Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ образовательного процесса :Понятие, генезис и основные тенденции Николаева Людмила Юрьевна

Социально-философский анализ образовательного процесса :Понятие, генезис и основные тенденции
<
Социально-философский анализ образовательного процесса :Понятие, генезис и основные тенденции Социально-философский анализ образовательного процесса :Понятие, генезис и основные тенденции Социально-философский анализ образовательного процесса :Понятие, генезис и основные тенденции Социально-философский анализ образовательного процесса :Понятие, генезис и основные тенденции Социально-философский анализ образовательного процесса :Понятие, генезис и основные тенденции Социально-философский анализ образовательного процесса :Понятие, генезис и основные тенденции Социально-философский анализ образовательного процесса :Понятие, генезис и основные тенденции Социально-философский анализ образовательного процесса :Понятие, генезис и основные тенденции Социально-философский анализ образовательного процесса :Понятие, генезис и основные тенденции
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Николаева Людмила Юрьевна. Социально-философский анализ образовательного процесса :Понятие, генезис и основные тенденции : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Ростов н/Д, 2003 149 c. РГБ ОД, 61:04-9/280

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Спецификация генетических предпосылок процесса обучения. 28

1.1. Социальная философия понятия «образование» 54

1.2. Перспективы развития образовательного общества 54

1.3. Образование личности как социально-философская проблема» 77

Глава 2.Диалектика нормологического и девиантного как воспитательная проблема 96

2.1. Инновационный подход к воспитательному процессу 96

2.2. Профилактика девиантности как воспитательная проблема 115

Заключение 134

Литература 137

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В послании Президента В.В.Путина Федеральному Собранию РФ подчеркивается: «Удвоение ВВП - это системная и, конечно же, масштабная задача. Она потребует глубокого анализа и уточнения существующих подходов к экономической политике. Но главное, что нам надо здесь сделать, что нам понадобится - это опять же консолидация политических сил, общества. Консолидация всех властей. Объединение лучших интеллектуальных сил...Я призываю всех, кто считает сформулированные задачи приоритетными для страны, к интеллектуальной мобилизации, к выработке общих подходов и согласованию конкретных планов... Консолидация всех наших интеллектуальных, властных и нравственных ресурсов позволит России достичь самых больших целей» (Российская газета, 17 мая 2003 г.).

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (раздел 1) образование характеризуется как базисный фактор консолидации нации социокультурный и исторический ресурс страны: «Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому правовому государству...необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития». Аналогичная позиция проводится в Обращении Совета Российского союза ректоров высших учебных заведений (6-7.12.2000 г.).

Комментируя выступление Президента России, министр образования В.М.Филиппов особо отметил: «Столь высокая планка общественных ожиданий требует от системы образования, соответственно, быстрых, грамотных и эффективных действий» (Об итогах работы в 2002 году и очередных задачах системы образования России по реализации Концепции модернизации российского образования. Доклад министра образования РФ на Итоговой коллегии 26.02.2003 года). Можно сослаться и на международные экспертные оценки.

Однако, несмотря на многочисленные восторженные заявления о ценности образования, вопросов здесь больше, чем ответов. Наступившее третье тысячелетие, получившее, справедливо, название эры образования, культуры и науки, поставило перед исследователями ряд проблем. Главная из них - определение стратегии: каким должно быть образование в XXI веке? По общему разумению, его социокультурный статус определяется тем, что оно должно быть непрерывным, технологическим и инновационным. Но нет достаточной ясности в том, как согласуются между собой эти тенденции.

Раскрыть данное согласование можно лишь при условии рассмотрения образования как государственно-социального и общественного процесса, активным началом которого является сам человек, действующий сообразно историческим законам, умеющий - в плане указанной парадигмы - исходить из тенденций развития человеческого и природного универсума. Задача, которая подлежит непременному решению - строить свои общегражданские государственные и бизнес-планы на основе требований будущего.

. Обогащение и развитие образовательного процесса влечет за собой
возникновение новых терминов, характеризующих современную
образовательную парадигму. В настоящее время в педагогике, философии,
истории процветает терминологический и понятийный хаос. Многие
термины заимствуются из естествознания, из технических и

информационных дисциплин. Последнее приводит к тому, что они теряют свое первоначальное специфическое содержание, свой как и в целом объективный смысл.

С точки зрения методологического подхода к теоретическому исследованию современного образования сегодня «в цене» теоретико-прогностические, глобальные концепции, рассматривающие предмет как саморазвивающееся целое. Для образования это особенно важно. Сколько бы мы ни говорили о методике и технологии образовательного процесса, мы не должны забывать о том, кто образовывается. И если этот «кто» - личность, то ее образование - становление есть значительно более сложный процесс, чем

только усвоение знаний. Главной проблемой, при восприятии воспитательных установок, исследования современного образования является его односторонняя характеристика. Ее суть в том, что образование -это не только процесс, но что не менее важно — предпосылка и результат. Нас интересует каков образ сформировавшейся личности? Как нужно ее направлять, организовывать, чтобы человек усваивал, культивировал в себе достижения культуры? Упрощенно это звучит так: чему учителя должны учить детей?

Международные стандарты признают динамическую модель обучения, согласно которой, человек приобретает знания всю активную жизнь. Но при этом не должно быть разрыва между содержанием жизни и содержанием того чему мы учим, то есть полученные знания, должны использоваться в реальной жизни. Это понимал еще Петр 1, который главной целью образования ставит немедленную практическую подготовку столь необходимых ему просвещенных слуг государства

Российскому образованию требуется сегодня серьезная модернизация. Есть ряд точек отставания. Так, О. Долженко, исходя из Программы международной оценки старшеклассников, показывает, что навыки чтения на третьем и более высоком уровне в России составляют 50%, в то время как в Корее и Финляндии - 75%. Самые высокие показатели в области математического и естественно - научного знания - в Японии. Эти и другие обстоятельства заставляют серьезно задуматься над судьбой образования и ответить на вопросы: 1) какое место в его жизни занимает образование? 2) почему его инновационный характер неотъемлем сегодня от непрерывного? 3) какие социальные и экономические факторы влияют на получение личностью современного образования? 4) как модернизировать образование, превратив его в мощный фактор развития и экономики, и культуры.

Работа написана в контексте социальной философии образования, т.е. образование рассматривается как общественный и индивидуальный феномен, с точки зрения его духовной сути. Последнее означает, что

экономические, политические, управленческие, познавательно-научные и иные факторы рассматриваются не столько как предпосылки самого образования, но в первую очередь, как-то, что изменяет «лицо» образования. Они, как формообразующие компоненты определяют социализацию и, в дальнейшем, социодинамику личности, гражданина и субъекта.

Степень разработанности проблемы.

Образование - это не только процесс, но - что не менее важно — предпосылки и результат. Не должно быть разрыва между содержанием жизни и содержанием того, чему мы учим. Полученные знания, должны использоваться в реальной жизни. Это понимал еще Петр 1, который главной целью образования ставил немедленную практическую подготовку. Цель образования хорошо выразил Цицерон: «мы должны изучать те искусства, посредством которых мы становимся полезными государству».

Сегодня система образования в связи с его пониманием не только как процесса, но и как результата, становится, как отмечает Е.В.Бондаревская, более личностно-ориентированной. С другой стороны, рассматривая ступени образовательного процесса личности, профессиональная педагогика предлагает следующую схему: грамотность (общая и функциональная) - образованность - профессиональная компетентность -культура - менталитет. Безусловно, что все эти ступени взаимопроникают друг в друга.

