Содержание к диссертации
Введение
Глава первая. Теоретические предпосылки учения Августина о социальной значимости добра и зла 14
1.1. Образец Человека и Гражданина в воззрениях античных мыслителей и их влияние на творчество Августина 14
1.2. Понимание проблематики добра и зла у Плотина и Августина 27
1.3. Отношение Августина к учению манихеев о дуализме добра и зла 36
Глава вторая. Августин о формировании личности 48
2.1. Зло как «уменьшение добра» 48
2.2. О значении воли в выборе поступка 57
2.3. Добродетель как мотивация утверждения добра и совершенствования личности 68
Глава третья. О двух градах и противостоянии злу 79
3.1. Добро как условие общественной жизни 79
3.2. О необходимости противостояния злу 94
Заключение 107
Библиографический список использованной литературы 115
- Образец Человека и Гражданина в воззрениях античных мыслителей и их влияние на творчество Августина
- Зло как «уменьшение добра»
- Добро как условие общественной жизни
Введение к работе
Представления о добре и зле - это не только концептуальное выражение о должном поведении человека в обществе. Это важнейшая область специфических социальных (идеологических) отношений, которые влияют на всю совокупность общественных отношений и на формирование личности. Человек может выстраивать свои действия, свои отношения с другими людьми по вектору добра или по вектору зла. Это область оценивания, интерпретации человеческих поступков1, делающая данную проблему актуальной во все времена.
Особенно остро проблема добра и зла звучит в переломные моменты истории, когда рушится устоявшийся мир человеческих взаимоотношений. В эти периоды лучшие мыслители бережно сохраняли духовный опыт предшествующих поколений, обосновывали гуманистические ценности, которые никогда не утрачивают своей социальной значимости. В них содержится важное положение: человек только тогда постигнет сущность добра, когда сам будет претворять его в своих практических деяниях.
И не случайно наша мысль направляется в прошлое, чтобы получить ответы на волнующие нас сегодня вопросы. Эта общая методологическая тенденция объясняет частные изыскания - актуальность нашего обращения к социально-философскому учению Аврелия Августина
0 добре и зле как пути совершенствования личности и социальных отношений.
Учение Августина оказало огромное влияние на европейскую культуру, с которой Россия генетически связана. Его творчество содержит философские, религиозные, социально-нравственные идеи, во многом отвечающие нашим поискам . Русский философ А. Ф. Лосев отмечал, что 1 Философия и этика: сб. научных трудов. К 70-летию академика А. А. Гусейнова. - М.: Альфа, 2009. - С. 19-31. 2 Карсавин Л. П. Св. Августин и наша эпоха // Августин. Pro et Contra. Антология. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 389, 395. обращение Августина к проблеме человека, введение категории «личность» знаменовало собой не только осуществление сдвигов в истории человеческой мысли, но и появление новых мучительных вопросов, связанных с самосознанием человеческого «я»1. «Практически нет ни одной философской темы в современной культурной жизни человека, где бы мы не могли сослаться на мнение Августина, высказанное им в схожей ситуации. Причем личность Августина ассоциируется нашим сознанием не просто с верно поставленными вопросами - что называется «по существу», — а именно с искренним поиском, приводящим к более или менее их успешному разрешению»2.
Следует согласиться с мнением современного норвежского ученого Т. Б. Эриксена, что «в наше время интерес к Августину заметно возрастает во всем мире. Свыше тысячи лет пропагандой его идей занималась тесная кучка членов монашеского ордена. Теперь же мыслитель Августин, похоже, порвал церковные узы, и его не менее часто цитируют лингвисты и исследователи риторики, специалисты по эстетике и психологи»3.
Актуальность диссертационного исследования определяется не только важностью поставленной Августином проблемы добра и зла в контексте свободного выбора и формирования личности, но и тем, что рассматриваемые аспекты творчества Августина почти не исследованы в отечественной литературе. Да и в целом его социально-философские концепции нуждаются в тщательном изучении.
