83].

По мнению советского ученого Б.Ф.Поршнева, главной, чисто психологи
ческой характеристикой группы является наличие так называемого «мы -
чувства» [120]. Разделение людей на «своих» и на «чужих» влияет на ход раз
вития истории: именно на основе такого разделения происходят такие важные
исторические события как войны, образование новых государств, становление
новых наций. Разделение народов по различным критериям обусловливает ди
намичность общества. XX век охарактеризован писателями, публицистами и
политиками как век национализма. Первая и вторая мировые войны, беспре
рывные межгосударственные и межнациональные конфликты, которые посто
янно происходят в разных точках планеты, являются наглядным свидетельст
вом точности данной характеристики. Образование новых государств, курс на
новую политическую ориентацию отдельных государств - закономерность раз
вития истории.

С изменением политической ориентации в социалистической системе в конце XX века распад единых федеративных государств стал историческим процессом, который оказал огромное влияние на ход развития истории как в мире, так и в масштабе регионов. В результате распада единого государства СССР из союзных республик, которые долгое историческое время развивались

в рамках этого единого государства, в тесной политической, экономической, культурной взаимосвязи и взаимопомощи, образовались новые суверенные государства. «Парад суверенитетов» сопровождался бурным ростом национализма.

Межнациональные конфликты, происходившие на территории бывшего СССР и на территории бывшей Югославии («Югославский взрыв») показали, что распад федеративных государств сопровождается усилением политических, экономических, территориальных претензий наций друг к другу, которые приводят к обострению межнациональных конфликтов и непрекращающимся войнам между представителями различных этносов, унося многочисленные человеческие жизни, нарушая жизнь и благополучие многих народов.

В результате суверенизации федеративных государств, недавно считавшихся добрыми соседями и не имевших проблем в межэтнических отношениях, разные народы стали критиковать друг друга, подчас весьма воинственно. В результате каждый народ начал скрупулезно подсчитывать совершенные несправедливости и притеснения со стороны соседних народов, предъявлять претензии, аргументируя все это ссылками на историю. Эти социальные процессы в межэтнических отношениях привели к трагическим событиям и локальным войнам на территории бывшего СССР - в Сумгаите, Фергане, Оше, Северной Осетии, Ингушетии, Абхазии и Чечне. В некоторых государствах Центральной Азии идет делимитизация границ, так как между государствами имеется много споров в определении государственных границ. Так, между Кыргызстаном и Узбекистаном в определении границ существует 140 спорных участков. В таких спорных участках границы стычки между кыргызами и узбеками часто приводят к человеческим жертвам [177], [178].

Все эти процессы в межэтнических отношениях являются подтверждением того, что в национальном сознании и самосознании народов произошел резкий сдвиг. Это диктует необходимость систематического и внимательного изучения феноменов этнического сознания, национальных установок и стереотипов, обыденного сознания различных этносов, а также исследования путей,

способов и внутренних механизмов оптимизации межэтнических отношений и общения.

Проблема межэтнического общения в силу полиэтничности ряда регионов и всего мирового сообщества актуальна сегодня и будет оставаться таковой до тех пор, пока человечество существует в национальных обличиях. Она не может быть окончательно решена в обозримом будущем, так как время, социальные и социально-политические реалии вносят все новые и новые коррективы в постановку этой проблемы, в ее содержание и в попытки решения ее методами и средствами, адекватными определенному уровню развития научного знания.

Поэтому различные аспекты проблемы межэтнического общения были и остаются предметом исследования этнологов, социологов, психологов, историков и др. В исследовании межэтнических отношений и общения особую роль среди других наук играет социальная психология, так как исследуя причины поведения отдельных людей, она может прогнозировать ожидаемое взаимодействие между нациями и дает возможность избегать нежелательных столкновений и конфликтов между ними. Причинами межэтнических конфликтов являются не только политические, экономические, территориальные претензии народов друг к другу, но и исторические традиции межэтнического общения и особенности содержания отражаемого образа этноса у представителей другого этноса. Хотя очевидно, что в возникновении межэтнических конфликтов огромную роль играет психологический фактор, зачастую в исследованиях, с одной стороны, не учитываются социально-психологические закономерности и механизмы, психологические особенности народов и наций в отдельных регионах, с другой стороны, игнорируются такие факторы, как многовековая история взаимодействия народов, особенности этнического самосознания каждой нации и т.д.

Зарубежной и российской (советской) этнической психологией накоплен большой научный материал по проблемам межэтнических отношений и общения, который позволяет исследовать такие важные проблемы как: происхождение, формы, содержание существующих межгрупповых установок и стереоти-

пов и их влияние на восприятие и понимание представителя другого этноса. В различных сферах социальной жизни люди, вступая в межличностные контакты с представителями различных этносов, принимают те или иные решения, регулируют свое поведение, поступки соответственно создаваемому ими образу своего и другого этноса.

