Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этничность в структуре самосознания личности юноши-призывника (На материале исследования призывной молодежи Татарстана) Пайгунова Юлия Викторовна

Этничность в структуре самосознания личности юноши-призывника (На материале исследования призывной молодежи Татарстана)
<
Этничность в структуре самосознания личности юноши-призывника (На материале исследования призывной молодежи Татарстана) Этничность в структуре самосознания личности юноши-призывника (На материале исследования призывной молодежи Татарстана) Этничность в структуре самосознания личности юноши-призывника (На материале исследования призывной молодежи Татарстана) Этничность в структуре самосознания личности юноши-призывника (На материале исследования призывной молодежи Татарстана) Этничность в структуре самосознания личности юноши-призывника (На материале исследования призывной молодежи Татарстана) Этничность в структуре самосознания личности юноши-призывника (На материале исследования призывной молодежи Татарстана) Этничность в структуре самосознания личности юноши-призывника (На материале исследования призывной молодежи Татарстана) Этничность в структуре самосознания личности юноши-призывника (На материале исследования призывной молодежи Татарстана) Этничность в структуре самосознания личности юноши-призывника (На материале исследования призывной молодежи Татарстана)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пайгунова Юлия Викторовна. Этничность в структуре самосознания личности юноши-призывника (На материале исследования призывной молодежи Татарстана) : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Казань, 2000 149 c. РГБ ОД, 61:01-19/165-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Проблема этнической идентичности и толерантности в отечественной и зарубежной этнологии и психологии 16

1.1. Этническая идентичность субъекта как объект этнологических и психологических исследований .. 16

1.2. Психологические аспекты этнической толерантности 33

1.3. Этническая идентичность и толерантность в личностном измерении 44

ГЛАВА 2. Методическая база эмпирического исследования 69

2.1. Метод определения типа этнической идентичности 71

2.2 Метод определения места и значимости этничности в структуре самосознания личности 76

2.3. Метод определения модальности эмоционального компонента этнических установок личности 76

2. 4. Метод диагностики характерологических черт личности

ГЛАВА 3. Этническая идентичность и толерантность личности юноши-призывника в зависимости от социокультурных и субъективно-личностных факторов 86

3.1. Влияние социокультурных Факторов на содержание этнопсихологических характеристик личности 86

3.2. Этничность в структуре самосознания личности юноши-призывника 94

3.3. Зависимость типа этнической идентичности и толерантности личности от стиля поведения в межличностном взаимодействии 103

3.4. Анализ этнических авто- и гетеростереотипов юношей-призывников из Татарстана 112

Заключение 126

Основные публикации по теме диссертации 132

Литература 133

Приложение 144

Введение к работе

С середины 20 века во многий странах мира, полиэтнических по своему составу, на фоне глобальных интеграционных процессов, углубляющейся интернационализации культур и унификации образа жизни прослеживается тенденция роста этничности.

Этническое возрождение как процесс акцентирующий ценность этнокультурного многообразия и многовекового этнического опыта, несомненно, положительная тенденция в развитии общественного сознания.

Вместе с тем приходится признать, что рост этничности зачастую приводит приводит и к усилению этноцентризма, провоцирует открытую этническую нетерпимость, всплеск межнациональной конфликтности. Не случайно Международные организации ООН и ЮНЕСКО, провозгласив 1995 год - годом толерантности и задав парадигму развития современного общества в духе согласия, терпимости и взаимопонимания его субъектов, среди глобальных угроз жизни человеческого сообщества выделили наиболее важную - этнонациональные конфликты.

Поскольку межэтнические конфликты в силу своей специфики с поликаузальности, высокой эмоциональной заряженности, потенциальной разрастаемости и пр.) трудно поддаются урегулированию, задачей первостепенной важности становится их профилактика и оптимизация национальных отношений на стадии латентной этнической напряженности.

Необходимым условием мирного и стабильного сосуществования этнических субъектов является обретение и сохранение ими позитивной этнической идентичности. Позитивная этническая идентичность выступает разумной альтернативой и безродному космополитизму, и воинствующему этноцентризму и предполагает баланс толерантности по отношению к собственной и другим этногруппам, когда естественной любви к своему народу сопутствует открытость межэтническим контактам и высокая культура межэтнического общения.

Прогнозирование процессов трансформации этничности и поиск механизмов Формирования позитивной этнической идентичности субъектов межнационального общения составляют основную цель современных зтносоциологических, этнополитических, этнопсихологических исследований.

При этом особый интерес у исследователей вызывают трансформационные процессы, происходящие в этническом сознании и самосознании молодежи, так как справедливо считается, что именно молодые слои населения определяют направление развития межэтнических отношений.

