Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Телесность человека в социокультурном контексте современности Бугуева, Наталья Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бугуева, Наталья Александровна. Телесность человека в социокультурном контексте современности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Бугуева Наталья Александровна; [Место защиты: Челяб. гос. ун-т].- Челябинск, 2012.- 131 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/440

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Рост интереса к феномену человеческого тела обусловлен присущими современному обществу тенденциями. С одной стороны, налицо бурное развитие телесно ориентированных социальных практик (техник и строительства тела – модели тела и красоты, бодибилдинг, здоровый образ жизни и натуропатическое питание, новое возрождение танцевальной и физической культуры, карате, художественная гимнастика, смена пола, очередные попытки достижения бессмертия – крионика, клонирование, движение трансгуманизма и прочее) и поток различных концепций тела и телесности.

С другой стороны, обострение проблемы здоровья, особенно актуальное для условий жизни в мегаполисах. Очевидно, что стрессы, психические расстройства, сердечно-сосудистые, онкологические, астматические заболевания, алкогольная и наркологическая зависимость уже давно стали постоянными спутниками урбанизации. При этом, для настоящего времени характерно и повышение ценности человеческой индивидуальности, и обостренное восприятие всего, что связанно с личностным самовыражением, а тело является одним из средств такого самовыражения.

Все более значимыми становятся проблемы сексуального поведения и сексуальной культуры в условиях современной цивилизации, что также привлекает внимание к проблеме телесности. Проблему тела и его эксплуатации заострило феминистское движение. Обострились проблемы биоэтики: вопросы, связанные с эвтаназией, репродуктивными технологиями, абортами, клонированием, трансплантацией органов, медицинским законодательством. В настоящее время, безусловно, повышается также значимость вопросов имиджа как умения представить себя покупателю, деловому партнеру, работодателю, избирателю в оптимальном состоянии здоровья духа и тела. В современной цивилизации тело приобретает особый смысл и как носитель символической ценности, что наглядно проявляется на примерах новых социальных групп и молодежных образований. Так, представителя ряда молодежных субкультур (таких, как гомосексуалисты, панки, байкеры, скинхеды, диггеры, нудисты и пр.) стремятся к утверждению своего статуса и внешней атрибутики.

Тем самым особенно острым образом проявляется противоречие, существующее в отношении современного общества к человеческому телу: с одной стороны, развитие технологий и переход к информационному обществу позволяет человеку решать множество проблем, затрачивая минимум физических усилий – что, как правило, приводит к мышечной атрофии и различным соматическим расстройствам; с другой стороны – гипертрофированная ориентация на культивирование здорового, мускулистого тела (фитнес, бодибилдинг и пр.), зачастую в ущерб духовному и интеллектуальному развитию. Подобное диалектическое противоречие препятствует созданию «целостной» личности, в которой бы гармонично сочетались все составляющие ее бытия.

Степень научной разработанности проблемы.

Во все времена человек обращал внимание на свое тело, но сегодня оно становится проблемой – именно в силу массовости указанных практик и трудностей с концептуализацией (осознанием) тела. Одни мыслители и ученые говорят о дуальной природе человека, другие, напротив, предлагают отказаться от неё и говорить, например, о «теле-без-органов» или субъекта, анализируют тело как «воплощенное сознание».

В истории философской мысли представлены как подчеркивание примата телесного бытия человека, так и полное пренебрежение телом во имя духовности.

Понятие «человеческая телесность» родилось на стыке естествознания, медицины и гуманитарного знания. В трудах отечественных ученых отмечается, что история формирования и развития представлений о «человеке телесном» не менее многообразна, чем история развития идей, связанных с прочими аспектами человеческого бытия. «Телесная идеология» всегда была (и по-прежнему остается) встроенной в различные контексты – такие, как философско-мировоззренческий, социально-институциональный, культурно-нормативный, каждый из которых не является нейтральным по отношению к ней, а придает ее идеологии совершенно определенный содержательный смысл и ценностную направленность.

В процессе анализа проблемы телесности исторически уточнено само понятие "тело человека". Традиционный естественнонаучный подход рассматривает тело человека в качестве одного из множества объектов природы. Очевидно, что только благодаря такому подходу и становится возможным воздействие на человека, а также управление им посредством физико-химических и кибернетических методов. Только в этом случае становится возможным применение естественнонаучного метода исследования. В самом естественнонаучном подходе нет ничего плохого; проблема состоит в том, что естественнонаучное представление о человеке переносится на всю человеческую реальность.

Так, по мнению известного философа и педагога В.А. Подороги, тело человека означает, прежде всего, физический объект. Это может быть мертвое или живое (с физиологической точки зрения) тело, но не несущее жизненности, субъектности, духовности. Состояние тела, с точки зрения В.А. Подороги, можно определить по степени присущей ему жизненности, то есть по тому, насколько оно способно пропускать через себя и отражать разного рода внешние и внутренние энергии. Гуссерль представлял телесное единство в виде четырех основных страт: во-первых, тело как материальный объект; во-вторых, тело как живой организм, «плоть»; в-третьих, тело как выражение и смысл; в-четвертых, тело как объект культуры. Наложение страта на страт шло через признание за "живым телом" первоначального, предобъектного слоя человеческой телесности; именно в этом слое, по мнению Гуссерля, проявляется в интерсубъективном опыте «сознание моего тела и тела другого», и затем тело обретает единство смысла, а этот страт становится высшим, поскольку подчиняет себе все другие.

