Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Структура социальных представлений учащейся молодежи о совести Мустафина, Лилия Шаукатовна

Структура социальных представлений учащейся молодежи о совести
<
Структура социальных представлений учащейся молодежи о совести Структура социальных представлений учащейся молодежи о совести Структура социальных представлений учащейся молодежи о совести Структура социальных представлений учащейся молодежи о совести Структура социальных представлений учащейся молодежи о совести Структура социальных представлений учащейся молодежи о совести Структура социальных представлений учащейся молодежи о совести Структура социальных представлений учащейся молодежи о совести Структура социальных представлений учащейся молодежи о совести Структура социальных представлений учащейся молодежи о совести Структура социальных представлений учащейся молодежи о совести Структура социальных представлений учащейся молодежи о совести
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мустафина, Лилия Шаукатовна. Структура социальных представлений учащейся молодежи о совести : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Мустафина Лилия Шаукатовна; [Место защиты: Ин-т психологии РАН].- Москва, 2012.- 194 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-19/547

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологический анализ проблемы психологического изучения феномена совести. Теоретические основания и возможность исследования структуры социальных представлений о совести

1.1. Понимание нравственности и совести в философии 15

1.1.1. Трактовка совести в философии (от Античности до Нового и Новейшего времени) 16

1.1.2. Взгляды на совесть в отечественной философской мысли 22

1.2. Изучение нравственных феноменов в психологии 31

1.2.1. Основные подходы к пониманию совести в зарубежных психологических концепциях 32

1.2.2. Подходы к нравственности и совести в отечественной психологии 39

1.3. Исторически сложившееся значение феномена «совесть» в российском менталитете 55

1.4. Эмпирические исследования совести в отечественной психологии 62

1.5. Исследование структуры социальных представлений как подход к изучению феномена совести

1.5.1. Развитие теории социальных представлений 66

1.5.2. Исследования структуры социальных представлений 71

Выводы по 1 главе 77

Глава 2. Организация эмпирического исследования структуры социальных представлений современной российской молодежи о совести

2.1. Программа эмпирического исследования 79

2.1.1. Характеристики выборки 82

2.1.2. Задачи и методический инструментарий исследования 84

2.2. Этапы эмпирического исследования и работа по созданию авторских анкет 87

2.2.1. Подготовительные этапы эмпирического исследования 88

2.2.2. Методика «Добро - Зло» Л.М. Попова, А.П.Кашина 103

Выводы по 2 главе 106

Глава 3. Результаты основного этапа эмпирического исследования структуры социальных представлений современной российской молодежи о совести

3.1. Особенности структуры социальных представлений о совести в разных группах молодых людей, отличающихся по полу, возрасту и региону проживания 114

3.1.1. Структура социальных представлений о совести в зависимости от половой принадлежности респондентов 118

3.1.2. Особенности структуры социальных представлений старшеклассников и студентов о совести 124

3.1.3. Региональная специфика в структуре социальных представлений о совести (Москва и Казань) 128

3.2. Особенности структуры социальных представлений о совести в группах с разной нравственной направленностью личности (определяемой по методике Л.М. Попова, А.П.Кашина) 130

3.3. Определение структуры социальных представлений респондентов о совести по анализу ассоциаций (метод П. Вержеса) 135

Заключение 141

Литература 145

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Необходимость изучения социальных представлений о совести обусловлена изменениями, происходящими в сознании людей под влиянием социальных, экономических и политических трансформаций в современном обществе. Ситуация экономического кризиса в мире обостряет духовно-нравственные проблемы, неразрывно связанные с проблемой совести как важнейшего регулятора нравственного поведения. Особенно неустойчивыми оказываются ориентации и представления молодых людей, которые более чутко реагируют на любые перемены в социуме.

Особенностью российского менталитета всегда являлось признание основополагающей роли нравственности и совести в жизнедеятельности людей (К.А. Абульханова, В.А. Кольцова, В.Е. Семенов и др.). В целом большинством отечественных авторов совесть понимается как глубинная личностная инстанция, помогающая различать Добро и Зло (И.А. Ильин, Т.А. Флоренская, С.А. Барсукова, М.И. Воловикова и др.). Совесть в человеке можно воспитать (или пробудить), но она недоступна прямым воздействиям извне. Отношение к совести во многом определяет нравственную направленность личности и общества. Феномен совести – сложный объект научного исследования и в психологической науке изучен мало, возможно, по причине того, что проявления совести скрыты как от внешнего наблюдателя, так иногда не осознаются и самим человеком. Однако исследование социальных представлений (СП) о совести открывает новые возможности и для изучения самого феномена совести, и для прогнозирования процессов, происходящих в нравственной сфере.

