Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Глобализация как основная тенденция современного мирового развития 17
1.1 Социальные и философские предпосылки глобализации 17
1.2. Сущность глобализации и формы ее проявления в современном мире 40
1.3. Основные формы и методы противодействия процессу глобализации 58
Глава 2. Сущность и особенности политической культуры российского общества 74
2.1. Концептуальные основы исследования политической культуры 74
2.2. Социально-философский анализ истоков и основных методов формирования политической культуры в истории российского общества 90
Глава 3. Трансформация политической культуры современного российского общества в условиях глобализации 111
3.1 Динамика современного российского общества в эпоху глобализации 111
3.2 Особенности развития политического сознания реформируемого российского общества 125
3.3 Изменение политической культуры российского общества под влиянием процессов глобализации 140
Заключение 162
Список использованной литературы 169
- Социальные и философские предпосылки глобализации
- Концептуальные основы исследования политической культуры
- Динамика современного российского общества в эпоху глобализации
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В последние десятилетия XX века произошли гигантские сдвиги в мировом сообществе, представляющие собой череду социальных трансформаций в различных сферах общественной и государственной жизни. Большую роль в возникновении происходящих трансформаций, охвативших в начале XXI века экономическую, политическую, социальную и духовную сферы общества сыграла глобализация.
Под влиянием этих процессов оказалась и политическая культура, составляющая немаловажный элемент для нормального функционирования любого современного общества. Обращение к проблеме социально-философского анализа трансформации политической культуры российского общества в условиях глобализации представляет значительный интерес и является весьма актуальной.
Процесс глобализации в современном мире - сложное и противоречивое явление, имеющее как позитивные, так и кризисные последствия для всего человечества. Кризисные последствия оказывают влияние на политическую жизнь и политическую культуру общества. В этом случае актуальность исследования трансформации политической культуры в современных условиях выражается в том, что трансформация происходит под влиянием противоречивого характера глобализации.
Социально-философское изучение трансформации политической культуры представляет особую актуальность в сочетании с исследованиями процесса глобализации, так как могут быть непредсказуемые последствия трансформации политической культуры российского общества в результате глобализационных процессов.
Особую актуальность решение данной проблемы приобретает вследствие происходящего в настоящее время нового витка экспансии западной цивилизации на территории всего мира. Нынешнее правительство США проводит политику распространения демократического устройства в те страны,
4 правительства которых никогда не высказывали желания стать демократическими. Чтобы понять возможные последствия подобного вмешательства, необходимо четко представлять себе механизмы формирования политической культуры, а также знать закономерности взаимодействия различных культурно-мировоззренческих систем. Эта тема особое значение имеет для России, которая в последние два десятилетия переживает серьезные изменения политической культуры. В нашей стране произошла не просто смена социального строя или типа правления, а кардинальная трансформация базовых генотипических основ духовной жизни общества.
Понятие «политической культуры» изучается в рамках нескольких предметно-понятийных конструкций. Социально-философское исследование данной проблемы дает возможность выделить общий, внутренний универсально-ценностный механизм трансформации политической культуры России в условиях глобализации.
Степень научной разработанности проблемы:
Проведенный анализ отечественной и зарубежной научной литературы и обзор социально-философских работ позволяет сделать вывод, что проблемы глобализации и ее основные черты, а также вопросы, связанные с конфликтом политических культур обществ на различных этапах социально-политического развития, информационного обеспечения социальных процессов всегда находили отражение в научных исследованиях как в России, так и за рубежом. Изучив источники по теме, их можно сгруппировать по следующим основным направлениям:
В первую очередь, это источники, в которых раскрываются основные характеристики процесса глобализации и черты постиндустриального общества. В этом отношении важными представляются работы Аристотеля, М. Вебера, В.И. Вернадского, Ф. Гегеля, Н.Я. Данилевского, К. Канта, А. Кларка, О. Конта, М. Маклюэна, К. Маркса, X. Ортега-и-Гассета, Платона, П. Тейяра де Шар дена, А. Тойнби, Э. Тоффлера, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, О.
5 Шпенглера, К. Ясперса и других мыслителей, искавших ответы на вопросы о путях, смысле и судьбах исторического развития человечества.
Изучению динамики современной социально-политической реальности, происходящей под влиянием глобализации, посвящены большие коллективные труды: «Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурология». М.,2000; «Вызовы глобализации. Политические и социальные измерения». М.,2000; «Глобальное сообщество: Новая система координат (подходы к проблеме) под ред. А.И.Неклессы. СПб.,2000; «Глобализация как процесс: Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба учеїшх «Глобальный мир». М., 2001; «Глобализация. Цивилизационные и гуманитарные аспекты». М., 2001; «Глобализация: контуры XXI века в 3-х ч. М., 2004; «Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития». М., 2003 и др.
