Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка Акоста, Анна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Акоста, Анна. Влияние межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Акоста Анна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2012.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-19/353

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное развитие мирового сообщества сопровождается формированием поликультурного пространства, в котором наблюдается взаимодействие населения разного этнического происхождения как в традиционно монокультурных, так и поликультурных регионах. Одной из таких форм являются межэтнические браки.

В условиях усилившихся межэтнических контактов, взаимодействия этнических культур особое место занимает идентификация личности, отождествляющей себя с группой на основе ее этнической культуры. В результате этнокультурной идентификации личность усваивает, закрепляет и воспроизводит модели поведения и общения, указывающие на ее принадлежность к определенному этнокультурному сообществу.

Вместе с тем для социально-психологической практики представляется важным изучение этнокультурной идентичности в подростковом возрасте, в котором происходит выбор референтных групп, стереотипов поведения в разных группах, культурных ценностей, этнически обусловленных ролей, соответствующей этнокультурной ориентации. Непосредственное влияние на этнокультурную идентичность подростка оказывают его родители. В условиях межэтнического брака этнокультурная идентичность ребенка проявляется через идентификацию с этнокультурными сообществами, к которым принадлежат родители. Этот процесс может сопровождаться определенными трудностями при межэтническом взаимодействии, проявлением предубеждений, возникновением внутриличностных конфликтов.

Состояние и степень разработанности проблемы. Проблема этнокультурной идентичности разрабатывалась как отечественными, так и зарубежными учеными, которые акцентируют внимание на роли культуры в организации и развитии человеческой жизнедеятельности, в отношении людей к природе, к другим, к самим себе.

Представление о существовании культуры в этнических формах исследовали С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей и др. Культуру как идентификационное основание рассматривали А. Кардинер, Р. Липтон, Дж. Мердок, У. Самнер и др.

Положения, имеющие важное значение для понимания этнокультурной идентичности, содержатся в теории культурных констант С. Лурье; в концепции внутригрупповой коммуникации Т. Шибутани; в теории культурных парадигм Дж. Хоманса, А. Шютца и др.

В психологической науке изучались социальные механизмы формирования идентичности И. Гофманом, Ч. Кули, Дж. Мидом, Дж. Тернером – в концепции символического интеракционизма; П. Бергером, Т. Лукманом и др. – в рамках конструктивистского подхода; С. Московичи – в теории социальной идентичности; Дж. Берри – в модели двух измерений. Эти концепции позволяют представить этнокультурную идентичность как психологический феномен.

В отечественной психологии проблема идентичности личности исследовалась достаточно широко. Так, процесс идентификации исследуется с позиций деятельностного подхода (В.С. Агеев, А.К. Толмасова и др.), этнопсихологического подхода (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, С.К. Бондырева, Л.М. Дробижева, Л.Г. Почебут, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Т.Н. Счастная и др.), этнокультурного подхода (О.Г. Лопухова, Я.С. Сунцова, В.Ю. Хотинец и др.), кросскультурного подхода (А.А. Крылов, М.Н. Лебедева и др.). Имплицитно проблемы этнической идентичности содержатся в работах И.С. Кона, Т.Д. Марцинковской, В.С. Мухиной и др., анализирующих психологические особенности идентификации в подростковом возрасте.

На сложность этнокультурной идентичности как психологического феномена указывают С.А. Баклушинский, И.В. Малыгина, Н.Г. Орлова, Дж. Финни, В.Ю. Хотинец и др. Модели формирования этнокультурной идентичности предложены Б. Джексон, У. Кроссом, Дж. Мортеном, Д. Сью, Д. Эткинсоном и др.

Двойственность этнической принадлежности человека, образуемая влиянием разных этносов его родителей, выделялась Л.Н. Гумилевым в «этническом поле индивида», предложенном ученым в рамках исследования этногенеза.