Теория социальных представлений, разработанная С. Московичи, предполагает, что социальные представления – это любые формы убеждений, идеологических взглядов, знаний членов социальной группы по отношению к изменяющейся жизни. Социальные представления (СП) являются потенциально осознаваемыми, широко разделяются членами определенной социально-культурной группы, выполняют особую роль в поддержании и регуляции внутригрупповых отношений. Работа в русле концепции социальных представлений позволяет создать оптимальные возможности для изучения того, как наши современники понимают совесть, и построить гипотезу о состоянии и перспективах развития нравственных предпочтений учащейся российской молодежи.

Структурный подход к изучению СП (Ж.-К. Абрик, П. Вержес, Е. Дрозда-Сенковска, Т.П. Емельянова, Е. Пащенко-де Превиль и др.) предполагает выделение структуры, т.е. ядра и периферии СП. Константное ядро связано с коллективной памятью, с историей группы, ее ценностями и нормами, а изменчивая периферия отражает тенденции развития СП. Структурный подход к СП позволяет выявить тенденции развития нравственных предпочтений в обществе, а именно, что в российском менталитете в понимании совести осталось неизменным, а что претерпевает изменения. В этой связи актуальной является задача изучения структуры СП о совести в молодежной среде, что поможет в прогнозировании основных тенденций в изменении нравственных ориентиров современного общества.

Объектом исследования выступили школьники 9 – 11 классов (14 – 16 лет) и студенты ВУЗов (17 - 25 лет), проживающие в городе Москве и городе Казани. Общее количество принявших участие в исследовании составляет 823 человека.

Предмет исследования – структура социальных представлений о совести у современной российской учащейся молодежи.

Цель нашего исследования состоит в выявлении структуры социальных представлений российской учащейся молодежи о совести в зависимости от пола, возраста, региона проживания и нравственной направленности.

Общая гипотеза исследования:

Структура социальных представлений современной российской учащейся молодежи о совести имеет как общее, так и специфичное, связанное с полом, возрастом, регионом проживания молодых людей и нравственной направленностью личности.

Частные гипотезы:

  1. В структуру социальных представлений (СП) учащейся молодежи о совести входят элементы, выражающие исторически закрепленные в российском менталитете понятия, наиболее полно и глубоко отражающие содержание феномена совести.

  2. Существует общее и различное в структуре СП о совести у молодых людей в зависимости от пола респондентов, их возраста и региона проживания.

  3. Особенности структуры СП о совести связаны с нравственной направленностью личности (показателем ДЗ, определяемым по методике Л.М. Попова и А.П. Кашина «Добро-Зло»): ядро СП о совести в группах с разной нравственной направленностью будет отличаться по количеству элементов и по их содержательной наполненности. Предположительно, чем выше показатель ДЗ, тем большее значение респонденты придают совести в жизни человека.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ понимания совести в философских и психологических трудах;

  2. Раскрыть особенности понимания совести у подростков и студентов и определить дальнейшую схему исследования социальных представлений о совести;

  3. Разработать авторскую анкету для исследования структуры социальных представлений о совести;

  4. Определить структуру (ядро и периферию) социальных представлений современной российской учащейся молодежи о совести;

  5. Выявить различия в структуре социальных представлениях о совести у респондентов разного пола, возраста и проживающих в разных регионах (на примере Москвы и Казани);

  6. Определить наличие и характер взаимосвязи между структурой социальных представлений учащейся молодежи о совести и их нравственной направленностью.

Методолого-теоретической основой исследования послужили теория социальных представлений С. Московичи и концептуальные положения зарубежных и отечественных ученых (Ж.-К. Абрика, П. Вержеса, В. Вагнера, Д. Жоделе, И. Марковой, Т.П. Емельяновой, А.И. Донцова, К.А. Абульхановой, Н.Л. Александровой, М.И. Воловиковой и др.), принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейна), положения отечественной психологии о системном характере свойств личности (К.А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова и др.). Теоретическую базу исследования составили концепции совести и нравственности И.А. Ильина, Т.А. Флоренской, В.Д. Шадрикова, С. Барсуковой, работы Л.И. Божович о нравственном развитии, М.И. Воловиковой о нравственном идеале, концепции стадий морального развития личности Л. Колберга и нравственной направленности личности Л.М. Попова.

