Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальное самосознание народов Средней Азии на современном этапе их развития Мухамметбердиев, Овеадурды Бердиевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мухамметбердиев, Овеадурды Бердиевич. Национальное самосознание народов Средней Азии на современном этапе их развития : автореферат дис. ... доктора социологических наук : 19.00.05.- Москва, 1992.- 45 с.: ил.

Введение к работе

1 .-:! І.

Постановка вопроса. Версия определения места, а заодно роли и значения национального самосознания в универсуме национальной лизни находится, можно сказать, в прямой зависимости от выбора ее автором концепции общественного развития- Но поскольку конкурирующие в настоящее время общие теории социального развития (редуцируемые к двум основным - социологической и психологической) не достигли, по мнению диссертанта, стадии конструктивного синтеза, и следовательно, не свободны от свойственных им ограничений, авторская точка зрения на национальное самосознание в своих существенных чертах опирается на позитивные,' сильные стороны, присущие каждой из них в отдельности. Конкретные же проявления этой приверженности предпочтительнее дать не в общем виде, а в подходе к анализу ключевых, принципиальных моментов избранной проблемы.

Основываясь на конкретизированном прочтении изложенных в литературе по социальной философии и философской антропологии взглядов на самосознание, соискатель пришел к выводу о том, что этот феномен духовной жизни находится между сознанием и практикой, занимает именно эту нишу в процессе."овнешнения" (опредмечивания) идеального в реальное, духовного в материальное. В таком контексте, например, гуссерлианское положение об активности сознания,.' его "смыслополагающем" характере и интен-циальности, направленности на предмет (1) заслуживает, по нашему убеждению, не столько критики (2), сколько материалистической инверсии.

Переходя от понятия самосознания к национальному самосознанию, следует сказать, что последнее как разновидность перво-

1. Husserl Е. Die Кгіsis der evropaischen Wissenschaft und
die transzendentalie Phanomologia. Hamburg, 1982.

2. См. напр.: Руткевич A. M. От Фрейда к Хайдеггеру. Крити-

ческий очерк экзистенциального психоанализа, и., 1985. -С. 32 - 36.

- г -

го выступает по..функциональному"назначению духовным выразителем совокупного (культурного, социального, экономического* политического) самоопределения нации, идейно обеспечивает весь ход ее поступательного развития. -Иначе говоря, национальное самосознание неотрывно от процесса превращения национальной общности из предсубъекта( нации "в себе") ;В подлинный, субъект (нацию "для себя*') и неизменно сопутствует ему от начала до-конца, на всем протяжении жизненного; цикла нации. - -

Таков исходный .пункт концептуального абриса, отталкиваясь от.которого предпринята попытка . решить, две. і последовательно идущие ДРУГ за другом задачи: сперва конкретизировать понятий-нр-тедриінческий аппарат исследования (раздел I), а затем- -Чопрокинуть" его на анализ нациЬнального самосознания в региональное .варианте..' В нашем .случае речь идет об особенностях его проявления у народов Средней Азии (раздел И). с- . \.

;< Актуальность темы исследования. Наложенное в. известный
период, фактически "полутабу" на- анализ духовной стороны нацио
нальной, жизни привел к тому, что,огромный пласт фактологи
ческого, эмпирического материала по названному! аспекту ока
зался неадекватно, представленным, в теоретическом (фундамен
тальном) и прикладном .народоведении, (этнографии, этиологии,
социологии и политологии национальных отношений и т. п.). Более
того, нередко искаженным в угоду политической и идеологической
конъюнктуре. Это влполной мере относится и к "положению дел" с
национальным самосознанием. , ....

Однако было, бы ошибкой,думать, что догматизм,и застой в.
науке о народах был тотальным. Вопреки прессингу сверху учены-.
ми была проделана большая продуктивная работа (о чем конкретно
сказано в подразделе, посвященном степени изученности пробле
мы). .;;..-. ; ..... . .'v..