Большинство исследований проблем межэтнического общения проведено на материале сравнительного изучения представителей различных рас, религий и культур, но до сих пор нет исследований особенностей межэтнического общения субъектов, имеющих общую историю, сходный язык и близкую культуру, исповедующих одну религию, примером чего являются кыргызы и узбеки.

Особенно актуально такое исследование потому, что на почве межэтнического конфликта между этими этносами разыгралась трагедия в 1990 году, в Ошской области Кыргызстана, граничащей на западе с областями Ферганской долины Узбекистана. Социально-экономические проблемы, распределение социальных благ между кланами и требование узбеков Кыргызстана создать узбекскую автономию в Ошской области привели к межэтническому конфликту, который отличался от других межэтнических конфликтов особой жестокостью, разрушительностью и количеством жертв и др. Раны этой трагедии не заживают до сих пор. По сей день сохраняется напряженность в отношениях и межличностных контактах кыргызов и узбеков [115], [123], [143].

Ошский межэтнический конфликт 1990 года был одним из самых масштабных и жестоких на территории бывшего СССР. Межэтнический конфликт в форме массовых беспорядков и межобщинных столкновений начался 4 июня 1990 года в г. Ош и на следующий день распространился на другие районы области. Жестокие и разрушительные столкновения между кыргызами и узбеками произошли в основном в городах Ош и Узген, массовые беспорядки произошли также в ряде прилегающих к этим городам сельских местностях. Межэтнический конфликт сопровождался убийствами, изнасилованиями, погромами и грабежами. Только за первую неделю (4-10 июня) межэтнического насилия погибло 120 узбеков, 50 киргизов и один русский [143. С.324].

Причины и последствия этнического конфликта не утратили актуальности до сегодняшнего дня и вызывают интерес исследователей, которые по-разному объясняют причины Ошского конфликта. К примеру, К.Ажибекова высказывает мнение, что появление межэтнического конфликта было обусловлено нерешенными социально-экономическими проблемами, в том числе отсутствием реальных прав на труд, на жилье и др. [143]. Дж. Омукеева, анализируя межэтнический конфликт с позиций сегодняшнего дня, считает, что «основной причиной возникновения межэтнического конфликта летом 1990 года в городе Ош и Ошской области является трансформация растущего самосознания этносов СССР и их борьба за свою национальную самобытность, - с одной стороны, перераспределение сфер влияния в связи с расширяющимися процессами развала СССР - с другой, что в сочетании с социальными, экономическими проблемами и идеологическим вакуумом приобрело уродливое, однобокое понимание роли какой-либо нации (этноса) и ее исключительности» [115. С. 115]

В отличие от исследователей, характеризующих Ошский конфликт как «конфликт двух народов» [115; 123. и др.]. В.А.Тишков считает, что Ошский конфликт имел характер «серии местных эпизодов этнического насилия, когда местные доминирующие группы осуществляли насилие против представителей местного меньшинства» [143. С.326] и характеризует его как «конфликт по типу бунта» [там же. С.322]. Используя подход социально-культурной антропологии, В.А.Тишков на материале 10-ти судебных процессов (состоявшихся в 1991 году в Узгенском районе), проанализировал особенности этнического насилия в ходе чешского конфликта, влияние факторов пространства и времени на характер этнического насилия (ЭН), охарактеризовал особенности поведения участников и жертв ЭН, мотивы и объяснения участников ЭН, а также отличия Ошского межэтнического конфликта от других конфликтов, имевших место в других регионах страны.

При анализе природы, мотивации и механизмов зарождения ЭН в Ошском конфликте была вскрыта «исключительно высокая степень группового мышления среди участников ЭН» [там же. С.346], когда из-за недостатка объективной

информации появились слухи-мифы ^например, о жестокости узоеков по отношению к киргизам), что способствовало обострению конфликта [там же. С.347]. Жестокость и разрушительность конфликта В.А.Тишков объясняет состоянием массового сознания, носившим достаточно отчетливые черты «социальной паранойи», преобладанием группового мышления над индивидуальным критическим мышлением и возникновением на основе страха социальной паранойи, приведшей к жестокостям [там же. С.348].

