Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ патриотизма как духовной основы личности сотрудников ОВД Магомадов Леча Абдулкагирович

Социально-философский анализ патриотизма как духовной основы личности сотрудников ОВД
<
Социально-философский анализ патриотизма как духовной основы личности сотрудников ОВД Социально-философский анализ патриотизма как духовной основы личности сотрудников ОВД Социально-философский анализ патриотизма как духовной основы личности сотрудников ОВД Социально-философский анализ патриотизма как духовной основы личности сотрудников ОВД Социально-философский анализ патриотизма как духовной основы личности сотрудников ОВД Социально-философский анализ патриотизма как духовной основы личности сотрудников ОВД Социально-философский анализ патриотизма как духовной основы личности сотрудников ОВД Социально-философский анализ патриотизма как духовной основы личности сотрудников ОВД Социально-философский анализ патриотизма как духовной основы личности сотрудников ОВД
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Магомадов Леча Абдулкагирович. Социально-философский анализ патриотизма как духовной основы личности сотрудников ОВД : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Магомадов Леча Абдулкагирович; [Место защиты: Краснодарская академия МВД РФ].- Краснодар, 2006.- 173 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Общетеоретические основы анализа патриотизма как социокультурного феномена.

1. Методологические принципы научного осмысления патриотизма.

2. Патриотизм как социокультурный феномен. 32

3. Патриотизм как системно-комплексное качество личности сотрудников органов внутренних дел.

Глава 2. Формирование патриотизма в российском обществе - основа консолидации общества, укрепления правоохранительной системы.

1. Духовно-идеологические основы формирования патриотизма в российском обществе.

2. Патриотизм как сущностная черта менталитета. 115

3. Социальный механизм формирования патриотизма у сотрудников органов внутренних дел.

Заключение 157

Литература 167

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется тем, что патриотизм является важнейшим источником жизнедеятельности нации, народа, государства, личности. Невозможно переоценить его роль в истории России, в утверждении национальной гордости и достоинства, защите Отечества в периоды войн и других испытаний, обеспечении национальной безопасности.

Наша история свидетельствует о том, что преодоление трудных периодов ее развития всегда начиналось с обретения большей частью народа патриотических духовных ценностей. Судя по всему, нынешний период не является исключением. Марксистский эксперимент в России завершен, одна и та же идея не может овладеть, по мнению Г. Лебона, общественным сознанием дважды1. Заимствованная современным политическим режимом либерально-буржуазная идея и соответствующие ей духовные ценности западной цивилизации, к сожалению, не способствуют консолидации и процветанию российского общества, ведут по различным причинам к его деградации.

Способно ли наше общество обойтись без общенациональной идеологии и ценностей, как этого требует статья 13 Конституции РФ?

Может ли быть реализован государственный интерес при космополитических ценностных ориентациях граждан России?

Находящиеся ныне у власти российские политики, ученые, представители творческой интеллигенции либерально-демократической ориентации отвечают на эти вопросы положительно. К сожалению, уроки истории свидетельствуют об обратном.

Поскольку российская традиция характеризуется отсутствием пророков в своем отечестве, сошлемся на видного демократического «авторитета» — Президента США Т. Рузвельта. В статье «Новый национализм» руководитель по-настоящему многонационального государства писал: «Я требую, чтобы мы

1 Лебон Г. Психология народов и масс. Кн. 1—2. — М.,1995.- С.115.

действовали в духе широкого и далеко идущего национализма, когда это касается всего нашего народа»2. С этой идеей США удалось преодолеть великую депрессию в 30-х годах и захватить мировое лидерство в 80-х. Подъем таких государств, как объединенная Германия, Япония, Китай, Индия и других, был основан на обретении национальной идеи, ценностей и приоритете национальных интересов.

Ситуация, складывающаяся в России, показывает, что проблема целенаправленного патриотического воспитания населения страны, особенно молодежи, сегодня становится особенно актуальной. Чрезвычайно важна эта проблема и для Министерства внутренних дел России. Среди основных причин, актуализирующих ее, можно назвать следующие:

Во-первых, кардинально меняется традиционная система ценностей в нашей стране. Это приводит к ликвидации прежнего механизма социализации поколений, падению в шкале ценностей молодежи значения таких понятий, как «честь», «долг», «дисциплина», «самоотверженность», «патриотизм». Эти понятия вытесняются такими как «деньги», «богатство», «престиж», «выгода», «успех любой ценой» и т. п. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа службы в правоохранительных органах.

