Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ феномена "деловая женщина" Новикова Нина Валентиновна

Социально-философский анализ феномена
<
Социально-философский анализ феномена Социально-философский анализ феномена Социально-философский анализ феномена Социально-философский анализ феномена Социально-философский анализ феномена Социально-философский анализ феномена Социально-философский анализ феномена Социально-философский анализ феномена Социально-философский анализ феномена Социально-философский анализ феномена Социально-философский анализ феномена Социально-философский анализ феномена
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Новикова Нина Валентиновна. Социально-философский анализ феномена "деловая женщина" : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Новикова Нина Валентиновна; [Место защиты: ГОУВПО "Донской государственный технический университет"]. - Ростов-на-Дону, 2009. - 188 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы анализа проблемы деловых женщин

1.1 . Философское осмысление места и роли женщин в западной философии

1.2. Проблема «женского» в русской философской мысли 45

1.3.Социально-философский аспект анализа деловой женщины на рынке труда как субъекта действия

Глава II. Деловая женщина в динамически меняющемся мире 87

2.1. Фактор глобализации и феномен «деловая женщина» 87

2.2.Субъективность и самоидентификация деловых женщин в информационно-коммуникативном обществе

2.3. Проект интегративного подхода в системе отношений «деловая женщина-деловой мужчина»

Глава III. Социокультурные аспекты положения деловой женщины в России

3.1. Трансформация социального статуса женщин в современной России

3.2.Социально-экономическое положение деловой женщины в России и на Западе

Заключение 163

Литература 171

Введение к работе

Среди широкого круга проблем, которые находятся в центре внимания
современной философской науки, наибольший интерес представляют те,
которые связаны с определением перспектив развития человеческого
общества в эпоху глобальных преобразований и существенных изменений
устоявшихся стереотипов. Это в первую очередь затрагивает круг вопросов,
связанных с социально-экономическими, политическими и

социокультурными трансформациями в мире, в котором произошел резкий сдвиг в направлении личностной и экономической независимости и самостоятельности женщин, что привело к возникновению принципиально нового способа сосуществования мужчин и женщин в условиях информационного общества и требует радикального пересмотра и реорганизации межличностных связей и поведенческих стратегий. Время бинарных оппозиций прошло, современная парадигма предлагает вариативный и многоальтернативный анализ.

Под влиянием глобализационных процессов современная женщина включается во все виды социально-экономических отношений, и в самом образе современной работающей и стремящейся к самореализации женщины происходят существенные трансформации. Все это позволяет говорить о «революции женского поведения» и появлении феномена «деловая женщина», наделяя при этом концепт «феномен» следующей семантической нагрузкой: «явление, факт, подтвержденное событие».

Деловые женщины XX- начала XXI веков сталкиваются с множеством проблем, и в первую очередь, со сложностью выбора между карьерным ростом и семьей, пытаясь совместить и то, и другое, испытывают постоянные физические и ментальные перегрузки. Их полоролевые обязанности и отведенные им социальные роли чреваты конфликтами, связаны с укоренившимися в обществе тендерными стереотипами и порождают многочисленные комплексы самоидентификации. В этих условиях становится очевидным, что исследование, направленное на осмысление

феномена «деловая женщина», сущности социального облика деловой женщины, изучение особенностей ее поведенческих стратегий в бизнесе, политике, социальной сфере, рассмотрение самого процесса трансформации социального статуса и роли деловых женщин в современном обществе, динамически меняющемся под воздействием модернизационных процессов, особенно актуально и своевременно.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью комплексного рассмотрения бытия деловых женщин в условиях глобализации и информатизации мирового сообщества, а также недостаточной разработанностью данной проблематики в философской науке с учетом вызовов современной социальной реальности. Особую значимость таких исследований подчеркивает тот факт, что сегодня мы являемся свидетелями кардинальных изменений в морально-нравственных и социокультурных ориентациях общества, связанных с интернационализацией и глобализацией экономики, глобальным финансовым и экономическим кризисом, и вместе с тем с неуклонно возрастающей ролью женщин во всех сферах общественной жизни, что требует построения новой стратегии социальной коммуникации с учетом тендерных особенностей деловых партнеров.

Значимость данного исследования подчеркивает еще и тот факт, что современный мир демонстрирует односторонность многовековой традиции — господства андроцентризма. Становится совершенно очевидным, что на данном этапе развития человечества невозможно решать проблемы стратегии развития общества без учета роли женщин как активных акторов социально-экономических действий. Это означает, что появилась настоятельная необходимость признать факт существования самостоятельно мыслящих, независимых и успешных женщин, способных действовать и решать самые сложные проблемы наравне с мужчинами. При этом отметим, что одного только признания существования данного факта недостаточно, необходимо осознать и теоретически описать саму сущность личности деловой женщины,

сложности, с которыми она сталкивается, социальную среду, в которой она функционирует, подчиняясь существующим «мужским» законам в бизнесе, политике и науке.

Необходимо особо отметить, что в данном диссертационном исследовании не стоит показать несостоятельность маскулинной концепции ведения бизнеса и преимущества деловых женщин над мужчинами. Данное утверждение было бы односторонним, наоборот, мы преследовали цель подтвердить тот факт, что современные реалии требуют интегративного подхода, совместной деятельности мужчин и женщин во всех сферах общества, используя свойственные мужчинам и женщинам особенности поведения, мышления и восприятия окружающего мира, таким образом, мы исходим из вариативности и многоаспектности общественных явлений. В связи с этим подчеркнем, что данное исследование в корне отлично от всех форм феминизма.

Исходя из вышесказанного, заметим, что, хотя в российской науке и начали появляться отрывочные исследования особенностей деловых женщин, ещё трудно сделать вывод, что данная проблема раскрыта полностью, что степень ее философско-теоретического осмысления достигла нужной шкалы. В условиях современных общественных процессов, связанных с наличием т. н. «второй глобализации»1, формированием «модульного» человека2, автономного и ответственного индивида (без указания на его пол!), являющегося неотъемлемой частью общества, и других современных процессов, отражающих модернизацию общественных отношений, потребность в анализе, сопряженном с более глубоким философским осмыслением феномена «деловая женщина», обусловлена вызовами настоящего времени. Такой анализ может быть востребован широким кругом потребителей, учитывая тот факт, что современная цивилизация столкнулась сейчас с принципиальными трудностями, неразрешимыми в рамках

  1. См.: Глобальный капитализм: три великие трансформации. Социально-философский анализ взаимоотношений экономики и общества. В.Г. Федотова, В.А. Колпаков, H.H. Федотова // Вопросы философии, 2008, №2. - С. 12-15.