Методы исследования и обработки полученных данных включали теоретический анализ, метод словесных ассоциаций, контент-анализ, методику «Добро – Зло» (Л.М. Попов, А.П. Кашин), анкеты для исследования структуры социальных представлений о совести, разработанные диссертантом; использовались методики выделения ядра и периферии социальных представлений: 1) Ж.-К. Абрика в адаптации Т.П. Емельяновой, 2) П. Вержеса.

Математико-статистический анализ осуществлялся при помощи программного пакета «Statistica 6.0». Использовались корреляционный анализ, описательная статистика; для выявления различий - критерий U-Манна-Уитни, критерий H-Краскала-Уоллеса.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась теоретическим анализом проблемы, репрезентативностью выборки, процедурой подготовительных этапов эмпирического исследования, использованием методов статистической обработки данных, а также качественных методов анализа полученных результатов.

Научная новизна работы обусловлена тем, что в диссертации впервые выявлены особенности структуры (ядра и периферии) социальных представлений о совести в зависимости от пола, возраста и региона проживания учащейся молодежи.

Применение двух независимых методов исследования СП также позволило наряду с осознанными и рациональными суждениями респондентов о совести выявить мало осознаваемые смыслы и ассоциации, связанные с феноменом совести.

В работе впервые выявлены некоторые тенденции возможных изменений представлений о совести в молодежной среде.

Впервые в эмпирическом исследовании установлена взаимосвязь структуры социальных представлений о совести с нравственной направленностью респондентов.

В работе впервые обоснована возможность применения материала русских пословиц и поговорок в исследовании социальных представлений о совести.

Диссертантом разработана анкета для исследования социальных представлений о совести в современной молодежной среде.

Теоретическая значимость исследования. Проведенное исследование вносит вклад в социально-психологическое изучение такого сложного феномена как совесть. Выявление в структуре социальных представлений о совести у российской учащейся молодежи общего, обусловленного особенностями российского менталитета, и специфичного, в зависимости от пола и региона проживания, вносит вклад в дальнейшее развитие теории социальных представлений и в понимание феномена совести. Проведенное исследование помогает выявлению современных тенденций нравственного развития личности и общества, выявлению закономерностей нравственного становления молодежи в современных условиях. В диссертационном исследовании выявлена связь структуры СП о совести с нравственной направленностью личности.

Практическая значимость данной работы заключается в возможности использовать ее результаты для проведения мониторинга и построения долгосрочных прогнозов морально-нравственного развития современного российского общества, для разработки учебно-воспитательных программ, при организации внеучебной деятельности школьников и студентов, а также для проведения групповых дискуссий и тренингов по нравственной тематике.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Хотя феномен совести – сложный объект для психологического исследования, однако структурный подход к социальным представлениям (СП) о совести позволяет выявить некоторые тенденции развития нравственных предпочтений в современном российском обществе. Структура СП молодежи о совести состоит из константного ядра, содержащего элементы, выражающие отношение к совести как к важнейшему регулятору отношений в социуме, как к источнику здорового нравственного развития личности, и изменчивой периферии, которая содержит элементы как с положительным, так и с отрицательным отношением к совести.

  2. Существует общее и различное в структуре СП о совести у групп учащейся молодежи, отличающихся по полу, возрасту и региону проживания. Общими для всех групп являются элементы ядра СП, отражающие глубокое понимание содержания феномена совести («Совесть связана с осознанием своих поступков, ответственностью и нравственным долгом перед другими») и приобретенный характер совести («В человеке совесть закладывается воспитанием», «У разных людей совесть развита в разной степени»). У отдельных групп молодежи в ядре СП присутствуют элементы, имеющие взаимоисключающий характер, что свидетельствует о незрелом характере их СП о совести. Некоторые статистически значимые различия в зависимости от пола, региона проживания и возраста молодых людей имеются в периферии их СП о совести.