В диссертационной работе мы обращаемся к проблеме этнического сознания и самосознания молодого населения России, выделяя в нем ту социальную общность, для представителей которой вопрос формирования и сохранения позитивной этнической идентичности и этнической толерантности имеет высокую актуальность. Эта социальная общность - призывная молодежь. Для юноши- призывника психологическая адаптация к специфике армейской субкультуры включает и сложный процесс аккультурации в особой, полизтничной среде, где перед ним может встать задача не только сохранить, но и отстоять свое этническое "Мы" в "Я".

Одной из негативных реалий современной российской армии являются так называемые " неуставные отношения". Помимо пресловутой " дедовщины", реальную УГРОЗУ боеспособности и сплоченности любого - большого и малого - армейского коллектива представляет создание земляческих, этнических объединений, отличашикся национальной замкнутостью, обособленностью, националистическими проявлениями.

Заметим, что не только повседневная жизнь, но и военная деятельность воинских коллективов протекает в условиях межэтнического взаимодействия. Сегодня прежде всего армейские подразделения берут на себя основную нагрузку в урегулировании этнических конфликтов на территории России. Возникновение таких "горячих точек" этнических противостояний актуализировало еще одну "национальную" проблему для российской армии, связанную с необходимостью учитывать национальную принадлежность и вероисповедание тех военнослужащих, КОТОРЫМ предстоит участвовать в разрешении этнических конфликтов.

Необходимость изучения этнического сознания и самосознания призывного контингента настоятельно подчеркивается специалистами по военной социологии, педагогике и социальной психологии С Серебрянников В. В., Дерюгин Ю. И., Подоляк Я. В., Юшков С. А., Аронов А.А., Гильманов А.3. и др.). Такие исследования имеют дополнительную актуальность в связи с продолжающейся работой по реформированию армии, работой, закономерно затрагивающей и ее идеологические основы.

Междисциплинарная проблема подготовки призывной молодежи к межнациональному общению и взаимодействию в армии, рассматривается в нашей работе с позиции этнопсихологии личности. Применение этого подхода, представляющего продолжение этносоциологических исследований, позволяет выяснить - какие механизмы Формируют позицию субъекта в отношении представителей собственного и других народов, раскрыть глубинное содержание трансформаций этнической идентичности человека. Ответы на эти вопросы должны облегчить

подбор адекватных для каждого призывника приемов и методов психологической помощи, позволяющих корректировать этнопсихологические характеристики, и тем самым способствовать успешной адаптации юношей в полиэтничной армейской среде.

Этнопсихология личности представляет собой новую область психологического знания. У\ в отечественной, и в зарубежной науке этнопсихологические феномены ранее рассматривались прежде всего в качестве характеристик межгруппового взаимодействия. Ныне многими учеными подчеркивается значимость изучения этих феноменов на личностном уровне САсмолов А. Г. ,Шлягина Е. И., Дробижева л. М., Во-лович Л.А., Мухаметзянова Г.В., Исламшина Т.Г. др.). При этом отдельные ученые ратуют за системный подход к изучению Феноменов этнической идентичности, этнической толерантности личности, рассматривая их как грани одного явления - этнической вариативности личности С А. Г. Асмолов., Шлягина Е.И., Еникополов С. Н., и др.). Системное видение этнической вариативности личности в актуалгене-зе предполагает рассмотрение этнопсихологических феноменов как компонентов одной целостной структуры. В работах ученых московской этнопсихологической школы эта структура получила название "актуального этнопсихологического статуса" личности С Шлягина Е.И., Еникополов С.Н. 1993). Под актуальным этнопсихологическим статусом САЭПС) личности понимается степень и знак этнической идентификации, содержание и направленность авто- и гетеростерео-типов, уровень этнической толерантности личности, а также возможные трансформации ее мотивационно - смысловой сферы, возникающие в проблемно-конфликтных ситуациях или же в иной этнокультурной среде.

На данном этапе изучения этнической вариативности личности в актуалгенезе первоочередной задачей, на наш взгляд, является тео ретическое осмысление и эмпирическое исследование объективных и субъективных детерминант этнопсихологических проявлений личности.