Во-вторых, стремительное нарастание бездуховности в обществе, проявляющейся во многих формах, в частности, в агрессивном невежестве, в девальвации духовных ценностей, в резком снижении интереса к российской культуре, искусству и самообразованию. Одним из грозных симптомов внутренней духовной деградации общества является то, что в нем нет неприятия цинизма и вседозволенности «новорусской элиты», а такие прежние духовные ценности, как «служение народу», «защита правопорядка и законности» воспринимаются как нечто совершенно банальное, декларативное и не затрагивающее глубинных чувств большинства социально активных граждан нашей страны.

Цит. по: Строганов В. Русский национализм. — М, 1997.- С.9.

В-третьих, большинство населения России, и особенно молодежь, оказались не готовыми к таким сменам ориентиров в развитии страны. Отсюда, как реакция на современное состояние общественной жизни -апатия, нигилизм, агрессивность, цинизм, появление антипатриотических настроений, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, и, прежде всего, правоохранительным органам. В этих условиях совершенно очевидной встает проблема формирования и эффективного функционирования системы патриотического воспитания, прежде всего, молодежи, формирования у нее личностных и гражданских качеств, соответствующих подлинно демократическим принципам российского общества.

В-четвертых, объективные и субъективные процессы в стране существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм зачастую стал перерождаться в национализм, национальную и конфессиональную нетерпимость, сепаратизм и экстремизм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма и патриотизма.

В динамике формирования патриотического сознания доминирует комплекс противоречий, который нельзя не учитывать при организации воспитательной работы с населением страны, сотрудниками органов внутренних дел. Эти противоречия развиваются на трех основных уровнях:

во-первых, противоречия общесоциологического плана, связанные с характером развития всей системы общественных отношений;

во-вторых, противоречия функционирования и развития отдельных социальных слоев, групп российского общества;

в-третьих, внутриличностные противоречия, которыми определяются диалектика экзистенциальных противоречий, из которых собственно и состоит духовная жизнь личности.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем, связанных с воспитанием патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Отсюда

необходимость единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан России и соответствующей этой политике государственной системе патриотического воспитания граждан страны, способной консолидировать и координировать эту многоплановую работу.

Система эта должна быть ориентирована на все социальные слои и возрастные группы населения России, определять основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность российских людей к служению Отечеству. Именно служению Отечеству, а не только его защите. Главной целью системы патриотического воспитания граждан РФ является создание условий, способствующих формированию патриотических чувств и обеспечивающих решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочнению единства и дружбы народов страны, укреплению законности и правопорядка.

Вокруг идеи патриотизма разгорелись жаркие дискуссии в российском обществе. Думается, вполне обоснованно можно утверждать, что в основе общенациональной идеи может лежать только чувство патриотизма, ибо в нашем нестабильном, далеком от согласия обществе никакая другая идея не может выражать интересы всего или большей части народа и обеспечить возрождение и расцвет России.

Поддерживая мнение о том, что осознание «собственной неполноценности» еще ни одному народу не помогло подняться на подлинные высоты духовного и экономического прогресса, автор считает, что государство, если оно хочет занять достойное место в мире, обязано культивировать в обществе патриотизм.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблема патриотизма никогда не была обойдена вниманием в нашей стране. Для нас представляет интерес научно-исследовательская литература постсоветского времени. Этот период связан с началом и развитием кардинальных преобразований во всех сферах российской общественно-политической

жизни. Кардинальные изменения претерпевают не только основы нашего непосредственного бытия, но и духовные ценности, среди которых особое место занимает патриотизм. Именно он оказался в эпицентре борьбы самых различных, зачастую противоположных взглядов, мнений, убеждений, позиций. В ходе этой полемики появилось немало творческих исследовательских работ по осмыслению патриотизма и проблем его формирования в нашем обществе.1

Различные аспекты патриотизма исследуются многими отраслями научного знания (социальной философией, историей, политологией, социологией и др.). Состояние научной разработанности поставленной проблемы к настоящему времени можно квалифицировать как сложное и противоречивое, несмотря на то, что создан определенный потенциал идей по проблемам патриотизма, общенациональной идеи, патриотическому воспитанию. Сложность заключается в том, что представители различных наук изучают эти проблемы, как правило, изолированно, каждый в своем аспекте. Отсюда большое количество всевозможных точек зрения на данную проблему. Кроме того, проблемы формирования патриотизма у сотрудников правоохранительных органов в прямой постановке не поднимались на уровне серьезных монографических или диссертационных исследований, что и предопределило нашу заинтересованность в разработке именно этой темы диссертации.

