Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопсихологические особенности экономической социализации старшеклассников в современных условиях (На примере старообрядцев Забайкалья) Помуран Наталья Николаевна

Этнопсихологические особенности экономической социализации старшеклассников в современных условиях (На примере старообрядцев Забайкалья)
<
Этнопсихологические особенности экономической социализации старшеклассников в современных условиях (На примере старообрядцев Забайкалья) Этнопсихологические особенности экономической социализации старшеклассников в современных условиях (На примере старообрядцев Забайкалья) Этнопсихологические особенности экономической социализации старшеклассников в современных условиях (На примере старообрядцев Забайкалья) Этнопсихологические особенности экономической социализации старшеклассников в современных условиях (На примере старообрядцев Забайкалья) Этнопсихологические особенности экономической социализации старшеклассников в современных условиях (На примере старообрядцев Забайкалья) Этнопсихологические особенности экономической социализации старшеклассников в современных условиях (На примере старообрядцев Забайкалья) Этнопсихологические особенности экономической социализации старшеклассников в современных условиях (На примере старообрядцев Забайкалья) Этнопсихологические особенности экономической социализации старшеклассников в современных условиях (На примере старообрядцев Забайкалья) Этнопсихологические особенности экономической социализации старшеклассников в современных условиях (На примере старообрядцев Забайкалья)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Помуран Наталья Николаевна. Этнопсихологические особенности экономической социализации старшеклассников в современных условиях (На примере старообрядцев Забайкалья) : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Иркутск, 2004 176 c. РГБ ОД, 61:04-19/386

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Этнический фактор экономической социализации как объект исследования 10

1.1. Социально-психологические и этнопсихологические подходы к изучению экономической социализации 10

1.1.1.Общие вопросы социализации 10

1.1.2. Экономическая социализация как объект исследования зарубежных ученых 13

1.3.Экономическая социализация как объект исследования отечественной социально-экономической психологии 26

1.2.Социально-психологическая характеристика субъектов экономической социализации у старообрядцев 31

1.2.1. Личность в процессе социализации 33

1.2.2. Старообрядческая община как субъект экономической социализации личности 47

1.2.3.Старообрядческая семья как субъект экономической социализации личности старовера 60

1.4. Особенности экономической социализации в раннем юношеском возрасте 72

Выводы 87

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование этнопсихологических особенностей экономической социализации старшеклассников - старообрядцев Забайкалья 90

2.1. База и инструментарий исследования 90

2.2. Сравнительный анализ процесса экономической социализации семейских и русских старшеклассников 101

2.3. Особенности экономической социализации старшеклассников в современной старообрядческой семье 117

2 2.4. Этническое самосознание в экономической социализации семейских старшеклассников 130

Выводы 141

Заключение 144

Библиографический список использованной литературы 146

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Изучение экономической социализации является одной из актуальных проблем современности. Длительное время данной проблемой занимались преимущественно зарубежные ученые Х.Диттмар (1997), П.Лунт (1996, 1997), A.Furnham (1986, 1996, 2001), P.Webley, С. Burgoyne, S. Lea and B.Young (2001) и др. В нашей стране лишь за последний период был накоплен небольшой теоретический и эмпирический опыт изучения проблем экономической социализации отечественными психологами, такими как О.С.Дейнека (1999), Т.В.Дробышева (2000, 2002), А.Б.Фенько (2000), М.А.Винокуров и А.Д.Карнышев (2000, 2001).

Большинство исследований как зарубежных, так и отечественных ученых, направлено на изучение общих механизмов и факторов, влияющих на развитие экономического сознания и поведения. Исключение составляют кросс-культурные исследования, проведенные в 15 странах мира, в которых внимание уделяется различиям экономической социализации детей, детерминированным социальными, политическими и экономическими ситуациями в странах.

Вместе с тем, на фоне нарастающей глобализации, унификации материальной и духовной культуры, затронувшей население множества стран, представители некоторых этнических сообществ наряду с общечеловеческими качествами сохраняют и проявляют особенности, типичные для данной этнической группы и не типичные для других, хотя и проживающих в одних и тех же социальных, экономических и политических условиях. Примером таких сообществ в России служат старообрядческие общины Забайкалья (семейские), Алтая и Западной Сибири (кержаки, поляки).1И[.сегодня создание эффективных форм хозяйствования, воспитание истинного хозяина невозможно без учета традиционных для данной страны, народа и его этнических групп этнопсихологических закономерностей экономической социализации.

