Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Моральные установки в системе отношений субъекта Терёшкин Андрей Федорович

Моральные установки в системе отношений субъекта
<
Моральные установки в системе отношений субъекта Моральные установки в системе отношений субъекта Моральные установки в системе отношений субъекта Моральные установки в системе отношений субъекта Моральные установки в системе отношений субъекта Моральные установки в системе отношений субъекта Моральные установки в системе отношений субъекта Моральные установки в системе отношений субъекта Моральные установки в системе отношений субъекта
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Терёшкин Андрей Федорович. Моральные установки в системе отношений субъекта : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : СПб., 2004 241 c. РГБ ОД, 61:05-19/331

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Моральные установки как предмет социально-психологического анализа

1.1. Моральные ценности, представления и установки современной молодежи 9

1.2. Моральные установки их природа и функции 17

1.3. Моральное развитие как формирование моральных установок 31

1.4. Моральные установки как интегральное образование. Ассоциативно-ценностная модель моральных установок 46

Глава 2. Организация и методы проведения эмпирического исследования

2.1. Организация исследования 60

2.2. Разработка метода диагностики моральных установок 75

Глава 3. Эмпирическое исследование моральных установок

3.1. Общие особенности самоотношения и отношения к окружающим у современной молодежи 93

3.2. Общие, возрастные и тендерные особенности моральных установок 108

3.3. Моральные установки в единстве с самоотношением и отношением к окружающим 118

3.4. Проявления моральных установок в поведении субъекта 161

Выводы 178

Заключение 181

Литература 183

Приложения 195

Введение к работе

Актуальность исследования морали современного человека и социально-психологических механизмов, лежащих в основе ее формирования и функционирования представляется совершенно очевидной. В эпоху преобразований российского общества в масштабах всего социума происходит изменение моральных представлений, формирование социоморальной идентичности. В этом процессе молодежь занимает особое место, поскольку в этом возрасте интенсивно формируются ценностные ориентации, происходит активное осмысление действительности, поиск своей идентичности, построение образа мира и своего места в нем. Юноши и девушки стремятся сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям, моральным ценностям и пересмотреть сложившиеся с детства ценностные представления. Особая сензитивность к окружающим реалиям, происходящим переменам, ведет к тому, что в ценностных представлениях молодежи наиболее отчетливо отражаются тенденции развития общественного сознания.

Реализуемый в современной России курс на создание сильного, стабильного государства с развитым гражданским обществом со всей определенностью ставит вопрос о создании современной, научно обоснованной, эффективной системы социоморальной регуляции поведения членов общества. Прежде всего, это механизмы моральной регуляции и саморегуляции. Особенно важно и перспективно рассмотрение в этом отношении молодежной выборки. Молодежь - это будущее общества, и понимание того, как ею усвоены моральные ценности и как сформированы механизмы моральной регуляции и саморегуляции, позволяет понять как развиваться дальше и как реагировать на происходящие в стране процессы.

Кроме того, молодежь - наиболее чутко воспринимающая общественные изменения группа, легко и очевидно на них реагирующая. Анализ усвоения молодежью социальных и моральных представлений и

4 ценностей позволяет понять почему, несмотря на мрачные прогнозы, часто

декларируемые нигилизм, индивидуализм, эгоизм как новые ценности, не

происходит одичание общества. Что является психологическим механизмом,

заставляющим человека принимать моральные требования и следовать им.

Моральные установки, понимаемые как субъективное обоснование того, почему необходимо следовать, либо можно не следовать, моральному закону, а также каким следует быть в моральном плане, представляются нам ключевым моментом в системе моральной регуляции. Будучи интегрированным с целостной системой отношений субъекта к себе, людям, миру в целом, они участвуют в детерминации поведения субъекта. Мы полагаем, что понимание механизма формирования, функционирования, изменения и развития системы субъективных моральных установок как компонента интегральной системы отношений субъекта дает возможность прогнозировать поведение носителей этих установок и вырабатывать пути целенаправленного морально-воспитательного воздействия.

