Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ экофеминизма Мартынова Елена Ростиславовна

Социально-философский анализ экофеминизма
<
Социально-философский анализ экофеминизма Социально-философский анализ экофеминизма Социально-философский анализ экофеминизма Социально-философский анализ экофеминизма Социально-философский анализ экофеминизма Социально-философский анализ экофеминизма Социально-философский анализ экофеминизма Социально-философский анализ экофеминизма Социально-философский анализ экофеминизма
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мартынова Елена Ростиславовна. Социально-философский анализ экофеминизма : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Москва, 2005 172 с. РГБ ОД, 61:06-9/32

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социально-исторические и мировоззренческие основания экофеминистского проекта

1.1 Проблематика «философии пола» в истории философской мысли 12

1.2 Религиозное измерение идеального образа женщины. Феминистская критика Библии. 22

1.3 Феминизм как социальный феномен. Эволюция феминистских идей в тендерных и психоаналитических исследовательских программах. 31

Глава II. Теоретическая и ценностная специфика экофеминизма

2.1 Взаимосвязь экофеминизма с глобальными проблемами современности. Экологический дискурс феминизма 50

2.2 Сравнительный анализ мифа о «естественной женщине» в культурной архаике и экофеминизме. «Бегущая с волками» К.П.Эстес 85

2.3. Экофеминизм и постмодернизм: женщина и ее «Другое» 95

Глава III Феминная идея в культуре и философии России

3.1. «Святое» и «светское» феминной идеи в русской религиозной философии. Социокультурные смыслы мифологемы «софийности» 117

3.2. Социально-экономические перспективы экофеминистского проекта в России: оппозиция патриархального и современного. 133

Заключение. 151

Библиография. 154

Введение к работе

Социально-философская мысль конца XX - начала XXI вв. активно формировала особую предметную область, обусловленную необходимостью осмысления классических проблем в новых смысловых и методологических контекстах. Усиливающаяся деформация сциентистских моделей объяснения и понимания общественных процессов привела к переносу внимания с универсальных, претендующих на всеобщность, феноменов и соответствующих им теоретических реконструкций, на локальные явления, ранее остававшиеся на периферии философской науки. К их числу относится экофеминизм, заявивший о себе как о социально значимом мировосприятии и специфической системе концептов, в основе которых лежат традиции и тенденции философского понимания пола - особенности биологического, психологического и социального своеобразия женщин.

Важнейшим фактором, способствовавшим появлению в середине 70-х годов XX столетия экофеминистких умонастроений, оказался жесточайший кризис в системе отношений между природой и человечеством"— кризис, вызвавший переоценку многих ценностей. Разрушение единого ценностного, пространства, вызванное глобальным характером антропогенного давления на природу, виртуализацией постиндустриальной реальности и размыванием идентичности человеческого «Я», привело к смещению всех основных координат человеческого бытия. Экофеминизм, утвердившийся в качестве особой интерпретации новой социальной реальности, охватывает широкий круг взаимосвязанных проблем: исторических, философских, религиозных, политических, социоэкономических, этических и оказывает влияние на изменение состояния общества. Поэтому социально-философский анализ экофеминизма представляется необходимым элементом современной социальной теории и гуманитарной мысли.

Экофеминизм генетически связан с западными культурными традициями и мировоззренческим наследием феминизма. Являясь элементом социальной

онтологии западного образца, экофеминистские идеи впитали в себя интеллектуальные особенности как индустриального, так и постиндустриального общества. Эволюция феминизма, его историческая и теоретическая переориентация, получившая свое отражение в экофеминизме, затронула такие тенденции развития человечества, как отражение массовым сознанием перспектив будущего цивилизации и путей выхода из глобального кризиса, социокультурные трансформации и их границы, восстановление экологического равновесия. Теоретический анализ экофеминизма является актуальным и своевременным, поскольку он направлен на выяснение того места, которое занимают экофеминистские идеи в формировании экологического сознания и развитии духовного вектора современной цивилизации.