  3. Существует взаимосвязь между элементами структуры СП молодежи о совести и нравственной направленностью респондентов (показателем ДЗ, определяемым по методике «Добро-Зло» Л.М. Попова и А.П. Кашина). Ядро СП респондентов с ДЗ выше среднего содержит большее количество элементов, отражающих исторически сложившееся понимание совести в российском менталитете как важнейшего регулятора нравственного поведения. Респонденты с ДЗ ниже среднего чаще считают совесть пережитком прошлого, не нужной в настоящее время, «мешающей жить». Существует взаимосвязь между нравственной направленностью учащихся и их представлениями о зависимости или независимости совести от внешних оценок. Молодые люди с показателем ДЗ выше среднего считают, что наличие совести у человека – это характеристика его духовной и душевной силы, свободы от мнения остальных людей. Респонденты с более низкими значениями ДЗ считают человека с совестью слабым и зависимым от окружающих.

  4. Анализ структуры СП о совести по ассоциативному методу П. Вержеса дополняет результаты определения структуры СП о совести по методу Ж.-К. Абрика, позволяя выявить мало осознаваемые элементы. В зоне потенциальных изменений СП о совести и школьников, и студентов содержится представление об отсутствии совести, которое, возможно, через какое-то время может попасть в ядро их СП.

Апробация результатов исследования. Теоретические и эмпирические результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории психологии личности Института психологии РАН в 2007-2012 гг.; аспирантском семинаре ИПРАН (2008 и 2010 г.); на научных конференциях: IV Всероссийском съезде Российского психологического общества (Ростов-на-Дону, сентябрь 2007), международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего» (Москва, ноябрь 2007), научной конференции «Личность и бытие: субъектный подход» (Москва, октябрь 2008), всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире» (Москва, октябрь 2009), на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях (Москва, 2010), на Тематической научной сессии ИПРАН «Современная личность: актуальные проблемы и пути их решения» (Москва, март 2011), на Всероссийской научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения П.М. Якобсона «Современные тенденции и проблемы психологической науки» (Уфа, май 2012). Основные результаты исследования отражены в 10-ти публикациях автора (из них 3 – в изданиях, рекомендованных ВАК).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Основные подходы к пониманию совести в зарубежных психологических концепциях

Нравственная детерминанта была ведущей и основной во все периоды истории отечественной философии (а затем эта традиция передалась и отечественной психологии). Началом появления на Руси гуманитарных наук стала та прививка восточноевропейской культуры, которая была связана с принятием молодым славянским народом восточного христианства - православия. Вместе с письменностью пришли византийские источники самого высокого образца. От копирования этих высоких образцов отечественные мыслители постепенно переходили к своим оригинальным произведениям, сохраняя и поддерживая в русской культуре этот «греческий огонь». Верность традициям, длительная изолированность от западной Европы сначала из-за татарского ига, затем - из-за необходимости защищаться от военной угрозы со стороны шведов, поляков и других народов, помогли выработать и длительное время сохранять тот особый строй гуманитарной мысли, которых отличал отечественную философию в самом начале ее зарождения. В XIX веке российское просвещенное общество серьезно переболело идеями немецкой философии - наиболее развитой в Европе, к началу века XX, по своему переработав эти достижения мировой философии, выработало свой особый взгляд на истоки и детерминанты человеческой нравственности.

В качестве одного из итогов размышлений о нравственном аспекте философских систем Гегеля, Фихте и др. можно привести фрагмент из дневниковых записей А.А. Ухтомского - автора концепции доминанты (в физиологии) и доминанты на Другом (в философской этике): «В то самое время, как в Германии дошли до идеализации солипсического человека с собственным Двойником в философии Фихте, Шеллинга и Гегеля, у нас и России наша барская культура идеализировала его в «герое нашего времени» и Демоне. Может быть, что и сейчас еще не понимают со всею значительностью пройденного тогда пути, не вполне понимают и значения Демона в душе Лермонтова. Может быть, сам не желая того, Лермонтов поставил тогда перед людьми критический вопрос о значении всей индивидуалистической культуры прославленной Европы, в которой люди сатанеют от одиночества в себе, от безвыходной замкнутости со своим Двойником, от неумения выйти из самодовольных и самоуспокоенных теорий о мире и людях к самому миру и самим людям» (Ухтомский, 2002, с.372).

Именно противоположность европейскому индивидуализму отличает направленность размышлений о совести отечественных мыслителей - от идеалистов до марксистов, хотя марксизмом переболели многие из них, включая Н.А. Бердяева.

В своем анализе, основанном на противопоставлении социоцентрических и антропоцентрических подходов к проблеме совести, С.А.Барсукова (2010) относит М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, Г.И. Гурджиева, И.А. Ильина, И.О. Лосского, B.C. Соловьева, С.Л. Франка и ряд других отечественных авторов данного периода (конец XIX - начало XX века) к представителям антропоцентрического направления.

