Введение к работе
Актуальность исследования.
Понятие социального субъекта традиционно часто встречается в работах философов, социологов, политологов, но, несмотря на широкое использование, является достаточно проблематичным. Его неоднозначность задает множество вариантов понимания, и, как правило, оно используется по-разному в зависимости от предмета исследования. Это, с одной стороны, затрудняет возможность корректной дефиниции, которая объединила бы все смыслы и проблемные поля, имплицитно содержащиеся в данном понятии, с другой - позволяет через его посредство скоординировать разнообразные воззрения на проблемы социальной системы, социальных трансформаций, соотношения индивида и общества.
В сложившейся ситуации понятие социального субъекта может быть рассмотрено как своего рода «призма», сквозь которую проходят самые разные воззрения на проблему взаимодействия индивида и общества. Сюда входит исследование индивидуального социального субъекта во всем богатстве его социальных взаимосвязей. Особо стоит отметить, что, поскольку понятие субъекта предполагает определенный уровень самосознания, активности и способности самостоятельно и деятельно преобразовывать окружающий мир, то индивидуальный социальный субъект не может быть объяснен только из детерминации какими-либо социальными силами. Это позволяет переосмыслить представления о деконструкции субъекта, которые получили распространение в недавнем прошлом.
Понятие социального субъекта также дает возможность исследования деятельности как относительно стабильно функционирующих компонентов социальной системы, наподобие социальных групп, объединенных общим сознанием, условиями жизни, социально-экономическим статусом, так и аморфных – массы и толпы. Кроме того, исходя из понятия социального субъекта, может быть осмыслен процесс взаимодействия между индивидом и обществом.
Столь широкая применимость понятия «социальный субъект» обусловливается тем, что в нем должны быть соединены атрибуты, которые могут быть восприняты как взаимоисключающие: социальность и субъектность, детерминация обществом и способность к самостоятельному действию. Обретение этого единства в практическом плане и возможность непротиворечивого осмысления - в теоретическом, придают актуальность исследованию данной темы.
Если теоретические представления о «смерти субъекта» или «конце социального» являются эпистемологический конструкцией и уже не воспринимаются как содержащие угрозу для осмысления человека во всей полноте его признаков, в том числе деятельностном и творческом, то в практическом отношении проблема «возвращения» социального субъекта стоит очень остро.
В практическом отношении актуальность обращения к понятию социального субъекта объясняется наличием все усиливающихся тенденций индивидуализма, нарциссизма, безразличия к политической и социальной активности, которые становятся реальностью и в нашей стране. В ХХ веке реальностью стал распад традиционных форм общностей, которые в течение многих веков были залогом чувства онтологической безопасности для людей. Отдельный человек обладал постоянным социальным статусом, был включен в определенную систему норм и ценностей, которая воспринималась как незыблемая. В начале ХХ века произошел серьезный социальный сдвиг, в результате которого, если пользоваться образным сравнением О. Мандельштама, европейцы были выброшены из своих биографий, как шары из бильярдных луз. Утрата привычных социальных идентичностей и неопределенность постоянно меняющейся жизни, породили феномен бегства от свободы (Э. Фромм), который актуален и сейчас. Но в настоящее время отдельный человек использует новый способ для того, чтобы избавиться от тяжелой необходимости работы над собой ради становления личностью. Если в период существования тоталитарных режимов индивид отказывается от себя ради коллектива, становясь просто винтиком в огромном механизме, то сейчас, напротив, человек самодовольно замыкается в своем Я, отказываясь от идеалов и высших ценностей. Принимая идеи, озвученные в некоторых психоаналитических теориях, и развитые постструктуралистами, о том, что сущность человека заключена в его желаниях, индивид зачастую ориентируется на свои биологические потребности. Это тем более опасно, что в современном обществе в условиях огромных возможностей для манипулирования сознанием, во-первых, активно пропагандируются идеалы потребления, и, во-вторых, продвигается идея удовлетворенности собой в наличном состоянии, а ее приятие фактически закрывает возможность для самосовершенствования. В итоге отдельный человек старается удовлетворить как можно больше собственных желаний и становится неспособен ограничить их ради другого человека или ради высших идеалов.
