Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозно-этические основы традиционной культуры вайнахов Исаев Эди Асуевич

Религиозно-этические основы традиционной культуры вайнахов
<
Религиозно-этические основы традиционной культуры вайнахов Религиозно-этические основы традиционной культуры вайнахов Религиозно-этические основы традиционной культуры вайнахов Религиозно-этические основы традиционной культуры вайнахов Религиозно-этические основы традиционной культуры вайнахов Религиозно-этические основы традиционной культуры вайнахов Религиозно-этические основы традиционной культуры вайнахов Религиозно-этические основы традиционной культуры вайнахов Религиозно-этические основы традиционной культуры вайнахов Религиозно-этические основы традиционной культуры вайнахов Религиозно-этические основы традиционной культуры вайнахов Религиозно-этические основы традиционной культуры вайнахов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Исаев Эди Асуевич. Религиозно-этические основы традиционной культуры вайнахов : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.13 / Исаев Эди Асуевич; [Место защиты: ГОУВПО "Дагестанский государственный университет"].- Махачкала, 2009.- 346 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Этико-религиозные воззрения народов востока

1.1. Этические основы в культуре народов Востока 17

1.2. Нормативно-этическое содержание мусульманской культуры 30

1.3. Этико-религиозные основы идентичности кавказцев 44

ГЛАВА II. Традиционная вайнахская культура: религиозно-этические составляющие

2.1. Взаимосвязь этических и религиозных аспектов в традиционной культуре вайнахов 52

2.2. Влияние русской культуры на формирование нравственно-этической идентичности вайнахов 89

2.3. Система культурно-этических взаимоотношений в вайнахской семье 118

2.4. Институт куначества и гостеприимства вайнахов как основа проявления религиозно-этической культуры 158

2.5. Формирование религиозно-этического поведения молодежи на основе традиционной культуры вайнахов 175

ГЛАВА III. Влияние ислама на традиционно-этическую культуру вайнахов

3.1. Нравственно-этические основания ислама 202

3.2. Роль ислама в формировании нравственно-этической культуры вайнахов 213

3.3. Женщина в традиционной вайнахской культуре 237

Заключение 264

Литература 274

Приложение 300

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. В связи с развитием процессов глобализации и модернизации современного мирового сообщества, происходит проникновение западных ценностей в традиционные этнические культуры, вызывая ответную, часто негативную реакцию, обусловленную необходимостью сохранения их базисных положений.

Процесс столкновения традиционных культур и модернизационно-глобализационных процессов часто сопровождается социокультурными противоречиями, осмысление которых имеет актуальное научное и практическое значение.

Современные этнические и социальные общности стоят перед выбором сохранения и укрепления традиционных духовно-культурных, этических ценностей, на основе которых они формировались.

Религиозно-этический выбор означает фундаментальность осмысления человеческого бытия. В современном мире религия выступает как нравственная, духовная сила и является важнейшим инструментом осуществления культурного диалога с миром.

Судьбы людей зависимы от нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В то же время в основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные, общечеловеческие понятия, такие, как любовь, мир, милосердие, надежда, справедливость, дружба, толерантность и др.

Все это предполагает научное осмысление проблем религиозно-этических основ традиционной культуры любого общества, подвергающегося современным геополитическим, социально-экономическим и духовно-культурным трансформациям.

Выбор темы исследования определен ее недостаточной изученностью, научной актуальностью и общественной значимостью.

Взаимосвязь религиозных и этических воззрений вайнахов, основывающихся на ценностях мусульманской культуры и этнокультурных особенностях, не получили системного анализа, хотя исследователи к этой проблеме предъявляют серьезный познавательный интерес.

Северокавказская цивилизация или культурно-исторический тип, оказавшись на перекрестке различных цивилизаций, отличается своей исторической, политической, культурной спецификой. В рамках этого типа существенное значение имеют этнические, духовно-религиозные ценности, моральные установки и поведенческие поступки личности. Осмысление этих сегментов, оказывающих воздействие на нравственное воспитание народа, особенно молодежи - всегда актуальная исследовательская задача.

Общая ситуация духовно-нравственного состояния современного общества выражена в мыслях известного отечественного исследователя А.А. Гусейнова: «Стремление людей к успеху и благополучию опасным образом оторвало их от нравственных обязанностей по отношению друг к другу. Человек находится в ситуации противоестественного выбора между добродетелью и счастьем»1.

Проблема формирования духовно развитой личности - одна из центральных задач в отечественной социально-гуманитарной науке. Поступательные преобразования человеческих отношений не представляются возможными без опоры на универсальные гуманистические ценности, без которых невозможно формирование духовности, нравственности, развитие определенного уровня национального самосознания, формирование социально-ответственного, духовно и творчески активного человека-созидателя с высокой культурой поведения.

1 Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М.: Республика, 1995. С. 20-21.

Наметившийся упадок нравственности характерен многим обществам, в том числе и чеченскому и ингушскому обществам, что сопряжено с военными действиями и привело к разобщению народа по политическим, экономическим, идеологическим и религиозно-этическим признакам.

Заметное социально-экономическое и духовно-культурное обнищание людей углубляет процесс социального размежевания в социуме. В современном чеченском обществе налицо дифференциация народа на социальные слои, которые не были присущи некогда единому этносу. Пренебрежение нормами этики, духовный кризис, разрушение строго регламентированной системы внутрисемейных отношений, чрезмерное потребление материальных ценностей - специфические признаки современной жизни. Долгосрочный экономический кризис и социальное противостояние в обществе приводят к духовно-культурной, нравственной деградации, поиску новых форм культурного бытия. Все это требует новых научно обоснованных форм осмысления и выработки духовно-культурного бытия любого этноса.