Цель нашего исследования — описание моральных установок как целостного образования и компонента интегральной системы отношений субъекта

Предмет исследования - моральные установки как интегральное образование.

Объект исследования - молодые люди от 15 до 26 лет, старшие школьники, студенты различных вузов Петербурга, работающая молодежь.

На основании теоретического анализа нами была сформулирована следующая гипотеза исследования: моральные установки - представляют собой сложно организованное интегральное образование, являющееся существенным неотъемлемым компонентом системы отношений субъекта. Они находятся в непротиворечивом единстве с общей направленностью субъекта, с его самоотношением и с отношением к окружающим. В деятельности и поведении моральные установки проявляются через свою интегрированность в системе отношений субъекта.

5 Задачи:

  1. Создание теоретической модели моральных установок как интегрального образования в системе отношений субъекта

  2. Разработка средств диагностики моральных аттитюдов, а также средств диагностики морального оценивания и самооценивания

  3. Описание общих особенностей морального оценивания и самооценивания у современной молодежи в сравнении с их сверстниками доперестроечного периода

  4. Изучение общих особенностей моральных аттитюдов современной молодежи

  5. Описание возрастных и половых особенностей моральных установок

  6. Описание моральных установок в единстве с самоотношением и отношением к другим

  7. Описание проявлений моральных установок в поведении субъектов

Теоретическим и методологическим основанием исследования
явились идеи системно-деятельностного подхода, развиваемые в работах
Б.Г.Ананьева, Л.И.Анциферовой, В.А.Ганзена, Б.Ф.Ломова,

С.Л.Рубинштейна, общетеоретические и социально-психологические положения о личности и социальной группе (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, И.П.Волков, Е.С.Кузьмин, В.Н.Мясищев, С.Московиси, Н.Н.Обозов, В.Н.Панферов, В.Е.Семенов), о моральном развитии личности (Л.Кольберг, Ж.Пиаже, Э.Эриксон).

Организация и методы исследования определялись в соответствии с целями и задачами исследования. В работе использован комплекс методов:

1. Методы сбора моральных высказываний: свободные описания, сравнения в триадах,анкета

  1. Метод изучения морального оценивания, составленный на основании частотного анализа набор шкал

  2. Метод исследования моральных установок, специально разработанный для данного исследования (Опросник моральных аттитюдов)

  3. Методы измерения личностных свойств, конфликтного поведения, мотивации достижения

  4. Методы статистической обработки результатов исследования и качественного анализа полученных данных

Исследование проводилось в два этапа: в 1985-86 годах и в 2000-01 годах.

В исследовании на разных этапах приняли участие более 900 старших школьников и студентов различных вузов Петербурга в возрасте от 15 до 26 лет.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем впервые рассмотрены моральные установки как целостная система, интегрированная в систему отношений субъекта, предложена ассоциативно-ценностная модель моральных установок, описан механизм их интегрированное в систему отношений субъекта и детерминирования мотивационных и поведенческих проявлений. Полученные данные вносят вклад в разработку новых интегративных моделей психической организации человека в части социально-психологической обусловленности его морального поведения и развития.

Практическая значимость исследования определяется тем, что решаемые в нем вопросы непосредственно связаны с актуальными задачами морального воспитания молодежи. Предложенная концепция моральных установок позволяет глубже понимать процессы, происходящие при формировании и актуализации моральных установок в процессе воспитания. Разработанные методы дают возможность количественно оценивать моральные установки молодых людей, описывать индивидуальную и

7 групповую специфику моральных установок, а также количественно

оценивать особенности морального самоотношения и отношения к другим.