Нелинейность социальной жизни, резкая смена проблем, стоящих перед людьми, взаимодействие в общественном сознании научной парадигмы с представлениями, которые долгое время оставались за пределами философской рефлексии, повлияли на характер методологических принципов социальных наук, вынужденных разрабатывать системные подходы к новым социальным явлениям, к таким, как экофеминизм. В этом контексте разработка методологии оценки экофеминистского проекта также представляется актуальной и значимой.

Развитие феминной идеи в России имеет свои особенности, обусловленные историей ее развития и национальной ментальностью, поэтому феминизм и экофеминизм не получили своего распространения в нашей стране в той степени, что в западном обществе. В диссертационном исследовании произведен сравнительный анализ западной и российской традиций в решении проблем философии пола. Компаративное исследование экофеминизма позволяет дешифровать глубинные, не всегда проявленные социально-философские смыслы российского социального и цивилизационного проекта в его национальной специфике, а также выйти на

уровень возможных прогнозов относительно развития философии пола в ее экофеминистской разновидности на отечественной культурной почве. В определенном смысле решение этой исследовательской задачи позволяет наметить контуры формирования гражданского общества в России в одном из его сегментов - сознании женской локальной социальной группы.

Экофеминизм представляет собой достаточно новый объект анализа для. социально-философской мысли, обращающий на себя внимание тем, что формирует наши представления не только о традициях, но и тенденциях развития современной западной цивилизации и культуры. Становление неклассической социальной онтологии западного типа, включающей и экофеминистский дискурс, отражено преимущественно в работах западных мыслителей, для которых трансформация феминистской философии пола явлена как социальная реальность. Несмотря на растущий интерес к феминной проблематике, ее разработка в отечественной литературе уступает западной. По этой причине когнитивное поле экофеминизма, его эвристический потенциал в гораздо большей степени представлены как западными авторами экофеминистских представлений, так и их критиками.

Научная разработанность данной темы имеет два основных вектора, обусловленных специфическим предметом и объектом исследования. Первый вектор указывает на генезис экофеминизма - западную философию пола в феминистской интерпретации; а также типологию форм феминизма и основные исследовательские программы феминизма. Второй вектор направлен на формирование собственно экофеминистской мысли, ее единства и различия с феминизмом, на содержательную специфику и социально-философскую сущность этого феномена. В свою очередь, имманентная гетерономная природа экофеминизма требует для своего понимания анализа двойственности смыслов - экологических и феминистских - в их взаимодействии и взамообусловленности.

Наибольшая степень аналитической выверенности получена в работах, посвященных феминизму - его происхождению и сущности. Аналитика феминизма в отечественной социально-гуманитарной мысли прошла путь от обзоров западной литературы до обсуждения феминистской проблематики в контексте социального знания и социальной структуры.1 Хорошо изучен вопрос об идейных истоках феминистской идеологии.2 Феминизм в качестве «философии пола», т.е. в виде специфической разновидности философской теории, представлен в работах Т.Б. Рябовой, Н.Л. Пушкаревой, О.В: Шабуровой. Тендерный проект феминизма получил самую широкую поддержку по сравнению с, другими направлениями исследования. Разработкой тендерной проблематики занимаются многообразные специализированные центры тендерных исследований по социально-экономической проблематике народонаселения, а также учебные заведения многих городов России (О. Воронина, А. Арутюнян, М. Баскакова, Н. Космарская, М. Малышева, Е. Мезенцева, С. Айвазова, В. Бодрова, Е.. Машкова, Р. Потапова, Г. Силласте, С. Табурова, А. Кириллина, О. Хасбулатова и др). Интерес представляет анализ «государственного феминизма» советского периода, обусловленного государственным характером эмансипации граждан.4 Получило развитие принципиально новое направление - лингвистическая гендерология, занятое разработкой дискурсивного анализа мужской и женской речи, деконструкции

Юдина Н.С. Проблемы женщин: философские аспекты (феминистская мысль в США) // Вопросы философии. 1988. №3; Юлина Н.С. Феминизм // Новая философская энциклопедия. T.4.- М., 2001.; Керимов T.X. Феминизм // Современный философский словарь. - М.-Бишкек, Екатеринбург, 1996; Клименкова Т.А. Философские проблемы неофеминизма 70-х г.г. // Вопросы философии. 1988. №5; Воронина О.В. Идеология феминистского движения // США: Экономика. Политика. Идеология. - М., 1980; Феминизм: перспективы социального знания. - М., 1992.

