Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественно-историческая обусловленность развития направленности личности (на примере рабочих Азербайджана 20-х гг.) Зульфугаров Нариман Мамед оглы

Общественно-историческая обусловленность развития направленности личности (на примере рабочих Азербайджана 20-х гг.)
<
Общественно-историческая обусловленность развития направленности личности (на примере рабочих Азербайджана 20-х гг.) Общественно-историческая обусловленность развития направленности личности (на примере рабочих Азербайджана 20-х гг.) Общественно-историческая обусловленность развития направленности личности (на примере рабочих Азербайджана 20-х гг.) Общественно-историческая обусловленность развития направленности личности (на примере рабочих Азербайджана 20-х гг.) Общественно-историческая обусловленность развития направленности личности (на примере рабочих Азербайджана 20-х гг.) Общественно-историческая обусловленность развития направленности личности (на примере рабочих Азербайджана 20-х гг.) Общественно-историческая обусловленность развития направленности личности (на примере рабочих Азербайджана 20-х гг.) Общественно-историческая обусловленность развития направленности личности (на примере рабочих Азербайджана 20-х гг.)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Зульфугаров Нариман Мамед оглы. Общественно-историческая обусловленность развития направленности личности (на примере рабочих Азербайджана 20-х гг.) : ил РГБ ОД 61:85-19/181

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы социально-психологического исследования прошедших исторических периодов

1. Основные направления исследования психологии человека прошедших исторических времен 19

2. Некоторые исходные теоретико-методологические положения и методика исследования 36

Глава II. Общественно-историческая обусловленность развития направленности личности рабочих 20-х годов

1. Общая социально-психологическая характеристика послереволюционного периода (20-е годы). 59

2. Социальная активность рабочих как новое социально-психологическое явление 87

3.Новые социально-психологические качества рабочих 114

Выводы 142

Литература 144

Введение к работе

Актуальность. В советской психологической, исторической и философской литературе неоднократно отмечалась важность изучения психологии людей прошедших исторических времен (Д.И.Анциферова, А.Я.І'уревич, Е.М.%ков, Б.Д.Парыгин, Б.Ф.Порш-нев и др.). Еще в начале 60-х годов М.А.Мазманян привлекал внимание психологов к изучению таких продуктов общественной жизни людей, в которых отразилась их психология. В числе таковых он упоминал язык, этнографию, литературу, искусство, эпистолярное наследство и т.д. "Излагая мысли, думы, желания, стремления, представления человека определенной исторической формации, - писал он, - мы должны показать их детерминацию условиями жизни в широком смысле этого слова, показать, как возникают, развиваются, изменяются и передаются от поколения к поколению все те духовные качества, без которых нельзя представить человека, в какой бы исторической эпохе он ни жил" /108, с. 21/.

Видный советский историк и философ Б.Ф.Поршнев, критикуя "экономических материалистов", писал об "обесчеловечении" истории в их трудах. Он отмечал, что "в научных трудах по истории рабочего движения есть и экономическое положение рабочих, и статистические данные о их численности, есть сведения о стачках и организациях, о рабочих партиях и программно-идеологической борьбе, - и все-таки недостаточно видно рабочих. Глубоко, до дна внутренний мир этих рабочих не раскрывается" /123, с. 9/. А.Я.Гуревич, логически продолжая и обобщая эту мысль, пишет: "Нам неплохо известны исторические события, но гораздо меньше -их внутренние причины, побуждения, которые воодушевляли людей... и приводили к социальным и идейным коллизиям. Между тем любые

- 4 -социальные движения - это движение людей, мыслящих, чувствующих существ, обладающих определенной культурой, впитавших в свое сознание определенные идеи. Поступки людей мотивировались ценностями и идеалами их эпохи и среды" /66, с. 8/.

Изучение психологии людей минувших исторических периодов продиктовано необходимостью их всестороннего исследования, т.е. необходимостью "писать не схематичную, а живую историю, отражающую все проявления человеческой психики, эмоций и страстей, массовые порывы и увлечения" /120, с. 69/. Без исследования психологии людей неполна картина изучаемого исторического периода. В этом - научно-теоретическое значение этих исследований. Изучение психологии людей прошлых времен дает возможность показать, через какую общественную психологию преломлялись социально-политические и экономические условия общества, а также какое влияние оказывала общественная психология на экономику общества. Обращая внимание на взаимоотношения экономики и общественного сознания, куда входит и общественная психология, Ф.Энгельс в письме к Боргиусу отмечал: "Политическое, правовое, религиозное, литературное, художественное и т.д. развитие основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит совсем не так, что только оно является активным, а все остальное лишь пассивное следствие... Даже смертельная усталость и бессилие немецкого мещанина, обусловленные жалким экономическим положением Германии в период с 1648 по 1830 г. и выразившееся сначала в пиетизме, а затем в сентиментальности и рабском пресмыкательстве перед князьями и дворянством не осталось без влияния на экономику" /9, с. 175/.

Практическое значение среди подобных исследований имеют только те, которые относятся к прошедшим этапам развития сущест-

- 5 -вующей в настоящее время общественно-экономической формации. Они дают возможность глубже понять психологию людей прошедших исторических времен и на основе этого предвидеть некоторые психологические черты человека будущего изучаемой формации. Анализируя состояние изучения проблемы личности в советской психологии, Е.В.Шорохова отмечает, что одной из основных задач психологического изучения личности является выявление закономерностей изменения, перестройки индивидуального сознания человека в процессе изменения общественно-исторических условий существования личности /156, с. 55/. С этих позиций становится ясно, какую большую актуальность для психологии приобретает изучение направленности личности рабочих нашей страны (на материалах Азербайджана) и формирование у них новых социально-психологических качеств в период коренного изменения социальной действительности (20-е годы), которые, освещая истоки процесса формирования нового человека, могут способствовать лучшему пониманию особенностей этого важного для социалистического строительства процесса в современный период.