Актуальность диссертационного исследования определяется также тем, что совершенствование образования, развитие научной мысли в период постнеклассической рациональности связывается с вопросами нравственности, с решением жизненно необходимых для человечества социальных задач. Поэтому наше обращение к социально-философской 1 Лосев А.Ф. Августин // Августин: Pro et Contra. - С. 831. 2 Селиверстов В. Л. Августин в русской интеллектуальной традиции // Августин. Pro et Contra. - С. 11. 3 Эриксеи Т. Б. Августин. Беспокойное сердце. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - С. 6. проблематике добра и зла как важного фактора человеческих отношений отвечает также и этим задачам.
Степень научной разработанности темы.
Исследуемая в диссертации концепция добра и зла не только актуальна, но и сложна. Как справедливо подметил Г. Лейбниц, «есть два лабиринта, в которых часто блуждает наш разум: один связан с вопросом
0 свободе и необходимости, а другой — с происхождением зла» . Эта проблема имеет долгую историю. «Начиная с эллинистического периода, вся античная философия вращается вокруг вопроса о высшем благе» . Свое понимание добра, зла, добродетели и порока высказывали Сократ и Платон, Аристотель и Эпикур, древнеримские стоики - Цицерон и Сенека, Эпиктет и Аврелий, неоплатоники и скептики. Марк Варрон, отмечает Аврелий Августин, усмотрел в античной философии более двухсот различных представлений о благе3.
Августин не только внес существенный вклад в понимание проблемы онтологии добра и зла, социальной значимости утверждения добра, но и вызвал интерес к дальнейшей ее разработке. Этот интерес обнаруживается на протяжении столетий в трудах Фомы Аквинского, Б. Спинозы и Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка, Г. Лейбница и И. Канта, Г. Гегеля и Л. Фейербаха, В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева, И. А. Ильина и Н. О. Лосского, С. Булгакова и П. Флоренского, С. Кьеркегора и Ф. Ницше, А. Камю и Ж.-П. Сартра и многих других.
Наиболее активно исследование теологического, философского, социального учения Августина велось в Западной Европе. В России первый перевод «Исповеди», одобренный цензурой, появился лишь к концу XVIII столетия. И по сей день серьезных русскоязычных исследований социально-философских воззрений Августина, особенно по 1 Лейбниц Г. В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла // Сочинения: в 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1989. - С. 53. 2 Марру А.-И. Святой Августин и августинианство. - Долгопрудный: Вестком, 1999. - С. 77. 3 Блаженный Августин. О граде Божием . - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - С. 995. сравнению с западноевропейской литературой, очень мало. Из того, что имеется, можно отметить работу Е. Н. Трубецкого, в которой в контексте анализа западно-христианского общества дается общий обзор философских построений Августина, предлагаются впечатления автора от осмысления проблемы добра и зла1.
Изучал наследие Августина выпускник Казанской духовной семинарии Л. И. Писарев. Он отмечал, что анализируемые Августином вопросы о сущности зла в мире составляют одну из труднейших, но в то же время и важнейшую проблему человеческого знания . Однако сам Л. И. Писарев не ставил своей задачей исследовать данную проблему. Он обращал внимание главным образом на вопросы антропологии.
Профессор Московского университета В. И. Герье, осуществляя общий обзор философско-теологического учения Августина, также не подвергал специальному анализу проблему блага .
И. В. Попов, видимо, намеревался сделать широкий анализ взглядов Августина, однако не успел. В 1919 г. он был репрессирован, а в 1938 г. расстрелян. В своеобразной подготовительной работе, посвященной личности Августина, изданной в 1917 году4, в основном рассматриваются онтологические и гносеологические основы учения Августина, учение о благе и зле не выделяется в особую проблему.