  2. См.: Гсллиер Э. Пришествия национализма. Мифы нации и класса// Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. - С. 146- 185.

существующих социальных и культурных норм и установок, принимая во внимание выводы современных мыслителей, в частности мнение А. Менегетти , согласно которому мир третьего тысячелетия иной, он более ментален, необходимо включение ума, женского разума и в связи с этим пересмотра отношения к женщине. К тому же социальный эффект таких исследований, постигающих проблемы трансформации социального статуса женщин в эпоху постмодерна, изменения традиционного положения женщин в обществе, связанные с расширением их прав и возможностей, велик, так как успех этих социальных преобразований общества любой страны во многом будет зависеть от правильной оценки роли современных деловых женщин и степени их включенности в данные процессы.

Степень научной разработанности проблемы. Феномен «деловая женщина» является сложным социально-философским явлением информационного общества, содержание которого расширяется по мере того, как развивается человеческая история. Исследования в этой области носят междисциплинарный характер. Поэтому в нашей диссертационной работе были использованы труды отечественных и зарубежных исследователей по философии, социологии, психологии, феминологии, культурологии, экономики и других отраслей социально-гуманитарного знания.

К проблеме, связанной с постижением сущности женского начала,

смысла бытия женщин в обществе, их социального статуса, обращались на

протяжении всего развития философской мысли. Выделим следующие

авторские направления социально-философских исследований:

1. Великие древнегреческие философы - Платон и Аристотель - оправдывали

неравенство в отношении женщины. Так, у Аристотеля обнаруживаются

истоки биоцентристкого толкования женского начала, сводившегося к

репродуктивной функции. Платон вошел в историю как создатель

прецедента, допускающего возможность своеобразного равенства мужчин

3 См ' Женский ум в проекте жизни. / пер. с итальянского ННКФ «Онтопсичология». Изд. 1-е, - M : ННБФ «Онтопснчология». - 2007.

{ и женщин. Позиции Платона и Аристотеля получили дальнейшее развитие и в философии последующих веков.

  1. В средневековой философии в силу андроцентристкого характера проблема женского начала обсуждалась весьма редко и фрагментарно (Бл. Августин, Тертуллиан, Фома Аквинский и др.).

  2. Философы Нового времени И. Кант, И.Г. Фихте, А. Шопенгауэр и другие взывали к традициям и ссылались на правила, основанные на представлениях о «природном назначении пола», об «умственной ограниченности женщины». Они выводили гражданскую несостоятельность женщины из принципиальной разницы между мужчиной и женщиной. Роль женщины в обществе осмысляется в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш. Фурье, исследуется Ф. Ницше. Данную проблему поднимал Дж.Ст. Миль, Г. Зиммель.

  1. К. Маркс и Ф. Энгельс оспорили традиционную точку зрения на положение женщин. Так, К. Маркс подчеркивал большую значимость женского «фермента» в великих общественных переворотах. Указывая, что организация семьи напрямую зависит от степени развития производства, обмена и потребления, он считал, что изменение семьи и освобождение женщины произойдёт с отменой частной собственности и наступлением социализма. Ф. Энгельс, также как и К. Маркс, полагал, что действительное равноправие женщины и мужчины может осуществиться лишь тогда, когда будет уничтожена эксплуатация капиталом и тех, и других, а ведение домашнего хозяйства превратится в отрасль общественного производства.

5. Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, 3. Фрейд и другие мыслители вообще отрицали
возможность достижения равенства между мужчинами и женщинами.
Э. Дюркгейм признавал возможное сходство между полами, но только на
заре цивилизации, дальнейшее же развитие общества он связывал с
тендерной дифференциацией и разделением труда между полами.
Т. Парсонс, как и Э. Дюркгейм. подчеркивал универсальность и большую

значимость разделения функций и ролей между мужчиной и женщиной. 3. Фрейд также выступал за сохранение неравенства полов в обществе. Он полагал, что социальный интерес у женщины слабее, чем у мужчины. Поэтому женщина задерживает развитие общества. По 3. Фрейду, женщина в силу своей физиологии является неполноценной в социальном и культурном отношении. Исходя из этого, он утверждал, что между мужчиной и женщиной не может быть равенства.

6. Русская философия богата идеями, согласно которым женственность
представлялась «космическим началом», такой позиции придерживались
Вл. Соловьев, П. Флоренский. Русские мыслители А.И. Герцен, Н.Г.
Чернышевский, Д.И. Писарев подчёркивали необходимость социальных
преобразований в России и поддерживали идею равенства и эмансипации
женщины. В своих работах они подробно обсуждали различные аспекты
равенства женщины, важнейшие из которых - экономическая
независимость и избавление от семейного угнетения. Освобождение
женщины произойдет, по их мнению, в процессе социалистического
преобразования общества. Русский философ Н.А. Бердяев полагал, что
причина неравенства женщины заключается в ее экономической
зависимости от мужчины, он выступал за предоставление женщине
широкого доступа ко всем сферам жизни.

На современном этапе характерен антропологический подход в исследовании данного вопроса. Тендер как социокультурную метафору рассматривают исследователи: Л. Ирригарей, Э. Сиксу, Ю. Кристева, в чьих работах весьма заметно влияние идей Ж. Дерриды. Также значительны работы Р. Бенедикт, М. Мид, Дж. Митчел. Так, М. Мид были получены данные о соотношении наследственных и социальных факторов в формировании тендерной идентичности и соответствующих ей моделей поведения в различных обществах.

