Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-духовные ценности и проблемы молодой семьи Краснова Марина Николаевна

Социально-духовные ценности и проблемы молодой семьи
<
Социально-духовные ценности и проблемы молодой семьи Социально-духовные ценности и проблемы молодой семьи Социально-духовные ценности и проблемы молодой семьи Социально-духовные ценности и проблемы молодой семьи Социально-духовные ценности и проблемы молодой семьи Социально-духовные ценности и проблемы молодой семьи Социально-духовные ценности и проблемы молодой семьи Социально-духовные ценности и проблемы молодой семьи Социально-духовные ценности и проблемы молодой семьи Социально-духовные ценности и проблемы молодой семьи
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Краснова Марина Николаевна. Социально-духовные ценности и проблемы молодой семьи : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Чебоксары, 1999 139 с. РГБ ОД, 61:00-9/121-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Молодая семья объект социально-философского исследования 9-56

1. Молодая семья как социальный институт. 9-24

2. Социально-духовные ценности как философская проблема. 24-34

3. Социально-философский аспект исследования молодой семьи, 34-56

Глава II Социально-духовные ценности и развитие современной молодой семьи. 57-113

1. Социально-духовные ценности молодой семьи. 57-91

2. Роль социально-экономических и нравственных факторов в духовном развитии молодой семьи. 92-103

3. Перспективы развития молодой семьи в современном Российском обществе. 103-113

Заключение. 114-118

Библиографический список 119-130

Приложения, 131-139

Введение к работе

Актуальность проблемы. Поле исследования философии постоянно расширяется. Семья являлась до недавних времен предметом изучения истории, педагогики, психологии, социологии, демографии, права, философии. В настоящее время возникла необходимость изучения проблем молодой семьи в рамках социальной философии.

В 70-80 -е годы нынешнего столетия самыми неустойчивыми являлись браки среднего возраста (от 31 до 40 лет). Считалось, что в эту пору в семьях появляется обыденность, супруги становятся менее интересны друг другу. Меньший процент разводимости молодых пар объяснялся пока еще не потух-шей страстью, новизной чувств, романтической любовью. Сегодня именно среди молодых супругов наивысший процент распада браков.

Воспроизводство детей - одна из функций семьи . Особенности формирования личности ребенка зависят от личности самих родителей, ведущих мотивов их жизни и деятельности. От того , как понимают жизнь. Именно, к тому, что хотят сами, готовят родители своего ребенка. Их идея жизни, понимание благополучия, порядочности и других материальных и духовных принципов определяют воспитательный процесс, основные направления социализации детей. В связи с этим важно, чтобы супруги не акцентировали свое внимание только на накоплении материальных благ, а создавали в семье атмосферу доверия, взаимной заинтересованности, искренности, доброты, стремились к овладению общечеловеческими нравственными ценностями. Сегодня это одна из важнейших вопросов не только философской науки, но и общества в целом.

В настоящее время проблемы семьи рассматриваются с позиций малой группы. С этой точки зрения делаются выводы о взаимоотношениях в семье, семейных конфликтах и другое. Нередко кризис семьи связывается с психологическими факторами. Внимание исследователей переключилось с анализа се-

мьїї как института на анализ семьи как малой группы, мало уделяется место ценностям молодой семьи.

От состояния семьи, особенно молодой, как социального института и особой нравственно-психологической общности, во многом зависят прогрессивные изменения общества, его стабилизация и перспективы. Из этого вытекает необходимость социального исследования проблем молодой семьи, ее социальных и духовных ценностей.

Степень разработанности. Проблемы молодой семьи рассматривались в отечественной и зарубежной литературе.

Значительное количество научных работ в отечественной литературе посвящено формированию ценностей и ценностных ориентации семьи. Общие вопросы отражены в трудах С.Ф. Анисимова, И.С, Нарскова, ВЛХ Тугаринова, А.К. Уледова и др.

В философских работах видное место занимает проблема соотношения теории ценности и теории личности. Роль общественного идеала и ценностей в детерминации деятельности личности оценена в работах: Е.А. Ануфреева, Л. М. Архангелького, ЛН. Когана, В.М, Соколова, С.Ф. Сулимова, Ф.Р. Филиппова и др.