Особое место в панораме философских исследований глобализации занимает социально-философский подход, который направлен на выявление общих закономерностей социальной эволюции и исторического процесса. Теоретический анализ этих закономерностей содержится в работах B.C. Барулина, М.Я. Боброва, В.П. Бранского, В.А. Ельчанинова, А.В. Коротаева, А.П. Назаретяна и др. Этой проблеме посвящены и отдельные монографии: Делягин М.Г. Общая теория глобализации, М.,2003; Зиновьев А.А. Глобальное сверхобщество и Россия; Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.,2003; Уткин А. Новый мировой порядок. М., 2006; Федотова В.Г. Хорошее общество. М., 2005 г.; Чешков М.А. Глобалистика как научное знание. Очерки теории и категориального аппарата. М.,2005; Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М.,2005; Чумаков А.Н. Метафизика глобализащш.М.,2006 и другие.
Различным аспектам широкой и сложной темы глобализации посвящены работы Э.А. Азроянца, А.В. Бузгалина, А.Б.Вебера, И.А.Гобозова, Г.Г.Дилигенского, М.В.Ильина, В.Л. Иноземцева, В.М.Межуева, А.И.Неклессы, В.И.Пантина, В.Н. Шевченко, Ю.В.Шишкова, Ю.В.Яковец и
многих других. Среди зарубежных авторов можно отметить работы З.Баумана, У.Бека, З.Бжезинского, И. Валлерстайна, Э.Гидденса, Дж.Гэлбрейта, М.Кастельса, Дж. Стиглица, А.Тоффлера, Ф.Фукуямы и др.
Однако масштабность и сложность предмета исследования оставляет многие вопросы открытыми: общие закономерности глобализации, ее причины и движущие силы, место и роль в развитии общества и т.п. Отдельные стороны данной проблемы затрагивались в работах, посвященных глобальным проблемам цивилизации, кризису цивилизации, глобализации, изменившейся роли государства в современном мире и т.д. Это проблемы, решение которых требует прежде всего социально-философского анализа.
Во вторую группу работ могут быть включены исследования, посвященные проблемам анализа основных черт и качественных параметров российской политической культуры.
Традиция изучения влияния культуры на политику и их взаимосвязи существует в научной литературе давно. Начиная с работ Аристотеля, Г. Гегеля, Конфуция, В. И. Ленина, Н. Макиавелли, К. Маркса, Ш.-Л. Монтескье, Платона и А. Токвиля понятие «политическая культура» использовалась в различных трактовках. Но только в середине XX века о «политической культуре» заговорили как о целостной, оформленной концепции. К сегодняшнему моменту в западной политической науке сложились два подхода к трактовке политической культуры: психологический (бихевиористский), созданный основателями теории политической культуры - Г. Алмондом и С. Верба и символистский (интерпретационный) подход, который развивали такие ученые, как X. И. Виарда, А. Вилдавский, Л. Диттмер, У. Розенбаум, Р. Такер, Р. Эллис и др.
Наряду с зарубежными исследованиями, российская наука также выделяет категорию «политическая культура». Разработке ее концепции уделялось определенное внимание еще в советский период (Е. М. Бабосов, Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин, Н.М. Кейзеров, Н. М. Лисенков, В. А. Щегорцев, А. И. Яковлев и многие другие). Характерной особенностью подхода,
преобладавшего в первый период исследования политической культуры в нашей стране, была его нормативная направленность. Нередко ее смешивали с уровнем образованности и культурности человека, его способностью соответствующим образом вести себя, умением четко формулировать политические позиции. Была создана некая идеальная модель политической культуры, к которой следовало стремиться.
Различные аспекты теоретико-методологического анализа политической культуры отражены в трудах современных российских исследователей: Т.А.Алексеевой, М.Г.Анохина, Г.К.Ашина, Э.Я.Баталова, Г.А.Белова, Ф.М.Бурлацкого, К.С.Гаджиева, П.П.Гайденко, Г.В.Голосова, П.К.Гречко, Г.Г.Дилигенского, Б.С.Ерасова, В.Д.Зотова, В.В.Ильина, Ю.В.Ирхина, B.C. Комаровского, А.В.Кортунова, Н.Д.Косухшш, А.П.Кочеткова, И.И.Кравченко, Л.Н.Митрохина, МЛ. Мчедлова, А.С.Панарина, В.Б.Пастухова, Ю.С.Пивоварова, С.В.Рукавишникова, В.С.Семенова, А.И.Соловьева, Б.С.Старостина, В.В.Трошихина, А.М.Ушкова, В.Н.Шевченко, А.В.Шестопал, Е.Б.Шестопал, В.А.Щегорцева и др.