За более чем 300-летнюю историю существования трудовой этики, норм и традиций хозяйственной жизни староверов их эффективность и жизненность

4 были доказаны не только практикой старообрядческих общин России, но и за рубежом. Изучению культуры, быта, языка, истории старообрядческих общин посвящено немало работ как зарубежных ученых - R.Crummy (1971), R.A.Morris (1986, 1999, 2001), D.Scheffel (1991), так и отечественных авторов -Ф.Ф. Болонев (1978, 1992, 1994, 2000), В. Гирченко (1922), А.С.Долотов (1931), В.П. Мотицкий (1976), А.М.Попова (1928). Однако, в данных работах недостаточно отражен хозяйственный аспект жизнедеятельности старообрядческих общин.

Попытки создания философского и социально-психологического обоснования старообрядческой этики труда, как одной из сторон экономической социализации, были не раз предприняты российскими психологами, философами и экономистами. Однако, значительная часть работ этих авторов посвящена отдельным аспектам трудовой этики, очевидна недостаточность комплексной разработки и изучения данной проблемы. В работах также наблюдается недостаточное количество данных о зарубежных старообрядческих общинах, которые в настоящее время могут послужить готовым примером существования этики труда в рыночных условиях.

Цель исследования: выявление этнопсихологических особенностей экономической социализации личности старшеклассника в этнических группах старообрядцев и их учет в социальной практике.

Объект исследования: экономическая социализация старшеклассников в современных условиях.

Предмет: этнопсихологические особенности экономической социализации на примере старшеклассников из старообрядческих семей Забайкалья.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что:

- несмотря на процессы глобализации и нивелирования этнических
традиций, в некоторых современных национальных и этнических сообществах
можно наблюдать отличительные особенности процесса социализации;

- экономическая социализация старшеклассников — современных потомков
старообрядцев Забайкалья - имеет свои особенности, которые проявляются в

5 приверженности старообрядческой этике труда, усвоении специфических ценностных ориентации, этнических норм, стереотипов, а также формировании высокой самооценки, детерминированной этническими особенностями;

- психологические особенности экономической социализации в этнических
сообществах могут быть выявлены с помощью специальных методик, что
позволяет в дальнейшем выстраивать систему влияний для их коррекции в
нужном направлении.

В соответствии с целью и гипотезами исследования были поставлены задачи исследования:

- проанализировав социально-психологические и этнопсихологические
подходы отечественных и зарубежных ученых к изучению экономической
социализации, обосновать необходимость этнопсихологического подхода для
изучения проблем в этой области и разработать модель для изучения
этнических особенностей экономической социализации;

- на основе социально-психологических характеристик субъектов
экономической социализации в традиционной старообрядческой среде
разработать программу эмпирического исследования;

- провести анализ этнопсихологических особенностей экономической
социализации «семейских» старшеклассников, а также внутренних и внешних
факторов, связанных с ними.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили положения деятельностного подхода к анализу психологических явлений А.Н.Леонтьева (1981), С.Л.Рубинштейна (1976), этнопсихологический подход изучения экономической социализации, предложенный М.А.Винокуровым и А.Д.Карнышевым (2000). В ходе научно-практической работы мы также опирались на теоретические положения экономической социализации исследователей британской школы A.Furnham (1996, 2001), P.Webley, C.Burgoyne, S.Lea and B.Young (2001) и др. В рамках изучаемой проблемы были также использованы основные положения возрастной и педагогической

психологии И.С.Кона (1989), В.С.Мухиной (2000), Х.Ремшмидта (1994), Э.Эриксона (1996), и др.

Методы исследования. В исследовании использовались общие методы научного познания, сравнения, обобщения, научной абстракции, теоретический, причинно-следственный метод. Был использован комплекс социально-психологических методов: наблюдение; беседа; тестирование с помощью надежных и адаптированных для России методик: ценностные ориентации М.Рокича, метод исследования уровня субъективного контроля, адаптированный в НИИ им.Бехтерева Е.Ф.Бажиным с соавторами; методика изучения особенностей воспитания «Подростки о родителях» Л.И.Вассерман и др.; методика изучения этнических стереотипов Д. Пибоди; изучение самооценки методом ранжирования, модифицированная В.Л. Марищук, Ю.М. Блудовым, В.А. Плахтиенко и др.; модифицированная методика изучения старообрядческой этики труда и анкета объяснения бедности и богатства. Данные обрабатывались с помощью компьютерной программы MS Excell 7.0.