Среди этих работ можно назвать следующие: Зюганов Г.А. Россия - Родина моя. Идеология государственного патриотизма. - М.: Информпечать, 1996; Зорькин В. Патриотизм истинный и ложный// Диалог -2004.-№ 9,10. Кочколда Г.А. Патриотическое сознание советских воинов: сущность, тенденции развития и формирования: Дис.каид.филос. наук. М.-2001; Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Дис... канд. филос. наук. -М, 1995. Лутовинов В.И. Патриотизм и его формирование в обществе и Вооруженных Силах// Военная мысль,1999.-№4.; Макаров В.В. Патриотизм как философская проблема: Дисс...д-ра филос. Наук. - М.,1990.Платонов О.А. Русская цивилизация.-М., 1995. Поляков Л. Логика «русской идеи» // Общественные науки и современность.-2002.-№3. Российская общенациональная идея. - М.,2002. Троицкий Е.С. Возрождение русской идеи.-М.,2001. Троицкий Е.С. О русской идее: Очерк теории возрождения нации.- М, 2004

Теоретическая и практическая значимость исследования

заключается в том, что оно вносит определенный вклад в социально-философский анализ патриотизма как духовной основы личности сотрудника органов внутренних дел, раскрывает теоретическую основу государственного патриотизма, диалектическую взаимосвязь патриотизма с менталитетом.

Теоретические выводы и практические рекомендации по социально-философскому анализу, пониманию патриотизма как системного социального качества личности позволят научно обосновать и разработать конкретные направления и формы патриотического воспитания населения страны и сотрудников органов внутренних дел. Кроме того, выводы и результаты исследования могут быть использованы при проведении занятий с курсантами и слушателями вузов системы МВД.

Объектом научного исследования является духовный потенциал населения страны, сложный и противоречивый процесс его развития в условиях общественной трансформации.

Предметом исследования выступает патриотизм как духовная основа личности сотрудников органов внутренних дел, систематизация общетеоретических основ патриотизма, методологических принципов научного его осмысления.

Цель настоящего исследования - обоснование современного понимания патриотизма, раскрытие его связи с менталитетом народа и общенациональной идеей, национальным самосознанием, выявление социального механизма формирования и приоритетных направлений влияния патриотизма на укрепление духовного потенциала сотрудников органов внутренних дел.

Из поставленной цели вытекают конкретные задачи научного исследования:

систематизация теоретических основ анализа патриотизма как духовной основы общества и личности и его роли в укреплении духовного потенциала населения страны и правоохранительной системы;

- раскрытие патриотизма как социально-системного качества личности сотрудника органов внутренних дел;

- выявление и конкретизация взаимосвязи менталитета и патриотизма в
современных условиях;

оценка реального состояния духовного потенциала населения страны и правоохранительной системы;

определение социального механизма формирования патриотизма;

выявление приоритетных направлений воздействия патриотизма на духовный потенциал населения страны и сотрудников правоохранительных органов.

Постановка и решение этих исследовательских задач вызвали необходимость обоснования новых и тщательного отбора уже апробированных, подтвержденных научно-познавательной практикой методологических принципов и подходов.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют произведения классиков социально философской мысли, многие научные труды, посвященные проблемам патриотизма, патриотического воспитания, социализации личности, специалистов в области политологии, социологии, психологии, педагогики, материалы научно-практических конференций, а также диссертации и авторефераты диссертаций, публицистические материалы.