Степень разработанности проблемы исследования.

Значительный вклад в разработку религиозно-этических воззрений народов Востока внесли отечественные исследователи: Р.Г. Апресян, С.С. Аверинцев, А.А. Гусейнов, В.И. Гараджа, В.Е. Давидович, Г.В. Драч, Н.И. Данилевский, Ю.А. Жданов, Б.С. Ерасов, В.Г. Иванов, СВ. Ковалев, Л.А. Кроч, Л.Б. Коган, А.И. Кобзев, П.Ф. Лесгафт, В.В. Малявин, А.В. Мень, Ш.А. Мерзоев, И.Я. Матковская, Л.Н. Митрохин, З.П. Морохоева, А.А. Радугин, А.В. Разин, Н.С. Семенов, Г.С. Семенова, П.А. Сорокин, М.Т. Степанянц, Л.Р. Сюкияйнен1 и др.

1 Аверинцев С.С. Теизм // Философская энциклопедия. Т. 5.-М., 1970; Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. -М., 2006; Гараджа В.И. Религиоведение. - М., 1995; Гусейнов А.А. Введение в этику. -М.: Изд-во МГУ, 1985; он же. Великие моралисты. - М., 1995; Драч Г.В. Культура / Глобалистика: Энциклопедия. - М., 2003; Ерасов Б.С. Религия, культура и цивилизация на Востоке. Очерк общей теории. - М., 1991; Жданов Ю.А. Взгляд в прошлое: воспоминания очевидца. - Ростов н/Д, 2004;

Многообразные формы этнической культуры народов России в ее религиозно-этических проявлениях отражены в трудах следующих исследователей: Р.Г. Абдулатипова, В.Х. Акаева, А.-Г.К. Алиева, Ф.Ю. Албаковой, А.А. Гусейнова, М.М. Зязикова, Э.А. Исаева, И.С. Кона, М.С. Когана, М.Г. Магомадова, A.M. Малкондуева, М.Б. Мужухоева, А.Ю. Шадже, А.Р. Шихсаидова и др.

Влияние ислама на традиционную культуру чеченцев и ингушей, в том числе на их духовную, рассмотрены в трудах: Ю.А. Айдаева, В.Х. Акаева, И.Ю. Алироева, А.В. Авксентьева, Ф.Ю. Албаковой, С-X. Аутаева, Х.Х. Бокова, В.Б. Виноградова, В.Ю. Гадаева, Д.Д. Гакаева, К. С. Гаджиева, Э.А. Исаева, М.М. Керимова, В. К. Корзуна, Ф. И. Куду совой, Д.Д. Межидова, З.И. Хасбулатовой, Х.В. Туркаева, З.Х. Ибрагимовой, А.А. Кадырова, А.В. Малашенко, М.Б. Мужухоева, М.М. Мустафинова, М. К. Осмаева, А.Х. Танкиева, С.Ц. Умарова, Я. В. Чеснова, 3. А. Шахбиева, А.Д. Яндарова1 и др.

Зеленкова И.Л. Основы этики. - Минск, 2001; Иванов В.Г. История этики древнего мира. - СПб., 1997; Кобзев А.И. Категории и основные понятия китайской философии и культуры // Универсалии восточных культур. - М., 2001; Малявин В.В. Конфуций. -М., 1992; Мень А. История религии. - М., 1994; Митрохин Л.Н. Религия и культура. -М., 2000; Морохоева З.Л. Личность в культурах Востока. К постановке вопроса. — Новосибирск: Наука, 1994; РадугинА.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии.-М., 1996; Семенов Н.С. Философские традиции Востока: Учебное пособие. - Минск: ЕГУ, 2004; Степанянц М.Т. Восточная философия. - М., 2001; Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. -М., 1997; ЛесгафтП.Ф. Психология нравственного и физического воспитания. - М., 1998; Ковалев СВ. Психология современной семьи.-М., 1988; Разин А.В. Этика.-М., 2002; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. 1 Абдулатипов Р.Г. Российская нация (этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях).- М., 2005; он же. Судьбы ислама в России: история и перспективы. - М., 2002; Абдуллаев М.А. Методологические ориентиры в научном исследовании культурного наследия // Материалы всероссийского научно-практической конференции «Изучение культурного наследия народов России актуальная задача» 8 декабря 2006. - Махачкала, 2007; Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. - Ставрополь, 1984; Акаев В.Х. Ислам: соцкультурная реальность на Северном Кавказе. - Ростов н/Д., 2004; он же. Ислам в Чечне. - Грозный, 2006; Айдаев Ю.А. Чеченцы: история и современность. - М., 1996; Албакова Ф.Ю. Роль символов в традиционной культуре вайнахов.-М.: ИППК МГУ им. М.В.Ломоносова, 1998; Алироев И.Ю. Нахские языки и культура. - Грозный, 1978; он же. Язык, история и культура вайнахов. - Грозный, 1986; он же. История и культура чеченцев и ингушей. — Грозный, 1994; Алироев И.Ю., Межидов Д.Д.

Объектом диссертационного исследования является система духовно-традиционной культуры этноса как составной части культуры, культуры вообще, имеющей свои ментальные, нравственно-гуманистические особенности.

Предметом исследования являются изучение религиозно-этических основ традиционной культуры ваинахов, проявляющейся в традициях, обычаях, семейно-бытовых, духовно-нравственных и религиозно-мировоззренческих аспектах, формируя целостную духовно-культурную систему. Её формирование и развитие происходило на основе влияния мусульманской и русской культурных традиций, сохраняя при этом этническую уникальность.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить общие и специфические аспекты религиозно-этических воззрений в традиционной этнической культуре ваинахов, сопряженной с аккультурационным взаимодействием с мусульманской культурой.