2 Феминизм: перспективы социального знания. - М., 1992. - С. 56-76; Воронина О.А. Философия пола//
Философия. - М., 1996. - С.388-391; Феминизм // Новая философская энциклопедия. Т.4. - М., 2001.

3 Айвазова С.Г. Феминистская традиция в России. - М., 1998; Айвазова С.Тендерное равенство в контексте
прав человека — М., 2001; Женщина в истории западноевропейского средневековья. - Иваново, 1999;
Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. - М., 1989; Воронина О.А. Женщина и социализм: опыт
феминистского анализа // Феминизм: Восток, Запад, Россия. - М., 1993; Шабурова О.В. Феминизм //
Современный философский словарь. - М.-Бишкек, Екатеринбург, 1996.

4 Айвазова С. Тендерное равенство в контексте прав человека. - М., 2001.

фиксированных в языке стереотипов феминности и маскулинности на фонологическом, лексическом, грамматическом уровнях текста.5

В отличие от феминизма экофеминизм имеет сравнительно меньшую степень изученности. И. Жеребкина и Т. Ладыкина, рассматривая новейшие формы феминизма, интерпретируют их как постфеминизм, сформировавшийся на почве постиндустриального, информационного общества. Экофеминизм в этом случае предстает как разновидность постфеминизма.

Ряд проблем экофеминистского дискурса получил освещение в работах
западных авторов. Так, проблема духовности, как особого рода политики,
рассмотрена P.P. Рутер, К. Крист, Д. Мери, Э. Грей, Р. Гросс, Э. Джеггер.
Женский способ идентификации в мифорелигиозной архаике рассмотрен М.
Мид, Д. Диннерстайн, Дж. Элстейн, Э. Джейнвэй, Ш. Спретнак; в том числе
психоаналитическая интерпретация женской идентичности - у К. Хорни,
Дж. Митчелл, К.П. Эстес. Часть философов разрабатывает подход к
экофеминизму в контексте экологической проблематики

постиндустриализма (Г. Бейтсон, С. Бенхабиб, К. Уоррен, А. Леопольд, К. Мерчант, А. Фергюсон, Э. Грей, Дж. Грир, Г. Сколимовски), а также постмодернизма (С. Бордо, Ю. Кристева, Л. Иригрей, С. Ловибон).

Эколого-экономические проблемы в рамках альтернативных моделей будущего (на материале экофеминизма) представлены работами X. Хендерсон, Е.Ф. Шумахера, Ф. Капры. В области методологических оценок экофеминизм чаще всего определяется как разновидность культурологического анализа. Социокультурное измерение пола представлено работами Г. Рубин, Д. Скотт, Т. де Лауретис, Дж. Лорбер, Л. Николсон, В. Брайсон.

5 Тендер как интрига познания. - М., 2000.

Жеребкина И. «Прочти мое желание»... Постмодернизм, психоанализ, феминизм. - М., 2000.

Ладыкина Т.А. Феминизм в культуре постмодерна: Автореферат дис. канд. филос. наук: 09.00.11. - Омск: Омский гос. ун-т, 2002.

Несмотря на новейшую хронологию возникновения, экофеминизм объективирован в трудах многих западных авторов в самых разных контекстах. Вместе с тем, такие важные вопросы, как философский статус экофеминизма, системность этого социального феномена, возможность его существования в национально-культурной оболочке, мифогенерирующий потенциал, типологические свойства, структура ценностей - требуют исследования и обоснования.

Методологической основой работы является интеграция принципов историзма, системности, объективности с методами философского анализа социальных феноменов. Метод исторической реконструкции использован для выяснения того, как возник и развивался экофеминизм в качестве специфического когнитивного комплекса. При рассмотрении культурологических приемов обоснования экофеминизма автор использовал; герменевтический метод, позволяющий установить коррелятивные связи между основными концептами и социально значимым содержанием экофеминистских идей.

В своем исследовании автор опирался на положения и выводы, содержащиеся в научных публикациях зарубежных и российских авторов по теоретической рефлексии над социальными феноменами, их типологии, структуре, динамике социокультурного развития.