В отечественной этнопсихологической литературе достаточно широко представлены исследования влияния социально-экономических, этнокультурных, социально-политических факторов на содержание и функционирование этнопсихологических феноменов С см. работы Нау-менко Л. И., Павленко В.Н., Лебедевой Н.М., Левкович В. П., Сике-вичЗ.В., Солдатовой Г. У., Дилигенского Г. Г. и т. д ). Значительно меньше работ посвящено исследованию влияния на этнопсихологические Феномены субъективно-личностных факторов. Ряд исследований С см. работы Солдатовой Г.У., Рыжевой С.В., Шлягиной Е.И., Данзаевой Э.У., Стефаненко т. Г.) показывает влияние на эти феномены индивидуально-психологических особенностей личности. При этом сами авторы оценивают свои исследования как первые и во многом предварительные, считая, что проблема исследования субъективных факторов на этнические феномены жизни личности имеет дальнейшую перспективу развития. Без разрешения этой проблемы долгое время будет оставаться открытым вопрос: почему в однотипных социально-политических, социально-экономических условиях одни люди становятся этнонигилистами, другие - националистами, а третьи, не утрачивая позитивной, устойчивой идентичности со своим народом, обогащают свою личность знанием и пониманием чужой культуры Резюмируя все вышесказанное, мы выделяем научную и практическую актуальность нашего исследования. В процессе профессиональной и военно-патриотической подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах необходимо обратить внимание на проблему формирования позитивной этнической ипрмтичности призывников в армию. В свою очередь, практические разработки в этой сфере должны опираться на научно обоснованные знания о социальных и психологичес кик механизмах формирования позитивной этнической идентичности, влиянии социальных факторов и индивидуальных психологических особенностей личности на степень и валентность С позитивность - негативность) ее этнической идентичности и уровень этнической толерантности.

ПРЛЬ исследования - определить какое место занимает этнич-ность в структуре самосознания призывников в армию и выявить - в какой мере на этнопсихологические характеристики личности юноши-призывника с степень, валентность этнической идентичности и уровень этнической толерантности) влияют различные объективные и субъективные Фактош.

Объект исследования - этническая идентичность личности юноши--призывника.

Поелмет нашего исследования - этническая идентичность юноши -призывника : место и значение в структуре самосознания личности, факторы влияния на степень и валентность этнической идентичности субъекта.

Гипотезы исследования:

1) этничность в структуре самосознания личности юноши-призывника занимает позицию одной из ведущих категорий среди категорий социальной идентичности.

2) субъективными детерминантами валентности этнической идентичности и уровня этнической толерантности личности выступают субъект-субъектный или же субъект-объектный модусы ее отношения к представителям собственного и ДРУГИХ этнических групп: тип этнической идентификации личности определяется ведущей модальностью ее отношения к представителям собственного и других народов:

о І па тенденции формирования типа этнической идентичности призывников оказывают влияние следующие со сР.ктивные характеристики : национальная принадлежность и этносоциальный статус;.

43 иерархия идентификационных категорий в структуре "Я-образа" предопределяет тип этнической идентичности личности;

5) существует определенная зависимость между типом этнической идентификации личности, уровнем ее этнической толерантности и присущим ей стилем поведения в межличностным контактах;

6) этнопсихологические установки призывной молодежи имеют свои особенности, обусловленные предстоящим им вхождением в полиэтническую армейскую среду.

Задачи исследования:

1) проанализировать теоретические идеи и эмпирические данные, касающиеся изучения этнопсихологических проявлений личности;

2D разработать концептуальные подходы к исследованию Феноменов этнической идентичности и толерантности личности в плане выявления их объективных и субъективных детерминант:

3) составить комплекс психодиагностических методик, позволяющих определить тип этнической идентичности личности и уровень ее этнической толерантности, выявить характерологические черты, определить место и значение этничности в структуре самосознания личности:

4) определить степень и направленность влияния на этнопсихологические характеристики субъекта его личностных черт и содержательной структуры "образа Я" ;

5) выявить особенности этнических установок определенной социальной общности молодежи - юношей-призывников.

Ме:гидологическая бала исследования .

Теоретическая и эмпирическая части нетітт исследования опирались п.--: принцип детерминизма С С. Л. РубинііГГї. йн. ) и принцип равновесия между сохранением самобытной культуры и развитием меж культурного взаимодействия разных этносов, основанного на общечеловеческих ценностях С л.м.Аболин).

В работе были использованы теоретические идеи, выдвинутые в трудах отечественных этнопсихологов: закон об устойчивой связи между позитивной идентичностью и толерантностью субъекта (Лебедева Н. М.), системный подход к исследованию этнопсихологических проявлений личности САсмолов А.Г., Шлягина Е.И., Еникополов С.Н.). В методологическую базу исследования вошли: концепция с.Московичи об организации сознания индивида по типу идентификационной матрицы: эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона, согласно которой личность нацелена на воючение в конкретно-историческую жизнь общества: структурно-динамическая концепция личности Сарджвеладзе н. И., где социальные установки рассматриваются через призму субъект-субъектного и субъект-объектного подходов личности к реальности.

