Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Управление социальными конфликтами в вузе на основе корпоративной культуры Тишина Елена Владиславовна

Управление социальными конфликтами в вузе на основе корпоративной культуры
<
Управление социальными конфликтами в вузе на основе корпоративной культуры Управление социальными конфликтами в вузе на основе корпоративной культуры Управление социальными конфликтами в вузе на основе корпоративной культуры Управление социальными конфликтами в вузе на основе корпоративной культуры Управление социальными конфликтами в вузе на основе корпоративной культуры Управление социальными конфликтами в вузе на основе корпоративной культуры Управление социальными конфликтами в вузе на основе корпоративной культуры Управление социальными конфликтами в вузе на основе корпоративной культуры Управление социальными конфликтами в вузе на основе корпоративной культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тишина Елена Владиславовна. Управление социальными конфликтами в вузе на основе корпоративной культуры : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Архангельск, 2007 207 с. РГБ ОД, 61:07-9/281

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. КОНФЛИКТ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ 18

1. История развития конфликтологической мысли: от Античности к философии Нового времени 18

2. Концепция конфликта в истории социально - философской мысли 19-20 веков 42

ГЛАВА II. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ 70

1. Типология конфликтов в вузах, динамика их развертывания 70

2. Корпоративная культура и групповые ценности субъектов образовательного процесса 87

ГЛАВА III. РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СНИЖЕНИИ КОНФЛИКТОГЕННОСТИ В ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 114

1. Ресурсы вуза как организации в формировании корпоративной культуры 114

2. Формирование конфликтной компетентности преподавателей и студентов вуза 135

3. Факторы конструктивного управления и разрешения конфликтов в вузе 154

Заключение 175

Приложения 181

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Современное российское общество находится в процессе трансформации. Модернизируется вся система социальных отношений, включая такой значимый ее элемент как образование. Поиск новой образовательной парадигмы требует серьезного теоретического анализа всех факторов, обеспечивающих переход отечественной системы образования, включая ее высшее звено на качественно новый уровень, отвечающий мировым стандартам.

Идет серьезная переоценка ценностей, традиционных установок, форм взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, что неизбежно приводит к возникновению конфликтных ситуаций, носящих не только мировоззренческий, но и аксиологический характер.

Конфликт не только сложный феномен человеческого общения, но и важное общественное явление, требующее антропологического и социально-философского осмысления. Только при широком дисциплинарном подходе возможно полное понимание феномена конфликта. Социально -философское осмысление конфликта позволяет определить его значение как социального явления и многомерность конфликта как объекта исследования. Конфликт всегда явление общественное, но понимание его только через социологические характеристики не позволяет определить его значимость для развития внутреннего мира человека, социальных структур и всего общества в целом, поэтому необходима общефилософская концепция конфликта как социального феномена.

Конфликт является понятием, смысл которого в обыденной жизни связан со столкновением, враждой, отчуждением, однако феномен конфликта наполнен философским аксиологическим содержанием и не всегда поддается рациональному анализу.

В современном обществе сложилось достаточно негативное отношение к конфликту. Только социологическое отношение к данному явлению привело к нивелированию ценности конфликта как к движущей силе общественного развития и всего общества в целом и, в частности, системы образования. Управление конфликтами позволяет формировать навыки общественного взаимодействия, конструктивного общения.

В этих условиях необходимы знания о способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных уровней. Исследование факторов, влияющих на выбор человеком конфликтных или неконфликтных способов поведения в проблемных ситуациях социального взаимодействия, выступает важнейшей задачей социальной философии. Российское общество находится на перепутье: либо в обществе утвердится культура соглашения, компромисса и поиска либо возобладают традиции прошлого, в соответствии с которыми оппонента надо победить, либо даже уничтожить.

Вместе с обществом симптомы социальных конфликтов поразили всю систему образования, так как нестабильность общества, социальная напряженность сказываются на состоянии образования, на отношения между студентами и преподавателями. Коммерциализация высшего образования, предстоящий переход на Болонскую систему могут существенно повлиять на развитие всей системы образования в России и на будущее страны.

Институт высшего образования в России реализует важную функцию формирования личности на основе овладения современными профессиональными и общеобразовательными знаниями, нормами поведения, культурой взаимодействия с людьми. Профессионально грамотный, культурно адаптированный специалист является основой социальной стабильности в обществе, гражданской социализации и нормативности поведения.

Высшая школа как социальная организация и элемент общественной структуры не может находиться вне противоречий и столкновений, переживаемых обществом. Это порождает проблемы в управлении учебным

процессом, снижает эффективность воспитания студентов, отрицательно влияет на уровень социального самочувствия профессорско-преподавательского состава.

Основным противоречием практики регулирования конфликтов преподавателей и студентов является несоответствие традиционных средств снижения конфликтогенности в коллективе в виде административного воздействия и изменения статуса студента, который стал полноправным субъектом учебного процесса.

Актуальность проблемы исследования конфликта в сфере высшего образования также обоснована следующим:

Во-первых, сложившейся социальной ситуацией в российском обществе, оказывающей значительное влияние на содержание и характер социальных процессов, происходящих в системе высшего образования, так как ее сложность и динамичность в определенных случаях способствует росту социальной напряженности в вузовских коллективах и обостряет противоречие между различными категориями преподавателей и студентов. Происходящая в обществе переоценка ценностей, и, как следствие, кардинальное изменение мотивационно-ценностной структуры личности студента, что является потенциальной основой конфликтной напряженности между субъектами образовательного процесса.