В последнее время при разработке данной проблематики акцент был сделан на анализе цивилизационного и исторического контекста политико-культурного развития. Эта тенденция нашла отражение в трудах российских исследователей: А.С.Ахиезера, П.П.Гайденко, Б.А.Грушина, Ю.Н.Давыдова, В.В.Ильина, Б.Г. Капустина, А.А. Кара-Мурзы, В.Ж.Келле, Т.В.Керимовой, Н.ККозловой, В.М. Межуева, К.Х. Момджяна, Л.И.Новиковой, Н.П. Павлова-Сильванского, А.С.Панарина, И.К. Пантина, Ю.К.Плотникова, Л.В.Полякова, А.Е. Преснякова, И.Н. Сиземской, Р.Г.Скрынникова, Э.Ю.Соловьева, В.С.Степина, В.И.Толстых, В.Г.Федотовой, В.Л. Цымбурского, В.Н.Шевченко, А.Л. Юрганова, И.Г.Яковенко и др.
В третью группу входят работы, связанные с анализом глобализационных процессов и их влиянием на трансформацию политической культуры российского общества.
Проблемы влияния процессов глобализации на сферы общественной жизни, в том числе и на политическую культуру, нашли отражение в работах А.Л.Андреева, А.С.Ахиезера, К.С. Гаджиева, Л.Н.Гумилева, В.В.Денисова, А.А. Кара-Мурзы, Л.И. Мечникова, Н.Н. Моисеева, К.Х.Момджяна, А.П. Назаретяна, А.С.Панарина, И.К. Пантина, В.С.Степина, В.А. Тихоновой, А.И.Уткина, Н.О. Элиаса, а также зарубежных исследователей - П. Тейяр де Шардена, Р.Тина, А.Дж. Тойнби, Э. Тоффлера, Л. Февра, Ф. Фукуямы, С.Хантингтона, О.Шпенглера, Н.Я. Эдельмана, М. Эпштейна и др.
Динамика российской политической культуры во многом обусловлена многовековым сосуществоваїшем традиционалистской и модернистской программ общественного развития. Эта проблема была предметом пристального изучения русских мыслителей прошлого и современных ученых: А.Л. Андреева, Э. Баталова, Н.А. Бердяева, Н.М. Бирюкова, О. Богомолова, И.А. Василенко, С.А. Владимирова, И.Н. Гомерова, Н.Я. Данилевского, А.И. Ильина, Л. Карсавина, А.Н. Некрасова, Б. Орлова, В.Ф. Пенькова, Т.А. Рассадина, В.М. Сергеева, А.И. Соловьева, Г.П. Федотова, С.Л. Франка, П.Я. Чаадаева и др.
Исследования модернизации российского общества были осуществлены А.С.Ахиезером, Л.А.Беляевой, О.В.Гаман-Голутвиной, Н.И.Дряхловым, В.В.Ильиным, Б.Г.Капустиным, А.А.Кара-Мурзой, Э.С.Кулытиным, Н.Ф.Наумовой, А.С.Панариным, Л.В.Поляковым, Г.С.Померанцем, В.С.Степиным, М.М.Федоровой, В.Г.Федотовой и др.
Исследования традиционализма в общефилософском смысле, а также
применительно к российской действительности имеют место в работах
Р.Арона, А.С.Ахиезера, В.А.Ачкасова, Э.Я.Баталова, А.Валицкого, М.Вебера,
К.С.Гаджиева, Г.Г.Дилигенского, Э.Дюркгейма, Г.Зимона, В.В.Ильина,
М.Н.Кузьмина, Г.Лебона, К.Манхейма, Э.С.Маркаряна, Р.Пайпса,
А.С.Панарина, Ю.С.Пивоварова, В.Д.Плахова, Н.Б. Селунской, Э.Сепира,
А.И.Соловьева, А.Д.Сухова, Ф.Тенниса, В.Тернера, Э.Фромма,
Н.И.Цимбаева, Е.Шацкого, Э.Шилза и др.
Анализ проблемы глобализации и ее воздействия на политическую культуру российского общества включает в себя и определение механизмов формирования политической культуры общества в новых исторических условиях, что неизбежно влечет за собой рассмотрение ряда вопросов, связанных с сущностью демократии, трудностями и ошибками ее становления в конкретно-исторических условиях России. Труды современных отечественных авторов, в частности, К. Гаджиева, А. Панарина, И. Пантина, 10. Пивоварова, А.И. Соловьева, П. Тихоновой и другие позволили не только рассмотреть причины кризисной ситуации в стране, но и определить механизмы демократизации российского общества, придания динамизма его политической культуре с целью превращения ее в консолидирующую силу общества.
В работах названных ученых концепция политической культуры зачастую рассматривается в ее структурно-функциональном аспекте, и в зависимости от выделенных ведущих элементов структуры политической культуры были сформулированы различные ее определения.