Дж.Омукеевой проведен социологический опрос для определения того, как оценивают жители области современную обстановку в межэтнических отношениях кыргызов и узбеков, - по показателям «стабильная - нестабильная» и содержащая «возможности - невозможности» повторения событий лета 1990 года. Анализ показал, что в целом обстановку в области считают стабильной 35,5% населения, 64,5% - характеризуют обстановку в целом нестабильной. 46,7% от общего числа опрошенных считают, что несмотря на относительную нестабильность, повторение событий 1990 года невозможно, 17,8% - считают, что повторение событий 1990 года вполне возможно [115. С.123-124]. По мнению Дж.Омукеевой, еще существует опасность возникновения локальных этнических конфликтов в г. Оше, Узгене, Кара-Суу, в Узгенском и Кара-Суйском районах, где среди людей сохраняется внутренняя напряженность.

В настоящее время Кыргызстан и Узбекистан имеют границы протяженностью 1300 км. Идет делимитизация границ, есть много спорных вопросов по определению границ государств. В Кыргызстане проживает много узбеков -14,2% от общего населения (Юг Кыргызстана невозможно себе представить без узбеков. Именно на юге сконцентрировано подавляющее большинство представителей этого этноса, проживающего в Кыргызской Республике, - в таких районах, как Араванский, Кара-Суйский, Наукатский, в городах Ош, Джалал Абад, Узген большую часть населения составляли и составляют узбеки), а в Узбекистане проживает более 500 тысяч кыргызов, испокон веков живших на земле отцов - в своих селениях, районах.

Взаимоотношения кыргызов и узбеков имели различный характер в историческом развитии этих этносов. В условиях рыночных отношений межличностное общение и межличностные контакты кыргызов и узбеков на различных уровнях (государственных, трудовых, коммерчески - торговых и пр.) становятся особенно интенсивными. В результате усиления внутренней миграции в Кыргызстане, скопления большого количества людей (особенно кыргызов) в городах межличностные контакты кыргызов и узбеков стали еще более интенсивными, поэтому, чтобы предупредить нежелательное, конфликтное взаимодействие между кыргызами и узбеками, необходимы исследования и выработка научно обоснованных предложений для оптимизации межэтнических контактов кыргызов и узбеков.

Печальные Ошские события, имевшие место в 1990 году, межнациональный конфликт между кыргызами и узбеками - определяют актуальность предлагаемого исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

впервые осуществлено исследование межгруппового восприятия и взаимопонимания кыргызов и узбеков, т.е. этносов, близких по истории развития, традициям и образу жизни, языку, исповедующих одну веру, и выявлены авто- и гетеростереотипы у представителей кыргызского и узбекского этносов;

впервые проведено психологические исследования особенностей межличностных контактов кыргызов и узбеков в различных социальных ситуациях и выявлена зависимость этнических стереотипов от характера (тесноты, частоты и длительности) этих межличностных контактов;

разработаны и апробированы психологические методы исследования межгруппового восприятия на кыргызском и узбекском языках.

Теоретическое значение предлагаемого исследования определяется выявлением и анализом роли этнического фактора в межличностных и межгрупповых взаимодействиях в различных условиях социальной жизни у народов со

специфическими особенностями условий исторического развития, имеющих традиции восточной культуры взаимодействия, перешагнувших из феодального в социалистическое общество и осваивающих сегодня новые формы экономического и политического развития. Выявлены особенности формирования этнических стереотипов у народов, имеющих одну веру, близких по языку и длительному историческому опыту тесных контактов.

Практическая значимость исследования, состоит в том, что ее результаты позволяют учитывать особенности этнического сознания, в том числе со-

Л1~»*\Т1*ои'тС7 г>^'ТТТттд/>/»т\г лт'атлагл'птжгт/лг* гшт* ттотт» TfoiiTTiai ж тл»»»»ігюгю»»їжжт »»г-»#т»л|ТП TTI wp/ivd-rin/i jinrnv\/i\HA ^,іvpvOіИіІОо lipri Дсытп^ишЧ/Ш ipv^iviripwDcini'iiri пацгшпсит-

ной политики в регионе (Ферганская долина) и определять стратегию национальной политики Кыргызстана, в частности, в области образования. Особое значение эти результаты имеют при формировании личности студентов ОшГУ и определении стратегии и тактики воспитания у них толерантности.

В воспитательной работе в вузах, школах, где учатся и воспитываются вместе представители кыргызской и узбекской национальностей, необходимо систематически создавать условия для установления межличностных контактов между учащимися кыргызами и узбеками, разрабатывать специальные тренин-говые программы по формированию толерантности, открыть больше школ с совместным обучением кыргызов и узбеков.

Материалы диссертационного исследования находят свое практическое использование также в содержании лекционных курсов по социальной психологии и этнопсихологии, читаемых в Ошском государственном университете, а сама работа может быть использована в качестве пособия по психологии межэтнического общения для студентов ОшГУ.