Исходным пунктом исследования является опора на историческое наследие прошлого, методологические предпосылки гуманитарного научного знания, учет развития политической и социально-экономической ситуации в стране. Автор использовал такие общенаучные междисциплинарные принципы, как принцип соответствия изучения и формирования патриотизма актуальным потребностям общественного развития, целям и задачам государственного строительства и национальной безопасности; единства объективного и субъективного в изучении и обосновании патриотизма; принцип структурно-содержательного, функционально-деятельностного,

системного, социокультурного подходов. В работе используются результаты социологических исследований, как опубликованные в научной литературе, так и проведенные автором.

Эмпирическую базу исследования составляют результаты социологических исследований, проводимых Санкт-Петербургским университетом МВД России и Уфимским юридическим институтом МВД России по заказу Департамента кадрового обеспечения МВД России, материалы научно-практических конференций. В процессе исследования использовались данные, полученные автором в результате опроса и анкетирования курсантов и слушателей Краснодарской академии МВД России и ее филиалов, сотрудников органов внутренних дел.

Научная новизна диссертационного исследования состоит том, что

во-первых, патриотизм как духовная основа личности сотрудников органов внутренних дел рассмотрен в единстве трёх его аспектов -онтологическом, гносеологическом и ценностном (аксиологическом). Онтологический, гносеологический и аксиологические аспекты в процессе познания патриотизма как системного социального качества личности сотрудников ОВД позволяют сформировать целостный образ предмета исследования.

Во-вторых, систематизированы различные общетеоретические принципы изучения патриотизма, проанализированы основные, пользующиеся доверием общественно-политические точки зрения, в которых выражено то или иное понимание патриотизма как социального качества человека.

В-третьих, патриотизм как системно-комплексное качество человека рассматривается как процесс статусно-ролевого освоения и усвоения, определения и ориентации в институционально-организованной среде. Содержание патриотизма как социального качества раскрывается через понятия «личность», «среда», «взаимодействие».

В-четвертых, выдвинуто и обосновано положение о зависимости патриотизма от социальной структуры общества. В любом обществе каждая социальная, профессиональная группа выражает свое отношение к отечеству, родине через присущие ему специфические интересы. И чем более дифференцировано общество, тем более противоположным будет понимание отечества и патриотизма в различных его сегментах.

В-пятых, определен социальный механизм формирования патриотизма у сотрудников органов внутренних дел и основные направления его воздействия на укрепление духовного потенциала правоохранительной системы.

В-шестых, определены основные пути повышения эффективности социальных технологий развития патриотизма сотрудников ОВД, условия превращения этого социального феномена в действующий фактор.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Совокупность методологических принципов научного осмысления патриотизма как фактора формирования духовного потенциала населения страны и правоохранительной системы позволяет осуществить комплексный подход к изучению феномена патриотизма. Смысл междисциплинарного подхода состоит в том, что описание всякой системы осуществляется на базе знаний из различных научных дисциплин. В нем оказываются совмещенными процесс дифференциации и интеграции знаний. Дифференциация проявляется в том, что для анализа тех или иных сторон, свойств, качеств системы, образующих ее целостные характеристики, активно используются принципы, методы, приемы, средства конкретной научной дисциплины, с помощью которых они могут быть познаны. Полученные с помощью каждой из дисциплин результаты дают разрозненные сведения о системном объекте. Они отражают его особенности с точки зрения каждой из примененных отраслей научного знания. Процесс интеграции заключается в том, что на основе соединения всей имеющейся об изучаемом процессе или явлении информации создается целостная научная

картина. Обобщая дифференцированные знания, мы получаем интегративный образ системы. Эти обобщения могут достигать различных уровней. Самым высоким из них является философский.

2. Патриотизм - сложное системно-комплексное социальное качество
личности. Сущность патриотизма двойственна. Он имеет природно-
биологическую и социально-политическую основы. Политический смысл
патриотизма определяется интересами социальной системы. Социализацию
сотрудника органов внутренних дел как гражданина-патриота можно
рассматривать как процесс статусно-ролевого освоения и усвоения,
определения и ориентации в институционально-организованной социальной
среде, в ходе которого и формируется его личность.

  1. Неотъемлемой составной частью национальной идеи является патриотическое служение Родине. Патриотизм - центральное качество личности сотрудников правоохранительных органов, их духовная основа, являющаяся фундаментом формирования профессионально значимых личностных качеств. Таким образом, стержневым компонентом общенациональной идеи должно стать возрождение патриотизма, формирование обновленной системы патриотического воспитания граждан России, сотрудников органов внутренних дел.