Это обеспечивает морально воспитательный процесс соответствующим

современным психологическим инструментарием.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась адекватной операциональзацией теоретической модели, использованием валидного психодиагностического инструментария, применением современных методов математической статистики при обработке данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Моральные установки, являющиеся основанием морального выбора,
соответствуют ценностям, ассоциированным с моральным поведением;
моральные установки, отражающие основания аморального выбора,
соответствуют основным способам отрицания или принижения морали.

  1. Существуют общие особенности распространенности моральных установок, характерные для отдельных социальных, возрастных и половых групп

  2. Для носителей отдельных (описанных в исследовании) моральных установок характерны устойчивые особенности отношения к себе, к другим людям, к миру в целом.

  3. Поведенческие интенции и поведенческие проявления связаны с устойчивыми композициями моральных установок и отношений субъекта к себе и к окружающим.

5. Разработан валидный стандартизованный Опросник моральных
аттитюдов

Апробация работы. Теоретические и экспериментальные результаты исследования апробированы в ходе обсуждения на заседаниях кафедры психологии человека психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И.Герцена, на V Всероссийской конференции «Практическая психология в школе» (СПб, ноябрь 2000), на Российско-фламандской научно-практической

8
конференции «Психолого-педагогическое медико-социальное

сопровождение развития ребенка» (СПб, март 2001), на VI Всероссийской

научно-практической конференции «Психология в школе: практический

психолог - профессия нового века» (СПб, ноябрь 2001), на I Всероссийской

заочной научной конференции (Екатеринбург, апрель-май 2002), на

Всероссийском съезде психологов. (СПб, июнь 2003), на конференции

Психология и мораль в рамках Ананьевских чтений (СПб, октябрь 2003).

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов,

заключения, списка литературы и приложений. Список литературы включает

152 наименования, из них 66 на иностранном языке. Основное содержание

изложено на 182 страницах, содержит 15 рисунков.

Моральные ценности, представления и установки современной молодежи

В течение последнего десятилетия мы оказались свидетелями грандиозных изменений, произошедших в нашей стране и нашем обществе. Политические и социально-экономические реформы затронули все сферы жизни людей, властно сказались на образе жизни, отношениях людей, их сознании, ценностях и т. д. Социологи отмечают, что в связи с радикальными изменениями образа жизни практически всех социальных групп населения происходит распад традиционных ценностей и целей общества, повышается тревожность, немотивированная агрессия, растет алкоголизм и наркомания. Одновременно с этим, в результате появления новых различных социальных групп, наблюдается плюрализация стилей жизни, появление новых областей деятельности, изменение форм реального поведения индивидов. Все эти объективные изменения приводят к серьезнейшим сдвигам в сознании людей. Видимо, главной особенностью менталитета наших людей в современную эпоху можно назвать его крайнюю противоречивость, соединение несоединимых ценностей и устремлений, того, что З.В.Сикевич назвала «расколотостью сознания» (63).

