Введение к работе
Актуальность темы исследования. В пространстве социально-философской рефлексии проблематика идеологии в контексте безопасности приобретает особую актуальность в формате современного российского общества, характерными чертами которого становятся размывание идейно-мировоззренческих устоев и идеологическая неопределенность, снижение интеллектуального, нравственного и культурного уровня, социально-политическая апатия, индивидуализм, утрата социального доверия и подлинных культурных и духовно-нравственных ценностей.
Трудности российского общества – это трудности перехода от былого, во многом навязанного, идеологического единомыслия к многообразию идей и мнений, это сложности идентификации в глобальном мире, отличающемся нарастающей противоречивостью. В процессе изменений, происходящих в мире, в ходе болезненной внутренней модернизации и не менее болезненной открытости России усиливается воздействие на общество и его идеосферу разнородных явлений современности, что неизбежно сказывается и на защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. Открытие границ России после распада советской системы, а также воздействие вызовов глобализации стимулировали рост возможностей, сценариев и траекторий жизненного выбора, однако при этом в общество хлынули западные модели потребления и инокультурные образцы как продукты «современности». Следует помнить, что, в ходе «культурно-идеологической экспансии» распространяется массовая культура низкого уровня.
Возникающие внутренние и внешние угрозы идеологической безопасности общества в условиях трансформационных вызовов современности способны создавать трудности для людей в их социальном взаимодействии посредством конструирования своей социальности и воспроизводства системы социальных смыслов, препятствовать обществу поддерживать идеологическую сферу в состоянии адекватности другим сферам. Разрушение идеологической структуры социума влечет за собой дезорганизованность и дисфункциональность всех его сфер, поскольку потребность общества в идеологии поддерживается, стимулируется и регулируется всей системой общественных отношений, обучением, воспитанием, нормами нравственности, общественным мнением, религиозной сферой, искусством, авторитетом и силой государства.
В условиях кризиса и вызовов современности нарастают опасности и угрозы обществу, всем сферам его жизнедеятельности, что ставит на повестку дня вопрос о необходимости локализации этих угроз и, по возможности, нейтрализации их деструктивного влияния. В 2009 году была принята «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года», которая представляет собою «официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу». Под национальной безопасностью в Стратегии понимается «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, безопасность государства».
Один из главных вызовов современности для российского общества - идейно-мировоззренческий. Он требует в качестве ответной реакции восстановления духовно-нравственных оснований, выработанных историей, обретение собственной национальной идеи, которая лежит в основе идеологии и способна консолидировать активное и думающее большинство общества. Идеология – это идеи, знания и ценности, которые определяют становление и развитие социальных сфер и структур общества.
Включая в себя систему идей и ценностей, идеология способна формировать вектор развития общественного сознания, мировоззрение индивидов, регулятивы поведения и траектории деятельности, определяя цели социальной активности и выполняя функции интеграции, поддержания ценностно-нормативного образца и легитимации общественных отношений. Все это не противоречит принципу многообразия идей и мнений, положенного в основу существования и самоорганизации современного российского общества.
После краха коммунистической идеологии в постсоветской России настала эпоха идеологической неопределенности и поиска новой идентичности. Как пишет известный исследователь проблем российской идеологии Ю.Г.Волков, российское общество переживает период социальных трансформаций, когда рушится привычный мир. Человек начинает осмысливать то, что ранее воспринималось как эмпирическая данность, т.е. собственную идентичность. Идентификация становится маркерной точкой в сравнении существующих возможностей и реализации собственного выбора.
Философия исходит из того, что культурная, политическая и социальная сферы не могут обеспечить пространство для развертывания высших духовных возможностей человека - для этого необходимы высшие ценности. Основным средством защиты государства в идеологическом плане является его собственная идеологическая состоятельность. Однако в России не существует полноценной национальной идеи и не определены принципы национально-государственной идеологии. Проблема усугубляется и недоверием к государству, которое в свою очередь само должно формулировать идеологические императивы.
Актуализация сюжетов и смыслов, связанных с идеологической безопасностью, вписывается, прежде всего, посредством репликации, в общее интеллектуально-смысловое пространство роста внимания к проблемам сохранения безопасности и имеющимся рискам и вызовам. Понятие идеологической безопасности все больше увязывается с социальной трансформацией, с глобализационным и модернизационным контекстом. При этом деидеологизация российского общества, как элемент его открытости, либерализации и демократизации, порождает новые угрозы безопасности.
Разнообразные сюжеты, связанные с проблемой обеспечения идеологической безопасности, требуют деятельной теоретической рефлексии. Необходима фундаментальная разработка методологии исследования идеологической безопасности на основе концептуализации и систематизации всего теоретического арсенала, накопленного социально-гуманитарной мыслью в целях поиска эффективной модели общественного развития и социальной модернизации, отвечающей современным реалиям, в том числе через понимание того, какие существуют и каким образом проявляют себя угрозы идеологической безопасности общества в условиях вызовов современности.