Философ начала XX века И.А. Ильин ставит феномен совести предметом своего анализа и раскрывает ее многомерный характер. Современные исследования вводят работы И.А. Ильина в психологию (Борисова, 2009). Нам представляется его концепция о сущности совести интересной и самой подробной, поэтому подробнее здесь процитируем книгу «Путь духовного обновления». Ильин считает, что «людям было бы легче уразуметь закон внутренней свободы и сравнительную условность внешней и политической свободы, если бы они чаще и радостнее прислушивались к тому, что обычно называется «голосом совести». Человек, верно переживший совестный акт, завоевывает себе доступ в сферу, где долг не тягостен, где дисциплина слагается сама собою, где инстинкт примиряется с духом, где живут любовь и религиозная вера» (Ильин, 1993, с. 179). Природа происхождения совести определяется И.А. Ильиным однозначно: «Нельзя отрицать того, что совесть присуща человеку, так сказать, «от природы». Надо также признать, что вряд ли есть на свете человек, который не носил бы в душе своей ее голоса - пусть в самом первобытном, скрытом виде» (там же, с. 180). По мнению мыслителя, беда современного мира в том, что тот «научился «относиться критически» к священной, иррациональной глубине совести, ограждать себя от ее голоса и иронически подсмеиваться над совестными людьми. Среди современной интеллигенции царит не высказываемое, но молчаливо подразумевающееся и все более укореняющееся воззрение, будто «умному» человеку, собственно говоря, решительно нечего делать с совестью. Так, когда современные люди говорят о совести, то они слишком часто имеют в виду не силу положительного зова, но лишь так называемые «укоры совести», т. е., собственно говоря, только негативные остатки ее, болезненный протест вытесненного и не состоявшегося совестного акта. Тот, кто знает только «укоры» совести, т. е. испытывает в душе только ее неодобрительные проявления, ...тот очевидно не допускает совесть к положительным, творческим проявлениям и, может быть, сам не знает о том, что он ее вытесняет, отодвигает, не дает ее акту состояться и пронизать душу; возможно, что он искажает или извращает этот акт каждый раз, как он намечается или уже состаивается в его душе» (там же, с. 184). Заметим, что здесь автор обращает особое внимание на предупреждающую функцию совести, которая заключается в том, что нормально функционирующая совесть индивида ограждает от неверных поступков, «охраняет» соблюдение нравственного закона.

Исследование структуры социальных представлений как подход к изучению феномена совести

Первое развернутое рассмотрение феномена совести в отечественной психологической науке мы обнаружили в учебнике по психологии 1912 года Г. Челпанова. Автор чувство долга, чувство нравственной обязанности, совесть соединяет под одним понятием «морального чувства». «Моральное чувство есть то чувство, которое связано с совершением того, что для общественной жизни признается хорошим, того, что должно» (Челпанов, 1912, с. 167). Он пишет, что «различие между душевным состоянием, которое мы называем сожалением просто, и угрызением совести сводится, прежде всего, к тому, что первое имеет личный характер, то есть касается исключительно моих интересов, а второе имеет общественный характер. Далее, в первом случае я оцениваю только совершаемое действие, а во втором случае я оцениваю мою собственную личность. ... Совершая тот или иной поступок, я чувствую, что я перестаю быть истинно нравственным человеком, другими словами, я перестаю быть таким, каким должен быть. Вследствие этого возникает угрызение совести» (там же, с. 168). Челпанов считает, что «совесть предполагает представление о личности, которого не может быть у животных» (там же, с. 169).

В.В. Зеньковский считает, что мы должны признать три основных моральных чувства - любовь к людям (альтруизм), стыд и «чувство совести». «Эти три чувства вносят в нашу душу моральный опыт, создают в нас непосредственное моральное ориентирование, дают моральную оценку в отношении трех основных объектов моральной жизни - в отношении к самой личности, в отношении к другим людям, в отношении к культуре, как системе жизни, как к продукту активности. В работе совести, которая в простейших своих формах является чувством (хотя в высших своих формах она имеет более сложный характер), в работе совести мы оцениваем не нашу личность, не других людей, а наши действия, как таковые, в их корнях и в их результатах. Работа совести пробуждается именно тем, что всходит из семян, которые мы сеем, тем, что существует уже как непоправимый, невозвратимый факт, что входит в объективную действительность» (Зеньковский, 1995, с. 161). Ученый описывает механизм работы совести следующим образом: «Психология работы совести, до сих пор еще мало изученная, преимущественно выступает в своей так называемой «отрицательной» форме, т.е. больше в указании того, чего не должно было делать, чем того, что должно. ... Из того материала, которым мы располагаем в настоящее время, можно было бы сделать заключение, что работа совести начинается раньше проявления стыда. Работа совести, сознание «греха» оформляется благодаря социально-психическому давлению (образующему сущность всякого «наказания»), но это давление не создает работу совести, а лишь ее оформляет» (там же, с. 163 - 164).