Теоретическую базу исследования составили:

работы авторов феминистского и экофеминистского направления: Daly, Mary; Elstain, Jane; Gray, Elizabeth Dodson; Greer, Germain; Henderson, Hazel; Janeway, Elizabeth; Merchant, Carolyn; Ruether, Rosemary Radford; Spretnak, Charlene; Warren, Karen.J.; Kanpa, Фритьоф; Schumacher E.F., Leopold, Aldo; C. де Бовуар; Т. Абеляр и

Daly, Mary. Beyond God the Father: Towards a Philosophy of Women's Liberation. -Boston: Beaccon press, 1973.; Elstain, Jane. Public Man, Private Woman: Knowing and Difference. - Prinstone,1981. Gray, Elizabeth Dodson. Green Paradise Lost. -Wellesley, Mass.: Roundtable Press,1981.; Greer, Germain. The Female Eunuch. —

труды русских религиозных философов-софиологов B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, П.А. Флоренского;

работы представителей психоанализа - К.-Г. Юнга, К. Хорни, К.П. Эстес и др.;

" работы западных постмодернистов (Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, Ж.Ф.

Лиотар, Ж. Деррида, У. Эко, М. Фуко), а также работы феминистского содержания, близкие постмодернистской философии (Ю. Кристева, Э. Сикс, Л. Иригрей, С. Ахмед, А. Брукс, К. ди Стефано, Э. Снитоу).

теоретико-методологические работы отечественных философов по
социально-функциональному анализу общества (А.В. Бузгалин, B.F.
Федотова), философской антропологии (Г.С. Киселев, Р.П.
Трофимова), глобальным проблемам современности (Н.Н. Моисеев,
А.И. Неклесса, В.Б. Пастухов, М.М. Скибицкий), социальной
динамике и методологии социального познания, историко-
философскому анализу постмодернистской мысли (Е. Ермолин, М.В.
Ильин, П.К. Гречко, В.О. Рукавишников, А.С. Панарин, И.С.
Скоропанова, Э.Г. Соловьев, О.В. Холмогорова и др.).

Целью исследования является анализ генезиса и сущности экофеминизма как социального феномена; создание системного представления о концептуальных особенностях экофеминизма.

Объект исследования - история и идеология западноевропейской феминистской мысли как компонента социального бытия.

N.Y. McGrow-Hill, 1971.; Henderson, Hazel. Creating Alternative Futures. -N.Y.: Putnam, 1978.; Henderson, Hazel. The Politics of the Solar Age.-N.Y.: Anchor/Doubleday, 1981.; Janeway, Elizabeth, 1913. Man's World, Woman's Place: a Study in Social Mythology. - Harmondsworth: Penguin books, 1977.; Merchant, Carolyn. The Death of Nature: Women, Ecology and the Scientific Revolution. - San Francisco: Harper and Row, 1980.; Ruether, Rosemary Radford. Ecofeminism: Symbolic and Social Connections Between the Oppression of Women and the Domination of Nature. - Charlotte: University of North Carolina, 1991.; Spretnak, Charlene. Lost Goddesses of Early Greece. - Boston: Beacon Press, 1981.; Warren, Karen J. Ecofeminist Philosophy: A Western Perspective on What It Is and Why It Matters.- N. Y.: Rowman & Littlefield Publishers, INC., 2000.

Предмет исследования - теоретическая реконструкция возникновения, развития и трансформации экофеминистских концепций в социокультурном, методологическом и дискурсивном контекстах.

Основные задачи исследования:

исследовать идейную специфику феминизма, как социально-теоретического основания экофеминизма;

осуществить селекцию наиболее презентативных экофеминистских идей и соответствующих концепций;

изучить методологические подходы к анализу и критике экофеминистского проекта;

выявить ценностно-понятийную структуру экофеминизма и обосновать его наиболее характерные особенности;

рассмотреть концептуальные и социальные основания экофеминистских идей в русской религиозной философии и современной социокультурной ситуации России.

Новизна научного исследования.