Таким образом, актуальность темы настоящего диссертационного исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, возросшим социальным значением обеспечения безопасности в период радикального обновления основ социально-экономического и государственного строя, когда общество и государство находятся в неустойчиво равновесном состоянии, сталкиваясь с целым комплексом вызовов и угроз, обусловленных нарушением привычных социальных связей в условиях трансформационных процессов, а изменения, происходящие в современном мире и связанные с формированием информационного общества, делают чрезвычайно актуальным вопрос о способах и механизмах взаимодействия и интеграции различных ценностей и идеологий.
Во-вторых, необходимостью уяснения и осмысления опасностей и вызовов, связанных с ценностной, культурной и нравственной деградацией, утратой значимости духовного наследия, конфликтом старых и новых культурных форм, масштабного распространения массовой культуры низкого уровня, «культурной экспансии» извне на фоне кризиса институтов демократии и все большего проявления социального отчуждении личности, что ставит на повестку дня проблему идеологической безопасности общества.
В-третьих, обозначившимся социальным императивом оформления национально-государственной идеологии как, в том числе, фактора обеспечения идеологической безопасности общества.
И хотя статья 13 Конституции Российской Федерации говорит о том, «что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», это не противоречит вышесказанному, поскольку провозглашение концепции деидеологизации было обусловлено сугубо политическими факторами, насущной необходимостью разрыва с советским прошлым, когда все, связанное с коммунистической идеологией и партийно-государственными идеологическими институтами, отрицалось.
Степень научной разработанности темы. Имеющаяся научная литература может быть разделена на несколько тематических групп.
Первая группа научных источников и трудов связана с изучением идеологии. Понятие «идеология» было введено в оборот А. Дестютом де Траси для обозначения науки об идеях. Концепции Э.Дюркгейма, К.Мангейма, А.Грамши рассматривают феномен идеологии в первую очередь как результат совместной жизни людей, их природных и социально-исторических обстоятельств. В рамках подобного подхода идеология определяется в качестве «ложного сознания», функциональный смысл которого неоднозначен. Э.Дюркгейм интерпретировал мировоззренческие формы в качестве основного фактора, консолидирующего общественную систему. В целом эволюция взглядов сторонников подобного подхода ведет к признанию идеологии неотъемлемым элементом общественной системы.
В трудах М. Вебера, К. Манхейма, Р. Мертона, Д.С. Милля, В. Парето, Г. Спенсера рассматриваются методологические вопросы соотношения идеологии и науки, идеологии и истины, природы идеологии. Одним из первых в исследованиях идеологии было позитивистское направление (К. Поппер, Э. Топич). В нем идеология приравнивается к ценностной ориентации.
В рамках феноменологического направления (А. Шюц) создан иной взгляд на идеологию, когда ее ядром признается естественное мировоззрение, жизненный мир, основанный на элементарных ценностях, нормах, взглядах и обыденных представлениях.
В развитии взглядов на идеологию прослеживаются две сменяющие друг друга традиции.
Концепции всеобщей «деидеологизации» (середина 1950-х начало 1970-х гг.) исходят из того, что возрастающее влияние науки ведет к падению влияния идеологических систем (Р. Арон, Д. Белл, С.М. Липсет, К. Поппер, Э. Шилз, Ф. Хайек, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон, Э. Топич и др.).
В свою очередь, концепция «реидеологизации», направленная на восстановление былого статуса идеологии, дает обоснование идеологии как неотъемлемого элемента организации всей общественной жизни. Представителями данного направления являются А. Винер, Дж. Лодж, О. Лемберг, П. Ансар.
Заслуживают пристального внимания общетеоретические работы, анализирующие идеологию как особую систему взглядов и идей (Л. Альтюссер, А. Грамши, К. Манхейм и другие), а также исследования, анализирующие идеологию как специфический культурный феномен, представляющий собой «смыслообразующий дискурс» (К. Гирц, С. Жижек, М. Фуко). Первая группа авторов рассматривает общественные идеи как явления, отражающие интересы определенных социальных акторов в их стремлении с рациональной точки зрения обосновать свои претензии на власть. В соответствии с этой позицией, идеологии являются особыми идейными конструктами, служащими инструментом реализации тех или иных классовых потребностей. В исследованиях второй группы авторов показано, что идеология - не просто рациональная система идей, призванная защитить социальные интересы господствующих групп и ввести в заблуждение подчиненные группы, а специфическая знаковая система, воздействующая на сознание индивидов через язык и фундируемая культурными символами. Тем самым, она выступает неотъемлемой частью общественного бытия и узаконивает реальность социального мира через навязывание индивиду определенных символических схем.
В отечественной социально-философской и в целом в гуманитарной мысли достаточно активно развиваются исследования, связанные с анализом актуального состояния идеологии в российском обществе. При этом рассматриваются различные аспекты идеологической сферы российского социума в контексте незавершенности становления нынешней постсоветской идеологической структуры, способной дать непротиворечивую картину происходящих социальных трансформаций.