Из современных российских публикаций следует отметить монографию специалиста по патристике А. А. Столярова5, в которой Августину посвящена одна из глав («Христианство и Августин») и рассматривается учение Августина о воле. О философии Августина пишет
Трубецкой Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Ч. I. Миросозерцание бл. Августина. - М., 1892. 2 Писарев Л. И. Учение бл. Августина, епископа Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. - Казань, 1894.-С. 88. 3 Герье В. Блаженный Августин. - М., 1910. 4 Попов И. В. Личность и учение блаж. Августина. - Сергиев Посад, 1917. 3 Столяров А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. - М.: ГЛК, 1999.
Г. Г. Майоров , уделяя внимание проблемам человека, нравственности, но задача раскрытия онтологии добра и зла автором также не ставится. Проблема добра и зла, добродетели в истории философской мысли исследуется А. А. Гусейновым, Р. Г. Апресяном, В. А. Васильевым .
Значительный интерес представляет работа «Августин: Pro et Contra. Антология», в которой собраны отечественные и зарубежные исследования творческого наследия Августина3. В ней напечатаны ранее известные и новые статьи Е. Н. Трубецкого, Л. П. Карсавина, С. Н. Булгакова, В. Н. Лосского, И. В. Попова, А. Ф. Лосева, Г. Г. Майорова, С. С. Аверинцева, О. В. Бычкова, С. С. Неретиной, К. И. Скворцова, В. Л. Селиверстова, А. И. Бриллиантова, Е. В. Аничкова, П. И. Верещацкого, А. М. Иванцова-Платонова, М. А. Горнцева, прот. И. Мейендорфа. В антологии анализируется влияние Августина на европейскую культуру и на русское богословие, рассматриваются вопросы бытия и познания, этики и эстетики и другие значимые для современности философские, социальные, гносеологические вопросы. Проблематика же добра и зла специально не освещается.
В последние годы защищались кандидатские диссертации, соприкасающиеся с нашей темой4. В литературе по средневековой философии (В. В. Соколов, А. Н. Чанышев и другие), в журнальных статьях уделяется внимание общему анализу учения Августина5.
Майоров Г. Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. — М., 2004. — С. 141-144,233-267.
Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. - М.: Мысль, 1979. - С. 183-340. 2 Гусейнов А. А. Античная этика. - М.: Гардарики, 2004; Апресян Р. Г. Постижение добра. - М.: Мол. гвардия, 1986; Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. - М.: Гардарики, 2002; Васильев В. А. Воспитание добродетели (этические учения философов VI-III вв. до н. э.) // Социально-гуманитарные знания. - 2001. -№ 2; Васильев В. А., Лобов Д. В. Плотин о добре, зле, добродетели // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №. 2; Васильев В. А., Лобов. Д. В. Августин о добре, зле, добродетели // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №. 5; Васильев В. А. Воспитание добродетели. М.: МГЛУ, РЕМА, 2006. 3 Августин. Pro et Contra. Антология. - СПб.: РХГИ, 2002. 4 Комлева 3. В. Свобода воли и предопределение у Аврелия Августина в его полемике с пелагианами: дис.... кан-та филос. наук. - М., 2000. Гаджикурбанов Г. А. Антропология Августина и античная философия: дис.... кан-та филос. наук. - M., 1979. ДаниленкоЛ. А. Философско-эстетические взгляды Августина: дис. ... кан-та филос. наук. -М., 1982. 5 Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - M.: ВШ, 1991; Ясперс К.Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994; Виндельбанд В. История философии. - Киев: Ника-
В исследовании проблемы добра и зла как специфического вида социальных отношений диссертант опирался на устоявшиеся в нашей научной литературе положения: нравственные (идеологические) отношения существуют объективно, так же как и производственные отношения. Только, прежде чем сложиться, они проходят через сознание людей.
В работе над диссертацией проанализированы зарубежные источники по проблеме добра и зла. Приходится констатировать, что более основательно философские, социальные, теологические воззрения Августина исследованы зарубежными авторами. Так, один из известных на Западе ученых, занимающихся изучением творчества блаженного Августина, Дж. Боннер в книге «Св. Августин Гиппонский. Жизнь и полемика»1 провел тщательное исследование творчества Августина и тех взглядов, которые формировались в результате полемики с манихеями, донатистами, пелагианами. Проблема генезиса блага и зла рассматривается здесь в контексте антиманихейских трактатов.