  2. Ценностные ориентации личности напрямую связаны с духовной жизнью общества, в которой одно из главных мест занимает феномен менталитета. Менталитет проявляется наиболее отчетливо в деятельности. Изучение менталитета как одной из сущностных характеристик патриотизма помогает системному анализу российской действительности, поскольку он относится к одному из значительных системообразующих факторов. Знание его позволяет учитывать в деятельности субъектов воспитания такие факторы, как внутренний мир людей, влияние окружающих условий, быта, климата, традиций, религии и других обстоятельств. Без учета менталитета не может быть современной науки управления воспитанием. Менталитет позволяет вникнуть в механизм соотношения общественных и личных

интересов. Нельзя переоценить значение менталитета для нравственного и патриотического воспитания сотрудников правоохранительной системы.

5. Социальный механизм развития патриотизма, по мнению автора, представляет собой систему взаимодействующих социальных институтов, учреждений, организаций, а также совокупность приемов и технологий реализации ими социальной цели — развития у сотрудников ОВД патриотизма как системно-комплексного качества.

Социальный механизм формирования патриотизма функционирует в рамках идеологического процесса, реализуясь посредством конкретных социальных технологий. Он имеет следующие уровни функционирования и реализации:

A) Государственный «заказ» на подготовку милиционера-патриота, имеющего
высшей личной целью служение Отечеству, закону. В нем приоритетны
общегосударственные ценности и общенациональная идея.

Б) Корпоративный. Общегосударственная цель на нем достигается через развитие профессионально значимых качеств и поддержание системы ценностей социально-группового уровня, таких как «профессиональная честь», «субординация», «повиновение» и т. д.

B) Личностный. Именно личность, посредством личного свободного выбора,
определяет профессиональную среду в качестве средства реализации своих
потребностей (включая потребность в социальном пространстве), разделяя ее
ценностную основу. Такова, в общем приближении, авторская концепция
взаимозависимости и социальных взаимодействий таких категорий духовной
жизни, как идеология, ценности, включая патриотизм как базовую ценность
государственного уровня, идеологический процесс, социальный механизм и
технологии развития патриотизма как системного качества личности.

6. Пути повышения эффективности социальных технологий развития патриотизма сотрудников ОВД автор видит в том, чтобы:

—актуализировать существующие традиционные технологии путем приведения их в соответствие с изменениями социального устройства общества и смысложизненных ценностей сотрудников;

—вывести из употребления либо усовершенствовать существующие рутинные технологии, тормозящие развитие процесса формирования патриотизма в современных условиях;

—ввести в действие инновационные технологии, отвечающие современному социокультурному контексту и меняющие современное социальное положение сотрудников, не удовлетворяющее их как социальную группу.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на всероссийских и межвузовских научных конференциях и семинарах, использовались при проведении занятий с курсантами и студентами Краснодарского университета МВД России. По теме диссертации опубликовано 2 учебных пособия и 2 научных статьи общим объемом 3,4 п.л. Диссертация обсуждалась на кафедре философии и социологии Краснодарского университета МВД России.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность проведённого исследования, формулируются его цели и задачи, указываются теоретико-методологические основания, показывается степень разработанности проблемы, научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Общетеоретические основы анализа патриотизма как социокультурного явления» раскрываются методологические принципы научного осмысления патриотизма, рассматривается патриотизм как феномен общественной жизни и системно-комплексное социальное качество личности. Она состоит из трёх параграфов.

В первом параграфе «Методологические принципы научного осмысления патриотизма» раскрыто понятие методологии, обоснована необходимость комплексного междисциплинарного подхода социально-гуманитарных дисциплин, обращенных к духовной проблематике общества.

Во втором параграфе «Патриотизм как социокультурный феномен» анализируется сущность и содержание патриотизма, даётся классификация

патриотизма, раскрываются онтологический, гносеологический и ценностно-праксиологический аспекты патриотизма.

В третьем параграфе «Патриотизм как системно-комплексное качество личности сотрудников органов внутренних дел» рассматривается патриотизм как свойство сознания и поведения личности сотрудников органов внутренних дел, в которых проявляются общественно значимые потребности. Здесь же анализируется патриотизм как нравственный фактор деятельности сотрудников ОВД.