7. В последнее десятилетие интерес к проблеме исследования сильно возрос
и в России. В конце XX века активно изучается экономический аспект

женского бытия (Ф. Верб, Д. Фролов, М. Никитина, И.В. Савенкова и др.), согласно которому правомерен вывод, что женщина-домохозяйка участвует в производстве прибавочной стоимости косвенным способом, обеспечивая условия своему мужу для восстановления его рабочей силы. Вследствие такого похода появился целый ряд коллективных монографий и работ современных российских учёных, занимающихся исследованиями феномена «деловая женщина». В этих работах были исследованы исторические, экономические, философские, социологические, психологические и тендерные аспекты данной проблемы. Среди работ отечественных авторов, которые занимаются исследованием

проблем женского лидерства, можно выделить публикации Т.К. Арефьевой,

И.И. Булычева, Н.В. Гончаровой, О.Н. Даниловой и Л.А. Королевой, Е.Н.

Ершовой, А.С. Земляковой, Т.С. Злотниковой, Г.Г. Силласте, Л.И. Щербич.

Женщина-руководитель является предметом анализа в исследованиях Т.А.

Гришиной, Н.П. Еремеевой, Н.К. Захаровой, Е.И. Комарова, В.И.

Шаповалова, И.Б. Шуванова.

Работы СЮ. Барсуковой, М.К. Кияновой, Л.В. Корель, СВ.

Клюзиной, О.Н. Кричевской, С. Рощина, Я. Рощиной, Я. Яновского

раскрывают процесс становления женского бизнеса в России с социальной

точки зрения. Н.Д. Стрекалова, СМ. Моор, А.Е. Чирикова рассматривают

проблему деловой женщины в сфере предпринимательства. СГ. Айвазова,

ГЛ. Кертман, А.В. Андреенкова, В.Н. Константинова, Е.В. Кочкина, А.Т.

Мельникова, СВ. Поленина, Л.Н. Попкова, А.И. Пьянов, А.А. Темкина, В.А.

Тишков, Н.А. Шведова изучают роль женщин в структурах власти, в

формировании политических партий.

Социокультурный подход к анализу тендерных стереотипов

прослеживается в трудах О. Ворониной, П. Бурдье О.В. Рябова, Э. Фи.

Культурологические и социально-философские аспекты исследования роли

женщины в обществе отражены в трудах В.А. Рамих.

Одной из центральных в современных социально-философских

исследованиях является тема положения женщин в общественных отношениях. К числу российских авторов этих исследований относятся М.Е. Баскакова, СИ. Голод, Е.В. Груздева, И.Е. Калабихина, М.М. Малышева, Л.Е. Ржаницына, Н.М. Римашевская, И.Н. Тартаковская, П. Фести, А.Г. Харчев, З.А. Хоткина, 3. Янкова, а также Ф.С. Файзуллин, А.Я. Зарипов.

Трансформации в самоидентификации женщины в условиях постиндустриального общества анализируются Н.М. Ершовой, Л.А. Мясниковой, Г. Турецкой.

В трудах ростовской философской школы затронуты некоторые аспекты проблематики диссертационного исследования (Т. П. Матяш, И.В. Мостовская, В.И. Курбатов, Л.В. Жаров, В.А. Рамих, Л.А. Савченко, Е.П. Агапов, Т.И. Ерошенко, Л.Н. Надолинская, М.Ю Лихобабин и др.)

8. Важными в философском анализе деловых женщин являются работы таких зарубежных авторов, как Д. Белл, П. Бергер, Т. Лукман, Ж. Бодрийяр, П. Бурдье, Э. Гидденс, М. Кастельс, Н. Луман, Э. Тоффлер, Ю. Хабермас, в которых рассматривается специфика современного общества, особенности функционирования которого являются определяющими для персональной идентичности человека. Среди зарубежных исследователей, занимающихся изучением проблем деловой женщины в обществе, следует выделить К. Веймера, А. Жарден, Ж. Липовецкого, Э. Мишель-А л ьд ер, Р. Петерсона, М. Россман, Дж. Роузнер, Г. Саймоне, М. Хеннинг, С. Эшвин. Труды этих авторов посвящены изучению западной модели деловой женщины, что следует учитывать при изучении аналогичного феномена в России.

Считаем необходимым отметить, что существующий массив литературы по истории феминизма не стал основным источником данного исследования. Литература по тендерным исследованиям, разработавшим теорию женского опыта как подавления и репрессированное женской субъективности, выделила механизмы функционирования общественных структур, маргинализирующих сферы деятельности женщины, является для нас лишь пред посыл очной базой и играет вспомогательную роль.

Несмотря на обилие подходов и разнообразие позиций в исследованиях деловых женщин, которые в основном сконцентрированы в тендерных теориях, существует известный дефицит в целостном философском осмыслении феномена «деловая женщина». Это ставит задачу дальнейшего развития теоретической базы, необходимой для изучения деловых женщин. Открытым до сих пор остается вопрос о признании позитивности и социальной ценности всей совокупности реального жизненного опыта деловой женщины, определяющего ее идентификацию и самоидентификацию в современном обществе. Для разрешения этих и других вопросов необходимо объединение разных, порой исключающих друг друга подходов и теоретических позиций, фиксируется острая потребность в интегральной теории, направленной на осмысление бытия деловой женщины, трансформации ее социального статуса, что становится возможным только в условиях комплексной социально-философской рефлексии.

Объектом диссертационного исследования является деловая женщина как субъект действия в современной социальной реальности.

Предмет диссертационного исследования составляет бытие деловой женщины в современных социально-экономических отношениях глобализации, ее сущность, связанная с трансформацией социального статуса женщины.

Цель диссертационного исследования — провести социально-философский анализ феномена «деловая женщина» в реалиях современного общества, характеризующегося глобализационными и модернизационными процессами.