Надежность и достоверность результатов обеспечивалась комплексным применением надежных и адаптированных для России методик, адекватных предмету и задачам исследования, а также методов математической статистики: коэффициенты корреляции Спирмена и Пирсона, Хи-квадрат, коэффициент углового преобразования Фишера ф*, критерий Колмогорова-Смирнова.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в 2002 и 2003 годах в средней школе старообрядческого села Большой Куналей Тарбагатайского района и села Тарбагатай, а также в средней школе села Верхние Тальцы Хоринского района республики Бурятия. Всего в исследовании приняли участие 131 человек, из них 65 школьников в возрасте 15-16 лет и 66 родителей в возрасте 35-51 года. Работа осуществлялась в три этапа. На первом этапе был проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования. На основе пилотажного исследования были отобраны методики изучения особенностей экономической социализации. На втором этапе изучались особенности экономической социализации «семейских» и

7 «русских» старшеклассников. На третьем этапе проведен сравнительный анализ экономической социализации «русских» и «семейских» старшеклассников, выявлены внешние и внутренние факторы экономической социализации, обобщены результаты исследования экономической социализации в старообрядческой семье и оформлен текст диссертации. Научная новизна:

реализован этнопсихологический подход к изучению экономической социализации;

впервые охарактеризованы особенности экономической социализации личности в традиционной старообрядческой среде, как за рубежом, так и в России;

дано социально-психологическое обоснование старообрядческой этики труда и уточнены ее компоненты: упорный труд, аккуратность, бережливость, разделение хозяйственных и экономических ролей по тендерному признаку, коллективизм;

- изучены особенности экономической социализации «семейских»
старшеклассников, а также выявлена взаимосвязь данных особенностей и
факторов экономической социализации;

- апробирована и валидизирована методика изучения приверженности
старообрядческой этике труда.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проанализированы концепции и уточнены этапы развития изучения проблем экономической социализации: 1)понимание детьми экономических концептов взрослого мира; 2)стадии развития понимания экономических концептов взрослого мира; 3)влияние социальных факторов на понимание экономических реалий в ходе кросс-культурных исследований экономической социализации; 4)развитие понимания экономических реалий и собственного поведения детей с учетом социального контекста. Уточнены понятия «этнос» и «этническая группа», старообрядческая община рассмотрена как этническая группа в составе русского этноса.

8 Практическая значимость работы.

Подобран комплекс социально-психологических методов, среди которых
модифицированная автором методика изучения старообрядческой этики труда
и анкета объяснения бедности и богатства. Комплекс методов позволяет
выявить в структуре ценностных ориентации наличие традиционных
старообрядческих ценностей, степень приверженности старообрядческой этике
труда, объяснение богатства и бедности, особенности воспитательной практики
родителей; изучить этнические стереотипы, особенности этнического
самосознания и самооценки личности, а также выстроить программу их
дальнейшей коррекции. Результаты выполненного исследования и

рекомендации, высказанные в работе, служат основой для разработки программ факультативных занятий по психологии старообрядчества, могут быть использованы для работы учителей с родителями, в работе культурных центров старообрядческих районов.

Ряд положений может быть полезен в качестве методического руководства работникам учебных заведений, в качестве материала лекций для студентов и аспирантов гуманитарных, экономических и психологических факультетов.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Несмотря на процессы глобализации и ассимиляции, в некоторых этнических сообществах имеют место этнические особенности экономической социализации, связанные с национальным менталитетом, традиционными видами деятельности, соответствующими системами воспитания.

  2. Существуют особенности экономической социализации современных школьников в старообрядческой среде, которые проявляются в соблюдении элементов старообрядческой этики труда, объяснении бедности/богатства, усвоении ценностных ориентации, этнических стереотипов, формировании этнического самосознания и высокой самооценки.

3. Усвоение традиционных старообрядческих ценностей
старшеклассниками, формирование высокой самооценки связаны с

9 особенностями воспитательной практики в семье, формированием этнического самосознания.