Особый интерес представляют работы таких исследователей, как Т.А. Алексеева, Ю.Г.Волков, А.В.Жукоцкая, Б.Г. Капустин, О.Ю. Малинова, В.С.Малицкий, В.Б. Пастухов, А.А. Казанцев, В. Куренной, В.Т. Пуляев, Н.В. Шеляпин, А.В. Миронов. Они исследуют идеологии в современной России, делая акцент на специфике идеологий российского общества.
Продолжаются дискуссии, связанные с определением сущности идеологии. Так, согласно Ю.Г.Волкову, идеология выступает как определенная система философских, научных, художественных, нравственных, правовых, политических, социологических знаний и ценностей о мире, обществе, человеке. Эти знания и ценности лежат в основании формирования и эволюции общества и личности. Идеологические знания и ценности организуют, регулируют, направляют и интегрируют деятельность людей в духовной, политической, экономической, социальной и семейно-бытовой сферах жизни общества, объединяют страны с однотипной идеологией в цивилизации, направляют взаимодействие между регионами цивилизаций, обеспечивают целостность социосферы.
В.А.Жилина исходит из того, что идеология – это нечто устойчивое, представляющее собой некий полученный результат и одновременно идеология – постоянно становящееся явление, отчасти являющее себя в цели; идеология – это проявление полноты бытия и одновременно идеология – то самое усилие, которое и обуславливает развертывание человеческого бытия; идеология – это форма знания и одновременно идеология – это исключительно сфера практики.
Вторая группа исследований – это труды, посвященные изучению проблем безопасности и ее основных компонентов. В последнее время безопасность относится к базовым потребностям индивидов, социальных групп, институтов, а ее обеспечение – извечная проблема человеческого бытия, всегда актуальная для человека и сообщества. Проблемы безопасности функционирования общества во всех аспектах его жизнедеятельности, сознательного управления рисками вышли на первый план в исследованиях таких западных социальных мыслителей, как З. Бауман, У. Бек, Н. Луман, Э. Гидденс.
В отечественной социальной мысли накоплен определенный комплекс исследований по безопасности, где разработан базовый понятийный аппарат, раскрыта сущность феномена безопасности, ее взаимосвязь с развитием, выявлены причины и источники угроз личности, обществу и государству, показаны механизмы и способы противодействия им.
В.Климова обращает внимание на то, что субъектами и объектами национальной безопасности являются личность с ее правами и свободами, общество с его материальными и духовными ценностями, государство с его конституционным строем, суверенитетом и территориальной целостностью. При этом личность, общество и государство рассматриваются в политологии национальной безопасности и как объекты безопасности, и как субъекты ее обеспечения.
А.В.Козлова под безопасностью понимает совокупность условий жизнедеятельности общества, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности и свободное, соответствующее собственной природе и ею определяемое функционирование при исключении или нейтрализации возможности причинения им какого-либо ущерба, вреда либо придания развитию нежелательной динамики или нежелательных параметров.
Повышение внимания к гуманитарным аспектам проблем безопасности К.К.Колин объясняет тем, что все больше начинает осознаваться тот факт, что именно человек является главным компонентом богатства любой страны. Отсюда следует, что защита именно его жизненно важных интересов и ценностей и должна стать главной задачей системы национальной и международной безопасности. Ранее в качестве такой задачи рассматривалась, главным образом, лишь защита жизненно важных интересов государства.
Третья группа трудов связана с изучением различных аспектов идеологической безопасности в контексте духовной и культурной безопасности. В работах А.С. Ахиезера, Л.В. Гудкова, В.В. Зотова, С.М. Исаева, А.Я. Флиера, А.В. Шевченко рассматриваются причины и факторы кризиса культуры и дестабилизации социокультурной среды в России. Кризис культуры порождают угрозы и риски для национальной безопасности в сфере культуры. Эта проблематика анализируется в работах В.А.Бачинина, И.В.Бестужева-Лады, Н.И. Лапина, А.Л.Маршака, В.В.Сергеева. Угрозы, связанные с деидеологизацией российского общества, кризисом национальной идентичности россиян, освещаются в исследованиях Ю.Г.Волкова, В.И.Добренькова, В.Н.Кудрявцева, В.С.Малицкого, Ж.Т.Тощенко, А.В.Юревича.
В.Н.Шевченко исходит из того, что в настоящее время практически во всех сферах наблюдается противоречие в понимании духовных и нравственных ценностей, определяющих человеческое и культурное измерение явлений социальной действительности. Данный процесс обуславливает деформацию духовной жизни общества, поскольку оборачивается отсутствием единой нормативно ценностной системы и реальных общих нравственных координат человеческого поведения, играет роль катализатора в деструктивных процессах.
В последнее время появляется все больше работ, связанных с изучением сущности и различных аспектов культурной безопасности общества. В этом отношении интересны работы А.Ш.Викторова, В.Н.Кузнецова, С.В.Кортунова, В.В.Серебрянникова, А.Т.Хлопьева, Р.Г.Яновского, В.К.Левашова и других.