За последние годы попытки социально-философского анализа различных проблем трансформации политической культуры в условиях глобализации были предприняты на уровне диссертационных исследований. Изучением данной проблемы занимаются современные ученые, такие как Р.А. Абдуллаева, В.В. Бурдейный, Г.А. Горбова, Х.М. Казанов, А.А. Кубанов, Е.В. Линник, Е.В. Литягин, А.С. Маслаков, В.И. Наседкин, И.В.Нестерчук, А.С. Паначева, Н.Н. Седых, Р.И. Соколова, А.И. Редель, В.Н. Фадеева, А.В. Шелудько и др.
Однако, высоко оценивая значимость проделанной учеными-гуманитариями работы, следует заметить, что исследования динамики политической культуры России до сих пор изучались лишь отдельными аспектами. Плодотворная во многом работа российских исследователей не привела пока к созданию целостной социально-философской модели политико-культурной динамики российского общества, которая учитывала бы все многообразие факторов, влияющих на изменения в российской политической
10 культуре, раскрывала бы сам механизм развития политической культуры в его целостном измерении.
Объектом исследования выступает процесс глобализации как качественно новый этап мирового развития.
Предметом исследования является воздействие глобализации на трансформацию политической культуры современного российского общества.
Цели н задачи исследования:
Цель: исследование механизмов влияния процессов глобализации на трансформацию политической культуры современного российского общества.
В соответствии с целью диссертационного исследования выдвинуты следующие задачи:
- исследовать основные социальные и идейные (историко-философские)
предпосылки глобализации;
выявить сущность и основные формы проявления современного процесса глобализации;
изучить основные формы и методы противодействия процессу глобализации;
уточнить содержание понятия «политическая культура», рассмотреть базовые научные концепции политической культуры;
дать социально-философский анализ истокам и методам формирования политической культуры в истории российского общества;
рассмотреть динамику современного российского общества под влиянием процессов глобализации;
выделить особенности развития политического сознания, как неотъемлемого элемента политической культуры, в условиях реформируемого российского общества;
проанализировать изменения в развитии российской политической культуры в условиях глобализации.
Теоретико-методологическая основа диссертации ориентирована на специфику объекта и предмета нашей работы.
Междисциплинарный характер изучения глобализации и политической культуры, обусловленный сложностью анализируемых процессов, потребовал использования следующих методов: диалектического, системного, структурно-функционального, сравнительного, синергетического, моделирования, исторического.
Теоретическую основу диссертации составляют классические работы и идеи отечественных и зарубежных мыслителей прошлого (Т.А. Алексеевой, Г. Алмонда, Аристотеля, Д. Белла, Н.Бердяева, С. Вербы, К.С.Гаджиева, Г.Гегеля, Т.Гоббса, А. Зиновьева, И.Ильина, И.Канта, С. Липсета, Дж. Локка, К.Маркса, А.С.Панарина, И.К. Пантина, Л. Пая, Ю.С. Пивоварова, Платона, СВ. Рукавишникова, А.И. Соловьева, А. Тойнби, О. Тоффлера, А. И. Уткина, С.Франка, С. Хантингтона, А.Н. Чумакова, М.А. Чешкова, О. Шпенглера и др.), а также монографии, диссертационные исследования, научные статьи, имеющие отношение к рассматриваемой теме диссертации.
Эмпирическая база исследования. В ходе исследования были рассмотрены материалы социологического мониторинга «Как живешь, Россия?», проводимого Аналитическим отделом стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН, в которых изучалась динамика ценностных ориентации россиян, происходящих в период кардинального реформирования российского общества за последние десятилетия. Результаты реформ позволяют нам судить о степени их влияния на трансформацию политического сознания, в том числе и политической культуры, в современных условиях. Эмпирическим объектом исследования выступало взрослое население России. Итоги социологических опросов содержатся в материалах журнала «Социологические исследования» («Социс»). Также в работе приводятся результаты социологических исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в июне 2006г., в которых выявляются уровень политической культуры населения современного российского общества.
