Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние понимания смерти и бессмертия на формирование морально-боевых качеств воина Данильченко Сергей Алексеевич

Влияние понимания смерти и бессмертия на формирование морально-боевых качеств воина
<
Влияние понимания смерти и бессмертия на формирование морально-боевых качеств воина Влияние понимания смерти и бессмертия на формирование морально-боевых качеств воина Влияние понимания смерти и бессмертия на формирование морально-боевых качеств воина Влияние понимания смерти и бессмертия на формирование морально-боевых качеств воина Влияние понимания смерти и бессмертия на формирование морально-боевых качеств воина Влияние понимания смерти и бессмертия на формирование морально-боевых качеств воина Влияние понимания смерти и бессмертия на формирование морально-боевых качеств воина Влияние понимания смерти и бессмертия на формирование морально-боевых качеств воина Влияние понимания смерти и бессмертия на формирование морально-боевых качеств воина
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Данильченко Сергей Алексеевич. Влияние понимания смерти и бессмертия на формирование морально-боевых качеств воина : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Владивосток, 2004 188 c. РГБ ОД, 61:05-9/39

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Смерть и бессмертие как философская и личностная проблема 14

1. Варианты осмысления и решения проблемы смерти и бессмертия 14

2. Нравственный смысл жизни как детерминанта социального бессмертия 50

Глава II. Характер влияния понимания смерти и бессмертия воина на становление и развитие его морально-боевых качеств 80

1. Особенности восприятия воином смерти и бессмертия 80

2. Механизм объективации понимания смерти и бессмертия в морально-боевых качествах 112

3. Основные направления формирования понимания социального бессмертия как смысложизненной ценности воина 142

Заключение 167

Библиографический список использованной литературы 175

Приложение 1

Введение к работе

Проблема смерти и бессмертия с различной степенью остроты и в различных условиях с необходимостью встает перед каждой личностью. В мирных условиях ординарной экзистенциальности, когда человек погружен в будничные, частные проблемы, он может на некоторое время «забывать» о своей смертности, но исключить ее из сферы сознания навсегда невозможно.

Мыслящий индивид, осознавая временность своего земного бытия, хочет приобщиться к чему-то вечному и напряженно ищет место в обществе, стремится повысить ценность своей жизни, то есть перед ним возникает и требует приемлемого решения проблема смысла существования.

Особую значимость эти вечные вопросы приобретают в условиях военной службы, тем более, в боевой обстановке, когда близость смерти не позволяет сознанию отложить их решение на будущее.

Участие в вооруженной защите Отечества - является гражданским и профессиональным долгом военнослужащего. Выполнение долга в условиях непосредственной угрозы для жизни предполагает наличие у воина необходимых морально-боевых качеств, детерминированных пониманием смерти и бессмертия, которое находится в корреляции со смысложизненными взглядами индивида.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, несмотря на то, что проблема смерти и бессмертия является вечной, не существует алгоритма ее решения, пригодного для всех времен и народов. С изменением условий существования социума возникает необходимость ее нового осмысления с учетом менталитета общества и конкретных социальных групп.

Во-вторых, понимание смерти и бессмертия коррелирует со смысложизненными ценностями, которые, в свою очередь, определяют характер отношений с окружающими и как следствие - нравственную атмосферу в обществе. В

4 настоящее время в стране происходят глубокие социальные и духовные преобразования, требующие анализа и корректуры макро-идеологических и ценност-но-ориентационных процессов. Без этого невозможны возрождение России и реформирование ее Вооруженных Сил.

В-третьих, назрела острая необходимость целенаправленно формировать общественные идеалы на основе общечеловеческих ценностей и национальных интересов. Стихийное формирование идеалов в переходный период развития общества очень опасно, так как может надолго продлить период реформ или привести к результатам, противоположным поставленным целям. Философский анализ всех смысложизненных проблем, в том числе проблемы понимания смерти и бессмертия, призван помочь определить нравственные ориентиры и цели развития и совершенствования духовной сферы общественной жизни.

В-четвертых, общество и армия стоят перед объективной необходимостью воспитания воинов, способных к саможертвенному служению. Предназначение армии требует формировать у воинов альтруизм и понимание социального бессмертия как смысложизненных ценностей.

В-пятых, в сегодняшней армии объективно назрела необходимость обеспечения частично утраченного совпадения личных интересов воина с требованиями служебной деятельности. Реализация этого фактора раскрепощает духовные и интеллектуальные силы, творческий потенциал воинов через ощущение свободы и социальной значимости службы.

В-шестых, воспитательная практика для ее эффективного осуществления нуждается в теоретическом осмыслении и раскрытии механизма влияния понимания смерти и бессмертия на смысложизненную ориентацию и поведение воина в бою. Данная детерминация философией не рассматривалась, хотя она объективно существует, и интуитивно определялась многими участниками боевых действий.