Отечественный культуролог Е.Г.Сулименко посвящает свою диссертацию рассмотрению культурной политики как фактора национальной безопасности в условиях глобализации. В частности, исследователь определяет национальную безопасность, подвергающуюся социокультурной эрозии, важнейшей целью культурной политики, которая может эффективно противостоять внутренним и внешним угрозам стабильности российского общества. Источник внутренних угроз, считает Е.Г. Сулименко, проистекает из актуализации в стране проблемных ситуаций, которые воспроизводят явления ксенофобии, религиозной и этнической нетерпимости, экстремизма, девиантного поведения, маргинализации и криминализации социума, ослабления института семьи как ретранслятора общечеловеческих ценностей.
П.Н.Беспаленко проводит анализ динамики духовного и культурного состояния общества, порождаемые этой динамикой угрозы и риски для национальной безопасности. Его анализ исходит из того, что системная трактовка национальной безопасности предполагает введение понятия «духовная безопасность», в основе которого оптимальное достижение устойчивого и гармоничного социального, экономического, политического развития и состояния духовной сферы общества. Для него духовная безопасность является одной из характеристик состояния общества в аспекте его духовно-нравственной и мировоззренческой состоятельности.
В работах А.Л.Маршака и В.В.Сергеева анализируется проблематика формирования культурной безопасности в условиях модернизации российского общества, показана художественная жизнь как сфера культурной безопасности современной России. В.Т.Есаулов анализирует информационные угрозы национальной безопасности России, освещает основные проблемы политики противодействия информационным угрозам национальной безопасности в современных условиях.
М.Смолин формулирует целый ряд современных угроз идеологической безопасности России: а) слабая осознанность гражданской идентификации, что подрывает устойчивость государства и общества; б) утрата локализации идентичности экономическими и научными элитами общества; в) идейный сепаратизм; г) идеологическая неопределенность правового и государственного статуса русского народа; д) нравственная угроза безопасности, связанная с отсутствием государственного контроля за нравственностью в обществе. Исследователь полагает, что необходимо поставить под контроль общества продукцию средств массовой информации и массовых коммуникаций в сфере, касающейся нравственной безопасности.
О.Жаренова исходит из того, что в современных условиях существования России особый интерес представляет проблема идеологической безопасности. Вопрос ее обеспечения - это проблема, связанная с возникновением угроз стране изнутри, во внутренней среде. Она обусловлена либо идеологическим вакуумом, вызванным отсутствием функционирующей доктрины идеологической безопасности, либо идеологическим расколом внутри страны, что делает нацию уязвимой по отношению к идеологическим угрозам и с внешних направлений (экспансия идеологий извне). Но главная угроза - идеологический вакуум и отсутствие государственной идеологии.
Для А.Р.Тузикова с идеологической безопасностью связаны три группы угроз: угрозы идентичности; угрозы легитимности обоснований национальных интересов и государственности; угрозы существованию базовых национальных идеологических институтов (религия, образование, механизмы воспроизводства доминирующего общенационального дискурса в СМИ и т. п.).
Известный отечественный социолог В.Н.Кузнецов обращает внимание на то, что именно духовная безопасность, гуманитарная безопасность, интеллектуальная безопасность создают реальную среду для становления и функционирования идеологической безопасности.
Таким образом, анализ степени научной разработанности темы диссертационного исследования показывает, что различные ее аспекты получили достаточно глубокую разработку в социально-гуманитарном знании. Однако проблема идеологической безопасности российского общества в условиях трансформационных вызовов современности в социально-философской литературе практически не рассматривается.
В целом актуальность темы, ее сложность и многоплановость, недостаточная научная разработанность обусловили цель, задачи, объект и предмет исследования.
Цель исследования – социально-философское осмысление идеологической безопасности российского общества в условиях трансформационных вызовов современности.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить теоретические подходы в изучении идеологии в контексте безопасности общества в целях определения проблемного поля исследования.
2. Сформулировать методологический конструкт изучения идеологической безопасности общества в контексте трансформационных вызовов современности.
3. Охарактеризовать обстоятельства проявления и возвышения фактора идеологии в советском обществе.
4. Раскрыть сущность трансформации идеологического пространства российского общества под воздействием вызовов современности.
5. Рассмотреть идеологический формат российского социокультурного кризиса.
6. Осмыслить семантику безопасности в идеологическом пространстве общества в контексте практик власти и властвующих акторов.
7. Показать функциональную значимость ценностей прошлого и настоящего в идеологическом пространстве массового общества.
8. Охарактеризовать социально-гуманитарное знание и образование в диспозиции идеологической безопасности.
9. Проанализировать феномен идеологической безопасности в контексте глобализационных вызовов.
10. Изучить идеологическое воздействие западных культурных образцов на идейно-мировоззренческую структуру и коммуникативно-поведенческие практики.
11. Охарактеризовать информационно-идеологическое воздействие извне в аспекте устойчивости идеологического пространства общества
12. Выделить потенциал и ресурсы обеспечения идеологической безопасности в стратегии национальной безопасности.