Во-вторых, изменения в содержании образовательного процесса, а также в статусе и социальной ориентации его субъектов, что вызывает необходимость выявления характера и содержания проблем образовательных организаций, влияющих на конфликтность между преподавателями и студентами как взаимодействующими в процессе образовательной деятельности субъектами.

В-третьих, объективной необходимостью внедрения в учебно-воспитательный процесс корпоративной культуры вуза, что позволило бы снизить конфликтогенность субъектов учебно-воспитательного процесса и стабилизировать протекание конфликта и его разрешение, разработать

б рекомендации по оптимизации различных социальных процессов в вузе, выработать основные направления формирования конфликтной компетентности студентов и преподавателей.

Необходимо привлечь внимание общества к феномену конфликта, который должен стать нормальным явлением социальной жизни. Возможность институционализации конфликта в современной жизни позволяет не искоренить конфликты, как таковые, а сформировать социально - философский подход, который дает возможность выявить значимые личностные и социальные функции конфликта, сформировать социальные модусы, такие как несовпадение ценностных позиций, отчужденность. Это позволяет увидеть истинные причины социальных конфликтов, снизить риск их возникновения в обществе.

Конфликт как социальное явление требует междисциплинарного анализа. Изучение деструктивных конфликтов и конфликтов девиантного поведения необходимо, но это прерогатива права и социологии. Педагогика изучает взаимодействие субъектов образовательных процессов и учет их возрастных особенностей. В рамках своей работы мы будем рассматривать возможности управления конфликтами на ценностной основе сформированной корпоративной культуры вузов. Философия всегда признавала ценность конфликта, его влияние на развитие общества, но положительное влияние оказывают только институционализированные конфликты, которые возможны в рамках единых аксиологических установок.

Степень разработанности проблемы и теоретические источники диссертации

В многообразии научных подходов, составляющих базу для формирования современных знаний о конфликте как о социальном явлении можно выделить следующие направления.

Работы Аристотеля, Платона отражают понимание природы конфликта античными мыслителями.

Новое восприятие конфликта мы видим в трудах философов Нового

Времени. Это, прежде всего, работы Гоббса, Локка, Руссо, которые положили начало новым взглядам на социальный феномен конфликта и осознания его ценности для развития человека и общества.

Философия XIX века и, прежде всего, работы Маркса рассматривает конфликт как противоречие между трудом и капиталом, между классами и считает конфликт (противоречие) движущей силой развития общества.

Русская философия обращалась к вопросу социального конфликта, как в русле марксистской теории, так и в русле христианской философии.

П.Чаадаев, В.Белинский, М.Петрашевский, А.Герцен считали, что главный конфликт в России носит общедемократический, гражданский характер. Это конфликт между деспотизмом, произволом власти и правами граждан.

Христианская философия обращалась к идее соборности, которая считала, что в русском обществе не место конфликтам, так как личность здесь растворяется в народе, религии и соборности.

Традиционно советскими философами исследовалась проблема противоречия на общесоциальном уровне. Считалось, что при социализме существуют только неантагонистические противоречия,- такая форма разрешения, как конфликт - явление очень редкое и обычно имеет место в виде внутриличностного или межличностного конфликтов, иногда в виде группового конфликта. Первой публикацией по проблеме конфликта в нашей философии является диссертация И.Ф.Смольянинова, защищенная в 1951 году.

В начале 60-х годов появляются работы, посвященные философскому анализу конфликта, в частности, Г. М. Штракса, чьи идеи на протяжении тридцати лет были основой изучения конфликта в философии. Г.М. Штракс трактовал конфликт как микросоциальное явление, характерное для некоторых конфликтных ситуаций, возникающих между отдельными личностями или внутри коллектива. Причины конфликтов отождествлялись с отклонениями от нормального хода развития, с пережитками прошлого. С 60-

х до начала 80-х годов проблема конфликтов в философии рассматривалась через призму неантагонистических противоречий.

В настоящее время изучение конфликта российскими философами идет по следующим направлениям: моральный конфликт в современном обществе, это наиболее разработанное направление, представленное как работами общего содержания, так и по конкретным областям; художественный конфликт как эстетическая категория; критический анализ современных конфликтологических концепций западных философов; разработка философской теории социального конфликта, что является наиболее перспективным направлением, пока здесь выработаны только общие подходы и принципы.

Конфликты в образовательной сфере рассматриваются, главным образом, как педагогическая проблема. Отдельные методологические, методические и практические вопросы регулирования конфликтов в вузе явились объектом исследования в рамках изучения института образования, социальных конфликтов применительно к различным сферам социальной жизни.

При исследовании проблем функционирования института образования учеными В.И.Добреньковым, В.Я.Нечаевым, Т.Н.Кухтевичем, М.И.Руткевичем, Н.А.Прудель, Ф.Э.Шереги, В.Г.Харчевой, В.В.Сериковым, Ф.Г.Зиятдиновой, И.М.Ильинским, В.А.Лапшовым, М.П.Карпенко, Ю.Г.Фокиным, М.М.Рыбаковой и другими раскрывалась его социально регулирующая функция, производился анализ ее реализации в современных условиях, осуществлялось изучение практики социального управления процессом образования, изменение статуса и обеспечения социальных норм поведения и деятельности администрации, преподавателей и студентов в учреждениях образования, условия и факторы обеспечения компетентности преподавателей в общении с обучаемыми, механизмы конфликтного взаимодействия между субъектами образовательного процесса, а также пути их предотвращения и прекращения.