Для достижения поставленной цели диссертант решал следующие взаимосвязанные задачи:

Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. — Грозный, 1992; Боков Х.Х. Интерес с этническим окрасом-М., 1998; ГаджиевК.С. Геополитика Кавказа. - М., 2001; ГакаевД. Очерки политической истории Чечни (XX век): в 2 ч. -М, 1997; Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. - Ростов н/Д., 2002; Ибрагимова З.Х. Чеченская история. Политика, экономика, культура. Вторая половина XIX века. -М., 2002; Исаев Э.А. Этика ислама: 99 советов молодым. - М., 2005; он же. Нормативная этика ислама. - М., 2005; Кадыров А.А. Выбор пути. - М., 2002; КорзунВ.Б. Фольклор горских народов Северного Кавказа. - Грозный, 1968; Кокурхаев К.С. Общественно-политический строй и право чеченцев и ингушей. -Грозный, 1989; Кудусова Ф.И. Семья и семейный быт ингушей. - Грозный 1991; Культура Чечни: история и современные проблемы. - М., «Наука», 2002; Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ. -М., 1996; Межидов Д.Д. Мудрость обычая. — Грозный, 1989; Мужухоев М.Б. Вопросы истории ваинахов. - Грозный, 1992; Мустафинов М.М. Зикризм и его социальная сущность. - Грозный, 1975; Танкиев А.Х. Духовные башни ингушского народа / Сб. ст. и материалов о народной культуре. - Саратов, 1997; Туркаев Х.В. Исторические судьбы литературы чеченцев и ингушей. - Грозный, 1978; Хасбулатова 3.И. Обряды, обычаи и поверья чеченцев и ингушей. - Грозный, 1982; ЧесновЯ. Трудно быть чеченцем // Чечня и Россия: общества и государства. - М., 2000; Шахбиев 3. А. Судьба чечено-ингушского народа. -М., 1996; Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. - Алма-Ата, 1975 и др.

рассмотреть этические основы культур народов Востока;

выявить нормативно-этическое содержание мусульманской культуры;

установить особенности этико-религиозных принципов идентичности народов Кавказа;

проанализировать взаимосвязь этических и религиозных аспектов в традиционной культуре вайнахов;

эксплицировать влияние ислама на традиционно-этическую культуру вайнахов;

раскрыть духовное влияние русской культуры на формирование нравственно-гуманистической шкалы вайнахов;

определить роль культурно-этических взаимоотношений в вайнахской семье;

раскрыть сущность института куначества и гостеприимства как фундаментальной основы традиционной культуры вайнахов;

установить особенности воздействия ислама в нравственном воспитании в семье;

определить роль и место женщины в системе религиозно-этической культуры вайнахов.

Теоретико-методологическими основами диссертационной работы являются философские и культурологические методы, рассматривающие культуру с позиций деятельностного подхода как универсального свойства общественной жизни, способствующей личностному становлению .

Изучением культуры народов заняты не только культурологи, но и философы, социологи, историки, антропологи, а также и иные специалисты, использующие для этого как общие теоретико-методологические подходы, так и частно-научные методы.

1 См.: Культурология: / Под науч. рук. проф. Г.В. Драча- Ростов н/Д., 2005. - С. 12.

Деятельностный подход к культуре позволяет понять родовой способ бытия человека в мире, проявляющийся в многогранной материальной, и духовной человеческой деятельности как подлинной субстанции человеческой истории1.

Вместе с тем важно отметить, что деятельностный подход к культуре не может не дополняться аксиологическим анализом, оценивающим результат культурной деятельности человека, социальной группы в системе идеальных феноменов. Сравнение культурных достижений, в том числе этических норм, поведенческих образцов предполагает герменевтического подхода, основанного на принципах понимания диалога, понимания толерантности.

В ходе настоящего исследования широко использованы функциональный и системно-структурный подходы, рассматривающие культурные артефакты в их динамике и целостности, во взаимосвязи с внешними и внутренними контекстами их творения и существования. Поскольку предметом настоящего научного исследования являются религиозно-этические воззрения, занимающие центральное место в системе духовной культуры вайнахов, то отмеченные методы находят свою конкретизацию, позволяя углубить научно-теоретический потенциал осуществленного анализа. В диссертационной работе широко использованы труды видных отечественных философов, культурологов, религиоведов, изучающих общие и особенные аспекты функционирования культуры вообще, и традиционной культуры вайнахов, в частности.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. На основе изучения многообразных культурных ориентации народов Востока, в том числе исповедующих ислам, раскрыты этические

1 Культурология: / Под науч. рук. проф. Г.В. Драча- Ростов н/Д., 2005. - С. 13.

воззрения народов, составлявшие основу различных культурно-исторических типов (цивилизаций) рассматриваемого региона.

  1. Раскрывая особенности мусульманской культуры, автор выявил ее нормативно-этическое содержание, вобравшее в себя духовно-культурные ценности многих восточных народов. Сделан вывод о том, что ислам, основываясь на догматических, идейных, идеологических, нравственно-культурных ценностях, формирует новый тип личности с духовно-нравственным миром, имеющим универсальный характер.