Следует отметить книгу Сержа Ланселя, которая, на наш взгляд, является одним из самых полных современных исследований учения и жизни Августина. В ней анализируются философские воззрения, этические вопросы Августина сквозь призму его жизненных перипетий. Работа написана хорошим литературным языком, что делает ее доступной для понимания широкого круга читателей.
Книга знатока античной философии А.-И. Марру , скорее, является своеобразным введением в изучение наследия Августина. В интересной и вполне добротной книге Мэри Кларк, которая в популярной форме
Центр, 1997; Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. - М.: Энигма, 1997; ЕрохинА. К. Августин: чем мы обязаны нашим учителям//Религиоведение. - 2007. - №. 1.-С. 121-132 и др. 1 Bonner G. St. Augustine of Hippo. Life and Controversies. - London, 1963. 2 LancelS. Saint Augustin. - Paris: Librairie Artheme Fayard, 1999. 3 Marrou H.-I. Saint Augustin et 1'augustinisme. - Paris: Editions du Seuil, 1995. интерпретирует основные философские и социальные идеи Августина, проблеме добра и зла, однако, не уделяется должного внимания1.
В западноевропейской литературе, посвященной изучению творчества Августина, имеются периодические издания, с которыми диссертанту пришлось ознакомиться и, по мере необходимости, использовать. Например, американское издание Angnstinian Studies, которое издается с 1970 г. (Villanova University). В журнале печатаются статьи, предметом которых является социально-философская мысль Августина (См., например: Bourke V. J. Voluntarism in Augustine's Ethical-Legal Thought II Augustinian Studies. - 1970. - № 1. - P. 3-19; Kotersky J. W. St. Augustine on the Moral Law II ibid. - 1980. - № 11. - P. 65-79). Здесь можно обнаружить и статьи, посвященные проблеме зла: Stark J. Ch. The Problem of Evil: Augustine and Ricoeur II ibid. - 1983. - № 13. - P. 111-123; Cress D. A. A Defence of Augustine's Privation Account of Evil II ibid. - 1989. - № 20. - P. 109-129. Однако специальных статей, написанных по исследуемой нами теме, обнаружить не удалось.
Несмотря на обилие литературы, посвященной творчеству Августина, к его наследию обращаются главным образом в историко-философских исследованиях и зачастую без соотнесения с актуальными вопросами современности. На русском языке практически отсутствуют сочинения Августина, посвященные проблеме добра и зла. Диссертантом в какой-то степени восполнен данный пробел, сделан перевод с латинского языка на русский трактата Августина «О природе блага против манихеев» . Работа опубликована и находит своих читателей. Монографическое исследование социально-философского понимания онтологии, социального содержания добра и зла в учении Августина еще не разработано. Настоящее диссертационное исследование является первым шагом в данной области. 1 Clark М. Т. Augustine. - London, 1994. 2 Блаженный Августин, епископ Гиппонский. О природе блага против манихеев. Пер. с лат., вступ, ст., коммент. Д. В. Лобова//Альфа и Омега. - 2007. -№ 3 (50). - С. 79-97; 2008. -№ 1 (51). -С. 62-81.
Объектом исследования является социально-философская проблематика происхождения и сущности добра и зла.
Предмет исследования — учение Августина о добре и зле как важном социальном факторе совершенствования человека и человеческих отношений.
Цель и задачи диссертации.
Основная цель исследования - дать концептуальный социально-философский анализ учения Августина о добре и зле как важном социальном факторе совершенствования человека и человеческих отношений.