Еще Фрейд указывал на связь культуры и духовного состояния личности. Развивая мысль Фрейда о культуре как источнике многочисленных неврозов, К.Хорни утверждала, что кризисная культура поражает личность, находящуюся в состоянии духовного разлома и смятения (81). Трагедия русского обыденного сознания, по выражению А.С.Панарина, состоит в неадекватном прочтении западного опыта, ибо им воспринимается не внутренняя аскеза труда и профессиональной ответственности, присущая западному обществу, а его внешние плоды в виде высокого уровня потребления, комфорта и т. д. (50). Е.В.Руденский (60) говорит о трех проявлениях шокового состояния личности в современном российском обществе. Культурный шок связан с ценностной дезориентацией личности. Психологический шок определяет дезинтеграцию психологических механизмов регуляции социального функционирования личности. Экзистенциальный шок порождает инфантилизм и ноогенный невроз. Особенно болезненно указанные тенденции проявляются в среде молодежи, наиболее чувствительной к происходящим социальным переменам, поскольку эта выборка принадлежит к группам с опережающими изменениями сознания. В этот период интенсивно формируются ценностные ориентации, происходит активное осмысление действительности, поиск своей идентичности, построение образа мира и своего места в нем. Юноши и девушки стремятся сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям, моральным ценностям и пересмотреть сложившиеся с детства ценностные представления. Особая сензитивность к окружающим реалиям, происходящим переменам, проявляемая в этом возрасте, ведет к тому, что в ценностных представлениях молодежи наиболее отчетливо отражаются тенденции развития общественного сознания. Как указывает Г.М.Андреева, новая возникшая в России ситуация оказалась особенно сложной психологически потому, что в советский период стабильность общества воспринималась сама собой разумеющейся и гарантированной организацией общественной жизни. Весь стиль жизни в прошлом был ориентирован на незыблемость устоев, конечную правильность принимаемых стратегических решений. Позитивная направленность состояла не в стремлении к преобразованиям и изменениям, а в утверждении устойчивости и непоколебимости. Это поддерживалось институационализированностью, иерархичностью общественных структур, регламентацией всей жизни общества. Поэтому, освоение норм становящегося общества (плюрализм, множественность возможных решений, права человека) трудная задача как для массового сознания, так и для отдельных индивидов. (6). Для человека в меняющемся обществе социальная изменчивость нестабильность воспринимается как неопределенность и невозможность прогнозировать свою жизнь, карьеру, судьбу. Снятие столь привычного для большинства членов общества социального контроля также вызывает чувство растерянности и ощущение отсутствия вообще всякого контроля. Неэффективность новых механизмов социальной регуляции воспринимается как отсутствие регуляции вообще. В этом отношении особенно важным оказывается иные механизмы регуляции, существующие на внутреннем и микросоциальном уровне. Прежде всего, это механизмы моральной регуляции и саморегуляции. Особенно важно и перспективно рассмотрение в этом отношении молодежной выборки. Молодежь - это будущее общества, и понимание того, как ею усвоены моральные ценности и как сформированы механизмы моральной регуляции и саморегуляции, позволяет прогнозировать как развиваться дальше и реагировать на происходящие в стране процессы. Это особенно важно, поскольку не следует считать социальные изменения, социальную нестабильность преходящим явлением, которое можно и следует пережить, чтобы в дальнейшем снова оказаться в стабильном, хотя и обновившемся обществе и жить долго и счастливо. По мнению А.Тэджфела (149), социальные изменения — это фундаментальная характеристика окружения человек в современном обществе. Следовательно, нет другого адекватного выбора поведения, кроме как умение понимать сущность происходящих изменений и эффективно к ним адаптироваться. Поэтому, следующей важной задачей является описание процесса освоения молодежью меняющихся общественных ценностей, воззрений и установок как модели существования человека в постоянно меняющемся и развивающемся обществе. Специфику положения молодежи в современном российском обществе можно определить как «двойной кризис идентичности». Дело в том, что поиск идентичности и формирование образа Я, составляющие основную психологическую коллизию юношеского возраста, проходит у российской молодежи в последнее десятилетие на фоне примерно такого же поиска идентичности всем российским обществом. При наличии в обществе жестких социальных норм, достаточного количества формальных и неформальных предписаний проблемы самоидентификации минимизированы, поскольку выбор достаточно ограничен. В результате создавшейся в нашем обществе социокультурной нестабильности в общественном сознании представлены конфликтующие ценности, противоречивые стандарты, нормы и ролевые ожидания. И поскольку все общество уже достаточно долго не может определиться со своей социальной, культурной и политической идентичностью, и соответственно, не задает для индивидуальной личности четких требований и критериев, для каждого отдельного молодого человека личностная идентификация представляет двойную проблему. По утверждению Э.Эриксона, кризис идентичности в юности - это кризис всего поколения и проверка прочности мировоззрения всего общества (85). Отчужденность от выраженной общественной идеологии приводит к спутанности психосоциальной идентичности, сомнениями относительно своего места в социуме.