1. Разработана концепция экофеминизма, в которой он эксплицирован как
системный социальный и мировоззренческий феномен постиндустриального
общества. На основании критического анализа малоизвестных в
отечественной литературе работ западных авторов экофеминизм
представлен в качестве гетерогенного, понятийно незавершенного
философского мировоззрения, сочетающего постфеминистскую философию
пола с новым «универсальным» гуманизмом, экологической парадигмой и
постмодернистским дискурсом.

2. Обоснована структура экофеминизма в теоретическом и практическом
ракурсах:

в логическом - как ряд взаимопорождающих дихотомий мужского и женского, социального и природного, рационального и интуитивного;

в психологическом - как форма личностной культурной идентификации;

в ценностном - как синтез экологических, социальных и личностных идеалов;

в практическом аспекте экофеминизм реализует себя в качестве одного из направлений в экологическом движении.

3. Установлены особенности экофеминизма: содержательный эклектизм, неомифологизм, ситуативная этика, антисциентизм и антитехницизм.

  1. Дифференцированы и классифицированы основные методологические программы исследования идеи феминности (натуроцентристская, культуроцентристская, социоцентристская, психоаналитическая). Экофеминистская концепция обоснована как разновидность культуроцентристского способа реферирования и теоретизирования своей предметной области;

  2. Раскрыта зависимость между экономическими перспективами развития* современного российского социума и характером решения «женской» проблемы. В России экофеминизм не имеет социальной базы, поскольку в патерналистской ментальности общества понятия прав индивида и групповых прав находятся в зачаточном состоянии.

Материалы и выводы диссертационного исследования создают основу для дальнейшего исследования новейших социальных феноменов западного общества в их сопоставлении с тенденциями развития современной России. Критический анализ конструктивных возможностей экофеминистского мировоззрения представляет собой значимый практический вклад в формирование государственной политики социального партнерства, призванной учитывать интересы и потребности всех социальных групп.

Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в исследовательской работе, в процессе преподавания социальной философии, культурологии, политологии; они могут также быть использованы в политических экспертных оценках по состоянию массового сознания в общественной жизни России.

Проблематика «философии пола» в истории философской мысли

Феминизм определяют как «термин, применяемый к идеологически-политическим, правовым, философским течениям западной мысли, занимающимся женской проблематикой». Комплекс идей, составляющих феминистский социально-мировоззренческий проект, обычно называют философией пола. Этот проект имеет два основных измерения - социально-онтологическое и философско-мировоззренческое, которые, взятые в единстве, задают параметры феминизма как альтернативной философской концепции социокультурного развития. Вначале следует остановиться на понятийном аппарате феминизма, формировавшемся под влиянием философской мысли и истории западной культуры. Основные концепты феминизма - равноправие полов, маскулинность и феминность, сексизм важны не только в качестве этапов философии пола, но и тем, как эти идеи воспринимались феминистским сознанием XX века.

В истоке философии пола лежат дихотомии мужского и женского, нравственного и безнравственного, социального и природного. От методологической основы зависела трактовка женской природы и женской роли (рождение и воспитание детей, семья). В философии античности, Ренессанса и Нового времени антропологическая проблема обычно ставилась как проблема соотношения биологического и социального (правового и этического) в человеке. Частным вариантом этой проблемы выступила проблема дифференциации пола и специфических характеристик женщины. Чаще всего решение антропологических вопросов осуществлялось на путях общего решения проблем справедливого социального устройства, отношения к женщине, обсуждения характера женской сексуальности и в этом свете - соотношения этического и природно-сексуального, включающего также и мифо-поэтический элемент. Пифагор, например, утверждал, что «существует положительный принцип, который сделал порядок, свет, мужчину, и отрицательный принцип, который сделал хаос, сумерки и женщину» .

Вплоть до Нового времени господствовали установки на мистификацию женской природы рационально-философскими (платоновский эгалитаризм) и теологическими (генетическая второстепенность) средствами, а объединяло их стремление редуцировать весь спектр женской проблематики к биологии женщины. Такой подход получил название сексистского.