Реализация цели исследования потребовала решения следующих задач: - исследовать духовную и методологическую связь социально- философских воззрений Августина с социальной проблематикой добра и зла античных мыслителей, манихеев, Плотина; на основе малоизученных источников или впервые переведенных диссертантом на русский язык работ Августина проанализировать обоснованное им монистическое понимание добра и зла; выявить в учении Августина социальную значимость добра и зла в человеческих отношениях, роль воли, мотивов в совершенствовании личности; исследовать концептуальное положение Августина о необходимости активного сопротивления злу (внутреннему и внешнему) со стороны как отдельного индивида, так и социума; - с использованием положений Г. Лейбница и И. Канта, Г. Гегеля и В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева и Н. О. Лосского, И. А. Ильина и других философов выявить историческую и социальную значимость проблематики добра и зла как сущностного основания человеческих отношений.
Теоретические источники и методологические основания диссертационного исследования.
Исследование проблемы добра и зла основывалось на произведениях Августина, в том числе в авторском переводе диссертанта. Использовались труды античных мыслителей, российских и зарубежных ученых, специалистов в области истории культуры, социальной философии, этики.
Методологической основой исследования послужили принципы диалектики, системности, историзма, сравнительного анализа, а также общенаучные методы: индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, герменевтики и другие.
Научная новизна диссертации состоит в следующем:
1. Впервые в отечественной науке глубоко и всесторонне исследована социальная значимость добра и зла в учении Августина. В концептуальном виде исследовано учение Августина о добре и зле как нормативно-регулятивная проблема человеческих отношений и формирования личности.
2. Впервые проанализорована духовная и методологическая связь социально-философских представлений Августина со взглядами древнегреческих и римских мыслителей, манихеев и Плотина относительно социальной проблематики добра и зла. Подобный подход позволил диссертанту выявить генезис анализируемой проблемы и особенность монистического обоснования Августином происхождения добра и зла.
Выявленное в учении Августина противостояние между чувством и разумом, волей и мотивом при выборе поступка позволило диссертанту проанализировать Августиновское понимание добра и добродетели как социальных, нормативно-нравственных факторов совершенствования личности и межличностных отношений.
Впервые показана взаимосвязь духовно-нравственных взглядов Августина с его представлениями об устройстве общества. Доказано, что в учении Августина зло рассматривается как «уменьшение» добра и подводится под определение нравственного греха, который является не только преступлением против собственной совести, но и преступлением против других людей. Из подобного понимания зла выстраивается логика активного духовного и гражданского противостояния злу.
5. С использованием положений Г. Лейбница и И. Канта, Г. Гегеля и В. С. Соловьёва, Н. А. Бердяева и Н. О. Лосского, И. А. Ильина и других философов выявлена непреходящая значимость поставленной Августином проблематики добра и зла как сущностного основания человеческих отношений.
Положения, выносимые на защиту.
1. Проблема добра и зла, рассматриваемая Августином в социально- философском аспекте, является одной из главных в творчестве этого мыслителя, оказавшего значительное влияние на всю последующую европейскую духовную культуру.
2. Социально-философские взгляды Августина формируются под влиянием античных мыслителей и римских стоиков, философии Плотина. Это позволило Августину отойти от манихейской трактовки добра и зла как двух независимых субстанций, обосновать монистическо- отнологическое понимание этой проблемы.
3. Онтологическое решения проблемы добра и зла явилось основанием для выявления Августином мотивов человеческого поведения. Зло, в его понимании, во многом определяется не двумя душами, которые якобы находятся в человеке и борются между собой, как утверждали манихеи, а различными мотивами человека, его волей, которая направляет душу на свершение добродетели или порока.
4. Поступки, в понимании Августина, выступают нормативно- регулирующими принципами социальных отношений, формируют личность и общественные взаимосвязи.
5. Добро в учении Августина выступает важным личностным фактором, имеющим своим вектором духовное и практическое построение нормального общества и совершенствование человеческой культуры.
6. Совершаемое человеком зло, с точки зрения Августина, наносит вред не только самому грешнику, но и другим людьми. Из подобного понимания зла выстраивается логика противостояния злу.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Полученные выводы могут быть использованы для дальнейшей научной разработки социально-философского учения о добре и зле.