Моральные установки как интегральное образование. Ассоциативно-ценностная модель моральных установок

Анализ любого предмета, процесса или явления, а особенно социального, возможны только через рассмотрение его связей и отношений с другими предметами, процессами или явлениями окружающего мира. Поэтому, для понимания природы и сущности моральных аттитюдов необходимо проанализировать их место в системе интегральной индивидуальности. В свете теории В.Н.Панферова полноценное понимание отдельного психического образования или отношения возможно только через анализ его места в структуре интегральной индивидуальности и взаимосвязей с другими психическими образованиями и отношениями (51, 52).

Мы условились понимать под моральной установкой (аттитюдом) благоприятное либо неблагоприятное отношение к морали и моральным требованиям. Однако, в свете иерархической модели аттитюда, такое генерализованное отношение представляет собой только вершину айсберга, результирующую различных когнитивных, аффективных и конативных тенденций. Общее оценочное отношение к морали представляет собой верхний уровень, обобщающий фактор субъективных обстоятельств и обоснований морального выбора. В этом смысле можно утверждать, что моральный аттитюд оказывается результирующим всего миропонимания и мироотношения субъекта. Попробуем построить модель морального аттитюда, как интегрального и интегрирующего начала в человеке.

Еще в 60-х годах А.Айзеном и М.Фишбейном была сформулирована модель аттитюда, названная ими моделью ожидания-ценности (115). Согласно этой модели, аттитюд в отношении некоторого объекта детерминирован доступными мнениями субъекта относительно этого объекта. При этом мнение определяется как субъективная вероятность того, что объект обладает определенным атрибутом. Таким образом, общая установка субъекта относительно объекта детерминируется субъективными ценностями или оценками атрибутов, связанными с объектами и силой этих связей. Оценка каждого из атрибутов воздействует на результирующий аттитюд прямо пропорционально субъективной вероятности того, что объект обладает данным атрибутом. (111, 114, 115)

В логике данной модели можно утверждать, что аттитюд по отношению к морали детерминирован субъективными ценностями (или оценками атрибута), ассоциированными с моралью, и силой этих ассоциаций. Каждая из субъективных ценностей вносит вклад в результирующий аттитюд в соответствии с субъективной вероятностью того, насколько мораль, моральное поведение оказываются с ней связанными. Субъект может считать ценными различные обстоятельства — порядок, самоуважение, общее благо, справедливость, чистую совесть, жизненный успех, святость, принятие группой, славу, власть и т.д. Вопрос состоит в том, какая или какие из этих ценностей оказываются для него ассоциированными с моралью, атрибутируется ей. Практически это проявляется в субъективной уверенности в том, что моральное поведение ведет к овладению данной ценностью. Такую субъективную уверенность можно определить как моральные убеждения.

В этом случае позитивная моральная установка соответствует субъективному убеждению в наличии неразрывной связи морали и субъективных ценностей. Негативная моральная установка представляет собой различные способы отрицания связи морали с ценностями. Это имеет место в случаях, когда субъект либо обладает аморальными ценностями, с которыми мораль очевидно не связана, либо его ценности морально нейтральны, но он полагает мораль препятствующей их достижению.

Аттитюды могут основываться на ассоциации усвоенных субъектом моральных требований с отдельной ценностью или со множеством ценностей, данные связи могут более или менее соответствовать общечеловеческим моральным представлениям или совсем им не соответствовать, но именно эти ассоциации определяют отношение субъекта

к морали.