Задачей социальной философии в этих условиях должно стать осмысление перечисленных выше феноменов и поиск путей выхода из данной ситуации. И, на наш взгляд, разработка понятия социального субъекта предоставляет для этого широкие возможности. В его рамках объединены как идея ценности активного, самостоятельного действия, так и представление о значимости социальных взаимодействий, о необходимости ограничивать собственную независимость ради других. Поэтому понятие социального субъекта дает возможность предложить такой способ осмысления человека, который позволит избежать крайностей объективизма или субъективизма, а также обосновать необходимость существования отдельного человека и / или сообщества в перспективе не только сущего, но и должного.
Таким образом, актуальность исследования социального субъекта определяется:
- многозначностью данного понятия и необходимостью более четкого его определения;
тяготением как западного, так и российского общества к крайней индивидуализации (индивидуализму), что сопровождается кризисом активности в направлении социального взаимодействия;
сохраняющейся потребностью в осмыслении социальной системы как целостного феномена.
Степень разработанности проблемы.
Осмысление проблемы социального субъекта встречается во множестве работ, посвященных социально-философской тематике. Ее разработка начинается уже в эпоху Античности, в работах Платона, Аристотеля. В Средние века данная тема встречается в работах Отцов Церкви. В это время обретается историческое измерение данной темы, глубоко разрабатывается как вопрос о соотношении единичного и общего, так и тематика индивидуального социального субъекта. Для нас особую важность представляет то, что уже в работах Отцов Церкви исследуется разница между индивидом, как лицом, механически включенным в социальную или религиозную жизнь, и субъектом, который обладает развитым самосознанием и способен осуществлять осмысленный нравственный выбор, отсекая при этом свою волю. Пользуясь современными понятиями, открываются различные аспекты проблемы «субъект - индивид».
Свое секуляризованное и индивидуализированное осмысление эта тема начинает обретать в эпоху Возрождения у Н. Макиавелли, и актуализируется в работах представителей Нового времени (Д. Вико, Г. Гегеля, Ж.-Ж. Руссо, А. Тюрго).
Новое осмысление в западной философии проблема социального субъекта получает в работах К. Маркса и его последователей (Г. Лукача представителей Франкфуртской школы, Л. Альтюссера). Диалектическое осмысление социальной реальности способствует рассмотрению социального субъекта как диалектически детерминированного обществом; за опору принимается уже не только индивид, но общество в его целостности, понимаемое как система.
Осмысление системного и структурного единства общества и разработка процессов интеграции, взаимодействия социальных субъектов как между собой, так и с социальной системой осуществляется в работах таких классиков социологии и социальной философии как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс. Среди современных западных исследователей работа в данном направлении осуществляется К. – О. Апелем, П. Бурдье, И. Валлерстайном, Э. Гидденсом, А. Туреном, Ю. Хабермасом, Н. Элиасом.
Анализу феномена массы и толпы уделили свое внимание Г. Лебон, Г. Тард, В. Вундт, З. Фрейд. В их работах был осуществлен анализ и дано описание феномена массы. Развитие данной темы нашло отражение впоследствии в трудах Т. Адорно, Х. Ортеги-и-Гассета, Г. Маркузе, Э. Фромма, Ж. Бодрийяра, которые занимались рассмотрением проблем массового общества, параллельно исследуя возможность существования в его рамках активных социальных субъектов.
Исследование проблемы индивидуального социального субъекта, в самых разных его аспектах, было осуществлено в рамках феноменологии (Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти), экзистенциализма (Ж. – П. Сартр, М. Хайдеггер, Г. Марсель, К. Ясперс), персонализма (Э. Мунье) и диалогизма (М. Бубер), нео- и постфрейдизма (К. – Г. Юнг, Ж. Лакан).