Достижение данной цели включает решение следующих задач:

проанализировать исходное философское понимание места и роли женщин в обществе, а также выделить современные направления исследований сущностных характеристик женщин;

раскрыть семантическую нагрузку понятий «работающая женщина» и «деловая женщина», проанализировав положение и роль женщин в

социально-экономической сфере;

охарактеризовать влияние глобализации на изменения сознания мужчин и женщин, связанные с трансформацией социального статуса женщин и приводящие к появлению паттерна «деловая женщина»;

раскрыть понятия субъективности и субъектности женщины, рассмотреть проблему самоидентификации современной деловой женщины в условиях глобализирующегося мира;

- проанализировать социокультурные сравнительные характеристики
положения деловой женщины в России и деловой женщины на Западе.
Теоретико-методологические основы исследования. Социально-
философское осмысление феномена «деловая женщина» основано на
использовании целого комплекса философских и общенаучных методов:
сравнительный, анализа и синтеза, аксиологический, диалектический,
структурно-функциональный, а также метод научного обобщения. Важным
подходом исследования является метод социального конструирования (П.
Бергер, Т. Лукман, П. Бурдье, Э. Гидденс, И. Гофман), социогендерный
подход в исследовании феномена «деловая женщина». Методологическую
основу исследования составляют принцип историзма, объективности,
системности, всеобщей связи, противоречия, гибкой рациональности. В
работе широко используются труды классиков мировой философской мысли,
работы современных западных и российских философов, социологов,
психологов, исследующих проблематику формирования личности деловой
женщины в социокультурной среде. Анализ трансформации социального
статуса женщин под влиянием глобализации и модернизации проводится с
учетом представлений о принципиальной «открытости» будущего. Ведущей
установкой выступают принципы синергетического подхода, идеи исходного
многообразия и принцип плюрализма. Особое значение имеют ресурсы
междисциплинарного подхода, использующего выводы и теоретический
потенциал различных дисциплин. Использование философских методов и
теоретического инструментария смежных наук позволяет всесторонне

проанализировать феномен «деловая женщина», проанализировать бытие деловой женщины, охарактеризовать ее место и роль в современном обществе и трудности, с которыми ей приходится сталкиваться в жизненном мире.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

обоснована инновационность предлагаемого подхода, состоящего в анализе феномена «деловой женщины» с позиции социальной философии;

выделены основные концепты философского осмысления процесса переноса доминанты деятельности женщины из приватной сферы в деловую сферу и закрепления паттерна «деловая женщина» в обществе;

определена семантическая нагрузка понятия «деловая женщина»; выделено смысловое отличие его от понятия «работающая женщина»;

обосновано положение о том, что в условиях изменения социального статуса женщины, повышения ее роли в бизнесе приоритетным для деловой женщины является недопущение полной потери женственности, ибо в этом случае она не будет успешной, не будет адекватно восприниматься обществом, во многом остающимся традиционно маскулинным;

выделен ряд преимуществ, которыми обладают деловые женщины в России по сравнению с западными деловыми женщинами.

На защиту выносятся следующие положения:

Разнообразие подходов и позиций в исследованиях деловых женщин, часто противоречащие друг другу и сконцентрированные преимущественно в тендерных теориях, не позволяют достичь целостного философского осмысления феномена «деловая женщина». Современные же тенденции социально-гуманитарного познания в глобализирующемся мире актуализируют проведение исследований общественно значимых явлений на основе междисциплинарного анализа. Применение методологии и инструментария социальной философии, основанной на

универсальности и синтезе многообразных позиций, позволяет наиболее полно раскрыть сущность данного подхода, приводит к построению целостного предметного поля, раскрывающего многоаспектно сть бытия деловых женщин в обновляющихся условиях.

Ракурсы проблемы, выясняющей потенциал женского начала и статус деловой женщины, предполагают рассмотрение этого вопроса с учётом различий в положении женщины, которые возникали в разные времена и эпохи. Практически во всех философских концепциях и школах феминное и маскулинное рассматриваются как противоположные, хотя и взаимосвязанные онтологические и гносеологические принципы. Так, античная философия ассоциирует женщину с приватной сферой и отождествляет её лишь с репродуктивной функцией. Западноевропейский Ренессанс обозначил и активировал слагаемые новой программы отношения к женщине, фиксирующей ее статус как предмета роскоши, признания ценности ее телесной красоты, ставшей символом реальной власти женщин. Реконструкция же концепций, теорий и направлений современной западной философской мысли (например, прагматистский инструментализм Дж. Дьюи, иррационализм, философия жизни, отдельные идеи фрейдизма и неофрейдизма и др.) напрямую не восхваляют женский опыт, однако вместе с тем показывают несостоятельность многих традиционных убеждений, принижающих статус феминных черт и женщин в целом, а также определяют теоретическую базу для современных исследований деловых женщин, позволяют философски осмыслить трансформацию социального статуса женщин, появление феномена «деловая женщина» и его закрепления в современном обществе.

Раскрытию образа деловой женщины будет способствовать определение смысловой нагрузки, которое несёт в себе данное явление. Для этого необходимо обратиться к понятию «работающая женщина», которое может трактоваться в связи с участием женщины в общественном

производстве. Такая женщина совмещает в себе роли жены, матери, хранительницы семейного очага и одновременно субъекта социально-экономических отношений по созданию общественных продуктов, для работающей женщины основным является «статус жены своего мужа, матери его детей и личности, ответственной за домашнее хозяйство».4 Профессиональный труд работающей женщины не несет отрицательных последствий для супружества в том случае, если он не является «карьерой», а просто «занятостью», и не вносит существенного вклада в бюджет, т. е. лежит за пределами «соревнования с мужем» и не подрывает экономических основ его самоуважения. Образ деловой женщины коренным образом отличается от образа работающей женщины. Деловая женщина — это женщина, воспроизводящая в своем поведении маскулинные черты, часто забывающая о своей природной женственности, она выбирает мужские приоритеты, при этом для неё не является залогом успеха хорошее замужество. В реальной жизни деловые женщины проявляют большую активность и могут быть причислены к агональному типу. Это означает, что они готовы и желают состязаться, конкурировать и не разочаровываются, когда терпят неудачи и поражения, а находят новое применение своему воинствующему духу стремления к ассертивности. Деловые женщины очень высокого мнения о себе, имеют обостренное чувство собственного достоинства. Они уверены в своих возможностях, их не покидает уверенность, что они одержат верх. Деловая женщина умна, ухожена, обеспечена и самостоятельна; она креативна, полна творческих замыслов, социальна значима и интересна; она ведет активный образ жизни, мобильна, мотивирована, стремится к еще большему карьерному росту, самодостаточна, показывает своё превосходство.