Научная новизна данного исследования состоит в следующем:
- сущность глобализации рассмотрена в единстве онтологических и
гносеологических характеристик, как объективно существующее явление,
имеющее генезис, и как результат интеллектуального отражения в системе
социально-философского знания;
- выявлена сущность глобализации как явления комплексного и
противоречивого, заключающегося в переплетении процессов и тенденций
различной природы и различного значения во всех сферах общественной
жизни;
в работе осуществлено системное исследование альтернативных форм глобализации, представленных процессами регионализма и антиглобализма, а также проведен социально-философский анализ этих движений как в контексте мировых протестных сил, так и в рамках особенностей России;
предложено авторское определение понятия «политическая культура», раскрывающее ее через систему элементов, обеспечивающих механизмы взаимодействия личности, общества и государства;
- показаны роль и значение исторических событий страны,
существующего политического, экономического, социального положения в
контексте социально-философского анализа политико-культурного развития
современной России, которые наряду с глобализацией оказали свое влияние на
процесс трансформации политической культуры последнего десятилетия;
рассмотрена динамика современного российского общества под влиянием глобализации, как фактора, определяющего социокультурную среду взаимодействия традиционных и модернистских тенденций политической культуры;
проведен социально-философский анализ особенностей развития политического сознания россиян в условиях переходного общества, преодолевающего целый ряд противоречий, характерных для периода модернизации и последующего реформирования;
выявлено, что современная российская политическая культура в условиях складывающихся демократических отношений диалектически
13 содержит в себе элементы традиционной политической культуры российского общества дореволюционной и советской эпох развития государства, а также раскрыта специфика переходного состояния российского общества в его политической культуре.
На защиту выносятся следующие положения:
Глобализация как процесс имеет место не только как явление современности, но и как проявление более фундаментальных процессов, идущих из глубины веков. Однако превалирующей тенденцией в мировом развитии глобализация стала с 60-х годов XX века. Формирование глобалюации как явления проходило под влиянием социальных процессов и идейных предпосылок, способствующих в дальнейшем становлению универсальных связей и формированию единого человечества.
Глобализация представляет собой исторический этап развития социальной реальности, обусловленный объективными факторами более тесного сближения и взаимодействия различных частей целостного мира, имеющих различные культурные установки и находящихся на различных ступенях социально-экономического развития. Социально-философское осмысление сущности глобализации в целом показывает, что последняя, интегрируя различные институты и отношения определенных уровней социальной организации, не только объединяет, упорядочивает мир, но и стимулирует рост разнообразия мирового социального пространства.
Основными формами противодействия глобализации как мирового процесса являются тесно связашше с нею процессы регионализма и антиглобализма. Регионализм, являясь альтернативой глобализации, есть взаимосвязанный с нею процесс, означающий взаимозависимость стран, регионов и выход интересов хозяйственных субъектов за национальные границы, ограниченные региональными рамками. Возникновение и развитие качественно нового социального феномена - антиглобализма определяется, как неразвитое целое, с еще формирующейся структурой взаимосвязи и взаимодействия. Антиглобализм представляет собой с одной стороны, как
14 противоречивое социальное явление с негативными элементами, а, с другой, как позитивное, диалектическое отрицание глобализации.
4. Под политической культурой подразумеваются выработанные в ходе
исторического опыта ценности, представления, стереотипы, символы, образцы
политического поведения и традиции индивида, группы, государства,
позволяющие создавать и использовать политические нормы, правила и
механизмы взаимодействия личности, общества и государства, воплощающие
опыт предшествующих поколений.
5. Становление и развитие российской политической культуры
неразрывно связано с особенностями исторического развития российского
государства. Под влиянием исторических событий, а также факторов
политического, экономического и социального характера установились базовые
характеристики политической культуры российского общества, такие как
патернализм, подчинение государственной власти, уважение к сильной власти,
коллективизм, этатизм. Специфика российской политической культуры состоит
в том, что ее характерные черты носят устойчивый характер и преломляются в
современном политическом процессе в демократических формах и в меньших
масштабах, чем прежде.
6. Противоречия, проявившиеся в результате влияния процессов
глобализации на динамику российского общества, остро заявили о себе во всех
сферах социума. Современное российское общество продолжает оставаться в
переходном состоянии, а социальная система в неравновесном положении.
Следовательно, современное российское общество представляет собой
кризисный социум. Возникающая в настоящее время система глобальных
цешюстеи и отношений преломляется через кризисное состояние национальной
российской культуры и трансформирует традиционно существующие ценности
и отношения.
7. Современное российское политическое сознание отличается крайней
противоречивостью. В условиях противоборства взаимоисключающих друг
друга систем социокультурных норм и ценностей российское политическое
15 сознание до настоящего времени еще не обрело единства и целостности. Именно конфликт ценностей и социальных противоречий между элитой и другими слоями общества является одним из источников развития политического сознания россиян и детерминантой его особенностей.
8. Изменения, происходящие в российской политической культуре за последние два десятилетия, во многом связаны с процессами глобализации. Важными элементами влияния глобализации на политическую культуру российского общества являются стратегия деятельности в этих условиях политической элиты и политических партий, поддерживающих глобализацию. Процесс глобализации оказывает трансформирующее воздействие на систему факторов, формирующих личность, расшатывает старые традиционные системы ценностей. Признание права России задавать нормы и образцы политического поведения в современном глобализационном процессе возможно только на основе активной интеграции ее традиций в общий процесс постиндустриальной модернизации.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в уточнении основных понятий темы исследования, раскрытии механизмов воздействия процессов глобализации на трансформацию политической культуры, а также в выявлении современных тенденций, способствующих этому процессу.