Проблемы природы и сущности конфликтов как феномена
общественной жизни, определение способов их предотвращения и
регулирования разрабатывались как отечественными, так и зарубежными
учеными: О.М.Рыжковым, А.В.Глуховой, А.В.Морозовым,

А.В.Дмитриевым, В.Н. Кудрявцевым, А.Я. Анцуповым, А.И.Шипиловым, В.П.Ратниковым, В.Ф.Голубь, Г.С.Лукашевой в рамках различных гуманитарных наук: философии, психологии, экономики, политологии, права, а также в отдельной системе знания - конфликтологии.

Важные научные исследования по проблемам конфликта были проведены А.В.Дмитриевым, А.Г.Здравомысловым, А.К.Зайцевым, в рамках частных социологических теорий: социологии институтов, организаций, личности, социологии управления. В последней отдельный интерес представляют работы по изучению механизмов регулирования социальных конфликтов, изучение социологических аспектов производственных конфликтов в целом, а также конфликтов между руководителями и подчиненными в процессе профессиональной деятельности в частности.

Большую роль в изменении взглядов на социальный конфликт оказали работы А.Маслоу, У.Мастенбрука, Дж.Ритцера, Р.Фищера, Р.Дарендорфа, Л.Козера, которые считают социальный конфликт нормой общественной жизни, раскрывают смысл и назначение конфликта в развитии общества.

Изучение конфликта с позиции социальной философии, отличительных особенностей конфликта как социального явления, исследование истинных социальных причин конфликта позволяет транслировать в обществе новое отношение к конфликту, раскрыть его позитивные возможности. Сложность исследования определяется целостностью конфликта как социального явления и многомерностью типов и видов конфликтов как объекта исследования.

Несмотря на большой интерес к исследованию конфликтов в различных сферах социальной жизни, на данный момент проблема управления и разрешения конфликтов в вузе не имеет фундаментального

теоретического обоснования, что обусловило выбор темы исследования. На наш взгляд, конфликт как ценностно-ориентированное противоречие требует комплексного анализа: философского, социологического, педагогического, культурологического.

Объект исследования

Объектом исследования является конфликт в системе высшего образования как социально-философский феномен.

Предмет исследования

Предметом исследования является содержание, механизм, факторы и пути оптимизации процесса регулирования конфликтов в учебной деятельности.

Цель исследования

Цель диссертационного исследования заключается в социально-философском осмыслении и определении понятия и функций конфликта в современном вузовском образовании, в выявлении влияния ценностно-ориентированной корпоративной культуры на механизм и факторы регулирования конфликтов в вузе, а также разработке путей формирования конфликтной компетентности преподавателей и студентов.

Задачи исследования:

Уточнить сущность и содержание конфликтов в высших учебных заведениях, выявить их типологию.

Обозначить ценностно-нормативные ориентиры деятельности студенческой группы.

Определить какие ресурсы вуза необходимо использовать для снижения конфликтогенности субъектов учебно-воспитательного процесса.

Описать механизм влияния корпоративной культуры вуза на управление конфликтными ситуациями.

Раскрыть основные пути формирования конфликтной компетентности преподавателей и студентов.

В условиях перехода высших учебных заведений на европейский стандарт образования в рамках Болонского соглашения, а также изменения роли субъектов образования с нормативным закреплением их юридического статуса, как участников гражданско-правовых отношений на рынке образовательных услуг, повышение требовательности к содержанию обучения, формирование ценностно-ориентированной корпоративной культуры вуза может выступить как социальный механизм разрешения конфликтных противоречий и согласования статусно-ролевых позиций преподавателя и студента.

Основным фактором обеспечения оптимального разрешения конфликтов субъектов образовательного процесса является целенаправленное формирование необходимых ценностных установок студенческой группы и утверждение корпоративной культуры для снижения конфликтогенности коллектива и повышения конфликтной компетентности студентов и преподавателей.

Теоретические и методологические основы диссертационного исследования.

Методологической основой исследования является совокупность принципов системности, диалектического подхода, сочетания общего, особенного и единичного, исторический и сравнительный методы анализа.

В первой главе диссертационного исследования используются
преимущественно сравнительно-исторический метод, который

обосновывается необходимостью дополнить хронологическое и фактологическое описание развития конфликтологии, поиском взаимовлияния различных подходов, выявлением мотивационного механизма явления. Сравнение в рамках данной работы происходит в разных системах координат - европейской, американской и российской, рассмотрение трансформации подходов к конфликтам, как общественному явлению. В ходе развития конфликтологии происходило обогащение содержания конфликта демократическими и либеральными элементами, усиления ценностной

этической мотивации. Ключевыми методами исследования влияния корпоративной культуры вуза, его социокультурных ценностей на поведение в конфликтах субъектов образовательного процесса в данной работе являются методы экстраполяции и интепретации. Применяя экстраполяцию автор основной упор делает на формирование корпоративной ценностно -ориентированной культуры вуза, как одного из формирующих факторов организации и ее субъектов. Интерпретация позволяет создать новые нормы конфликтного поведения, обогатить учебный процесс формированием конфликтной компетентности студентов и преподавателей. В связи с использованием интерпретации возникла возможность формирования адекватной новым реалиям образования системы корпоративных ценностей вуза и восприятия конфликта как нормы социальной жизни.