Дихотомия «элитаризм - эгалитаризм» выступила идейным основанием для обсуждения проблемы социального равноправия мужчины и женщины у Платона и Аристотеля. Для Платона очевидны возможности равного участия мужчин и женщин в общественных делах, описанные в «Государстве». Положение женщин в афинском обществе было подчиненным, а преобладающее отношение - пренебрежительным. Оно оставалось таковым на протяжении последующих тысячелетий развития общества, экономически основанного на частной собственности. В идеальном государстве, построенном в соответствии с идеей высшего блага, где каждый индивид существует ради целого (государства), возникает разделение труда граждан в соответствии с их способностями. Платона интересовал вопрос, могут ли женщины быть правителями и воинами, т.е. способны ли они к занятиям, которые традиционно считались мужскими? Он считал, что рождение и вскармливание ребенка (природные особенности женщины, отличающие ее от мужчины) не влияют отрицательно на ее способности выполнять какие-либо другие обязанности, как способность быть сапожником не зависит от того, лысый он или кудрявый.

Многообразная практика убедила Платона, что у мужчин и женщин одинаковые природные способности. Вопреки обычаям Платон провозглашает тезис о пригодности женщин ко всем видам общеполезной деятельности, вплоть до духовной и политической ее форм. Женщины могут заниматься философией, защищать государство, заниматься искусствами, однако, Платон делает гуманистическую оговорку, «из-за слабости их пола женщинам надо давать поручения более легкие, чем мужчинам» (Государство. Y 457 а). Т.о., мысли Платона о равенстве мужчин и женщин близки к эгалитаризму, т.е. утверждению о всеобщности человеческих способностей мужчин и женщин.

Взаимосвязь экофеминизма с глобальными проблемами современности. Экологический дискурс феминизма

Экофеминизм в качестве трансформированного феминистского сознания возникает в постиндустриальном обществе, где он предстает как «поздний», новейший феминизм. В теоретико-философском плане экофеминизм составляет своеобразный пограничный сегмент, формирующийся на стыке социальной философии, социологии, философской антропологии, аксиологии и экологии. Поскольку экофеминистское мировоззрение представляет собой исторический и логический результат эволюции феминистского сознания, то способы дескрипции, сформированные в процессе становления и дифференциации феминистских программ, сохраняют свое значение и для экофеминистского проекта.

В отличие от феминизма экофеминизм имеет сравнительно меньшую степень изученности. И. Жеребкина и Т. Ладыкина , рассматривая новейшие формы феминизма, интерпретируют их как постфеминизм, тесно связанный с эпохой информации, глобальных проблем и постмодернизмом. Экофеминизм в этом случае предстает как разновидность постфеминизма. Наследуя круг основных феминистских идей, экофеминизм формирует свое собственное проблемное поле. Как и в раннем феминизме, категория «пола» используется здесь в качестве инструмента анализа новейшей культуры.

Между классическим феминизмом и поздним существуют большие различия. Если ранний феминизм выдвигал требование «равенства в различии», то поздний - «единство в многообразии». Но как понималось это различие самими феминистами? Ответ лежит в ценностной плоскости. Если, по их мнению, ценности мужчин сохраняются как индивидуалистические, то поле женских ценностей интерперсонально - это причастность к другому, ответственность за него. «Выдвижение альтруистической этики заботы -серьезный вклад феминистской мысли в развитие философии».64

Не случайно, что американские феминистки Э.Сиксу, Л.Иригерей, Ю.Кристева, будучи постмодернистами, предпочли критику общества путем деконструкции тоталитарных систем власти, к которым отнесли язык и знание, делающих женщину «чужой». Если англоязычные феминисты больше склонны к интеграции опыта женщин разных культур, то постмодернистские феминисты вместо универсализма и интеграции предложили политику локальности и контекстуальности.

Экофеминизм генетически связан с западными культурными традициями и мировоззренческим наследием феминизма. Являясь элементом социальной онтологии западного образца, феминистские и выросшие на его почве экофеминистские идеи впитали интеллектуальные особенности как индустриального, так и постиндустриального общества. Изначально дискурс феминности заключал в себе социально-мировоззренческую попытку обоснования изменяющихся ролей женщины в обществе и ее особого типа психики. Но психологические особенности и ролевые функции, хорошо исследованные при разработки тендерных и психоаналитических проблем и соответствующих социальных технологий, показали свою недостаточность на уровне глобальных проблем человечества.