Практическая значимость диссертационного исследования способствует выработке адекватных современности методов социального управления, предотвращения социальных конфликтов, рекомендациях по формированию политической культуры современного российского общества. Результаты проведенного исследования могут найти применение в объяснении наиболее общих закономерностей социально-исторического развития, а также в решении отдельных проблем экономической, социально-политической и культурной динамики современного российского общества, могут быть использованы в деятельности государственных органов, политических и общественных
объединений в интересах формирования политической культуры российского общества и его отдельных социальных групп.
Наиболее важные выводы диссертации могут быть использованы в преподавании учебных курсов «Философия», «Социальная философия», «Политология», «Социология», а также других дисциплин, рассматривающих проблемы глобального мира и политической культуры общества, а также при написании учебников и учебных пособий по социально-гуманитарным дисциплинам.
Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертационного исследования были изложены в выступлениях на теоретических семинарах кафедры философии и культурологии Армавирского государственного педагогического университета, в выступлениях на Армавирских философских Чтениях, научно-практических конференциях и в периодической печати. По теме диссертационного исследования опубликовано 10 работ общим объемом 4,6 п.л., в том числе, две статьи в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.
Структура работы:
Диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составил 192 страницы. Список использованной литературы включает 320 наименования работ, из них 30 наименований на иностранном языке.
Социальные и философские предпосылки глобализации
Одной из главных мировых тенденций новейшего времени стал процесс глобализации - исторический клин, рассекший привычную темпоральность политического, экономического, культурного и информационного пространства. Глобализация, то есть процесс все более возрастающего воздействия различных факторов международного значения на социальную действительность в отдельных странах, представляет собой объективную, наиболее заметігую и доминирующую тенденцию современного мирового развития.
Процессы глобализации затронули все сферы человеческой жизни, стали символом современного социального времени и пространства. Мировые интеграционные взаимосвязи коснулись не только основ социума, который под воздействием этих процессов трансформируется и меняет вектор своего развития, но затронули и каждого отдельного человека, способ его существования и смысл жизни. Процессы глобализации рассматриваются на стыке многих наук, отражающих определенную специфику рассмотрения проблемы. Изучением данной проблемы занимается и социальная философия.
В данной главе рассматриваются социальные и идейные (историко-философские) предпосылки возникновения процесса глобализации, понятие и сущность глобализации, основные формы и методы противодействия процессу глобализации с позиций социальной философии.
Сам термин «глобализация» входит в научный лексикон в 60-е годы XX века. К осознанию процессов глобализации в конце 90-х гг. XX столетия пришли через открытие глобальных проблем тридцатью годами раньше, хотя глобальные проблемы по сути своей не предшествуют глобализационным процессам, как-то может показаться на первый взгляд, а вытекают из них, являясь их порождением.
Глобализацию как процесс рассматривают как явление современности, или как проявление более фундаментальных процессов, идущих из глубины веков.
Процессы становления человечества как единого целого своими корнями уходят в далекое прошлое - к временам неолитической революции, в то время как подлинные черты такого единства стали обретать реальные контуры только с эпохи Великих географических открытий, а осознаваться наиболее проницательными умами стали и того позже - лишь со второй половины XIX -начала XX в. Среди тех, кто первым обратил внимание на актуальность этой тематики, были Н.А. Бердяев, Т. Мальтус, К. Маркс, B.C. Соловьев, Ф. Энгельс, а в дальнейшем процессы глобализации и их последствия серьезно обсуждались и исследовались В.И. Вернадским, Б. Расселом, А. Тойнби, П. Тейяр де Шарденом, А. Эйнштейном, К. Ясперсом и др. Таким образом, исследование целостности человечества и его единой судьбы как научное направлеіше, хотя и выкристаллизовывалось достаточно долго, объективно сформировалось лишь к середине 1960-х гг., предопределив не только появление многочисленных государственных и частных организаций, но и вовлечение практически всего гуманитарного и естественно-научного знания в новую сферу исследований.
Таким образом, глобалистика как особая сфера научных исследований и целостное миропредставление в основном сложилась к концу 1980-х гг. за счет исследования глобальных проблем современности и в последующем получила развитие за счет осмысления процессов глобализации, которые в то время еще оставались вне поля зрения ученых и специалистов, работавших в данной области.