Методологическая и теоретическая основа исследования обусловлена самим феноменом конфликтной ситуации, ее сущностью, структурой, динамикой, логикой развития. Автор стремится избежать произвольно структурированных, умозрительных схем. Исследование опирается на системный подход, основанный на структурно-функциональной концепции конфликта, выделяющий при регулировании конфликта как системы функции поддержания конвенциальных норм, ценностей, присущих малым группам и вузу в целом. Также используются положения теорий организации и социального управления.

По своему содержанию работа носит междисциплинарный характер, используются положения философии, педагогики, социологии, конфликтологии, принципы управления и организационного проектирования.

Методы исследования включали в себя контент-анализ документов вузов (Череповецкий государственный университет, Институт бизнеса и права - г. Санкт-Петербург, Столичный гуманитарный институт - г. Москва, Университет Российской академии образования - г. Москва), анкетирование студентов, опрос участников конфликтного взаимодействия среди преподавателей и студентов, ситуативный анализ конфликтных ситуаций в

учебной деятельности. Использована авторская методика обработки данных исследования, использующая корреляционный и факторный методы анализа.

Эмпирической базой диссертационной работы стали результаты исследования при подготовке написания учебника "Юридические аспекты социальных конфликтов", а также исследования, проведенные автором в Череповецком государственном университете, Институте бизнеса и права (г. Санкт-Петербург), Столичного гуманитарного института, Университета Российской академии образования, среди преподавателей и студентов, обучающихся на бюджетной и внебюджетной основе. Различными методами исследования - анкетированием, опросом, наблюдением, контент-анализом было охвачено 650 студентов и преподавателей, что позволило получить данные об особенностях протекания конфликтов в вузе и внести предложения по пути оптимизации регулирования конфликтных ситуаций.

Научная новизна исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем на основе системного подхода разработана концепция влияния ценностно-ориентированной корпоративной культуры вуза на регулирование конфликтов в учебной деятельности преподавателей и студентов. В процессе реализации основной цели и связанных с ней исследовательских задач в диссертации были получены следующие, имеющие научную новизну результаты.

На основе теоретической разработки предметного содержания понятия "конфликт" обосновано объективное влияние ценностей студенческой группы на протекание конфликтной ситуации и необходимость сочетания административных мер по разрешению конфликта и формирование личностно-ориентированной модели воздействия на субъектов конфликта в вузе, с обеспечением одинаково понимаемых ценностей содержания обучения и воспитания как функциональной основы взаимодействия студентов и преподавателей.

Обоснованы основные пути снижения конфликтогенности коллектива

высшего учебного заведения через формирование ценностных установок студенческой группы, внедрение корпоративной культуры вуза как образца единых поведенческих норм, формирование конфликтной компетентности преподавателей и студентов.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что уточнение теоретических представлений о сущности конфликтов в высшем учебном заведении и наиболее характерной типологии, позволяет расширить методологическую базу для управления конфликтными ситуациями в вузе и рассмотреть конфликт как социальный феномен и ресурсы вуза как организации для минимизации конфликтных ситуаций, для обеспечения лучшей функциональности учебного процесса.

Материалы исследования позволяют выделить конвенциальные нормы и ценностно-мотивационньге основы взаимодействия в конфликтных ситуациях. Также они могут сыграть определенную роль в работе "конфликтной мастерской студентов" по выявлению и управлению конфликтов учебной деятельности.

Автор считает, что конфликт в вузе есть специфическая форма социального взаимодействия. Конфликты в вузе представляют собой процесс разрешения социальных противоречий, возникающих в учебно-воспитательном процессе, обретающий особую форму социального взаимодействия, для которой характерна повышенная степень несовпадения ценностно-нормативных установок субъектов конфликтного взаимодействия.

Поэтому, на наш взгляд, механизм (система) управления и регулирования конфликтами в вузе должны включать в себя: создание корпоративной культуры, влияющей на обеспечение статуса субъектов образовательного процесса, основанной на равенстве прав и обязанностей преподавателей и студентов, уважения их личного достоинства, которое позволило бы регулировать конфликты на основе социального компромисса и взаимных уступок; направленное формирование ценностей и норм

студенческой группы на основе корпоративной культуры, связанных с обеспечением функционального взаимодействия в конкретных условиях образовательной организации, освоения программы, учета специфики вуза; модель конструктивного управления конфликтами в вузе в процессе учебной деятельности должна быть разработана на основе системного и структурно-функционального подхода, который состоит в определении путей формирования конфликтной компетентности студентов и преподавателей на основе ценностно-ориентированной корпоративной культуры.

Апробация работы.

Апробация исследования. Основные теоретические положения и практические выводы использовались в авторском учебном пособии "Юридические аспекты социальных конфликтов" (7,5печатных листов), в деятельности студенческой конфликтной мастерской Череповецкого государственного университета, в преподавании курса "конфликтология" по специальностям "социология" и "связи с общественностью". Выступления на научных конференциях: Основные положения диссертации были представлены в докладах на научных конференциях;

  1. Региональная конференция ЧГУ - Череповец, 4-7.11, 2005г.