R качествр мятолов исследования в работе применялось анкетирование и тестирование. Для обработки эмпирических данных использовались статистические методы: процентное и ранговое распределение, анализ средних величин (метод сравнения с применением t-критерия Стъюдента для установления достоверных различий): анализ на нормальность распределения.

Достоверность сформулированных в работе положений и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исследования, применением адекватного целям и объему исследования методического инструментария и подтверждается статистической достоверностью полученных в эксперименте результатов.

Выборку составили курсанты Казанского филиала оборонной спортивно-технической организации РФ СОСТО РФ) - юноши, готовящиеся к призыву на срочную армейскую службу. Всего в исследовании при няли участие 100 респондентов русской и татарской национальностей. Научная новизна и теоретическая значимость нашей работы со-тоит в том, что:

1) предложен концептуальный подход к исследованию этнической вариативности личности в актуалгенезе, сутью которого является рассмотрение валентности этнической идентичности и этнической толерантности Сатолерантности) личности через субъект-субъектный или же субъект-объектный характер ее отношения к представителям собственного и других народов;

2) на базе Диагностического Теста Отношения Г.У. Кцоевой С Солдатовой) разработана методика определения присущего личности субъект-субъектного или же субъект- объектного характера отношения к этническому объекту;

3) установлена зависимость типа этнической идентичности и уровня этнической толерантности личности от ее индивидуально-психологических особенностей С стиля поведения в межличностных отношениях и содержательной структуры "Я-образа").

4D в исследовании показаны особенности этнического сознания и самосознания многочисленной социальной группы молодежи - призывников в армию.

Практическая значимость работы.Теоретические подходы и эмпирические результаты исследования можно рассматривать как входящие в психологический блок комплексной работы по развитию этноин-теграционных тенденций в российском обществе. Выявленные взаимосвязи между типом этнопсихологического статуса и индивидуальными особенностями личности могут явиться научной основой психокоррек-ционной работы в целях развития позитивной этнической идентичности субъекта и толерантного отношения к представителям других этносов.

Разработанная в исследовании комплексная диагностическая процедура с соответствущими изменениями может быть использована для составления этнопсихологических характеристик различных национальных и социальных групп.

В более узком плане результаты исследования могут послужить научной основой для работы по военно-патриотическому и интернациональному воспитанию призывной молодежи, оказать определенную помощь педагогам учебных заведений системы подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах РФ.

На зашиту выносятся результаты эмпирического исследования этнической идентичности призывников из Татарстана, отражающие следующее:

1) Значимость этничности в иерархии категорий социальной идентичности личности юноши-призывника.

2) Распределение по типам этнической идентичности среди призывной молодежи Татарстана.

3) Влияние социального статуса на степень приятия инонационального претендента на ту или иную социальную роль.

4) Степень дистанцированности друг от друга представителей русской и татарской подгрупп нашей выборки; степень дистанцированности призывников из Татарстана от представителей некоторых других народов.

5) Взаимовлияние типа этнической идентичности и характера поведения испытуемых в межличностных отношениях.

6D Авто- и гетеростереотипы испытуемых русской и татарской национальностей, а также стереотипы образа "Идеал" для этих подгрупп.

7) Также на защиту выносится метод операционального разделения Диагностического коэффициента отношения на парциальные коэф

Фициенты "этнического уважения" и " этнической симпатии" и сравнение этик коэффициентов для лиц с различным типом этнической идентичности.

Апробация работы: Основные положения работы докладывались на V Международной конференции "Социальное знание: Формации и интерпретации" (Казань, 1996), II Республиканской конференции молодых ученых и специалистов (Казань, 1996), I Московской конференции студентов и аспирантов "Психология на пороге XXI века" (Москва, 1999), Всероссийской научно-практической конференции "Ювенология - как наука: проблемы становления и перспективы" (Казань, 1999),

По содержанию работа состоит из Введения, трех Глав, Заключения и Приложения.

В первой главе - " Проблема этнической идентичности и толерантности в отечественной и зарубежной этнологии и психологиии"

- освещаются основные теоретические взгляды на проблему этнической идентичности и этнической толерантности в философии, этнологии и психологии. Анализируются данные эмпирических исследований Феноменов этнической идентичности и толерантности на групповом и личностном уровне. Рассматривается понятийный аппарат исследования.

В главе также предложена концепция субъективных детерминант этнической вариативности личности в актуалгенезе. Этнические ат-титюды личности по отношению к представителям собственной и чужой зтногруппы рассматриваются через призму субъект- субъектного и субъект-объектного отношения личности к этнической реальности.