Интерес к 20-м годам истории Азербайджана, Баку не случаен. Баку, наряду с Петербургом, Москвой, Киевом, Одессой, являлся одним из крупнейших революционных центров России. 20-е годы -это экстремальный социально-исторический период, первое десятилетие, прошедшее после победы социалистической революции и установления Советской власти в Азербайджане в апреле 1920-го года, и характеризуется как период революционного преобразования всей социальной действительности республики, ломки старых социальных норм, установок, отношений, ценностей и формирования новых. Мы попытались дать синхронный срез состояния общественной психологии этого периода.

Целью исследования является реконструирование направленности личности рабочих Азербайджана 20-х годов и выявление их новых социально-психологических качеств. Под направленностью, являющейся главной характеристикой личности, имеется ввиду социально обусловленное "сложное образование в личности, которое должно очертить особенности тенденций поведения и действий человека, определяющих в социальном плане его облик по существенным линиям: его отношения к другим людям, к себе, к своему будущему" (Мясищев В.Н., Платонов К.К.). В это понятие входят потребности, мотивы, интересы, идеалы, убеждения, цели и оценки личности /III, 122/.

Данную проблему мы пытались изучить в методологическом контексте работ широкого круга советских ученых психологов: К.А.Абульхановой-Славской, Л.И.Анцыферовой, М.И.Бобневой, А.В.Брушлинского, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, В.Н.Мясищева, К.К.Платонова, Я.А.Понамарева, С.К.Рощина, С.Л.Рубинштейна, Е.В.Шороховой и др.

В центре нашего внимания были не национальные особенности рабочих, хотя по мере необходимости мы обращались и к ним, а характеристика самого духа времени, его социально-психологической атмосферы. Разработка проблемы в данном аспекте в определенной степени была обусловлена этнической неоднородностью Азербайджанского пролетариата. "Рабочий класс Азербайджана, особенно его ядро - бакинский пролетариат, в начале XX в. продолжал оставаться многонациональным; в его составе находились представители различных национальностей" /85, с. 3/. Анализ некоторых национальных особенностей азербайджанского пролетариата производился в методологическом контексте работ С.И.Королева по этнопсихологии,

Следует отметить, что не все социально-психологические явле-

ния (такие как социальные нормы, установки, чувства, настроение, социально-психологические качества), рассматриваемые нами в работе, входят в содержание понятия "направленность личности". Но так как оно является одним из наиболее содержательных в советской психологии понятий, характеризующих личность, и в значительной степени содержит в себе интересующие нас стороны, тенденции в психологии рабочих, то мы в качестве ключевого выбрали именно это понятие, которое фигурирует и в названии работы.

Гипотеза, мы предположили, что в период коренной перестройки социальной действительности принципиальные изменения, происходящие в психологии личности, являющейся классово заинтересованным участником этого преобразования, осуществляются на основе какого-то одного, главного, нового социально-психологического качества - повышенной социальной активности, системообразующим основанием которого выступила деятельность рабочих по управлению государством, своим предприятием, производством.

Положения, выдвигаемые на защиту.

1. В первое десятилетие после установления диктатуры проле
тариата в Азербайджане в апреле 1920 года направленность лично
сти рабочих (их жизненные цели, идеалы, устремления, мотивация

и т.д.) изменялась и развивалась в процессе их активного включения в качестве субъекта в новые для себя формы деятельности (общественной, политической, административной, культурной и т.д.), среди которых ведущей, имеющей принципиально важное значение, являлась деятельность по управлению государством, своим предприятием, производством (обосновывается в 2 главы П).

2. В процессе включения в новые формы деятельности рабочие
сталкивались со множеством различных проблем и задач, среди ко
торых решающее значение для развития их личности имели те проб-

лемы и задачи, которые являлись для них принципиально новыми, качественно более сложными. Б процессе самостоятельного или же совместного решения именно таких проблем и задач происходило формирование и развитие направленности личности рабочих Азербайджана 20-х гг. (обосновывается в 2, 3 гл. Щ.

3. В 20-х годах в психологии рабочих Азербайджана возникли такие новые социально-психологические черты, как повышенная социальная активность, чувство хозяина своей страны, своего предприятия, коллективизм, социально-исторический оптимизм, откровенность, повышенный интерес к социальной жизни, повышенная общительность, усилились процессы рефлексии, возникла потребность в новом самоопределении (обосновывается в 3, гл. П).

Выдвинутые положения обосновываются решением следующих задач.

1. Определение социально-психологической характеристики со
циальной действительности Азербайджана 20-х годов (решается в

I главы П).

  1. Выявление общего характера деятельности (социальной, трудовой, политической, культурной) и общения, в процессе которой развивалась направленность личности рабочих Азербайджана (решается в 2 гл. I и 2 гл. П).

  2. Выявление основных социально-психологических механизмов изменения направленности личности рабочих Азербайджана и результаты этого изменения (решается в 3 гл. П).

Новизна.

  1. Впервые сделана попытка изучения направленности личности рабочих Азербайджана 20-х годов.

  2. На основе социально-психологического анализа конкретных письменных материалов впервые раскрыты характерные социально-пси-

- 9 -хологические качества рабочих Азербайджана, возникшие в период коренной перестройки социальной действительности.

3. Раскрыты характерные социально-психологические механизмы, посредством которых происходило изменение и развитие направленности личности рабочих Азербайджана 20-х годов.

Объектами нашего исследования были рабочие Азербайджана 20-х годов.

Методологической основой исследования являлись положения марксистско-ленинской философии и основные принципы советской психологической науки.