Отдельные авторы изучают институты формирования идентичности личности, важнейшим из которых является семья. Ведущую роль семьи в формировании личности подчеркивают Т.В. Андреева, Н.А. Коваль, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер и др. В исследованиях А.М. Грачевой, Дж. де Воса, А.Я. Зарицова, Л.Д. Кузмицкайте, М. Мортимера, Дж. Найта, Т.Г. Стефаненко, Ф.С. Файзуллина и др. обращается внимание на роль семьи в формировании идентичности ребенка, этнической и этнокультурной. Эти работы особенно важны для понимания влияния семьи на этнокультурную идентичность ребенка.

Особое внимание в рамках проблемы этнической идентичности уделяется межэтническим бракам. Так, межэтнические браки изучаются в рамках проблемы мультикультурализма (Б.Е. Винер, Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко, А.А. Сусоколов, H.Debose, D. Parker, R. Romano, M. Root, M. Song, L. Winters и др.). Уделяется внимание межэтническому браку как социально-психологическому явлению (А.Г. Вишневский, М.С. Мацковский, Н.М. Римашевская и др.); раскрывается сущность межэтнического брака на основе этнических (О.Б. Асколкова, В.А. Луков, З.А. Малькова и др.), религиозных (И.А. Герасимова, Г.А. Заикина и др.), языковых различий супругов (Г.И. Климантова, М.Г. Панкратов, А.Г. Харчев и др.). При этом подчеркивается роль этнокультурных факторов тех этнических культур, которые представляет каждый из родителей, в построении внутрисемейных отношений (М. Борнштейн, M. McGoldrik, N.G. Petro и др.).

Ряд исследователей отмечает влияние межэтнического брака на идентичность ребенка, этническую и этнокультурную (Е.П. Белинская, Д. Берто, Г. Варро, Е.М. Галкина, Н.Л. Крылова, Э.Л. Нитобург, М. Родерем-Борус, М.Н. Руткевич, И.А. Снежкова, Т.Г. Стефаненко, Т. Эриксен и др.). Эта проблема рассматривается с двух точек зрения: с точки зрения маргинальности (В.А. Кирсанов, Р.Э. Парк, Э.Стоунквист); с точки зрения биэтничности (Дж. Берри, Е.М. Галкина, А.А. Сусоколов и др.). Такие работы позволяют наметить основные направления социально-психологического влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка.

Несмотря на интерес исследователей к проблеме этнокультурной идентичности, ряд ее аспектов остается недостаточно изученным, что обусловливает существование противоречий между:

- актуальностью проблемы влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность ребенка и фактическим уровнем ее разработанности в социально-психологической науке;

- социально-психологическими исследованиями проблемы влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка и внедрением полученных результатов в психологическую практику;

- практическими исследованиями влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка и недостаточным вниманием психологов к этнокультурной идентичности ребенка в условиях межэтнического брака.

Имеющиеся противоречия обусловили проблему исследования, заключающуюся в том, что влияние межэтнического брака может вызывать затруднения в идентификации подростком себя с определенными этнокультурными общностями. В результате у подростка могут формироваться этнокультурные предубеждения, стереотипы, возникать внутриличностные конфликты, что может привести к отчуждению, противостоянию, конфликтам в коллективе сверстников и с окружающими людьми. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.

Объект исследования: этнокультурная идентичность подростка.

Предмет исследования: психологические особенности влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка.

Цель исследования: раскрыть содержание и основные направления влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка и апробировать их в ходе опытной работы.

Задачи исследования:

1. Исследовать этнокультурную идентичность подростка как проблему социальной психологии.

2. Выявить социально-психологическую структуру этнокультурной идентичности подростка.

3. Охарактеризовать формы социально-психологического влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка.

4. Раскрыть ценностную обусловленность социально-психологического влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка.