4. Предложенный комплекс социально-психологических методов позволяет выявлять этнопсихологические особенности экономической социализации «семейских» старшеклассников и выстраивать программу их дальнейшей коррекции.

Апробация результатов исследования.

Основные теоретические и практические результаты исследования обсуждались в процессе дискуссии на кафедре социальной и экономической психологии Байкальского государственного университета экономики и права (г.Иркутск), а также на ежегодных научно-практических конференциях «Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы» (г. Иркутск, 2001, 2002, 2003), на ежегодных всероссийских научно-практических конференциях «Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития» (СПб, 2002, 2003), на юбилейной научной конференции Института психологии РАН «Современная психология: состояние и перспективы» (М., 2002), на всероссийской научно-практической конференции «Психология и экономика» (Калуга, 2002). 11 работ общим объемом 2,5 п.л., опубликованных автором в 6 городах России, достаточно полно отражают результаты исследования и рекомендации.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 152 источника, а также пяти приложений. Содержание изложено на 159 страницах.

Экономическая социализация как объект исследования зарубежных ученых

Начало изучения экономической социализации в зарубежной социальной и кросс-культурной психологии относят к середине 20 века. К настоящему времени зарубежными экономическими психологами накоплен достаточно богатый теоретический и эмпирический опыт исследования данной проблемы. Основными темами, освещаемыми в работах по экономической социализации зарубежными психологами, являются: а) понимание детьми экономического мира взрослых (Berti and Bombi 1988, Burgard et al 1989, Bonn et al 1999, и др); б) экономическое поведение детей в значимых для них экономических сферах, где рассматриваются самоуправляющиеся детские экономические системы, сбережения и т.д. (Doss et al 1995, Ford 1990, M.S.Sonuga-Barker and Webley 1993, Webley, Levine and Lewis 1991, Webley et al 2001); в) дети и их роль в экономике домашнего хозяйства (Goodnow 1988, Hill 1992, Lessarre 1996, Pliner 1994, Zabukovic and Polic 1994); г) карманные деньги (Abramovitch 1991, Feather 1991, Furnham 2001).

Исследования аспектов экономической социализации началось задолго до появления термина «экономическая социализация», например Шуслер (Schuessler) и Стросс (Strauss) в начале 50-х гг. 20 в. изучали развитие понимания денег детьми [145, Р.275-286; 140, Р.514-523]. Однако, появление понятия и начало бурного оживления изучения экономической социализации связывают с работой С. Камингса (S. Cummings ) и Д. Тибл (D. Taebel). Концепт «экономическая социализация» был рассмотрен авторами с позиции неомарксистского анализа, а экономическая социализация понималась, прежде всего, как процесс усвоения индивидуумом социального опыта в экономической сфере жизни [116, Р.200]. В частности, было проанализировано то, как дети усваивают ценностные ориентации, благоприятные для образа обществ с рыночной экономикой и адаптированные к условиям социального неравенства.

Одно из последних определений понятия «экономической социализации» можно встретить в работе психологов Британского университета Экзитер. Экономическая социализация рассматривается авторами в рамках бихевиористского подхода как «процесс, где люди учатся действовать в экономике: то, как они будут планировать бюджет, занимать деньги, экономить, покупать, воспринимать рекламу, а также понимать и более широкое назначение экономики» [101, С.87]. Исследователи полагают, что экономическое поведение лучше всего можно . понять, используя междисциплинарный подход,- опирающийся как на экономические, так и на психологические теории, а также на смежные им дисциплины. Поэтому в одной из последних работ за основу взят разработанный в экономической теории подход жизненного цикла, позволяющий проследить динамику изменения экономического поведения и понимания экономических реалий человеком от рождения до смерти, и те проблемы, с которыми человек сталкивается на протяжении жизни. Под изменениями, происходящими в процессе экономической социализации детей, данная теория описывает когнитивные изменения, протекающие у детей в процессе осознания ими экономических концептов, рассматривает динамику изменения экономического поведения самих детей, от пассивных наблюдателей до активных участников экономической жизни, а также и проблемы, с которыми дети сталкиваются [149, Р.1, 13].

В рамках данного подхода выделилось направление, изучающее не только понимание детьми экономического мира взрослых, но и понимание детьми их собственного экономического поведения с учетом социального контекста, непосредственного опыта, исторических и культурных детерминант. Основным отличием данного подхода является то, что, учитывая социальный контекст, внимание уделяется скорее не сходству, а различиям экономической социализации [147, Р.1].

