Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Проблема представлений о совести, жизненных ценностей и направленности личности в контексте межкультурных различий 10
1.1. Нравственность и совесть как актуальная проблематика научного исследования: современный ракурс 10
1.2. Совесть как философская проблема: краткий исторический экскурс 18
1.3. Проблема нравственности и совести в китайской культуре 30
1.4. Совесть как проблема и предмет психологического исследования 39
1.5. Представления о совести в нравственном самосознании 54
1.6. Совесть, направленность и жизненные ценности личности 68
Глава 2. Теоретико-методологические основания, организаций и методы исследования 75
2.1 Теоретико-методологические основания межкультурного исследования совести 75
2.2. Организация и методы исследования 82
Глава 3 Эмпирическое исследование особенностей представлений о совести, ценностных ориентации и направленности личности китайских и российских студентов 97
3.1. Сравнительный анализ представлений о совести российских и китайских студентов 97
3.1.1. Особенности представлений о совести китайских и российских студентов по результатам методики «Опросника свойств, состояний совести» (ОССС) 97
3.1.2. Характеристики представлений студентов о совести по результатам методики незаконченных предложений 108
3.1.3. Особенности символики совести: рисуночный метод 117 І
3.1.4. Структура представлений о совести по данным факторного анализа 125
3.2. Жизненные ценности и ценностные ориентации личности китайских и российскихстудентов 129
3.3. Направленность личности китайских и российскихстудентов 143
3.4. Сравнительный анализ структур представлений о совести в контексте жизненных ценностей 5... 152
Выводы 180
Заключение 182
Библиография
- Совесть как философская проблема: краткий исторический экскурс
- Представления о совести в нравственном самосознании
- Организация и методы исследования
- Особенности символики совести: рисуночный метод
Введение к работе
Актуальность исследования. В современном Китае, который переживает резкий подъем экономики, происходит экономическое расслоение населения, изменение семейной структуры, растет конкуренция за квалифицированные рабочие места. Эти факторы вызывают психологические проблемы в социуме, особенно у молодежи. Как пишет в своей диссертации Ли Яньхуа, 16% китайских подростков переживают различные психологические проблемы, из них 10,9% имели мысли о суициде. В другой диссертации ее автор Лян Лин показывает, что в КНР и РФ наблюдается «перекос» в ценностных ориентациях молодежи в направлении материальных ценностей. Историк Ю. Галенович также считает, что в современной КНР во все возрастающей степени ощущается нарастание проблем в духовной жизни общества. К тому же вместе с глобализацией происходит перенос на восток проявлений духовного кризиса, переживаемый западной цивилизацией. В отношении российской молодежи исследователи приходят к неутешительным выводам, опираясь на статистические данные о количестве самоубийств на душу населения среди подростков, росте алкоголизации, наркотизации, криминализации, неуважительном отношении к старшим и т.д. Общий вывод в отношении российской молодежи – глубокий моральный кризис (коллапс), обусловленный состоянием социальной аномии (А.В.Юревич, В.И.Добреньков). При этом непосредственное изучение состояния совести россиян показывает благополучную картину (В.Х.Манеров, СВ.Переверзенцев). Принято считать, что в основе общемирового духовного кризиса лежит постепенное превра-щение всех сторон человеческой жизнедеятельности в рыночный товар. Как пишет социолог В.В.Воронов, «идет последовательное усиление экономичес-кого империализма в социальной и духовной сферах». В.Ш. Сабиров, О.С. Соина пишут о коммерционализации всех сфер общественной жизни и межличностных взаимосвязей, «сервисном характере бытия нравственных ценностей». Противоречивость оценок, слабая разработанность проблемати-ки состояния морали и нравственности диктуют необходимость психоло-гических исследований, базирующихся на новом теоретико-методологическом основании, которым, как мы считаем, должна стать методология сравнительных межкультурных исследований.
Цель исследования: определение содержания и структуры представлений о совести во взаимосвязи с жизненными ценностями и направленностью личности, нахождение в них транскультурного инварианта и особенностей у китайских студентов, обучающихся в КНР и РФ, в сравнении с российскими.