5. Определить психологические условия межэтнической семейной среды, влияющие на этнокультурную идентичность подростка.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социально-психологическое влияние межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка будет более успешным, если происходит сопоставление ценностей подростков с ценностями родителей, формируются семейные ценности (ценности принадлежности к собственному этносу, отношения к окружающим, проявления самостоятельности, стабильности) с учетом таких социально-психологических условий, как этнокультурная идентичность самих родителей со своими культурами, воздействие родителей на мотивацию выбора ребенком этнической культуры, эмоциональная психологическая поддержка этнокультурной идентичности ребенка, положительное подкрепление вовлеченности ребенка в культурную практику этноса, стимулирование самостоятельности ребенка в приобщении к этнической культуре.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные теории отражения личностью окружающей действительности (К.А. Абульханова, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев и др.), активности субъекта (Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, А.В. Петровский и др.); общенаучные принципы детерминизма (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, С.Д. Смирнов и др.), социокультурной обусловленности психических процессов и явлений (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.И. Донцов, И.С. Кон, Д. Мацумото, Г. Тэджфел. Э. Эриксон и др.); аксиологический подход к психологическим исследованиям (А.А. Радугин, А. Тойнби, К. Ясперс и др.); основные положения о системности в психологических исследованиях (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов и др.), психологии межгрупповых отношений (В.С. Агеев, Г.Тэджфел, М. Шериф и др.); учение о диалоге культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер, В.П. Зинченко, В.М. Розин и др.).

Теоретической основой исследования являются теория опосредованной связи культуры и общения (Дж. Берри, А.А. Кочетков, Г. Триандис и др.); социокультурная теория развития личности и группы (С.К. Бондырева, Дж. Верг, Н.М. Лебедева и др.); этнокультурная теория развития личности (Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец и др.); кросскультурный (Дж. Берри, А.А. Крылов, Н.М. Лебедева и др.); культурно-сензитивный (Х. Дайденбах, Х. Пезешкиан, Н. Пезешкиан и др.) подходы к изучению индивидуальных различий; теории развития личности в подростковом возрасте (Л.С. Выготский, М. Кле, И.С. Кон, М.З. Неймарк, Д.И. Фельдштейн, О.В. Хухлаева и др.), а также теоретические исследования феноменов этнической и этнокультурной идентичности (И.В. Малыгина, Т.Г. Стефаненко, Л.Г. Почебут, Дж. Тернер, Дж. Финни и др.); теоретические положения о роли семьи и внутрисемейных отношений в развитии личности ребенка (Т.В. Андреева, Н.А. Коваль, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер и др.); теоретические представления о межэтническом браке как сложном социально-психологическом образовании (Ю.В. Арутюнян, Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, А.А. Сусоколов и др.).

Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источников по проблеме исследования; наблюдение; беседа; психологическое тестирование при помощи следующих методик: для детей – тест-опросник «Кто Я?» М. Куна и Т. Мак-Партланда, тест культурно-ценностных ориентаций Дж. Таусенда, тест для измерения выраженности этнической идентичности Дж. Финни, тест «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой, шкальный опросник для исследования этнической идентичности детей и подростков О.Л. Романовой, тест «Детско-родительские отношения подростков» П.В. Трояновской; для родителей - опросник родительских отношений А.Я. Варги и В.В. Столина, авторский опросник для определения психологических факторов ценностной обусловленности влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка, авторский опросник этнокультурной идентичности родителей и ее влияния на этнокультурную идентичность детей. Для статистической обработки и анализа использовалась программа SPSS 17.0 for Windows. Применялись следующие статистические методы: факторный анализ, корреляционный анализ. Статистическая достоверность корреляции оценивалась по коэффициенту Пирсона для двух независимых выборок.

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

- раскрыта психологическая структура этнокультурной идентичности подростка, включающая знание культурных традиций, языка, духовных ценностей этноса; привязанность к этнической культуре; собственное отношение к культурным ценностям этноса; включенность в культурную практику этноса; использование языков родительских этносов;

- обнаружено влияние межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка, проявляющееся в передаче ребенку этнокультурной ориентации (монокультурной или бикультурной), этнически обусловленных ролей, культурных традиций, духовных ценностей, языков родительских этносов;

- проведено сравнение влияния родителей на этнокультурную идентичность подростков из межэтнических и моноэтнических семей, показывающее более значимую роль межэтнического брака в этнокультурной идентичности подростка;

- разработана схема социально-психологического влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка, раскрывающая формы и принципы влияния, а также психологические условия межэтнической семейной среды.