С таких позиций позитивная этническая идентичность представляет собой субъект-субъектный способ отношения личности к представителям собственного и других этносов. Гиперболизированная этническая идентичность и этническая интолерантность Формируется на основе выраженного субъект-объектного отношения к представителям другик зтногрупп. Этнический негативизм рассматривается как субъект-объектное отношение личности к представителям собственного народа.

Во второй главе диссертации - "Методическая база эмпирического исследования"- излагаются принципы построения эмпирической программы исследования, описывается его методический инструментарий, приводятся социально-демографические характеристики выборки. Для проведения экспериментального исследования был разработан методический опросник, воючащий методики, позволящие определить тип актуального этнопсихологического статуса личности - методика Тип Этнической Идентичности (Солдатова Г.У., Рыжова С.В. 3, Шкала социальной дистанции (Е.Богардус), Диагностический Тест Отношения СКцоева Г. У.), и методики, выявляющие психологические особенности личности, как индивидуальности с тест М.Куна - Т.макпартленда, Интерперсональный диагноз Т. Лири).

В третьей Главе " Этническая идентичность и толерантность юноши - призывника в зависимости от социокультурных и субъективно-личностных факторов"- приводятся результаты эмпирического исследования этнопсихологических феноменов личности юноши-призывника, подробно рассматривается влияние субъективных и объективных факторов на Формирование того или иного типа этнической идентичности личности и уровень этнической толерантности призывника.

В Заключении представлены основные итоги исследования. В Приложении приводится разработанный нами Методический Опросник.

Этническая идентичность субъекта как объект этнологических и психологических исследований

Среди исторически сложившихся общностей людей особое место занимают образования, которые принято ныне именовать этническими: племя, народность, нация, национальность, этническая группа и т.д. На сегодняшний день в мире насчитывается не менее двух -трех тысяч таких общностей СБромлей, 1982). Несмотря на то, что учеными зафиксировано огромное количество этнических образований, ни зарубежная, ни отечественная наука не сумели до сих пор выстроить саму "теорию этноса". В современной этнологической науке не существует единого понимания, что же такое этнос, какова его сущность, природа и строение С Пименов, 1994).

Существование различных подходов к пониманию природы этноса отразилось в разнообразии определений этноса, данных разными учеными в свое время. Так, по мнению С. А. Арутюнова и Н. Н. Чэбоксаро-ва, этносы представляют собой пространственно-ограниченные "сгустки" специфической культурной информации, а межэтнические контакты - обмен такой информацией с Арутюнов, Чебоксаров, 1972). Определяя суть этноса, не через людей - как носителей специфической культурной информации, а через саму эту информацию, авторы придерживаются, так называемой, конструктивистской ориентации в понимании этноса.

Противоположным конструктивистскому подходу выступает "примордиалистский" подиод, где этнос рассматривается прежде всего как природное явление. Здесь этнос - это реальная группа людей, имеющих кровное родство, связанных общим историческим прошлым, культурой, особенностями психики- Л.н.Гумилев определял этнос как коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам, имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения (Гумилев, 1398). При этом особое значение Гумилев придавал феномену осознания группой людей своего сходства и отличия от других групп, считая его конституирующим признаком этноса. Рассуждая о причинах устойчивости этноса, Гумилев выдвинул гипотезу о существовании некоего "этнического поля". Подобные гипотезы можно встретить и в работах современных исследователей. Так, по мнению С. П. Лебедева и А. С. Лидина, этнос есть неразделенная совокупность человеческого генотипа, энергетики и суммарного кармического опыта наследия данного конкретного народа, осознающая себя, эволюционирующая и наделенная стремлением к самосохранению, а также способная к накоплению, осмыслению и усвоению опыта исторического развития нации (Лебедев, Лидии, 1996). Нам представляется, что включение понятий "этнического поля", "этнической энергетики" являются попыткой в определенной мере мистифицировать сущность этноса, хотя опровергнуть (равно как и доказать) существование этих явлений, лишь логически рассуждая, невозможно.

Наиболее распространенным и общепринятым является определение этноса, данное Ю. В. Бромлеем: этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), Фиксированном в самоназвании (этнониме) с Бромлей, 1987).

При этом главным, конституирующим признаком этноса, по мнению большинства ученых является этническое самосознание - "субъективная результанта" действия признаков этнической общности С Н. Н. Че-боксаров, цит. по Джарылгасиновой,1987). Этноэволюционные и этнот-рансформационные процессы не нарушают основы основ этнического бытия до тек пор, пока этнос обладает самосознанием. "Этническое самосознание - это своего рода " последний рубеж" сохранения этничности, ибо в ходе исторического развития могут быть утеряны и язык, и общая территория, и даже культурные традиции, но пока сохраняется этническое самосознание, не тускнеет и образ этнического "мы" "С Сикевич, 1999).