Теоретические обобщения, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в учебном процессе в высшей школе в виде спецкурсов, для чтения лекций по истории философии, социальной философии, этике, антропологии. Результаты и выводы диссертации имеют значение для практики, могут быть применены в разработке программ по усовершенствованию общественной нравственности и духовно-нравственному воспитанию молодого поколения.
Апробация работы.
Основные теоретические положения диссертационного исследования заложены в основу читаемого диссертантом с 2003 г. в МГЛУ курса по «Этике и аксиологии в религии», изложены в докладах на научно-практических конференциях {Лобов Д. В. Понятие градации в богословии бл. Августина // Ежегодная богословская конференция. Материалы. - М.: ПСТБИ, 2001. - С.74-79), а также нашли своё отражение в публикациях автора. Диссертация обсуждалась на кафедре философии МГЛУ.
Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Образец Человека и Гражданина в воззрениях античных мыслителей и их влияние на творчество Августина
Проблема добра и зла волновала Августина с юных лет. Обучаясь риторике, он ознакомился с воззрениями античных философов, социальная тематика которых была ему созвучна. Поэтому не случайно, что «мысль Августина совершенно естественно облекалась в формы именно тех проблем, которые были присущи его эпохе»1.
Августин, как человек творческий, мучительно ищущий ответы на проблемы бытия, добра и зла, находит у античных мудрецов, и в частности у Сократа, созвучное для своих раздумий высказывание: «Познай самого себя». Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, ясно понимает свои способности и избегает ошибок.
Сократ, отмечает Августин, одним из первых поставил целью философии исправление и образование нравов . Сократ осознавал, что для процветания полисной организации жизни важно выработать нравственно-нормативное единство, вывести общезначимый образец гражданина, наделенного лучшими добродетелями, достойными подражания3. Августина привлекало понимание Сократом Блага, которое, с одной стороны, связывалось с признанием бессмертия человеческой души как частицы души божественной, а с другой - с земными потребностями. Следует отметить, что Августин отождествляет благо и добро.
В понимании Сократа благо, к которому всегда стремятся люди, есть все то, что полезно человеку. Конечно, полезное одному может быть вредно другому. Стало быть, полезное есть благо для того, кому оно полезно. Поэтому благо, как полезное, есть все то, что способствует здоровью тела и души, служит достижению прекрасных целей. Стремиться к благу означает стремиться к счастью. Оно есть наслаждение жизнью, получение удовольствий, но не самих по себе, а за вычетом дурных последствий. Благо своим присутствием делает нас лучше.
Августина привлекала идея Сократа о том, что к достижению блага нас ведет добродетель. Для Сократа добродетель есть знание, способность разума выбирать благо, полезное и необходимое для жизни. Мудрость и есть истинная добродетель, ибо только она позволяет отличать полезное и доброе от вредного и злого. Мудрость есть также высшее благо, которое невозможно позаимствовать у другого, а необходимо самостоятельно раскрыть в своей душе.
Занимаясь тем, что он знает, мудрец удовлетворяет свои нужды, живет счастливо, достигает успеха в делах, славы и почета. Напротив, кто не знает себя и имеет ошибочное представление о своих способностях, тот не знает своих нужд, не знает людей, с которыми имеет дело, обо всем имеет превратное представление, не получает пользы и впадает в несчастие. Кто себя не знает, тот не умеет выбрать себе занятие, терпит неудачу во, всем, за что ни возьмется, получает дурную репутацию, попадает в смешные ситуации и живет в презрении и бесчестье. Кто не знает своих свойств, тот находится в таком же положении и по отношению ко всем гражданам. Он не может знать свойств других людей, а не зная их, не сможет общаться на основе добродетели.
Важными добродетелями у Сократа выступают мудрость, справедливость, мужество, дружба и другие. Это не случайно, ибо идеалом для греков выступал человек гармонично развитой физически и духовно, мужественный и благородный, с чувством собственного достоинства. Сократ своими дискуссиями заставлял граждан меньше заботиться о деньгах, почестях и славе, а больше о разумности, об истине, о душе. Только обладая высшей добродетелью, человек способен выполнять общественные и государственные функции . Сократ всю жизнь старался жить по справедливости, не противоречил себе в поступках. Он до конца жизни оставался верен своим убеждениям.