Рассматривая ступени образовательного процесса личности, профессиональная педагогика предлагает следующую схему: грамотность (общая и функциональная) - образованность — профессиональная компетентность - культура - менталитет. Безусловно, что все эти ступени взаимопроникают. Это позволяет сделать вывод о целостности и единстве образовательной системы. Употребляя выражение - образовательная система, мы тем самым акцентируем внимание на взаимосвязи всех этапов и звеньев образования. Профессиональная педагогика подчеркивает взаимовлияние сферы образования и среды. На образование влияет доминирующий способ

производства, который является критерием эволюции общества. Иной подход к пониманию образования обусловлен тем, что мы живем в информационном обществе, качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях обладающих нестандартным мышлением, полное раскрытие способностей и талантов, которой важно для всего общества в целом.

Для образования очень важна так же проблема одаренных детей. Главной проблемой одаренности выступает не всегда грамотное взаимодействие природных задатков и социальной среды. Развитие творческих способностей одаренных детей становится возможным за счет перехода к личностно-ориентированной педагогике. Нужно разрабатывать отдельные образовательные программы для одаренных детей, отдавать должное системе дополнительного образования. В образовании под влиянием проблемы одаренных детей решающая роль отводится индивидуальным учебным планам. Образование должно иметь культурологические основания для духовно-нравственного развития одаренных детей

Не менее актуальным сегодня является дополнительное образование. В целом, мы должны разрабатывать систему дополнительного образования не только для одаренных детей, но и для населения. Мы являемся очевидцами того, что у населения резко возросли потребность и необходимость получения образования не только для приобретения высокой квалификации в конкретной профессиональной сфере, но и для повышения интеллектуального уровня и мировоззрения в целом.

Иной подход к пониманию образования обусловлен тем, что мы живем в информационном обществе. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях обладающих нестандартным мышлением, полное раскрытие способностей и талантов, которых важно для всего общества в целом. Для удовлетворения этих потребностей очень подходит дистанционное, открытое образование.

Появление дистанционного образования связано с развитием
постиндустриального общества, главной характеристикой которого является
информация. Принципиальная новизна этого обучения в новых
дистанционных образовательных технологиях. Дистанционные

образовательные технологии проникают в «прямые формы обучения» (лицом к лицу, очная форма обучения) на различных уровнях образования.

Дистанционное образование характеризуется тем, что оно осуществляется с помощью почтовых служб, радио, телевидения, телефона, спутников, электронной коммуникации. С ограниченным количеством личных контактов обучающихся и преподавателя или вообще без контакта. Обучение осуществляется путем передачи учащимся через средства связи специально подготовленных печатных, аудиовизуальных или электронных учебно-методических материалов.

Как мы видим,, главный принцип дистанционного образования — это деятельность обучаемых на расстоянии от обучающего, то есть педагогическое обучение возможно с минимальным количеством обязательных занятий или вовсе без них. Принципиальная новизна и основное звено в реализации новых дистанционных образовательных технологиях являются институты и кафедры. Именно здесь находятся «носители знаний», которые формируют содержательную основу электронных учебных материалов и используют их для обучения. Для организации работы по созданию электронно-учебных материалов и методической помощи преподавателям, в процессе их подготовки, на кафедрах создаются методические лаборатории. Дистанционное обучение является наиболее эффективным. Об этом свидетельствует тот факт, что дистанционные образовательные технологии проникают в «прямые формы обучения» (лицом к лицу, очная форма обучения) на различных уровнях образования.

Появление дистанционного образования связано с развитием постиндустриального общества, главной характеристикой которого является информация и высокие технологии.

Пстулатом технологического подхода служит утверждение, что основой образовательной системы является высококачественная и высоко технологическая информационно-образовательная среда.

Технократический (технологический) подход отличается

информационной насыщенностью, которая достигается за счет

компьютеризации обучения. Она заключается в том, что традиционные простые средства производства, доска, мел, бумага, ручка и даже элементарные ТСО заменяются на компьютерные средства. Но компьютер следует считать систематизирующим, но не единственным, а одним из системы средств обучения, применяемых на занятиях.

Его применение следует рассматривать во взаимосвязи с другими современными техническими средствами обучения такими как телевидение, видеотехника. Главное достоинство компьютера в том, что с его помощью можно моделировать объекты и процессы. Компьютерные технологии в образовании обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию содержания и процесса обучения учащихся, их самостоятельную деятельность, высокую наглядность обучения, а так же развитие творческих способностей учащихся.

С точки зрения религиозно-схоластического подхода человек -одушевленное существо, следовательно, нужно заботиться о своей душе, природе, других людях, думать о смысле жизни, о том, что будет после нее. То есть меняются приоритеты, если при технократическом подходе главное свойство человека - информация, то в религиозно-схоластическом -одушевленность.

Новые социально-экономические условия привели к тому, что профессиональное образование стало рассматриваться как многоуровневое и непрерывное. Оно направлено на достижение всеобщей профессионализации

общества, удовлетворения потребностей личности в дифференцированных образовательных услугах, что определяет его приорететность в политике государства.

Система многоуровневого непрерывного образования представляет собой совокупность систем профессиональных образовательных программ и государственных стандартов начального и среднего профессионального образования и профессиональной подготовки, сети реализующих их профессиональных образовательных учреждений, образовательных подразделений предприятий, а также органов управления профессиональным образованием. Профессиональное образование рассматривается не как жестко централизованная система образования, а как содержательная основа профессионального образования в обществе. Она направлена на формирование элементарной и функциональной профессиональной грамотности населения, на овладение различными навыками, в том числе творческого характера, мировоззренческими и поведенческими качествами, общей профессиональной культурой.

Личность, согласно этой концепции должна выбирать профессию и специальность в соответствии со своими способностями, интересами, запросами. Сущность многоуровневого непрерывного образования в том, что оно обеспечивает стадийное формирование и обучение специалиста. Ее характерные черты интегрированность, интенсивность. Процесс образования делится на стадии, циклы, законченные этапы обучения, дающие возможность после завершения учебы получить документ об образовании и квалификации для трудоустройства или в случае необходимости продолжить образование

Образованию в развитии личности отводится решающая роль, поэтому возникает проблема инновационного подхода к образованию. Образование вообще и инновационное в особенности является процессом социокультурного становления и развития личности. Интериоризация культуры является одновременно и экстериоризацией личности культурных

способностей. Цель образования - создание условий адекватности указанных двух процессов, превращение их в единый культуросообразный процесс. Функций образовательной системы является воспроизводство культуры. Иными словами, при помощи образования человек способен войти в целостное бытие культуры. Новые социальные потребности общества влекут за собой инновационные процессы в образовании. Ему способствуют также определенные финансово-экономические условия. Основные признаки «инновационного» образования:

В него включаются и начинают детерминировать неклассические и постнеклассические типы научной рациональности;

Формирование культуры системного мышления, мировоззрения, направленного на гармонизацию отношений человек — общество - природа;

Содержание и методы ориентированные на освоении методологии творческой созидательной деятельности;

Формирование и развитие нравственности, духовности, социальной ответственности как факторов профессионализма;

В развитии современного образования инновационные процессы являются закономерностью. Более того, функционирование системы непрерывного образования невозможно без инновационных процессов, где «нововведение-раелизация» выступают в качестве центрального связующего звена между различными типами и формами деятельности. Выделяют два типа инновационных подходов к обучению:

инновации - модернизации, видоизменяющий учебный процесс, направленные на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации.