Вторая глава «Формирование патриотизма в российском обществе -основа консолидации общества, укрепления правоохранительной системы» посвящена раскрытию социального механизма формирования патриотизма, обоснованию его консолидирующих тенденций, возможностей укрепления правоохранительной системы.

В первом параграфе «Духовно-идеологические основания формирования патриотизма в российском обществ» исследуется содержание общенациональной идеи, её связь с патриотизмом и проявление в правоохранительной системе.

Во втором параграфе «Патриотизм как сущностная черта менталитета» анализируется менталитет как социальное явление его взаимосвязь с национальным характером и патриотизмом, показывается динамика изменения менталитета в обществе и правоохранительной системе.

В третьем параграфе «Социальный механизм формирования патриотизма у сотрудников органов внутренних дел» раскрывается содержание процесса формирования патриотизма как социально и профессионально значимого свойства личности сотрудника органов внутренних дел, а также основные компоненты социального механизма формирования этого свойства.

В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются основные выводы и рекомендации.

Методологические принципы научного осмысления патриотизма

Научное осмысление знаний о Родине, Отечестве и патриотизме как явлении духовно-практической деятельности невозможно без комплексного, междисциплинарного анализа познавательными и методологическими средствами социально-гуманитарных дисциплин без опоры на весь арсенал исследовательских средств, обращенных к духовной проблематике общества и правоохранительной системы.

Успешное осуществление социально-философского анализа патриотизма как одного из социальных свойств личности с необходимостью ставит вопрос о методологии его исследования. Автор исходит из общепринятого, устоявшегося в гуманитарных науках определения методологии. В философских справочных изданиях методология определятся как «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе»1, «совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке» и «область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и преобразующей деятельности»2.

Современная философская наука для исследования окружающего мира располагает разнообразной методологической базой, которая по мере накопления новых знаний и представлений о мире и человеке постоянно расширяется и в определенной степени совершенствуется, что оказывает непосредственное влияние на живую творческую работу и активность ученых.

Анализ философской литературы показывает, что в наше время стремительными темпами идет накопление методологического потенциала социально-философского анализа общественных явлений, процессов. Однако при этом необходимо учитывать, как пишет В.Н. Грузков, следующее:

Во-первых, само общество в социальной философии традиционно рассматривается как целостность, функционирующая во взаимосвязи объективных и субъективных факторов исторического процесса;

Во-вторых, одной из важнейших особенностей изучения общественных явлений и процессов сейчас становится понимание того, что именно целостный человек, активно утверждающийся через творчески преобразующую мир (и самого себя) деятельность, должен находиться в центре любого исследования;

В-третьих, в существе вопросов социально-философского анализа той или иной деятельности одним из наиболее фундаментальных является следующий: при каких условиях и как эта деятельность должна выстраиваться для того, чтобы человек выполнял профессиональные и другие общественные обязанности, не утрачивая собственной целостности?

В-четвертых, исследование целостного человека и форм его бытия должно опираться на методологическую базу, которая наиболее адекватно отражала бы существо философского подхода к нему как к целостности и позволяла бы выявлять и изучать соответствующие условия и факторы его целостного самоутверждения.1

Познавательная деятельность, в конечном счете, сводится к производству научных знаний. Задача социально-философского анализа состоит в том, чтобы на основе важнейших требований и принципов гуманитарного знания и прежде всего философии, целостно рассмотреть признаки, сущность, содержание, специфику, тенденции, закономерности развития и т.п. изучаемого явления, процесса, предмета.

Для анализа патриотизма как фактора формирования духовного потенциала населения страны и правоохранительной системы имеются необходимые методологические предпосылки, представленные в различных научных дисциплинах, в опыте и результатах исследовательской и практической деятельности ученых, руководства органов внутренних дел. В то же время в систематическом виде пока отсутствует методология исследования патриотизма как фактора формирования духовного потенциала населения страны и правоохранительной системы. В этом и состоит проблемность ситуации.