Объект исследования: студенты, возрастом 20-22 лет, россияне, обучающи-еся в РФ, и китайцы, обучающиеся в КНР или в РФ на гуманитарных ф-тах.
Предмет исследования: представления о совести, сходства и различия их содержания и структур у китайских и российских студентов, а также взаимосвязей представлений о совести с жизненными ценностями и направленностью личности.
Основная гипотеза исследования: содержание и структура представлений о совести, во взаимосвязи с жизненными ценностями и направленностью личности, китайских и российских студентов имеют как транскультурную зону сходства, так и специфические монокультурные вариации.
Частная гипотеза исследования: в результате обучения в РФ и пребыва-нием в российской социокультурной среде представления о совести китайских студентов несколько сближаются с российскими.
Задачи исследования:
1.Провести исторический анализ достижений при изучении проблемы совести, выявить ее разработанность в философии и психологии.
2. Определить содержание общепсихологического понятия «представле-лени о совести», разработать ее структурно-функциональную модель.
3. Разработать теоретико-методологический подход и комплекс методик
для сравнительного эмпирического исследования представлений о
совести, в связи с жизненными ценностями и направленностью личности.
4. Выявить понятийные и изобразительные аспекты транскультурных и монокультурных характеристик представлений о совести китайских студентов, в сравнении с российскими студентами.
5. Провести анализ свойств и состояний совести в сравниваемых куль-турах на основе факторного анализа системы представлений.
6. Определить иерархии жизненных ценностей и мотивационную направленность личности китайских и российских студентов.
7. Определить особенности взаимосвязей между состояниями, свойствами совести и жизненными ценностями в сравниваемых группах.
8. Выявить особенности изучаемых феноменов, характеризующих китай-ких студентов, обучающихся в России.
Теоретико-методологические основы исследования. В основу исследования положены: - философские и психологические концепции, в которых совесть предстает как атрибут человеческой природы, механизм нравственного самосознания, интегративное личностное качество, реализующее нравственную регуляцию поведения (Э.Фромм, В. Франкл, М. Хайдеггер, Д. Гильдебранд, И.Ильин, Сабиров В.Ш, Соина О.С, Л.Колберг, Б.С.Братусь, В.Д.Шадриков, Е.К. Веселова, В.Х.Манёров);
- теоретические разработки проблемы нравственности в связи с направленностью личности и жизненными ценностями (С.Л. Рубинштейн);
- идеи культурологического подхода в психологии (Л.С.Выготский);
- идеи антропологического подхода в психологии (К.Д.Ушинский, Б.Г.Ананьев, В.Н.Панферов, В.И. Слободчиков).
- при разработке методического обеспечения использовались подходы и идеи экспериментальной психосемантики.
Методы исследования: исследование проводилось как поисковое, межкультурное, сравнительно-корреляционное. Использовались эмпирии-ческие методики, ориентированные на психосемантический подход: модифицированный метод незаконченных предложений Сакса и Леви, опросник свойств и состояний совести (ОССС) Манёрова В.Х., рисунок совести, опросники ценностных ориентаций Ш. Шварца и направленности личности О.И.Моткова. Математико-статистическая обработка: описательная статистика, критерий Манна-Уитни, корреляционный и факторный анализ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Системы представлений о совести в китайских (обучающихся на родине или в России) группах и в российской группе студентов содержат транс-культурную часть, включающую сходные в сравниваемых культурах когнитивные, эмотивные, регуляторные, коммуникативные, ценностно-смысловые характеристики, а также культурно-обусловенные особенности.
2. Особенности понятийного аспекта представлений о совести в китайских выборках проявляются в том, что в них достоверно чаще включаются понятия, связанные с родиной, а также с позитивными качествами личности и явлениями искусства (последнее для студентов, обучающихся в КНР).
3. Особенность изобразительного аспекта представлений о совести проявляется в графической символике. У китайских студентов – в изоб-ражении совести как красивого природного явления и человека в спокойном состоянии, у российских – в изображении человека в позитивном контексте.