  2. Всероссийская конференция "Разработка моделей компетенции специалиста. Технологии реализации". - г. Череповец,20-25.12.2005г.

  3. XII международная конференция Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ" им. В.И.Ульянова (Ленина) "Современное образование: содержание, технологии, качество."- Санкт-Петербург, 18-20.04.2006 г.

  4. Четвертая всероссийская научно-техническая конференция 18-21.02. 2006г., г. Вологда.

  5. Всероссийская научно-методическая конференция "Модернизация образования. Региональный аспект" 15-17 мая 2006г, г.Вологда.

  6. Региональная научно-практическая конференция "Современные

16 социальные процессы и проблемы фундаментальной подготовки специалистов в вузе и школе" 3-5 декабря 2006г, г.Череповец. По теме диссертации опубликованы следующие работы:

  1. Тишина Е.В. Управление социальными конфликтами в трудовом коллективе // Тезисы докладов научно - практической конференции (Ресурсный подход и подготовка к управлению кадрами ) - Череповец: Издательский дом Череповец 2005.- с. 19-22

  2. Тишина Е.В. Индивидуальные трудовые конфликты // Тезисы докладов научно - практической конференции (Разработка моделей компетенции специалиста. Технологии реализации) - Череповец: ЧГУ, 2005.- с.31 -34

  3. Тишина Е.В. Формирование конфликтной компетентности преподавателей и студентов вуза // Современное образование: содержание, технологии, качество: Материалы XII международной конференции. В 3 т. Т. 1 - Санкт-Петербург, СПГЭУ, 2006.- с.30-32

  4. Ковалева Г.А., Тишина Е.В. Управление социальными конфликтами в вузах РФ// Вузовская наука - региону: Материалы четвертой всероссийской научно - технической конференции. В 3 т. Т.2.- Вологда: ВоГТУ,2006.-с.419

  5. Гужавина Т.А., Тишина Е.В. Проблемы молодежи глазами студентов социологов // Вузовская наука - региону: Материалы четвертой всероссийской научно - технической конференции. В 3 т. Т.2.- Вологда: ВоГТУ, 2006,- с. 324-326

  6. Смирнова О.В., Тишина Е.В. Структура вуза как институциональный ресурс корпоративной культуры // Модернизация образования. Региональный аспект. Материалы третьей всероссийской научной конференции. В 2 т. Т. 1. - Вологда: ВоГПУ, 2006. - с Л10-112.

  7. Тишина Е.В, Конфликтная компетенция как часть образовательного процесса // Современные социальные процессы и проблемы фундаментальной подготовки специалистов в вузе и школе : Материалы шестой региональной научно - практической конференции. - Череповец,

ЧГУ, 2006.- с.26-28

  1. Тишина Е.В. Юридические аспекты социальных конфликтов // Тишина Е.В.- Череповец: ЧГУ? 2004.- 135 стр.

  2. Смирнова О.В., Тишина Е.В. Роль корпоративной культуры в разрешении конфликтов в вузах // Ярославский психологический вестник. Выпуск 18. Москва - Ярославль: Издательство: "Психологическое общество", 2006. -с. 154- 156.

Ю.Тишина Е.В. Корпоративная культура как системообразующий фактор учебного процесса// Вестник Поморского университета, Серия "Гуманитарные и социальные науки" - 2006г, № 6. -с. 61-67.

П.. Смирнова О.В., Тишина Е.В. Структура вуза как институциональный

ресурс корпоративной культуры// Модернизация образования.

Региональный аспект. Материалы третьей всероссийской конференции.-

Вологда: ВоГТУ, 2006. - с.222-224.

Структура работы,

Структура диссертации включает в себя введение, три главы,

заключение, список литературы, приложение.

История развития конфликтологической мысли: от Античности к философии Нового времени

Социально-философский анализ такого сложного явления как конфликт подразумевает исследование всего комплекса конфликтологического знания, накопленного за тысячелетия человеческой истории.

Для построения философской конфликтологической концепции необходимо учитывать все аспекты эволюции данного явления, которые нашли своё отражение в трудах учёных прошлых столетий и современности, чему посвящена первая глава данного исследования.

Сложно утверждать о наличии конфликтологической парадигмы в философских системах древних мыслителей, так как понятие социальный конфликт ими практически не употреблялось. В данном параграфе рассматриваются образы конфликтологического знания, как первый опыт выделения в философии проблемы конфликтных взаимодействий между людьми, природой и обществом.