В-седьмых, обострилась суицидная проблема как в обществе, так и среди личного состава армии и флота. Более двух третей самоубийц являлись психически здоровыми людьми, то есть, абсолютное большинство суицидентов ра-

ционально приходят к выводу о бессмысленности жизни. Данный вывод является непосредственной причиной суицидального поступка. Решение этой, все усугубляющейся, проблемы находится в компетенции не только врача-психотерапевта, но и теоретика-философа. Но данная праксеологическая функция философии остается нереализованной.

Анализ состояния научной разработанности проблемы.

Несмотря на то, что научных работ, посвященных влиянию понимания смерти и бессмертия на формирование морально-боевых качеств воина в философской литературе нет, следует отметить наличие научного интереса к различным аспектам проблемы как у отечественных, так и у зарубежных ученых.

Работы, посвященные рассмотрению смысла жизни, смерти, бессмертия и философско-этическим проблемам нравственности явились важной теоретической предпосылкой постановки и решения задач диссертационного исследования. Прежде всего, необходимо отметить исследования по проблемам смерти и бессмертия1.

В рамках данного тематического направления заслуживают внимания работы второй половины XX века, анализирующие взаимосвязь смысла жизни, смерти и бессмертия человека2. Идеологическая ситуация в стране позволила проводить подобные исследования начиная с 60-х годов. Отечественные ученые связывали понимание смерти и бессмертия со смыслом жизни и общест-

1 См.: Панцхава И.Д. Смертность и бессмертие человека // Философские науки. - 1963. № 6; Панцхава
И.Д. О смертности и бессмертии человека. - М., 1965; Панцхава И.Д. Человек, его жизнь и бессмертие. - М.,
1967; Фролов И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. - М.: Знание, 1985; Кутырев В.А. Прель
щение бессмертием // О любви к жизни, о смерти и о «тайнах иного бытия». - М., 1992; Вишев И.В. Проблема
смерти и бессмертия человека: становление, эволюция, перспективы решения: Автореф. дис... докт. филос. на
ук. - Свердловск: Уральский ун-т, 1990; Кузнецова В.В. Проблема смерти и бессмертия в западноевропейской
художественной культуре. Средневековье и романтизм: Автореф. дис... канд. филос. наук. - М., 1995; Минеев
В.В. Социально-философские аспекты проблемы смерти и бессмертия: Автореф. дис... канд. филос. наук. - Но
восибирск, 1990 и др.

2 Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. - Л.: Издательство Ленинградско
го университета, 1975; Иванова Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека. - Киев: Наукова
думка, 1980; Гумницкий Г.И. Смысл жизни, счастье, мораль. - М.: Знание, 1981; Фролов И.Т. О смысле жизни,
о смерти и бессмертии человека. - М.: Знание, 1985; Малахов В.А. Смысл жизни и нравственное отношение
личности к миру. - М.: Знание, 1986; Сабиров В.Ш. Этический анализ проблемы жизни и смерти. - М.: Знание,
1987; Назарова О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении. - M.: Знание, 1989; Москаленко A.T., Сержантов
В.Ф. Смысл жизни и личность. - Новосибирск: Наука, 1989; Панцхава И.Д. О смертности и бессмертии челове
ка. - M., 1965; Вишев И.В. Проблема смерти и бессмертия человека: становление, эволюция, перспективы ре
шения: Автореф. дис... докт. филос. наук. - Свердловск: Уральский ун-т, 1990; Ершов Г.Г. Смысл жизни и со
циальное бессмертие. - Л., 1981; Рахимов О.Х-А. Моральная регуляция воинской деятельности. - М.: ГА ВС,
1994.

венной нравственностью. Характерной особенностью публикаций 60-70-х годов была их оппонирующая позиция по отношению к западным и религиозным концепциям смерти и бессмертия.

С 80-х годов постепенно усиливается тенденция углубления философских исследований на пути постижения сложности и неоднозначности проблем смысла жизни, смерти и бессмертия в экзистенциальное человека. Характерным для этого времени является труд И. Т. Фролова «О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека».

Начиная с 90-х гг. после изменения идеологической и политической ситуации в России стали доступны для исследования произведения представителей российского философского Ренессанса.1 Работы русских философов имеют, прежде всего, ярко выраженный нравственный аспект. Зачастую они переходят границы науки, так как вечные вопросы смерти, бессмертия и смысла жизни не удовлетворялись научной парадигмой. Поиск счастья, любви и правды осуществляется ими на пути христианской веры. Однако главное, что отличало данных философов - это их понимание долга как осуществления добра в мире, который ими абсолютизировался и обожествлялся, так как связывался с высшим, божественным предназначением человека.

В условиях духовного вакуума, создавшегося в сознании людей в период кардинальных социальных преобразований в России в 90-е гг., наследие русского философского Ренессанса с его неравнодушным вниманием к темам смерти и бессмертия получило своеобразное второе дыхание.