В деле восстановления исторической социально-психологической действительности большое значение имеет социально-психологическая информативность и достоверность используемых материалов. Данное исследование проводилось главным образом на основе изучения газетных материалов 20-х годов. И это не случайно. Материалы периодической печати этого периода содержат достоверные данные о чертах времени. В отличие от других письменных источников в периодической печати тех лет отражалась каждодневная жизнь рабочих -изменение их потребностей, чаяний, стремлений, желаний и целей, воли и настроения. К.Маркс, характеризуя демократическую печать и считая ее защитницей и выразительницей интересов, надежд и чаяний народа, писал: "Свободная печать - это зоркое око народного духа, воплощенное доверие народа к самому себе, говорящие увы, соединяющие отдельную личность с государством и с целым миром; она - воплотившаяся культура, которая преображает материальную борьбу в духовную и идеализирует ее грубую материальную форму. Свободная печать - это откровенная исповедь народа перед самим собой... Она - духовное зеркало, в котором народ видит самого себя" /4, с. 65-66/. В другой работе К.Маркс, говоря о народной

- 10 -газете, подчеркивал, что "пресса является и должна являться не чем иным, как громким "выражением повседневных мыслей и чувств народа...". Она живет в народе и честно делит с ним его надежды и тревоги, его любовь и ненавист, его радости и горести" /5, с. 166/. В.И.Ленин не только допускал возможность изучения психологии широких масс на основе различных газет, но и считал это необходимым для дела революции. "Надо всеми силами собирать, проверять и изучать объективные данные, касающиеся поведения и настроения не отдельных лиц и групп, а масс, данные взятые из различных газет..." /14, с. 245/. А.Д.Белявский отмечает, что "поскольку в периодической печати... в той или иной степени отражаются разнообразные явления общественного бытия: представления и вкусы, чувства и настроения, традиции и нравы, восприятия, обычаи и даже различного рода иллюзии, то естественно, что газета как средство массовой коммуникации является хорошим источником для изучения социальной психологии" /52, с. 19; см. также В.Е.Семенов /112/, А.Н.Алексеев /32, 33/, Г.Ф.Салтыков /138/.

Мы изучали не все периодические издания, а главным образом, ежедневную рабочую газету "Бакинский рабочий". Такая избирательность не произвольна, а обусловлена конкретной целью исследования - изучением изменения направленности личности рабочих Азербайджана 20-х годов. Дело в том, что в начале 20-х гг. подавляющее большинство рабочих республики (около 90$) были сконцентрированы в Баку /85, с. 3/, а газета "Бакинский рабочий" до 1927 г. являлась единственной массовой рабочей газетой в республике. Другими словами, "Бакинский рабочий" была основной газетой, отражающей жизнь рабочих Азербайджана. В круг изучаемых материалов была вовлечена также печать на азербайджанском языке - газета "Коммунист", журналы "Молла Насреддин", "Ингилаб ве медений-

- II -

йетп, "Ени йол" и др. "Бакинский рабочий" была вообще одной из самых содержательных, популярных и авторитетных газет республики тех лет /49/. Московский журнал "Журналист", характеризуя деятельность газеты в начале 20-х гг., писал, что "Бакинский рабочий", по справедливости, должен быть назван одной из лучших наших газет /50, с. 40/. Печатаясь в среднем в объеме 6-Ю страниц, она охватывала и отражала различные стороны жизни республики. Издаваясь с 1906 г. и являясь одной из главных большевистских газет России тех лет, "Бакинский рабочий" пользовался большим авторитетом среди трудящихся масс не только Азербайджана, но и всего Кавказа. Ее номера читались во многих крупных центрах рабочего движения России. Достаточно сказать, что в кабинете В.И.Ленина в Кремле хранилась подшивка "Бакинского рабочего" за 1906-1908 гг. /49, с. 550/.

Исходя из представления, что различного рода письменные материалы, отражая отдельные стороны социальной и духовной жизни общества, могут взаимно дополнять друг друга, мы помимо газеты изучали и другие письменные материалы данного периода. Наряду с периодической печатью большую помощь при вживании в социально-психологическую атмосферу данного периода и определении ее характерных черт оказали нам общественно-политическая, публицистическая и художественная литература 20-х годов. Мы пользовались различными работами историков. Была изучена также и довольно скудная мемуарная литература /47, 48, 57, 75, 91, 139/. Но она, очевидно, ввиду позднего написания (конец 50-х, начало 60-х гг.), не обладает свежестью впечатлений и характеризуется некоторой рафинированностью, что сильно уменьшает ее репрезантативность для нашего исследования. Большую ценность для нашего исследования имели яркие очерки, путевые заметки и статьи, богатые точными наблюдения-

- 12 -ми над психологией рабочих и трудящихся Азербайджана, выдающихся общественных деятелей (К.Цеткин), деятелей литературы и культуры (М.Горький, В.Маяковский), побывавших в 20-х годах в Азербайджане.

Сощально-психологическую характеристику пролетарской печати 20-х годов на примере газеты "Бакинский рабочий" следует начать со сравнения ее с буржуазными газетами, издававшимися до революции. В буржуазной печати, главным образом, отображалась чуждая трудящимся жизнь социальных верхушек - их интересы, взгляды, деятельность. На страницах старой печати не было места материалам, отражающим материальные и духовные потребности трудящихся, их интересы, взгляды на жизнь, желания, проблемы, трудности и т.д. "Буржуазные газеты дореволюционной России не были связаны с трудящимися, почти совсем не печатали на своих страницах заметок, корреспонденции рабочих и крестьян. Их письмам, особенно обличительным, попасть в буржуазную прессу любого направления было невозможно" /82, с. I/. Трудящиеся не могли найти в ней ответа на волнующие их социальные и экономические вопросы, получить конструктивные модели социального поведения. Поэтому старая печать не пользовалась доверием трудящихся, и ее читателями являлись, главным образом, представители господствующего класса /78/.

После революции произошли коренные изменения в характере и стиле печати. Как отмечал В.И.Ленин, прошла "проклятая пора эзоповских речей, литературного холопства, рабьего языка, идейного крепостничества!" /12, с. 100/. Пролетарская печать взяла курс на подробное и правдивое отражение жизни трудящихся, их проблем, интересов и чаяний. Данное обстоятельство, изменив отношение трудящихся к печати и вызвав доверие к ней, способствовало установлению тесных деловых отношений между ними. Газета "Бакинский рабочий" писалась, главным образом, на основе многочисленных писем

- ІЗ -рабочих, поступавших в редакцию. "С самого своего зарождения рабочая печать, как печать нового типа, была тесно связана с массами и развивалась при их активном участии" /82, с. 1-2/. Это было характерной чертой всей советской печати 20-х годов. "Главное отличие массовой советской печати от буржуазной состоит в том, что значительную часть советской газеты пишут сами читатели" /84, с. 17/.