Процессы становления новых международных отношений, ставшие объектом пристального внимания во второй половине 1990-х гг., и жаркие споры, развернувшиеся вокруг глобализации, ее природы, движущих сил и содержания этого понятия, высветили одну важную деталь. Даже в среде специалистов, обсуждавших различные аспекты глобализации, практически никак не упоминались глобальные проблемы, о которых еще недавно так много говорилось, и уж совсем не обращали внимания на то, какова связь между глобализацией и глобальными проблемами. Все, что касалось глобализации, рассматривалось в контексте становления новой реальности так, будто мировая проблематика никогда до этого не обсуждалась, а глобальные проблемы не были предметом пристального внимания ученых, в результате чего они получили определение, классификацию, соответствующий статус, отличающий их от всех остальных проблем, и т. п.
Когда процессы глобализации стали реальностью общественной жизни, они вызвали и соответствующие проблемы - теперь уже глобальные.
В силу известных причин глобальные проблемы оказались в центре внимания своим негативным влиянием на реальную жизнь людей. Поэтому перед мировым сообществом стала задача преодоления и устранения этих проблем. В этих условиях преобладал инструменталистский подход, когда полагали, что достаточно принять правильные решения, найти средства, ресурсы, которые станут инструментами таких решений, - и глобальные проблемы можно преодолеть. Но по мере исследования одних проблем открывались новые, тесно с ними связанные, и все в большей степени вырисовывалась довольно сложная система глобальных противоречий, которые усложняли работу ученых и специалистов.
Концептуальные основы исследования политической культуры
Вступив в новое тысячелетие с надеждой на то, что оно принесет габавление от многих бед, ошибок и разочарований, человечество связывает свое будущее с нравственным совершенствованием личности, ориентацией на гуманистические идеалы, воплотившиеся в богатстве культурного наследия человеческой цивилизации. Значительная роль в этом отводится политической культуре, которая регулирует сознание, поведение, поступки людей, сообразуясь с социокультурными, историческими особенностями различных этносов, выступает инструментом достижения стабильности и прогресса.
В нынешней действительности, когда политика все активнее вторгается в практическую жизнь, особенно важно учитывать роль и место политической культуры в общественной жизни, ее влияние на гражданскую позицию индивида.
Познание политической жизни любого общества невозможно без углубленного изучения его политической культуры. Именно она во многом объясняет истоки, характер и особенности конкретной политической системы, господствующий в обществе политический режим, политическое сознание и поведение общественных групп, динамику и направленность политических процессов. Вместе с тем каждый индивид является носителем политической культуры в той мере, в какой он социализируется в условиях данной конкретной социальной общности, и с этой точки зрения политическая культура составляет интегральную часть социокультурной системы. Усваивая и интегрируя господствующую в данном обществе политическую культуру, отдельный человек включается в многогранный и динамичный процесс властных отношений, совершает акт самовоспроизводства себя как политико-культурного существа.
Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их восприятие явлений внутренней и международной политики, оценку политических систем и режимов, правящих групп и отдельных политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества. Она открывает широкие перспективы для политического прогнозирования, разработки политического курса, принятия и реализации конкретных политико-управленческих решений.
Для того чтобы перейти к построению понятийно-категориального аппарата политической культуры необходимо определить специфику социально-философского рассмотрения данной проблематики. Рассмотрение понятия политическая культура, а также итогов ее исторической трансформации, является объектом исследования ряда гуманитарных дисциплин. Далеко не все они имеют непосредственное отношение к социальной философии. Поэтому необходимо определить, в чем же состоит особенность социально-философского подхода к анализу политической культуры.
Ценностный аспект социально-философских описаний касается не только фиксации специфики авторской позиции. Другим существенным моментом социально-философских исследований оказывается необходимость учитывать ценностные установки тех людей, которые участвуют в рассматриваемых процессах. Еще одной чертой социально-философского описания политических процессов является стремление их авторов к достижению системной целостности своих воззрений. Социально-философское исследование предполагает необходимость учета множества аспектов социальной жизни, не входящих прямо в структуру государственно-политических отношений.
Итак, социально-философский анализ динамики политической культуры предполагает исследование тех изменений, которые происходят в структуре общественных ценностей. Причем такое исследование должно носить рефлексивный и системный характер. Однако сама социальная философия состоит из множества несогласованных теорий, в основе которых лежит несколько различных моделей. Хотя все эти теории могут обладать перечисленными выше свойствами, они приводят к несовместимости основных определений, интерпретаций фактов и конечных заключений относительно оценки сложившейся в обществе ситуации.