Постфеминистские формы все больше пропитывались ощущением антропологического и природного кризиса, углубленного социальными потрясениями, новыми вызовами и угрозами постсовременного общества. Термины современное и постсовременное общество имеют специфический смысл. В теоретическом плане современное общество - такое, которое противоположно традиционному, которое воспроизводит себя на основе традиций и не склонно к инновациям. Для современного общества характерны такие черты, как секуляризация, персонализм, свобода и права индивида, гражданское общество. Постсовременное - это объединение черт традиционного и современного: традиция и инновация, светский характер жизни и религии, персонализм (США) и коллективизм (Япония). Постсовременность в качестве важнейшего признака несет в себе социально философский феномен глобализации, обозначенный новым типом взаимодействия природы и глобализующегося общества. Внутренние связи системы «человек-природа» в современной философской литературе контекстированы различными моделями современного общества: постиндустриальным капитализмом,65 постиндустриальным социализмом,66 экологическим постиндустриализмом, конвенциальным постиндустриализмом,68 информационным индустриализмом.

«Святое» и «светское» феминной идеи в русской религиозной философии. Социокультурные смыслы мифологемы «софийности»

Социально-либеральной модели феминизма, подобной западной (борьба женщин за свои права, влиятельные феминистские движения, научные труды и т.п.), в России не возникло. На ее месте стоит более философизированная и социально минимизированная идея феминности.

Если для западноевропейской философии пола в ее феминистском и экофеминистском вариантах выражены оценки существующей половой асимметрии и ее социального измерения, то для отечественной философской мысли более важным оказался другой вопрос - метафизика женского начала в русской философии Серебряного века, предполагающая изучение «тайны пола», роли женщины в бытии человечества, идею женского принципа в Божестве и женственности в философии творчества. На современном философском языке русская философия в отличие от западной мысли сориентировалась на половую симметрию, гармонию полов. Для Запада философия пола, для русских мыслителей - философия феминности (женственности). Инструментом осмысления гармонии здесь выступили две универсальные для русской религиозной философии идеи - всеединства и софийности. Религиозный характер концептуализации идеи пола определил те основные оппозиции, в которых описывается феминность: святое и мирское, духовное и плотское, божественное и человеческое.

Основанием для философской трансляции феминной идеи в русской культуре являются, с одной стороны, историческая специфика бытия социального организма, а с другой - особенности национальной ментальности. Неоднократно подчеркиваемый различными по идеологическим ориентациям исследователями патерналистский архетип общественного сознания1 воздействовал на формирование мифологемы женственности и ее содержание.

В России проблема субъектности социальных акторов стоит не на первом месте. Это обстоятельство обусловлено патерналистским типом и культуры, и сознания, и идеологии. В этих условиях коммуникативный потенциал философии пола имеет другие характеристики, и, следовательно, феминистские идеи несут другой смысл, нежели западный. Если рассматривать православие не только как религиозное самосознание нации, тип культуры, но и как идеологический проект, то можно говорить о взаимосвязи этого идеологического проекта с государственной властью. «Православие русского государства было направлено не на преобразование общества на христианских началах, а на решение сугубо внутренних культурных, социально-экономических и политических проблем. Поэтому итогом развития государственно-правовой системы здесь стало не право как продукт христианской этики (как на Западе), а право как продукт, закрепляющий традиционные (мифологические, общинные) представления славян о собственности, свободе и справедливости в западных правовых терминах».147 Это же в полной мере касается понимания феминной идеи в ее патерналистском религиозном контексте, идеи, восходящей к тысячелетней традиции православной духовности.

С распространением христианства на Руси с женщины были «сняты» языческие легитимации поведения и заменены на новые. Православие проникнуто идеей, что жизнь и смерть зависят не от злой женской природы, а лишь от воли Божьей, символом которой является образ Богоматери. В акте любви-жертвы-спасения женственность обретает черты святости и вечности. Тем самым интерес рода оказывается вытесненным интересами семьи.

Похожие диссертации на Социально-философский анализ экофеминизма