Одной из самых важных особенностей пролетарской печати 20-х годов, в частности "Бакинского рабочего", было то, что она отражала не установившиеся, а формирующиеся общественные отношения и явления, в частности, психологию рабочих. Поэтому она не могла писать о надуманных вещах, искаженно отражать факты и явления социальной действительности, выдавать желаемое, но не утвердившееся, за действительность, ибо не были известны конкретные формы, в которые могли вылиться существующие социальные процессы и тенденции. Невозможно также представить себе, что сразу же после революции печать рабочего класса, класса, который пришел к власти с целью осуществления грандиозных социально-исторических задач, стала как печать буржуазии, класса лишенного исторических перспектив, искаженно отражать социальную действительность. Будучи восходящим классом пролетариат не боялся никакой правды и естественно, не нуждался в ее искажении или замалчивании. Наоборот, он требовал говорить правду: "Наша сила - в нашей правде. Слабость врагов в их вековой лжи. Говорите правду, товарищи! Пролетарская печать всегда открыта для нее" (0 чем нам пишут. - Бак. рабочий, 1921, 22 апреля). В.И.Ленин в своих работах не раз отмечал необходимость информирования трудящихся обо всем, что в той или иной степени касается их интересов, - о существующих проблемах и трудностях, допущенных ошибках и т.д. - подчеркивал его важность в

- 14 -деле воспитания сознательности масс /см. 17, с. 21; 26, с. 58/. "И тем, - подчеркивал В.И.Ленин, - что Советское правительство не боится и говорит открыто, оно привлекает на свою сторону новые миллионы трудящихся" /22, с. 165/. Эти ленинские принципы социалистического управления становились нормой деятельности коммунистической партии и Советского правительства и в значительной степени осуществлялись через массовую печать, в частности через газеты. Печать 20-х годов не являлась средством манипуляции сознанием трудящихся. "Коммутатор" и "реципиент" не занимали противоположные позиции ни в структуре общества, ни в процессе массовой коммуникации. В отличии от дореволюционного периода функции управления и информации не были узурпированы, трудящиеся не только не были отстранены от сферы управления и принятия решений, а наоборот, они "посредством газеты втягивались в водоворот всей общественной и политической жизни страны" /84, с. 17/, всячески вовлекались в дело строительства нового общества и управления им /129/. Следовательно, пролетарская печать 20-х годов не могла умышленно искажать социальную действительность, психологию рабочих. Если бы она правдиво не отражала социальную действительность и жизнь рабочих, то ее вряд ли бы стали читать. К.Маркс писал: "Народ видит эту свою сущность отраженной в сущности его прессы, и если бы он этого не видел, то признал бы прессу чем-то несущественным и не заслуживающим никакого внимания, ибо народ не дает себя обманывать" /5, с. 166-167/.

Разумеется пролетарская печать не только отражала социальную действительность, психологию рабочих, но и оказывала на них определенное воздействие, о котором речь пойдет несколько ниже. Значение этих двух функций печати исторически может изменяться. Оно может изменяться и от номера к номеру. Но было бы ошибочным

- 15 -считать периодическую печать отражением не действительного, а только желаемого состояния психологии общества, его различных классов и слоев, отражением только того воздействия, которое она оказывает на членов общества, т.е. ограничить ее функции только функцией воздействия. Дело в том, что две отмеченные функции печати тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Газета, рассчитанная на широкие массы читателей, не может только отражать жизнь или только воздействовать на нее. Для того, чтобы эффективно воздействовать на жизнь, необходимо правдиво ее отражать. Другими словами, эффективность одной функции требует наличие другой.

В 20-х годах газета "Бакинский рабочий" освещала социально-экономическую и политическую жизнь всего Азербайджана и главные, характерные моменты жизни России, других советских республик, Европы и всего мира. Почти все области деятельности, а главным образом динамично развивающиеся области, например, такие как нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленности отражалась на страницах газеты со всеми трудностями, проблемами и успехами. В.И.Ленин писал: "Печать должна служить орудием социалистического строительства, знакомя во всех деталях с успехами образцовых коммун, изучая причины их успеха, приемы их хозяйства, ставя с другой стороны, "на черную доску" те коммуны, которые упорно хранят "традиции капитализма", т.е. анархии, лодырничанья, беспорядка, спекуляции" /21, с. 192/.

Печать не ограничивалась просто подробным отражением всех сторон сложной и богатой жизни общества, различных проявлений активной социальной деятельности трудящихся. Она в качестве своеобразного обобщенного социального субъекта организовывала и воспитывала массы путем создания, формирования и активного распространения новых моделей социального поведения, в которых выражались

новые, формирующиеся общественные отношения, мобилизовывала, расширяла и направляла социальную активность рабочих. Другими словами, пролетарская печать оказывала на жизнь, на различные социальные процессы и явления, на психологию рабочих определенное воздействие. К.Маркс и Ф.Энгельс, говоря о народной газете, отмечали, что в ней наибольший интерес представляет "ее повседневное вмешательство в движение и возможность быть непосредственным рупором этого движения, отражение текущей истории во всей ее полноте, непрерывное живое взаимодействие между народом и ежедневной печатью народа" /3, с. I/. В.И.Ленин отмечал, что "газета - не только коллективный агитатор, но также и коллективный организатор" /10, с. II/. Важность этой функции печати и необходимость ее усиления особо подчеркивалась на ХШ съезде партии в мае 1924 года. "В настоящих условиях печать приобретает особо важное значение как орудие воспитания и организации трудящихся масс. Необходимо усилить связь печати с массами, приблизить ее к ним и сосредоточить главное усилие на разъяснении основных вопросов жизни и быта миллионов рабочих и крестьян" /95, с. 90/.