Фактор глобализации привносит свои коррективы в традиционное соотношение феминности и маскулинности, которое устоялось в культуре, требует пересмотра и реорганизации межличностных связей, усиливает

  1. См.: Парсонс Т. О структуре социального действия. - М., 2000. - С.27.

  2. Там же. - С.34.

стремление современных женщин быть независимыми, самостоятельными как в бизнесе, так и в политике. Образ «деловая женщина» является сейчас распространенным среди современных женщин, стремящихся к самореализации и повышению своей успешности в бизнесе. Глобализация требует от человека стремительно приобретать новые виды компетенций, приобретать новые технические и информационные навыки. В этих условиях женщины, обладая большим потенциалом и необходимыми способностями (например, гибкостью мышления, богатым опытом вербального и невербального общения, интуицией и т.п.) для относительно быстрого приспособления к изменяющимся условиям (мужчинам это сделать намного сложнее), могут выйти в будущем на лидирующие позиции, ведь уже сейчас они выступают в качестве успешных руководителей, политиков, самостоятельно ведут бизнес. При этом установка на индивидуальную активность и стремление к профессиональному самовыражению, этика индивидуализма, автономия, требование профессиональной самоотдачи, воздействует на субъективность деловой женщины (под данным понятием мы понимаем целостное многообразие состояний сознания), ее самоидентификацию, приводит к одиночеству, существенным негативным трансформациям в семейной жизни, а иногда к открытому социальному неприятию, что очерчивает картину повседневного бытия деловой женщины.

Тенденции, проявляющиеся в стремлении современной деловой женщины к профессиональной самоотдаче и сопровождаемые переоценкой значимости статусных возможностей, могут приводить к потере деловыми женщинами женственности, которая является следствием маскулинной модели поведения в бизнесе, а также стремлением реализовать мужские сценарии. Глобализация формирует стереотип стремящейся к успеху деловой женщины, предполагая новый конструкт «квазиженственности». Однако деловой женщине не следует делать выбор в сторону только маскулинных черт и мужских «правил

игры» Женщина в состоянии и в праве сохранить лидирующие позиции, добиться успеха, не теряя при этом своих феминных качеств и не заменяя их маскулинными. Потеря женственности может привести к тому, что деловая женщина не будет адекватно восприниматься маскулинным обществом, привыкшим видеть в женщине прежде всего традиционные феминные качества. Особенно важным и актуальным здесь становится не противопоставление «женского» способа ведения бизнеса «мужскому», а интегративный подход и совместная равноправная деятельность деловых партнеров - женщин и мужчин, - ибо возможность интуитивного постижения событий в дополнение к рациональному, умение руководствоваться не только разумом, но и чувствами, приведет в условиях глобального экономического и финансового кризиса только к положительному эффекту.

Исторически в России, как и в большинстве других стран, предпринимательство сложилось как сфера преимущественно мужской деятельности, проникновение женщин в которую затруднялось многими объективными факторами и субъективными обстоятельствами. Деловая женщина лишь начинает становиться заметной фигурой в новой российской экономике, в то время как в западных странах деловая женщина — явление привычное. В России взлет женского предпринимательства только готовит себе почву, но готовит весьма уверенно. При этом модель становления женского бизнеса в России отличается известной вынужденностью. Анализ деловых женщин в западных странах позволяет сделать вывод о том, что в России деловые женщины имеют определенные исторические и культурные преимущества для относительно положительного восприятия их обществом (особое почитание святыни «матери-земли» в русской культуре, «женственная» религиозность и др.) по сравнению с бизнес-леди на Западе и от того, смогут ли они воспользоваться ими, будет зависеть дальнейшее развитие женского бизнеса в России. Попытка же «привить» ценности западного

общества в качестве специфической самоидентификации россиян, приведёт к утрате самобытности русской культуры и может отрицательно повлиять на общество в целом и на имидж деловой женщины в обновляющейся России.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение работы состоит в том, что содержащиеся в диссертации идеи и выводы могут способствовать дальнейшему исследованию проблем, связанных с формированием феномена «деловая женщина» в социокультурном пространстве. В работе используются труды классиков мировой философской мысли, работы современных западных и российских философов, затрагивающих проблематику данного диссертационного исследования. Кроме того, в работе нашли отражение результаты научных исследований социологов, лингвистов и культурологов в области культурфилософского и тендерного анализа феномена «деловая женщина».

Практическое значение диссертации состоит в том, что основные положения и выводы исследования могут быть использованы при чтении соответствующих разделов ряда учебных дисциплин: философии, социологии, культурологии, феминологии, психологии и педагогики, кроме того, материалы исследования могут быть применены при разработке конкретных мероприятий по проведению специальных тренингов и курсов для деловых женщин в современных условиях. Результаты исследования могут быть использованы в практической работе менеджеров, специалистов в области шоубизнеса, имиджелогии, рекламы, связей с общественностью.

Апробация работы. Основные концептуальные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором на ряде научных и научно-практических международных и всероссийских конференций:

Четвертые тендерные чтения «Тендерное пространство: методы исследования, управления, проектирования», март 2007 года, Южный Федеральный университет, г. Ростов-на-Дону.

Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов,

специалистов, преподавателей и молодых учёных «Современные проблемы науки, образования и производства», 14 апреля 2007 года, Университет Российской академии образования, г. Нижний Новгород.

Международная научно-практическая конференция «Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве», 17-19 мая 2007 года, Волгоградский институт бизнеса, г. Волгоград.

Вторая Международная заочная научно-практическая конференция «Наука и устойчивое развитие общества. Наследие В. И. Вернадского», 28-29 сентября 2007 года, Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов.

Четвертая Международная научно-практическая конференция «Наука на рубеже тысячелетия», 30-31 октября 2007, Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов.

Четвёртая Международная научно-практическая конференция «Качество науки - качество жизни», 26-27 февраля 2008 года, Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов.

Пятые тендерные чтения «Социология тендера: методы исследования в различных социальных мирах», март 2008 года, Южный Федеральный университет, г. Ростов-на-Дону.