Основная цель исследования: выявить роль межличностных контактов в межэтническом общении, в частности, в процессе межэтнического восприятия и понимания людьми друг друга, выявить некоторые специфические факторы и механизмы, влияющие на процесс формирования и изменения этнического сте-

реотипа, когда взаимодействующие люди являются представителями этносов, имеющих общую историю, близкий язык и общую веру.

Задачи исследования: 1. Разработать основные теоретико - методологические принципы социально-психологического исследования межэтнического общения и межэтнических контактов в зависимости от исторических, социальных и культурных факторов.

2. Выявить этнические авто- и гетеростереотипы узбеков и кыргызов, влияние межличностных контактов на характер этих стереотипов и возникающие при этом установки на расширение или сужение межэтнического общения в различных социальных условиях.

3.Исследовать особенности восприятия друг друга кыргызами и узбеками в конкретных социальных ситуациях общения (в семье, в совместном обучении, в совместной деятельности и в соседстве).

4.Сформировать основные направления психологической работы по предотвращению межэтнических конфликтов между кыргызами и узбеками.

Объект исследования: особо отмечается, что объектом исследования были не кыргызы и узбеки в целом, а кыргызы и узбеки, проживающие в Ферганской долине, которые отличаются от кыргызов, проживающих в северной части Кыргызстана, и узбеков, проживающих в других районах Узбекистана ( в Кашкдарьинской, Сурхандарьинской и др. областях Узбекистана).

Испытуемыми выступили:

ных браках (121 человек) и вступающие в них. (42 человека).

  1. Студенты кыргызских, узбекских и русских групп Ошского государственного университета. (392 человека).

  2. Люди кыргызской и узбекской национальности, проживающие по соседству в городе и в селе (526 человек), работающие в одной организации (97 человек), играющие в одной футбольной команде. (12 человек).

Общий объем выборки составил 1831 человек (1190 - в основном исследовании и 641 - в предварительном). В выборку включены люди различного пола, возраста, образования и социального положения.

Предмет исследования: динамика этнических авто- и гетеростереотипов кыргызов и узбеков в условиях межличностных контактов в различных условиях социальной жизни.

Методологическую основу работы составляют фундаментальные положения философии, социологии и психологии. Теоретической предпосылкой исследования послужил подход к изучению процессов общения и социального восприятия в контексте деятельности реальных социальных групп, развиваемый кафедрой социальной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Методы исследования, наблюдение, интервью, анкета - словесное описание, списки личностных черт.

Положения, выносимые на защиту:

1 Влияние межличностных контактов на динамику этнических стереотипов обладает спецификой у этносов, обладающих сходным языком, общей религией и проживающих в течение длительного времени на одной территории ( в частности, кыргызов и узбеков, проживающих в Ферганской долине);

2.В соответствии с этим «гипотеза контакта» не исчерпывает всех характеристик такого влияния, так как в их детерминацию включается широкий социальный контекст (совокупность социальных условий жизни, исторических традиций и пр.);

3. Вместе с тем, непосредственное влияние межличностных контактов на динамику этнических стереотипов может быть прослежено в различных ситуа-

циях реальной жизни двух этносов: в межнациональных браках, в условиях совместного обучения, в совместной деятельности и соседстве.

4. Специфика процессов в этих трех сферах обусловлена особенностями исторического развития и традиций культуры кыргызов и узбеков, которые, несмотря на сходство, обладают и значительными различиями.

Межэтнические отношения и межэтническое общение

Разнообразные отношения людей в обществе реализуются в специфических формах общения. Каждый народ имеет свои нормы общения, выработанные в ходе исторического развития. Поэтому каждый человек, исходя из этнических норм культуры общения, строит свои отношения с другими людьми, устанавливает межличностные контакты с другим человеком.

По мнению Л.М.Дробижевой, термин «межнациональные отношения» имеет широкое и узкое толкование. Известно, что в философской и исторической литературе под национальными отношениями, а в этнографической литературе под межэтническими отношениями в широком смысле слова имеется в виду взаимодействие народов в различных сферах общественной жизни, в том числе этнокультурные контакты как на институциональном, так и на личностном уровне. В социологической и социально-психологической литературе под термином «межнациональные отношения» или «межэтнические отношения» имеются в виду также и межличностные национальные отношения или, как еще говорят, «национальные отношения на личностном уровне» [64, С. 154].