Печать, наряду с театром и литературой, вырабатывала у масс новые модели социального поведения. Она выявляла и распространяла все то новое в поведении, мыслях, чувствах, отношениях, потребностях, ценностях, мотивах и представлениях рабочих, что было характерно для строящегося нового общества. В.И.Ленин, подчеркивая необходимость отражения в печати и распространения новых социальных отношений, норм и т.п., писал: "Образцовое производство, образцовые коммунистические субботники, образцовая заботливость и добросовестность при добыче и распределении каждого пуда хлеба, образцовые столовые, образцовая чистота такого-то рабочего дома, такого-то квартала - все это должно составить вде-

- 17 -сятеро больше, чем теперь, предмет внимания и заботы... нашей прессы... Все это - ростки коммунизма и уход за этими ростками наша общая и первейшая обязанность" /23, с. 25/. Каждым своим сообщением, материалом газета давала конкретные примеры новых моделей социального поведения, учила массы на этих примерах овладевать формировавшейся системой моделей социального поведения. "На фактах, взятых из жизни, "Бакинский рабочий" пропагандировал ростки нового, помогал воспитанию масс в духе коммунистического отношения к труду" /50, с. 39/. Как видно, печать выполняла функцию катализатора новых явлений, тенденций социального и социально-психологического порядков. "Мы должны, - писал В.И.Ленин, - тщательно изучать ростки нового, внимательнейшим образом относиться к ним, всячески помогать их росту и "ухаживать" за этими слабыми ростками. Неизбежно, что некоторые из них погибнут. Нельзя ручаться, что именно "коммунистические субботники" сыграют особо важную роль. Не в этом дело. Дело в поддержке всех и всяческих ростков нового, из которых жизнь отберет самые жизнеспособные" /23, с. 20/.

Необходимо сказать несколько слов о призывах и лозунгах, которые печатались на страницах газеты "Бакинский рабочий" в 20-х годах. Если игнорировать конкретно-исторический подход и исходить из общего представления о лозунгах, считая, что они всегда и всецело выражают только желаемое, должное и ни в коей степени сущее, то нетрудно ошибиться в определении их характера и значения. Дело: в том, что лозунги 20-х годов в значительной степени являлись продуктами интеллектуальной и духовной деятельности самих рабочих, его передовых, сознательных слоев. Они не являлись продуктами умозрительных рассуждений отдельных интеллектуалов. Поэтому хотя подобные материалы газеты по своей форме выполняли

- 18 -функцию воздействия на психологию рабочих, но по своей сути они в значительной степени отражали также и состояние психологии самих рабочих, их настроения и устремления.

Стиль печати был простой, разговорный. Это было обусловлено двоякого рода причинами. Во-первых, стремлением охватить все массы рабочих, что необходимо требовало упрощения языка, стиля печатаемых материалов, т.к. средний культурный уровень масс пока был низким. Поэтому в своем языке, аргументации и построении массовая советская печать 20-х годов руководствовалась, главным образом, "соображением доступности и ясности изложения и необходимостью облегчить усвоение освещаемых в печати фактов, взглядов, идей" /84, с. 18/. Об улучшении этого стиля газеты особо говорилось на ХШ съезде партии: "Необходима дальнейшая работа над языком газеты и умелое сочетание максимума популярности и яркости изложения с серьезностью содержания" /95, с. 91/. Во-вторых, товарищеские отношения между газетой и читателями, дававшие ей право обращаться к ним на "ты", активное участие читателей в работе газеты в качестве рабкоров и селькоров, привносило в работу газеты живую и очень динамическую струю, выражавшуюся в ее разговорном стиле.

В связи с тем, что в эти годы периодической печати было мало, в ней еще не произошла узкая специализация и газета была пока единственным средством массовой информации, а рабочие интересовались всем, что происходило в сфере общественной жизни, то газета "Бакинский рабочий" отражала самые различные стороны жизни азербайджанского народа в этот сложный и противоречивый период. Поэтому материалы газеты были столь богаты по содержанию и столь широки по кругу охвата.

Основные направления исследования психологии человека прошедших исторических времен

Направленность личности минувших исторических времен еще не была предметом исследований, вследствии чего мы лишены возможности рассмотрения истории изучения этого вопроса. Поэтому мы решили в данном параграфе попытаться критически рассмотреть основные работы советских и некоторых зарубежных авторов, в той или иной степени связанных с изучением психологии людей минувших исторических периодов. При этом основное внимание мы уделили не столько тому, что они изучали, сколько тому, как они это делали.

Как уже было отмечено во введении, в советской психологической науке на проблему изучения психологии людей прошедших исторических времен впервые обратили внимание в 60-х годах /108, 120, 121, 123, 126/. Но в последующие годы конкретные исследования в этом направлении не нашли должного распространения /52, 119/.

Эта проблема, находясь на стыке двух наук - психологии и истории, - естественно привлекала внимание и историков (Б.А.Романов, Б.Ф.Поршнев, А.Я.Гуревич, М.И.Стеблин-Каменский и др.).

У" историков и раньше наблюдался интерес к психологическим сторонам исследуемых явлений. Но этот интерес ограничивался изучением лишь отдельных специфических черт "психологии тех или иных групп, той или иной эпохи" /123, с. 9/. В настоящее время этот интерес значительно усилился, что имеет объективный характер и связан с внутренней логикой развития самой исторической науки, требующей от исторических исследований более полного и убедительного анализа и отражения конкретной социально-исторической реальности. "Социальная история - стержневая ось исторического исследования - должна охватывать и материальную и духовную жизнь людей. Материалистическое понимание истории отнюдь не предполагает сведения всего богатства содержания исторического процесса к анализу движения производства и общественно-политического строя. История человечества не может исчерпываться лишь способом производства материальных благ; в круг внимания историков должны входить все стороны жизни человека и общества" /67, с. 53/. Путь удовлетворения данного требования лежит через конкретное раскрытие и изучение роли субъективного фактора в историческом процессе, в частности, через реконструирование социально-психологического облика людей прошедших времен.

Необходимость изучения психологии людей прошедших исторических времен и восстановления их социально-психологического, духовного облика, т.е. создание их наглядно-чувственного образа связана также и со спецификой самого исторического познания. Следует отметить, что наглядно-чувственные образы, наряду с мыслительными образами, в той или иной степени и форме присущи любой области научного познания /81, с. 265/. Степень полноты наглядно-чувственного образа соответствует глубине познания предмета. Этот образ является также и средством познания и в этом качестве играет регулятивную роль в процессе познания.