1 См., например: Бердяев Н.А. Самопознание. - М.: Международные отношения, 1990; Булгаков С.Н. Христианский социализм. - Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1991; Ильин И.А. О силе, мече и праведности // Христолюбивое воинство. - М.: Военный университет, 1997; Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М.: Политиздат, 1991; Розанов В.В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни: Антология. - М.: Издат. группа «Прогресс-культура», 1994. - С. 19-64; Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч. в 2 т. - М.: Мысль, 1990. - T.1; Тареев M.M. Цель и смысл жизни // Смысл жизни: Антология. - М.: Издат. группа «Прогресс-культура», 1994. - С. 123-242; Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. - M.: Республика, 1994; Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. - 1990. № 6. - С. 68-131 и др.

Существенно возросло число кандидатских и докторских диссертаций по данной тематике1.

Творческий потенциал исследователей по смысложизненной проблематике и, особенно, в вопросах понимания смерти и бессмертия был существенно расширен возможностью ознакомиться с недоступными ранее произведениями зарубежных ученых2.

В западной философии нового времени на уровне рационализма констатируется бессилие человеческого разума перед смертностью человека. Страх перед смертью является непреодолимой проблемой. Поиски решения проблемы смерти и бессмертия через включение разума человека и попытки рационализации религиозных вариантов завершились философией Шопенгауэра, которая явилась своеобразным апофеозом жизненного пессимизма3.

XX век подтвердил, что вечные проблемы смерти и бессмертия сохранили свою актуальность для западных философов. Новым витком осмысления темы отношения к смерти и бессмертию в современных условиях явилась философия экзистенциализма, для которой осмысление смерти является необходимым условием достижения подлинного существования. В размышлениях у каждого из авторов данного направления есть свои нюансы. Но всех их объединяет рас-

1 См., например: Суворова О.С. Телесность и смертность человека: философско-мировоззренческие про
блемы: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук, 1995; Кузнецова В.В. Проблема смерти и бессмертия в западноевро
пейской художественной культуре. Средневековье и Романтизм: Автореф. дис. ... канд. филос. наук, 1996; Ефи
мова Н.М. Русский космизм о природе жизни и смерти: Н.Федоров, К.Циолковский, А.Платонов: Автореф. дис.
... канд. филос. наук, 1996; Кулешов В.Е. Диалектика смысла жизни и воинского долга в условиях профессио
нальной военной службы: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Владивосток, 1998; Шенкао М.А. Смерть как
социокультурный феномен: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - М., 1999; Мухамедьянов С.А. Человеческая
смерть: Социально-философский анализ: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1999; Лаврикова И.Н. Чело
веческая смертность: пути познания и социализации: Автореф. дис.... канд. филос. наук. - Тверь, 1999; Соловь
ев И.В. Психологическая адаптация военнослужащих внутренних войск к служебно-боевой деятельности в ус
ловиях вооруженного конфликта: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999; Польский А.А. Феноменоло
гия этносоциальных архетипов смерти в опыте философской интерпретации: Автореф. дис ... канд. филос. на
ук. - М., 2000; Панов СВ. Проблема смерти в философии (онтологический аспект): Автореф. дис. ... канд. фи
лос. наук. - М.: МГУ, 2002.

2 См., например: Камю А. Бунтующий человек. - М.: Политиздат, 1990; Маритен Ж. Философ в мире. -
M.: Высшая школа, 1994; Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Самосознание европейской
культуры XX века. - М.: Политиздат, 1991; Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Ницше Ф. и др.
Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989; Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992; Хайдеггер М. Разго
вор на проселочной дороге. - М.: Высшая школа, 1991; Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М.: Про
гресс, 1992; Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. - М.: Про
гресс, 1998; Шопенгауэр А. Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа // Избранные произве
дения. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997; Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат,
1991 и др.

3 Шопенгауэр А. Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа // Избранные произведения.
- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. - С.92.

8 смотрение человека как свободного индивида, несущего личную ответственность за свое прошлое, настоящее и будущее1.

В западной литературе предпринимались попытки типологизировать отношение людей к смерти и бессмертию2.

Особое звучание проблема смерти и бессмертия имеет в исследованиях видных военных теоретиков прошлого и настоящего3. В их работах философские положения, как правило, конкретизируются в рекомендациях по подготовке воинов к боевым действиям.

Также необходимо отметить вклад в исследование проблемы современными военными учеными, в чьих монографиях и диссертационных работах анализируются некоторые ее аспекты4.

Таким образом, отечественными и зарубежными учеными внесен существенный вклад в исследование проблемы понимания смерти и бессмертия, затронуты некоторые аспекты ее влияния на качества человека и воина.