13. Определить необходимость оформления национально-государственной идеологии как условия обеспечения идеологической безопасности.
Объект исследования – идеологическое пространство российского общества.
Предмет исследования – идеологическая безопасность российского общества в условиях трансформационных вызовов современности.
Гипотеза исследования основана на следующих предположениях: а) в условиях нарастающих трансформационных вызовов современности обостряются внутренние и внешние угрозы идеологическому пространству общества, препятствующие формированию объединяющих и мобилизующих идей и ценностей, сохранению общественного сознания в определенных идеологически выверенных пределах ценностных ориентаций, нравственных установок, идей толерантности и социальной солидарности; б) выявление новых теоретических подходов, средств и способов описания и объяснения социальной реальности позволяет сформулировать и описать проблематику угроз и вызовов идеологической безопасности российского общества, снижающих уровень защищенности идеосферы и идеологических практик от воздействия деструктивных идей и социальных манипулятивных технологий, выявить проблемы и противоречия обеспечения идеологической безопасности российского общества.
Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. В основу исследования положены такие фундаментальные категории и принципы, как объективность, единство диалектического анализа и синтеза, а также исторической конкретности и онтологии целостности.
Теоретико-методологической основой исследования является неоклассическая научная парадигма, в русле которой осуществляется социально-философское осмысление феномена идеологической безопасности в российском обществе. Интенция выявления и систематизации концептуальных предпосылок осмысления тематики базируется как на индивидуально-личностном отношении к изучаемым процессам, так и на трансдисциплинарном подходе и направлена на то, чтобы понять, что должно и что может делать социально-философское познание в обстоятельствах быстро меняющейся социальной реальности.
Сформулированный исследовательский конструкт базируется на определенных теоретических подходах как способах концептуализации: а) соотнесенность идеологической безопасности как степени защищенности идеологического пространства общества с такими трансформационными вызовами современности, как глобализация, информатизация, модернизация; б) инвестиция приемов и методов социально-философского анализа в исследование феномена идеологической безопасности российского общества посредством уточнения и развертывания таких понятий, как «безопасность», «идеология», «идеологическое пространство», «идеологическая безопасность»; в) теоретические подходы, базирующиеся на концепции нелогического действия и деривации В.Парето, а также теории социального конструирования реальности и теории коммуникативного действия, связанные с выявлением угроз идеологической безопасности общества, препятствующих человеку в его повседневном идеологически обусловленном взаимодействии с другими людьми конструировать свою социальность и воспроизводить коммуникативную систему социальных смыслов, а обществу, по возможности, поддерживать идеологическую сферу в состоянии адекватности другим сферам.
Выраженный трансдисциплинарный характер настоящего исследования, специфика проблемного поля, объекта и предмета исследования обусловили использование комплексной методологии, вобравшей фундаментальные принципы и подходы различных социальных наук.
Научная новизна исследования определяется значимостью разработки авторской концепции идеологической безопасности российского общества в условиях трансформационных вызовов современности и приращением научного знания в пространстве решения совокупности задач средствами социально-философского анализа.
Конкретное приращение научного знания заключается в следующем.
1. Выявлены и систематизированы теоретические подходы в изучении идеологии в контексте безопасности, что позволяет актуализировать сюжеты, связанные с идеологической безопасностью российского общества, определить смысловые контуры проблемного поля исследования и развернуть соответствующий концепт в пространстве социально-философского дискурса.
2. В целях изучения идеологической безопасности российского общества в контексте трансформационных вызовов современности сформулирован авторский методологический конструкт, позволяющий уточнить основные направления исследования и способствовать новому приращению научного знания.
3. Охарактеризованы обстоятельства возвышения фактора идеологии в советском обществе, обусловленные утверждением нового политического режима, изменением социальной реальности и необходимостью обоснования внутренней логики сложившейся мобилизационной модели.
4. Получено новое знание, связанное с характеристикой сущности трансформации идеологического пространства российского общества под воздействием вызовов современности.
5. Выявлен идеологический формат российского социокультурного кризиса, в основе которого - существенное изменение идейно-мировоззренческой и духовно-нравственной обстановки, что нарушает идейно-мировоззренческую целостность социума и создает препятствия сбережению национальной идентичности и государственной целостности.
6. Достигнуто приращение знания, связанного с семантикой безопасности идеологического пространства общества в контексте практик властвующих акторов, преследующих цели сохранения существующей системы распределения власти, собственности и привилегий.
7. Анализ функциональной значимости ценностей прошлого и настоящего в идеологическом пространстве формирующегося в России массового общества способствовал получению нового знания, выявляющего обстоятельства «селекции» жизненных и ценностных приоритетов, в результате которой ценности демократии и прав человека, социального доверия и толерантности перемещаются на периферию общественного внимания, а большинство средств массовой информации выступают в качестве поставщиков официальной идеологической продукции и инструмента идеологического контроля.