Наглядно-чувственный образ с момента возникновения проходит в процессе познания несколько этапов в своем развитии. I. Складывание первичного, "гипотетического" образа на основе имеющихся скудных, отрывочных данных о предмете. 2. Развитие и формирование более или менее цельного образа, отражающего основные связи и элементы предмета. 3. Дальнейшее уточнение и развитие образа в процессе познания предмета.

В различных областях познания наглядно-чувственный образ имеет свои особенности. Например, если изучаемый объект не является продуктом деятельности человека, то у исследователя возникает только один образ - образ изучаемого объекта. Но при изучении любой человеческой деятельности или продуктов этой деятельности, у исследователя помимо образа изучаемого предмета или явления формируется также образ человека - субъекта этой деятельности. Степень обобщенности или конкретизации этого образа зависит от характера самого исследования. Так, естественно, что у литературоведа изучающего художественные произведения какого-либо исторического периода формируется иной, более конкретный и живой образ человека, нежели у экономиста, изучающего социально-экономические отношения, существовавшие в тот же период. Из всех наглядно-чувственных образов человека, которые возникают у различных исследователей, наиболее близким к психологии человека является образ, возникающий у историков, а среди них у тех, кто изучает определенные исторические периоды в целом. "Изучая экономическую жизнь, он (историк - Н.З.) имеет дело с безличными производственными отношениями. Подвергая статистической обработке экономические данные, историк бывает ограничен в возможностях создания чувственно-наглядного образа. Другое дело, когда его интересы сосредотачиваются на деятельности народных масс, политических лидеров, представителей науки и искусства. В этом случае имеются широкие возможности для создания исторического образа, позволяющего более глубоко вникнуть в сущность данной эпохи, нарисовать целостную картину исторической действительности" /81, с. 266/. Ниже,на примере исторического познания, покажем необходимость возникновения наглядно-чувственного образа человека при изучении его деятельности или продуктов этой деятельности.

Историк в процессе исследования, наряду с решением конкретной задачи, помимо своей воли и желания выполняет и другую работу, которая не входит в цель его исследования, а именно, формирует у себя некоторое представление о человеке изучаемого времени, воссоздает его обобщенный типичный наглядно-чувственный образ, куда входят психологические данные о нем. При ближайшем рассмотрении оказывается, что этот своеобразный "побочный продукт" исследования, который очень редко и в незначительной степени отражается на конечном результате исследования, не является случайным в процессе исторического познания. Дело в том, что изучение, понимание деятельности субъекта предполагает некоторое понимание и самого субъекта. Невозможно правильно понять деятельность не поняв при этом самого субъекта, ибо понимание деятельности означает понимание ее как деятельности субъекта. Поэтому невозможно изучать человеческую историю без формирования определенного представления о самом человеке, не имея перед мысленным взором социально-психологический, духовный образ субъекта этой истории. Наглядно-чувственный образ человека не только строится и корректируется в процессе исторического познания, но и входит в него в качестве компонента, выполняющего определенную регулятивную функцию.

Некоторые исходные теоретико-методологические положения и методика исследования

Не претендуя на разработку методологических основ историко-психологических исследований, попытаемся изложить некоторые общие теоретико-методологические положения, из которых мы исходили в своем исследовании. Эти положения касаются в основном двух главных вопросов: I. Как изменяется и развивается психология личности исторически? и 2. Как изучать это изменение и развитие?

Эти положения излагаются ниже пока не системно, а в порядке значимости и в основном применительно к своему исследованию. Б начале рассмотрим вопрос об историческом изменении и развитии личности, ее социально-психологического облика.

Экономические отношения, составляющие основу общественного развития, определяют общественное сознание (куда входит и общественная психология) и общее направление его развития. Но определяющее значение экономических отношений имеет настолько общий характер, что при одних и тех же экономических отношениях могут существовать самые различные состояния общественного сознания, конечно одного типа - капиталистического, социалистического и т.д. К.Маркс, отмечая эту особенность экономических отношений (экономического базиса) в "Капитале" писал, что "один и тот же экономический базис - один и тот же со стороны основных условий -благодаря бесконечно разнообразным эмпирическим обстоятельствам, естественным условиям, расовым отношениям, действующим извне историческим влияниям и т.д. - может обнаруживать в своем проявлении бесконечные вариации и градации, которые можно понять лишь при помощи анализа этих эмпирически данных обстоятельств" /7, с. 354/. Одни и те же экономические отношения, даже в масштабе одного общества, страны порождают самые различные явления общественного сознания, различные, порой прямо противоположные социально-психологические черты, особенности, отношения, представления, установки, нормы и т.д., одни из которых хотя и имеют развитые формы, но не характеризуют данные экономические отношения, а другие, наоборот, находясь в зародышевом состоянии, все же являются для них характерными. Например, В.И.Ленин за единичными фактами социальной жизни молодой советской страны - первыми коммунистическими субботниками, проведенными рабочими, - усмотрел их "гигантское", "всемирно-историческое значение" /23, с. 5, 21/, и характерность тленно для социалистического общества /23, с. 12-22/. Предвидя большое будущее коммунистических субботников как нового отношения рабочих к труду, Б.И.Ленин писал: "Видимо, это только начало, но это начало необыкновенно большой важности" /23, с. 5/. В примечаниях к "Капиталу" К.Маркс писал: "Конечно, много легче посредством анализа найти земное ядро туманных религиозных представлений, чем, наоборот, из данных отношений реальной жизни вывести соответствующие им религиозные формы" /6, с. 383/. Это в полной мере относится ко всему общественному сознанию, к общественной психологии. Следовательно, экономические отношения неоднозначно детерминируют общественное сознание, общественную психологию. Они, обуславливая характер остальных общественных отношений и в значительной степени реализуясь в них, создают многообразные возможности для практической и духовной деятельности индивидов, а также устанавливают границы этих возможностей. А все, что возникает внутри данных границ, т.е. то, в каких формах (социально-психологических чертах, особенностях, представлениях, нормах, установках) конкретизируются данные возможности, зависит уже не от характера экономических отношений, а от влияния остальных общественных отношений, а также от влияния более частных факторов, таких например, как национальные и культурные традиции, характер сферы деятельности и ее конкретных условий, особенностей самой личности и т.д. Для обнаружения конечных форм конкретизации необходимо изучить систему общественных отношений, в которые включаются индивиды, т.е. проследить ежедневную активную деятельность индивидов в социальной действительности под определяющим влиянием упомянутых частных факторов. Отмечая систему общественных отношений (экономических, политических, классовых, идеологических, культурных, производственных, гражданских, нравственных, эстетических и т.д.), существующих в конкретном историческом обществе, в качестве главных объективных детерминант, определяющих формирование и развитие личности, индивидов и социальных групп, Б.Ф.Ломов пишет:"Бея эта сложнейшая система общественных отношений как базисных, так и надстроечных, развивающаяся по объективным законам, детерминирует формирование тех или иных групп и социальное поведение индивидов - членов общества" /106, с. 7/.