4. В представлениях о совести китайских студентов (на родине) содержится меньшая выраженность регулирующей функции и большая – эмотивной.
5. В системе представлений о совести российских студентов наблюдается тенденция к более высоким оценкам ее позитивности и силы.
6. Для базовых жизненных ценностей в китайских и российской выборках выявлены как превалирующий транскультурный инвариант в виде предпочитаемых и отвергаемых ценностей, так и различия, вызванные особенностями национальной культуры и условиями жизнедеятельности.
7. В выборке китайских студентов, обучающихся в Китае, выявлено меньшее количество достоверных корреляционных связей и факторных нагрузок между характеристиками совести и ценностных ориентаций, отражающее особенности регулирующей функции совести в китайской культуре.
8. В выборке китайских студентов, обучающихся в России, выявлены признаки сближения их представлений о совести с российскими, а также реакции на пребывание в иной культурной среде.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые эмпирически установлены и теоретически интерпретированы структурные и содержательные характеристики представлений о совести китайских студентов, обучающихся в КНР и в РФ, в сравнении с российскими студентами. Выявлены общечеловеческие (транскультурные) зоны, а также монокультурные вариации в понятийных и изобразительных аспектах представлений китайских и российских студентов о совести, во взаимосвязи с жизненными ценностями; выявлены сходства и различия в иерархии жизненных ценностей и характеристик направленности личности китайских и российских студентов; показано различие представлений о совести китайских студентов, обучающихся в китайских и российских ВУЗах и тенденции в сближении обучающихся в РФ с представлениями россиян.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке проблемы содержания транскультурного инварианта совести на уровне представлений о ней у представителей китайской и российской культуры; в том, что определены содержание и компоненты общей (транскультурной) зоны и особенностей представлений о совести в структуре жизненных ценностей китайских и российских студентов, что позволило выявить взаимосвязи этих представлений с этно- и социокультурными условиями.
Практическая и значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут найти применение при разработке и совершенствовании технологий обучения китайских студентов и аспирантов в условиях российской образовательной среды; использованы психологическими службами, обеспечивающими психологическую поддержку иностранных студентов, применены при разработке психодиагностических методик, ориентированных на измерение характеристик нравственных явлений.
Достоверность и надежность полученных данных обеспечивалась многоаспектным теоретическим анализом проблемы, адекватным теоретико-методологическим обоснованием, репрезентативностью и объемом (более 400 человек) выборок, выравниванием выборок по возрасту и полу, сочетанием таких эмпирических методов, как вербальные опросники и про-ективные методики, адекватным использованием математического аппарата.
Апробация и внедрение результатов. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии человека и методов психологического познания РГПУ им. А.И. Герцена; ежегодных ананьевских чтених на факультете психологии СПбГУ (октябрь 2012), ежегодном Покровском форуме (РГПУ им. А.И. Герцена, 13 октября 2012 г.), международной научно-практической конференции, посвященной 215-летию Герценовского университета: "Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации", (РГПУ им. А.И. Герцена, ноябрь 2012 г.), 10 Международной конференции «Ребенок в современном мире», СПб, 17-19 апреля 2013 г. Результаты, полученные в исследовании, используются при чтении таких учебных дисциплин, как «Методология и методы психологического познания», «Методология и методы научного исследования» на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А.И. Герцена, а также «Совесть и нравственное сознание в психологии, философии и религии» на факультете социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена,
Публикации: по теме диссертации опубликовано 6 работ общим объемом 1,8 п.л.
Структура и объем диссертации Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения. Основной текст диссертации изложен на 204 страницах, содержит 17 таблиц и 1 рисунок. Приложение включает 8 таблиц. Список литературы включает 165 наименований.