инновации - трансформации, приобретающие учебный процесс, направленные на обеспечение его исследовательского характера, организационно поисковой учебно-познавательной деятельности.

Инновационный подход к образованию влечет за собой его изменение и реформирование.

В нашей стране кризис образования имеет двойную природу. Во-первых, он является одним из проявлений глобального кризиса образования. Во-вторых, он идет в обстановке и под мощным воздействием всеобщего кризиса государства. Несомненно, мощь государства зависит от образования, так как именно оно должно обеспечивать необходимый «культурный сдвиг». Новой парадигмой для развития образования является непрерывное образование, главный смысл которого — постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни, что влечет за собой процветание общества. Сегодня развитие общества характеризуется вниманием к миру личности, персоналистическимит тенденциями в культуре в целом и в образовании в частности.

В распространенном понимании непрерывного образования на передний план выдвигается преемственность звеньев его схемы. Однако при акцентировании на личность центр смещается: подчеркивается непрерывность образования в мире личности, то есть именно то, что позволяет осуществлять средствами образования собственные ее устремления. Ясно, что образование должно быть личностно — ориентированным. Такой вывод позволяет сделать персоналистические тенденции в культуре в целом и в образовании.

Образованию в развитии личности отводится решающая роль, поэтому возникает проблема инновационного подхода к самому образованию. Образование вообще и инновационное в особенности является процессом социокультурного становления и развития личности. Интериоризация культуры является одновременно и экстериоризацией в личности культурных способностей. Цель образования - создание условий адекватности указанных двух процессов, превращение их в единый культуросообразный социоресурсный процесс. Функций образовательной системы является воспроизводство культуры. Иными словами, при помощи образования человек способен войти в целостное бытие культуры.

Л.В. Петрова, опираясь на исторический материал, утверждает, что лучшим выходом из кризиса является реформирование образования.. Классическая система образования сформировалась под влиянием философских и педагогических идей конца XVIII нач.ХІХ в. Она была едина не только для России, но и для других европейских стран. Её нельзя отождествлять с просветительским образом науки. В философии Просвещения образование понималось как обучение с дисциплинарным механизмом.

Такое понимание образования нашло свое отражение в идее наукоучения Фихте, Больцано. Но в начале XIX века появляется противоположная концепция образования. Она возникает в рамках немецкой классической философии Гумбольдта, Гердера, Гегеля и упор в ней делается на том, что личность, понятая как самосознание, формирует себя как объект культуры. Но далее Петрова Л.В. фиксирует противоречие между культурно - гуманитарными идеалами этого подхода и социальной потребностью в развитии и обучении естественнонаучного образования. Классическая парадигма образования претерпевала изменения в своем развитии. Так, ориентация на универсальное образование, которое воплотилось в системе начального и среднего образования, позднее была восполнена идеей естественных прав личности, в том числе и право на образование.

Сегодня классическая модель исчерпала себя, поэтому встает вопрос о реформировании системы образования. Примерно 20-30 лет назад зародилась такая дисциплина, как философия образования. В ней по-новому обсуждаются такие вопросы как: идеал образованности, цели образования, влияние философии на образование. Отвергается понимание процесса обучения как кумуляции (накопление) знаний и умений и их шаблонного применения.

Система образования должна ориентироваться, как справедливо отмечает B.C. Библер, на формирование человека культуры, способного со знаниями, с разными типами мышления. С точки зрения П.Г.Щедровицкого

в основе педагогической мыследеятельности лежит фундаментальная проблемная ситуация трансляции, которая требует приложения креативных способностей личности. Это заставляет самих участников деятельностного процесса посмотреть со стороны на то, что они делают, описать то, что они делают, привлечь другое дополнительное представление о том, как это надо делать.

П.Г.Щедровицкий делает вывод, что в основе педагогической мыследеятельности лежит фундаментальная проблемная ситуация трансляции. В поисковой группе людей, считает он, часть работы носит нормативный характер, другая часть не нормирована. Коммуникация сближает их между собой. Новичок, приходящий в эту группу, задает вопросы. Необходимость давать ответы заставляет их посмотреть со стороны на то, что они делают, описать то, что они делают, привлечь другое дополнительное представление о том, как надо делать. Это и есть фундаментальная ситуация трансляции.

Схема коллективной мысленной деятельности включает в себя III уровня: мыследействования, мысле-коммуникации, чистого мышления. Их различие свидетельствует о том, что мышление не гомогенно. Нужно уточнять каждый раз, что иметься в виду, когда говоря мышление. Это может быть чистое мышление, мысле-коммуникация или мыследействование. Хабермас, Бахтин показали, что они не тождественны между собой. Щедровицкий, как и Гегель, считает, что существует мыследеятельность. Это означает, что вне мышления деятельности нет. Мышления, как некоего гомогенного образования не существует, есть несколько разных функций, которые за счёт специального анализа могут сопоставляться и в них могут появляться кое-какие общие моменты.

B.C. Столбунова в статье «Философия образования - философия жизни и смерти» задается вопросом, главным для философии образования: чему учителя должны учить детей? Она рассматривает несколько подходов при ответе на этот вопрос:

технократический. Его цель - дать ребенку основы знаний всех наук. При этом не учитывается, будут ли все эти знания востребованы. Этот подход характеризуется информационной насыщенностью, которая достигается за счет компьютеризации учебного процесса.

религиозный подход. Он исходит из того, что человек -одушевленное существо, следовательно, нужно заботиться о своей душе, природе, других людях, думать о смысле жизни, о том, что будет после неё.

реальный подход. В нем нужно исходить из того, что школа задает стимулы и ориентиры для полной реализации способности. Педагоги должны руководствоваться философией здравого смысла и житейской мудрости. Этот подход предлагает свое видение модели выпускника.

Вкратце его можно обрисовать так:

Автора интересует, каковы же должны быть основные тенденции обучения для реализации этого подхода.

Для этого нужно, чтобы модель выпускника была ориентиром с первого по последний класс. Необходимо, чтобы в программах, учебной и методической литературе существовала преемственность*

Реализация этих задач происходит в Центре гуманитарного образования МО РФ. Его Базисный учебный план выделяет в образовании две составляющие: 1) основные компоненты знания, присущие человеку и позволяющие осознать себя; 2) содержание образования, позволяющее индивидуализировать образовательный путь через реализацию творческого потенциала школьников и ориентированность на будущую профессию.

B.C. Столбунова утверждает, что кроме описания и наблюдения нужно уделять внимание моделирующим аспектам обучения. Целостное восприятие мира можно привить за счет «интегрированных уроков», практикующихся учителями «Русского центра». Их суть в следующем, например, изучая

творчество Пушкина А.С., нужно изучать его эпоху, историю, музыку, культуру, язык, живопись, архитектуру. Нужны педагогические методы, которые обеспечили бы личностно-ориентированную систему образования.