В творчестве Августина заметно влияние со стороны Платона, с точки зрения которого споры о добре, зле, добродетели - это наиважнейшие беседы «о великом деле, гораздо более великом, чем это кажется, - о том, быть ли человеку хорошим или плохим» . Для этого, отмечал Платон, необходимо выяснить, что такое благо, то есть к чему человек должен стремиться: доброму или злому. Учение Платона о триаде (Единое, Ум, Душа) найдёт своё отражение в неоплатонизме , будет созвучно христианству, на путь которого встанет Августин.
Для Платона первичным во всем многообразии мира является духовное начало: Демиург, творит материальный мир и «мир эйдосов». К вечным понятиям относятся и благо, и добродетель, и истина, и красота и т. п. Признание мира вечных идей увязывается Платоном с положениями о бессмертии души. Прежде чем вселиться в семя человека, она пребывает в «мире идей», и чем больше по времени там находится, тем больше несет в себе мудрости. Если бы со смертью тела погибала и душа, рассуждал Платон, то дурным людям не о чем было бы беспокоиться. Они бы избавились и от тела, и от душевных пороков. Идея бессмертия души и возможности загробного наказания играет у афинского философа важную нравственную роль, побуждает человека к добрым поступкам, к постижению блага, которое выступает высшей нравственной ценностью.
Зло как «уменьшение добра»
Выстраивая свою концепцию понимания добра и зла, Августин отмечает, что два начала добра и зла логически подразумевают бытие объективное по отношению к ним, абсолютное. У манихеев подобное «Первобытие» оказывалось «по ту сторону добра и зла». «Абсолютное» предполагает единое, и этого долгое время не мог понять Августин. Здесь ему помог Плотин. Единое в его учении изливается именно вследствие переполненности бытием и благом. Это плотиновское положение, глубоко поразившее Августина, имеет для него очень важные философские выводы: первопричина бытия не находится «по ту сторону добра и зла». Более того — Абсолют может быть только благим. А если Абсолют действительно благ, само Благо становится абсолютным. Говоря о добре и зле, вопрос об абсолюте возникает с необходимостью, замечает русский философ Н. О. Лосский: «Малейшее приобщение к Богу в религиозном опыте открывает нам Его как само Добро и именно как абсолютную полноту бытия» .
Августин выстраивает свое философское понимание бытия: природа Божия есть «абсолютное бытие». Оно «абсолютно» не в Аристотелевском смысле «отрешенного бытия», а в смысле совершенной и идеальной сущности. Это абсолютизированное бытие является «Первобытием». Оно вечно, истинно, а истинно существует только то, что пребывает неизменным2. Оно принципиально отличается от сотворенной природы, которая называется бытием не-абсолютным, или тварным. Это бытие становящееся, рождающееся, изменяющееся, что предполагает возможность ее ухудшения и смерти. Но из чего было сотворено всё «тварное благо»? Может быть, Бог создал мир из Себя самого? С этим положением Августин не соглашается: «Ты создал небо и землю не из Своей субстанции: иначе Творение Твое было бы равно Единородному Сыну Твоему, а через Него и Тебе. До творения Твоего ничего не было, кроме Тебя, и все существующее зависит от Твоего бытия»1.
Если Бог не создавал все существующее из самого Себя, то из чего все возникло? Ведь кроме Бога не было никакого материала, из которого можно было бы творить мир. Откуда этот материал появился? Августин поясняет: из «ничего». «Ничто» - это интеллектуальная конструкция, необходимая Августину для формирования представления о тварном бытии. Созданная из «ничего» материя, в понимании Августина, была бесформенной, не воспринимаемой в каком-либо виде. Она обладала лишь возможностью принимать формы. Представление о «бесформенной материи» Августин заимствует, очевидно, у античных философов -Платона, Аристотеля. Так, Платон в диалоге «Тимей» говорит об этом начале мира, что назначение материи «состоит в том, чтобы во всем своем объеме хорошо воспринимать отпечатки всех вечно сущих вещей, само должно быть по природе своей чуждо каким бы то ни было формам»2.