Таким образом, межэтнические отношения могут быть рассмотрены на двух уровнях - личностном и групповом. Они складываются в разных сферах жизни - в области политики, трудовой деятельности, в быту, семье, дружеском, неформальном общении. Характер межэтнических отношений (дружественные, нейтральные либо конфликтные) зависит от исторического прошлого, социально-политической обстановки в стране, от экономических и культурно-бытовых условий жизни, непосредственной конкретной ситуации или заинтересованности в общении. Межэтнические отношения содержат в себе рациональные, когнитивные элементы, эмоционально-оценочные и регулятивные компоненты [см.23;63;65] и всегда субъективно переживаются представителями разных национальностей, этнических общностей. По мнению Т.Г.Стефаненко, межэтнические отношения - это не только отношения между группами (доминирования или подчинения, соперничества ли сотрудничества), но и отношения к группам, которые проявляются в представлениях о них - от позитивных образов до предрассудков [131. СЮ].

Межнациональные (или межэтнические) отношения проявляются и бытуют в межэтническом общении.

Категория «общение» занимает центральное место в социальной психологии, ибо только в процессе общения реализуется вся система общественных и межличностных отношений [21]. Межэтническое общение есть нечто большее, чем рутинный аспект всякого человеческого общения вообще, оно есть прежде всего общение между субъектами социально-этнического процесса, это реальное проявление и бытование межнациональных отношений. Межэтническое общение формируется на объективном фундаменте и является важной формой общественно-исторической практики. Межэтническое общение, предполагающее взаимодействие, требует от участников не просто осознания необходимости и желания вступить в общение друг с другом, но и стремления к саморазвитию, развертыванию всего богатства внутренних связей с целью поиска возможностей для исчерпывающего и адекватного межэтнического взаимодействия. В таком случае межэтническое общение будет способствовать развитию всех его участников.

Межэтническое общение - это исторически необходимый, самодостаточный, духовно богатый, целенаправленный и созидательный процесс взаимодействия народов и этнических групп. Оно проявляется непосредственно и опосредованно в разнообразных видах согласованных и несогласованных контактов в различных ситуациях - в ходе трудовой деятельности, в непроизводственной сфере, в семье, быту, при организации досуга, поддержании дружеских и иных связей и пр. Межэтническое общение может быть позитивным или негативным, нежелательным или конфликтным в зависимости от многих условий, прежде всего от характера межэтнических отношений, а он - «дружественный, нейтральный или неблагоприятный - в первую очередь зависит от общественно-политических условий в микросреде, социальных отношений в системе, развития демократии, господствующей идеологии, политики государства» [64, С.155].

Межэтническое общение - это и общественно необходимый процесс, и одновременно - социально - психологическая потребность развития личности, сфера ее духовной свободы. Оно протекает в этнической среде как на межгрупповом, так и на межличностном уровне. Этническая среда действует на межэтнические отношения, с одной стороны - общественно - политическими установками в макросфере, а с другой стороны - индивидуальными особенностями общающихся субъектов, способностью к идентификации с другими, степенью конформности в отношении культуры собственного этноса [Там же, С. 156].

Этнические стереотипы и этническая идентичность

С введением термина «стереотип» в социальную науку в США У.Липпманом, эта проблема вызвала большой интерес ученых и стимулировала многочисленные исследования. По мнению П.Н.Шихирева, несмотря на многие недостатки концепции Липпмана, ему удалось выявить реально существующий феномен и указать на некоторые закономерности функционирования стереотипа в процессе мышления и поведения [158, С.113]. С этой точки зрения, интересна концепция У.Вайнеки о специфических особенностях стереотипа: специфику стереотипа как особого класса понятий он пытается выявить, анализируя процесс формирования представлений об объекте, в котором, по его мнению, необходимо различать представления об интенсиональных и экстенсиональных свойствах объекта. Интенсиональные свойства, согласно Вайнэки, суть свойства объекта, выделяемые субъектом, как имеющие для него специфическое, личное значение, которое может отличаться от значений, придаваемых объекту другими людьми. Экстенсиональные же свойства имеют всеобщее значение, и относительно них «между всеми нормальными людьми существует единое мнение». Стереотип, по мнению Вайнэки, - это такое понятие, которое может формироваться на основе как интенсиональных, так и экстенсиональных свойств (в отличие от научных понятий, которые складываются лишь на основе экстенсиональных свойств). Рациональное зерно вопроса об истинности стереотипа он ставит в центр внимания, так же как и проблему абсолютизации тех или иных конкретных свойств объекта, возведения их сущностных черт, критерием чего является их социальная значимость, т.е. согласие об их важности, достигнутое в рамках данной социальной общности. Иными словами, стереотип, согласно этой концепции, отличается от других видов знания тем, что соотносится главным образом не с соответствующим объектом, а со знаниями других людей о нем [158. С.115-116].