А. Никонов в статье «Горе без ума» утверждает, что главной задачей для России является переустройство образования. Он исходит из определения современной цивилизации, как информационной, в которой приоритет отдается науке и новым технологиям. В России сосредоточен большой образовательный потенциал. Но возникает проблема между большими технологическими возможностями и ограниченностью человека. Автор доказывает это на примере генетического кризиса. Он считает, что нужно применять новые знания, в частности те, в которые получены в генной инженерии, но нам мешает страх перед новым, предрассудки. Условием выхода из любого кризиса является реформа образования. К. Корсак в статье « Поиск компаса указателей образования в новом тысячелетии» с позиции футуролога выделяет важное явления, которые повлияют на деятельность образовательных систем:

  1. Демократизация общественного устройства повлекла за собой изменения в социальном менталитете. На первый план выступает автономия отдельного человека, его ответственность за общество.

  2. Медленное осознание глобальных проблем.

  3. Исчезновение человека в биосфере.

  4. Система образования не формирует людей с сознательным самоограничением потребности и запросов.

  5. Возрастание роли первичного образования.

  6. Разрыв между врожденными программами поведения и требованиями жизни в демократических обществах. Необходимо расширение поля деятельности общественных программ.

  7. Разрыв между половой зрелостью и социальной взрослостью.

  8. Мощь государства не в армии, а в образовании.

  1. Война для развитых стран - это метод воспитательного воздействия.

  2. На образование нужно тратить больше, чем на армию.

  3. Появление эффекта глобализации.

  4. Системы образования должны учитывать миграцию производства из холодных и высоких широт в субтропические и тропические.

  5. Инвестиции в образование - это успех в экономике.

  6. Нужно готовить «экономических» патриотов, чтобы граждане не тратили заработок на зарубежные товары и услуги.

  7. Возникли условия для терроризма и фанатизма.

  8. Повышение роли женщины в обществе.

17. Соглашения о правах человека превращаются в основные положения конституции.

  1. Выход молодёжи из-под контроля старшего поколения.

  2. Вытеснение текста изображениями и звуками влечет блокировку каналов восприятия и осмысления информации.

  3. Сокращение преподавания точных наук (физики, химии) в школах.

В центре обсуждения должно быть изменение и эволюция общества как аграрного, индустриального, информационного. На образование влияет доминирующий способ производства, который является критерием эволюции общества. Ценности и приоритеты информационного общества должны победить все предшествующие. Для этого нужно бороться с эффектом «хоттабизации» (поиском решения в изменённых условиях социумов на основе безнадежно устаревших данных алгоритмов и канонов), изменить цели, средства, методы первичного образования.

О. Долженко в статье, «Какова наша школа по результатам международного сравнения» даёт сравнительный анализ образования России и других стран. Она основывается на материалах Программы международной оценки старшеклассников. Её задачей было оценить то, как обучаемые

владеют знаниями школьной программы и как они используют их в реальной жизни. В основу этой программы положена динамическая модель обучения, согласно которой, человек приобретает новые знания всю активную жизнь. Программа международной оценки старшеклассников оценила навыки чтения на третьем и более высоком уровне в Росси на 50%, в то время как в Корее и Финляндии на 75%. Самые высокие показатели в области математического и естественно — научного знания были в Японии. Успех обучения зависит от количества учащихся на преподавателя, от его образования, от объема домашнего задания.

Поэтому правомерно поставить вопрос: самая ли лучшая система образования в Росси? Ясно, что российские школьники не заявили о себе как о лидерах. Российское образование страдает важным недостатком: разрыв между содержанием жизни и содержанием того, чему мы учим, т.е. знание, полученное в школе, не используется в реальной жизни.

А.П. Беляева в статье «Междисциплинарная концепция развития профессиональной педагогики как науки» пишет о том, что с развитием системы образования формируется профессиональная педагогика. Интерес к ней вызван тем, что накопилось достаточное количество знаний об образованности, воспитании, обучении и нужно было выявить закономерности протекания этих процессов. Она использует достижения философии, логики, экономики, социологии и на их основе создаёт собственные теории. Её интересует, как взаимодействуют науки в обосновании образовательных систем.

Объект профессиональной педагогики — профессиональное образование.

Она приемник педагогики образовательной школы и всех тех знаний, которые были накоплены в процессе обучения. Её сущность составляет целые системы: человек - общество - природа, техника - производство -общество, человек - труд — коллектив.

Она разрабатывает политеорию, используя интегративную методологию, синтезируя монотеории. В результате создания политеории мы можем говорить о многоуровневом профессиональном образовании.

Её функции:

прогностическая (учитывает требования культуры, экономики)

использование теории познания для решения педагогических проблем

разработка методов и теорий исследования педагогических явлений

определение методологических основ самой теории
Исследования достижений и теорий других наук обуславливает её

междисциплинарный характер.

Какой же вывод можно сделать из беглого обзора основных направлений, трактующих природу образования?

Первое - при полном признании формообразующей роли образования для современного общества за пределами внимания исследователей остается все же вопрос об образовании как производном от общества феномене.

Второе - образование имплицитно в своем устойчивом виде
отождествляется с культурой. При этом сама культура трактуется как
сумма (в лучшем случае) различных компонентов: деятельного,
ценностного, просветительского и т.д. В этом «размазывании» сущности
культуры по своим явлениям приводит к невозможности

дифференциации функционального и структурного.

Третье. Образование выступает то, как Фома без содержания, то, как содержание без формы.

В качестве своебразного ответа на эмпиристсткие педагогические установки появилась так называемая философия образования. Причем сама философия образования может интерпретироваться-с точки зрения

житейской логики. Например, так же как философия жизни - в смысле философского отношения к жизни, философия природы в Смысле философского отношения к природе и т.д. Во всех этих и им подобных случаях мы имеем дело с приставкой, своеобразной биркой, лейблом «философией» как «теорусом» (от др.гр-theus - бог, ores - знание). Здесь «знание о боге» означает возвышение над эмпирической единичной обыденностью, к некоторым обобщенным образам, суждениям пролонгированного характера, Иногда это называют еще непрагматическим (не-прпагматическими) формами, отвлеченными рассуждениями о смысле жизни, «космическими» проектами, глобально-обощенными проектами полного и абсолютного переустройства мира. Ранее это квалифицировалось как утопизм.

В этом же контексте подчас трактуют и философию образования как различного рода рефлексивные рассуждения о целях и задачах образования.

Иной контекст кроется в философии образования, когда из нее конструируют особую дисциплину наряду с циклом психолого-педагогиченских и философских дисциплин. Намеренно придерживаясь стиля «дайджест» можно констатировать, что под философией образования понимают особую отрасль гуманитарного знания. Рассматривающую феномен образования в том или ином, но обязательно целостном аспекте. Появилось даже предложение о введении специального термина и понятия эдукологии.

Ю.Хабермас, М.М.Бахтин B.C. Столбунова показали, что они не тождественны между собой. А. Никонов утверждает, что главной задачей для России является переустройство образования в аспекте современной цивилизации, как информационной, в которой приоритет отдается науке и новым технологиям. К. Корсак с позиции футуролога выделяет важное гуманитарные составляющие, которые повлияют на деятельность образовательных систем:

Ряд исследователей (А.П.Владиславлев, МД.Махлин и др.) рассматривают образование как процесс социализации. Большое влияние на разработку проблем образования оказали работы известных отечественных ученых Э.В.Ильенкова, В.Я. Нечаева и др., которые исследовали субъективную сторону образовательного процесса, а именно, рассматривали образование с точки зрения социокультурного развития личности. Общесоциологический аспект образования рассматривался в работах Ф.Р.Филиппова, В,.М.Филиппова, В.Г.Осипова, М.Н.Руткевича, О.И.Шкаратана, Л.Оталы. и др. Опираясь на системно-структурный анализ (П.Бурдье, Т.Парсонс, Р.Мертон), они рассматривали функционирование образования в обществе, с одной стороны, как подсистему, поддерживающую социальный порядок и контроль; с другой - как фактор изменения социального положения индивида в обществе.