Совесть как философская проблема: краткий исторический экскурс
Перейдем теперь к истории изучению феномена совести в философии. Утверждается, что проблема личной совести, отражающей содержание его внутреннего мира, впервые поставлена Сократом (469 г. — 399 г.г. до н.э.), и не только теоретически, но и в жизни. Известно, что Сократ «Не шел на компромисс со своей совестью и убеждениями во время судебного процесса и не пытался использовать возможность бегства из тюрьмы после вынесения приговора» (Ф.Х. Кессиди [69, с. 195]). Его первые косвенные упоминания о совести относятся к обсуждению собственного внутреннего голоса. Этот голос был назван в мифологической традиции как даймонион. Даймонион Сократа трактуется и как голос здравого смысла, и голос оракула, и голос божества (там же, с. 208-209). Философ рассматривал в качестве источника нравственных суждений индивида его самопознание, позволяющее придти к собственному пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла, что необходимо каждому при заботе о своей душе, о своем предназначении. Как пишет Кессиди о сократическом диалоге на пути к самопознанию, «Майевтику Сократа нельзя рассматривать просто как вспомогательное средство на пути совместного исследования этических проблем и поиска общих определений», но он требует от исследующего свой внутренний мир наличия таких нравственных качеств, как искренность, скромность и мужество (там же, с. 203).
Постепенно в развитии сократовской традиции совесть стала воплощать основное содержание индивидуального нравственного сознания личности, восходящего к универсальным нравственным законам человеческого общежития. С другой стороны, совесть неизбежно отражала и социокультурно-обусловленные вариации это традиции. В философии усилиями множества многих мыслителей постепенно сформировалась обширнейшая проблематика совести. Ученик Сократа, Платон (427 — 348 или 347 г.г. до н. э) также писал о совести, еще употребляя понятия «айдось», «айсхюне» (стыд, стыдливость). К имени Платона восходит идеалистическая концепция совести, согласно которой истинная совесть восходит к миру эйдосов, а все виды земной совести являются ее отражением [109].
Архимандрит Платон (хотя его мнение разделяется не всеми) отмечает, что уже Демокрит употребляет слово «avvsidqaig» в его в специфическом нравственном смысле — как сознание совершенного злодеяния. Как принято считать, это первое известное употребление греческого термина «совесть», который сохранялся в греческой письменности до эпохи Нового Завета [ 5 ]. Термин «совесть» в эти времена уже широко бытовал в народе и употреблялся для обозначения нравственной оценки собственных поступков, в первую очередь более очевидных, то-есть злых.
Платоновская традиция была продолжена в философии стоиков, для которой характерно представление о врожденном, божественном происхождении совести. Основателя древнеримского стоицизма Сенеку, автора «Нравственных писем», уже называли совестью империи. Он называл совесть святым духом, обитающим в человеке для того, чтобы творить суд и наказание [84]. Крупнейший древнеримский мыслитель и государственный деятель, Цицерон, характеризующийся также как крупнейший философ-эклектик, высоко оценивал значение совести, также приписывая ей божественной происхождение. Его афоризмы, до сих пор актуальные, раскрывают важнейшие смыслы этого понятия: «Мое главное украшение — чистая совесть; «Моя совесть для меня представляет большую ценность, чем людские толки»; «Если бы не важная роль совести человеческой, которая безо всякого божественного разума способна взвешивать добродетели и пороки. Не будь ее - все бы пропало». В произведениях Цицерона и Сенеки употребляется понятие «доброй совести», источника внутреннего мира и радости.
Но рождение того вида совести, которое два тысячелетия определяет облик нравственного сознания в европейской культуре, религии и повседневной жизни, приходит вместе с возникновением и распространением христианской религии. Согласно традиции христианского учения, совесть понимается как исходящая от Бога-Творца, как «Божия сила». В то же время она составляет глубочайшую сущность, атрибут человеческой природы. Призвание человека состоит в обретении «чистой совести», достигаемой в результате покаяния. Апостол Павел в своих посланиях, написанных на древнегреческом, прямо использует понятие совесть («avvsidrjmg»), в своих посланиях он пишет о разных ее состояниях, возникающих вне христианского Бога: признающая идолов, немощная, оскверненная (IKop, 8, 7). Он пишет о предстоящем судилище Христовом, «чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор, 5, 10). Апостол продолжает: «Богу же мы открыты, надеюсь, открыты и нашим совестям» (2 Кор, 5, 12). Совесть, как божий дар, очищается при покаянии за злое, и приводит к добру, подготавливая спасении души и вечную жизнь. Такая совесть уже не только судит, но и учительствует, руководит, но не от себя, а от Бога, от его заповедей, принимаемых как внутренний нравственный закон. Блаженный Августин утверждал даже, что «человек - этого его совесть». Тайна совести растолковывалась позднее многими святыми отцами церкви (свт. Григорий Богослов, свт. Иоанн Златоуст, свт. Григорий Нисский и др.), православными богословами и католическими теологами. Эта традиции сохраняется и в том современности, среди авторов, писавших о совести, в XX веке были такие, как крупнейший теолог Дитрих фон Гильдебранд [30], а также римский папа Иоанн Павел II (Войтыла).