, К сожалению, .'.последствия развития науки (теории нации и национальных отношений в том числе) в условиях тоталитарного контроля нельзя преуменьшать,.. что. нашло, в частности,:.'отражег ниє в пробелах ("белых пятнах") науки и даже исключении из поля зрения исследователей множества источников, представляющих

- з -интерес. В итоге общая картина, изложенная наукой, выглядит достаточно фрагментарной, как бы "недописанной", что, естественно, не способствует возможному приращению научного знания, в том числе и по интересующему нас аспекту1. " .' -

.- В связи с этим работа актуальна тем, что* она в известной
мере компенсирует названный" недостаток, отчасти интегрируя
имеющийся материал по проблеме. ''-' ''

' На разработке проблемы-национального самосознания (впро-' чем, как и всего обшествознания) существенно'сказалась абсолютизация классового подхода Выразилось это* 'в ; частности, в том; что национальное самосознание рассматривалось в соответствующих трудах- преимущественно как пассивное отражение национального бытия.

Подлинная активность этой духовной силы оставалась за Исследовательским "кадром". Это обстоятельство высвечивает другую грань актуальности избранной темы.

Нужно-сказать и о- том,- что неадекватная (прежде всего потребностям преодоления необычайно глубокого кризиса- национальных отношений и межнационального отношения в зоне СНГ) разработка проблемы, помимо причин, имеющих онтологическую природу, обусловлена и гносеологическими трудностями," в частности сложностью применения к ее анализу социологического и психологического подходов в их непротиворечивом"единстве. ' '

Актуальность изучения проблемы усиливается наличием довольно ощутимого контраста между освещением национального самосознания в чисто теоретическом аспекте и прагматическом преломлении, выявлением его роли в условиях Содружества"и его отдельных регионов.

Исторический опыт СССР с его известным исходом показал,
что без'знания особенностей психологии каждого из взаимо-
цействующих народов; реального состояния и тенденций развития
га национального самосознания, растущих потребностей, невоз
можно рассчитывать на выработку взвешенных, научно обоснован
ии; психологически выверенных решений, связанных с задачами
'армонизации межнациональных отношений. ^:.

Конечно, сегодня уже нет Советского Союза с его единой

-4-,

- национальной политикой. Как и все остальные направления государственной политики, национальная политика стала самостоятельным направлением в деятельности институтов власти бывших советских республик в условиях их яезависимого существования и развития. Однако это не значит, что происходящее в других республиках и регионах СНГ события в сфере межнациональных отношений не могут и не должны интересовать каждую из них. Особенно ато касается инициаторов создания СНГ - России, Украины и Белоруссии.

Нет ни одного государства, входящего сегодня в это Содружество, в котором не жили бы в большом количестве представители таких славянских народов как русские, белорусы и украинцы. Их социальное самочувствие и спокойствие за свою жизнь и своих семей во многом зависит от того, как развиваются. события в сфере межнациональных отношений в тех государствах, жителями которых они по воле судьбы когда-то стали. Скажем, может, ли Россия быть безучастной к судьбе русских, живущих сегодня в бывших советских республиках Средней Азии, тде события в сфере межнациональных отношений разворачиваются далеко не в пользу инонациональных меньшинств, в том числе и русских.

Ставший почти неуправляемым, в условиях нарастания соци-

' ально-экояомического кризиса процесс роста националистических настроений среди части коренных народов этих.республик значительно повышает вероятность массового оттока из них русскоязычных жителей. А это, в свою очередь, с одной стороны, неминуемо приведет к значительному обострению и без того сложно* экономической ситуации в самих республиках региона, ибо выез; русских обернется для них потерей части квалифицированных спё: циалистов и костяка рабочего класса, а с другой - создаст дли России массу проблем, связанных с обустройством вернувшихся я: родину русских. Следовательно, можно сказать, что исследован» состояния и тенденций развития национального саморрзнания ко ренных народов Средней Азии на современном этапе их развития В увязке с проблемами межнациональных отношений, представляє собой чрезвычайно актуальную задачу, решение которой може иметь практическую значимость не только для выработки опти

- 5 -мяльной национальной политики в республиках этого региона, но и для оптимизации государственной политики России с другими государствами СНГ, не говоря уже о чрезвычайной актуальности исследования национального самосознания как важной теоретической задачи ввиду его крайне слабой разработанности.