Заслуживает внимания позиция Т.А. Флоренской, которая связывает совесть с понятием «духовного Я» личности и практически отождествляет эти категории. Она говорит, что «за наличностью "реального Я" с его характером, темпераментом и многообразными психическими особенностями, за пределами одобряемого и воображаемого "идеального Я" существует "духовное Я", неизмеримо превосходящее наличные возможности человека. "Реальное Я" и "идеальное Я" несут на себе печать прошлого опыта, оценок и воздействий окружающих, словом, временного, изменяющегося, случайного. "Духовное Я" - это голос вечности в душе человека, его творческое призвание, перспектива становления. Оно обычно не осознается или смутно осознается, но даже будучи неосознанным, может активно руководить жизнью человека. Сознательное духовное становление личности начинается тогда, когда "наличное Я" вступило в осознанный диалог с "духовным Я", решило принять его руководство, доминирование (господство) в своей жизни. Одним из проявлений такой сознательной духовной жизни является нравственная установка личности, ориентирующей свое поведение на "голос совести" (вопреки, может быть, голосу эгоистического Я)» (Флоренская, 1991, с. 52). «Отношение к другому как к самому себе проявляется в переживаниях совести. Испытывая чувства дискомфорта, тревоги, страдания от зла, причиненного другому, я сопереживаю, ощущаю себя на его месте. Вопреки рациональному противопоставлению себя и другого, совесть выражает чувство единства; это голос общечеловеческого во мне. Его можно заглушить, но можно развить, как всякую другую способность (музыкальный слух, художественное зрение и т.п.). Этот "психический орган", благодаря сознательной ориентации личности, ее прислушивания к голосу совести, может стать четким нравственным ориентиром в поведении, внутренним наставником» (там же, с. 52). Т.А. Флоренская так определяет совесть: «Совесть - это нравственная интуиция; она подобна творческой интуиции музыканта, художника, поэта. Можно говорить о творческой доминанте личности как ее установке на "внутренний голос" художественной интуиции. "Духовное Я" проявляется в переживании вдохновения, когда человек чувствует себя лишь исполнителем того, что бесконечно превосходит его ограниченные возможности» (там же, с. 53). Слово «совесть» приставкой «со» указывает на со-общность, со-участие, со-чувствие, сотрудничество и все другие выражения единства людей. Корень этого слова - «весть» (от «ведать», «знать») говорит о сигнализирующей роли совести; она дает нам знать о правильности или неправильности поступка именно с точки зрения человеческого единства (Флоренская, 1983, с.ЗО).

Подготовительные этапы эмпирического исследования

Для проведения исследования были разработаны авторские анкеты, направленные на выявление структуры социальных представлений. Исследование проходило в период 2008-2011 гг. Оно включало в себя несколько этапов (2 подготовительных и 2 основных). Сбор материала на всех этапах проводился анонимно групповым способом, время выполнения заданий не ограничивалось. Школьники и студенты опрашивались в условиях лекции или урока, анкетирование проводилось на обычном для респондента месте, в привычной обстановке, вся опрашиваемая группа находилась в одинаковых условиях.

Подготовительные этапы эмпирического исследования На первом подготовительном этапе были проанализированы пословицы и поговорки о совести, собранные В.И. Далем (Даль, 1998, 1999). В пословицах и поговорках каждого народа отражается многовековой опыт в познании тех или иных явлений, важных для повседневной жизни. Собранные Владимиром Далем пословицы и поговорки позволяют говорить о важных качествах совести в представлениях русского народа.