Представления о совести в нравственном самосознании
Исследование проводилось как сравнительно-корреляционное по своему организационному методу, в варианте межкультурного исследования. Эмпирическая часть исследования с испытуемыми проводилось в Китае на базе Пекинского государственного педагогического университета, на философском факультете. В России исследование проводилось на базе РГПУ им. А.И.Герцена, на психолого-педагогическом и филологическом факультатах, а также в С.-Петербургском государственном университет, на факультете социологии.
Рабата выполнялась проводилось в течение 2009 - 2013 г.г. На первом этапе, в течение 2009-2010 г. проводился анализ психологической и философской литературы, составлен план работы, подбирались методики и апробировались на небольшой выборке. На втором этапе, в 2010 году методики переводились на китайский язык, проводилось пилотажное исследование и получены первые результаты на небольших выборках, производилась обработка этих данных. В 2011 г. и начале 2012 г. объем каждой из выборок постепенно доводился до 140-150 человек. В 2012 и 2013 г. производилась завершающая обработка и теоретическая интерпретация эмпирических данных, формулировались выводы, подводились итоги исследования. Результаты работы внедрялись в педагогическую практику. Эмпирические методики исследования.
Мы уже отмечали, то эмпирический арсенал методов для изучения совести полько начинает составляться и часто включает методики, редуцирующими этот феномен [8]. В нашей работе методико-эмпирическое обеспечение исследование представлений о совести производилось на основе идей экспериментальной психосемантики как междисциплинарного подхода к исследованию сознания и личности (В.Ф.Петренко, Т.И. Артемьева, Шмелев, Галунов В.И., Манеров В.Х., Королева Н.Н.). Кроме того, в соответствие с методологией личностного подхода подбирались эмпирические методики, направленные на измерение психологических характеристик личности, входящих в сферу функцирования механизма совести. Использовались эмпирические методики, ориентированные на психосемантический подход: модифицированный метод незаконченных предложений Дж. Сакса и С. Леви, опросник свойств и состояний совести (ОССС) В.Х. Манерова, а также рисунок совести. Кроме того, привлекался опросник ценностных ориентации Ш. Шварца и опросник направленности личности О.И. Моткова. Для китайских студентов обеих групп тексты методик переводились на китайский язык.