Методология социально-гуманитарного научного познания позволяет утверждать, что изучение, а, следовательно, и формирование патриотизма в качестве необходимой предпосылки имеет первенство процесса над результатом, функционального над объектным. Логическим следствием этого тезиса является сознательное обращение при изучении патриотизма к анализу, обобщению и выделению различных, пользующихся кредитом интеллектуально-нравственного доверия общественно-политических, профессиональных и других групповых позиций, в которых выражено то или иное понимание патриотизма как социального качества человека. Это в свою очередь означает отказ от назидательности и обманчивой простоты однозначных решений, на чем бы они не основывались. Отсюда необходимость комплексного подхода к изучению такого личностного и общественного феномена как патриотизм.

Духовно-идеологические основы формирования патриотизма в российском обществе

Практика новейшей истории России убедительно показала, что низкая результативность социальных преобразований во многом определяется тем, что в обществе нет идеи, которая бы объединила усилия всех социальных сил, каждого человека, формировала бы причастность к общему делу. О необходимости такой идеи исписаны горы литературы. Одни авторы говорят о русской идее, другие - о российской, третьи - об общегосударственной, четвертые - о национальной. Такая идея - это обобщенно представленная цель деятельности общества на перспективу. Постановка цели, определение путей ее достижения, определение конкретных задач на каждом этапе требуют глубокой научной проработки и соответствующего идеологического оформления. Поэтому речь необходимо вести об общегосударственной идеологии, сплачивающей всех россиян. В основе ее, несомненно, должна лежать общероссийская идея, поскольку речь идет о сплочении и единении всех народов и наций, населяющих Россию, а не только русского народа. Только такая идея даст ориентиры в жизни и понимание причастности к общему делу. Отсюда человек, особенно политик в России не может не быть интернационалистом. Если человек говорит: "Россия для русских", - значит, этот человек уже сказал, что мы уже начали разрушать наше государство. Общероссийская идея исходит из того, что все люди, живущие в России равны и перед государством и перед обществом. Как тут не вспомнить Н. А. Бердяева. Он писал: "Таинственное противоречие есть в отношении России и русского сознания к национальности... Россия самая нешовинистическая страна в мире. Национализм у нас всегда производит впечатление чего-то нерусского, наносного, какой-то неметчины. Немцы, англичане, французы шовинисты и националисты в массе, они полны национальной самоуверенности и самодовольства. Русские почти стыдятся того, что они русские, им чужда национальная гордость и часто даже - увы! - чуждо национальное достоинство. Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм, наклонности насильственной русификации. Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других. В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая западным народам".1

В России одна нация - это россияне, но, как известно, много национальностей. Среди россиян немало представителей "смешанной" национальности. Российская национальная идея должна быть идеей российской нации, а не какой-то одной национальности, среди других проживающих в России. И она всегда была таковой, несмотря на то, что родоначальники ее называли "русской идеей". Речь, фактически, они вели обо всей России.

На каждом новом витке своего восхождения нация должна определить, какова исходная база, на которую можно опереться и которая способна стимулировать решимость народа радикально изменить содержание своей жизнедеятельности и ее ориентиры. Эта база всегда многомерна. Не все ее структурные элементы могут в равной степени послужить будущему. И то, на что в своем "арсенале" предпочтет опереться нация сегодня, окажется в зависимости от избранной цели, от содержания соответствующей ей "национальной идеи". Оно не может быть неизменным во времени: меняется общество и по мере его развития одни идеи находят воплощение, эфемерность других обретает всеобщую очевидность.

Сущностные черты русской идеи не были даны заранее, раз и навсегда, а формировались в процессе многовекового творчества народа и в этом смысле, по определению И. А. Ильина, "возраст русской идеи есть возраст

Истоки русской идеи, взятой в широком культурно-историческом смысле, восходят к "Слову о законе и благодати" киевского митрополита Иллариона - выдающемуся произведению древнерусской мысли первой половины XI столетия. В нем восславляется Русская земля, принявшая Крещение, и влившаяся в семью христианских народов.

Термин "русская идея" родился под пером Достоевского. Он писал: "Мы знаем, что не оградимся уже теперь китайскими стенами от человечества. Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях.»3 Русская идея Достоевского - это воплощенная в патриотическую форму концепция всеобщей нравственности. По Достоевскому: "...национальная идея русская есть в конце концов лишь всемирное общечеловеческое объединение".3

B.C. Соловьев впервые русской идее придал концептуальную форму. В своей лекции о русской идеи он писал: что русская идея "не имеет в себе ничего исключительного, что она представляет собой лишь новый аспект самой христианской идеи, что для осуществления этого национального призвания нам не нужно действовать против других наций, но с ними и для них."4 Не разделение, а синтез, культурно-историческое единство человечества, призванного противостоять "множеству центробежных сил", -вот основное содержание первой теоретически оформленной концепции русской идеи.