Изменение экономических отношений, приводя к изменению во всей сложной системе общественных отношений, вызывает соответствующие изменения в психологии людей. Например, в период революционного преобразования общества (20-е годы), когда в результате изменения главных общественных отношений, т.е. ликвидации господства класса поработителей, коренным образом изменилась вся социальная структура общества, которая с необходимостью повлекла за собой дальнейшие изменения во всей сложной системе общественных отношений, позитивному изменению подверглись также и многие элементы социальной психологии рабочих Азербайджана.

Общая социально-психологическая характеристика послереволюционного периода (20-е годы).

Послереволюционный период характеризуется коренными изменениями в социальной, экономической и культурной сферах. Революция в апреле 1920-го года и последующий период (20-е годы) привели к существенным сдвигам в социальной психологии рабочих Азербайджана. В данном параграфе мы рассмотрим только доминирующие социально-экономические идеи и представления рабочих Азербайджана, их материальные и духовные потребности, желания, мотивы, интересы, ценности, настроения и отношения.

Революция пробудила дремлющие творческие силы масс, открыв широкие возможности для их проявления и развития. Возникла возможность, как писал В.И.Ленин, "развернуть впервые в истории всю инициативу и всю энергию десятков миллионов задавленных капитализмом людей" /25, с. 187/. Если во время революции "веками накопившаяся злоба... прорывается наружу в действиях... миллионных народных масс" /13, с. 321/, направленных на свержение несправедливого социального строя, то после революции получают широкую возможность для реализации столь же долго подавляемые прежде господствующими классами энергия и творческая активность масс и направляются на созидание нового общества. Отмечая это, В.И.Ленин писал, что "широкое, поистине массовое создание возможности проявлять предприимчивость, соревнование, смелый почин появляется только теперь" /18, с. 196/.

Известно, что любая конкретно-историческая ситуация в явной и скрытой формах содержит в себе целый спектр различных возможностей - позитивных и негативных. Но люди не всегда пользуются всеми позитивными возможностями, данными им обществом, его экономическими условиями. Они не всегда, не во все исторические периоды смело разведуют границы позитивных, творческих возможностей общества, жизни, а следовательно, своих социальных и индивидуальных возможностей. А изучаемый период в этом отношении характеризуется именно активным поиском и реализацией рабочими огромных творческих возможностей конкретных общественно-исторических условий.

Произведенные революцией глубокие сдвиги в социальной структуре общества привели к ликвидации старых социально-классовых барьеров и создали рабочим, всем трудящимся объективные возможности для продвижения вверх по социальной лестнице, т.е. способствовали повышению их вертикальной социальной мобильности. Этот период характеризуется созданием новых объективных возможностей для развития в социальной и индивидуальной сферах и их реализацией трудящимися во все возрастающих масштабах. В.И.Ленин писал: "Социализм... впервые создает возможность... втянуть действительно большинство трудящихся на арену такой работы, где они могут проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, которых в народе - непочатый родник и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами" /18, с. 195/. Создавшиеся социальные возможности изменяли представления рабочих о себе, о своих индивидуальных возможностях. Они начинали осознавать себя не в качестве простых исполнителей внешне и раз навсегда заданных ограниченных функций, как это было до революции, а в качестве социальных субъектов с широким социальным выбором, место в жизни которых в значительной степени зависело от степени социальной активности их самих. Это приводило к изменению особенностей взаимодействия рабочих с социальной действительностью. "Нельзя не поражаться громадной творческой силе революции, - писал председатель СНК Азерб. ССР Г.М.Муса-беков, - которая в толще отсталого народа пробила громадные бреши в вековом косном укладе дореволюционной семьи и общества и с каждым годом созидает новые формы взаимоотношений человека человеку, отдельного члена общества и коллектива" (Азербайджан на рубеже второго десятилетия Октября. - Бак. рабочий, 1927, 7 февраля).

Исторически беспрецедентные достижения революции в деле расширения социальных возможностей для развития человека, естественно, не сразу были осознаны всеми трудящимися. Говоря об этом факте, В.И.Ленин отмечал, что "рабочие и крестьяне еще "робеют", еще не освоились с тем, что они - теперь господствующий класс, еще недостаточно решительны. Этих качеств в миллионах и миллионах людей, всю жизнь вынужденных голодом и нуждой работать из под палки, не мог создать переворот сразу. Но в том-то и сила, в том-то и жизненность, в том-то и непобедимость Октябрьской революции 1917 года, что она будит эти качества, ломает все старые препоны, рвет обветшавшие путы, выводит трудящихся на дорогу самостоятельного творчества новой жизни" /18, с. 199/. Поэтому новые социальные возможности для проявления и развития индивидуальных способностей и умений всеми средствами доводились до сознания рабочих.