  2. В ходе анализа этнокультурных достижений народов Кавказа, образовавших специфический тип цивилизации, установлены основополагающие этико-религиозные принципы, характеризующие их региональную этнокультурную идентичность. Диссертант полагает, что следовало бы ввести в научный оборот новое понятие «северокавказский культурно-исторический тип (цивилизации)», сложившийся в ходе многовековой материальной и духовной деятельности различных народов, населяющих Кавказ.

В исследованиях Н.Я. Данилевского выделяется «славянский культурно-исторический тип (цивилизации) с его православием», а у немецкого исследователя О. Шпенглера он назвал «русско-сибирской культурой», автор диссертации считает, его следует называть «русским культурно-историческим типом (цивилизации)».

4. В диссертации выявлены особенности нравственных и
религиозных воззрений вайнахов, составляющих духовную основу
традиционной культуры, благодаря которой сохраняется их
этнокультурное единство при наличии некоторых социокультурных
различий между чеченцами и ингушами. Вайнахская культура, как и
любая другая, имеет свое ядро и периферию. Ядровыми компонентами
являются язык, обычаи, традиции, этические нормативы, в частности,
кодекс чести, религиозные ценности, мировоззрение, выработанные в
ходе многовековой социокультурной деятельности этноса.

  1. Раскрыто позитивное влияние русского культурно-исторического типа, обогатившего систему культурных ценностей вайнахов, способствуя расширению и обогащению их нравственно-гуманистической шкалы. В результате этой аккультурации они стали приобщаться к культурным ареалам многих народов, сохраняя этнокультурную самобытность, уникальность своих духовно-нравственных ценностей.

  2. Выявлена роль культурно-этических взаимоотношений в вайнахской семье: между родителями, детьми и родителями, старшими и младшими. К числу таких взаимоотношений относятся: почитание родителей, старших по возрасту, сакральное отношение к матери, женщине, формирование этической и религиозной культуры.

  3. Раскрыта социокультурная сущность древнего института куначества и гостеприимства, маркирующего особенность религиозно-этической культуры вайнахов. Его наличие и успешное функционирование позволяет признать интернационалистский характер традиционной культуры чеченцев и ингушей.

  4. Установлены нравственно-этические основания ислама, состоящие в милосердии, уважении к различным этносам и конфессиям, терпении, братстве между людьми, совершении богоугодных деяний, борьбе против пороков, нравственном совершенстве верующих.

  5. Эксплицировано влияние ислама на традиционно-этическую культуру вайнахов, значительно её обогатившей и трансформировавшей её духовно-нравственные ценности.

  6. У становлено аккультурационное воздействие ислама на процесс становления семейно-бытовых отношений, регулирующих поведение личности, как в семье, так и в обществе.

11 .Показано место и социальный статус женщины в традиционном вайнахском обществе, а также ее роль в сохранении духовно-нравственных ценностей этнической культуры чеченцев и ингушей.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Существование современного мира во многом зависит от осуществления заинтересованного диалога между культурами и цивилизациями, Западом и Востоком, что естественно стимулирует процесс их взаимного узнавания и понимания. Дилемма, сформулированная Р. Киплингом: «Восток есть восток, а запад есть запад и никогда им не сойтись», в силу его категоричности, изолирующей культурные многообразия, не может отвечать духовно-культурным запросам современного человека, испытывающего противоречия глобализирующегося мира.

  2. Мусульманская культура, основываясь на догматических, идейных, идеологических, нравственно-культурных ценностях ислама, формирует новый тип личности и ее духовно-нравственный мир. Исключительное значение в этом процессе играет изучение Корана и хадисов Пророка Мухаммада, составляющих ядро религиозно-этической культуры ислама, освоение которых обязательно для правоверных мусульман.

  3. Вводя в научный оборот новое понятие «кавказский культурно-исторический тип», автор фиксирует его интегральное содержание, включающее исторические, цивилизационные, культурные и духовные ценности народов Кавказа.

  1. Русский культурно-исторический тип оказал благотворное влияние на систему культурных, духовно-интеллектуальных ценностей вайнахов, оказывая воздействие на развитие их нравственно-гуманистической шкалы, расширение мировидения. В результате такой аккультурации вайнахи осваивали восточные и европейские культурные ареалы, сохраняя при этом этнокультурную самобытность, уникальность своих духовно-нравственных ценностей, приобретая новые смысловые аспекты. Современное этнокультурное развитие вайнахов происходит также под влиянием ценностной шкалы российской культуры. Данный

контекст обогащает в социокультурном отношении все народы современной России, в том числе чеченцев и ингушей.

5. В традиционной культуре вайнахов взаимосвязаны этические и религиозные аспекты. На формирование их традиционной культуры влияли многие факторы, в числе которых языковой, ментальный и ду ховно-р е лигиозный.

В качестве ядра этнической культуры следует рассматривать язык, обычаи и традиции, этические нормативы, в частности кодекс чести, выработанный в результате многовековой деятельности народов. Чеченский и ингушский языки являются родственными, но при этом отличаются диалектными различиями. Через эти языки выражаются этические, религиозные принципы и идеи, занимающие ключевое место в общей системе традиционной вайнахской культуры. Вайнахи имеют общие обычаи и традиции, выраженные в определенных формах, нормах, образующих кодекс чести, поведенческие установки. Общим для них является и религиозное верование (ислам), проявляющееся через суфийскую культуру и её ценности.

Религиозное мировоззрение вайнахов - синкретично, что фиксируется наличием в нем как элементов архаических верований, так и компонентов ислама.

6. Влияние русской культуры на формирование нравственно-этической идентичности вайнахов имеет важное теоретическое и прикладное значение. Этот процесс, безусловно, не был односторонним, что четко зафиксировано классиками русской культуры.