Модифицированная методика «Незаконченные предложения». Оригинальная методика «Незаконченные предложения» (SSCT) была предложена Джоз. Саксом и С. Леви в 1950 году (см. например, Карелин А. [66, с. 22 -24]). Методика имеет проективный характер, первоначально была ориентирована на медико-психологическое применение. Применяется как в форме индивидуального, и группового обследования. Рекомендуется перед исследованием установить доверительный контакт с исследуемым, что увеличивает достоверность результатов. Она включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп из 4 сфер жизнедеятельности, характеризующих систему отношений обследуемого к семье, представителям своего или противоположного пола, сексуальным отношениям, вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Пример: «Думаю, что мой отец редко ». Считается, что результаты, полученные по методике, нуждаются в подтверждении другими тестами, так как надежность и валидность ее невелики, что связано с малым количеством предложений, «работающих» на одну шкалу. Тем не менее, критериальнаяя валидность проверялась экспертным методом, для чего сравнивались оценки психиатров, выносивших заключения о степени нарушений адаптации у 100 человек на основе клинических данных, и оценки медицинских психологов для тех же 100 человек, сделанные на основе результатов, полученных по методике SSCT. Оказалось, что около 77% выводов психологов были оценены как совпадающие или частично совпадающие с клиническими данными. Эти результаты SSCT оказались превосходящими валидность таких проективных методов изучения личности, как методики Роршаха и «тематический апперцептивный тест» (ТАТ). Инструкция для методики SSCT имеет вид: «Ниже находятся шестьдесят частично незаконченных предложений. Прочитайте каждое и завершите его, записывая первое, что придет на ум. Делайте это по возможности быстро. Если вы не можете закончить тему, обведите номер предложения и вернитесь к нему позже». Часто оказывается необходимым пояснить, что завершение предложения может быть в форме одного слова, так и нескольикх, вплоть до целой фразы, и что желательно фиксировать свои спонтанные мысли. При обработке данных суммируются каждые 4 ответа, данные в рамах каждой из 15 групп. При этом может применяться 4-бальная шкала степени выраженности того или иного отношения (установки).
Организация и методы исследования
Как видно из таблицы, в китайской выборке (№2, живущие в Китае) наиболее часто совесть характеризуется через позитивные качества личности (211 упоминаний), на 1-м месте они и в российской выборке (№1, 156 упоминаний), причем различие данных между обеими выборки статистически значимо. Во второй китайской выборке (№3), студентов, обучающихся в России, эта позиция также на 1-м месте, в ней позитивные качества личности упомянуты 162 раза. Таким образом, на 1-м месте в представлении информантов о своей совести, независимо от социокультурного фактора и места обучения, встречается когнитивный аспект совести - совесть как с таким его компонентами, как ответственность, честность, справедливость, нравственность и т.д.).
Второе место в структуре представлений во всех трех группах занимают общепсихологические понятия, такие как сознание, отношения, мышление, чувства, знание, «Я» и т.п., которые также можно в большинстве своем отнести к когнитивному компоненту. Мы полагаем, что подобные реакции могут вызываться различными причинами. Среди них наиболее очевидна такая, как неясность, смутность представлений о собственном внутреннего мира у многих информантов, а также, возможно, нежелание попытаться найти более точные, конкретные характеристики, поскольку этот процесс требует серьезных умственных усилий. В третьих, свою роль может играть когнитивные особенности испытуемых, например, принятие необходимости упомянуть об общеизвестных ее качества, таких как внутренний голос, структура сознания. Интересно, что наиболее часто непознаваемость, загадочность совести упоминается в ответах россиян, наиболее редко - у китайских студентов в России. Мы полагаем, что, возможно, такой компонент представления о совести связан с российской классической культурной традицией, именуемой культурой совести, которая в христианской традиции предстает как тайна и чудо.
На третьем месте у китайских студентов группы №2 позитивные переживания совести - 76 упоминаний), среди них любовь, сострадание, доверие, вера, надежда, душевное равновесие. Эти переживание трудно дифференцировать от позитивных качеств личности, поскольку многие личностные качества отражаются в ведущем типе переживаний, эмоциональных отношений. Тем не менее, в двух других группах количество упоминаний позитивных совестных переживаний существенно ниже. Отметим, что в группе №2 также наиболее высока частота упоминаний негативных совестных переживаний. Таким образом, эмотивный аспект представлений о совести наиболее часто представлен в группе китайских студентов, живущих и обучающихся на Родине тогда как у китайских студентов, живущих в РФ, данные эмотивный аспект совести достоверно не отличается от российских.
Другой важнейший, регуляторный аспект совести наиболее часто присутствует в текстах, полученных в русской группе, он занимает общее третье место в ряду среди других смысловых компонентов представлений в этой группе (91 упоминание). Реже он представлен у китайских студентов в группе №2 (58 упоминаний), еще реже в группе №3 (36 упоминание), различия с российской группой по этому признаку статистически значимы.