По мнению П.Н.Шихирева, главная отличительная особенность стереотипа заключается в том, что это - знание стандартное. «При этом неважно, истинно данное знание или ложно, поскольку главное в стереотипе не сама истинность, а убежденность в ней, причем отличительной особенностью убежденности, сопутствующей стереотипу, является ее устойчивость, прочность. На наш взгляд, оценка того или иного вида знания с точки зрения его фиксирован-ности, прочности весьма плодотворна, ибо влечет за собой постановку весьма важной новой проблемы: каким образом знание «затвердевает», превращается в догму и почему функционирует, даже когда доказана его гносеологическая несостоятельность» [158, С.116].

В литературе приводятся многочисленное определения стереотипа, даваемых в традиционной социальной психологии: «стереотип не обязательно ложен», а иногда может быть «абсолютно правилен» (Липпман), стереотип -«совокупность мифических признаков, приписываемых группам» (Кларк), стереотип - «широко распространенная ложная информации, традиционная бессмыслица» (Хаякава) и др. Вместе с тем все большее признание в литературе находит гипотеза О.Клайнберга о «зерне истины» в стереотипе, согласно которой общий объем истинных знаний в стереотипе превышает объем ложных [129. С.243]

Подчеркивая порождение стереотипов обществом, Г.Оллпорт выделял несколько подходов (исторический, социально-культурный и др.) в объяснении детерминации стереотипов. Д.Креч и Р.Крачфилд рассматривали две плоскости в изучении стереотипов: социологическую и психологическую, и выделили их различия, а также рассматривали стереотип как разновидность социальных установок, выделяя в нем когнитивные, аффективные и поведенческие компоненты [158]. Анализируя роль стереотипов в познании человека человеком, Н.А.Рождественская, подробно рассматривала те положения Липпмана, которые имеют отношение к объяснению ошибок, возникающих в результате «стереотипного» восприятия действительности [124].

Швейцарский социальный психолог В.Дуаз, предприняв попытку систематизации соответствующих экспериментальных работ, выделил четыре уровня стереотипов и им подобных ценностных, идейно-психологических образований. К первому уровню относятся индивидуально-психологические особенности формирования представлений человека о своей социальной среде. Однако, как показывает В.Дуаз, невозможно выделить чисто индивидуальные образы действительности. Они формируются под влиянием образований второго уровня, а именно - представлений, складывающихся в ситуации межличностного взаимодействия. Эти представления являются уже социальным образованием. Третий уровень - коллективные представления - это также социальное образование, но формирующееся в межгрупповых отношениях. Социальный стереотип зарождается и функционирует именно на этом уровне. Наконец, четвертый, высший уровень - идеология, которая складывается под влиянием определенных исторических условий данного общества [см. 158, С.271].

Исходя из этих положений В.Дуаза П.Н. Шихирев приходит к такому выводу: его (стереотипа - М.М) свойства - поляризация оценки, жесткая фиксация, интенсивная аффективная коннотация - обусловлены именно фактором регуля-торной функции в социальных системах и подсистемах. Функционируя внутри группы, стереотип и поляризует группу, и сам поляризуется в групповой динамике, обусловленной, в свою очередь, динамикой межгрупповых отношений. В результате стороны того или иного существующего социального противоречия, феноменологически поляризуясь в противоположных, во взаимодополняющих образах, психологически концентрируют вокруг себя и мобилизуют реальных субъектов социального действия - индивидов, социальные группы, классы - для разрешения их силами обострившегося противоречия» [158, С.272].

Программа исследования: предмет, гипотезы, методы

Начиная рассматривать проблему межэтнического общения кыргызов и узбеков на межгрупповом и межличностном уровнях, мы считаем правомерным остановиться на таком факте, что у кыргызов, а также у узбеков понятие «общение» в том смысле, в котором оно дается в социальной психологии, отсутствует. Контакты и взаимодействия людей обозначаются у кыргызов словом «ма-миле», у узбеков - словами «муамуля», «мулакат». По смыслу и значению эти слова ближе к термину «отношения», чем к термину «общение». Это замечание необходимо сделать в связи с разработкой методик исследования на кыргызском и узбекском языках.

Наше исследование является первой работой, рассматривающей межэтническое общение кыргызов и узбеков, в частности, характер их межличностных контактов в различных социальных ситуациях и влияние этих контактов на динамику этнических стереотипов, в значительной степени выявляющей особенности проявления «гипотезы контакта» в специфических условиях.

Объект исследования был охарактеризован выше: это кыргызы и узбеки, живущие в Ферганской долине, имеющие отличия по происхождению, языку, культуре и образу жизни от кыргызов и узбеков, живущих в других регионах. Учитывая, что работа включает в себя несколько по существу самостоятельных исследований, в каждом конкретном случае объект обозначен особо.