Первая Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы науки», 27-28 марта 2008 года, Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов.

Четвёртая Международная научно-практическая конференция «Составляющие научно-технического прогресса», 23-24 апреля 2008 года, Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов.

Первая Международная научно-практическая конференция «Интеграция науки и производства», 19-20 мая 2008 года, Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов;

Четвёртая Всероссийская научно-практическая конференция «Система ценностей современного общества», 26 декабря 2008 года, Центр развития

научного сотрудничества, г. Новосибирск.

Основные идеи и выводы диссертационного исследования изложены автором в 10 публикациях объёмом 2,5 п.л., в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК — 1.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав. Первые две главы состоят из трех параграфов каждая, третья глава состоит из двух параграфов заключения и списка литературы, включающего 214 наименований. Общий объем диссертации — 189 страниц.

Философское осмысление места и роли женщин в западной философии

В современном мире отношение интеллектуального сообщества к феминной проблематике и в частности к феномену «деловая женщина» можно охарактеризовать трояко. Во-первых, это яростное неприятие деловых женщин, во-вторых, упорное нежелание включаться в обозначенные этим направлением проблемы, в-третьих, ожидание опасности и угрозы, исходящей из развития данной проблематики, направленной на изучение личности деловых женщин, ее бытия, поведенческих стратегий и т. п. На наш взгляд, для взвешенного отношения к данной проблеме необходимо обратиться к анализу философского наследия, который позволит создать обоснованное мнение относительно феномена «деловая женщина», статуса деловой женщины и ее сущностных характеристик.

Ракурсы проблемы, выясняющей потенциал женского начала и статус женщины, предполагают наличие «координат времени и пространства». Они будут обозначены яснее, если учитывать те различия в положении женщины, которые поступали в разные времена и эпохи. Так, практически во всех философских концепциях и школах мужское и женское начала рассматриваются как противоположные, хотя и взаимосвязанные онтологические и гносеологические принципы: маскулинность символизирует духовное, божественное, культурное, рациональное и универсальное, а феминность - природное, телесное, нерациональное и частное. Эти бинарные оппозиции детерминированы отнюдь не половым диморфизмом людей, а такими характеристиками западного типа философствования, как ценностно-иерархическое мышление и нормативный дуализм6. Под ценностно-нормативным мышлением понимается такой подход, когда философы пытаются упорядочить различия или разнообразие в соответствии с некоторой иерархической схемой. К. Уоррен называет это "логикой доминирования". Нормативный дуализм - это метод дифференциации связанных между собой явлений, которые дополняют друг друга или даже просто не могут существовать друг без друга - например, дух и тело, мышление и чувства, субъективное и объективное. Эти свойства западного философствования отчетливо можно видеть уже в пифагорейской картине мира, основанной на бинарных парах категорий, причем мужское начало размещено в одном ряду с такими понятиями, как форма, дух, порядок, разум, четное, правое, свет, добро, а женское начало - с противоположными категориями бесформенности, материи, хаоса, телесности, нечетного, левого, тьмы, зла. Иными словами, бинаризм мышления и его ценностная не нейтральность "во многом детерминируют способы восприятия, категоризации и социального структурирования половых различий .

Основной для западноевропейской философии методологический принцип дуализма души и тела, разума и чувственности определенным образом связан с половым символизмом, когда многие не связанные с полом философские категории окрашиваются другим смыслом. Недаром с античности и вплоть до наших дней тема феминного и маскулинного начал постоянно рассматривалась философами. Так, Платон весьма противоречиво высказывался о женщине. Он предполагал, что в будущем в идеальном государстве оба пола должны будут освоить и заниматься одними и теми же занятиями и ремеслами. В своем диалоге «Тимей» Платон утверждал, что души трусливых и недостойных во многих отношениях мужчин после своей смерти переселятся в женщин. Кроме того, женщинам наравне с мужчинами придется участвовать в военных сражениях, поэтому им необходимо овладеть и воинскими навыками9. Но вместе с тем Платон писал: «Насколько женская природа по своему достоинству хуже нашей, мужской, настолько же она превосходит нас своей многочисленностью» . По его мнению, женщина, наделенная множеством недостатков, должна служить только средством достижения счастья мужчин на Земле. Поэтому излагаемая в «Государстве» идея Платона о том, что в идеальном городе-государстве все люди живут и действуют во имя общего блага, женщины вполне наравне наравне с мужчинами могут участвовать во всех делах государства, оказалась невостребованной.

Подобная точка зрения и у древнегреческого философа Аристотеля. Обращаясь к трудам этого античного философа, хотелось бы обратить внимание на связь позиции Аристотеля и биологоцентристской парадигмы, что отмечается в современных исследованиях.

В своей книге «Политика» он описывал женщину как слабое и несовершенное человеческое создание. По его мнению, мужчина и женщина, так же как раб и свободный, имеют разную природу и не могут быть равны. И хотя женщина не может быть приравнена рабу, - она свободна и должна быть достойной, с ней надо считаться, - отношения мужчины и женщины предстают как асимметричные, муж властвует, доминирует на женщиной. Иногда, защищая ее, не стремясь смешивать свободную женщину с рабыней, Аристотель считал, что она способна мыслить в крайней «слабой степени». Ее подчиненная роль в семье объясняется якобы недостаточным развитием. Муж по праву — глава семьи12. Рассуждая о роли мужчины и женщины в обществе, Аристотель приходит к выводу, «что первый по своей природе выше, вторая ниже, и вот первый властвует, вторая находится в подчинении»13.

Об ущемленном положении женщины в текстах Аристотеля можно найти косвенные подтверждения:

- женщине не надо решать, ее решения не действенны;

- греческое право запрещает ей владеть наследством;

- с увеличением народонаселения из числа граждан постепенно устраняются сначала родившиеся от раба или рабыни, затем родившиеся от женщин-гражданок, что также свидетельствует о низком статусе женщины;

- рождение лиц женского пола рассматривается как неблагоприятное. Таким образом, античная философия ассоциирует женщину с приватной сферой и отождествляет её лишь с репродуктивной функцией.