Однажды сформировавшись, ассоциативные связи морали и ценностей актуализируются автоматически при идентификации ситуации как морально релевантной, то есть несущей угрозу ассоциированным с моралью ценностям. В этом случае, для защиты ценностей субъект должен делать моральный выбор и совершать моральный поступок. То есть, для того, чтобы субъект действовал в ситуации в соответствии со своими моральными установками, он должен осознать ситуацию как требующую морального выбора, и иметь достаточную мотивацию защищать ассоциированные с моралью ценности посредством морального поведения. Чем выше осознание и мотивация, тем в большем соответствии с установкой будет действовать субъект. Если же субъект не рассматривает ситуацию, как морально релевантную, не видит в ней угрозы ассоциированным с моралью ценностям, связи морали с ценностями просто не будут актуализированы. В этом случае, выбор поведения будет обуславливаться в большей степени иными детерминантами, а не моральными установками. Таким образом, моральные аттитюды субъекта определяются сформированными у него ассоциативными связями моральных представлений и ценностей субъекта, и возможностью актуализации этих связей в ситуации. Существеннейшее значение, в свою очередь, имеет субъективная значимость ассоциированных с моралью ценностей и сила этих ассоциативных связей.

Разработка метода диагностики моральных установок

Существующие методы измерения аттитюдов принято подразделять на прямые и косвенные (5, 54, 87). К прямым методам относят различные шкалы, с помощью которых испытуемым предлагается оценить свое отношение к некоторому объекту. Наиболее простыми и очевидными являются однопунктные оценочные шкалы, дающие возможность получить прямые оценки объекта отношения, однако, их валидность и надежность весьма невысоки. Многопунктные оценочные шкалы повышают надежность прямого измерения, давая возможность оценить различные стороны отношения к рассматриваемому объекту. Наиболее часто для измерения аттитюдов используют те или иные формы семантического дифференциала. Наиболее полезными оказываются шкалы, обнаруживающую высокую нагруженность по фактору оценки. При использовании достаточно большого количества биполярных шкал удается получить внутренне согласованную и стабильную во времени картину. Однако из-за высокой абстрактности этого подхода он оказывается малопригодным для описания поведенчески релевантных аттитюдов. Этот недостаток преодолевается в многопунктных оценочных шкалах типа шкал Лайкерта. Для создания такой шкалы берется большой набор утверждений об объекте отношения и в пилотажном исследовании отбираются утверждения, наиболее высоко коррелированные с суммарной оценкой по всем шкалам. Такой подход относительно более трудоемок, поскольку, в отличие от СД, требует разработки специального инструментария для каждого исследуемого объекта отношения, однако позволяет значительно полнее описывать суть установки по отношению к объекту и обладает большей надежностью и предсказательной и конструктной валидностью.

Общим недостатком прямых методов измерения аттитюдов является их очевидность и, вследствие этого, высокая вероятность получения социально желательных ответов. Это пытаются преодолеть либо предлагая испытуемым для оценивания социально нейтральные формулировки, либо статистически, за счет индивидуальной вариативности в понимании социальной желательности. Другой подход состоит в маскировке цели исследования, используя тенденцию аттитюда смещать оценки самых разных фактов, незаметно для самого испытуемого.

К косвенным или имплицитным методам относится измерение различных физиологических реакций (кожно-гальваническая реакция, лицевая электромиограмма, частота пульса и др.), измерение времени ожидания ассоциативной реакции, неявное наблюдение и проведение провокаций. Они, с одной стороны, преодолевают опасность получения социально желательных ответов, с другой, дают слишком неопределенные и трудно интерпретируемые результаты, кроме того, являются весьма трудоемкими.

Моральные установки являются весьма сложным образованием. И очевидно, что метод их измерения должен учитывать эту сложность. Рассмотрим теперь существующие методы диагностики индивидуальной морали, в формах моральных воззрений, суждений, убеждений и т.д. Данные методы можно, в целом, объединить в три группы. Это комплексные методы, методы решения моральных дилемм и различные опросники.

Наиболее подробными являются комплексные методы, объединяющие наблюдение за поведением испытуемых в различных ситуациях, экспертные оценки, интервью, ответы на вопросы морального содержания и т. д. Развернутые комплексные программы исследований моральных установок подростков создавались американскими психологами в 30-х и 50-х годах, например, исследования Роберта Хавигхурста и Хильды Таба (124, 139). Исследования давали удовлетворительные по надежности результаты, но отличались крайней трудоемкостью.