Для исследования современных представлений о совести нами были отобраны три русские пословицы: 1) «С совестью не разминуться. Душа не сосед, не обойдешь»; 2) «Напала совесть и на свинью, как отведала полена»; 3) «У него совесть в рукавичках ходит». Пословицы о совести отбирались по критерию сложности и неоднозначности, с целью активизации процесса мышления у старшеклассников. 63 школьникам (57% мальчики и 43% девочки) предлагалось в письменной форме объяснить значение каждой из пословиц. В первой пословице речь идет о неотвратимости действия совести. Вторая пословица более сложная для понимания, верное объяснение ее предполагает наличие собственного опыта пробуждения совести под влиянием жизненных испытаний. Третья пословица самая сложная, ее невозможно понять без наличия собственного опыта обжигающего действия укоров совести. 85% молодых людей дали свои интерпретации этих пословиц, хотя многие характеризовали их смысл односложными фразами, кратко. Редко встречались интерпретации всех трех пословиц -как правило, ответ давался на одну или две пословицы. Кроме пословиц в анкету этого подготовительного этапа были включены: а) задание назвать три ассоциации со словом «совесть»; б) вопрос «Что такое совесть?»; в) просьба привести пример проявления совести (из жизни, из кино или из литературы), г) задание нарисовать символ, с которым у респондента ассоциируется слово «совесть». К заполненным анкетам применялся контент-анализ и, где это было возможно, микросемантический анализ.

Применение микросемантического анализа незаменимо именно на начальных этапах исследования таких малоизученных и сложных явлений как совесть и представления о ней - при отсутствии готовых методик и стандартизированных методов обработки результатов. Микросемантический анализ позволяет выявлять некоторые процессуальные характеристики, указывающие на направленность размышлений испытуемого, а также на возможную противоречивость его отношения к объекту исследования (Брушлинский, Воловикова, 1976; Воловикова, 2003, 2005). Цепочка заданий (вопросов анкеты) рассматривается как мыслительная задача, учитываются все переформулирования, зачеркивания и общая динамика рассуждений испытуемых. Включение в анкету задания на интерпретацию русских пословиц и поговорок о совести позволяет приблизить ситуацию анкетирования к ситуации решения задачи. М.И. Воловиковой была обоснована возможность применения микросемантического анализа к письменному тексту (Воловикова, 2003, 2005).

Сопоставление протоколов выполнения всех пяти заданий (ассоциации, определение, пример, интерпретация трех пословиц и рисунок) позволило прийти к следующим выводам. Молодые люди знают о совести и в состоянии дать ее адекватное рациональное определение. С пословицами, обращенными к метафорическому мышлению, справились не все. Большинство старшеклассников дали верное объяснение первой пословицы {«совесть находится внутри человека, от нее не спрячешься и не убежишь»), однозначное объяснение второй пословицы, не вполне раскрывающее ее смысл («бессовестный человек»). Третью пословицу одни старшеклассники (62%) понимают как характеристику бессовестного человека, другие (35%) - как человека с чистой совестью (остальные - 3% школьников -не определились). Примеры неверного понимания пословицы про рукавички для совести: «Это про людей, которые перед собой абсолютно чисты» (д., 16 л.); «Человек, у которого срабатывает совесть все время» (д., 17 л.), а также честное признание: «Не понимаю» (Д., 17 л.).

Только у незначительной части школьников (всего несколько случаев) можно было отметить влияние собственного опыта работы с совестью. Так, приводя пример проявления совести (из жизни или из кино), 17-летняя девушка пишет: «Я обидела маму и это осознала, после этого я попросила у нее прощения и поняла, что нужно иметь совесть».

Особенности структуры социальных представлений старшеклассников и студентов о совести

Утверждения, наиболее полно и глубоко отражающие содержание феномена совести. Это суждения: (2) Совесть связана с осознанием своих поступков, ответственностью и нравственным долгом перед другими; (4) Совесть - это форма самосознания и самоконтроля человека; (10) Совесть - регулятор поведения и человеческих поступков; (18) Совесть предполагает наличие у человека ума и способности рассуждать; (20) Совесть вызывает страдание и раскаяние при нарушении нравственных законов; (26) Совесть - это внутренний голос человека, который подсказывает, как правильно поступать.

При последующем анализе особое внимание мы обратили на суждения, которые вошли в 4-й и 6-й блоки. В 6-м блоке собраны суждения о совести, в которых прослеживается (хотя бы отчасти) традиционное ее понимание в российском менталитете (2; 4; 10; 18; 20; 26), а в 4-м - все негативные суждения, отрицающие или искажающие роль совести в жизни человека и общества (7; 11; 12; 17; 21; 25; 27; 34; 37) (см. Приложение 5).