К. Маркс использовал понятия «неорганическое тело» и «органическое тело»: у человека, по Марксу, помимо его естественного, «органического» тела интенсивно развивается так называемое «неорганическое тело» - все те искусственно создаваемые человеком социальные образования, которые как бы дополняют, развивают его природное тело. Поэтому, вопрос об отношении неорганического тела человека к культуре особых затруднений не вызывает.

Т.С. Леви говорит уже о человеческой телесности, которую понимает как одухотворенное тело, проявляющееся в динамике и статике (движении и форме), имеющее внутреннюю и внешнюю составляющие. Она является результатом процесса онтогенетического, личностного развития и выражает культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие уникального человеческого существа.

С позиций культурологии телесность представляется как сфера подлинно жизненного взаимоотношения объекта и субъекта. Но телесность охватывает не всю сферу такого взаимоотношения, а ту часть, которая структурно определена, закономерна в своем строении. В телесности, как органическом единстве души и тела, принимается за основу именно та сторона вещей, которая делает их в разной степени отрешенной от всего обычного и повседневного. Именно в человеческой телесности, по мнению Л.В.Жарова, осуществляется взаимодействие самых различных глубинных слоев действительности.

Исторический процесс постижения человеческой телесности включает труды множества мыслителей, начиная с Античности. Так, идеи дуализма, противопоставления души и тела человека встречаются еще у Плутарха, Платона. Против подобного дуализма выступали Аристотель, Леонардо да Винчи, И.Кант, Н.А.Бердяев, В.Соловьев. Тело как «активное» начало, являющее собой саму культуру, предстает в трудах Ф.Ницше.

О телесности, как социокультурной характеристике тела человека, писали такие выдающиеся мыслители, как Клод Мерло-Понти и Жан Поль Сартр, Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер, Поль Валери, Мишель Фуко, Жиль Делёз, Ж.Л.Нанси и М. Мосс. Христианская концепция тела и телесности представлена в трудах И.А.Ильина, П.Флоренского и С.Н.Булгакова.

Анализ телесности, включающий достаточно полный обзор и классификацию различных исследовательских подходов к изучению телесности человека, представлен в трудах современных отечественных исследователей. Так, И.М. Быховская рассматривает телесность человека в социально-культурологическом аспекте, В.Л. Круткин – в онтологическом. Социально-философский анализ телесной культуры содержится в работах В.И. Столярова, Л.В. Жарова. Л.В. Жаровым также намечена перспектива исследования телесности в контексте совокупной человеческой деятельности как феномена культуры. В 1988 году вышла в свет монография профессора Л.В. Жарова «Человеческая телесность: философский анализ». Физическая культура как содержащая значительный потенциал для воспроизводства личности как целостности в единстве телесного и духовного рассматривается в работах Н.Н. Визитея, В.К.Бальсевича, Б.Г.Акчурина, С.Ф.Анисимова, П.Ф.Лесгафта. Проблему становления и развития личности как некой целостности поднимали Н.А.Бердяев, А.В.Суворов, О.И.Мотков.

Проблема телесности человека занимает значимое место в исследованиях по философской антропологии (С.А.Азаренко, И.С. Вдовина, Б.Т. Григорьян, П.С. Гуревич, В.А. Подорога, К.А. Свасьян, Б.В. Марков и др.); в работах, связанных с изучением деятельной сущности человека (Г.С. Батищев, М.С. Каган, Л.Н. Коган, В.С. Степин, М.М.Бахтин); проблему целостного изучения человека поднимал В.М. Розин.

Хотя интерес к проблеме осмысления телесности человека в современной гуманитаристике высок, монистическое рассмотрение человека как целостного природно-социально-духовного существа, безусловно, требует более глубокой философской проработки по причине необоснованного разграничения, обособления в исследовании различных аспектов человеческого бытия. Преодолению этого разграничения, выработке целостного, интегрированного взгляда служит формирование такого представления о теле человека, которое соответствует современной социокультурной ситуации: подход, при котором телесность человека становится фактором оптимизации его существования как субъекта культуры, как личности.

Таким образом, социально-философское исследование проблем телесности актуально как с научной точки зрения, так и с позиций практической значимости полученных результатов.

Объектом исследования является телесность человека в единстве ее естественно-данных, природных и культурно обусловленных, искусственно формирующихся элементов.

Предмет исследования – социокультурный контекст формирования телесности человека в процессе исторического развития и в современном обществе.

Цель исследования – выявление социокультурных оснований формирования человеческой телесности в единстве ее организменно-соматических и духовно-ментальных составляющих.