Основное исследование состояло из 3-х частей. Испытуемыми выступили: В первой части: Молодые люди (кыргызы и узбеки), размышляющие о межнациональных браках (121 человек) и вступающие в них (42 человека). Всего 163 человека).

Во второй части: Студенты кыргызских, узбекских и русских (европейских) групп филологического, физико-математического, педагогического факультетов Ошского государственного университета (392 человека).

В третьей части: Люди кыргызской и узбекской национальности, проживающие по соседству в городе и в селе (526 человек), работающие в одной организации (97 человек), играющие в одной футбольной команде (12 человек). Всего 635 человек.

Общий объем выборки составил 1831 человек (1190 в основном и 641 — в предварительном исследовании). В выборку включены кыргызы и узбеки, люди различного пола, возраста, образовании и социального положения.

Предмет исследования: динамика этнических авто- и гетеро- стереотипов кыргызов и узбеков в условиях межэтнических межличностных контактов в различных условиях социальной жизни (в межэтнических браках, при совместном обучении в вузе, в условиях соседства, участия в совместной деятельности в спорте и совместной работы в одной организации).

Цель исследования: выявить роль межличностных контактов в формировании и изменении этнического стереотипа, когда взаимодействующие люди являются представителями этносов, имеющих общую историю, близкий язык и общую веру;

Задачи исследования:

1. Разработать основные теоретико-методологические принципы социально-психологического исследования межэтнического общения и межличностных контактов в зависимости от исторических, социальных и культурных факторов.

2. Выявить этнические авто- и гетеростереотипы кыргызов и узбеков, влияние межличностных контактов на характер этих стереотипов и возникающие при этом установки на расширение или сужение межэтнического общения в различных социальных условиях

3. Исследовать особенности восприятия друг друга кыргызами и узбеками в конкретных социальных ситуациях общения (в семье, в совместном обучении, в совместной деятельности и в соседстве); выявить, в частности, особенности проявления «гипотезы контакта» в этих условиях.

4.Сформировать основные направления психологической работы по предотвращению межэтнических конфликтов между кыргызами и узбеками.

Гипотеза исследования: Существует взаимовлияние содержания и динамики этнических стереотипов кыргызов и узбеков и характера межличностных контактов между ними.

Гипотезы-следствия: 1) Важную роль в динамике этнического стереотипа играют стереотипы семейных отношений, проявляющиеся при вступлении в брак представителей различных этносов, но одной веры, близких языков и имеющих длительную традицию смешанных браков.

2) На содержание и динамику этнических стереотипов влияет характер непосредственного общения между представителями разных этнических групп, обучающихся в одном учебном заведении.

3) Большую роль в изменении этнических стереотипов играют межличностные контакты сотрудников, работающих в одном учреждении, принадлежащих к одной и той же спортивной команде и проживающих по соседству.

Методологическую основу работы составляют фундаментальные положения философии, социологии и психологии. Теоретической предпосылкой исследования послужил подход к изучению процессов межличностного и межгруппового общения и социального восприятия в контексте деятельности реальных социальных групп, развиваемый кафедрой социальной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и реализуемый, в частности, при исследовании межэтнического общения.

Методы исследования: наблюдение, интервью, анкета - словесное описание, списки личностных черт.

Методом наблюдения характера межличностных контактов кыргызов и узбеков были получены данные о поведенческом компоненте структуры этнического стереотипа.

В интервью и анкете испытуемым предлагалось дать словесное описание кыргыза и узбека, для чего назвать три наиболее типичные черты, соответственно характерные для большинства представителей того и другого этноса. Качества (черты) рассматривались как стереотипные, если не менее 80% испытуемых были согласны относительно их наличия у описываемого этноса.

Предварительное исследование: этнические стереотипы кыргызов и узбеков

С целью выявления содержания этнических стереотипов кыргызов и узбеков вне рамок конкретного типа межличностных контактов нами было проведено предварительное исследование, которое содержит две части. Основным методом первой части исследования был метод словесного описания - интервью, а второй - список личностных черт. В целом в предварительном исследовании был опрошен 641 человек (мужчин - 310, женщин - 331). Из них: кыргызы - 383 (мужчин - 187 , женщин - 196), узбеки - 258 (мужчин - 123, женщин -135). Возраст с разбросом от 17 до 58 лет (средний возраст респондентов -36,5 лет). Респондентами были: студенты, рабочие, крестьяне, учителя, служащие, домохозяйки и безработные со средним, среднеспециальным, неоконченно высшим и высшим образованием, проживающие в сельских местностях (кишлаках и горных айылах) и в городе, граждане Кыргызстана и Узбекистана. Исследование проведено до межнационального конфликта в г. Ош в 1990 году;

В первой части исследования испытуемым (всего 315 человек, из них кыргызов - 166, узбеков - 149) предлагалось назвать три наиболее типичные черты, характерные для большинства кыргызов и узбеков. Интервью составляли следующие вопросы: «Как Вы относитесь к кыргызам (узбекам), чем хороши и плохи кыргызы (узбеки)? Если можете, назовите три положительные и три отрицательные черты кыргызов (узбеков)?»