Кратко остановимся на освещении основных этапов и направлений изучения экономической социализации за рубежом.

Отправной точкой изучения экономической социализации детей за рубежом явился когнитивный подход. В рамках данных исследований изучалось осознание детьми как отдельных экономических концептов (деньги, банки, прибыль и т.д.), так и экономической системы в целом (например, неравенство). Большинство исследований проводилось в рамках стадиального подхода, где в настоящее время можно также выделить два направления: методологической основой первого направления является теория когнитивного развития Пиаже (например Berti and Bombi, Furnham 1986, 1988, B.Stacey, 1982), в основу второго положена теория психосоциальных стадий Эриксона (н-р Webley et al 2001).

Несмотря на большое расхождение в количестве стадий развития, возрастном диапазоне, общетеоретический и методологический вклад работ, выполненных в рамках неопиажистского девелопментализма, неоспорим. Возможно одна из самых первых работ, посвященная изучению развития понимания денег детьми, была выполнена Строссом и Шуслером [145, Р.275-286; 144, Р.514-523]. Стросс выделил девять стадий, через которые проходят дети в возрасте 4 Vi и 11 1А лет в развитии понимания денег. При этом Стросс не находит ни тендерных ни классовых различий. Далее в развитии понимания детьми экономических реалий Б.Стаей выделяет 5 стадий. В возрасте 4-6 лет дети приобретают элементарное понятие о деньгах, ассоциируя деньги с покупками; в 6-8 лет развивается понятие о денежной системе и взаимосвязи между деньгами и работой как их источником; в 7-9 лет дети начинают понимать ценность денег, получают представление о богатстве и бедности и неравенстве; в 10-12 лет дети характеризуются более дифференцированным экономическим пониманием, способностью строить взаимоотношения, исходя из функциональных соображений; в 13-15 лет происходит приближение к взрослому пониманию экономических отношений, осознанию социально-экономического неравенства и положения собственной семьи в социальной структуре [26, С.50]. Берти и Бомби, основываясь на подходе, разработанном Строссом и Шуслером, исследовали развитие понимания детьми взаимосвязи между деньгами и работой как их источником. Изучая детей в возрасте от 3 до 8 лет, авторы констатируют, что дети проходят 4 стадии развития понимания связи между деньгами и их источником: от первой стадии, когда дети не имеют понятия о происхождении денег, ко второй, когда деньги рассматриваются отдельно от работы, через третью, когда источником денег считают сдачу, выданную продавцом магазина и, наконец, четвертая, где деньги ассоциируются с работой [112, Р.15-29].

Старообрядческая община как субъект экономической социализации личности

Многие исследователи старообрядчества Забайкалья обращались к выяснению характерных психологических черт старовера, пытаясь найти те свойства и качества семейского, которые отличают его от представителей других народов и русского нестарообрядческого населения. Вывод, к которому пришли исследователи старообрядчества, заключается в том, что психологические черты старовера многосложны, и, чтобы понять семейского Забайкалья, необходимо знать его окружение, ситуационные детерминанты его поступков и дел. Необходимо видеть человека через призму того сообщества, которое для него является наиболее значимым, референтным, определяющим.

Для семейского старовера, как и для русского старожила Сибири, таким сообществом была община. В российской действительности, в том числе и в относительно суровых климатических условиях Сибири, община проявила себя как необходимая форма хозяйствования, прошедшая проверку временем и формировавшая человека «по образу и подобию своему». Она оказывала влияние на формирование мотивов хозяйственной и предпринимательской деятельности, на нравственно-психологические нормы труда и быта, на становление делового мастерства своих представителей, их высокую самооценку и достоинство как творцов и созидателей.

Удивительная способность семейских легко приспосабливаться к новым условиям жизни, быстро ориентироваться и успешно осваивать даже неплодородные земли поражала и удивляла многих исследователей. Несмотря на неблагоприятные климатические условия и тяжелые испытания старообрядческие общины в Сибири смогли не только выжить, но и прекрасно адаптироваться, и этому способствовал ряд причин:

Во-первых, данные общины скреплялись своим религиозно-духовным единством, своим непризнанием чуждых ценностей, которые им стремились навязать извне и насильно внедрить в сознание.