В произведениях А.С. Пушкина: «Кавказский пленник», «Обвал», «Путешествие в Арзрум», «Тазит» широко раскрывается Кавказ и самобытная культура, этика его народов. Великий гуманист Пушкин мечтал «о временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся». Он верил, что будут преодолены психологические барьеры недоверия между русским народом и народами Кавказа, а

кавказцы «забудут алчный брани глас, оставят стрелы боевые». Как отмечал В.Г. Белинский, с легкой руки А.С. Пушкина Кавказ сделался для русских страною неисчерпаемой поэзии, кипучей жизни и смелых мечтаний.

Кавказские произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого сыграли огромную роль не только в истории русской литературы, но и в истории сближения кавказцев с русским народом, приобщая первых к передовой культуре, раскрывая перед вторыми свободолюбивый характер горцев, их нравы, обычаи и нормы побратимства и куначества.

7. История развития вайнахской семьи показывает, что родители
через труд добивались физического развития ребенка, который должен
был к пятнадцати годам овладеть всеми навыками ведения хозяйства и
отвечать за свои поступки. Не меньшее значение они придавали его
духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.

Отец, и особенно мать, в своих поступках демонстрируют детям образцы взаимоуважения и любви. У вайнахов мать называется «нана», а отца называют «дада» и эти имена имеют сакральный смысл. Материнство для них — высшая социальная ценность и естественная потребность в продолжении рода. В обыденном сознании у чеченцев и ингушей, как и у многих народов, присутствует созданный ими культ матери.

В традиционной культуре вайнахов всегда присутствует уважительное отношение к личности ребенка, формирующейся на основе открытости, доброты, нравственной чистоты. В вайнахской семье существовал табу на насилие над детьми, строго запрещалось избивать ребенка, мотивируя тем, что он вырастет трусливым человеком.

8. Институт куначества и гостеприимства вайнахов является
важнейшей основой проявления их духовно-этической культуры. Данный
институт функционирует, основанный на интернационализме и
гуманизме, менталитете чеченцев и ингушей. Важным компонентом

традиционной культуры вайнахов являлся институт побратимства, реализуемый по разным поводам. Побратимами становились друзья, желающие стать более близкими или односельчане, желающие заключить дружеский союз-«доттагі алла, вошалла» (буквально - «дружба, братство»). Названные братья часто становились более близкими, чем их родственники, даже ближе, чем единоутробные братья.

До сих пор вайнахи высоко ценят и соблюдают древний институт побратимства (куначества). Современное осмысление института куначества придает ему новое научно-практическое значение в контексте проблем взаимоотношений различных народов в многонациональной и многоконфессиональной Российской Федерации.

9. Распространение ислама на территории Кавказа значительно изменило состояние мировоззрения, культуры и духовно-нравственных ценностей этносов, его осваивавших. Этот процесс был сложным, противоречивым, исторически длительным. В целом ислам сыграл важную мировоззренческую, культурологическую и религиозно-этическую роль в социализации личности в семье и в обществе. Все это хорошо проявляется в общественной жизни и духовной культуре мусульманских народов Северного Кавказа, а также чеченцев и ингушей.

10.Очевидно позитивное воздействие ислама на процесс становления семейно-бытовых отношений, регулирующих поведение личности в семье и обществе. Традиции, торжества, обряды, выполняемые в вайнахских семьях, основаны на соответствующих обрядах ислама, передаваемых из поколения в поколение. Ислам придает семейно-бытовым взаимоотношениям сакральный характер, хотя часто в них присутствуют и адатское право. В целом можно утверждать, что семейно-бытовые отношения в вайнахских семьях основаны и регулируются на основе положений шариата и адата. Эта двойственность в течение нескольких веков присутствует не только у вайнахов, но и у других мусульманских народов Северного Кавказа.

11.Роль женщины в традиционной вайнахской культуре имеет специфические особенности. В семьях чеченцев, ингушей женщина играет ответственную роль в сохранении традиционных этических, духовных, культурных ценностей. Именно она является хранительницей домашнего очага и носительницей всей традиционной культуры чеченцев и ингушей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные результаты исследования нашли отражение в монографиях, учебных пособиях, статьях и методических рекомендациях. По теме диссертации автором изданы 17 монографий и 27 учебно-методических работ. Кроме того, основные положения диссертации изложены в ходе участия на международных, общероссийских, региональных конференциях, симпозиумах в Москве, Махачкале, Ростове-на-Дону, Грозном, Магасе, а также в работе Круглого стола, состоявшегося 8 апреля 2009 г. в ИППК ЮФУ в Южном филиале Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, где обсуждалась проблема: «Молодежь России и консервативная парадигма».

Монография «Вайнахская этика» решением Правительства Республики Ингушетия рекомендована в качестве учебного пособия при изучении учебной дисциплины «Основы вайнахской этики» для учащихся общеобразовательных школ и студентов вузов, что свидетельствует о практической значимости определенных результатов осуществленного исследования.

Структура диссертационной работы определена целью и основными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, одиннадцати параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Этические основы в культуре народов Востока

Этика и этические воззрения каждого народа отражаются в интеллектуальном творчестве его представителей или представителей других народов, выражающих их нравы, характеры, обычаи, традиции, этические вкусы и психологию. Преемственность нравственных ценностей и идеалов даёт возможность новым поколениям вобрать в себя и развить все лучшее, что было создано до них, обогатить в новых условиях многообразие духовных и нравственных ценностей общества, народа.

Изучение народного быта, его художественного творчества важно и нужно для характеристики культуры народа. Этика как составная часть коллективного творчества и культуры, как проявление нравственности масс зародилась в глубокой древности. Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, представление о человеке, семье, детях, о воспитании подрастающего поколения.