8. Охарактеризовано социально-гуманитарное знание и образование в диспозиции идеологической безопасности, показано, что современное отечественное социально-гуманитарное знание и образование, переживающие кризис, во многом утрачивают свои идеологические и идейно-мировоззренческие функции.
9. Авторская характеристика глобализационных воздействий, формирующих разнообразные угрозы идеологической безопасности, позволяет выявить новое знание, связанное с оценкой проникновения массовой культуры низкого уровня, внешним информационно-идеологическим воздействием, экспансией извне идеологии и мировоззрения меркантилизма и потребительства.
10. Выявление идеологического воздействия западных культурных образцов на идейно-мировоззренческую структуру и коммуникативно-поведенческие практики в координатах идеологической безопасности дает приращение нового знания, связанного с такими характеристиками, как ориентация на массовое потребление, развлекательность, коммерциализация, стандартизация продуктов массовой культуры, эксплуатация имиджей и стереотипов.
11. Охарактеризовано информационно-идеологическое воздействие извне в аспекте устойчивости идеологического пространства общества, что позволяет по-новому взглянуть на исследуемую проблематику.
12. Получено новое знание, характеризующее потенциал и ресурсы обеспечения идеологической безопасности в стратегии национальной безопасности.
13. Выявлены обстоятельства, вызывающие необходимость оформления в современных условиях национально-государственной идеологии как условия обеспечения идеологической безопасности.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Концептуальная рефлексия теоретических подходов в изучении идеологии в контексте безопасности позволяет высветить и актуализировать сюжеты, связанные с идеологической безопасностью российского общества, определить смысловые контуры проблемного поля исследования на базе выявления значения идеологии в концептуализации понятия безопасности. Включая в себя систему идей и ценностей, идеология в контексте безопасности способна формировать вектор развития общественного сознания, мировоззрение индивидов, регулятивы поведения и траектории активности, определяя цели социальной деятельности и выполняя функции социальной интеграции, поддержания ценностно-нормативного образца и легитимации общественных отношений, когда речь идет о сохранении безопасности общества, сбережении базисных значений и ценностей и преодолении кризисной идеологической идентичности.
2. Изучение средствами социально-философского анализа идеологической безопасности российского общества базируется на методологическом конструкте, в основе которого - концептуализация базовых понятий в их соотнесенности с научной проблемой, которая сформулирована следующим образом – какие существуют и каким образом проявляют себя внутренние и внешние угрозы идеологической безопасности российского общества в условиях трансформационных вызовов современности, препятствующие человеку в его взаимодействии с другими людьми конструировать свою социальность и воспроизводить систему смыслов, а обществу поддерживать идеологическую сферу в состоянии адекватности другим сферам, удерживать общественное сознание в определенных идеологически выверенных пределах ценностных ориентаций, нравственных установок, толерантности и социальной солидарности. В основе методологического конструкта идея о том, что идеологическая устойчивость российского общества определяется не державной риторикой власти, а тем, что люди способны критически мыслить и адекватно оценивать социальную реальность, несмотря на политически ангажированные усилия власти и официозных масс-медиа, стремящихся создать покорную и бездумную массу подданных. В итоге устойчивость идеологического пространства связана с уровнем защищенности идеосферы и идеологических практик от воздействия неконструктивных идей и манипулятивных технологий.
3. Обстоятельства возвышения фактора идеологии в советском обществе обусловлены тем, что с утверждением нового политического режима начинает существенно меняться социальная реальность. В новых условиях средства индоктринации стали важным ресурсом власти. Государство ставило человека в состояние полной зависимости, а режим требовал от подданных не просто подчинения, но постоянного проявления преданности и признательности. В послесталинский период главной функцией идеологии стало обоснование внутренней логики сложившейся мобилизационной модели и совершенствование ее образа-имиджа с точки зрения восприятия в массовом общественном сознании. С течением времени в условиях оформления «двойственности» социального устройства, расхождением между идеологическими декларациями и реальной действительностью привычным становилось двоемыслие, что подрывало идеологическую устойчивость общества.
4. За годы реформ идеологическое пространство российского общества претерпело существенную трансформацию от моноидеологии к идеологическому многообразию. На смену былому единомыслию пришло разнообразие идеологических установок, символов, идеологических практик. Однако проникающие идеологии потребительства и успеха любой ценой противоречили доминирующим установкам по преимуществу традиционного общества, что препятствовало адекватному восприятию человеком социальной реальности, негативно влияло на защищенность идеосферы от деструктивного воздействия идей и идеологических технологий. В современных условиях первичной формой «бытия» идеологии в социальной реальности остается идеологическая индоктринация, которая все более отчетливо сводится к политико-идеологической манипуляции.