Во-вторых, сам тяжелый и страдальческий путь в новые места проживания несомненно могли выдержать только люди, отличающиеся взаимовыручкой и сотрудничеством, помогающие друг другу в долгой (подчас длящейся годами) дороге.

В-третьих, экстремальные условия жизни в Сибири не могли не подкрепить их стремления совместно преодолевать все тяготы и лишения.

В-четвертых, многое для укрепления их общинной психологии сделал и совместный труд на новых местах. Ведь им пришлось осваивать ранее неплодородные неудобные земли, вырубать леса и разрабатывать болота, строить новые села и слободы, создавать новые промыслы и развивать торговлю.

В-пятых, почти равное количество мужчин и женщин в дальнейшем обеспечило естественный прирост населения без смешения с местными народами, что позволило сохранить целостность этнической группы.

И, наконец, немалую роль в единении старообрядцев на новых местах сыграло и то, что органы власти выражали открытое недоверие пришлым староверам, не давали им избирать в руководство собственных лидеров, препятствовали им в отправлении религиозных обрядов и поддержке специфических духовных ценностей. Здесь действовал принцип «от противного»: чем больше власти противились стремлению старообрядцев иметь своих священников и публично совершать богослужения, избирать из своего круга волостных старшин и т.п., тем более укреплялись неформальные корпоративные группы семейских [20, С. 158-159]. Опираясь на изложенный нами выше этнопсихологический подход к изучению экономической социализации, проанализируем основные характеристики старообрядческой общины, влияние этнического менталитета и поведения на мышление и поступки личности.

В словаре по культурологии термин «менталитет» (франц. mentalite, от позднелат. mentalis — умственный) определяется как образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущий индивиду или группе. Понятие «ментальность» впервые для своих исследований было введено французскими историками как «система образов,... которые... лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире, и, следовательно, определяют поступки и поведение людей» [86, С. 140].

Под термином «менталитет» мы будем понимать мировоззренческие установки, связанные с традиционной «философией народа» и его религиозными верованиями, цели и ценностные ориентации жизнедеятельности этноса, специфические религиозные позиции [36, С.40].

При этом в содержание понятия «менталитет» также включают позиции, традиции, обычаи и т.д. [20, С.ЗЗ]. Понятия «ценность», «норма», «традиции», «обычаи» часто употребляются как взаимозаменяемые. Однако, следует принимать во внимание их отличия.

Д.А.Леонтьев на основе соотнесения ценностей с тремя различными группами явлений определяет данное понятие как: 1 Общественные идеалы -выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни, 2)предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и 3)мотивационные структуры личности ("модели должного"), побуждающие ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов [45].

М.Рокич определяет «ценность» как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования» [цит. по 45]. Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1)общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2)все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени; 3)ценности организованы в системы; 4)истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5)влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. Сравнивая термин «ценность» с понятием «норма», необходимо отметить, что ценности чаще связывают с идеалами; связь идеалов с нормами явным образом не прослеживается [68, С. 258].

В социальной психологии под социальными нормами подразумевают правила или модели поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые от входящих в эти группы лиц [61, С. 123]. Под нормой понимают «не просто способы действия, а подобающие способы» [98, С.44-45]. Нормы включают коллективную оценку представителя данной культуры, коллективную интерпретацию данного поведения и частные реакции, включая «санкции» на нежелательное поведение [44, С. 133]. Таким образом, нормы более жестко детерминируют поведение, чем ценности. Норма либо выполняется, либо нет, следование же ценностям не имеет четких градаций.

Сравнительный анализ процесса экономической социализации семейских и русских старшеклассников

Сравнительный анализ особенностей экономической социализации «русских» и «семейских» старшеклассников проводился на основе данных, полученных при помощи методики ценностных ориентации М.Рокича, методики измерения приверженности старообрядческой этике труда и объяснения бедности и богатства, а также метода исследования уровня субъективного контроля.

Результаты, полученные на основе методики исследования ценностных ориентации, представлены в виде двух групповых иерархий ценностей-целей и ценностей-средств, полученных путем ранжирования сумм рангов по каждой ценности (рис. 2.1,2.2). Два групповых профиля терминальных и инструментальных ценностей затем подверглись статистическому анализу для выявления тесноты корреляционной связи по методу ранговой корреляции Спирмена.