Вместе с тем анализ содержания научных исследований по данной тематике показывает, что влияние понимания смерти и бессмертия на морально-боевые качества воинов в прямой постановке не рассматривалось. Требуют конкретизации и систематизации варианты решения проблемы смерти и бессмертия. Причем понимание смерти и бессмертия необходимо рассматривать в «одной связке», а не раздельно. Кроме этого необходимо в контексте темы дис-

1 Хайдеггер М. Введение к: «Что такое метафизика?» // Время и бытие: Статьи и выступления. - М.,
1993. - С.31; Хайдеггер М. Вещь // Там же. - С.324; Хайдеггер М. Бытие и время / М.Хайдеггер; Пер. с нем.
В.В. Бибхина. - Харьков: «Фолио», 2003. - 503 с.

2 См., например: Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М.: Издат. группа «Прогресс», «Прогресс-
Академия», 1992.

3 См., например: Книга Самурая: Юдзан Дайордзи Будосёсинсю. Ямамото Цунэтамо Хакагурэ. Юкио
Мисима Хакагура Нюмон. - СПб.: Евразия, 2001; Клаузевиц К. Фон. О войне. В 2 т. - СПб.: Terra Fantastika,
2002; Макаров СО. Мир не вечен... «Рассуждения по вопросам морской тактики» и другие сочинения адмирала
СО. Макарова. - СПб.: Элмор, 1997.

4 См.: Анцышкин А.И. Актуальные проблемы воинской этики. - М.: ГА ВС, 1992; Волкогонов Д.А. Во
инская этика.- M.: Воениздат, 1976; Горячев А.И. Социальная активность как способ реализации сущностных
сил личности. - M.: ВПА, 1991; Рахимов O.X.-A. Моральная регуляция воинской деятельности. - М.: ГА ВС,
1994; Кердан А.Б. Искусство в системе средств формирования чести офицера Вооруженных Сил России: Авто-
реф. дис. ... канд. филос. наук. - М.: ГА ВС, 1996; Короткое Э.Н. Развитие творческого мышления офицеров в
процессе обучения. - М.: ВПА, 1988; Певень Л.В. Проблемы профессионализации Вооруженных Сил России:
Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - M.: ГА ВС, 1992; Протасов А.А. Ценностные ориентации в профессио
нальной культуре офицера: Автореф. дис ... канд. филос. наук. - M.: ГА ВС, 1995; Сухарев В.А. Моральные
качества офицера пограничных войск: сущность, специфика, формирование (социально-философский анализ):
Автореф дис. ... канд. филос. наук. - М.: ГА ВС, 1993; Турчинов А.И. Методологические вопросы профессио
нализации воинской деятельности: Автореф. дис.... канд. филос. наук. - М., 1987 и др.

9 сертации установить взаимосвязь названных феноменов со смыслом жизни человека. В научной литературе не получили освещения особенности восприятия воином смерти и бессмертия в условиях боя, а также их объективация в его морально-боевые качества.

Таким образом, актуальность проблемы, ее недостаточная научная разработанность и обусловили выбор темы исследования.

Объектом диссертационного исследования является влияние духовных феноменов на практические действия и поступки человека.

Предметом - социально-философский аспект зависимости морально-боевых качеств воина от понимания им смерти и бессмертия.

Цель диссертационного исследования: на основе социально-философского анализа понимания смерти и бессмертия воином выработать основные направления формирования высоких морально-боевых качеств военнослужащих российской армии.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие основные задачи:

выявить и проанализировать основные варианты осмысления и решения проблемы смерти и бессмертия;

выяснить корреляцию смысла жизни человека и понимания им смерти и бессмертия;

выявить особенности восприятия воином смерти и бессмертия, которые связаны со спецификой жизни и деятельности в экстремальных условиях боя;

исследовать механизм объективации понимания смерти и бессмертия в морально-боевых качествах воина;

выработать основные направления формирования понимания социального бессмертия как смысложизненной ценности воина.

Теоретико-методологической основой диссертации являются фундаментальные выводы из произведений наиболее видных мыслителей прошлого по проблемам смерти, бессмертия и смысла жизни, а также современная философская, психологическая, социологическая и политическая литература по данной

10 проблематике. Общими основаниями исследования являются апробированная система методов военно-научного познания, общенаучные методы и методы частных наук. Из философских (всеобщих) методов при решении различных задач возникала необходимость использовать, в той или иной степени, эвристический потенциал диалектического, критического, феноменологического, герменевтического подходов. В полной мере использовался широкий спектр общенаучных методов: анализа и синтеза, абстрагирования, индукции и дедукции, формализации, аксиоматического, системного подхода и др. Специфика ряда исследуемых положений потребовала интеграции различных методологических принципов, использования авторских подходов. Наряду с учетом диалектики сущего и должного, автор использовал единство исторического и логического подходов, принцип ценностной иерархии потребностей человека; учет взаимосвязи индивидуального и социального, информативного и смыслового, рационального и эмоционального аспектов в отношении воина к смерти и бессмертию.

Эмпирическую базу диссертации составили факторологические данные, собранные автором в течение многих лет службы в Северокавказском военном округе, личный боевой опыт, полученный в военных действиях в Афганистане (1982 - 1985 гг.), материалы социологического исследования участников боевых действий в Чеченской республике, проведенного автором. Целенаправленно анализировались данные опросов, проведенных учеными по военно-нравственной проблематике. В 2000-02 гг. по заказу Управления воспитательной работы Тихоокеанского Флота автором выполнена НИР (шифр «Корпус» № 100386) по теме: «Влияние понимания смерти и бессмертия на формирование морально-боевых качеств воина». Использовался материал о практике формирования морально-боевых качеств воинов в армиях зарубежных стран. Научная новизна исследования заключается в следующем: - выявлены варианты осмысления и решения проблемы смерти и бессмертия на основе авторской методологии, предполагающей рассмотрение исследуемых понятий в елдинстве и во взаимосвязи с проблемой смысла жизни;

определены и исследованы особенности восприятия воином смерти и бессмертия;

раскрыт механизм объективации понимания смерти и бессмертия воина в морально-боевых качествах;

обоснован комплекс основных направлений деятельности субъектов государственной власти и военного управления по формированию понимания социального бессмертия как смысложизненной ценности воина.

Научную новизну конкретизируют положения, выносимые на защиту:

обыденное, религиозное и философское осмысление смерти и бессмертия являются взаимопроникающими друг в друга и изменяющимися в процессе исторического развития социумов ментальными пластами, в каждом из которых предпринимаются попытки дать ответы на вечный вопрос человеческого сознания;

смертность человека детерминирует поиски им смысла жизни, так как бессмертия достойна не любая жизнь, а только имеющая непреходящую ценность;

экстремальные условия боевой обстановки детерминируют ярко выраженное доминирование в сознании значимости нравственного смысла жизни, связанного с выполнением воинского долга; адаптацию сознания к несущей смерть реальности; фаталистическое отношение к индивидуальному бытию; архетипическую форму восприятия смерти и бессмертия; в условиях опасности возникает коллективизм и боевое братство, что в совокупности объективно способствует максимальной эффективности боевой деятельности, противостоит разрушению духовного мира личности и как следствие повышает вероятность выживания на войне;

понимание смерти и бессмертия влияет на формирование морально-боевых качеств воина через объективацию в практику деятельности нравственных смысложизненных ценностей как высших в аксиологической иерархии личности;

- сущее во влиянии понимания смерти и бессмертия на морально-боевые качества воина сближается с должным через реализацию направлений деятельности по приведению реалий военной службы и системы воспитательной работы в объективно необходимое состояние.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические итоги проведенного исследования расширяют философское видение вечной проблемы смерти и бессмертия, позволяют рассмотреть ее через призму современности, конкретизировать применительно к профессиональной группе воинов. Полученные результаты способны выполнить роль основы, фундамента для дальнейших научно-теоретических исследований взаимосвязи феноменов сознания и практической деятельности человека.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее положения, результаты и выводы непосредственно выходят на сложные проблемы реформирования Вооруженных Сил и нравственного воспитания воинов в современных условиях. Исследование позволяет соотнести главные жизненные потребности человека и возможности их удовлетворения в современных реалиях Вооруженных Сил России. Соотнесение должного и сущего высвечивает ту систему мер, учет которых в процессе реформирования армии и флота позволит уменьшить расхождение между смысложизненными интересами индивида и требованиями воинского долга, без чего невозможно повышение авторитета Вооруженных Сил и престижа военной профессии. Результаты диссертационного исследования также позволяют выработать рекомендации командирам всех степеней для усиления мотивации и создания стимулов добросовестного выполнения воинского долга подчиненными. Исследование позволит вскрыть ряд причин неблагополучной суицидной обстановки в Вооруженных Силах и выработать меры «философской терапии» тех, кто в силу каких-либо обстоятельств утратил смысл жизни. Наряду с этим, материалы диссертации и публикации по ней будут способствовать развитию самопознания читателей и помогать каждому заинтересованному человеку находить ответы на вечные и сокровенные вопросы о смерти и бессмертии.

«

*

13 Апробация исследования. Основные тематические положения и выводы диссертации апробированы автором в выступлениях на региональной научно-практической конференции психологов и специалистов органов воспитательной работы силовых структур «Проблемы исследования и перспективы развития воспитательной работы в силовых структурах» (г. Владивосток, ноябрь 2001 г.); Приморских образовательных чтениях памяти Святых Кирилла и Ме-фодия (г. Владивосток, май 2003г., май 2004г.); в семи статьях и текстах лекций. На кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин ТОВ-МИ им. СО. Макарова выполнена научно-исследовательская работа по теме диссертации. Материалы диссертации использованы в учебно-воспитательном процессе с адъюнктами и курсантами института. Результаты работы были обсуждены на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Тихоокеанского военно-морского института им. СО. Макарова.

Варианты осмысления и решения проблемы смерти и бессмертия

Физическая смерть человека - это вечный, неустранимый атрибут индивидуального и социального бытия, который во все времена, так или иначе, с той или иной степенью остроты присутствовал в человеческом сознании как проблема, требующая релевантного объяснения. Полное исчезновение, превращение в ничто собственного «Я» не может не вносить дискомфорта в жизнеощущение индивида и смирить, успокоить логику мышления, остановив ее на такой фатальной перспективе. Поэтому столько веков, сколько существует эта логика (самосознание), она пытается снять абсурд смерти. Этот абсурд снимается тем или иным вариантом понимания бессмертия. Поэтому рассмотрение смерти и бессмертия в единстве и взаимообусловленности является, по мнению автора настоящего исследования, отражением структуры танатологической проблемы в духовном мире человека.

Проблема понимания смерти и бессмертия связана, прежде всего, с постижением, адекватным восприятием смысла интересующего явления, процесса. Именно на смысловом аспекте сосредотачивает внимание М.Бахтин, говоря о сущности понимания: «Понимание как видение смысла, но не феноменальное, а видение живого смысла переживания и выражения, видение внутренне осмысленного, так сказать, самоосмысленного явления»1. В аналогичном русле исследуют понимание другие авторы2.

Ретроспективный взгляд на варианты осмысления проблемы позволяет выделить три взаимосвязанных и взаимопроникающих друг в друга ментальных пласта понимания и объяснения смерти и бессмертия: 1) варианты обыденного понимания смерти и бессмертия, имеющие специфику у разных народов и изменяющиеся в процессе исторического развития; 2) варианты религиозного решения проблемы; 3) варианты философского осмысления смерти и бессмертия. В настоящем параграфе в интересах раскрытия темы диссертации вышеназванные варианты будут рассматриваться через призму детерминации ими поведения человека, отношения его к жизни в целом.

Какую роль в человеческой жизни играет понимание смерти и бессмертия? Это скорее не теоретический, а практический вопрос, лежащий в контексте понимания смысла жизни человека. Смерть выступает своеобразной мерой, гранью между тем, что было до нее (жизнью) и тем, что будет после нее. Знаний о том, что будет и есть за этой гранью, нет, да и не может быть в традиционном чувственном, опытном смысле, так как знания человека связаны с жизненным бытием, основанным на биологической, материальной чувственности.

Поэтому, если человек допускает понятийность об инобытии (постжизненном бытии), где уже нет телесной чувственности, то она существует в сознании как вера.

На заре человечества зачатки знаний об окружающем мире дополнялись мифологической верой. Эти своеобразные вымыслы вместе с тем были связаны с реалиями мира и превращали их в объяснимые, более понятные для человека. Нельзя не согласиться с отношением К. Ясперса к этим истокам философствования: «В своих начатках философские мысли присутствуют в каждом человеке, в наиболее чистом виде иногда в детях. Обнаружить такие ходы мыслей, прояснять их и раскрывать, повторять их и узнавать в них то, что мыслилось на протяжении тысячелетий, - дело философии как превратившегося в профессиональное ремесло мышления»1.

Идея бессмертия по своей сути имеет философский характер. Философия по глобальным историческим меркам возникла относительно недавно, идея же бессмертия жила в человеческом сознании задолго до первых цивилизаций. Одним из свидетельств этого является древнейший обычай преднамеренно хоронить мертвых. Как отмечает К.Л. Воропаева: «Этот обычай носит культовый характер, он выражает заботу о дальнейшем существовании умершего сородича, а это уже не что иное, как начало веры в сверхъестественное, веры в загробную жизнь, свидетельствующей о наличии религиозных воззрений»2.

Истолкование неандертальских захоронений как свидетельств веры неандертальцев в загробную жизнь и бессмертие нашло немало сторонников, в том числе и в среде отечественных ученых. Так, с точки зрения А.П. Окладникова: «Существенно одно: неандерталец уже убедился, что мертвец не просто «спящий». Он не просто оставлял мертвеца на поверхности земли в той позе, в какой его застала смерть, а придавал ему, пока еще не окоченело тело, определенную, строго выдержанную позу. Отсюда следует, что у неандертальца уже возникли какие-то идеи о качественно иной форме существования умерших после смерти, т.е. первые идеи о «жизни за гробом». Иначе таких фактов не объяснить»3.

Нравственный смысл жизни как детерминанта социального бессмертия

Переживание смерти и бессмертия и их философское исследование непосредственно связаны с проблемой смысла жизни человека. Эту взаимосвязь уже достаточно аргументированно экстериоризирует первый параграф настоящей главы. И хотя он посвящен в прямой постановке смерти и бессмертию, полностью абстрагироваться от вышеназванной взаимосвязи методологически было невозможно. Вместе с тем сложные детерминационные зависимости рассматриваемых феноменов и дискуссионный характер категории смысла жизни требуют их целенаправленного, отдельного исследования. Данной проблемной ситуацией и продиктованы формулировка и содержание настоящего параграфа.

Игнорировать проблему предстоящей собственной смерти невозможно. Поэтому можно сказать, что человеческое сознание обречено с той или иной степенью остроты, трагичности, акцентирования внимания размышлять над ней.

А размышление о смерти становится не чем иным, как размышлением о жизни, ибо умирает только то, что живет. В тело любого животного природа заложила способность к выживанию, инстинкт самосохранения. Это биологическое качество присуще и человеку. Но у него жажда жить, не умирать присутствует еще и в сознании как осмысленная нужность, целесообразность, ценность жизни.

Перед мышлением жизнь предстает со знаком плюс: она приносит радость, счастье. У человека есть возможность испытать великое чувство любви, наслаждаться красотой природы, искусством, ощутить себя творцом и получать радость от процесса творчества. И так как все это прекрасно, ценно, сознание не может смириться с исчезновением радости жизни, со смертью. Оно хочет, чтобы эта радость продолжалась вечно. Заметим: речь идет не о любом вечном существовании, а о бессмертии счастливой, радостной жизни, то есть жизни, имеющей ценность для человека, под которым в контексте наших рассуждений подразумевается индивид с достаточно развитым самосознанием и мышлением.

То, что человек заинтересован не в любом бессмертии, а только в том, которое он считает ценным, то есть счастливым, аргументируется существованием в роде человеческом суицидной проблемы. Современные ее исследования показывают, что большинство самоубийств являются результатом вполне осознанного, рационального решения.

Согласно статистике, самоубийство в развитых странах занимает «почетное» третье место сразу за смертью в результате болезни и за смертью от несчастных случаев. Ежегодно убивают себя 30000 американцев, 25000 японцев, 20000 французов, 60000 россиян. Число же тех, кто пытался себя убить, но у них не получилось, в 7-8 раз больше. Нужно учесть, что статистика самоубийств всегда занижена, так как в них попадают лишь явные случаи. На самом деле самоубийств чуть ли не вдвое больше. Почти полмиллиона землян каждый год сами ставят точку в своей жизни1.

Сейчас мы не ставим задачей выяснять ошибочность или верность подобных решений. В контексте наших рассуждений важно то, что индивид при некоторых, отрицательных, на его взгляд, условиях существования не только не жаждет бессмертия, а ставит жизни и ее дальнейшему продолжению знак «минус». При этом прекращение жизни, небытие приобретает в его сознании знак «плюс». Смерть в этом случае становится желаемой, так как вместе с ее наступлением исчезают муки, страдания, олицетворением которых стала жизнь.

В такой ситуации может оказаться безнадежно, смертельно больной человек, чье существование превращается в физические и моральные мучения. По мнению американского исследователя Д. Хамфри, в подобных случаях суицид и оказание помощи в его совершении (эвтаназия) могут быть объективно оп-равданы . Человек не желает даже временно (пока не умрет) терпеть физическую боль. Тем более, он не может желать - и с этим нельзя не согласиться — вечной, бессмертной физической боли, то есть такое бессмертие индивиду не нужно.

Аналогичное, отрицательное, отношение к продолжению жизни может сложиться и у физически здорового человека, когда не соматические, а душевные, духовные муки становятся невыносимыми, а перспективы избавиться от них, по мнению суицидента, не существует. В подобных случаях индивидом решается сложная нравственная задача. Он оценивает свою прошлую, настоящую и будущую жизнь, в результате чего приходит к выводу, что прекращение дальнейшего существования является нравственно оправданным и более ценным, чем его продолжение. Показательным является тот факт, что в Освенциме уровень самоубийств среди охранников был в несколько раз выше, чем среди заключенных.

Краткий экскурс на суицидологическое тематическое поле позволяет констатировать, что на бессмертие может претендовать лишь та жизнь, субъект которой считает ее нужной, ценной, оправданной. Это такая жизнь, сущее которой не расходится с должным, с ее объективным предназначением. В этом случае адекватное жизнеосмысление индивида позволяет ему находиться в гармонии с самим собой, то есть человек жаждет бессмертия жизни, которая имеет смысл. Ретроспективный взгляд на смысложизненную проблему позволяет выделить два русла, в которых предпринимались и предпринимаются попытки ее решения: 1) в русле того или иного религиозного учения (теологии) и 2) в русле философского поиска ответов на вопросы о смысле жизни человека.

Особенности восприятия воином смерти и бессмертия

Особые условия военной службы и, в частности, собственно боевые действия, связанные с экстремальным существованием человека, а нередко и с непосредственным риском для жизни, естественным образом вызывают особенности восприятия действительности и функционирования сознания воинов. Условия боя и боевой обстановки в целом являются крайне экстремальными. Для них характерны - опасность и динамизм боевых ситуаций, огромные физические и психологические нагрузки, неблагоприятные условия окружающей среды, постоянно присутствующая опасность для жизни, отсутствие обычного чередования сна, отдыха, работы. Выполнять боевые задачи приходится в разное время суток, в плохую погоду, при недостатке информации, с необходимостью крайнего напряжения всех сил, под непосредственным поражающим воздействием противника. Все это с необходимостью изменяет восприятие воином своего собственного существования во всех его аспектах.

Философский анализ смерти и бессмертия, проведенный в первой главе, установление их взаимосвязи со смыслом жизни являются общими как для воина, так и для представителя любой другой профессиональной группы. Поэтому имеются все основания непосредственно экстраполировать рассмотренную выше смысложизненную детерминацию бессмертия человека на жизнедеятельность военнослужащего. Но взгляд на данную детерминацию через призму конкретного позволяет увидеть в ней то специфическое, что позволяет выполнять воинский долг на грани жизни и смерти.

Важнейшей особенностью отношения к смерти и бессмертию воина является ярко выраженное доминирование в сознании значимости нравственного содержания смысла жизни, связанного с выполнением воинского долга перед Родиной. Смысл смерти и бессмертия всегда связан со смыслом жизни и, прежде всего, с ее нравственной составляющей. Сама смерть, ее условия и отношение к ней воина накладывают отпечаток на социальную оценку его жизни. Именно поэтому готовность к самопожертвованию воина в период выполнения боевой задачи - это реализация жизненного смысла и результат духовности высшего уровня, имманентно содержащей идею бессмертия. Не случайно все мировые религии подобное поведение отмечают как ценность и воздаянием за него обещают рай. Спасение от смерти любой ценой, через попрание морали и нравственных ценностей приводит к утрате человеком смысла жизни, т.е. противоречит самой жизни. Сократ отмечал: «Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре» .

Утрата смысла жизни это уже смерть, но не физическая, а духовная. Следующий шаг - смерть физическая, быстрая - через суицид, либо медленная и мучительная через наркоманию, пьянство, угрызения совести, депрессию, психозы и т.д. Неслучайно Н. Бердяев утверждал: «Физическая смерть менее страшна, чем смерть духовная»1.

Природа дала всему живому и человеку, в том числе, инстинкт самосохранения, но рассматривать его необходимо целостно и полно не только как тенденцию индивидуализма и эгоизма, но и как проявление коллективизма и альтруизма. Именно поэтому в природе преобладает такое поведение животных, когда они всеми способами защищают свое потомство и свою стаю. Подобное поведение характерно и для человека: родители оберегают детей, социальная группа отстаивает интересы своих членов, а члены социальной группы интересы всей группы, воин профессионально с оружием в руках защищает свою страну...

Если в животном мире поведение обусловлено инстинктами, то в общественной организации в качестве естественного регулятора поведения выступает мораль. Наша нравственность, как справедливо утверждал Ч.Дарвин, а за ним и П.А.Кропоткин, - это результат борьбы личного и общественного инстинкта. Причем общественный инстинкт в конечном итоге всегда побеждал, иначе не было бы уже самого человечества . Что касается нравственности воина, то она, безусловно, предполагает главенство общественного над личным, иначе не было бы воина, жертвующего свою жизнь за жизнь других. Воин непосредственно стоит у истоков решения вопроса: жизнь или смерть? Он, воин, призван убивать! Для решения боевой задачи воину приходится лишать жизни других людей - врагов своей страны. Воин-командир вынужден принимать решения и посылать в бой своих подчиненных, которые при этом, возможно, погибнут. А поскольку воин призван решать вопрос самой жизни других людей, он в первую очередь вынужден и должен решать вопрос собственной жизни или собственной смерти. Все вопросы воинской деятельности, какие бы ни решал воин, так или иначе связаны с вопросами жизни и смерти. Именно на этой основе выработались все нормы воинской морали и исторически закрепились как ценности человеческой культуры.

Война не может оцениваться абстрактно: отрицательно (как современными пацифистами) или положительно (как, например, Гегелем). Нужен конкретный подход: кем, по какой причине и во имя чего осуществляется вооруженное насилие? Объективные ответы с позиций нравственности на данные вопросы возможны. Эти ответы дают основание оценивать действия каждой из воюющих сторон как справедливые или несправедливые (по аналогии с индивидуальным физическим насилием). Исходя из нравственной сути смысла жизни, можно констатировать, что участник боевых действий, адекватно оценивающий цели и интересы субъектов политики, объективно и субъективно не утрачивает этот самый смысл лишь при условии справедливой войны. Поэтому в настоящей главе диссертации взаимосвязь понимания смерти и бессмертия с морально-боевыми качествами воина рассматривается в контексте его участия именно в справедливой войне. При этом условии действия воина не только оправдываются, но и получают со стороны общества высшие нравственные оценки.

Похожие диссертации на Влияние понимания смерти и бессмертия на формирование морально-боевых качеств воина