Состояние научной разработанности -проблемы. Вопросы национального самосознания оказались в центре внимания советских обществоведов в основном со второй половины 80-х годов. Как это ни парадоксально, но длительный период времени наблюдалось явное противоречие между возрастанием роли национального самосознания в общественно-политической и культурной жизни общества, с одной стороны, и степенью научной разработанности этой проблемы, с другой.

Крайне небольшое число теоретических исследований было не единственной особенностью ситуации в области изучения национального самосознания. Одним из отличительных признаков этой ситуации являлось то, что у авторов, затрагивавших эту тему, не было единства даже во взглядах на сущность и содержание самого термина "национальное самосознание". В большинстве случаев суть его сводилась к национальной идентификации или отождествлялась с национальным сознанием. Нередко термин "национальное самосознание" отождествлялся и с национализмом.

Слабая разработанность проблемы национального самосознания в отечественном обществоведении была связана с целым комплексом причин. Шзовем некоторые, важнейшие из них. Во-первых, она была связана с социальной робостью отечественного обществоведения, научившегося за десятилетия тотального идеологического контроля успешно избегать всего острого, проблемного, дискуссионного, то есть всего того, что, как раз и .іулниїдии беспристрастного научного анализа. Во-вторых, эта изоляция, а точнее, самоизоляция нашего обществоведения, не только от мировой науки, но и от достижений русской историко-социологи-ческой мысли конца XIX- начала XX веков. Огульное их отрицание, сугубо классово-идеологический, а не собственно научный характер критики - вот что мы имели в течение долгого времени.

Третья причина - это противоречие между качественным и

количественным подходами к изучению социально-психологических проблем межнэддояа^яьных отношений, . между внешней и внутренней валидностью результатов исследований в изучении национальных чувств, предрассудков, этнических стереотипов, и установок-..И' т. .д. Большинство исследований, посвященных изучений этих, и -других .социально-психологических явлений, имеющих не- посредственную! связь с национальным самосознанием,, проводилось либо-в ^лабораторных условиях, либо, на небольших, локальных .объ^;1. ектах, что исключало возможность экстраполирования их резуль- татов на ,те или иные национальные общности, в целом. -. К,тому, же, в этих исследованиях,: если судить по публикациям, появившимся , в открытой печати, ..;!в- большинстве случаев акцентировалось, вни-;. мание не столько,на показе имеющих место, и .нарастающих нега- .. тивяых. явлениях в области межнациональных,, отношений,; СКОЛЬКО,! на доказательстве, того, что их характеризует, полная гармония,-л примат иетернационадистских ориентации над- уз.конациональными.

.здесь, следует назвать, работы М. СДжунусова, И. Дьяконова,

,, Начиная, с .середины 80-х годов, полржениел'дед в области:;, изучения.проблематики национального..самосознания- значительно . изменилось. Дрявилась. делая серия работ, в которых были еде лат. -; ны довольно;, успешные, попытки раскрыть содержание и функции!.на- ; циоладьнрг.0, самррознания-, его., связьLe другими формами; ерциадь^ ..

ного самосознания, Прежде всего

KL Е, Бромлея, Л. М.'Дробижевой,

П.Г.Евдокимова, .,,. иорданского,.А-Б-Нуруллаева, .Л.В.Скворцо-

ва,' К. Н &бибуллина( 1).

См.:::Бромлея KUB. Национальные процессьГв-СССР: ' ;в поисках новых подходов. - М. ,1988; Дробижева ЛЖ; ИстбриЧескЬе;самосознание :как; часть национального самосознания - народов// Традиций{.в-современном'обществе. - М.,'1990;' -Ее-же":' Этниг ческоеи-іисторическое' самосознание народов СССР на-'-рубеже последнего десятилетия XX века (в конце &3W- начале ^9№х х.:г.ф>//лйуховная культура и этническое самосознание.-' *'-Вып. 2.' - U., 1991: Джунусов М.С.. Введение;"мв .марксистско-ленинскую теорию наций.- '-: Ашхабад.; 1986; Дь-іяконов ґ.К. ...Все : мы .-люди^Чразмышление -историка об этническом .самосознании) . //^Знание-п :сила: к -'-1989;";- '4J 4-/Ев-докимовчЕ Г. Проблемы национального:самосо&Нания в истории ^общественной мысли. :- Волгоград, 1990;';Йорданский'Е Е Эт-.ническое ;самосознание изнутри:.-его.структура-//^Рабочий Продолжение .см. стр. 7. . , :<.: ' ". -.і'-'-' :'.'^',-"' <