Коммуникативный аспект образования, при котором оно рассматривается как культурное воспроизводство и рациональное признание значимости знания, разрабатывался в трудах Ю.Хабермаса, К.-Г.Флехзинга, Т.Парсонса.

В последние годы в отечественных культурологических и философских исследованиях образование рассматривается как система, направленная на формирование созидающей и самоизменяющейся личности, живущей в быстроменяющемся мире (А.И. Субетто, И.С. Болотин, О.С. Козлова). Этот подход получил разработку и на уровне педагогических исследований, которые направлены на выявление оптимальной модели организации образования с точки зрения эффективности педагогической деятельности, в том числе и в личностно-ориентированном аспекте (Е.В.Бондаревская и др.). В педагогических и социально-педагогических исследованиях так же моделируется многоуровневая система образования.

Традиционно при изучении образования использовался институциональный подход, в рамках которого образование рассматривалось с позиций его внутренней организации. Следует указать так

же на работы Г.П.Зинченко, посвященные непрерывному образованию. Интерес к ним обусловлен единством методологического и содержательного моментов при четко выраженном социологическом акценте. Автор справедливо указывает на сложность понятия «непрерывное образование», которое, безусловно, не сводится к абстрактно-временному фактору.

, Специально укажем на ряд работ ростовских исследователей:
В.Л.Аношкиной, М.А.Батюшина, В.Е.Давидовича, Т.П.Матяш,

С.В.Резванова, Л.А.Штомпель и др. В работах этой группы авторов
образование рассматривается как социально-культурный процесс в
единстве общественно-государственного, технологического,

методологического и духовного аспектов.

В связи е ожидаемыми процессами вхождения России в ВТО и «подключения» ее к Болонскому процессу мы должны учесть первостепенную важность правовых и технологических составляющих, данная организационная сторона образовательного процесса - слабое звено российской системы образования. Особого разговора требуют вопросы так называемой философии образования и эдукологии (А.А. Клементьев, Ф.Т.Михайлов).

Продолжая традиции ростовской философской школы, автор диссертации, во-первых, различает понятия образования, обучения, воспитания, управление, социализация личности, морально-нравственные модели деятельности, идеалы и т.п.; во-вторых, рассматривает развитие субъекта образования в единстве личностного и институционального; в третьих, понимает сущность образования как процесс творческого саморазвития субъекта, стремится преодолеть пробелы недостаточно разработанной проблематики его социальной природы и его причинных факторов. Последнее предопределило цель и задачи диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Цель исследования: проанализировать процесс образования как ресурснообразующий и социообразующий феномен

и форму развития самого общества в аспекте интегративного отношения: личность - общество; личность - социальные институты (государство, образование, семья); личность - культура. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Раскрыть «понятие» образования как процесс превращения
естественно-исторического индивида в социокультурного субъекта, выявив
объективные тенденции формирования специфически личностных
способностей индивида в процессе образования. Для этого - определить:

- предпосылки формирования «образа» личности как систему культурных идеалов общества, личности, семьи, государства;

- специфику формообразующего влияния указанных институтов на личность;

раскрыть взаимодействие личностных и безличностных (институциональных) факторов в процессе образования человека.

2. Специфицировать взаимоотношение образовательных уровней (форм,
элементов) с общественными , спроектировав парадигмы перехода к
непрерывно образующемуся обществу.

  1. Дифференцировать социально-исторические типы непрерывных образовательных систем: 3.1) определив специфику национально-государственных образовательных систем; 3.2) выявив исторические установки массового общественного сознания на роль образования общества и личности в различных национально-исторических контекстах и системах.

  2. Обосновать необходимость устремленности личности к идеалу (абсолюту) как процесс ее самосозидание, самореализации и самоактуализации в единстве с культурных созиданием исторических мировоззренческих образцов.

  3. Выявить значение и направления воспитательной профилактики девиантностных тенденций генетической личности (молодежной среды), зафиксировав: а) определяющие гуманитарные интересы «некритических молодежных слоев» населения; б) формы пропаганды и привлечения к

здоровьесберегающим репродуктивно-личностным технологиям («здоровому образу жизни»); в) приоритетные направления конструктивно-воспитательного воздействия на генетическую генерацию личности.

6. Наметить контуры образовательной модели гуманитарного общества и социально-ориентированного государства.

Методология исследования. Решение сформулированных задач и
достижение искомой цели диссертации осуществляется на основе
интегративных методологических установок анализа непрерывного -
инновационного - открытого образования. Автор понимает методологию как
логику движения самого предмета, а не совокупность дискретных
операциональных приемов разового или локального типа, внешних
содержанию предмета, в д.сд. - диссертационного исследования. Наоборот,
методология рассматривается как основа, базис содержания,

аккумулирующий в себе все «направляющие» научного поиска: специфику, новизну, основные структурные параметры самого предмета, а также логику его исследования. Укажем на общие характеристики методологии единство формального и содержательного, исторического и логического, принцип системности и конкретности, единства противоположностей, субъективного и объективного

Научная новизна диссертации.

1. Раскрыто понятие «образование» как процесс ресурсноообразующего
социального становления субъекта органическом единстве нормативных
(объективно-безличностных) и регулятивных (личностно-ориентирующих,
мировоззренческих) генотипов.

2. Определена динамическая взаимосвязь между объективными и
субъективными предпосылками образования в социально-философском
аспекте, дифференцирующаяся в отношениях: «общество - государство»;
«индивид - семья»; «личность - социальные институты»; «личность -
безличностно-общественные социальные обстановки».

  1. Интегрированы научно-культурные, социальные, экономические и массово-психологические подходы к анализу предпосылок образования в контексте парадигмы: «образование личности - формирование собственно личностной культуры (формирование ее культурного образа)».

  2. Дифференцированы различные социально-исторические типы образовательных систем, их взаимодетерминация с общественными и личностными мировоззренческими структурами.

5. Обоснована ценностная актуальность мировоззренческой ориентации
генетической личности на самоактуализацию исторических конструктивных
идеалов и деятельного самосозидания в соответствие с ними.

6. Выявлены: а) внутренние гуманитарные интересы современной генерации молодежи; б) приоритетные направления воспитательного воздействия к здоровьесберегающим технологиям.

7. Раскрыта роль образовательных и внеобразовательных
государственных и иных институтов в формировании культурных

установок развития личности и специфика культурно-образовательного мировоззрения России в аспекте государственности, публичности (общедоступности), инновационной «открытости».

На защиту выносятся следующие тезисы:

1. Образование есть превращение естественно-исторического индивида в социокультурного субъекта в процессе формирования специфически личностных способностей индивида на основе специфического формообразующего влияния культурных идеалов общества, семьи, государства на личность. Включаясь в систему образования, личность реализует эти исходные культурно-мировоззренческие предпосылки, одновременно изменяя их. В данной связи, образование выступает как процесс ресурсноообразующего социального становления субъекта в органическом единстве нормативных (объективно-безличностных) и регулятивных (личностно-ориентирующих, мировоззренческих) генотипов.