Разработка современного положения социального субъекта и осмысление существующих возможностей для субъектного действия нашла свое место в работах как исследователей работающих в рамках марксистского подхода, который значительно видоизменился, но в основе своей по-прежнему опирается на представление о классовой системе общества (Ж. Делез, К. Агитон, А. Каллиникос, А. Негри), так и мыслителей, рассматривающих проблемы постмодернистского общества (З. Бауман, У. Бек, Д. Ваттимо, Ж. Липовецки, К. Лэш, Г. Рейнгольд, А. Рено). В их работах осуществляется исследование современного положения не только совокупного, но и проблемные тенденции в отношении индивидуального социального субъекта.
В русской философии проблема социального субъекта традиционно разрабатывалась в русле критики крайностей индивидуализма и коллективизма, и поиска особой, соборной его формы, либо всеединства. Можно выделить работы Н. А. Бердяева, Н. К. Михайловского, Ю. Ф. Самарина, С. Л. Франка, А. С. Хомякова.
В советской и российской социальной философии значительное внимание уделялось и продолжает уделяться историко-философскому исследованию проблемы социального субъекта (П. В. Алексеев, А. В. Дьяков, М. К. Мамардашвили, В. М. Межуев, А. В. Погорельчик М. А. Прасолов, М. А. Хевеши).
В советской философии была осуществлена разработка проблемы взаимодействия социального субъекта и социальной системы (В. С. Барулин, С. С. Батенин, В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзон, А. К. Уледов). В современной отечественной философии эти проблемы также находят свое развитие (В. Х. Беленький, И. А. Гобозов, Ю. И. Прохоренко). Одновременно с этой проблемой в советской философии социальный субъект был рассмотрен в аспекте социального взаимодействия, были затронуты проблемы включенности личности в социальный контекст и межсубъектного взаимодействия (Л. П. Буева, М. С. Каган). В настоящее время рассмотрение основных атрибутов социального субъекта и факторов его формирования осуществляется Н. И. Яблоковой.
Большое внимание в современной отечественной философской мысли уделяется исследованию проблем массы как социального субъекта, массового общества (С. В. Туманов, А.Н. Шишминцев, Д. В. Ольшанский).
Значительная часть исследований, затрагивающих проблему социального субъекта посвящена критическому осмыслению положения социального субъекта в современном, в том числе, российском обществе, осмыслению возможностей и способов проявления активной позиции субъекта (Б. Дубин, А. А. Кара-Мурза, А. А. Сауткин, А. А. Сундеев, Л. Г. Фишман,). Отдельной темой исследований является рассмотрение вопроса о субъекте модернизации в России и обсуждение возможностей для становления и деятельности в современных условиях социальных субъектов, автономных от государства (Г. Г. Дилигенский, Б. Кагарлицкий, В. А. Ядов).
Объектом исследования является социальный субъект в его совокупной и индивидуальной формах.
Предметом исследования является активность социального субъекта как фактор общественного развития.
Цель и задачи исследования:
Целью является исследование теоретического осмысления категории «социальный субъект» и практической актуальности данного феномена.
Для реализации поставленной цели необходимо решетить следующие задачи:
-
Выявить философские подходы к изучению социального субъекта, исследовать направленность их трансформации, и в целях осмысления практического измерения исследуемой проблемы рассмотреть их критическое содержание.
-
Исследовать проблему кризиса социального субъекта в ее теоретическом (эпистемологическая деконструкция) и практическом (феномен индивидуализма) выражении.
-
Критически осмыслить возможности и условия для формирования и функционирования социальных субъектов нового типа.
-
Проанализировать возможные пути решения проблемы индивидуализма и преодоления кризиса социального субъекта.
Методологическая база диссертационного исследования.