Методы решения моральных дилемм получили широкую известность благодаря, в первую очередь, работам Лоуренса Кольберга (129, 131). На материале предлагаемой испытуемому моральной дилеммы с ним проводится подробнейшее структурированное интервью, в ходе которого выясняется отношение испытуемого к основным аспектам моральной проблематики (как ее понимает экспериментатор): свободе, ответственности, собственности, достоинстве и т. д. Ответы испытуемого на вопросы определенным образом оцениваются. На основании полученных оценок высчитываются количественные показатели испытуемого, позволяющие отнести его к тому или иному уровню морального развития. Метод отличается сложностью применения, поскольку для проведения многочасовых индивидуальных интервью требуется длительная выучка экспериментаторов, хотя идея несомненно продуктивна. Опросные методы, по определению не обладая такой достоверностью и глубиной, как вышеприведенные, имеют преимущество простоты и удобства в использовании. К сожалению, их авторы часто исходят из посылок, не отражающих действительную природу моральных установок. Так, распространен подход, предполагающий одномерность морального выбора и помещающий его в континуум между морально правильным и аморальным устремлением субъекта. Также, чаще всего исследуется отношение к отдельному моральному требованию или основанию морального выбора (нормативность, честность, ответственность и т. д.), что неизбежно сужает возможности анализа действительных моральных установок субъекта во всех их сложности и противоречивости. Примерами могут служить шкала совестливости Психодиагностического теста В.М.Мельникова и Л.ТЛмпольского, шкала «альтруизм-эгоизм» методики Диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной, Тест макиавеллизма в переводе С.Л.Братченко и ряд других. В целях создания инструментария, позволяющего диагностировать моральные аттитюды, нами была предпринята разработка специального метода Разработка метода базировалась на следующих основаниях. Во-первых, субъект обладает множеством моральных аттитюдов более или менее интегрированных и проявляющихся в ситуациях как по отдельности, так и симультанно. Во-вторых, моральные аттитюды не изолированы от прочих аттитюдов субъекта, моральные и внеморальные аттитюды субъекта могут актуализироваться одновременно, более того, весьма вероятны ситуации, когда моральный выбор осуществляется по внеморальному основанию (из конформности, из осторожности и т.д.). В-третьих, моральные аттитюды имеют не только различную направленность и различный уровень обобщения, но и разделяются на содержательные и операциональные. Первые из них определяют содержание выбора субъекта в морально релевантной ситуации, вторые - стиль его поведения, как именно он считает нужным себя вести.

Общие особенности самоотношения и отношения к окружающим у современной молодежи

Исследование моральных установок посредством разработанного нами метода предполагает анализ отношений субъектов - носителей рассматриваемых установок. Отношение к себе и окружающим является оценочным отношением, поэтому в качестве референтного показателя морального отношения нами было избрано моральное оценивание.

В качестве объектов оценок нами были выбраны три стороны образа Я - Я реальное, Я идеальное и Я социальное - а также образы Предпочитаемого другого, Отвергаемого другого и Большинства. Выбор в качестве объектов оценивания не одной недифференцированной самооценки, а именно трех составляющих дает возможность всесторонне рассмотреть соотношение субъекта и проанализировать его представления о себе самом, о своем желательном состоянии и рефлективный образ - представление о себе в глазах окружающих. Отношение к другим людям также было признано целесообразным анализировать через выражение оценочного отношения к полярным представителям окружающих людей - тому кто нравится, вызывает симпатию, уважение (Предпочитаемый другой), тому кто не нравится, вызывает неприязнь, отвержение (Отвергаемый другой) и наконец к большинству окружающих, как некоторой обобщенной недифференцированной оценке. Таким образом, респондентам предлагалось оценить по пятибалльной шкале выраженность предлагаемых в оценочном листе качеств у шести объектов оценивания: Я реального, Я идеального, Я социального, Предпочитаемого другого, Отвергаемого другого и Большинства. Оценочный лист приводится в Таблице 2 Приложения 1. Рассмотрим общие особенности морального оценивания. Вначале проанализируем, как оценивают испытуемые себя и других людей. Средние значения оценок различных сторон Я представлены на рисунке 3.1.1.