Довольно часто информанты 1-й и 2-й групп называют совесть центром личности (или сердцем), тогда как в 3-й группе эти данные ниже (65: 61: 27).
Понимание одной из функции совести как совершение суда над ее обладателем разделяется студентами всех трех групп (соответственно, 9; 7; 15), как видно, наиболее часто, 15 раз, встречается в группе китайских студентов в России. Различия эти оказались статистически незначимыми, но, возможно, преобладание частоты в 3-й группе связаны с трудностями обучения в чужой стране, вдали от родительского контроля, в условиях, когда при нравственных нарушениях возникает суд совести. Незначимо различается в трех группах и наличие в представлении о совести реальных или предполагаемых нравственных поступков, а также присутствие показателей воспитанности и трудовой этики, таких как почтительность, вежливость, дисциплинированность на работе, учебы.
Во всех группах завершения незаконченных фраз выявляют позитивные отношения к совести (соответственно 49; 42; 32), но статистически значимые различий и здесь не выявлены. Однако уже названный выше индекс силы совести (№19, ИСС) позволил более детально измерить позитивность отношений к совести информантов на основе многих смысловых единиц. Его среднее значения в группе группам дает возможность определить средне-групповое отношение к ней. Как видно, наибольшее значение, 348, получено у россиян. У китайских студентов в России получено 282 балла, а у живущих в Китае - 164. Из таблицы видно, что установленные с помощью U -критерия Манна-Уитни групповые различия ИСС между всеми тремя группами статистически значимы. Этот факт дополняет результаты, полученные, описанные в предыдущем параграфе для индекса совести ИС, измеренном на основе методики ОССС, согласно которым три наши выборки по критерию позитивности представлений о совести расположились в том же порядке, в котором максимальный средний балл получен группой россиян, минимальный - китайскими студентами, живущим ив Китае. Однако для ИС была обнаружена лишь статистическая тенденция, но не строгий статистический результат о достоверных межгрупповых различиях в позитивности представлений о совести в изученных выборках. Результат измерения ИСС, полученный для проективной методики незаконченных предложений, подтверждает обоснованность этого вывода.
Из других результатов отметим, что неожиданным оказалось то, что в обеих китайских группах чаще в представлении о совести она воспринимается как божественный голос. Наши данные не позволяют установить, к какой религиозной конфессии относят студенты это понятие. В то же время российские студенты несколько чаще связывают представление о совести со своим родителем или родственником, точнее, чаще всего с матерью, изредка с отцом, старшим братом или сестрой, бабушкой. Но данные в трех группах значимо не различаются. Китайские студенты обеих групп также значимо реже, чем российские, связывают совесть с понятием друг, советчик. Студенты всех трех групп используют в представлениях о совести символы, метафоры. Приведем примеры таких символических и метафорических завершений фраз: врата Ада, скульптор, путеводитель, компас, море, барьер, полицейский, фильтр, кладовая ошибок, воздушный шар, кондуктор, консульство от родителе», встроенный предохранитель, пропущенные пары, детектор зла, естественный
Особенности символики совести: рисуночный метод
Но содержание этих факторов как главных осей, по которым переменные, входящие в факторы, обладают максимальным разбросом (дисперсией), весьма различно. Факторы, если судить по координатам, полученным испытуемыми в факторном пространстве, имеют в действительности биполярную природу, то есть, к примеру, фактор обесценения духовного мира мог быть назван обоими полюсами как «обесценение духовного мира - возвышение духовного мира». В обоих случаях в значениях факторов интегральные представления информантов о свойствах совести (работающая, традиционная, колеблющаяся), а также отношения к совести (принимаемая, обесцениваемая), отношения совести и феноменов самореализации, характера коммуникаций (авторитарность) и т.д.