Прогрессивные просветители рассматривали этические и нравственные ценности как духовно-культурную основу воспитания подрастающих поколений. Их творческие поиски и достижения в области этической культуры способствовали духовному обогащению общества на любом этапе его развития.

Так бесценные нравственно-этические идеи Авиценны, Бируни, Фараби, Дехлеви, Хосрова Насира, Рудаки, Руми, Омара Хайяма и многих других восточных поэтов, философов и мыслителей сопряжены с народными взглядами на формирование личности человека. Великие мыслители учитывали самобытность каждого народа, его традиции и обычаи. Традиции и обычаи «...составляют физиономию народа, и без них народ есть образ без лица, мечта небывалая и несбыточная»1.

Большой философский, культурологический интерес представляет творчество мусульманского мыслителя Омара Хайяма (1048-1123 гг.), воспевшего идеи гуманизма, моральной чистоты народа и свободомыслия, прославляющий величие человеческого духа. И как не вспомнить его слова, которые актуальны и сегодня: «Человек, словно зеркало мира, многолик. Он ничтожен и он же безмерно велик»1.

Многогранно творчество другого мусульманского мыслителя Абу АлиИбн-Сина (латинизированное имя - Авиценна, 980-1037 гг.), автора медицинских трактатов: «Медицинский канон», «Книга исцеления», получившие мировое признание и переведенные на многие языки народов. Его трактат «О добре и зле» посвящен проблемам этики и нравственности, духовному совершенствованию человека и личности. В своих трудах Ибн-Сина был против тунеядства, воровства, ростовщичества, азартных игр и прочих социально вредных способов добывания благ. По мнению ибн Сины, «должны караться прелюбодеяние и всяческие распутства, поскольку таковые не нацелены на произведение и воспитание потомства, мешают вступлению в брак и наносят ущерб супружеским взаимоотношениям» .

Богатейший след в мусульманском мире оставил великий ученый Мухаммед - аль-Фараби (870-950 гг.), выходец из Казахстана, автор более 160 книг по различным наукам, в том числе и по этике. Он учил людей быть добрыми, уважать дружбу между различными народами и призывал учить детей добродетели, любви к своей родине и трудолюбию .

Много ценных мыслей об этическом воспитании содержится в трудах хорезмийца Бируни. Ученый рассматривал проблемы нравственности через суть таких понятий, как истина и ложь, добро и зло, скромность и кичливость, образованность и невежество. Он считал, что «справедливость по своей природе вызывает одобрение, своей сущностью снискивает любовь, привлекает присущей красотой, точно так же обстоит и с правдой»1.

Большое влияние на общественно-политические взгляды Авиценны и Бируни оказал их предшественник - Абу Наср аль-Фараби. Огромный интерес представляют его труды по психологии, этике и эстетике. «Человек, - писал он, — не может быть наделен с самого начала от природы добродетелью или пороком, так же, как он не может быть прирожденным ткачом или писцом. Формированию добродетельного человека противостоят четыре порока: невежество, безнравственность, переменчивость и заблуждение. Чтобы устранить их, человек должен познать самого себя» .

Многие поэтические строки в виде поговорок и пословиц великого мыслителя раннего средневековья Рудаки вошли в сокровищницу устного народного творчества, обогатив народную этику. Он воспевал чувства доброты и благородства, призывая молодежь украсить свою жизнь добрыми делами и поступками. Рудаки писал: Слепую прихоть подавляй - и будешь благороден, Калек, слепых не оскорбляй - и будешь благороден, Не благороден, кто на грудь упавшему наступит. Нет! Ты упавших поднимай - и будешь благороден3. Писатель и философ Насир Хосров (1004-1088 гг.), автор назидательных книг и трактатов, таких как «Книга просветления» и «Книга счастий», - называет семь бед, которые мешают правильному нравственному воспитанию человека.

Взаимосвязь этических и религиозных аспектов в традиционной культуре вайнахов

Сначала вкратце о том, что такое собственно этика. Этика — греческое слово (ethika, от ethos). Это — философская наука, объектом изучения которой является мораль. Этика - наука нормативная. Она объясняет, что такое мораль и в то же время учит морали. Проблема формирования единства нравственного сознания и социальной ответственности культуры поведения на современном этапе развития демократического общества является одной из центральных. Исходной методологической основой решения этой проблемы являются деятельный подход к развитию личности и ее действенный характер.

Основными показателями нравственного сознания являются ценностные ориентации, прежде всего, духовные ценности, в формировании которых участвуют все компоненты: психика человека — его ум, чувства и характер.

Ценностные ориентации представляют собой фиксацию жизненного опыта человека, его духовный мир, национальное самосознание, что проявляется затем в социальной практике, прежде всего, в созидательной трудовой добротворческой деятельности человека.

Важными компонентами нравственного сознания духовной культуры является умение человека ставить и достигать в своей деятельности морально обусловленных и содержательных целей, благодаря сформированным у него убеждениям, вере. В этом состоит сплав убеждений и деятельности человека.

Этика у любого народа возникала в результате отделения духовно теоретической деятельности от материально-практической составляющей, то есть, она появилась с зарождением классового общества. В то же время, этика была призвана теоретически решать те же самые практические нравственные проблемы, которые возникали перед человеком в процессе его жизнедеятельности (как должен поступать, что следует считать добром, а что злом и т.д.).