Наблюдается высокая корреляционная связь систем терминальных ценностей (ценностей-целей) обеих групп испытуемых (г=0,89, р 0.01). И у «семейских», и у «русских» старшеклассников преобладают личные интересы, ценности социального взаимодействия над ценностями индивидуальной самореализации и общественными. В первой пятерке обеих групп представлены такие ценности как здоровье, счастливая семейная жизнь, материальная обеспеченность, интересная работа, наличие хороших друзей.

Что касается средств достижения ценностей целей, они значимо отличаются у представителей обеих групп (г=0,38). В число наиболее значимых ценностей-средств «семейских» входят аккуратность, образованность, честность, воспитанность, жизнерадостность. Необходимо отметить, что среди целей-средств выделяются те, которые направлены на взаимодействие с окружающими. В системе ценностей-средств «русских» доминируют те, которые характеризуются направленностью на себя: образованность, ответственность, твердая воля, воспитанность, самоконтроль. Данное обстоятельство можно прокомментировать следующим образом. Если для «русских» старшеклассников характерно достижение цели, прежде всего, через самовыражение, формирование определенных личностных качеств, то их сверстники из старообрядческой среды в достижении своих целей ориентируется на общество (референтную группу), продвижение к цели происходит при помощи представителей своей группы.

Наибольшее различие касается таких ценностей как «аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах» и «жизнерадостность (чувство юмора)». В системе ценностей «семейских» старшеклассников данные ценности занимают соответственно первое и пятое место. У «русских» старшеклассников аккуратность и жизнерадостность на двенадцатом и пятнадцатом месте. В традиционной старообрядческой общине всегда ценили аккуратность и жизнерадостность. Аккуратность являлась основным компонентом трудовой этики и основным признаком противопоставления «своих» «чужим». Жизнерадостность, чувство юмора позволяли выживать в условиях гонения и притеснения со стороны официальной власти и большинства, противопоставлять себя другим и поэтому также высоко ценились в старообрядческой среде. За годы советской власти семейские Забайкалья утратили значительную часть своих традиций, однако в настоящее время по-прежнему можно наблюдать, что данные ценности занимают важное место и значительно отличают семейских от русского населения.

Кроме того, система ценностей-средств «семейских» отличается от системы ценностей «русских» старшеклассников выраженностью таких ценностей как «исполнительность (дисциплинированность)» (десятое место у «семейских» старшеклассников и шестнадцатое у «русских»), «чуткость (заботливость)» (соответственно восьмое и четырнадцатое место) и «честность (правдивость, искренность)» (третье и седьмое место). В основе традиционной системы воспитания в большой старообрядческой семье лежали принципы, согласно которым детей в первую очередь должна была отличать дисциплина и послушание. Для большой старообрядческой семьи, представляющей собой производственное предприятие, дисциплина являлась важным условием эффективного производства, где каждый работник четко знал и исполнял свои обязанности. Одновременно отношения строились на честности и полном доверии друг другу, проявлении заботы о членах семьи.

У представителей «русских» более выраженным оказался рационально волевой блок. Рейтинг таких ценностей-средств как «рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)», «твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)» (восьмое и третье место) выше, чем у «семейских» (пятнадцатое и одиннадцатое место). Возможно, такое распределение ценностей-средств у представителей «семейской» группы объясняется присущим им коллективизмом, упованием на помощь значимых других в принятии решений. С другой стороны, анализ источников по старообрядчеству свидетельствует о том, что старовера всегда отличала твердая воля, решительность, привычка не отступать перед трудностями.

Этническое самосознание в экономической социализации семейских старшеклассников

При исследовании этнического самосознания семейских старшеклассников использовалось два способа. Во-первых, в разработанную нами анкету был включен прямой вопрос: «Кем Вы себя в большей степени считаете?» и шесть вариантов ответа. По нашим данным, при ответе на прямой вопрос, к семейским отнесли себя 15 юношей и девушек, что составляет 43%.

Второй способ исследования этнической принадлежности личности старшеклассника заключался в использовании методики этнических стереотипов Д.Пибоди. При помощи предъявляемого списка черт старшеклассники сначала описывали «типичного представителя семейских» затем «себя» (приложение 2).