Полученные этнические стереотипы проявились в форме отдельных слов («добрые, скромные» и т.д.) и словосочетаний («терпимы к другой национальности» или «не умеют ценить себя» и т.д.). При анализе результатов респонденты были разделены по критерию их опыта в межэтнических контактах: выходцы из Республик Кыргызстана и Узбекистана, живущие в моно- и многонациональной среде; по соседству в одном селе или в разных селах.

Результаты первой части предварительного исследования показали, что кыргызы, живущие в многонациональной среде, включают в гетеростереотип узбеков больше положительных качеств, чем кыргызы, проживающие в мононациональной среде. В то же время узбеки, живущие как в моно-, так и в многонациональной среде, включают в гетеростереотип кыргызов больше отрицательных качеств, чем положительных, что, по-видимому, является показателем достаточно сильно выраженного этноцентризма. Можно сказать, что такое содержание этнических стереотипов кыргызов и узбеков сыграло определенную роль в межнациональном конфликте.

Что касается характеристики автостереотипов, то она в какой-то мере характеризует те процессы, которые происходят в этническом самосознании народа: так, узбеки в автостереотипе назвали 27 положительных и 28 отрицательных качеств, а кыргызы в автостереотипе назвали 12 положительных и 22 отрицательных качества. Это отражает отношение кыргызов и узбеков к своей нации: большое количество отрицательных качеств в автостереотипе характеризует их самокритичность по отношению к своему этносу, что проявилось, в частности, до межэтнического конфликта 1990 года.

С началом перестройки узбеки и кыргызы встретились с новыми проблемами. Вследствие безработицы усилилась миграция кыргызов из горных районов в города, но там они оказывались зачастую без жилища, без работы, без перспектив на будущее, т.е. сталкивались с новыми жизненными трудностями. В то же время узбеки, ранее жившие в городе, успешно занимались торговлей и воспринимали негативно «нашествие» кыргызов, усматривая в нем угрозу притеснения узбеков в будущем. Это порождало негативную установку к кыргызам и подчеркивание позитивного, в том числе самокритичного отношения к своей нации. Что касается большей самокритичности кыргызов, то она свидетельствует о росте их этнического самосознания, о продолжающемся процессе формирования их как нации. [123], [143].

Таким образом в содержании этнических стереотипов отражается характер межличностных отношений между кыргызами и узбеками, особенности межэтнического общения между этносами проживающими в одном селе, в соседстве, сложившаяся исторически традиция в любых ситуациях жизни поддерживать человека из своего этноса. Эта традиция межэтнического общения и межэтнических контактов кыргызов и узбеков сохраняется в определенной степени по сей день, что доказывает факт включения в процесс стереотипизации исторические традиций общения, сложившихся в межэтнических отношениях этих народов.

Вторая часть предварительного исследования проведена методом предъявления списка личностных черт. Опрашивались студенты физико-математического и педагогического факультетов ОшГУ после межнационального конфликта в 1990 году: 326 человек (мужчин-125, женщин-201). Возраст 17-24 лет.

От испытуемых требовалось отметить те качества из предложенных, которые наиболее характерны для респондентов или для тех людей, которые должны быть описаны по заданию. Хотя метод предъявления списка личностных черт является распространенным, до конца не решены многие, связанные с ним проблемы: подбор качеств, инструкции испытуемым и пр. Поэтому каждый раз в исследовании многое приходится делать заново.

При составлении списков личностных черт в нашем исследовании на кыргызском и узбекском языках были выбраны 60 качеств, которые являются значимыми для межличностного взаимодействия, охватывающими широкий спектр личностных проявлений, одинаково понимаемых и однозначно оцениваемых и кыргызами, и узбеками. Список был проверен в пилотажном исследовании и было установлено, что все качества, входящие в него, понимаются респондентами однозначно и не вызывают каких-либо аффективных или негативных реакций. Качества рассматривались как стереотипные, если не менее 80% испытуемых были согласны относительно их наличия у описываемой группы.

Похожие диссертации на Влияние межличностных контактов на динамику этнических стереотипов