2. Динамическая взаимосвязь между объективными и субъективными
предпосылками образования в социально-философском аспекте (общество
- государство; индивид - семья; личность - социальные институты;
личность - безличностно-общественные социальные обстановки)
выступает как регулятивная предпосылка самообразующегося общества.
Непрерывный процесс образования обществом личности и наоборот -
образование личностью общества есть: 2.1) изменение этно-
мировоззренческих установок; 2.2) ротация мега-планетарных морально-
нравственных идеалов; 2.3) государственнной законодательной правовой
базы и процессуальных правоприменительных норм; 2.4)
естественноисторических и обыденных стереотипов и представлений,
возникающих в ходе массово-стихийных рефлексий локальной и
глобальной реальности; 2.5) научных и - особенно — философско-
гуманитарных императивов, интегрирующих и проектирующих
ментальные и гносеологические тенденции развития цивилизации.

3. Социально-исторические типы непрерывных образовательных
систем зависят от: а) национально-государственных особенностей; б)
исторических установок на роль образования общества и личности в
различных национально-исторических контекстах и системах; в)
культурных парадигм; г) степени интеграции научно-культурных,
социальных, экономических и массово-психологических факторов в
контексте парадигмы: «образование личности - формирование собственно
личностной культуры (формирование ее культурного образа)».

4. Обоснованы императивы и ценностная актуальность

мировоззренческой ориентации генетической личности к идеалу
образовательного самосозидания, самореализации и самоактуализации.
Дифференцированы различные социально-исторические типы

образовательных систем, их взаимодетерминация с общественными и личностными мировоззренческими структурами.

5. Выявлено значение и направления воспитательной профилактики

девиантных тенденций в молодежной среде на основе интересов, методики пропагандистской работы по здоровьесберегающим репродуктивно-личностным технологиям («здоровому образу жизни»); в) приоритетные направления гуманитарно-проективного конструктивно-воспитательного воздействия на генетическую генерацию личности.

6. Образование выступает как способ и система удовлетворения
общественных потребностей в формировании новой генерации людей
(субъектов познавательно-практической деятельности). Главным движущим
фактором в данном процессе является противоречивая взаимосвязь
государственно-национальных типов образования, выступающих как
«пространство» образовательного становления и развития.

7. Образование западного типа - абстракция от западно-
индивидуалистического («атомарного») общества, в котором формальные
(внешние, конкретнее: индустриально-финансовые) моменты детерминантно
опосредуют реально-личностные. Специфика образования России
основывается на его изначально-государственном статусе. Это обусловливает
приоритетность его общественных форм над индивидуальными и частными.
Образование, в том числе и образованность, являются государственным
приоритетом и системой государственно-приоритетных ценностей.
Культурно-мировоззренчески образование существует как функция
государства, и личный статус субъекта образования удостоверяется
государственным статусом.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его актуальностью. Выводы и результаты диссертации могут быть использованы при подготовке программ развития образования регионов и муниципалитетов самого широкого профиля. Результаты данного исследования могут быть использованы при определении ориентиров государственного воспитания учащейся молодежи, а также при подготовке курсов лекций, семинаров, спецкурсов по вопросам теории и методологии образования в традиционном и инновационном вариантах.

Социальная философия понятия «образование»

Прежде всего, необходимо проанализировать формообразующее (структурообразующее) понятие «образование». От того, насколько адекватно мы будем употреблять термин и понятие «образование», зависит конструктивность всего спектра исследований в области теории и практики образования, его специфическое (differentia specific) и общестратегические установки.

Это важно по отношению к любому термину и понятию, но в особенности - к образованию, ибо последнее «укутано» в массе наносных обыденных значений, далеких от истинно-научного. Важно, чтобы не получилось так, как если бы стали требовать, чтобы качество сладости творожной массы было учтено при определении физического понятия «масса». К сожалению, с «образованием» так бывает, когда его отождествляют с «обучением» (обучаемостью), простым внедрением в сознание основных нравственных, художественных, гражданских и т.д. категорий (установок, принципов, ценностей...).

Трудности увеличиваются из-за того, что в качестве своих подчиненных («снятых») моментов образование действительно содержит все вышеуказанное. Но, во-первых, в «образовании» содержится не только это, но и еще многое другое, а во-вторых, все это иное содержится не как механически составляющее образования, а как моменты его органического целого. Хорошо, по этому поводу, сказал Козьма Прутков: « Антонов есть огонь, но нет того закону, чтобы огонь всегда принадлежал Антону».

Ответ на вопрос о том, «что такое образование?» кардинально отличается от ответа на вопрос: «сколько будет дважды два? » или —» Нужно ли владеть классической исторической культурой?». Ни простых, ни быстрых ответов здесь дать нельзя, «Служенье муз не терпит суеты». Обратимся здесь справочной литературе и посмотрим, как там трактуется «образование».

«Образование», считает В.И.Даль (Толковый словарь великорусского языка Т.П. М.1999.С. 613-614), восходит последовательно к «образу», к превращению некоего или нечто, не имеющего формы (образа) в имеющую форму или образ. Далее, процесс образования связан с приданием этому некоему или нечто образа из некоторого «сырья», процедура своего рода «отесывания» обтесывания), «выделывания» вплоть до: «обработать (поле)», придать чему-либо должный вид. Данным уточнением подчеркивается, что образование есть не просто любое преобразование, а изменение предмета, системы, или самоизменение человека в соответствие с Образом, т.е. с идеалом. Здесь термин и понятие «образ» близко по смыслу с термину и понятию «образец» ( по др. - греч. «парадигма»), или «модель», «лекало».

Далее. Само же движение субъекта образования есть процесс обретения истинного статуса («сделанного», «сложенного», «составленного»). Иными словами, «Образ (образец)» есть подлинное, а снимок с него, копия есть «образованность». Иными словами, образовать -значит, возвысить нечто или Некоего до Образа, в конечном счете, до Бога. С логической точки зрения, это выглядит как: «Устраивать» учреждать, основывать, сводя в единое целое» (там же, с. 613).

Таким образом, ближайшее понимание образования должно исходить из того, процесс формирования («придание формы», завершенного вида) есть оформление в целостность, в некоторую культурную завершенность. Последнее может быть правильным или нет, истинным или ложным, нравственным или безнравственным, прекрасным или безобразным. - При всей своей содержательной вариативности характеризуемое образование (в данном случает под образованием имеется в виду состояние любого качества: социального, политического, экономического, духовного и т.д.) субъективно инвариантно по форме. По отношению к образованию личности, во всех этих указанных отношениях качество ее образованности может быть представлено как культурная целостность или форма.

Повторяем, разумеется, в данном виде речь пока идет не об образовании в трактовке Закона Российской Федерации «Об образовании», в смысле социокультурной и даже природной конституционализации, завершении генетического цикла. В этом смысле можно сказать об образовании политической партии, коммерческой или производственной структуры, научной школы, религиозной общины и т.п.

В данном случае мы специально обращаем внимание на полный охват всего спектра возможных типов «образования»: политического, экономического, научного, религиозного, К этому можно добавить еще примеры в плане указанной специфики, но суть ясна. Образование - это процесс обретения статуса целостности.