Наметился активный интерес к эмпирическому изучению характеристик национального самосознания. Тема"национального самосознания все' более становится предметом фундаментальных исследований. Об этом, в частности, свидетельствует появление в рамках комплексной обшеакадемической программы "Человек, на-ука, общество" таких научно-исследовательских проектов, как "Конструирование' этнического самосознания", : разрабатываемый в Институте этнологии и антропологии РАН под руководством докто- : ра исторических наук Л. М. Дробижевой и "Процесс политизации общественной жизни в условиях роста национального самосознания", разрабатываемый в Институте социологии РАН под руководством кандидата философских наук Р. X. Симоняна.' Свидетельством узако-нивания темы в^оле исследовательского "интере'б'а стало появление в последние 2-3 года по отдельным аспектам проблематики национального самосознания ряда диссертаций .(2).

Вместе с тем анализ содержания литературы, посвященной изучению национального самосознания, дает основание сделать вывод: на сегодняшний день нет единой точки зрения на содержание,' структуру и функции национального самосознания. По-преж- ' нему понятие национального самосознания имеет различные толкования. Одни авторы Продолжают под ним подразумевать лишь наци-энальную самоидентификацию личности, другие - его содержание ;водят к национальному автостёреотипуинациональным интересам, третьи - полностью отождествляют его с сознанием нации. Имеют

Продолжение. Начало см. стр. 6.

класс и современный мир. - 1990.- N 4; Нуруллаев А.& К
вопросу о- взаимосвязи национального и религиозного://
Сб., ст.:-. Национальные проблемы в современных . условиях. .-
М., 1988;.Скворцов Л. В. Культура самосознания. ,--11 у 1989;
Хабибуллин К.Н. Национальное самосознание и интернациона
листское поведение. - Л., 1989. ., ;
;. См.: Атамуратов С. Национальное самосознание и национальная
культура в процессе обновления общества
(социально - философский. аспект). - .. . Автореф.
диссертации докт. филос. наук. -Ташкент, 1992. Джендубаев
А. Р. Религиозное и историческое в национальном самосозна
нии (на материалах Северного Кавказа).- Автореф. диссерта
ции канд. филос. наук. - 11,1991; Латышев А. К Националь
ное и историческое в историческом самосознании. Автореф.
диссертации канд. филос. наук. - Ы., 1991. и др.

- 8 -место подходы, когда национальное самосознание понимается как явление, тождественное по своему содержанию религиозному или историческому сознанию нации.

Много неясностей возникает из-за некорректного употребления понятий "сознание" и "самосознание". Несмотря на то, что эта проблема получила свою глубокую разработку в философской и психологической литературе, в исследованиях, посвященных проблематике национального самосознания, многие авторы почему-то продолжают избегать разграничения между собой понятий "национальное самосознание" и "национальное сознание".

До сих пор многие авторы проявления национального самосознания предпочитают видеть лишь в актах индивидуального (личностного) сознания, тогда как с не меньшим основанием таковые можно видеть и в актах надиндивидуального (группового, коллективного) сознания.

Спорными и дискуссионными остаются вопросы, связанные с включением в структуру национального самосознания осознанных национальных интересов, настроя на инонациональные ценности.

Очень мало пока проводится исследований, посвященных изучению состояния и тенденций развития национального самосознания конкретных национальных общностей, отражения его роста в деятельности национальных и религиозных движений, институтов политической власти на местах.,

Отмеченные выше обстоятельства позволяют сказать, что нынешнее состояние разработанности проблематики национального самосознания в известной мере не адекватно постижению истинной природы этого явления, его структуры и механизмов формирования, и потому не отвечает в должной мере потребностям" социальной практики, не вполне способно помочь в выработке взвешенных политических решений.