Отдельные ученые, правда, высказывают обоснованные сомнения, что в современной науке существует хотя бы одна концепция, которая могла бы претендовать на роль теории этноса, в том числе и концепция, согласно которой суть этноса заключена в самосознании индивидов, составляющих эту социальную группу (Токарев, 1964: Белков, 1993; Шихирев, 1997). П. Л. Белков, в частности, в статье "О методе построения теории этноса" доказывает, что определение этноса через общность самосознания людей, его составляющих, есть чисто "номинальное" определение, которое при ближайшем рассмотрении "неизбежно распадается на два бессмысленных суждения" - когда субъект определения становится тождественным субъекту, а его предикат - предикату.

Несмотря на существующее методологическое затруднение в определении того, "что же представляет собой этнос", в отечественной этнологии накоплено значительное количество эмпирических и теоретических работ, исследующих этническое сознание - явление, содержащее в себе всю совокупность представлений членов этнической общности о своем и другий этносах, включая психологические аттитю-ды и стереотипы (Лебедева, 1999). Теоретическим и эмпирическим исследованием этнического сознания Си этнического самосознания, как его части) с 70-х годов активно стали заниматься отечественные историки, этнографы и этносоциологи САрутюнян, 1972: Пор-шнев, 1966; Козлов, 1967,1974; Крюков, 1976,1989; Бромлей, 1982, 1987: Аклаев, 1994; Дробижева, 1994; Дробижева, Аоаев, Коротеева, Со л дато ва, 1996; Мусина, 1995; Александренков, 1999 и др.).

Этническая идентичность и толерантность в личностном измерении

Традиции эмпирической этнопсихологии в нашей стране только складываются, однако уже сейчас можно сказать, что они имеют свое особое лицо: это исследования сути происходящих изменений в идентичности, ее корневой природы с целью формирования позитивной этнической идентичности и этнической толерантности - двух китов, на которых держится внутренний мир человека и окружающий его мир социальной реальности с Лебедева, 1997).

В отечественной этнопсихологии, еще находящейся в периоде своего становления как специфической научной дисциплины, и во многом выросшей из этносоциологии, этнопсихологические Феномены до сих пор рассматриваются чаще всего в качестве характеристик межгруппового взаимодействия и становятся предметом социально-психологических исследований, хотя многими исследователями подчеркивается значимость их изучения на личностном уровне с Шлягина, 1997).

По мнению отдельных ученых, в частности А. Г. Асмолова, само развитие этнопсихологии как самостоятельной науки до недавнего времени сдерживалось из-за недостаточной разработанности в психологии представлений о личности как об активном "элементе" различных эволюционирующих систем САСМОЛОВ, 1984).

в отечественной психологии проблема "этнический мир - личность" оказалась практически за гранью таких направлений, как этнопсихология и психология личности, в компетенции которых,в первую очередь, и должно находиться рассмотрение этой проблематики. При том, что системно-ориентированная методология человекознания опирается на положение, согласно которому ключ к пониманию природы человека лежит в различных системах, в которых осуществляется его жизнь, тем не менее ощущается явный недостаток внимания к такому компоненту системного качества индивида, как "этнопсихологический блок" СШкляр, 1930).

Перед этнопсихологией личности на сегодняшний день стоит 2 класса проблем: - проблемы, связанные с изучением социально-типических проявлений личности, выступающих, прежде всего, при анализе сущности национального характера и механизмов его социализации; - проблемы, связанные с изучением личности, как самоопределяющегося субъекта этнического мира.

В первом случаеу интересы, потребности, мировоззренческие позиции человека рассматриваются через факт его принадлежности к определенной этнокультурной общности. Исходной методологией для исследователей здесь выступает культурно-исторический подход, предложенный В. С. Выготским, и плодотворно развитый в трудах его последователя А. Н. Леонтьева.

Во втором случае, этническую вариативность личности исследуют в синхронном аспекте, в ее актуалгенезе.

Предпосылкой для выделения этого направления в области этнопсихологического знания о личности выступает подход, согласно которому каждый человек, будучи продуктом развития общества, воспроизводящим в онтогенезе усвоенную им этническую культуру, в силу своей уникальности, неповторимости, сам участвует в развитии культуры и творит историю общества, являясь не только объектом, но и субъектом этнического существования.