Историко-философский анализ социальных противоречий и конфликтов представляет для нас значительный интерес по целому ряду причин. Философское наследие прошлого содержит в себе значительный исследовательский потенциал, и в современных кризисных условиях оказываются востребованными многие идеи, зародившиеся ещё на заре человеческой цивилизации. Это знание помогает глубже понять природу человека, как носителя конфликтных отношений, позволяет охватить весь комплекс представлений по проблеме конфликтов в обществе, сложившийся за долгие века развития человеческой мысли. Рациональные попытки объяснить сущность социального конфликта мы встречаем в период становления античной философии в VI-V веках до н.э. Древнегреческий философ Гераклит стремился связать свои рассуждения о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания. Единственный всеобщий закон, царящий в Космосе, - это "война - отец всего и царь всего. Одним она определена быть богами, а другим людьми, одних она сделала рабами, других свободными"(33, 15). В этих словах содержится одна из первых попыток рационально обосновать позитивную роль борьбы в процессе общественного развития. Но вместе с тем древнегреческий философ отмечал, что кроме вражды в мире есть место и для гармонии: "Всё сущее сложено в гармонию через противообращё нность. Универсум попеременно то един и связан дружбой, то множествен и сам себе враждебен в силу некоей ненависти"(33, 200-201). Человек в философии Гераклита ещё слит с общим порядком космоса, является лишь его составной частью. Мир людей и природа описывается одними категориями. Поворот в представлениях о месте человека в мире, его природе начинается с учений софистов. Они искали основы человеческого существования в самом человеке. Софисты впервые обратились к человеческой субъективности, и отделили разум от первоначала, вдохновили человека к активной, деятельной, самостоятельной жизни.

Проблема человеческого бытия становится центром философского учения Сократа. Его идеи это "первый антропологический поворот" в истории философии. "Познай самого себя" - это знаменитое изречение великого мыслителя обращает нас к индивидуальному самосознанию. Главной задачей своей жизни он считал обучение человека мышлению, умению находить в себе духовное начало.

Сократ пытался разрешить несоответствие, присущее жизни человека и порождаемое им социальное зло (социальные конфликты) - человек стремится к добру и одновременно творит зло. Исходя из того, что люди по природе своей не могут тяготеть к злу, философ сделал вывод, что они совершают дурные поступки по собственному незнанию, что есть добро, и что есть зло: "никто не стремится к злу по своей вине, а лишь по неведению; те, кто не знает, что такое зло, стремятся не к нему, а к тому, что кажется им благом"(61, 223). Счастье, по мнению великого мыслителя, есть осознанная добродетель. Разум и нравственность в своей основе тождественны. Познание истинного блага возможно усилиями разума, что ведёт к счастью и благоденствию.

"Этический рационализм" Сократа вывел вопрос о противоречивой сущности человека в сферу основополагающих философских проблем. Соответственно, решение социальных проблем и порождаемых ими социальных конфликтов зависит от самого человека.

Взгляды великих античных мыслителей периода классической греческой философии Платона и Аристотеля формировались под воздействием социально-политических процессов, происходивших в греческих полисах. В предсмертных судорогах погибал греческий классический полис, шли к полному разложению его классы и сословия.

Эта ситуация безусловно накладывала отпечаток на представления философов о добре и зле, о справедливости и законе, а также о прекрасном и безобразном. Платон ясно увидел, что современное ему общество идёт к гибели, что совершенно не на что опереться ни в общественной, ни в политической жизни, что нужно избрать какой-то свой путь. В своих общественно-политических взглядах он стал "идеологом" и "реставратором" прошлого, что отразилось в утопической модели идеального государства, где конфликты преодолевались благодаря мудрым законам.

В античной философии жизнь человека осмысливалась как моральное бытие. Нравственная деятельность человека направлена на него самого, на развитие заложенных в нём способностей, особенно духовно-нравственных сил, на совершенствование его жизни, т.е. на достижение человеком высшего блага. По мнению Сократа, неспособность людей достичь счастья объяснялась их незнанием того, что есть добро и зло. Его ученику Платону уже было недостаточно такого объяснения. Как часто оказывалось, что люди, обладающие истинной добродетелью и пытающиеся развить это качество в других, становились изгоями. Они не только не добивались счастья, но и могли погибнуть. Судьба Сократа была тому примером. Это противоречие заставило Платона пересмотреть все жизненные основы современного ему общества. Осуждение и смерть учителя, по существу, разрушили в нём веру в силу разумного убеждения. Философ искал выход из окружающих его социально-политических отношений. Выходом оказалась утопия, в которой отражены первые модели построения внутренне бесконфликтного общества.

В соответствии со своей концепцией, древнегреческий философ поднял вопрос о противоречивой сущности человека. Он считал тело (как материальное составляющее) темницей души (117, 437-438), а чувственные влечения - цепями, которые сковывают душу и привязывают её к чему-то чуждому ей (телу) (117, 47). В "Кратиле" душа рассматривается как причина жизни тела, а тело - могила души. Чувства отклоняют человека от его истинного назначения и влекут к низменному, порочному. Лишь избавившись от вожделений и страстей с помощью разума, человек, согласно Платону, освобождается от этого мира и устремляет свой духовный взор к высшей (идеальной) действительности. Философ рассматривал человека как неполноценное существо ("Федр", (117, 181-182)) в силу его раздвоенности между внутренним предназначением и внешним осуществлением этого назначения. Поскольку душа, по Платону, бессмертна, то материальный мир чужд ей. Она временно находится на Земле в оковах тела и рано или поздно вернётся на свою истинную небесную родину (117, 84).

Типология конфликтов в вузах, динамика их развертывания

Дифференциацию образовательных конфликтов можно соотнести с принятыми в современной философии теоретическими моделями: либеральной, авторитарной и моделью "конфликт-столкновение".