Социальный механизм формирования патриотизма у сотрудников органов внутренних дел

В толковом словаре под редакцией Л. Я. Дятченко социальный механизм определяется как система социальных явлений и процессов, находящихся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости, обеспечивающих функционирование социальных систем1.

Свое законченное выражение патриотизм как системно-комплексное качество личности находит именно в деятельностной составляющей. Центральным звеном социального механизма является этническая самоидентификация.

На функционирование социального механизма развития патриотизма накладывает существенную особенность то обстоятельство, что отношение к самому патриотизму как феномену у различных категорий сотрудников правоохранительных органов неоднозначно.

Проведенное исследование позволило автору произвести типологизацию патриотического поведения, выделив следующие уровни патриотических качеств:

1.Патриоты-государственники. Для них свойственен высокий уровень общегосударственных ценностей в смысложизненных ориентациях и готовности к практическим патриотическим действиям.

2.Патриоты-регионалисты (этноцентристы). Особенностью данной группы является высокий уровень идентификации себя со своей народностью, социальной группой, преобладание в ценностных ориентациях корпоративных (национальных, профессиональных) ценностей.

З.Патриогы-корпоративисты (своей службы, отдела, органа, системы в целом). В их ориентациях преобладают корпоративные и личностные ценности, высок уровень ценности семьи, организованности и порядка. Они аполитичны, имеют низкую политическую культуру.

4.Антипатриоты (космополиты). В ценностных ориентациях данных сотрудников преобладают ценности выраженно личностного, меркантильного порядка, для них характерно безразличие к судьбе Отечества, а интерес к службе носит чисто утилитарный характер (получить льготы, образование и т.

Д.) Слабым звеном социального механизма развития патриотизма в современных условиях являются его идеологические основы. Идеология пронизывает все компоненты патриотизма в обществе. В настоящее время данный фактор патриотизма ослаблен.

В силу того, что официальная общегосударственная идеология конституционно в РФ запрещена (Конституция РФ, 1997, с. 7), процесс развития патриотических ориентации носит бессистемный характер. Хотя, безусловно, пока существуют этносы, будет формулироваться, выражаться и сохраняться национальная идеология. Попытки ее «запрещения» могут трансформировать нормальные проявления национальных чувств и патриотических действий в радикальные формы:

—шовинизма и национальной нетерпимости,

—идеологии расового превосходства,

—массовых действий протестного и погромного характера.

Это своеобразная ответная реакция на вмешательство во внутреннюю сферу жизни этноса, имеющая целью устранение этого внешнего воздействия.

Стихийная самогенерация идеологии государственности в современной России вызвана тем, что она находится в тесной связи и под влиянием:

1)самоидентификации личностей и необходимости их национально го самовыражения;

2)духовных ценностей этноса и социокультурной традиции; 3)этнических и конфессиональных особенностей, морально-нравственных установок общества.

Если реально господствующая в обществе идеология входит в противоречие с патриотической, отражающей интересы этноса, с духовнымиценностями и морально-нравственными установками общества, то патриотическая идеология получает дополнительный импульс развития, а патриотические действия могут приобрести радикальные формы проявления.

Итоговое звено — практические патриотические действия, они взаимозависимы с патриотическими духовными ценностями, чувствами, морально-нравственными установками личности, осуществляют на них обратное влияние (ослабляя или усиливая). Данные звенья системы патриотизма взаимосвязаны, представляя собой нечто большее, нежели простую сумму их составляющих. Патриотом является тот, кому свойственны все эти качества во взаимосвязи и органичной взаимозависимости, что обеспечивает эффект их кумуляции и как итог — способность к практическим патриотическим социальным действиям.

Взаимосвязь элементов системного качества — патриотизма — можно регулировать на различных уровнях социальной реальности:

—личности (в рамках самовоспитания);

—коллектива;

—социальной группы;

—социальных институтов;

—государства.

Похожие диссертации на Социально-философский анализ патриотизма как духовной основы личности сотрудников ОВД