С принятием народами религий, этика приобретает специфические основы и понятия норм поведения человека в семье, обществе и т.п. То есть, у любого народа этика решает два рода проблем: вопросы о том, как должен человек поступать (нормативная этика); собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали. Наше время можно обозначить как эпоху массовой утраты моральных ценностей. Поэтому обращение к опыту, к нормативной этике предков представляется сегодня очень полезным. Наши предки не были грамотными по современным понятиям. Но они были простыми и мудрыми людьми, которые из поколения в поколение передавали своим потомкам народную нормативную этику. У вайнахов говорят: «Не забудь ни в коем случае никого из тех, кто хоть раз напоил тебя водой». Здесь уместно вспомнить ещё одну любопытную вайнахскую притчу, отражающую мудрость народа, его традиции и обычаи. «Однажды пришла женщина к мудрецу с просьбой научить ее правильно воспитать младенца. Мудрец спросил: - Как вы укладываете ребенка спать? Вдоль или поперек кровати? Женщина ответила: — Вдоль. И тогда старец сказал: — Мои советы уже не помогут, вы пришли слишком поздно»1. Из века в век складывались нравственные нормативы вайнахов, обогащаясь новыми критериями, обычаями, неписаными правилами. Главным критерием была и остается духовная чистота человека. Среди этических норм нравственная культура у вайнахов занимает одно из ведущих мест. Давайте разберемся с понятием «культура поведения». Это - совокупность форм повседневного поведения человека (в быту, в труде, общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и нравственные нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения учит, каким конкретно образом должны осуществляться в поведении требования нравственности, как внешне должно проявляться поведение человека. Нравственные нормы должны органично, естественно и непринужденно сливаться с образом жизни человека, стать его повседневным жизненным правилом. Испокон веков, где бы человек ни был - в семье или в общественном месте, в гостях или в пути, у вайнахов высоко ценились и ценятся сегодня такие нравственные качества, как: верность; выполнение взятых обязательств и обещаний; искренность; умение недвусмысленно, открыто выражать свои мысли. В широком понятии нравственность — это все области внешней и внутренней культуры человека, т.е. этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах и т.д. Этика же требует от личности культуры речи, умения грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Каждый народ может гордиться присущими ему нравственными нормами. Можно привести десятки примеров, когда эти устои соблюдаются большинством представителей народа. Но, к сожалению, в нашей сложной жизни, наблюдается и пренебрежение соблюдением нравственных правил, когда многие исконные национальные черты размываются и в результате этого полностью утрачиваются. Эти негативные моменты относятся, в полной мере, и к вайнахам. Вроде бы все понимают, что этическая нравственность воспитывается, начиная с семьи и кончая высшим учебным заведением. А что получилось в Чечне и Ингушетии? Если в какой-то мере в семьях и ведется этическое воспитание, то этого не скажешь о школах и вузах.

Формирование религиозно-этического поведения молодежи на основе традиционной культуры вайнахов

В процессе формирования личности большое значение имеет формирование нравственного поведения учащихся. Здесь огромная роль принадлежит воспитателю, учителю. Он, взаимодействуя с родителями стремиться многочисленными формами и методами сформировать у ребенка лучшие черты нравственности.

Формирование личности - одна из центральных задач, особенно, в отечественной философской науке. Поступательные преобразования человеческих отношений в гуманистические, основанные на общечеловеческих ценностях, теснейшим образом связаны с нравственным воспитанием, с развитием определенного уровня национального самосознания («Я часть этноса»), с формированием социально-ответственного, творчески активного человека-созидателя, обладающего высокой культурой поведения.

Смысл нравственного воспитания состоит, прежде всего, в том, чтобы через развитие самосознания личности превратить моральные требования и нравственные ценности человека в активную жизненную позицию, в твердые убеждения каждого индивида. Эта задача особенно актуальна в условиях развивающейся демократии и не развитых рыночных отношений.

Обновление нашего общества на пути демократизации, социального прогресса и развития культуры на принципах гуманизма и общечеловеческих ценностей, и переход экономики на новые формы рыночных механизмов и отношений должны привести к совершенствованию и социально-общественных отношений. Следовательно, интересы самого человека требуют, чтобы в воспитательных учреждениях давали своим учащимся не только глубокие, разнообразные знания и теоретические навыки и умения, но и ориентировали бы их на сознательную творческую деятельность.

Проблема формирования нравственного сознания в процессе усвоения нравственного опыта и культуры поведения на основе возрождения национального самосознания, в настоящее время приобретает особую актуальность. Она определяет также возрастающую роль человеческого фактора в возрождении и в развитии рыночной экономики, в совершенствовании общественно-политических отношений.

Анализ формирования нравственного сознания в рассматриваемых регионах показывает, что нравственно-этическое сознание и культура поведения подрастающего поколения можно рассматривать как целостный комплекс разнообразного уровня элементов, находящихся в определенных связях и отношениях между собой. Этот комплекс качеств зависит из уровня умственного, нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания молодого поколения.

Обязательным условием формирования единства нравственного сознания и культуры поведения молодежи во взаимосвязи их духовного, трудового и физического воспитания, должен быть системный комплексный подход.

Осуществляемая в настоящее время гуманизация и демократизация процесса воспитания детей, подростков и юношества базируются на системе данных, полученных в философских, социологических, педагогических и психологических науках, раскрывающих особенности становления человека как личности, характера развития современного молодого человека, возможностей и условий воспитания молодежи в единстве нравственного сознания культуры и нравственного поведения.

В Российской Федерации, в том числе в Чечне и Ингушетии, достигнуты определенные успехи в повышении образовательного уровня населения. Вместе с тем, уровень общего среднего и профессионального образования еще не отвечает сегодняшним возросшим общественным потребностям и тем более уровню нравственного воспитания достойной личности.