Согласно либеральной модели конфликты повсеместны, неизбежны, поскольку общество состоит из разных социальных слоев с различными интересами. Американский социолог Р. Парк называл конфликт основным видом взаимодействия наряду с соревнованием, конкуренцией, приспособлением (адаптацией) и ассимиляцией.

Конфликт воспринимается не как благо само по себе, но как неизбежный способ разрешения противоречий. Обилие мелких предпочтительнее одного, который ведет к революции, гражданской войне.

Конфликт не только неизбежен, он необходим в обществе, где как мерило всех вещей утвердился человек. Конфликт рассматривается как результат и проявление сложности социальной организации общества. И чем сложнее и многообразнее организация, тем больше вероятность возникновения столкновений. Поскольку вуз - сложная, динамичная и открытая система, то возникновение в нем конфликтных ситуаций -естественный и ожидаемый процесс

Вторая модель - авторитарная, согласно авторитарной или элитарной модели конфликты отражают противоречие не столько между отдельными группами, сколько между элитой и массой. Борьба здесь возникает в том случае, если власть сосредотачивается в руках незначительной части людей.

Элитарная модель конфликта частично отражает тот же уровень противоречия, что и ленинская теория революционной ситуации. В обоих случаях внимание акцентируется на обострении противоречий между верхами и низами. Однако концептуально два подхода противоположны. Главной проблемой элитарной модели является критика верхов во имя сохранения стабильности. Умный преподаватель, руководитель не только не накажет "возмутителя спокойствия", "крикуна" но и обязательно сделает правильные выводы, так как многие недостатки лучше видны снизу, чем сверху. Такую модель можно также назвать консервативной моделью. Согласно консервативной модели, конфликты верхов и низов разрешимы, если точно определены объекты противоречий, факторы их обострения. Консервативная модель - ориентир на реформы во имя стабильности. Так как вуз - иерархически организованная структура, то противоречия между администрацией, профессорско-преподавательским составом и студенческим сообществом также имеют место быть.

Согласно авторитарной модели, кризисы возникают в результате действия ряда факторов. Внешние факторы - соревнование между группами участников конфликтов, борьба за владение различными благами, приближение к власти. Внутренние факторы - развитие новых моделей отношений, внедрение новых методик обучения, новых идеологий. Исход авторитарного конфликта в решающей степени зависит от мудрости лидеров, от умения прогнозировать последствия тех или иных шагов. В элитарной модели огромное значение имеет анализ реальных мотивов и действий конкретных участников. Выделение в авторитарном конфликте составных, четкое определение содержания и сил, стоящих за ними, позволяет формулировать основные условия разрешения кризиса. С точки зрения Т. Джонсона и Дж. Тилла самый серьезный авторитарный конфликт- конфликт ценностей, когда элита является приверженцем старой идеологии, а массы полностью изменили свои ценностные установки, в итоге идет полное непонимание и потеря контроля над управлением. Зачастую так и происходит в наших учебных заведениях: быстрая смена мировоззрения, отсутствие национальной идеи, забвение традиционных ценностей, приводит к тому, что преподаватели и студенты имеют различные моральные принципы, нравственные установки и политические убеждения. В результате происходит разрыв поколений, потеря исторической связи, порядок и спокойствие поддерживается только подавлением и силой

В начале своей работы, диссертант считал, что конфликты социального равенства и неравенства не характерны для высших учебных заведений, т.к. студенты изначально поставлены в одинаковое социальное положение. Однако, проведенные исследования показали, что это не так; студенты приходят из совершенно разных социальных слоев и имеют различные ценностные ориентации.

Так 15% респондентов среди студентов назвали свои семьи обеспеченными и очень обеспеченными, 20% считают, что доходы их семьи ниже прожиточного минимума(186). В данном случае, конфликты могут быть спровоцированы не вечными инстинктами, а уровнем социальных притязаний, сопоставлением себя с другими людьми. Важны не сами по себе потребности, а средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества. У студентов ВУЗов возникает вопрос не только о равенстве и неравенстве в уровне благосостояния, но и в сопоставлении жизненных шансов различных социальных групп.

Третья модель - конфликт-столкновение - чаще всего описываемая и встречающая форма конфликтов между студентами и преподавателями. Проявления этой формы весьма многообразны. В одних случаях столкновение выражается исключительно в борьбе и попытках противника обезоружить друг друга. Примером этого может быть ситуация, когда кого-то пытаются дискредитировать с помощью интриг, ложных обвинений и т.п. В других случаях столкновения больше похожи на поединки. Главное к чему здесь стремятся партнеры - это доказать свое преимущество над другими. Иногда основной целью является установление господства над другими студентами, с тем, чтобы подчинить их своим интересам или использовать их ради собственной выгоды.

Среди различных форм столкновений можно найти и такие, которые содержат конструктивные и ценные начала как для участников столкновений, так и для других людей и даже целых сообществ. Конструктивные интеллектуальные споры, конфронтация разных позиций могут приносить определенную пользу и удовлетворение, могут помочь улучшить ситуацию в учебном коллективе. Общение в форме столкновения является результатом индивидуальных различий между студентами и возникает тогда, когда поступки индивидов- участников одной ситуации -имеют аналогичную направленность. Столкновение бывает следствием несовпадения установок, чувств, стремлений, целей, моделей поведения и способов мышления.