Об истинной ценности женщины как члена общества, имеющей равные права, казалось, должна бы дать положительное решение эпоха Ренессанса и Реформации в Европе. Считается, что культурной матрице Возрождения, и именно Корнелиусу Агриппе, принадлежит заслуга поднять «женский вопрос» и тему подавления личности женщины. Возрождение оценивается как прогрессивный эпохальный сдвиг в общецивилизационном процессе.

Однако все ограничилось лишь тем, что женщина становилась объектом эстетического наслаждения, сохраняя при этом свое подчиненное положение, давала о себе знать и аристотелевская традиция. И это не случайно, ведь Ренессанс — это вторичное возрождение Античности. Женщина тех времен, действительно представала как придаток дома, мужа и семьи и была ориентирована на осуществление своей детородной функции. Часто она воспринималась как существо боязливое, слабое глупое и несовершенное.

Фактор глобализации и феномен «деловая женщина»

Характерная особенность современной эпохи — глобализация, т. е. усиление интеграционных процессов всех форм общественной жизни в мировом масштабе. Истоки самой глобализации уходят в далекое прошлое, когда произошел переход от собирательского хозяйства к производящему, от первобытного общества к классовому, когда сформировались первые цивилизации.

Фактор глобализации привносит свои коррективы в традиционное соотношение феминности и маскулинности, которое устоялось в условиях патриархатной культуры, приводит к трансформации социального статуса женщин, к появлению феномена «деловая женщина» и стремлению современных женщин быть независимыми, самостоятельными как в бизнесе, так и в политике. Учитывая это в рамках данного диссертационного исследования мы считаем целесообразным сначала указать плюсы и минусы, вносимые глобализацией в женское бытие и современное понимание природы женщин, рассмотреть соотношение понятий «глобализм» и «глобализация», выявить векторы трансформации статуса современных женщин, определить степень влияния глобальных процессов на сознание мужчин и женщин.

Разграничим в первую очередь понятия «глобализация» и «глобализм», между которыми некоторые исследователи проводят демаркационную линию. Они утверждают, что глобальность, или, глобализация, отражает интегративные процессы в мировой истории. «Под глобальностью понимается то, что мы давно уже живем в миром обществе, в том смысле, что представление о замкнутых пространствах превратилось в фикцию. Ни одна страна или группа стран не может отгородиться друг от друга». Глобализация не исключает различий, многообразия, национальной идентичности, существования национальных государств и т. д.

Что касается понятия глобализма, то под этим понятием подразумевается мировой рынок и неолиберализм. У. Бек пишет: «Глобализмом я называю понимание того, что мировой рынок вытесняет или подменяет политическую деятельность, для меня это идеология господства мирового рынка, идеология неолиберализма. Она действует по моноказуальному, чисто экономическому принципу, сводит многомерность глобализации только к одному, хозяйственному измерению, которое мыслится к тому же линеарно, и обсуждает другие аспекты глобализации — экологический, культурный, политический, общественно-цивилизационный, -если вообще дело доходит до обсуждения, только ставя их в подчинение главенствующему измерению мирового рынка». 10

Такое разграничение этих важнейших понятий обществознания (глобализацию изучают многие общественные науки — социальная философия, политология, экономические теории, юриспруденция, социология и др.) имеют определенные гносеологические основания. Глобализм и глобализация отражают разные аспекты общества как целостного социального образования.

Можно утверждать, что в целом рост глобализационных процессов представляет собой несомненный прогресс в историческом процессе. Но если глобализация есть результат социального прогресса, то тогда возникает вопроса, почему возникло такое мощное движение, которое получило название «антиглобалистское». Остается непонятным, почему глобализация подвергается сокрушительной критики многими исследователями и политиками. Отвечая на эти и другие вопросы, стоит подчеркнуть, что несмотря на позитивные или негативные оценки данного явления, глобализация предстает в качестве объективного процесса, и в этом смысле ее невозможно просто остановить или запретить. На нее надо смотреть диалектически, на видеть ее противоречивый характер, ее положительные и негативные последствия.

Глобализация обеспечивает возможность не чувствовать себя изолированно от большого мира — мира событий, идей, открытий, скоростей и высоких технологий. Она предоставляет не только дополнительный интеллектуальный ресурс международного сообщества, но и дополнительный финансовый ресурс для развития той или иной проблематики. Глобализация предполагает и открытый дискурс для обсуждения широкого спектра проблем и текстов. Это серьезное основание для культурной легитимизации и для преодоления негативизма по отношению к исследованиям, направленным на осмысления специфики женского опыта, участия женщин в экономическом процессе, трансформации ее социального статуса.

Заметим, что в сфере профессиональной теоретической рефлексии по поводу женских проблем (в том числе и в так называемых «женских исследованиях»), помимо женщин - исследовательниц и преподавателей социальных и гуманитарных наук, активное участие теперь принимают ученые-мужчины. Иными словами, глобализация обеспечивает самоактуализацию различных дискурсивных потоков, рожденных и обусловленных иным опытом и сформированных в разнящихся культурах и хронотопах. Глобализация и интернет-технологии способствуют поддержке постоянной исследовательской сети, обеспечивают создание и функционирование собственных каналов научной коммуникации, предлагают интеллектуальное пространство для открытых дебатов, насыщенного информационного обмена.

Благодаря глобализации активно развиваются международные контакты с центрами женских исследований, изменяется их статус, становится слышим их голос. Возникает новый научный рынок, на котором заявлен и отстаивается феминистски ориентированный интерес. В обсуждении может присутствовать не только настроенность на позитивное усвоение, но и потенциал критики, потенциал ревизии. Фактор глобализации сказывается и в том, что он способствует решению весьма сложной профессиональной задачи — привлечению понятийного и категориального словаря разных дисциплин, затрагивающих те или иные аспекты исследуемой тематики. Тем самым интенсифицируется междисциплинарностъ. Она реализует себя двояко, и в том, что идет интенсивное интегрирование знаний, полученных разными дисциплинами, и тем, что информация обращена к различным аудиториям, различным научным сообществам. Информация начинает существовать в условиях создания некоего общезначимого дискурса, который направлен на охват различных адресатов.