Что же касается образования как общественно-государственного процесса, связанного с формированием личности, то здесь этимология термина раскрывает нам следующие этапы такого «целостнообретения», исходя из анализа соответствующих статей словаря В.Даля. - Первое образование — рождение; второе — крещение; третье - отпуск под венец. Разумеется, сегодня выделяется несколько форм («стадий») генезиса образования личности. Наиболее перспективной нам представляется генетическая теория, выделяющая объективные этапы становления личности в зависимости от степени социально-конструктивной способности к деятельности.

Из сказанного можно сделать следующие выводы:

Образование есть процесс целенаправленного становления и развития личности, адекватного историческим типам (стадиям, формам) общественной и индивидуальной культуры. Критериями образования и образованности личности являются сформированные обществом идеалы как модели (образцы, алгоритмы) развитости человеческих способностей. Эти способности есть относительно устойчивые установочные структуры, выражающие основные формы деятельности (отношения) человека к окружающему обществу и природе. Со времен древних греков их насчитывают четыре: Интеллектуальные, нравственно-духовные, эстетические, пластические (физические).

Кстати говоря, актуальность исследования В.И.Даля подтверждают и современные информационные издания: «Образование - процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях и умениях, творческой деятельности, эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие деятельности личности по сохранению и развитию материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования - обучение и самообучение» (Большой энциклопедический словарь. СПб. 1999. С. 826).

Информационная сумбурность данного энциклопедического определения, вместе с тем, абстрактно правильно намечает стратегию. В ее основе лежит инновация - «развитие и саморазвитие личности». В конечном счете, образование — циклы личностного движения.

При раскрытии указанных тезисов, прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что основной массив литературы по проблемам образования конца XX - начала XXI веков чрезвычайно пестр по своим исходным, базисным установкам. Что такое образование как социальный или социально-культурный феномен? — Система эффективного обучения? — То же, плюс воспитание? - То же, плюс организация процесса, институциональная часть, управление, социальная поддержка, или даже, включая психологический климат и т.п.?

Образование личности как социально-философская проблема»

Стремление человека охватить с помощью разума Вселенную порождает основную драму и коллизию его как существа конечного, ограниченного, слабого. Каковы же познавательные способности человека? С постановкой такого вопроса возникает проблема ориентации конечного человеческого разума на бесконечный идеал, способности человека преодолевать свою ограниченность, совершенствовать себя, выходя за эти пределы. Это стремление человека к самосовершенствованию и саморазвитию и является процессом его становления как личности.

Личность - это система отношений индивида со средой. В процессе социальных отношений индивид, будучи эмпирической данностью, не просто имеет ситуационное значение, а непосредственно формируется как личность. Это объясняется тем фактом, что основной характеристикой личности является устремленность к идеалу, к личностному совершенству, устремленность, которая побуждает человека к тому, чтобы пытаться превзойти себя самого и при этом остаться самим собой.

Однако самосозидание не может быть единственным ориентиром для развивающейся личности, и ее образование нельзя рассматривать как процесс самореализации и самоактуализации. Если человек возьмет это за ориентир, то может уйти от мира в свое «Я». Идеал самосозидания не может быть единственной подлинной движущей силой в процессе роста, развития и становления личности.

Цель человеческой жизни состоит не в самоактуализации, а в актуализации смысла. И смысл он находит не в себе, а в мире, в процессе своего диалога е миром, выхода в мир, благодаря открытости миру, в непрестанном снятии и воспроизведении того напряжения между «Я» и миром. Все это создаёт непрерывность жизни духа в культуре и, следовательно, обеспечивает становление личности. И.Б.Романенко отмечает: «Самоопределение личности человека всегда происходит на фоне активизации познавательно-поисковых и ориентационно-рефлексивных способностей человека.

Определенным итогом реализации данных способностей является возникновение в человеческом самосознании вопросов мировоззренческого характера» (Романенко И.Б. Принцип единства исторического и логического: эвристические возможности и тенденции развития. - Л., 1989). Как мы полагаем, бытийным основанием личности является образование -область социального мира, которая в различных формах воздействия (образовательных потоках) на человека, упорядочивает взаимоотношения человека с окружающей средой.

В этой направленности человека на что-то или на кого-то, в способности соприсутствия или, иными словами, в его интенциональности заключена разгадка его личностного формирования.

Для того чтобы определить бытийные основания личности, необходимо обратиться к социально-историческому аспекту ее становления. Вся история философии обращена к проблеме человека, это составляет ее предмет. Как мы полагаем, крупнейшими течениями в философии, осуществлявшими рефлексию над феноменом личности явились концепция субъекта в философской системе Канта и философская антропология М. Шелера.

Раскрыть сущность концепций личности Канта и Шелера, возможно лишь совершив ретроспективный анализ личности как социально-философского феномена, которые явились предпосылкой философских систем этих крупнейших ученых.

Понятие «личность» в своем происхождении обязано латинскому слову «persona», обозначающему «маску», которую, по греческому образцу, носили римские актеры. Помимо театральной сферы, в действительности есть еще один контекст, в котором это выражение применялось в латыни. Это судебное словоупотребление. Судья, когда он рассматривал вопрос о виновности, должен был выяснить, кем является допрашиваемый - из какого социального класса он происходит и каков его прежний жизненный путь. Так получило право на обозначение человека выражение «persona» - человек как конкретный индивидуум со своей единичной историей, будь он гражданином или рабом.

Для средневековья не годилось значение «маска» и «роль» для понятия «личность». Все чаще это выражение применялось к самому человеку. Личность, - как говориться у Боэция, - есть «индивидуальная субстанция разумной природы» (Боэций. Утешение философией и другие трактаты: Пер. /Отв. ред., сост. и авт. ст. Г.Г. Майоров. - М.: Наука, 1990), другими словами, одаренный разумом индивидуум, будь то человек или Бог. Наряду с боэциевым существовали определения «личности», которые отчасти оспаривали, отчасти дополняли друг друга.

Виднейший представитель Сен-Викторской школы Ришар Сен-Викторский, уделявший особое внимание анализу человеческой психики, определил личность как «разумное существо, существующее только посредством себя самого, согласно некому своеобразному способу» (цит. по: Лобковиц М. Что такое «личность»? // Вопросы философии. 1999. № 5. С. 54 -64).

Петр Ломбардский, средневековый теолог, составивший «Сентенции» -собрание цитат авторитетных теологов, трактовал личность как «индивидуальное существо, которое отличается благодаря своеобразию, относящемуся к достоинству» (цит. по: Лобковиц С. 58). Тем самым были собраны вместе все существенные черты того, что понималось под словом «личность» - это есть нечто самостоятельное, одаренное разумом, однако совершенно индивидуальное и поэтому обладающее достоинством.

Фома Аквинский утверждал, что личность - господин своих познавательных и волевых актов, и таким образом, действует, а не «приводится в действие» (цит. по: Лобковиц. С. 58). При этом он развивает представление: чем более высокое положение занимает некое существо в иерархии бытия, тем более он может то, что исходит от него, удерживать при себе и для себя. Таким образом, личность становится характеристикой высшего существа: только Бог и человек могут «удерживать при себе» (цит. по: Лобковиц. С. 58) свои действия, поскольку они выражают себя посредством своего разума и воли.

Средневековое разделение человека на две субстанции души и тела было перенесено в Новоевропейскую философию, где было разработано Декартом в его концепцию личности. Субъективистский постулат Декарта, его «ego cogito» существенно способствовал разработке понятия «разумной личности», которое в Новое время приобрело преимущественное значение. Существует мышление, поскольку существую я сам в качестве мыслящего, «...я мыслю, следовательно, я существую...» (Декарт Р. Избранные произведения. Пер. с франц. и латинск. Ред. и вступ, ст. В.В. Соколова. - М.: Политиздат, 1950.-712 с).