Целью настоящего исследования является разработка теоретической концепции национального самосознания и осуществление на ее основе комплексного анализа состояния и тенденций развития самосознания коренных народов Средней Азии.

Реализация поставленной цели достигается путем решеяи$

следующих задач:

уточнения содержания понятий "нация", "национальное сознание" и "самосознание";

раскрытия сущности национального самосознания, его состава и структуры;

выявления функций национального самосознания;

обоснования принципов междисциплинарного подхода к исследованию национального самосознания;

анализа основной группы факторов, детерминирующих специфику формирования и развития национального самосознания народов Средней Азии на современном этапе их развития;

исследования взаимодействия национального самосознания народов региона и национальных движений;

определения роли средств массовой информации в формировании национального самосознания;

-- анализа состояния и динамики национального самосознания в условиях его массовизации.

Объектом диссертационного исследования является национальное самосознание как категория науки и феномен реальной жизни.

Предметом этого исследования выступает отношение между , теоретическим и практическим аналогами национального самосознания (последний представлен здесь самосознанием среднеазиатских народов).

Матододогической основой диссертации послужили принципы и подходы, выработанные учеными - обществоведами, занимающимися проблемами национальных отношений, прежде всего такими специалистами, как Э. А. Ваграмов,. JQ. В. Бромлей, М. Е Губогло, Л. Н. Гумилев, М. С. Джунусов, . JL М. Дробижева, М. В. Иордан, С. Т. Калтахчян, Е JL Козлов, М. И. Куличенко, а А. Шин, В. А. Пашков, А. А. Праза-

- 10 -ускас, С.RЧешко и др. (і)

В обосновании теоретико-методологических подходов к исследованию национального самосознания автор опирался на труды Г. М. Гака, ЕА.Грушина, ЕЖ.Келле, М. Я. Ковальаона, И.С.Кона, А. К. Уледова, Б. Д. Парыгина, Е Ф. Поршнева, А. Г. Спиркина, Е А. Ядова и др. авторов, в работах которых раскрываются важнейшие теоретические аспекты общественного и индивидуального сознания, идеологии и общественной психологии, массового сознания и общественного мнения (2).

1. См.:Баграмов Э. А. Национальный вопрос в борьбе

идей."-М., 1982; "Брошей Ю. Е Очерки теории этноса. -Е ,1983; Его же: Этносоциальные процессы: теория, история, современность. - - it, 1987; Гумилев Л. К Этногенез и биосфера Земли. - М., 1990; Джунусов М.С. Национализм в различных измерениях. - Алма-Ата, 1990; Дробижева JL М. Духовная общность народов СССР: историко-социологический очерк межнациональных отношений. - М., 1981; Иордан М.Е Интернационализм и национализм: анализ логики их противоборства в современную , эпоху. Дис/.. д-ра философских наук, М., 1987; Его же: Национальная проблема в СССР: приоритеты научно-теоретического анализа. // Национальные процессы в СССР в условиях перестройки. Вопросы теории.и практики. -М., 1990; Калтахчян С. г. Марксистко-ленинская теория наций и современность.- М., 1983; Козлов Е И. ' Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса. // Сов. этнография. - М., 1974. - N 2; Куличенко М.И. Расцвет и сближение наций в СССР. Проблемы теории и методологии. -Ы, 1981; Паин Э. А. Межнациональные конфликты в СССР (некоторые подходы к изучению и практическому решению). // Сов. этнография. - 1990. - N 1; Пашков ЕА. О новых подходах в теории и практике' межнациональных отношений. // Сов. этнография. - 1989, N 5; Празаускас А. А. Этнорегио-

: нальные политические культуры проблемы национально-государственный интеграции в Индии и СССР// Восток, 1991, Ц 5; Чешко С. Е Средняя Азия и Казахстан: современное .состояние

" ,и перспективы национального развития. // Расы и народы. Ежегодник. 1990, Вып. 20.