Наиболее известными исследователями ценностей в отечественной философии признаны А.Г, Здравомыслов, Л.Н. Жилине, ДА. Кикнадзе, Н.И, Лапин, К.Н. Михайлов, А.В. Моргулис изучавшие потребности, их тапологиза-цию, изменение во времени, а также различные социальные группы и обязанности.

Важное значение приобрели труды, в которых разрабатывались общие вопросы семьи, молодежи. Среди крупных исследователей семьи стоит выделить основоположника социологии семьи АХ. Харчева, его последователей - М.С Мацковского, А.И. Антонова, Т.А. Гурко, ВЛ. Сысенко, П.С. Павлова, В.Г. Харчеву, Н. Г. Юркевича, З.Я. Янкову и др.

Проблемам молодой семьи посвящены работ И. Ф. Дементьевой, Н. А Елизарова, В. И. Зацепина , Ивановой , Е. А. Клементьевой, В. М. Розина , В.М. Солодова, и др. Вопросы молодой семьи как части молодежи разработаны В. Ивакиной, О.А. Раковской, В. И. Чупровым и др.

Специфике, особенностям чувашской семьи уделено внимание в исследованиях ученых Чувашии Б. Л. Алексеева, Ю.С. Гурова, ГЛ. Волкова, В.ГІ Иванова, Э.И. Сокольниковой, П.П. Фокина и др.

Несмотря на большое количество работ по философии ценностей и социологии семьи, трудов по осмыслению социальных и духовных ценностей молодой семьи очень мало.

Однако стремительные перемены, происходящие в обществе, формирование нового взгляда на его развитие, трансформация всех сфер общественной жизни вызывали существенные изменения в системе ценностей и ценностных ориентации всех социальных групп и институтов включая и семью.

Исходя из анализа литературы и современного состояния молодой семьи сформулирована проблема исследования: условия и возможности для сохранения старых и формирования новых общечеловеческих ценностей в современной молодой семье. Решение этой проблемы составляет содержание нашего исследования. Данная проблема изучается рядом наук: социологией, демографией, психологией, правом и другими- Социальная философия, опираясь на эти отрасли знания более полно отражает место социально-духовных ценностей в иерархии ценностей молодой семьи.

Объект исследования - молодая семья как малая социальная общность и как социальный институт.

Предмет исследования - социально-духовные ценности и перспективы молодой семьи в условиях реформирования современного российского общества.

Рабочая гипотеза

В условиях социально-экономического реформирования в молодой семье, поставленной в трудное материальное положение, начинают превалировать ценности материального плана, а не духовного.

Цель исследования - осмысление новых явлений в формировании социальных и духовных ценностей молодой семьи в условиях трансформации основных сфер общественной жизни.

Реализация поставленной цели обусловливает решение следующих задач;

  1. Отразить основные перемены в системе социальных и духовных ценностей молодой семьи.

  2. Исследовать условия и факторы, определяющие социальные и духовные ценности молодой семьи,

  3. Выявить новые механизмы взаимодействия социальной сферы и молодой семьи,

  4. Показать возможные перспективы развития молодой семьи.

  5. Разработать основные положения концепции молодежной политики в области молодой семьи, направленной на формирование крепкой и стабильной семьи.

Теоретическая и методологическая база опирается на совокупность приемов и принципов познания, Для формирования методологической основы автор использовал:

  1. Системно-функциональный, нормативно-ценностный, политико-культурный подходы, сравнительный и описательный методы исследования.

  2. Идеи о взаимодействии материальной основы развития общества и мотивов выбора ее социальных и духовных ценностей.

  3. Принцип диалектики взаимосвязей внешних и внутренних факторов - движущих сил, составляющих механизм человеческого поведения.

  4. Междисциплинарность исследований (на основе вопросов философии^ социологии, психологии, демографии).