Бытийной основой личности у Декарта становится субъект как носитель познавательного действия, мыслящая субстанция. Однако Декарт сознавал, что от мыслящего субъекта, как субстанции надо найти выход к объективному миру. Он решает, эту проблему на основе введения в свою метафизику идеи Бога. Бог является творцом объективного мира и человека, вложившего в последнего естественный свет разума.

Инновационный подход к воспитательному процессу

При решении проблемы воспитания человека требуется обратить внимание на истоки возникновения воспитания как социального явления. Они берут начало в языческой традиции соединения природы и человека, человека и животных в единую картину жизни. Так, воспитание и научение у древних славян осуществлялось путем непосредственного участия детей в трудовой деятельности, обрядах, празднествах, культовых актах в соответствии с возрастом, где усваивались знания обычаев, формировались нравственные ценности, связанные с почитанием хлеба, земли-кормилицы, солнца, дарующего жизнь, воспитывалось уважение к животным, дающим пищу и одежду, почтение к старшим и предкам.

Воспитание у казаков основывалось на ценностях христианской религии, любви к своему отечеству - Тихому Дону, уважении старших и трудолюбии. С раннего детства казачата участвовали в семейном. Они знали о подвигах своих предков в 4-м и 5-м поколениях. Героями рассказов становились примером стойкости, выдержки, героизма. Так рождалось казачье духовное родство, казачье братство, которое становилось основой патриотизма и преданности Родине. В качестве предварительного вывода можно сказать, что нравственные ценности у каждого народа формируются исторически, вместе с формированием национальной культуры: традиций народной жизни, письменности, языка, изобразительного и прикладного искусства, фольклора и т.д. При этом нравственное состояние общества определяет нравственное поведение отдельного человека, его духовное состояние и физическое здоровье (Кузнецов М.А. Общие основы дидактики. Ростов н/Д., РГПУ. 1999.С.22)

К XVIII в в централизованном Русском государстве в результате развития национальной культуры и просвещения уже сформировались идеи, на которых строилась система образования и воспитания детей. Начало XVIII в. - это радикальные реформы Петра I, изменившие «лицо» России. Последующее быстрое развитие экономики и изменение патриархального быта боярства на западный манер способствовали дальнейшему обмирщению культуры и более быстрому развитию рационализма - философского течения, изменившего взгляды на человека, как на личность, активно познающую и преобразующую мир. Это была тенденция демократизации культуры, связанная с расширением круга производителей и потребителей культурных ценностей. Окончательная централизация государственной власти способствовала преодолению национальной замкнутости и локальности культурного развития. Создавались условия для единой государственной системы образования и воспитания.

В В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, которое обеспечивало осуществление государственной политики в образовании и воспитании детей всех сословий Российской империи. В 1804 г. был опубликован «Устав учебных заведений, подведомых университетам».Указанному процессу способствовала школьная реформа, проведенная после отмены крепостного права в России. В 1864 г. Воспитание в Российском государстве приобретает некоторую целостность. С приходом на пост Министра народного просвещения в 1833 г. С.С. Уварова разрабатывается правительственная программа воспитания подрастающих поколений, в которой провозглашаются в качестве государственной идеологии идея объединения в систему воспитания ценностей православия, самодержавия. В XVIII в. в Россию проникают философские и педагогические труды Д. Дидро, Вольтера, Дж. Локка, Кондильяка и других западноевропейских мыслителей-гуманистов. В этих трудах развивались новые для русской школы идеи общественного воспитания, в результате которого у человека наступало бы «живое понимание действительности». Чтобы общественное воспитание состоялось, было необходимо, чтобы школа и обучала и воспитывала одновременно, что отвечало интересам государства. В «Наказе» Екатерина II подчеркивается: «При специальном обучении должно быть общее воспитание, подготовляющее к гражданскому общежитию; это воспитание должно быть сосредоточено на разработке нравственного чувства; это дело должно взять в свои руки само государство» (См. М.А. Кузнецов. Теории обучения и педагогические системы. Ростов н/Д. 1999 с. 227). С этого времени в России при содействии государства разрабатываются новая педагогическая концепция. ЕЕ суть в следующем: 1) воспитание проводят - специально подготовленные для этого воспитатели; 2) они больше внушают, чем приказывают; 3) целью воспитания является благовоспитанный гражданин, ориентированный на общество. С этой концепцией впервые в русскую педагогическую культуру проникли ценности западно-европейской культурной традиции в виде таких понятий, как человечество и добродетель. В.О. Ключевский писал в этой связи: «Наши педагоги прошлого века стараясь упростить и приблизить эту идею к конкретному пониманию, реализовали ее в понятие общества или отечества не исторической и географической России, а отвлеченного, алгебраического отечества. Точно так же и добродетель, философская добродетель XVIII века - это академическое понятие и много-много нравственный идеал» (См. там же, с. 234). Идею общечеловеческого воспитания развивают И.И. Бецкой, Н.И.Пирогов (1810-1881). В статье «Вопросы жизни» (1856 г.) Н.И. Пирогов. Противопоставил. По их мнению, сначала человек должен получить широкое общее образование, а уж затем он должен получить профессиональный «специализм».

Представленные выше философские и педагогические идеи общечеловеческого или свободного воспитания, так или иначе, вышли из официальной теории воспитания того государства, чьи представители предъявляли свои теории и концепции. Представители русской педагогической мысли, о которых речь шла выше, свои концепции основывали на официальной теории воспитания Российского государства, «подправляя» ее в соответствии со своими взглядами на человеческое общество и человека и их развитие.

Как следует из сказанного выше, центральная идея воспитания детей на ценностях народной культуры становится предметом столкновения мнений представителей различных политических (идеологических) течений и педагогических концепций. Вот пример такого столкновения мнений. Официальная теория воспитания Российского государства основанная на Православии, Самодержавии и Народности провозглашала нравственное правило, согласно которому всякая гражданская обязанность есть безусловное подчинение нашей индивидуальной воли правительству и отечественным законам. Однако у «революционных демократов» Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова слово подчинение равное по смыслу понятиям дисциплины, организованности, порядка вызвало поток обличений официальной теории воспитания, вплоть до совершенно утверждений о том, что этой системой уничтожается всякая возможность нововведений и усовершенствований в системе образования России.

Новая педагогическая концепция воспитания представляла государственную идеологию как организацию жизни детей через активное включение в систему новых общественных. Так советская педагогика религиозно-нравственному воспитанию старой школы противопоставила идею воспитания советского патриотизма и пролетарского интернационализма. На этой ниве много работали: Н.К. Крупская (1869-1039); А.С. Макаренко (1888-1939); В.А. Сухомлинский (1918-1970).

Советский патриотизм и пролетарский интернационализм становились основой идеологии социалистического гуманизма. Как показывает практика социалистического строительства, цели которые она ставит перед собой, для людей зачастую оборачиваются противоположными результатами. Стремление разрушить все старое и «построить» новый социалистический образ жизни, приводит к стремительному изменению окружающей среды и сложившихся нравственных ценностей, что вызывает у людей шок и потерю смысла жизни.

Похожие диссертации на Социально-философский анализ образовательного процесса :Понятие, генезис и основные тенденции