Рассмотрев результаты стандартизированного опроса в целом, можно сказать, что в ядро СП о совести у молодых людей входят противоречивые понятия о характере развития совести (ее природе): с одной стороны респонденты отмечают приобретенный характер совести («совесть закладывается воспитанием», «у разных людей совесть развита в разной степени»), с другой - косвенно согласны с врожденным характером совести («совесть есть у всех людей, только не все ее слушают»).

Также в ядро СП российской молодежи входят утверждения, отражающие традиционное понимание совести в российском менталитете, положительное влияние совести на жизнедеятельность человека и общества. Молодые люди считают, что существует тесная связь совести с осознанием своих поступков, ответственностью и нравственным долгом перед другими. Разделяют мнение, что совесть является формой самосознания и самоконтроля человека, что она -регулятор поведения, помогает не выходить за рамки приличия и чувствовать грань дозволенного. Также отмечают, что совесть - это внутренний голос человека, который подсказывает, как поступать. А при нарушении нравственных законов совесть вызывает страдание и раскаяние.

Некоторые утверждения, свидетельствующие о положительном влиянии совести на жизнедеятельность человека и общества, получили достаточно низкие коэффициенты и не вошли в ядро СП (например: «Совесть уберегает от неисправимых ошибок»). Можно предположить, что в СП современных молодых людей о совести есть некоторый пробел, так как в их представлениях содержится усеченный, неполный объем информации о совести и ее проявлениях.

Согласно И.А. Ильину «тот, кто знает только «укоры» совести, т.е. испытывает в душе только ее неодобрительные проявления, наступающие после совершения дурного поступка, - тот очевидно...сам не знает о том, что он ее (совесть) вытесняет, отодвигает, не дает ее акту состояться и пронизать душу...» (Ильин, 1993, с. 182). Проведя качественный анализ анкет подготовительных этапов исследования, мы пришли к заключению, что некоторыми молодыми людьми совесть понимается только как чувство, возникающее после совершения проступка и вызывающее негативные эмоции, и упускается из виду ее предупредительный характер, что подтвердилось на основном этапе исследования (низкие коэффициенты по высказываниям «Совесть уберегает от неисправимых ошибок» и «Развитая совесть предотвращает возникновение чувства стыда и раскаяния»). Это может свидетельствовать о недостаточно глубоком, поверхностном осознании роли совести в душевном мире человека.

Наиболее удаленными от центра оказались высказывания, относящиеся к отрицательному влиянию совести на жизнедеятельность человека и общества, цинично-прагматичному отношению к совести и отражающие внешнюю детерминацию функционирования совести: 1. Совесть не нужна (TCP = 4); 2. Человек с совестью - слабый и боязливый (TCP = 5); 3. Совесть - это бред, от которого нужно отвыкать (TCP = 6); 4. Совесть нужна для личной выгоды (TCP = 7); 5. Совесть мешает жить (TCP = 8). То есть, в целом, молодые люди не разделяют эти утверждения о совести, не соглашаются с ними. Респонденты затруднялись определиться по поводу следующих утверждений анкеты, отражающих зависимость совести от внешних оценок, положительном влиянии совести на жизнедеятельность людей, затрагивающие предупреждающий характер совести: 1. Совесть вызывает зависимость человека от моральных устоев и непрописных правил общества, говорит об обязанности выполнять определенные условия (36% респондентов затруднились ответить - 121 человек); 2. Совесть помогает все делать лучше (35% - 118 человек); 3. Совесть позволяет людям доверять другу (33%) - 111 человек); 4. От совести многие люди хотят избавиться, это чувство мешает (30% - 99 человек); 5. Совесть уберегает от неисправимых ошибок (29% - 96 человек); 6. Совесть необходима для существования человека (29% - 98 человек). Мы предполагаем, что эти высказывания у трети опрошенных не входят не только в ядро, но не включены даже в периферию их представлений о совести. Отношение к этим представлениям утрачено по каким-то причинам, что может свидетельствовать о недостаточном, неполном понимании феномена совести у учащейся молодежи. Это можно объяснить малым количеством, а иногда и вовсе отсутствием обсуждений нравственных тем в семье, школе, среди сверстников, и размытостью грани между нравственным и безнравственным в современной литературе, кино и СМИ.

Похожие диссертации на Структура социальных представлений учащейся молодежи о совести