2. См.:. Гак.Г.М."гУчение об общественном сознании в свете тео
рии познания. V М., 1960; Горшков М.К. Общественное мнение:
история и современность.- М., 1989; Грушин ЕА.- ' Массовое
сознание: опыт определения и проблемы исследования. - М.,

': 1987; Келле ЛЬ, Ковальзон М.Я.. Формы общественного сбзна-, ния. - М.., 1959; Кон КС. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., .1984; . -Парыгин Е Д. Основы . социально-психологической теории. - М., 1971; Поршнев Е Ф. Социальная психология и история. - М., 1979; Попов Е Д. Психология и экономика, - М., 1989; Пишулин ЕЕ, Левашов Ей. Продолжение см. стр. 11.

С учетом того, что проблема национального самосознания не
посредственным образом связана с исследованием социально-пси
хологических аспектов сознания и поведения личности, коллек
тивной деятельности больших и малых групп, автор не мог оста
вить вне поля своего зрения и не опираться на известные труды
по этим проблемам К. А. Абульхановой-Славской, В С. Агеева,
Г. М. Андреевой, Л. П. Буевой, А. И. Горячевой, А. И. Донцова, А. Е Ле
онтьева, В. Е Маркина, С. Л. Рубинштейна, В М. Шепеля, Е. А. Яблоко-
вой и др. (1) '

При раскрытии социально-психологических аспектов национального самосознания и его места в структуре психологии национальных общностей автор опирался на работы как советских, так и западных ученых, специализирующихся в области проблем этнической психологии (2).

Продолжение. Начало см. стр. 10.

Общественное мнение и рынок. - М., 1992; Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М., 1972; Уледов А.К. Общественная психология и идеология. - М., 1985; Его же: Духовное обновление общества. - М., 1990; Ядов В. А. Перестройка требует научного знания о социальном субъекте общественных процессов // Социология перестройки. - U., 1990.

  1. См.: Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М., 1991; Агеев КС. М&жгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. - М., 1990; Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1980; Буева Л. її. Социальная среда и сознание личности. - М., 1968; Горячева А. И., Макаров М. Г. Общественная психология. - Л , 1979; Донцов А. И. Психология коллектива. - М., 1984; Леонтьев А.Е Избранные психологические произведения: В » 2-х т. - М., 1983; Маркин В. Е Жизненная позиция личности. - Ы, 1989; Рубинштейн С Л. Основы общей психологии. М., 1946; Шепель В.М. Управленческая психология. - М., 1984; Яблокова Б. А. Социалистический коллектив. - М., 1984 и др.

  2. Лацарус М., Штейнталь X Мысли о народной психологии // Филологические записки. - Воронеж., 1864, вып. 1-2; Вундт В. М. Проблемы психологии народов. - М., 1912; Лебон Г. Психология народов и масс. - Спб., 1896; Фуллье А. Факторы национального характера - Одесса., - 1899; Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. - М., 1930; Пыпин A. Е История русской этнографии.- Спб., 1891; Королев СИ. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. - М., 1970; Гад-жиев А. X Проблемы марксистской этнической психологии. -Ростов я/Д. , 1982; Душков Б, А. География и психология. -М., 1987; Джандильдин Е Д. Природа национальной психологии. - Алма-Ата , 1971; и др.

Стремление к сочетанию принципов научности и объективности, отказу от идеологизации и политизации стали основными стимулами для широкого испольаования~в качестве его методологической базы известных трудов Р. Бауэра, К. Маркса, Ф. Энгельса, R И. Ленина, К. Каутского, Г. Е Плеханова, работ русских историков, философов и психологов конца XIX и начала XX вв. -а О. Ключевского, В. С. Соловьева, Г. Г. Шпета, П. Сорокина, Е А. Бердяева и др., а также ряда западных специалистов, включая и так называемых "буржуазных советологов", занимавшихся критическим анализом практики осуществления национальной политики в республиках Средней Азии (1).

Обращение к проблемам Средней Азии сделало необходимым широкое использование в работе выводов и положений, содержащихся в трудах ученых-этнографов, занимающихся проблемами обшей и этнической истории среднеазиатских народов (2), уче-

  1. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. -11, 1923; Jung С.-J. Psychology and religion.- Yale Uhiv. Press, 1967; From» E. The anatomy of human destructiveness. - N. Y., 1973; Avtorkhanov A. The Empire of the Kremlin. The Soviet Type of Colonialism.-Jarmisch-Partenkirschen., 1988; Benningsen A. A., Vimbush S. E. Muslim National Communism in the Soviet Union.- Chicago - London., 1979 и др.