Проблематика политической культуры чрезвычайно сложна и многообразна. Попытки осмысления политической жизни, доминантой которой является политическая культура, делались уже в глубокой древности с возникновения первых государственных образований. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка. Судя по сохранившимся источникам, у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического порядка. Примерно с середины I тысячелетия усиливается процесс рационализации политических взглядов, появляются первые политические концепции, носящие философско-этическую форму. Начало собственно теоретических исследований политики связано с именами Конфуция, Платона, Аристотеля и других древних мыслителей. Цель политики они видели в достижении высшего блага человека и государства. Так постепенно зарождается идея, что политика тесно связана с деятельностью человека, и ее характер во многом определяется этой деятельностью. Аналоги рассматриваемому понятию можно обнаружить и на древнем Востоке: в древнекитайской традиции - понятия «жэнь» и «жэнь чжэн», в древнеиндийской традиции - понятие «дхарма». Согласно западным и восточным традициям, культура и политическая культура нередко понимались как нечто духовное, идеальное, нематериальное.
Динамика современного российского общества в эпоху глобализации
Объективное содержание глобализации составляют разнородные по своему происхождению, сферам проявления, механизмам и последствиям процессы, что дает возможность и обязывает рассматривать глобализацию как качественно самостоятельную, сложную систему явлений и отношений, целостную в ее системности, но внутренне весьма противоречивую.
Суть нынешних глобальных процессов сводится к объединению нескольких, ранее разнородных культурно-политических регионов в единую интегрированную структуру. Отмечается, что такое объединение с необходимостью предполагает существенное изменение культурных ценностей, лежащих в основе массового мировоззрения всех участников этого процесса.
Процесс трансформации культурных ценностей в настоящее время происходит фактически во всех регионах мира. Причем речь идет не просто о распространении какой-то одной, ранее сложившейся системы ценностей, а о создании новой, до этого времени не существовавшей ценностной конструкции. В силу этого современная трансформация культурных ценностей не может рассматриваться как вестернизация, т.е. как распространение западной системы ценностей по всему миру. Хотя именно западная культура является основой для построения новой системы ценностей и отношений, она сама также оказывается неустойчивой в изменяющихся условиях. Так, ряд зарубежных авторов отмечает наличие ценностных трансформаций, происходящих в Западной Европе и США. Причем эти трансформации имеют определенные сходства с феноменами, происходящими на территории других государств, включая Россию. Все это говорит о том, что все участники мирового сообщества переживают возникновение новой общемировой системы отношений и ценностей.
Несмотря на то, что глобальная интеграция, по определению, носит общемировой характер, она имеет локальную, национально-государственную специфику. Процессы изменения старых систем ценностей происходят не мгновенно. В каждом культурно-историческом регионе, в которых сейчас идет процесс включения в общемировую политико-экономическую систему, наблюдается ситуация одновременного присутствия «старых» и «новых» ценностей, причем эти системы ценностей часто противопоставляются одна другой. Поэтому возникающая в настоящее время система глобальных ценностей и отношений преломляется через национальную культуру и взаимодействует с местными, традиционно существующими ценностями и отношениями. Хотя конечным итогом глобальной интеграции должна стать полная унификация всех обществ, пути достижения этой унификации, а также методы сопротивления ей, оказываются не унифицированными и зависят от культурной специфики региона, в котором эти процессы происходят.
Таким образом, глобальные интересы и отношения становятся существенным фактором в жизни современного общества, который влияет на природу его политического сознания и ведет к ее изменению.
В силу своего политико-географического положения в мире Россия оказывается вовлеченной в основные социальные процессы, происходящие на планете. С середины 80-х годов XX в. наша страна переживает период существенных изменений в области политики, экономики и культуры. В официально декларируемой российским правительством идеологии этот процесс представлен как переход от тоталитарной советско-коммунистической системы к новому демократическому устройству страны. Подобные изменения должны носить всеобщий, кардинальный характер и затрагивать не какие-то отдельные сферы общественной жизни, а касаться всех без исключения аспектов человеческих отношений. Речь идет не просто о смене формы государственного устройства или политического режима, а о необходимости перестройки духовной сферы общества, характерной для всех слоев населения.
Сегодня еще не выработана российская стратегия глобализации. Государство и общество не имеют пока четкого плана участия России в этом процессе. Но если оптимальное решение еще не найдено, это не значит, что оно не существует вовсе. Задача состоит в том, чтобы сформулировать и на официальном уровне принять документ, излагающий легитимную, то есть понятую и поддерживаемую общественностью, и законную, то есть соответствующую нормам международного права и Конституции страны и закрепленную специальным государственно-правовым актом российскую программу глобализации.
Однако в России широко распространено отрицательное отношение к идее глобализации. Аргументы ее противников можно свести к тому, что глобализация грозит потерей государственного суверенитета и иностранным вмешательством во внутренние дела независимых государств; означает на деле усиление американского влияния, вынуждает другие страны идти на уступки США; оторвана от нашей экономической реальности и не дает России никаких выгод. Глобализация рассматривается как прогрессирующая угроза безопасности России, ведущая к деградации оторванного от корневой системы общественного сознания, морали и нравственности, постепенной утрате национальной идентичности.