Следует также отметить, что в последнее время существенно изменились социальные функции школы. Раньше она была нацелена, в основном, на подготовку молодежи к продолжению образования. Сегодня важнейшая задача школьного образования видится в том, чтобы молодые люди воспитывались не просто носителями определенной суммы знаний, умений и навыков, но и были подготовлены к созидательной творческой деятельности, опираясь при этом на нравственное воспитание и взаимодействие с родителями. Автор диссертации при анализе выбранной темы, исходил из того, что нравственное, как форма общественного сознания, фиксирует в себе и отражает деятельность и социальные отношения человека к действительности.

Нравственно-этические основания ислама

В Чечне и Ингушетии ислам стал проникать еще в VII веке (его первые следы). До принятия ислама в этих регионах чтили языческие святилища, а позже во многих горных районах было распространено христианство. С конца XIV века мусульманство получило распространение и утверждение в Чечне.

Распространение ислама в Чечне происходило в несколько этапов. Так, в XVI веке произошла полная исламизация плоскостных селений восточной части края. Вплоть до середины, а отчасти и второй половины XVII века наблюдалось проникновение ислама и в горные территории Чечни. Распространение ислама в Чечне происходило через соседний Дагестан, а в Ингушетию через Чечню.

Ислам распространялся, главным образом, путем миссионерской, проповеднической деятельности со стороны соседних мусульманских центров. А с другой стороны, усилиями феодальной верхушки.

В XVIII столетии мусульманская религия в Чечне и Ингушетии уже заняла главное место в общественном сознании, а исламское духовенство прочно вписалось в социальную структуру народа1. В крупных аулах начали строить мечети. Во главе мечети стоял мулла, который одновременно избирался в кадии (то есть, первенствующий в селении назывался кадий или, иначе говоря, судья). Мусульманские судьи-кадий в Чечне избирались старшинами «фамилий», а не назначались, как в исламских государствах. Усилению влияния духовенства в указанных краях объективно благоприятствовали исторические условия XVIII века. Ряд условий непосредственно касается участия священнослужителей в системе общественного управления. Многие нравственные, конфликтные и спорные вопросы, возникавшие на различных уровнях общественной жизни, регулировал своими решениями судья-кадий. Чеченское духовенство также разрабатывало и скрепляло внешнеполитические договоры. В конце XVIII века произошло дальнейшее усиление классовых позиций мусульманского духовенства в Чечне, обусловленных возрастанием их роли в общественно-политической жизни страны. К концу XVIII - началу XIX века мусульманское духовенство Чечни выглядит значительно окрепшим. В документах 1800 г. отмечено, что, наряду с вайнахскими «лучшими фамилиями», духовенство имело «перед нами (то есть - чеченцами) первое уважение»1. Преданиям (сообщениям, кратким повествованиям) о словах и поступках Пророка Мухаммада - хадисам — в исламе отводится очень большая роль, особенно в сфере этического воспитания. Они важнейшее руководство для мусульман во всей их жизни, во всех их помыслах и делах. Хадисы (араб.) - подлинные рассказы о поступках и высказываниях Пророка Мухаммада, переданные его сподвижниками. Приводим лишь некоторые из них, имеющие прямое отношение к вопросам этики и нравственности: Согласно Абу Хурайре, Посланник Аллаха сказал: «Поистине, не смотрит Аллах ни на тела ваши, ни на внешность, а смотрит Он в сердца ваши». Абу Йуала Шудад ибн Аус рассказывал, что Пророк говорил: «Хороший не тот человек, кто трудится ради благ суетных в жизни земной, а тот, кто думает о том, что останется после своей смерти. Жалок тот, кто идет вслед за страстями и желает большего, чем Аллах ему предписал». Ибн Масуд рассказывал, что Пророк утверждал: «Честность ведет к доброте, доброта - в рай. Человек честен до тех пор, пока у Аллаха он вписан не будет. Ложь ведет к разврату, разврат-к огню. Человек лжет до тех пор, пока не обнаружилась ложь перед Аллахом». Согласно Абу Хурайре, Пророк сказал: «Каждое приветствие есть садака (милостыня); установление справедливости между двух людей в каждый день, в который восходит солнце, есть садака; помочь ему поднять вещи на верховое животное садака; доброе слово - садака; каждый шаг для идущего на молитву садака; устранение препятствия с пути - садака». Абу Хурайра свидетельствует, что Посланник Аллаха говорил: «У веры семьдесят или шестьдесят с лишним ветвей. И самая лучшая из них-это произнесение «Ла-иллаха-илла-ллах» («Нет божества, кроме Аллаха»), а самая последняя - устранение препятствий с пути». Джабер свидетельствует, что Пророк сказал: «Мусульманину, который посадил дерево, садака будет оттого, что плодами его пропитался кто-то. И даже, если украдут, - садака. Садака зачтется и тому, кто помогал сажать то дерево». Абу Хурайра свидетельствует, что Посланник Аллаха утверждал: «У мусульманина перед мусульманином пять обязанностей: ответ на приветствие, посещение больного, участие в похоронной процессии, ответ на зов и пожелание здоровья чихнувшему». Согласно Абу Хурайре, Пророк говорил: «Тот, кто призывает на праведный путь, будет вознагражден подобно проследовавшему по нему, и не уменьшится награда их обоих ни в чем. А кто же звал к заблуждению, тот грех совершает такой же, как и тот, кто следовал по пути заблудших, не убудет от тяжести греха их обоих нисколько».