Для достижения поставленной цели в ходе проведения исследования решались следующие задачи:

1. Выявление сущности понятий «тело человека» и «телесность человека» с помощью их категориального анализа.

2. Анализ основных концепций «человеческого тела» и «телесности» в историко-философском дискурсе.

3. Формирование и обоснование подхода к пониманию телесности как социокультурной характеристики тела человека.

4. Определение социокультурных оснований практики телесных абсолютизаций в историческом контексте и в контексте современности.

5. Выявить средства и способы разрешения противоречий, возникающих в процессе встраивания человеческой телесности в социокультурное бытие.

Положения, содержащие научную новизну и выносимые на защиту.

    1. Телесность человека представляет собой социокультурный феномен, отражающий результат противоречивого процесса совершенствования человека в ходе исторического и индивидуального развития. Таким результатом сегодня является диспропорция в процессе социализации, выражающаяся либо в одностороннем совершенствовании сугубо соматической, организменной составляющей; либо в уходе в различного рода виртуальные миры и погружение в деструктивные практики (алкоголизм, наркомания, гипертрофия сексуальности, аномальное поведение и т.д.) при почти полном презрении к телесной организации.

    2. Значимой проблемой телесности является противоречие между ограниченностью телесной единичности человеческого организма и бесконечностью его социальных практик, отражающее «дурную бесконечность» субъективации объективности телесности в социальных условиях господства факторов «потребительского материализма», которые и поддерживают указанную ограниченность в процессе соответствующей социокультурной практики, культивируя потребительские ценности низкого социального и морального уровня.

    3. Разрешением вышеуказанного противоречия является становление адекватных социокультурных практик освобождения от «ограниченности телесного потребительства» («снятия телесной товарности») и становление интегрированной культуры телесности как материального результата-следствия совершенствования человека «как существа универсального и потому свободного» (Маркс). Интегрированная культура телесности ликвидирует акцент на одностороннее культивирование телесной составляющей и вырабатывает оптимальное соотношение между телом и духом. Реальным содержанием процесса освобождения человека от «ограниченности телесного потребительства» («снятия телесной товарности») и становления интегрированной культуры телесности является практика, представляющая собой универсализацию социализации личности как самодеятельность и творчество соответственно природным задаткам и общечеловеческим ценностям.

    Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения социальной философии и современной науки, согласно которым формирование человека как индивида и как личности во всех аспектах данного процесса протекает под определяющим воздействием культуры. Рассмотрение этого процесса применительно к человеческой телесности проведено с использованием таких методов философских исследований, как историко-генетический и структурно-функциональный подходы в качестве ведущих принципов. В процесс исследования включены такие методологические постулаты, как единство исторического и логического в развитии реальных процессов и в ходе их познания, основные положения гегелевской диалектики, включая познавательное движение от абстрактного к конкретному. В качестве вспомогательных применяются общегуманитарные (наблюдение, сопоставление, классификация) и общенаучные (индукция, дедукция, анализ, синтез и др.) методы сравнительно-исторического, культурно-исторического и социокультурного анализа.

    Эмпирическую базу диссертационной работы составили научные труды по проблемам истории культуры и развития физической культуры, работы педагогического плана, посвященные проблемам воспитания, формирования гармоничной личности, психологии телесных практик и т.д.

    Теоретическая и практическая значимость исследования.

    Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что выявлены и изучены проблемы формирования личности в культуре, актуальные проблемы социализации, а также здорового образа жизни. Раскрыты существенные противоречия, возникающие при встраивании телесности человека в социокультурное пространство. Изложены идеи, которые дают возможность для систематизации и развития понятийного аппарата и методологической базы социально-философского анализа телесности человека и могут быть использованы при чтении спецкурсов и курсов «Социальная и культурная антропология», «Социология культуры», «Социология молодежи». «Социология образования» и др. для студентов различных гуманитарных факультетов классического университета и других вузов.

    Значение полученных соискателем результатов исследования для практики заключается в том, что предложены пути разрешения противоречий телесного и духовного, возникающих в процессе социализации индивида; предложено понятие интегрированной культуры телесности, которая (культура) ликвидирует акцент на одностороннее развитие телесной составляющей и вырабатывает оптимальное соотношение между телом и духом. Результаты исследования могут быть использованы при выработке программ по формированию гармоничной личности в ходе процесса воспитания.

    Апробация результатов исследования.

    Основные положения диссертации были обсуждены на заседаниях кафедры социологии Челябинского государственного университета (2009 г.), на заседаниях кафедры философии Челябинского государственного университета (2010, 2011, 2012 гг.). Теоретические обобщения и практические выводы диссертационного исследования легли в основу выступлений автора на научно-практических конференциях, а также были отражены в 5 публикациях.

    Положения диссертации нашли свое отражение в выступлении на международной конференции: «XVI Уральские социологические чтения «Социальное пространство Урала в условиях глобализации – XXI век» (Челябинск. 2006 г.).

    Структура и объем работы.

    Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит 131 страницу, список литературы представлен 177 наименованиями.

    Похожие диссертации на Телесность человека в социокультурном контексте современности