  2. Абрамзон СМ. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Л., 1971; , Гафуров Б. Г. Таджики. -М., 1972; Дурдыев М. Б. Туркмены.- Ашхабад., 1991; Эрматов

М. Этногенез и формирование предков узбекского народа, -Ташкент., 1968; Джикиев А. Очерки происхождения и формирования туркменского 'народа в эпоху средневековья. - Ашхабад, 1991; .Росляков А. А. Происхождения? туркменского народа -Ашхабад, 1960; Его же. СредазбюроЦК РКП(б). Вопросы стратегии и тактики. - Ашхабад. ,1975; Кулиев К. Опыт строительства социализма в республиках Средней Азии и его значение для развивающихся стран. - Ашхабад., 1974; Мухаммедбер-

' . дыев К. Б. История хорезмской-революции.-Ташкент., 1986 и др.

ных-востоковедов, изучавших проблемы национального самосознания и исламского национализма в странах Востока (1), специалистов по проблемам истории ислама в Средней Азии (2).

В работе использованы результаты научных исследований местных авторов, занимающихся разработкой различных аспектов духовной жизни среднеазиатских народов. Конечно, ход развития общественно-политических процессов в Средней Азии в последние годы поставил под сомнение многие из полученных в этих работах выводов, но, вместе с тем, имеющийся в них фактический материал и некоторые выводы не поте ряли своей актуальности и поныне.

Эмпирической базой для диссертации послужили результаты социологических исследований, посвященных научению состояния и тенденций развития национального самосознания у туркмен, а также других народов Средней Азии. В своих исследованиях автор использовал различные методы.сбора первичной информации: опрос, тестирование, шкала социальной дистанции, контент-анализ материалов СШ, а при их обобщении и интерпретации - методы корреляционного, факторного и кластерного анализа. (Справочные данные, касающиеся выборки исследований, особенностей использованных в них методик и т. д., даются в соответствующих параграфах диссертации и "Приложениях" к ней).

Научная новизна работы заключается прежде всего в самой постановке проблемы, акцент в которой смещен на региональную специфику национального самосознания, а также разработке теоретической концепции этого феномена, с позиций которой открывается возможность по-иному осветить ряд принципиальных аспектов избранной темы (таких, как природа национального самосоз-

  1. См.: Ерасов В. С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. - М., 1982; Левин 3. И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. - М.,1988; йонова А. И. "Мусульманский национализм" в современной Индонезии. - М., 1982 и др.

  2. См.: Саидбаев Т. С. Ислам и общество. - М., 1978; Байрамса-хатов а Духовная культура народа и атеизм. - Ашхабад. ,1981; Вахабов M.R Ислам и вопросы атеистического воспитания. - Ы., 1984 и др.

- 14 -нания, его сущность, структура и функции, тождество и различие национального сознания и национального самосознания и некоторые другие).

В конкретном развороте к элементам научной новизны можно отнести следующее:

в представленной работе впервые дается всесторонний социологический анализ состояния и тенденций развития национального самосознания народов Средней Азии;

на основе изучения степени выраженности этнических стереотипов и установок в массовом национальном сознании коренных народов, а также анализа программных документов, функционирующих в регионе национальных и религиозных движений, раскрывается конфликтогенный потенциал межнациональных отношений;

впервые подвергаются комплексному анализу формы и уровни проявления донационального (родоплеменного) типа этнического самосознания, что существенно углубляет имеющиеся в этой связи в отечественной науке представления;

даются прогнозные оценки относительно роли исламского фактора в формировании национального самосознания коренных народов и его возможного воздействия в перспективе на состояние межнациональных отношений в республиках региона;

раскрываются наиболее вероятные пути развития национального самосознания коренных народов региона, а также причины межнациональных конфликтов в соотнесении с внутренней логикой развития национального самосознания и особенностями .сложившихся в республиках региона социально-экономической и общественно-политической ситуации после распада СССР.