На этом этапе проверялась также адекватность проведенного нами двухразового корреляционного анализа: сначала матрицы 100x100 для получения факторов структуры совести для опросника ОССС, затем, с использованием координат испытуемых по этим факторам, для определения корреляционных связей этих 10 размерностей совести с характеристиками ценностных ориентации и силы базовых стремлений. Показателем этой адекватности послужило то, что индекс позитивности совести (11-я переменная) оказался в положительной корреляционной связи с большинством факторов совести, названными позитивно (рабочая совесть, традиционная совесть, наказывающая совесть и т.д.) и в отрицательной корреляционной связи с факторами совести, получившими негативные названия (спящая совесть, обесценивание морали (самореализация вне морали), обесценение духовного мира и т.п.).
Данные о структуре взаимосвязей уже на этом этапе возможно было оценить по количеству корреляционных связей между характеристиками совести, с одной стороны, и характеристиками ценностных ориентации и направленности личности, с другой, легко определялось как показатель различия или отсутствие различия между двумя выборкам по критерию количества взаимосвязей. Для китайской выборки было получено лишь 4 значимые корреляционные связи характеристик совести, тогда как для россиян их получено 19. Для базовых ценностей эти числа примерно одинаковы: 5 для китайской группы и 6 для российской. В отличие от российских студентов, в группе китайских студентов совсем не выявлена взаимосвязь факторов совести с ценностями, имеющими духовный компонент, слабо представлены и социальные ценности (кроме конформизма). В достоверных корреляционных связях находятся лишь №13 (гедонизм), №17 (стимуляция) и №18 (конформизм). В китайской выборке с гедонизмом в негативной связи оказался фактор 7 (традиционная совесть, г= - 0.33) и не интерпретированный 10-й фактор с нагрузкой на утверждение опросника "Любовь и нравственность с трудом уживаются вместе» (г = -0. 21). С ценностью стимуляции в значимой взаимосвязи оказалась лишь «ответственная совесть» (г = 0.27) и не интерпретированный 10 фактор.
В силу разрозненности полученных взаимосвязей очевидной становилась необходимость проведения дальнейшего анализа структуры взаимосвязей. Для дальнейшего анализа роли ценностных ориентации в системе представлений о совести был проведен факторный анализ первых 24 переменных из списка на стр. 158, измеренных у 100 испытуемых для 1-й и 2-й групп студентов. В результате были получены две исходные матрицы размерностью 24x100, которые потом факторизовались. Факторные матрицы, полученные для китайской (живущих в Китае) и российской выборок, затем сравнивались для выявления количественных и содержательных различий в сравниваемых структурах. Поясним снова, что характеристики направленности личности исключались из расчетов для упрощения задачи сравнительного анализа двух сложных систем, которая не получила достаточного объяснения на предварительном этапе анализа данных.
Мы уже обнаружили при рассмотрении корреляционных матриц, что для выборки из китайских студентов получено меньшее количество значимых корреляционных связей между 12 характеристиками совести, с одной стороны, и 15 характеристиками ценностных ориентации и направленности личности, с другой. Нами проверялось сохранение этой тенденции, но при переходе к описанию совести на уровне общих факторов. При этом для рассмотрения исключались три характеристик направленности личности. При этом в каждой факторной матрице рассчитывалась сумма значений взятых по модулю факторных нагрузок 12 ценностных ориентации на каждый фактор, интерпретированный как имеющий «совестную» природу, затем суммирование производилось по «факторам совести». Таких факторов для каждой выборки оказалось по 9 из 10. Эта сумма, с учетом корреляционной природы факторных нагрузок, являлась еще одним показателем силы взаимосвязи между характеристиками совести и ценностных ориентации. Для китайской выборки была получена сумма, равная 8,08, для российской равная 10,62, и, таким образом, вышеуказанная общая тенденция о большей силе взаимосвязи в российской группе между компонентами структуры совести и ценностными ориентациями личности подтвердилась и на уровне общих факторов.
Перейдем теперь к анализу различий в содержании взаимосвязей. Дл этой цели был проведен еще один факторный анализ, но уже для исходной матрицы размерностью 24 переменные для 100 испытуемых. При выборе числа факторов в обеих группах были использованы факторные матрицы размерностью 5x24, где 5 — это количество наиболее «сильных» общих факторов с нагрузками на 12 характеристик совести и 12 ценностных ориентации, а 24 - общее количество переменных