Как видно из рисунка, испытуемые в среднем наиболее высоко оценивают выраженность в Я-реальном способности к сотрудничеству и к пониманию, стремления к успеху, общительности и доброжелательности.

В таблицах 1 и 2 Приложения 3 представлены ранговые ряды атрибутируемых качеств, отражающие мнение испытуемых о степени выраженности перечисленных качеств у них самих и других оцениваемых.

Как следует из Таблицы 1, как наиболее характерными для себя испытуемые считают коммуникативные качества. Для Я реального наиболее характерными названы: способность к сотрудничеству и пониманию, общительность, дружелюбие, доброжелательность. Также высокое ранговое место занимает стремление к успеху, что достаточно типично для молодежной выборки, однако подчеркивание выраженности стремления к успеху с той же интенсивностью, что и коммуникативных качеств, скорее всего, указывает на готовность реализовывать указанное стремление посредством коммуникативных умений.

Это предположение подтверждается и тем, что последнее ранговое место в ряду занимает трудолюбие, качество, которое наши молодые испытуемые считают наименее характерным для себя. Также они называют для себя нетипичными волевые качества (авторитетный, волевой, уверенный в себе) и качества, характеризующие отношение к другим людям (открытый, честный, мягкий). То есть, среднестатистическое представление о себе у современного молодого человека выглядит примерно так: эффективный коммуникатор, готовый к сотрудничеству ради успеха, не отличающийся трудолюбием и волей и не склонный к искренности и мягкости.

Для Я идеального, прежде всего, обращает на себя внимание нахождение в верхней и нижней части рангового списка качеств наименее характерных для Я реального. Причем, волевые качества названы наиболее желательными, а качества, отражающие мягкость, доброту и готовность помочь - наименее желательными. Так, самыми желательными качествами названы: умный, уверенный в себе, целеустремленный, волевой, ответственный, самостоятельный, сильный. Попавшее в этот ряд качество способный понять, следует рассматривать так же как интеллектуальную способность, а не как эмпатическую готовность к пониманию другого ради него самого.

Наименее желательными были названы качества, которые отражают моральность и теплоту межличностных отношений: мягкий, открытый, добрый, щедрый, готовый помочь, честный, преданный. Это соответствует образу жесткого и агрессивного победителя, избавленного от сантиментов, мешающей доброты и моральных ограничений по отношению к окружающим.

Для представления о себе в глазах окружающих - Я социального -наиболее высоко оценены качества воспитанный, общительный, доброжелательный, умный, дружелюбный. Этот список практически повторяет список качеств, атрибутированных как наиболее характерные для Я-реального. Однако, здесь более высокую ранговую позицию заняло качество воспитанный и значительно снизилась ранговая позиция качества стремящийся к успеху. Заметим, что воспитанность, согласно проведенному нами опросу школьников и студентов, является, по их мнению, наиболее частотным качеством порядочного человека. Так же и другие качества, возглавляющие список Я-социального, относятся к наиболее частотным качествам порядочного человека, повторяют его портрет, что показывает, что современный молодой человек полагает, что окружающие считают себя глубоко порядочным человеком. В то же время следует отметить, что с понижением рангового места качеств стремление к успеху и способность к сотрудничеству, образ Я-социальное лишился динамизма, присущего образу Я-реальное, он воспринимается как значительно более пассивный и статичный. Респонденты считают, в большинстве, что в глазах окружающих они выглядят не как эффективные коммуникаторы, направленные на достижение успеха, а просто как приятные светские собеседники с необязательными разговорами.

Похожие диссертации на Моральные установки в системе отношений субъекта