Но следует отметить, что революция не только предлагала рабочим и всем трудящимся широкие возможности для развития, но активно требовала от каждого реализации, использования созданных возможностей (см. например, Бак. рабочий, 1921, 2 июня; Бак. рабочий, 1921, 22 июня; В уездах. Газета - сила. - Бак. рабочий, 1922, 14 декабря; От центральной чрезвычайной тройки при АзДЖе и Совнаркоме по борьбе со взяточничеством. - Бак. рабочий, 1923, 19 февраля; Армии мусаватского и Советского Азербайджана. - Бак. рабочий, 1923, 26 октября; У станков. - Бак. рабочий, 1923, 18 ноября; Рабкор и его культурная роль. - Бак. рабочий, 1924, 22 августа и т.д.). Видный деятель германского и международного рабочего движения К.Цеткин, побывавшая в Баку осенью 1924 года, отмечая данную особенность нашей революционной действительности, писала, что "пробивающий себе путь новый социальный мир ставит высшие требования всем живущим сознательной жизнью" /149, с. 226/. Именно эти новые требования, которые революция ставила перед рабочими, трудящимися, вовлекая их в такие новые для них виды деятельности как политическая, управленческая, общественная, культурная и т.д. и способствовали развитию личности. Вовлекаясь в новые виды деятельности, рабочие, трудящиеся вступали и в новые общественные отношения со своей социальной средой, с другими рабочими, трудящимися, и в процессе этого, сталкиваясь с принципиально новыми для себя проблемами, вопросами и решая их, развивались как личность - развивая свои способности, умения, навыки, вырабатывая новые качества, модели социального поведения, формы общения.

Социальная активность рабочих как новое социально-психологическое явление

Период революционного преобразования общественной структуры характеризуется резким возрастанием социальной активности рабочих. Ф.Энгельс писал: "Прошло время внезапных нападений, революций, совершаемых немногочисленным сознательным меньшинством, стоящим во главе бессознательных масс. Там, где дело идет о полном преобразовании общественного строя, массы сами должны принимать в этом участие, сами должны понимать, за что идет борьба, за что они проливают кровь и жертвуют жизнью" /8, с. 544/. В.И.Ленин отмечал, что "именно революционные периоды отличаются большой широтой, большим богатством, большой сознательностью, большей планомерностью, большей систематичностью, большей смелостью и яркостью исторического творчества по сравнению с периодами мещанского, кадетского, реформистского прогресса" /13, с. 328/. Социальная активность являлась новым социально-психологическим явлением социальной действительности 20-х годов, а также новым социально-психологическим качеством рабочих. Е.В.Шорохова пишет, что "социальная активность выступает как общественное качество человека и проявляется в способности индивида и групп людей к целенаправленному взаимодействию со средой, в способности, которая базируется на их потребностях и интересах, существует как внутренняя готовность к действию и проявляется как более или менее осознанная и энергичная деятельность, направленная на преобразование действительности и самих людей" /154, с. 13; см. также /35, 41, 101, 128/). Б изучаемый период социальная активность характеризовалась также увеличением личных связей, взаимодействий рабочих со своей непосредственной социальной средой и возрастанием их интенсивности. Она проявлялась в трудовой, политической и познавательной деятельности.

Вообще в каждую переломную историческую эпоху творческой активности масс дается сильный толчок - повышается их социальная активность. Она проявляется и конкретизируется в тех формах, которые в наибольшей степени способствуют решению стоящих перед обществом задач - социальных, экономических, культурных. Социальная активность рабочих Азербайджана 20-х годов была направлена, главным образом на строительство нового общества, создание новых социальных отношений, воспитание молодежи, она была направлена также на выявление, критику и устранение недостатков в организации хозяйства и управления, на ликвидацию культурной отсталости, старых норм и отношений, негативных социальных явлений и т.д. "Работаем теперь в заводах и мастерских, имеем право указывать администрации ошибки и посоветовать что и как улучшить" (200 рабочих Биби-Эйбат-ской Центральной механической мастерской пишут. - Бак. Рабочий, 1927, 7 ноября).

Причин, обусловивших повышенную социальную активность, было несколько. I. Одной из главных причин являлось творческое отношение рабочих к различным явлениям социальной действительности, которое образовало у них революционные идеи, т.е. повышенная социальная ак-тивноеть была порождена принципиально новым взглядом на жизнь, новым социально-историческим видением. И это новое видение побуждало людей к активной деятельности в реальной социальной действительности. Новая идеология указывала новые пути понимания, способы объяв-нения и изменения мира, социальной действительности. 2. Революция, ликвидировав многие социально-классовые барьеры классово-антагонистического общества, резко расширила социальные границы человеческого выбора и, стимулируя рабочих воспользоваться данной возможностью, способствовала тем самым повышению их социальной активности. Расширялась сфера активного взаимодействия рабочих с обогатившейся и усложнившейся социальной средой. 3. Старая государственная машина, а также вся система управления обществом, производством были разрушены и создавались новые. При этих условиях возникла объективная необходимость привлечения широких масс трудящихся к управлению государством и производством, что и делалось. С другой стороны, само наличие огромного количества вакантных мест в аппарате управления, которое создала революция, стимулировало рабочих, трудящихся занять эти места, и тем самым стимулировало их социальную активность. 4. Другой причиной повышенной социальной активности рабочих была их ориентированность на большую, исторически значимую социальную цель. Четко осознанная и глубоко интерна-лизированная большей частью рабочих высокая социально-историческая цель, несмотря на значительное сокращение в индивидуальном сознании реальных сроков ее достижения, все же охватывала ближайшие 10-15 лет. Такая довольно глубокая для индивидуальной жизни историческая перспектива настраивала рабочих на длительную, целенаправленную социальную активность. Высоко оценивая значение большой и реальной социально-исторической цели для организации, сплочения и поднятия активности широких масс трудящихся, В.И.Ленин в письме к Г.М.Кри-жижановскому отмечал, что "надо увлечь массу рабочих и сознательннх крестьян великой программой на 10-20 лет" /24, с. 63/. Большая социально-историческая цель охватывала все сферы жизнедеятельности рабочих, способствовала обогащению их сознания и самосознания, совершенствовала саморегуляцию - в индивидуальной и социальной жизни. Большая цель организовывала и мобилизовывала силы рабочих, придавала их деятельности целенаправленный характер, воспитывала у них такие черты как твердость, последовательность, выдержанность.

Похожие диссертации на Общественно-историческая обусловленность развития направленности личности (на примере рабочих Азербайджана 20-х гг.)