Здесь главными проблемами исследования выступают этническое сознание и самосознание, этническая толерантность личности и возможные трансформации ее мотивационно-смысловой сферы, возникающие при взаимодействии с представителями других этнических групп или же в иной социокультурной среде. Наметился И НОВЫЙ подход в исследовании этих феноменов, а именно - во взаимосвязи, как компонентов одной структуры - актуального этнопсихологического статуса личности С АЭПО (Шлягина, Еникополов, 19833- Актуальный этнопсихологический статус представляет собой целостную характеристику отношения личности к этническому "Я", к представителям собственной и других этнических групп.

Актуальный этнопсихологический статус представляет собой не только многокомпонентную, но и многоуровневую структуру. Согласно классификации, предложенной А. Г. Асмоловым и Е. И. Шлягиной С1984), существует три уровня этнопсихологических проявлений личности:

Влияние социокультурных Факторов на содержание этнопсихологических характеристик личности

Опросник методической разработки Тип Этнической Идентичности заполнили 93 респондента по нашей выборке: зз человек татарской, русской национальности. Для обработки результатов, полученных на основе методики ТЭИ, была использована стандартная компьютерная программа "ORIGIN", предназначенная для аппроксимации экспериментальных результатов теоретическими зависимостями. Поскольку, как отмечалось в Главе 1, этническая идентичность личности Формируется под влиянием многих субъективных и объективных Факторов, разумно предположить, что связь между индексом ТЭИ и количеством респондентов, имеющих определенный индекс, будет носить характер нормального распределения. Поэтому в качестве кривой, аппроксимирующей экспериментальные результаты, была выбрана кривая Гаусса с де Муавра):

Экспериментальные данные, аппроксимирующая кривая и ее параметры представлены на рис.1. Удовлетворительное согласие экспериментальных результатов с теоретической кривой позволило нам выделить, согласно рекомендации Справочника по психодиагностике СБурлачук, Морозов, 1999), границы "Нормы". В нашем исследовании респондентами с этнической идентичностью по типу "Норма" оказались испытуемые, чьи индексы ТЭИ попали в диапазон 7-12 баллов. В нашей выборке таковых оказалось 47 человек.

Респондентов, имеющих индекс ТЗІЛ более 12 баллов мы отнесли в группу "этноиндиФФерентнык". При высокой этнической толерантности этничностъ для ник в целом была малоактуальной (17 человек по нашей выборке). Все они дали максимально положительный ответ на второй и третий вопрос ТЭИ и категорически не согласились с четвертым, пятым и шестым утверждением (см. Приложение, С. 145 X

Для респондентов с индексом ТЭИ менее 7 баллов мы фиксировали "гиперболизацию" этничности (всего 24 человека). Учитывая тот Факт, что в этой группе наблюдался значительный разброс оценок, мы в дальнейшем разделили ее на две подгруппы.

Респондентов с более лояльными установками в отношении представителей другий этносов мы отнесли к подгруппе, условно названной нами "Норма-гиперидентичность". Этик испытуемых, чьи индексы ТЭИ оказались близки к нижней границе "нормы", оказалось 12 человек. Респондентов с наиболее низкими значениями индекса ТЭИ (менее 5 баллов) мы отнесли в подгруппу "гиперидентичных". Эти испытуемые демонстрировали высокую степень предубежденности против людей другой национальности. В частности, все они выразили безусловную готовность отстаивать интересы собственного народа любыми способами и т.п. (см. Приложение, с. 145). Респондентов с выраженными гиперидентичными установками в нашей выборке оказалось также 12 человек.

Представленность выделенных типов этнической идентичности среди респондентов русской и татарской национальности отражена в табл. 2. как видно из Таблицы 2 , процентное соотношение респондентов с тем или иным типом этнической идентичности по русской и татарской частям выборки оказалось практически одинаковым. Поэтому в дальнейшем, при описании результатов других тестов из использованной нами тестовой батареи, мы не выделяем по отдельности русскую и татарскую группу испытуемый, если это только не оговаривается специально.

Зависимость типа этнической идентичности и толерантности личности от стиля поведения в межличностном взаимодействии

К факторам, влияющим на тип этнической идентичности, качество и степень этнической толерантности личности, на наш взгляд, относятся индивидуальные свойства субъекта, определяющие специфику стиля его межличностного поведения.

Диагностику свойств личности, существенный при взаимодействии с другими людьми, мы проводили на основе типологического опросника "Интерперсональный Диагноз Лири". Пункт опросника, содержащий в себе методику Лири, заполнили все испытуемые по нашей выборке (всего 100 человек). Для каждого испытуемого была составлена псикограмма и рассчитаны индексы "Дружелюбия" и "Доминантности" .