В связи со сложностью и многомерностью понятия «социальный субъект» воззрения философов на эту тему нередко организуются в соответствии с принципом дополнительности. Наиболее яркими примерами этого являются теории М. Фуко и Ю. Хабермаса. Поэтому весьма продуктивным представляется расширительное использование предложенного М. Мерло-Понти метода тотальности, или «множественности перспектив», в рамках которого за каждой точкой зрения признается определенная доля правоты и обоснованности, что, однако, не должно приводить к релятивизму. Соответственно, актуализируется метод сравнительного историко-философского анализа исследуемой проблемы.
В связи с установкой на исследование взаимосвязи между индивидуальным и социальным уровнями общества и/или отдельных общностей, необходимой представляется опора на методологический индивидуализм. Мы предполагаем, что действия отдельных людей не являются однозначно детерминированными внешними условиями. Признавая человека существом свободным и способным на самостоятельный выбор, мы считаем, что для понимания функционирования совокупного социального субъекта необходимо понять мотивы, установки, ценности отдельных людей, его составляющих.
Поскольку само понятие социального субъекта объединяет в себе индивидуальный и социальный уровни существования как отдельного человека, так и общества в целом, актуализируется задача осмысления их единства. Необходимым условием решения этой задачи является активное использование метода диалектики. Данный метод используется автором при рассмотрении как теоретического, так и практического аспекта проблемы социального субъекта.
Для практического осмысления проблемы социального субъекта важным представляется критический метод Франкфуртской школы.
Также в рамках исследования автор опирается на критико-аналитический, социально-антропологический подход, принцип историзма.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
-
Установлено, что исследования проблемы социального субъекта характеризуются постепенной гуманизацией - возрастанием внимания к проблеме индивидуального социального субъекта.
-
Выявлено, что трансформация теоретических подходов к осмыслению социального субъекта двигалась по пути постепенной релятивизации - от субстанциализма к номинализму.
-
Раскрыты негативные тенденции крайней индивидуализации (переходящей в индивидуализм) в современных условиях и их влияние на кризис социальной субъектности.
-
Показано, что преодоление современного кризиса социального субъекта возможно только при условии существования человека в перспективе трансцендентного.
Положения, выносимые на защиту:
-
При исследовании деятельности совокупного социального субъекта продуктивной представляется опора на принципы гуманизации и номинализации. Но, их абсолютизация в теоретическом отношении препятствует пониманию целостности общества и его структурных элементов, а в практическом – приводит к крайнему индивидуализму и кризису социального субъекта.
-
Новый совокупный социальный субъект может сформироваться только при условии становления каждого отдельного человека личностью, индивидуальным социальным субъектом, который должен обладать знанием о наличии нерелятивных норм и ценностей и быть способным активно работать над их реализацией, ограничивая при этом собственные желания.
-
Для теоретического разрешения кризиса социального субъекта осуществляется разработка такого способа его осмысления, при котором удастся избежать крайностей объективизма (когда социальная система понимается как тотально детерминирующая деятельность человека) и субъективизма (при нем общество истолковывается как репрессивная сила, для противостояния которой необходимо его отрицание).
-
Обосновывается необходимость обретения перспективы трансцендентного для разрешения кризиса социального субъекта. Это предполагает способность ограничить свои интересы ради другого человека и ради высших идеалов.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Данное исследование вносит вклад в углубление знаний о социальном субъекте, его структуре, уровнях его существования, об изменениях в его теоретическом осмыслении, практическом воплощении. Положения, изложенные в данной работе, могут быть применены в социологических исследованиях. Результаты исследования могут быть использованы при чтении курса философии в разделе «Социальная философия»
Апробация работы.
Основные положения работы изложены в публикациях автора, в выступлениях на научных конференциях (Международная научно-практическая конференция Лига БАМа: проблемы мировоззрения, экономики и социальной истории (Тында, 28-29 октября 2005 г.), Х Краевой конкурс-конференция молодых ученых (Хабаровск, ДВГГУ, 2008), в выступлениях на научно-методологических семинарах, в лекционном курсе по философии в разделе «Социальная философия». Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре «Философия» Дальневосточного государственного университета путей сообщения.
Структура и объем диссертации