Для выявления тесноты связи между рядом черт, приписываемых каждым испытуемым «типичному семейскому» и себе, рассчитывали коэффициент корреляции Пирсона. По нашим данным, положительная корреляционная зависимость между качествами «типичного семейского» и качествами, приписываемыми старшеклассниками себе, была выявлена у 28 респондентов, что составляет 80%.

Тот факт, что большинство старшеклассников в ответах на прямой вопрос о принадлежности к этнической группе выбирали варианты «русский» или «скорее русский», возможно, объясняется тем, что на протяжении долгого периода, особенно в советские времена, для многих людей этноним «семейский» имел негативную окраску. Многие семейские открыто не причисляли себя к старообрядцам. У старшеклассников происходит активное формирование «образа Я», и вполне естественным является то, что большое влияние на этот процесс оказывают окружающие и укоренившаяся в сознании многих людей негативная оценка этнонима «семейский».

Далее полученные коэффициенты корреляции мы сравнили с показателями по шкале старообрядческой этики труда, переведенными в баллы на основании стандартного отклонения (см.таблицу 2.5).

Как оказалось, более высокие показатели коэффициента корреляции описания «типичного семейского» и «себя» положительно коррелируют с высокими показателями по шкале старообрядческой этики труда (г=0,432, р 0,01, п=35). Это свидетельствует о связи старообрядческой этики труда и этнического самосознания у современных «семейских» старших школьников. Формирование этнического самосознания старшеклассников происходит взаимосвязанно с усвоением этнических стереотипов, ценностных ориентации, норм и традиций старообрядчества.

Исследование авто- и гетеростереотипов «семейских» старшеклассников проводилось с помощью методики, разработанной Д.Пибоди (рис. 2.9 и приложение 2).

Сравнение распределения оценок качеств, приписываемых «типичному семеискому» и «типичному русскому» «семеискими» старшеклассниками подсчитывалось по методу Хи-квадрат. Как выяснилось, из 32 пар черт 8 пар статистически значимо отличаются, следовательно, образы-стереотипы «русского» и «семейского» в сознании старшеклассников имеют различия (таблица 2.6). «Семейские» старшеклассники описывают семейских как более критичных, серьезных, упорных, практичных, независимых, организованных, трудолюбивых. Среди данных качеств преобладают те, которые характеризуют личность с точки зрения ее трудовой активности: практичный, организованный, упорный и трудолюбивый. Данные качества позволили староверам хорошо приспособиться к суровым климатическим условиям жизни Забайкалья. Благодаря практичности, умению должным образом организовать свой быт, упорно продвигаться к достижению цели и большому трудолюбию семейские сумели быстро адаптироваться и успешно заниматься земледелием. Оценка «типичного русского» по шкалам «практичность» и «организованность» близка к нейтральной отметке. «Русские» оказались на противоположном полюсе по шкале «переменчивый — упорный», по мнению старшеклассников, «русские» по сравнению с «семейскими», скорее, переменчивы. Что касается трудолюбия, респонденты не считают русских ленивыми, в то же время, по их мнению, семейские трудолюбивее русских. Свойственная старообрядцам критичность проявлялась в неприятии взглядов других людей, достаточно подозрительном отношении ко всему, что не связано с собственным образом жизни. Что касается оценки «типичного русского» в отношении данного качества, русского описывают, скорее всего, как доверчивого. Интересным представляется сопоставление автостереотипов семейских с данными, полученными при помощи методики ценностных ориентации М.Рокича. Старшеклассники описывают семейского как серьезного, но не угрюмого, веселого, но не легкомысленного. При этом «типичный русский» представляется как более веселый. По данным, полученным с помощью методики ценностных ориентации, ценность «жизнерадостность» у «семейских» старшеклассников входит в пятерку первых. На наш взгляд, это может говорить о веселом характере русского-семейского при склонности проявлять серьезность в решении важных вопросов, что, очевидно, на взгляд «семейских» старшеклассников, отличает их от «типичного русского». Полученные данные на основе методики изучения этнических стереотипов Д.Пибоди позволили составить портрет «типичного русского-семейского» и «типичного русского». При этом в состав портрета мы включали те качества, которые отклоняются к левому или правому полюсу от среднего 4,0 более, чем на 1,0. Приведем данные в таблице 2.7.

Похожие диссертации на Этнопсихологические особенности экономической социализации старшеклассников в современных условиях (На примере старообрядцев Забайкалья)