Концептуальные положения, .(составляющие сущность теоретической конструкции) выносимые на защиту:

- Национальное самосознание, взятое в контексте диалекти
ки общественной жизни, представляет собой противоречивое двуе-
динство, одна из сторон которого выражает тенденцию к внешне
му, а другая - к внутреннему самоопределению национальной общ
ности. Эту противоречивость демонстрирует любой '"

- 15 -этноним (1). Скажем: мы туркмена Этим заявлением, с одной стороны, подчеркивается отличие от всех других (от не - туркмен; это - мы, а это - они), а с другой-тождественность относящих себя к этому народу, идентифицирующих себя именно с этим этносом (а не каким-то иным) и в совокупности составляющих величину "мы".

Национальное самосознание само по себе, так сказать, в чистом виде не националистично. Но в определенных условиях, (например, при обострении межнациональных противоречий) оно может стать таковым, наполниться националистическим содержанием. В широком историческом контексте национальное самосознание националистического толка отражает в своей основе не врожденную этнофобию, якобы (по взглядам некоторых этнологов) имманентно присущую психологии народов, а возникшее на определенной почве намерение его носителей прикрыть удовлетворение своих интересов (и не обязательно материальных) за счет другого или других народов.

По внутренней интенции и назначению национальное самосознание выполняет прежде всего функцию духовного обеспечения самоопределения (в широком смысле слова) нации и дальнейшего ее развития.

Наличие у нации национального самосознания делает ее субъектом своей судьбы и исторического творчества. Утрата же по каким-либо причинам своей духовной субстанции равносильна превращению нации в объект управления со стороны внешних, инонациональных сил.

Специфика национального самосознания среднеазиатских народов характеризуется в настоящее время главным образом двумя чертами: определенной сращенностью его с идеями исламского возрождения и известным дефицитом личностного начала (по сравнению, например, с национальным самосознанием прибалтийских народов, тяготеющих к европейской традиции с ее индивидуа-

1. диссертант исходит здесь из того, что этноним - ядро этнического самосознания, которое, в свою очередь, входит сое тавной частью в национальное самосознание.

-16-.

диетической ориентацией).

Теоретическая и практическая значимость работы. Проведенное исследование позволяет углубить и конкретизировать ряд положений социальной психологии, связанных с освещением таких ее разделов и подразделов, как психологическая характеристика больших социальных групп (наций), психология личности (в частности, в системе национальных отношений), закономерности межнационального общения-, составить более предметное представление о региональных особенностях развития национального самосознания (на примере анализа последнего в условиях среднеазиатского региона).

Выводы и обобщения, сделанные диссертантом, могут быть использованы в преподавательской практике при чтении спецкурсов по национальной психологии, социологии и психологии личности, по теории национальных отношений и межнационального общения. Материал отдельных разделов работы (в частности таких, как "Выражение национального самосознания среднеазиатских народов в деятельности национальных движений" и "Роль СМИ в формировании национального самосознания") может быть учтен при создании (в перспективе) психологических и зтноконфликтологи-ческих служб в регионе, при разработке концепции национальной политики в современных условиях.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на заседании кафедры социальной психологии и педагогики Российской академии управления. Основные положения диссертации были доложены в докладе автора на методологическом семинаре кафедры, состоявшемся 5 декабря 1991 года, сообщениях, сделанных на заседаниях методологического семинара Института философии РАН, Института философии и права АН Туркменистана; изложены в выступлениях соискателя на Всесоюзных научно-практических конференциях "Совершенствование национальных отношений в СССР в свете решений XXVII съезда КПСС" (3-5 апреля 1986 года, Ташкент), "Межнациональные проблемы и конфликты: поиски путей их решения" (12 - 14 декабря 1991 года, г. Бишкек), "Региональные особенности демографического развития республик Средней Азии" (15 - 18 октября 1991 г.., г.Ашхабад),

отражены в его публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух разделов (включающих в себя в общей сложности четыре главы и одиннадцать параграфов), заключения, а также списка использованной литературы и приложений по теме исследования.

Похожие диссертации на Национальное самосознание народов Средней Азии на современном этапе их развития