5. Идеологический формат социокультурного кризиса определяется переходом общества на иной виток социально-исторического развития, когда начинает существенно меняться идейно-мировоззренческая и духовно-нравственная обстановка, утверждается культ массового потребления и тотального развлечения, материального изобилия и эгоистического практицизма, углубляется процесс отчуждения личности от социальной реальности. Вызовом идеологической безопасности становится коллизия авторитарной и либеральной моделей жизнеустроения, что накладывается на угрозы идеологической безопасности в условиях трансформационных вызовов современности, когда на фоне общего кризиса возвышаются личностно-гедонистические ценности и установки иррационализма, усиливается дилемма между нарастающими возможностями идеологического воздействия властей на общество и человеческое сознание посредством новейших социальных технологий и степенью их проявления в деструктивных целях посредством идеологем властвующих институций и акторов.
6. Семантика безопасности идеологического пространства общества связана с наличием таких внутренних угроз, как социокультурный кризис, обусловленный, в том числе, идеологической недостаточностью общества, принявшей форму деидеологизации и размывания идеологической идентичности в условиях нарастания во властных практиках двоемыслия и имитационности; социальная аномия, сопровождающаяся дискредитацией идеи социальной дисциплины и долга на фоне становления расчетливо-прагматичных отношений; идейно-мировоззренческий вакуум как состояние социальной и духовной жизни общества, характеризующееся отсутствием устойчивых идейно-мировоззренческих взглядов и убеждений, размыванием рациональности и утратой критической рефлексии; информационно-идеологическое воздействие через медийное пространство, зачастую содержащее деструктивный и угрожающий компонент, связанный с высоким потенциалом манипулирования общественным мнением; недостаточное производство функциональных идей в социально-гуманитарном знании. Все эти вызовы, как проблемные ситуации, накладываются на политическую обстановку в обществе и существующие практики власти.
7. Функциональная значимость ценностей прошлого и настоящего в идеологическом пространстве российского массового общества обусловлена тем, что идеологии приходится вступать во взаимоотношения со многими компонентами духовного комплекса, а также определяться в структуре доминирующих идеологических воззрений. В массовом сознании происходит «селекция» жизненно-ценностных приоритетов, в результате которой ценности личности, демократии, прав человека, социального доверия и толерантности перемещаются на периферию общественного внимания, а на верхние уровни смысловой иерархии выходят материально-практические и утилитарно-прагматические ценности. Важным фактором становится медийное пространство как составная часть пространства идеологического, где средства массовой информации выступают в качестве поставщиков идеологии и инструмента идеологического контроля.
8. Выявление фактора социально-гуманитарного знания и образования в диспозиции идеологической безопасности базируется на том, что в этой наиболее идеологизированной сфере идет противоречивый процесс переосмысления многих установок и ценностей. Развертывается кризис социально-гуманитарного знания, что проявляется, во-первых, в ослаблении влияния на социальную мысль классических традиций гуманитарных школ; во-вторых, в завышении роли субъективного фактора в гуманитарных исследованиях, порождающее высокую степень произвольности высказываний. Гуманитарное знание и образование призваны защищать идеосферу и идеологические практики от деструктивного воздействия иррациональных идей и манипулятивных технологий, помогать человеку адекватно воспринимать социальную реальность, формировать определенные убеждения, а обществу формировать позитивные идеологические ценности, поскольку идеи и воззрения, которые неадекватно отражают окружающий мир и вводят людей в пространство иллюзий и заблуждений, препятствуют рационально-критическому восприятию социального мира и самого себя и неизбежно несут в себе угрозу идеологической безопасности общества.
9. Совокупность трансформационных глобализационных воздействий формирует разнообразные угрозы идеологической безопасности общества. Во-первых, это проникновение массовой культуры низкого уровня, ведущее к нежелательным идейно-мировоззренческим последствиям, размыванию и искажению ценностного потенциала. Во-вторых, внешнее информационно-идеологическое воздействие, способное в условиях патриархально-традиционного и слабо модернизированного общества негативно влиять на идеологическое программирование индивидуального и массового сознания и социального поведения. В-третьих, экспансия извне идеологии и мировоззрения меркантилизма, потребительства, наживы любой ценой, что приходит в противоречие с иллюзорными представлениями о социальной справедливости и оставшимися от советской эпохи в массовом сознании установками примитивного эгалитаризма и нетребовательности.
10. Выявление идеологического воздействия западных культурных образцов на идейно-мировоззренческую структуру и коммуникативно-поведенческие практики в координатах идеологической безопасности выводит в проблемное поле социально-философской рефлексии измерение трансформационных вызовов современности. Идеологическое воздействие западных культурных образцов реализуется, прежде всего, в русле массовой культуры, основные доминанты которой - высокая проникающая способность, ориентация на массовое потребление, развлекательность, коммерциализация, стандартизация продуктов массовой культуры, эксплуатация имиджей и стереотипов, создаваемых ею. Общество, которое долгое время структурировалось в рамках единой официальной идеологии и определенной картины мира, теряется перед разнообразием новых идей и оказывается неспособно к их трезвой критической оценке. В итоге вызов современности сказывается на коммуникативно-поведенческих практиках, претерпевающих существенную трансформацию.