Трансформация социального статуса женщин в современной России

Предпринимательство исторически в России и в большинстве других стран сложилось преимущественно как сфера чисто мужской деятельности, при этом женщинам ставились барьеры в их проникновении в данную сферу путем наличия объективных и субъективных обстоятельств. К первым таким обстоятельства можно отнести более тесную связь женщин с собственной семьей, а также их традиционная социальная роль женщин как "хранительницы домашнего очага", что обуславливало меньшую способность и готовность женщин к территориальным перемещениям и карьерному росту. Ко вторым относят живучесть социальных предрассудков и мифов, согласно которым женщины не обладают необходимыми способностями в управлении предприятиями и компаниями также эффективно, как мужчины. Возможно, это является причиной того, что участие женщин в управлении предприятиями часто ограничивается даже в высокоразвитых странах.

Однако несмотря на видимое сходство в отношении к статусу женщин и восприятии их деловых качеств окружающим миром, в котором продолжают оставаться устойчивыми патриархатные принципы, в западном и в российском тендерном порядке, даже на самый первый взгляд очевидно, что в России она имеет значительную специфику, отличающую ее от других стран. Специфика эта связана в первую очередь с особенностями положения женщин. Для того чтобы понять специфическую композицию российского положения женщин на рынке труда необходимо сначала обратиться ко времени ее становления.

Как справедливо отметила С. Ашвин, положение женщин в советском обществе всегда было объектом очень противоречивых интерпретаций со стороны и политиков, и исследователей. С одной стороны, апологеты советской системы неизменно указывали на достаточно прогрессивную и даже протекционистскую социальную политику, которая позволила женщинам достичь реально высокого образовательного уровня и в полной мере реализовать свое право на труд и независимый заработок. С другой стороны, критики советской системы подчеркивали существование вертикальной и горизонтальной сегрегации на рынке труда, незначительное участие женщин в политике и их загруженность домашней работой, т. е. неравенство полов во всех основных сферах социальной жизни оказывалось немногим меньше, чем в классических капиталистических странах Запада.

Для женщин предназначалось две главные задачи — это работа и материнство. Участие женщин в общественном производстве было необходимо по нескольким причинам. Помимо чисто прагматической, это была и идеологическая задача: для подчинения женщин политическому контролю мало было разрушить традиционную семью и вывести женщин из подчинения родственникам-мужчинам: надо было найти для них новую роль и арену деятельности. Учреждения прямого подчинения женщин государству было не таким простым делом: традиционно углубленные в частную жизнь и мир личных взаимоотношений, они были не столь проницаемы для идеологических манипуляций правящей элиты. Сама логика ортодоксального марксизма указывала путь: женщины должны быть социализированы через участие в общественном производстве. Они должны быть выведены из сферы приватного, из-под зависимости мужчин под защиту государства.

Важно подчеркнуть, что, несмотря на определенные меры, призванные облегчить положение женщин и сделать для них возможным совмещение работы на государство, обслуживание семьи и реализацию материнских функций, женщины оставались объектом самого пристального дисциплинарного контроля.

Итак, система тендерных отношений, созданная советским государством, отличалась высокой нормативностью, четкой заданностью тендерных ролей и одновременно противоречивостью. Советские женщины сформулировались сильными и независимыми, позиция их подкреплялась наличием работы и независимого заработка, государство к тому же много сделало для размывания патриархатных властных отношений внутри семьи. Жизнь советских женщин была тяжелой, они сталкивались с множеством очень существенных проблем, но никак нельзя их представлять забитыми жертвами патриархатной эксплуатации.

Крах советской системы лишил существующую систему тендерных отношений институциональной поддержки. Женщинам больше не гарантируются рабочие места, система социальных льгот, материнство стало частным институтом. Вследствие этого ожидается, что мужчины должны взять теперь на себя оставленные государством традиционные «мужские» обязанности. На самом же деле происходит массовое падение реальной зарплаты. Женщинам стало труднее жить, им приходится самостоятельно зарабатывать на жизнь, становиться руководителями, политиками, неся двойную нагрузку работы по дому и в профессиональной сфере.

В современной России отмечается определенный конфликт между положением мужчин и женщин на рынке труда. Несмотря на все тяготы работы в «две смены», женщины не спешат в массовом порядке становиться домохозяйками, наоборот, для большинства из них работа работа является ценностью и важным элементом идентичности, они уже привыкли не ограничивать круг своих интересов только домом, они стали заниматься бизнесом и политикой, превратившись в деловых женщин. Так, обращаясь к современным тендерным исследованиям, проводимым в России, необходимо обратить внимание на то, что проблема деловой женщины стала активно изучаться в российской науке не так давно, однако, сразу весьма интенсивно. Например, читинские исследователи Н.П. Романова и И.И. Осинский так изображают образ деловой женщины: «Деловая женщина — это бизнес-леди, 32—37 лет, обладающая высоким интеллектом, знающая языки, целеустремленная, умеющая добиваться своего. Она ценит свою работу как средство доказать всем свою незаурядность, в отличие от других женщин, чья цель — кухня, дети, платья... Однако, личная жизнь этих женщин складывается в большинстве случаев неудачно. Деловая женщина практически всегда уже побывала замужем, иногда дважды. Причем, это не просто работающая женщина, а работающая с увлечением и полной самоотдачей... Углубившись однажды в свою работу, эти женщины уже через год - другой остаются в полном одиночестве... раньше они добровольно жертвовали личным ради карьеры, теперь карьера требует жертв от них».168

Другой исследователь женской проблематики в сфере бизнеса Е.И. Комаров, выделил такие типы женщин-руководителей:

- «Дама в белых перчатках» - ведет себя порядочно, уважительно, честно внешне, ей свойственна уважительность, честность, однако это только игра, на самом же деле делает гадости и унижает достоинство других «приличными методами»;

- «Холодно-высокомерная леди» — в ее интересах только служба без всяких душевных состояний, она не стремится к неформальному общению со своими подчиненными, не заботятся о них, не знают об их потребностяхи, разговаривает свысока, подчеркивают свое руководящее положение;

Похожие диссертации на Социально-философский анализ феномена "деловая женщина"