Ресурсы вуза как организации в формировании корпоративной культуры

Философское осмысление роли ценностной ориентации в создании корпоративной культуры вуза и ее влияние на разрешение конфликтных ситуаций находится в стадии своего интенсивного формирования.

С точки зрения темы исследования представляют интерес следующие вопросы: какие ресурсы вуза как организации могут влиять на конфликтные ситуации; какие ценности необходимы для создания корпоративной системы вуза; пуги формирования корпоративной культуры; их влияние на подготовку субъектов образования к разрешению конфликтов. В советской философии очень долго бытовало представление об идеале бесконфликтного человека, находящегося в мире с самим собой и с окружающей действительностью. Он абсолютно свободен от эгоизма, корысти, жадности, зависти, в отношениях с людьми его характеризует альтруизм. Считалось возможным воспитание такого человека, целенаправленно ориентируя его на сотрудничество и избегание конфликтов. Новые парадигмы в социальной науке, утверждающие неизбежность конфликтов в обществе, обусловили изменение в содержании воспитательных задач, стоящих перед высшими учебными заведениями. Теперь считается необходимым не избегать конфликтов, а управлять ими и создавать ценностно-ориентированную корпоративную культуру, позволяющую успешно социализировать студента. Именно система ценностей может стать основой для разрешения конфликтов.

С точки зрения рационально-прагматического подхода поведение человека в конфликте основано не на выборе лучшей стратегии поведения, а на повторении привычных стереотипов, даже если они ведут к заведомому проигрышу. Это мнение разделяют А. Я. Анцупов, Л. А. Петровская, Б. И. Хасан, А.И.Шипилов (7, стр.24). Они считают, что необходима специальная конфликтологическая подготовка, которая позволила бы расширить диапазон стратегий конфликтного поведения и научила бы рационально использовать их с учетом реальной ситуации. Освобождение от стереотипов делает возможным любой выбор поведения, который обеспечивает наибольший успех. К числу необходимых знаний и умений они относят в когнитивной сфере следующие знания по теории и практике конфликтологии:

умение анализировать и прогнозировать конфликт, умение находить адекватные варианты поведения;

способность контролировать свои эмоции в конфликте, сохранять самообладание, проявлять терпимость и эмпатию;

навыки планирования своих действий, применение различных стратегий поведения, проявление гибкости при достижении цели.

Аксиологический подход в своих работах используют Асмолов А.Г., Бодалев А.А., Ковалев Г.А., Лихачев Б.Г., Михайлова Г.В(10, 35). Здесь действия человека в конфликте зависят от его ценностной ориентации, они не рациональны и прагматичны, а опираются на принципы гуманизма, терпимости, сотрудничества. Использование этих принципов позволяет минимизировать потери и предупредить развитие деструктивных конфликтов.

Данный подход представляет наибольший интерес в контексте нашей темы, т.к. он дает представление о ценностях корпоративной культуры.

В структуре корпоративной культуры высшего учебного заведения можно выделить три основных компонента

студенты и их ценностные ориентации;

организационная структура вуза;

профессорско-преподавательский состав и его ценностные ориентации.

Прежде чем рассмотреть подробнее основные группы ресурсов в обеспечении формирования ценностно-ориентированной корпоративной культуры вуза и на их основе сформулировать модель конструктивного разрешения конфликта, обратимся к анализу возрастных особенностей и социальной статусной ситуации студентов учебных заведений. Именно студенты являются основными субъектами и в то же время ресурсом корпоративной культуры вуза.

Студенчество — это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессиональная категория сложилась со времени возникновения первых университетов в XI—XII вв. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых преимущественно умственным трудом. В наше время студенчество- это особая общественно - значимая пора жизненного пути личности.

По Б. Г. Ананьеву, "жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения" (4, 12). Отправная точка жизненного пути, а соответственно и сам путь, определяется прежде всего семейными факторами: места жительства семьи, ее социальным, экономическим, политическим и правовым положением, духовной атмосферой, стратегией и тактикой воспитания (4, 14).

Дальнейшие фазы жизненного пути тесно связаны с возрастными стадиями онтогенеза. Общепринятого деления жизненного пути на фазы пока не существует. Ш. Бюлер, чья концепция получила широкую известность, предложила выделить пять фаз жизни по критериям доминирующей мотивации и объема жизненной активности в зависимости от возраста. В соответствии с этой концепцией время обучения в вузе для большинства студентов приходится на вторую фазу - фазу проб и поиска (профессии, спутника жизни и т.п.), когда жизненные цели часто неопределены и подвержены изменениям.

В социальном аспекте студенчество, по сравнению с другими группами населения, отличается относительно высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время, студенчество — социальная общность, характеризуемая высокой социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому студенту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности. В русле личностно - деятельностного подхода студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач. Реализация данной идеи вполне может быть реализована в отношениях преподавателей и студентов.

Особенно бурно в период вузовского обучения идет развитие специальных способностей. Будущий специалист впервые сталкивается со многими видами деятельности, являющимися компонентами его профессии, поэтому на старших курсах необходимо уделять особое внимание диалоговым формам общения со студентами, в частности, в процессе выполнения ими курсовых и дипломного проектов, прохождения практик и т.п.

Похожие диссертации на Управление социальными конфликтами в вузе на основе корпоративной культуры