Индивидуальные псико граммы подвергались статистической обработке, и на основе усредненнык значений индивидуальнык показателей были составлены 4 типовые псикограммы, соответствующие модальным личностям выделенный нами групп ("гиперидентичных", "норма-гиперидентичных", "норма" и "этноиндифферентных"). Психограммы должны были отразить присущие субъектам с определенным типом этнической идентичности тенденции поведения в ситуациях межличностного взаимодействия. Определение ведущего стиля в межличностных отношениях производилось на основе анализа профильных оценок типовых псикограмм. При интерпретации данных мы сравнивали профильные оценки типовых психограмм по трем биполярным Факторам, выделенным в опроснике Лири: авторитарность - подчиненность; независимость - зависимость (конформизм); дружественность - враждебность.

Заметим, что используя авторскую методику Т. Лири мы должны были бы придерживаться предложенного в ней подхода к интерпретации результатов. Но на наш взгляд, представленное в методике противопоставление факторов " подозрительность" - "альтруизм" не является вполне правомерным. Полярным по отношению к фактору "подозрительность" должен был бы выступать фактор "доверчивость", а по отношению к фактору "альтруизм" - " эгоизм". Поэтому, при анализе данных, полученных по опроснику Т.Лири, мы не сопоставляли индексы "альтруизма" и " подозрительности" между собой, рассматривая эти Факторы, как характеризующие разные черты личности.

При определении ведущего стиля межличностного отношения для той или иной группы мы попарно сопоставляли количественные показатели тех октантов типовой психограммы, которые отражают противоположные варианты межличностных отношений. Так, показатели по октанту I (авторитарность) сравнивались с показателями октанта V (подчиненность), показатели октанта II (независимость) - с показателями октанта VI (зависимость), октанта III (агрессивность) -с показателями октанта VII (дружелюбие). Показатели по октанту VI ( подозрительность) и октанту VIII ( альтруизм) не сравнивались между собой, как не представляющие полярную пару факторов, о чем уже было сказано выше.

При интерпретации данных мы придерживались следующего подхода: если по полярным показателям обнаруживалось статистически достоверное различие, мы фиксировали преобладание того или иного типа межличностного отношения над другим, количественные показатели которого в этой паре оказывались меньшими. Если же в сопоставленной паре количественные показатели достоверно не различались, мы трактовали это как Факт того, что противоположные тенденции как бы "погашают" друг друга и данные варианты межличностного поведения находятся в динамическом равновесии. Поскольку наши испытуемые в целом не имели ярко выраженной акцентуации по тому или иному типу межличностного отношения (показатели в любом из октантов не достигали 8 баллов - см. Главу 2), то мы можем говорить лишь о наличии у ник тенденции к выраженности определенным типов межличностного отношения.

При анализе данных по группе "гиперидентичных" (Табл.7, рис.2а) обнаружилось, что в их типовой психограмме достоверно различаются количественные показатели двух биполярных шкал: "авторитарность - подчиняемость" и "независимость - зависимость". Полученные данные свидетельствуют, что гиперидентичные лица имеют в целом большую предрасположенность к властно-лидирующему и независимо-доминирующему типу поведения в межличностном взаимодействии. Сопоставление показателей по факторам "доминирования" и "дружелюбия" достоверно выявляет преобладание доминирующей установки в межличностных отношениях для этой группы. Таким образом, характеризуя гиперидентичных лиц, мы подчеркиваем выраженную независимость мнений, тенденцию к лидерству при более низкой покладистости и склонности к компромиссам.

Для того, чтобы определить, какие черты личности способны подкрепить этническую атолерантную установку гиперидентичных субъектов, мы обратились к анализу характеристик личности, имеющей акцентуацию по властно-лидирующему и независимо-доминирующему типу межличностных отношений.

Личность с преобладанием авторитарного типа межличностного отношения характеризуется следующими особенностями: уверенностью в себе, нетерпимостью к критике собственного мнения, деспотическими и диктаторскими склонностями. При акцентуации эгоистического типа отношений к окружающим личность характеризуется ориентацией на себя, склонностью к соперничеству, отчужденностью, выраженным самолюбием и расчетливостью.

Наши испытуемые в целом не имели акцентуации по этим типам межличностных отношений. Поэтому мы можем констатировать лишь тенденцию к выраженности черт авторитарной и эгоистической личности и предрасположенности к властно-лидирующему и независимо-доминирующему типам поведения в межличностных контактах.

Похожие диссертации на Этничность в структуре самосознания личности юноши-призывника (На материале исследования призывной молодежи Татарстана)