Теоретическая значимость исследования:

- доказана зависимость этнокультурной идентичности подростка от сопоставления его ценностей с ценностями каждого из родителей;

- конкретизировано понятие этнокультурной идентичности подростка как осознание ребенком своей принадлежности к определенной этнической группе на основе этнической культуры, психологического переживания данной принадлежности, а также ее поведенческих проявлений под влиянием культурных традиций, языка, ценностей этноса, усвоенных через родительские культуры;

- структурированы семейные ценности, влияющие на этнокультурную идентичность подростка, которые включают ценности принадлежности к собственному этносу, ценности отношения к окружающим, ценности проявления самостоятельности, ценности стабильности;

- выделены такие сравнительные характеристики влияния межэтнического и моноэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка, как ценностные ориентации, степень активности по приобщению к родительской этнической культуре, размещение детей в пространстве двух этнических культур, этнокультурная ориентация, этнически обусловленные роли, билингвизм.

Практическая значимость исследования:

- подобраны психодиагностические методики для изучения влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка;

- результаты исследования могут быть применены в работе центров национальных культур для развития этнокультурного потенциала регионов, психологических центров при консультировании детей и родителей;

- материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах «Социальная психология», «Этнопсихология», «Психология семейных отношений», «Основы психологического консультирования», а также в специализированном практикуме «Этнокультурная идентичность ребенка».

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивалась опорой на достижения современной науки; применением валидных и надежных методов, адекватных предмету, задачам и гипотезе исследования; эмпирической проверкой основных положений; репрезентативностью выборки испытуемых; корректным проведением качественного анализа и статистической обработки исходных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Этнокультурная идентичность ребенка подросткового возраста – это осознание ребенком своей принадлежности к определенной этнической группе на основе этнической культуры, психологическое переживание данной принадлежности, а также ее поведенческие проявления под влиянием культурных традиций, языка, ценностей этноса, усвоенных через родительскую культуру.

2. Структура этнокультурной идентичности ребенка подросткового возраста включает знание культурных традиций, языка, духовных ценностей этноса, усвоенных через родительскую культуру; привязанность к этнической культуре; собственное отношение к культурным событиям этноса; вовлеченность в культурную практику этноса; использование языков родительских этносов.

3. Влияние межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка проявляется в передаче ребенку этнокультурной ориентации (монокультурной или бикультурной), этнически обусловленных ролей, культурных традиций, духовных ценностей, языков родительских этносов.

4. Семейные ценности, влияющие на этнокультурную идентичность подростка, включают ценности принадлежности к собственному этносу, ценности отношения к окружающим, ценности проявления самостоятельности, ценности стабильности.

5. Социально-психологическими условиями межэтнической семейной среды, влияющими на этнокультурную идентичность ребенка, являются этнокультурная идентичность самих родителей со своими этническими культурами, воздействие родителей на мотивацию выбора ребенком этнической культуры, эмоциональная психологическая поддержка этнокультурной идентичности ребенка, положительное подкрепление вовлеченности ребенка в культурную практику этноса, стимулирование самостоятельности ребенка в приобщении к этнической культуре.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационной работы нашли отражение в докладах на международных конференциях (Москва, 2009; Тамбов, 2009; Санкт-Петербург, 2009; Липецк, 2011); на научных конференциях аспирантов и преподавателей ТГУ им. Г.Р. Державина «Державинские чтения» (Тамбов, 2009-2012); на заседаниях кафедры социальной психологии ТГУ им. Г.Р. Державина (2010, 2011).

Организация исследования. В исследовании приняли участие 190 человек: 30 межэтнических семей (60 родителей и 36 детей в возрасте от 11 до 15 лет); 30 моноэтнических семей (60 родителей и 34 ребенка в возрасте от 11 до 15 лет).

Исследование проводилось в период с 2009 года по 2012 год.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа иллюстрирована таблицами, схемами, диаграммами, графиками.

Похожие диссертации на Влияние межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка