Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Морально-деловые качества руководителя социалистичеоскго коллектива характеристика, пути формирования Беспалова Юлия Михайловна

Морально-деловые качества руководителя социалистичеоскго коллектива характеристика, пути формирования
<
Морально-деловые качества руководителя социалистичеоскго коллектива характеристика, пути формирования Морально-деловые качества руководителя социалистичеоскго коллектива характеристика, пути формирования Морально-деловые качества руководителя социалистичеоскго коллектива характеристика, пути формирования Морально-деловые качества руководителя социалистичеоскго коллектива характеристика, пути формирования Морально-деловые качества руководителя социалистичеоскго коллектива характеристика, пути формирования Морально-деловые качества руководителя социалистичеоскго коллектива характеристика, пути формирования Морально-деловые качества руководителя социалистичеоскго коллектива характеристика, пути формирования Морально-деловые качества руководителя социалистичеоскго коллектива характеристика, пути формирования Морально-деловые качества руководителя социалистичеоскго коллектива характеристика, пути формирования Морально-деловые качества руководителя социалистичеоскго коллектива характеристика, пути формирования Морально-деловые качества руководителя социалистичеоскго коллектива характеристика, пути формирования Морально-деловые качества руководителя социалистичеоскго коллектива характеристика, пути формирования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Беспалова Юлия Михайловна. Морально-деловые качества руководителя социалистичеоскго коллектива характеристика, пути формирования : характеристика, пути формирования Тюмень, 1984 210 c. : ил РГБ ОД 61:85-9/470

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Морально-деловые качества личности как объект этического исследования .

I. Морально-деловые качества: их место и роль в системе моральных качеств личности 22

2. Морально-деловые качества личности руко водителя 56

Глава II. Этико-прикладные проблемы формирования морально-деловых качеств руководителя социалистического коллектива .

I. Этическая модель морально-деловых качеств личности руководителя: характеристика подходов 95

2. Принципы создания профессионально-нравственного кодекса руководителя. Педагогические и организационные методы развития морально-деловых качеств руководителя социалистического коллек тива 118

Заключение148

Литература 158

Приложение .195

Введение к работе

Современные задачи совершенствования общества развитого социализма предъявляют высокие требования к руководителям социалистических трудовых коллективов. Именно им, руководителям, принадлежит задача реализации выдвинутых в документах КПСС важнейших принципов и целей хозяйственного руководства, дальнейшее развитие всей системы социального управления.

Динамизм и интенсивные формы современного производства формируют "социальный заказ" на высокие морально-деловые качества личности руководителя, обуславливающие высокоэффективное управление хозяйственными процессами, совершенствование техники и организации производства в условиях неучно-технической революции, формирование здорового морально-психологического климата коллектива. От идейно-нравственной убежденности руководителя, его активности, социалистической предприимчивости, деловой инициативы и т.д. во многом зависят темпы движения нашей страны по пути дальнейшего развития.

Как отмечалось в материалах ХХУІ съезда КПСС, материалах июньского (1983г.), декабрьского (1983г.), февральского (1984г.) и апрельского (1984г.) Пленумов ЦК КПСС в настоящее время партия требует от руководителя "... такого стиля работы, в котором органически сочетались бы исполнительность, дисциплинированность со смелой инициативой и предприимчивостью. Практичность и деловитость - с устремленностью к большим целям" (28, с.51). Воспитание "подлинных организаторов производства, инициативных, способных работников" (30, с.23), умеющих "смело вести поиски, идти, если надо, на оправданный риск во имя повышения эффективности экономики, роста благо-

состояния народа" (ЗІ, с.15), деловитых, ответственных, самостоятельных (32, с.10,12) руководителей является составным элементом в общей программе формирования нового человека.

Высокие требования к морально-деловым качествам (деловитости, предприимчивости, инициативности, требовательности к себе и другим) могут и должны предъявляться не только к руководителю производственного коллектива (так называемому, "деловому человеку"), но и к деятельности любой социалистической личности, поскольку не только производство, но и все социалистическое общество испытывает всевозрастающую потребность в энергичных, инициативных людях, умеющих творчески, по-деловому, подойти к решению самых сложных задач, способных пойти на риск, выбирая оптимальные средства для достижения поставленных целей. Таким образом, задача формирования у каждого советского человека "нового типа" экономического мышления... нацеленного на инициативу и социалистическую предприимчивость, на повышение ответственности... подлинную деловитость", является одной из важнейших задач нашего времени ( 29, с.40-41).

Актуальность настоящего исследования обусловлена рядом обстоятельств, характеризующих специфику современной ситуации нравственной жизни и воспитания. Аналитический обзор, оценка современной моральной ситуации (255у с.32) и выявляют те обстоятельства, которые непосредственно актуализируют проблему морально-деловых качеств личности как в практическом, так и в теоретическом аспектах.

I. Первое из них связано с возрастанием в развитом социалистическом обществе роли морального фактора, существен-

ной чертой которого является "формирование человека нового мира, его идейно-нравственного роста "(31, с.16-17). В комплексе задач по формированию нового человека особое место занимает воспитание активной жизненной позиции личности. Суть такой позиции выражается в готовности личности в любой сфере общественной жизни выполнять требования общественного долга и в реализации этой нравственной установки в отдельных поступках и всей линии поведения человека. Являясь важнейшей проблемой коммунистического воспитания, активная жизненная позиция личности, наряду с другими задачами, предусматривает формирование у советских людей высоких нравственных качеств, среди которых значительное место занимают морально-деловые,

Реализация активной жизненной позиции личности зависит от таких нравственных качеств, как социалистические деловитость и предприимчивость, активность, чувство ответственности и т.д. Данные качества определяют меру целеустремленности и целесообразности человеческой деятельности, характеризуют способность личности принимать высоконравственные решения и эффективно исполнять их.

Нахождение путей превращения морально-деловых качеств в норму жизни каждой социалистической личности является важнейшей, задачей нравственного воспитания, от выполнения которой зависит устранение Аморальной практики фактов такого рассогласования намерений и результатов, когда активность личности, существуя только на словах, не подкрепляется делом, а эффективность деятельности сводится лишь в благим намерениям и пожеланиям.

2. О собук? актуальность в настоящих условиях приобретает

научная разработка проблемы формирования морально-деловых качеств у руководителя социалистического коллектива. 8 этом плане характерны заголовки центральных газет: "Деловитость --требование дня", "Деловитость - черта партийная", "Деловитость - нравственнне аспекты труда человека" и др. (134, 135, 133).

Усложнение профессии руководителя, возрастание ее массовости и масштабности в связи с эпохой научно-технической революции, тесная взаимосвяэанность и взаимообусловленность в ней хозяйственных, воспитательных и организационных аспектов и т.д. - эти и другие факторы, характеризующие современную ситуацию нравственной жизни, обусловили и возрастание нравственной ответственности руководителя, увеличили значение его морально-деловых качеств. И это закономерно, ибо "на мораль, содержащую определенные нормы, образцы поведения и т.д., приспособленные к типичным житейским ситуациям, - прямо воздействует изменение этих ситуаций... (происходящее в результате движения внеморальных факторов, например, научно-технической революции)" (255, с.32).

Стимулирующая роль современной ситуации нравственной жизни, требующая развития морально-деловых качеств руководителя, особенно ярко проявляется в тех сферах жизнедеятельности нашего общества, которые носят название районов нового освоения. Это - Западная Сибирь, БАМ, Комсомольск-на-Амуре и т.д.

Свойственная районам нового освоения, в частности,Тюменскому нефтегазовому комплексу, который ученые, практики, писатели, публицисты называют в настоящее время передним краем

коммунистического строительства (298, с.251-255), "ярким итогом развития НТР в нашей стране" (306, с.232) и даже "сенсацией века" (354, с.36), - необычность проблем, жизненных ситуаций (новизна решаемых производственных задач, жесткие сроки выполнения заданий, формирование в массовых масштабах новых производственных коллективов, вахтовый метод работы и т.д.), рождают потребность в исследовании моральных качеств человека, проявляющихся в нестандартных ситуациях. Здесь ощущается особая необходимость в деловых, предприимчивых, компетентных руководителях, способных сориентироваться в необычных ситуациях, отойти от шаблона, привычного образа действий, выработать нестандартное решение, нравственно готовых воспринять естественно, без излишнего волнения, неожиданную ситуацию. От руководителей-тружеников районов нового освоения "зачастую требуют гораздо больше, чем дается возможностей для выполнения этих требований... Он (руководитель) ежедневно изыскивает, экономит,., рискует" (354, с.37) и каждый день держит экзамен на преданность делу, новаторство, предприимчивость, духовное благородство.

Таким образом, "социальный заказ" на решение проблемы морально-деловых качеств как на фундаментальном, так и прикладном уровнях ставит перед этикой сама жизненная практика.

3. Потребность в научно разработанной, систематизированной этико-прикладной теории морально-деловых качеств руководителя социалистического коллектива испытывают не только практика, но и ряд общественных наук (педагогика, психология, экономика, литературоведение и т.д.). Названная потребность нашла свое отражение в дискуссиях о "деловом человеке",в ко-

торых приняли участие практики (руководители), ученые, литературные критики, деятели искусства. В ходе обсузкдения таких вопросов, как, например, этика делового человека, соотношение деловитости и нравственности и т.д. выработались некоторые подходы к исследованию морально-деловых качеств личности. Однако, выявились и односторонние позиции, уводящие от действительного решения проблемы.

Вместе с тем, широкий размах дискуссий предполагает их научное освоение.

4. Необходимость научного рассмотрения проблемы морально-деловых качеств определяется и задачами собственно этического знания: важностью соотнесения и субординации ценностных и операционных сторон человеческой жизнедеятельности, установления . их связи, определения условий их единства, путей его достижения в моральной практике.

Само понятие "морально-деловые качества личности11 является важным этическим понятием, связанным со многими категориями этики (выбор, решение, оценка, поступок и т.д.). Поиск комплекса нравственных качеств, обеспечивающих оптимальное достижение достойной цели, выводит исследователя на важное моральное понятие - моральный выбор личности и его "категориальное гнездо": решение, поступок, нравственная позиция, оценка и т.д. Наиболее важнее морально-деловые качества, связанные с принятием и исполнением морального решения^- деловитость и предприимчивость, могут оцениваться как положительно моральные, если они отвечают требованию единства целей, средств и результата в моральном выборе личности.

Вместе с тем, состояние современных научных исследова-

ний, в первую очередь, собственно этических, не дает достаточно глубокого и всестороннего ответа на указанный выше "запрос" практики. Это, на наш взгляд, вызвано как недостаточным вниманием исследователей к морально-деловым качествам личности, так и дискуссионностыо проблемы, вследствие чего ряд исследователей не включает названную проблематику в сферу собственно этического знания.

Указанные факторы и обусловили выбор темы диссертации.

Научная проблема данного исследования заключается в нахождении путей рассмотрения и определения морально-деловых качеств, в частности, деловитости и предприимчивости как сугубо нравственных качеств руководителя социалистического коллектива, а,кроме того, и любой социалистической личности, утверждения их как морального требования, нравственной нормы, формирования и развития данных качеств у каждого человека социалистического общества.

Такая постановка проблемы исследования объясняется, во--первых, тем, что при рассмотрении морально-деловых качеств исследователь наталкивается на ряд факторов, показывающих; что даже в рамках социалистической моральной системы это понятие не вполне строго определенно и устойчиво. Так, в житейском обиходе подчас эти качества толкуются как аморальные и связываются с такими понятиями, как ловкачество, хитрость, изворотливость. Во-вторых, достаточно спорен вопрос о месте морально-деловых качеств в системе морали. На этот счет в этической науке существует несколько точек зрения. Одни ученые полностью исключают морально-деловые качества из сферы морали, другие исследователи рассматривают эти качества лишь

как смежные с моральными, что указывает на их связь с моралью, но в то же время говорит о принадлежности к разным сферам жизнедеятельности. Наконец, ряд ученых относит эти качества только лишь к сфере профессиональной морали.

Названные подходы приводят, по мнению автора, к некоторой недооценке морально-деловых качеств в нравственной деятельности, несколько узкой их трактовке, что приносит вред практике нравственного воспитания.

Целью исследования является рассмотрение сущности морально-деловых качеств руководителя производственного коллектива, определение путей их формирования.

Для достижения данной цели, учитывая степень разработанности отдельных вопросові определены следующие задачи:

охарактеризовать понятия: "морально-деловые" качества личности, "профессионально-нравственные" качества;

определить социальную функцию, которую выполняют названные качества, нравственное содержание морально-деловых и профессионально-нравственных качеств, их роль в деятельности руководителя социалистического (в частности, производственного) коллектива. Сделать попытку типологизации морально-деловых качеств;

исследовать основные признаки и значение социалистической деловитости и предприимчивости как важнейших профессионально-нравственных качеств руководителя;

рассмотреть имеющиеся в науке подходы к созданию этической модели руководителя;

исследовать возможности и пути формирования и развития морально-деловых качеств социалистического руководителя,

- II -

описать опыт проектирования профессионально-нравственного кодекса руководителя, как одного из путей развития названных качеств.

Предметом исследования являются преимущественно морально--деловые качества руководителя производственного коллектива, ибо его профессиональная деятельность требует высокой этической культуры в принятии решений и их исполнении, целеустремленности, ответственности за порученное дело, за коллектив и т.д., т.е. тех качеств, которые при сочетании в них ценностной и операционной сторон и рассматриваются в диссертации как морально-деловые качества личности.

Автором избирается этико-прикладной аспект исследования, который дает возможность применения результатов фундаментальной науки для решения социально-практических проблем.

Поскольку перевод фундаментального этического знания в практическое производится с помощью определенных методов и средств, в задачу данной работы входит как развитие методологии этико-прикладного исследования, так и создание конкретной этико-прикладной разработки, заключающей в себе постановку эксперимента по этическому проектированию. К такого рода эксперименту, проведенному автором диссертации, относится попытка построения этической модели руководителя производственного коллектива, целью которой является формирование и развитие морально-деловых качеств руководителя. Как один из вариантов такой модели в работе рассматривается проект этического кодекса руководителя, средством создания которого является деловая игра "Кодекс руководителя". Названный кодекс - составная часть системы управления нравственным воспитанием в тру-

- 12 -довом (в частности, производственном) коллективе, попытка создания которой предпринята в лаборатории прикладной этики Тюменского индустриального института при участии ряда научных коллективов (этики МГУ, ЛГУ) и вузов страны.

Характеризуя состояние литературы по теме, следует отметить, что на современном этапе значительно усилился интерес исследователей к проблематике деятельности руководителя производственного коллектива, а также и к проблеме формирования у него определенных нравственных качеств и свойств.

Изученная диссертантом литература показала, что получила развитие общая концепция моральных качеств личности (Л.М.Архангельский, В.А.Блюмкин, Г.Г.Квасов, И.С.Кон, Ю.Лазаускас, Р.В.Петропавловский, С.П.Суровягин, В.Н.Шердаков, А.Ф.Шишкин и др.); предприняты некоторые попытки поиска места морально-деловых качеств в системе морали (В.И.Бакштановский, И.Б.Ит-кин, В.Г.Нестеров, Н.П.Соколова и др.); систематизации и типологии данных качеств (В.А.Блюмкин, М.Г.Ганопольский, И.С. Мангутов, Л.И.Уманский, В.А.Ядов и др.).

Разумеется эти вопросы решались исследователями на основе более широкого изучения общих проблем этики и нравственного воспитания (С.Ф.Анисимов, Л.М.Архангельский, Г.Н.Гумницкий, А.А.Гусейнов, О.Г.Дробницкий, В.П.Кобляков, И.С.Кон, П.А.Лан-десман, В.Момов, Н.В.Рыбакова, Ф.А.Селиванов, А.И.Титаренко, А.Г.Харчев, О.П.Целикова, К.А.Шварцман и др.); по проблематике управления процессами нравственного развития (В.Т.Ган#ин, А.И.рувинский, В.Н.Сагатовский, Ю.В.Согомонов и др.); по проблемам трудовой морали и профессионально-нравственного воспитания (В.Г.Иванов, В.П.Киселев, А. Г. Харче в,Ф.Н.Щербак и

- ІЗ -

др.); по этике руководителя коллектива (З.В.Бойко, И.А.Громов, В.Д.Комаров, Б.Н.Лебедев, Н.Д.Носков, А.Ф.Титков и др.).

При определении подходов к исследованию морально-деловых качеств руководителя, а также к созданию модели руководителя производственного коллектива диссертант использовал работы советских ученых-экономистов, специалистов по теории управления (Ф.Ф.Аунапу, В.Г.Афанасьев, А.К.Белых, А.Бирман, Н.Я.Васильев, Д.М.Гвишиани, В.М.Глушков, А.А.Годунов, Э.А.Гордеев, П.С.Емшин, В.И.Кольцов, Я.В.Радченко, Ф.Т.Селюков, В.И.Терещенко и др.); психологов (А.Г.Венделин, Е.Е.Вендров, Б.А.Душ-ков, Ю.Н.Емельянов, Е.С.Жариков, А.Г.Ковалев, С.Ковалевский, Ю.Д.Красовский, Н.И.Курочкин, Н.Д.Левитов, В^И.Михеев, Г.Х. Попов, Л.И.Уманский ., В.М.Шепель, В.Г.Шорин и др.); социологов (А.А.Зворыкин, А.Г.Здравомыслов, Т.В.Керимова, Н.А.Крутиков, И.С.Мангутов, В.Г.Подмарков, М.Н.Руткевич, В.А.Смирнов, Ж.Т.Тощенко, В.Н.Шубкин, В.А.Ядов и др.); а также писателей, журналистов, литературных критиков (Д.С.-^Раамов?Б.Анашенков, Л.Аннинский, А.Бочаров, А.Гельман, В.Герман, И.Дворецкий, В.Днепров, В.Кожевников, Л.Коробков, Ф.Кузнецов, А.И.Левиков, В.А.Моисеев, В.Озеров, В.Попов, К.А.Щербаков и др.), в работах которых содержится ряд взаимодополняющих точек зрения на исследуемую проблему.

Как видно из представленного перечня, в диссертации, наряду с работами ученых-этиков, психологов, ; социологов, экономистов и т.д. широко использовались работы представителей искусства (писателей, критиков, кинодраматургов и т.д.). Работы вышеназванных авторов использовались диссертантом при рассмотрении подходов представителей искусства к созданию мо-

- 14 -дели руководителя, к исследованию проблемы нравственного статуса морально-деловых качеств и т.д.

Возможность использования этих работ обусловлена тем, что, будучи важным средством познания общественных отношений, отражая реальную действительность, искусство часто в постановке определенных проблем может опережать науку, раньше науки улавливает новое в различных сферах жизни общества. В частности, как показано в работе, проблема морально-деловых качеств руководителя производственного коллектива была поставлена в художественной литературе (И.Дворецким, А.Гельманом и т.д.) и в литературной критике (Л.Аннинским, Б.Анашенковым, Ф.Кузнецовым и т.д.). Искусство нередко глубже и раньше науки постигает определенные моральные ситуации, за которыми кроются серьезные жизненные проблемы, а часто и сама судьба науки во многом зависит от состояния искусства, поскольку искусство "оплодотворяет" научную мысль, делает ее более острой, прозорливой. О возможностях использования информации, получаемой с помощью искусства как материала, а также источника для изучения морального сознания, определенных нравственных ситуаций говорится в партийных документах, работах ряда ученых (В.Н. Щубкина, В.И.Толстых, А.Радова, Б.С.Мейлаха, М.С.Кагана и др.), которые приводятся в диссертации. Так, например, в материалах ХХУІ съезда КПСС отмечается, что над многими серьезными проблемами, поднимаемыми в настоящее время искусством, "не мешало бы "попотеть" Госплану" (28, с.62), Публицист и социолог А.Радов отмечает, что "...самые дальновидные ученые, отбросив ложное самолюбие, всерьез рассчитывают на исследовательские способности искусства, на то целостное видение предмета, ко-

- 15 -торое свойственно подлинному - непредубежденному, вневедомственному, стереотипами и запретами не скованному - художнику" (349, с.И).

Воспитание морально-деловых качеств руководителя производственного коллектива рассматривалось автором как часть общей проблемы формирования нравственной культуры личности. В этом смысле автор опирался на работы классиков отечественной науки и культуры: А.М.Горького, А.В.Луначарского, Н.К.Крупской, М.И.Калинина, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, выдвинувших ряд важных идей о формировании у трудящихся высоких моральных качеств, в том числе, и морально-деловых.

Основополагающее теоретическое и методологическое значение в разработке проблем диссертации имели произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Исключительно важными являются положения В.И.Ленина о месте, роли и качествах руководящих специалистов в социалистическом обществе.

Диссертант руководствовался партийными и государственными документами , решениями ХХУ и ХХУІ съездов КПСС, июньского, декабрьского, февральского и апрельского Пленумов ЦК КПСС (1983-1984гг.) о связи науки и практики, о роли нравственного воспитания в формировании активной жизненной позиции личности, о необходимости комплексного подхода к воспитанию, о возрастающем значении роли руководителя производства в реализации социальных, хозяйственных и воспитательных задач, другими документами и решениями КПСС.

Решая поставленные задачи, автор опирался на основополагающие положения марксистско-ленинского учения об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному

сознанию, о сущности человека как совокупности общественных отношений, о классовости морали, о важнейшем значении трудовой деятельности- в формировании морального сознания личности.

Моменты научной новизны работы определяются, на наш взгляд, в первую очередь, самим выбором темы исследования, поскольку морально-деловые качества руководителя социалистического коллектива до сих пор самостоятельно не рассматривались в этических исследованиях,а также ориентированностью работы на этико-прикладной подход и поиск соответствующих путей и методов его реализации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит также, на наш взгляд, в следующем:

І. В работе разработаны понятия "морально-деловые" и "профессионально-нравственные" качества личности; предпринята попытка типологизации морально-деловых качеств руководителя производственного коллектива ( с.35 -37; с.49 -55).

Опираясь на выдвинутые в этической литературе представления о совершенствовании, развитии моральных качеств личности, диссертант рассматривает морально-деловые качества как собственно моральные, операционные качества нравственной деятельности. В работе предлагается различить понятия "профессионально-нравственные" и"морально-деловые" качества личности, последние, по мнению диссертанта, охватывая операционную сторону нравственности, включают в себя и соответствующую сторону профессионально-нравственных качеств.

Так как морально-деловые качества проявляются через отношения человека к деятельности, обществу, другим людям^и в каждом из указанных отношений реализуются через качества спе-

- 17 -цифичные для данной направленности личности, в диссертации делается попытка построения типологии морально-деловых качеств. Автор предлагает типологизировать данные качества по сферам деятельности личности (сфере профессиональной деятельности: качества принятия и исполнения морального решения; сфере общественно-политической деятельности; сфере взаимоотношений в коллективе и сфере внеслужебного общения).

  1. Рассматривая морально-деловые качества (в первую очередь, деловитость и предприимчивость) как существенный признак активной жизненной позиции личности, норму культуры нравственного поведения руководителя (в частности, на материалах произведений художественной литературы, литературной критики и т.д.) диссертант предлагает связывать их с активным выбором моральной формы поведения, умением применять эффективные средства для реализации данной формы. В качестве таких средств в диссертации рассматривается, например, способность и готовность руководителя пойти на риск, который является одним из условий принятия морального решения руководителем и т.д. ( с.79-88).

  2. В диссертации исследуются и предлагаются подходы к построению этической модели руководителя производственного коллектива. Названная модель выступает в качестве одного из методов перевода научной информации фундаментального уровня

в прикладную. Целью создания модели (в ее этических аспектах) является формирование и развитие морально-деловых качеств руководителя ( с.95-117),

4. В диссертации предлагается разработка и обоснование
методики проектирования профессионально-нравственного кодек
са руководителя производственного коллектива, являющегося

- 18 -одним из вариантов модели руководителя ( c.I30-I40j.

5. В диссертации дается описание сценария деловой игры: "Кодекс руководителя", как перспективного метода создания и внедрения профессионально-нравственного кодекса руководителя (C.J95-209).

Этико-прикладные разработки, отраженные в диссертации, выполнялись автором в комплексной коллективной работе лаборатории прикладной этики ТюмИИ, элементы новизны этих разработок тесно связаны с научной значимостью результатов коллективных исследований, таких, например, как разработка элементов системы управления нравственным воспитанием в трудовом коллективе, метод этических деловых игр, метод этического практикума на ряде этапов их применения»

Практическое значение работы состоит в том, что данное диссертационное исследование, выполненное в рамках общего направления научной работы кафедры этики и эстетики Іюменского индустриального института им,Ленинского комсомола - этико-прикладного исследования и разработки системы управления нравственным воспитанием в. трудовом коллективе, включено в компле* кснуго программу "Нефть и газ Западной Сибири" Минвуза РСФСР.

Практическое значение работы обусловлено тем, что основные положения диссертации опираются на новые, позитивные, вызванные общественным и научно-техническим прогрессом тенденции в реальном процессе становления и развития морально-деловых качеств руководителя социалистического производственного коллектива. Результаты исследования могут представлять интерес при дальнейшей разработке прикладных аспектов проблемы форми-

«в

рования морально-деловых качеств личности.

Рекомендации автора, касающиеся формирования морально-деловых качеств руководителя, могут быть использованы в практической работе партийных, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций по воспитанию специалистов, например, в Советах директоров при партийных комитетах, Деловых клубах ЭКО и т.д. Некоторые результаты исследования целесообразно использовать в деятельности руководителей, в частности, Тюменского территориально-производственного комплекса: подготовке резерва кадров на выдвижение, ИПК и ФПК хозяйственных руководителей.

Результаты диссертационной работы нашли свое воплощение в создании учебно-методического пособия для университетов марксизма-ленинизма и вузов: "Практикума по профессиональной этике и нравственной культуре организационно управленческой деятельности в трудовом коллективе".

Помимо результатов, непосредственно вытекающих из поставленных исследовательских задач, выводы диссертации использовались:

в лекциях и на практических занятиях факультета идеологических кадров Университета марксизма-ленинизма Тюменского обкома КПСС по теме: "Профессиональная этика";

в серии деловых игр, участниками которых явились руководители промышленных предприятий г.Тюмени, инженерно-технические работники и специалисты, идеологические кадры, комсомольский актив, студенты высших учебных заведений;

в спецкурсе "Профессиональная этика инженера" в Тюменском индустриальном институте;

в выступлениях автора с лекциями и беседами по теме:

- 20 -"Профессионально-нравственные качества руководителя производственного коллектива" по линии общества "Знание";

- в пропаганде этических знаний средствами массовой информации (телепередачи по внутривузовскому телевидению).

Внедрение результатов исследования проводилось путем теоретических публикаций, выступлений на конференциях по проблемам этики и нравственного воспитания.

По результатам исследований и разработок автор выступала с докладами и сообщениями на Всесоюзной научно-практической конференции по проблемам нравственного воспитания (Тюмень, 1978г.), на областной конференции молодых ученых по задачам ХХУ съезда КПСС и формированию активной жизненной позиции личности (Тюмень, 1980г.), на региональных конференциях - по проблемам этико-прикладных исследований и управления нравственными процессами (Тюмень, март, 1980г.), - по проблемам нравственной жизни коллектива и планированию воспитательной работы Сйомень, 1981г.), на советско-болгарской конференции по управлению нравственным воспитанием в трудовом коллективе (Тюмень, 1982г.), на Всесоюзном симпозиуме по профессиональной этике (Владимир, 1982г.), на региональной научно-практической конференции по проблемам опыта прикладных исследований и разработок, их экспериментального внедрения в управление воспитательной работой (Тюмень, октябрь 1983г.). Отдельные фрагменты работы рассматривались на заседаниях теоретического семинара "Проблемы этико-прикладных исследований и нравственного воспитания" при кафедре этики и эстетики Тюменского индустриального института им.Ленинского комсомола, на заседании Проблемного Совета по марксистско-ленинской этике (Ленинград,

июнь, 1984г.).

Результаты исследования опубликованы в статьях и тезисах сборников, изданных в городах Тюмени, Томске, Новосибирске, Владимире. Диссертация рекомендована к защите кафедрой марксистско-ленинской этики и эстетики Ленинградского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им.А.АДцанова.

Морально-деловые качества: их место и роль в системе моральных качеств личности

Однако прежде, чем приступить к характеристике морально-деловых качеств, кратко остановимся на вопросе о значении и месте в этической науке проблемы моральных качеств личности в целом.

Проблема моральных качеств, известная в истории этики под названием "проблемы добродетели", относится в настоящее время к числу актуальных этических проблем. Ее актуальность связана как с задачами теоретического развития советской этической науки, так и практическими поисками наиболее эффективных методов нравственного воспитания.

В традиционном смысле к моральным качествам относят все то, что связано с добродетелями и пороками. Таким образом, это такие свойства личности, которые характеризуют ее с положительной или отрицательной стороны.

Более конкретно моральные качества определяются как понятия нравственного сознания, с помощью которых в общественной жизни выделяются, а также характеризуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты деятельности людей. Моральные качества связываются с поступками людей, с отдельными сторона ми поведения определенной личности (см.: 81, с.29-41; 82; 277; с.3-4, 377, с.128-129 и др.).

Проблема моральных качеств личности - одна из основных и, вместе с тем, самых старых этических проблем. Само понятие морального качества начинает формироваться в позднеродовом обществе, когда индивид становится носителем социальной морали, обладателем таких отличительных свойств как мужество, выдержка, трудолюбие и т.д. (и их отрицательных антиподов). Эти и другие качества вначале, например, в трудах античных ученых: Сократа, Гераклита, Анаксагора, Демокрита, Платона и Аристотеля, в первую очередь, мыслятся как психологические, врожденные или приобретенные черты характера, проявляющиеся в устойчивых свойствах личностного поведения (см. например: 50, с.84-93; 177, с.154, І63-І7І).

Затем,позднее, в трудах Спинозы, Гоббса, Локка, Гольбаха, Гельвеция, Юма, Канта и др., моральные качества начинают рассматриваться не только как связанные с психологическими чертами индивида, но и с социальными условиями его жизни (см.: 392, с.507-519; 118, с.87-92; 246, с.242, 354-356; 456, с.405; ИЗ, с.261-262; 122, с.166; 182, ч.П, с.353-356; 376-418).

Особое внимание домарксистской этикой уделялось таким сторонам понятия "моральное качество" как, например, возможность самовоспитания, которая заложена в любом положительном моральном качестве, а также моментам соединения в нем аспектов ценности и долженствования (например, "мужество" - это и достойная восхваления и подражания черта характера, и то, каким человек должен стать) (см.:149, с.50-51).

В домарксистской этической науке был накоплен большой и ценный материал, подготовлены предпосылки для создания научной теории моральных качеств личности, однако в ней остался нерешенным ряд проблем, которые впоследствии были поставлены исторически. К их числу относится еще несложившееся в домарксистской этике представление о внутренней нравственной целостности личности, о совокупности ее положительных свойств, о социальном, классовом характере моральных качеств личности, о том, что процесс нравственного развития личности бесконечен и не предполагает восхождения к определенному, завершенному пределу (нахождение такого предела характерно, например, для Аристотеля, выдвинувшего "срединное", исключающее крайности понимание, добродетей) (см.: 50, с.86).

Принципиально новый этап в исследовании моральных качеств личности связан с возникновением марксистской философии и этики.

Применение в этике принципа классового подхода к любым явлениям, происходящим в обществе, помогло раскрыть классовый характер нравственных качеств личности. То, что каждый класс имеет свою систему моральных взглядов, норм и принципов, применительно к моральным качествам личности означало, что в различных нравственных системах они приобретают различную социальную направленность, противоположное содержание. Об этом говорил К.Маркс, рассматривая различное содержание совести у имущего и неимущего: "У республиканца иная совесть,,чем у роя-г листа, у имущего - иная, чем у неимущего, у мыслящего иная, чем у того, кто не способен мыслить. У человека, у которого нет другого призвания к тому, чтобы стать присяжным, кроме ценза, и совесть цензовая" (см.: 6, с.140).

Морально-деловые качества личности руко водителя

Наиболее важными качествами руководителя социалистического коллектива являются деловитость и предприимчивость. На важность и необходимость этих качеств для руководителя указывалось в материалах ХХУІ съезда КПСС (см.: 28, с.51). Задача формирования и исследования деловитости и предприимчивости стоит в настоящее время как перед практикой, так и перед наукой. Об этом свидетельствуют партийные документы, газетные и журнальные статьи, научные материалы и т.д. (см. например; 29, с.40-41; 30, с.23;144;334; 78, с.47, 289, с.28-29 и др.). Необходимость исследования деловитости и предприимчивости с точки зрения их нравственного потенциала стоит сегодня и перед этической наукой.

Начиная с семидесятых годов и на протяжении ряда лет проблема соотношения деловитости и нравственности является предметом ряда дискуссий о деловом человеке - руководителе социалистического коллектива, предпринятых, в первую очередь, на страницах литературно-художественных газет и журналов (см.: 388, с.37-91; 451; 442; 138 и др).

В этих дискуссиях приняли участие, в первую очередь, пред- . ставители литературы и литературоведения - писатели, публицисты, литературные критики, ученые, а также практики ("люди дела").

Поскольку при рассмотрении темы нашего исследования приходится достаточно часто обращаться к анализу позиций писателей, литературных критиков и т.д., которые широко, во многом даже опережая ученых, приняли участие в обсуждении проблемы деловитости, то попытаемся аргументировать возможность обраще ния к искусству как к материалу для научного исследования.

Будучи важным средством познания общественных отношений, отражая реальные жизненные ситуации, искусство вообще, а литература, в частности, подчас опережают науку в постановке определенных проблем, улавливая новое в различных сферах жизни общества. Поэтому многие произведения художественной литературы оказывались и оказываются источниками знаний об обществе. Хорошо известна оценка Ф.Энгельсом творчества О.Бальзака, из книг которого Ф.Энгельс, по его словам, "даже в смысле экономических деталей узнал больше..,, чем из книг всех специалистов - историков, экономистов, статистиков этого периода вместе взятых" (8, с.36).

В.И.Ленин обращался к творчеству многих писателей -" -классиков, литература "была для него орудием познания жизни", как писала Н.К.Крупская (217, с.634). Так, исследуя процессы разэорения деревни, развития капитализма, глубоких изменений и патриархальном крестьянском быту, Ленин обращался и к произведениям писателей, художественно отразивших эти процессы, в частности, к произведениям Г.Успенского, Л.Толстого, В.Короленко (см.: 18, с.306, 436, 595).

"Искусство уже само по себе является чрезвычайно чувствительным пульсом нравственной жизни общества, - отмечает Л.М.Архангельский. - Художественная литература по праву является энциклопедией общественных нравов. Теория искусств, литературоведение ПОЗВОЛЯКУГ уяснить многое из того, что скрыто от непосредственного наблюдения и обнаружить через призму художественного отражения" (54, с.43).

Художественная модель нередко раньше и тоньше, чем наука, постигает мораль: особенности нравственной деятельности конкретной личности, определенные нюансы, за которыми часто кроются серьезные проблемы. "Если социология фиксирует человека в повседневной жизни, то литература... сжимает, концентрирует человеческую жизнь, рассматривает предельные ситуации, с которыми человек сталкивается, и в которых наиболее полно раскрываются его глубинные ценности, нормы, цели, методы", -пишет В.%бкин (437, с.207).

Часто определенные научные открытия зависят от состояния искусства - ибо "искусство - это тоже общение человеческого опыта, ничуть не менее совершенное и точное даже тогда, когда этот опыт не удается "смоделировать" и "структурализовать" (407, с.78).

Современная наука не может развиваться и без высокой способности учены к образному мышлению, которое воспитывается искусством. "Искусство может постоянно стимулировать деятельность фантазии, учить видению мира как бы впервые, в новых ракурсах и связях, рождать неисчислимые богатейшие ассоциации, связывать воедино живое представление и анализ, чувство и мысль, истину и красоту. Таким образом, искусство... всеми своими качествами способствует развитию собственно научного познания мира", - пишет Б.С.Мейлах (259, с.43).

Мы полностью разделяем критику встречающегося суждения о том, что искусство "показывает" или излагает", а наука "доказывает" и "исследует" (407, с.77). Такое противопоставление основано не на различии методов науки и искусства, которые отнюдь не антагонистичны, а на узости стремления признать науку за нечто высшее по сравнению с образно-эстетическим ос воением мира. Это неверно, так как искусство так же, как и наука, способно "проникать сквозь кору явления к его сути, сквозь поверхность к величайшим глубинам жизни" (145, с.361). Таким образом, нельзя противопоставлять науку и искусство как сферы анализа и синтеза, эмпирического и теоретического, чувственного и рационального.

О возможностях искусства создавать особые образцы, эталоны для подражания ("модели социального действия") (181, с.18) мы будем говорить далее, при характеристике модели руководителя.

Обращение к литературе и литературной критике как к материалу для данного исследования может быть объяснено еще и тем, что именно литературе, а не науке, удалось зафиксировать еще только нарождающуюся проблему нового героя - "делового человека", удалось создать на этом основании гипотезу становления и дальнейшего развития этой проблемы.

Возвращаясь к рассмотрению темы нашего исследования, касающейся нравственного значения деловитости и предприимчивости, следует обратить внимание на большое количество различных мнений по этому вопросу, высказанных как представителями искусства, так и учеными.

Этическая модель морально-деловых качеств личности руководителя: характеристика подходов

В соответствии с общим замыслом работы в этой главе мы по- пытаемся охарактеризовать проблему этико-прикладного подхода к избранной теме, сформулировать требования, которым данный под-ход должен удовлетворять, предпринять попытку характеристики модели руководителя, а также продемонстрировать результаты первых шагов в ее проектировании.

В материалах Пленума ЦК КПСС (июнь, 1983 г.) было указано на то, что в настоящее время необходимо обеспечить новый, значительно более высокий уровень идейно-теоретической и практической работы в области общественных наук. "Необходим поворот к реальным практическим задачам, которые ставит жизнь перед нашим обществом. Общественные науки в такой же мере как и естественные должны стать эффективным помощником партии и всего народа в решении этих задач", - говорилось в материалах Пленума (29, с.6).

Таким образом, общество развитого социализма ставит перед этической наукой, наряду с задачами общетеоретическими, общеметодологическими, и задачи практические, - к ним следует отнести активное воздействие науки на практику нравственного воспитания, научное обеспечение процесса управления нравственной жизнью людей и т.д.

Наибольшим практическим значением в структуре этического знания обладают нормативная, профессиональная этика, теория нравственного воспитания и начинающая складываться теория управления нравственными процессами. Названные разделы этического знания помогают найти наиболее эффективные пути влияния теории морали на практику нравственного воспитания.

Представления ученых о формах, методах и задачах соединения этической теории с моральной практикой пока расходятся, и понятия, которые они выдвигают для обозначения данной отрасли этического знания: "прикладная этика", "прикладные проблемы этики", проблемы "этико-прикладного знания" различны, что говорит об определенной теоретической сложности данного вопроса (см.: 272; 67; 68; 298, с.224-252; 384, с.57-71; 337 и др.).

Мы опираемся на точку зрения В.Й.Бакштановского, который в понятии "прикладная этика" видит не просто одну из функций этической науки, заключающуюся в ее практической направленности, а особую сферу этического знания, непосредственно воздействующую на моральную практику, путем разработки и внедрения практических рекомендаций, которые, в свою очередь, создаются с помощью теоретического этического знания. "Таким образом, речь идет не о двух этиках - фундаментальной и прикладной, а о прикладной этике как специфическом элементе общей структуры этической теории"т - пишет названный автор (см.: 71, с.24-29; 298, с.227-228).

Вместе с тем, можно говорить и об определенной самостоятельности прикладной этики. Используя фундаментальные, этико-теоретические положения, она преобразует, конкретизирует их для нужд практики. Для этого в прикладной этике разрабатываются определенные методы и средства, помогающие переводить теоретическое этическое знание в практическое. К ним относятся различные программы, проекты, системы,оценок, модели, эталоны, кодексы.

Преобразование фундаментального знания в форму прикладного, которое обеспечивает непосредственное активное воздействие этического знания на нравственную практику, требует создания и внедрения конкретных этико-прикладных разработок. Поэтому задача ученых-этиков состоит не только в развитии методологии прикладной этики, но и в постановке экспериментов по этическому проектированию.

К такого рода экспериментам относится, например, попытка разработки системы управления нравственным воспитанием в трудовом (в частности, производственном) коллективе, предпринятая в лаборатории прикладной этики Тюменского индустриального института. В создании данной системы приняли участие ряд научных коллективов (этики МГУ, ЛГУ) и учебных институтов страны.

Система управления нравственным воспитанием в производственном коллективе состоит из трех элементов: а) целевого; б) оценочного; в) этико-педагогического. Названные элементы включают в себя такие практические разработки как аттестация морально-деловых качеств личности, кодекс профессиональной морали, этический практикум, другие учебные пособия, связанные с учебно-методическим обеспечением этой системы и т.д. (см.: 284, с.3-7; 285).

Модель руководителя также является важным (целевым) элементом системы управления нравственным воспитанием в производственном коллективе.

Принципы создания профессионально-нравственного кодекса руководителя. Педагогические и организационные методы развития морально-деловых качеств руководителя социалистического коллек тива

Перспективным вариантом модели руководителя может служить кодекс руководителя производственного коллектива, который включает достоверные сведения о профессионально-нравственном содержании норм руководства и необходимых морально-деловых качествах руководителя, концентрирует в себе соответствующие научные и практические данные, а также обладает определенным воспитательным потенциалом. Такого рода кодекс призван обобщать и закреплять положительный нравственный опыт деятельности руководителей, а, кроме того, он и сам является средством активного и сознательного становления нравственного опыта личности.

Остановимся прежде всего на общей характеристике понятия "моральный кодекс". Моральный кодекс представляет собой определенную систему нравственных норм, которая предписывается к исполнению. В любом моральном кодексе отражаются требования стихийно существующие в моральном сознании. Для создания морального кодекса необходимы следующие предпосылки. Во-первых, условия, когда в этом возникает настоятельная необходимость, во-вторых, "когда класс, сословие, общество приобретают достаточный опыт для выработки системы нравственных отношений, соответствующих интересам данной социальной общности" (301, с.9). Создание моральных кодексов и, вместе с тем, первого советского морального кодекса имеет определенную историю. Не только до строительства социализма, но и с его победой наша страна не имела достаточного опыта нравственных отношений, необходимых для создания морального кодекса нового общества.

Не могло быть единого для всего народа морального кодекса и в обществе, расколотом на враждебные классы, хотя проекты такого рода были.

Так, например, о таком кодексе мечтал Жан Жак Руссо. В письме к Вольтеру от 18 августа 1756 года он писал: "Я хотел бы, чтобы в каждом государстве существовал моральный кодекс, нечто вроде исповедования гражданской веры, которое содержало бы в положительной форме те общественные максимы, которые всякий должен признавать, и в отрицательной форме нетерпимые максимы, которые следует отвергать не как безбожные, а как мятежные ... Этот кодекс, будучи составлен тщательно, был бы, по-моему, наиболее полезной книгой из когда-либо написанных и, быть может, единственной, необходимой людям" (423, с.363).

Идея, выраженная Руссо, безусловно верна, но в условиях эксплуататорского общества она не могла быть реализована, так как создание единого общественного кодекса несовместимо с интересами господствующих классов. Вместе с тем, и интересы угнетенных были противоположны моральному единению с их поработителями.

Безуспешными были и попытки создания кодекса революционной морали, прежде всего, в силу идейной и политической незрелости первых революционных движений. Создатели таких кодексов вкладывали в них утопические и абстрактные принципы всеобщей любви и братства, приводившие к игнорированию классовой борьбы. Примером такого рода кодекса может служить написанный М.Бакуниным в 1869 г. "Катехизис революционера". К.Маркс и Ф.Энгельс в работе "Альянс социалистической демократии и Международное Товарищество рабочих", называя "Катехизис" - "официальным кодексом этой (анархистской, мнимореволюционной) морали", оценивают его как попытку анархистов привести все "в состояние аморфности", разрушить не только основы эксплуататорского строя, но и плоды человеческой культуры (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.18, с.415).

Например, преданность делу революции в бакунинском кодексе рассматривается как фантастическая вера, во имя которой революционер порывает со всеми общественными и нравственными законами, существующими в мире. Он должен думать только об одном беспощадном разрушении старого, не считаясь при этом со средствами борьбы, моральными соображениями и т.д. Одобряется все: интриги, провокация, хладнокровное истребление тех, кто не приносит пользы для революции и т.д.

Понятно, что подобный кодекс не мог быть программой подлинно революционной морали. Об этом справедливо писали К.Маркс и Ф.Энгельс, говоря, что в бакунинском кодексе "все мерзости, которыми неизбежно сопровождается жизнь деклассированных выходцев из верхних общественных слоев, провозглашаются ультрареволюционными добродетелями" (там же, с.426).

Формирование морального кодекса нового общества сразу же после Октябрьской революции тормозила неразвитость общественных отношений, хотя попытки создать его предпринимались уже в первые годы Советской власти. Одну из таких попыток представлял проект "О партэтике", предложенный президиумом ЦКК Пленуму ЩК РКП(б) в 1924 году. Но, в условиях, когда сохранялись еще остатки враждебных классов, не мог быть выработан единый для всего народа моральный кодекс.

Похожие диссертации на Морально-деловые качества руководителя социалистичеоскго коллектива характеристика, пути формирования