Добро как условие общественной жизни
В концептуальном видении Августином проблемы добра и зла важное место отводится ее социальной практической значимости. С точки зрения Августина, благо не выступает абстрактной метафизической категорией, а является реальным и желательным социальным фактором, имеющим ценность для человека и общества. Благо — важное основание социальных отношений, жизнедеятельности людей.
Социальная проблематика добра и зла наиболее отчетливо формулируется Августином в произведении «О граде Божием». Это грандиозный историософский труд, в котором анализируется смысл и назначение человеческой истории. Произведение было написано под влиянием социальных потрясений, обрушившихся на «Вечный город» -Рим. Падение Рима в 410 году под натиском войск Алариха вызвало настоящий шок у всех ромеев. Миф о «Вечном городе» рассыпался в одночасье. Готы не только нанесли страшный материальный урон Риму. Убийства, неоправданная жестокость по отношению к детям, женщинам причиняли огромные духовные страдания. Всеобщая депрессия и непонимание того, как могло такое случиться, царствовали повсеместно. Не потому ли произошло это несчастье, вопрошали граждане, что римляне забыли своих древних богов, отступили от своей древней веры и своего благочестия?
Исследуя общество в его исторической длительности, то есть временном интервале, Августин дает свое уточнение пониманию времени. С его точки зрения, не совсем правомерно говорить о времени настоящем, прошедшем и будущем. Правильнее было бы рассматривать время в таком ракурсе: настоящее прошедшего - это время, принадлежащее нашей памяти; настоящее настоящего - непосредственное созерцание времени; настоящее будущего — его ожидание.
Данное уточнение времени Августин использует при исследовании исторического времени, рассматривая его как длительность социальных процессов, связывая их с понятиями двух градов: «небесного» и «земного», то есть настоящего и «настоящего будущего» - его ожидания. Отметим, что слово civitas, употребляемое Августином, в латинском языке означает не только «город», но и «гражданство», «общество», «государство». В качестве синонима для этого слова Августин использует и термин societas — общество.
Наша жизнь общественная, говорит Августин, а сама общественная жизнь является благом. Общество - благо, без которого человек не может существовать. Давая определение обществу, Августин отмечает, что общество есть соединение множества людей, единодушно находящихся между собой в согласии2.
Анализируя общество, Августин подразделяет его на две разновидности: «Град Божий» и «Град земной». Принципиальная разница между ними заключается в том, что «Град Божий», или «Град небесный», выставляет своим «знаменем» любовь к Богу (amor dei). Это общество благочестивых людей, живущих добродетельно и по вере в Бога (societas piorum hominum). Небесный град, пока он находится в земном странствии, призывает граждан из всех народов и набирает странствующее общество во всех языках, не придавая значения тому, что есть различного в нравах, законах и учреждениях, которыми мир земной устанавливается или поддерживается. Пользуется небесный град в этом земном странствовании своим миром земным и в предметах, относящихся к человеческой смертной природе, насколько это совместимо с благочестием и религией1.
«Град земной» - это «живущее по человеку общество» (societas secundum hominem uiuens). Оно рассеяно на земле повсюду и при всем различии местных условий соединено общностью одной и той же природы. Данная природа заключается в том, что каждый человек ищет своей пользы и удовлетворения своих желаний. Земной град имеет свои блага на земле, которым и радуется, насколько возможна радость о таких вещах. Земной град разделяется сам в себе из-за желания людей достичь тех или иных благ. Но ими пользуются и злые, так же, как и зло терпят добрые. Добрый человек порой беден, а злой - достигает благосостояния. Блудник за свои развратные действия должен бы терзаться скорбью, а он живет в радости. Похвальная жизнь должна бы приносить человеку радость, а он терпит огорчения.