11. В условиях, когда общество пытается найти объединяющие ценности и идейные ориентиры, внешнее информационно-идеологическое воздействие в пространстве слабо модернизированного общества способно негативно влиять на идеологическое программирование индивидуального и массового сознания и социального поведения, устойчивость идеологической сферы. Источник внешних угроз проистекает из условий глобализации, которые неизбежно, хотя и зачастую стихийно-бессознательно, продуцируют опасность утраты идеологической идентичности, возникновения монополии одного центра в мировом медийном пространстве, что тесно связано с идеологической устойчивостью общества. В подобных условиях идеологическая безопасность выступает как степень устойчивости к возникающим опасностям и угрозам, как уровень определенного иммунитета перед ними, а также как готовность и способность устранить или нейтрализовать эти опасности и угрозы.
12. Вопросы безопасности, их понимание и решение во многом определяется позицией политической элиты, ее видением проблем и угроз. Идеологически осознано, что обеспечение национальной безопасности страны и общества – задача комплексная. Императивы обеспечения идеологической безопасности посредством потенциала и ресурсов в стратегии национальной безопасности государства и общества проявляются на фоне угрожающего распада социальных связей, кризиса ценностно-мировоззренческих ориентаций. В этих условиях обоснование обеспечения идеологической безопасности тесно увязывается с модернизацией как составной частью социокультурной трансформации. Особое значение приобретает культура как потенциал и ресурс противодействия вызовам и угрозам идеологической безопасности общества. Важную роль в обеспечении идеологической безопасности общества призваны играть также интеллектуальные ресурсы общества.
13. Выявление обстоятельств, связанных с необходимостью оформления национально-государственной идеологии как одного из условий обеспечения идеологической безопасности, обусловлено тем, что общество переживает период «идеологического дефицита». Несмотря на многочисленные дискуссии, необходимость объединяющей идеологии на основе верховенства закона и нравственности осознается все более отчетливо, хотя целый ряд расхождений и недоразумений связан с тем, что многие интеллектуалы сводят сущность идеологии только в политической идеологии. Чтобы общество сумело выстоять перед натиском противоречивых трансформационных вызовов современности, необходимо, в том числе, упорядочить идеологическое пространство, зафиксировать устойчивую систему позитивных социальных и идеологических ценностей, выстроить полноценные идеологические практики. В этих условиях решающее значение приобретает позиция властной элиты и насущная необходимость изжить идущие «сверху» ложь, лицемерие и двоемыслие. Именно концепт идеологической безопасности, введенный в пространство социально-философской рефлексии, позволяет понять, что идеологическая подсистема общества способна при создании должных условий выполнять функции интеграции и поддержания ценностно-нормативного образца.
Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Научно-теоретическая значимость исследования состоит в приращении концептуального знания изучения идеологической безопасности российского общества, что позволяет выйти на новый уровень осмысления тематики. Проведенный анализ, связанный с выявлением сущности трансформации идеологического пространства российского общества под воздействием вызовов современности, рассмотрением идеологического формата социокультурного кризиса, осмыслением семантики безопасности в идеологическом пространстве общества в контексте практик власти и властвующих акторов позволяет привлечь внимание к дальнейшей разработке соответствующих проблем.
Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические подходы и некоторые положения прикладного характера могут использоваться в учебно-педагогической деятельности при подготовке учебных пособий и специальных курсов в вузах по социальной философии, социологии, философии культуры, а также стать основой для подготовки соответствующих спецкурсов, научно-методических и учебно-методических пособий и разработок.
Апробация работы. Положения и выводы диссертационного исследования обсуждалась на заседаниях кафедры социологии, политологии и права Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Южного федерального университета.
Результаты исследования были изложены на региональных, международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях и семинарах в 2011–2012 гг., в частности на Международной научно-практической конференции «Модернизация России: региональные особенности и перспективы» (г. Ростов-на-Дону, 21–22 апреля 2011 г.); региональной научной конференции «Путь в науку: молодые ученые об актуальных проблемах социальных и гуманитарных наук» (г. Ростов-на-Дону, 21–22 апреля 2011 г.); III международной научно-практической конференции «Кавказ – наш общий дом» (г. Ростов-на-Дону, 27–29 сентября 2011 г.); Всероссийской научной конференции «Геополитическая миссия России в XXI веке и национальная идея» (г. Ростов-на-Дону, 17–18 марта 2011 г.); Международная научно-практическая конференция «Социальное партнерство в России: фактор инновационного развития и общенациональной солидарности» (г. Ростов-на-Дону, 19–20 апреля 2012 г.), «Дни PR на юге России. Говори своим голосом» (г. Ростов-на-Дону, 5-6 июня 2012 г.).
Основное содержание диссертационного исследования отражено в 29 научных публикациях, в том числе в изданиях, которые входят в список ВАК Минобрнауки РФ, и составляет общий объем около 29 п. л.
Результаты диссертационного исследования нашли применение в разработке магистерской программы на отделении «Регионоведение» Института по переподготовке и повышению квалификации ЮФУ.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав, тринадцати параграфов, заключения, списка литературы и источников, который включает 360 наименований.