Источниками исследования послужили философские, социологические научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам ценностей и молодой семьи, а также материалы социологических исследовании «Современная молодая семья в Чувашской Республике», проведенная автором. Научная новизна диссертационного исследования:

- проанализированы существенные изменения в иерархии ценностей мо
лодой семьи в процессе реформирования общества;

- выделены ценности, на которые ориентируется современная молодая семья;

- выявлена зависимость социальных и духовных ценностей молодой семьи
от различных объективных и субъективных факторов;

охарактеризована взаимосвязь социально-экономических и нравственных отношений в обществе и духовного развития молодой семьи;

проведен впервые анализ социально-духовных ценностей молодой семьи в Чувашской Республике;

намечены перспективы развития молодой семьи;

- разработаны рекомендации по проблемам современной молодой семьи,
пути их решения.

Научная и практическая значимость работы определяется актуальностью проблемы формирования общечеловеческих духовных ценностей молодой семьи в условиях трансформации общества.

Практическую значимость диссертации придает возможность использования ее для разработки эффективной молодежной политики проблем молодой семьи, ее социальной поддержки (как в отдельном регионе, так и на федеральном уровне).

Многие положения исследования вошли в программу спецкурса «Социология семьи», читаемого студентам Чувашского государственного университета им, И.Н. Ульянова.

Достоверность результатов работы подтверждена методологией и логикой употребления анализируемого материала, а также репрезентативной выборкой социологического исследования молодой семьи.

Апробация работы. Многие положения диссертации были изложены автором на республиканских, российских и международных научно-практических конференциях, проводившихся в Чебоксарах и Казани.

Отдельные положения диссертационного исследования использовались в лекционной, практической работе автора в Чувашском госуниверситете им. И.Н. Ульянова и в отделе по работе с молодежью Министерства образования Чувашской Республики,

На защиту выносятся следующие положения :

  1. На современном этапе действует переходный механизм становления молодой семьи в системе новых духовных ценностей общества.

  2. Специфика переходности заключается в том, что многие прежние духовные ценности почти разрушены, а новые находятся в стадии становления.

  3. Процесс реформирования современного российского общества неоднозначно влияет на социальные и духовные ценности молодой семьи.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Молодая семья как социальный институт

При характеристике социального института современной молодой семьи необходимо выделить следующие моменты.

Семья - объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, связанное общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей, В истории философии, начиная с античности (Платон, Аристотель) и кончая немецкой классической философией (Кант, Гегель, Фейербах) существовала солидная философско-социологическая традиция изучения семьи.

Вопросы семьи в социальной философии Сократа, Платона, Аристотеля рассмотрены в работе И. В. Проневской (91). Отметим, что разработанные античными философами концепции государства полностью подчиняли себе личность и семью на основании законов, которые этим государством должны били приниматься. Платон считал, что государство должно само создавать человеческие пары. Общество должно было превратиться в одну семью. При отсутствии института отдельной семьи роль родителей принадлежит государству, которому граждане преданы с ранних лет (85),

Аристотель выделял семью как продукт естественного происхождения. Считал, что законодатель должен регулировать брачное поведение граждан (5). Платон и Аристотель отмечали необходимость учета возраста вступления в брак, рождения детей. Они исходили из цели получения здорового потомства (5), (85), Все это должно было служить интересам государства. Вместе с тем важность и необходимость семьи не оспаривалась ни Сократом, ни Платоном, ни Аристотелем.

В немецкой классической философии семья чаще рассматривалась в неразрывности с институтом брака. Кант, Фихте рассматривали брак с точки зрения естественного права. Гегель считал, что брак носит нравственный характер, семья стоит ниже народа, индивид как член семьи стоит ниже индивида как гражданина (20). Представления о браке и семье в философии Канта, Фихте, Гегеля подробнее рассмотрены у А. А. Летвиновой (76).В истории философии молодая семья не выделялась как объект отдельного исследования.

Семья в науке анализируется с точки зрения функций или социальных потребностей и теории конфликта, У истоков рассмотрения семьи с позиций функционализма стоял Э. Дюркгейм. Он видел историю супружества в разделении труда, истинная функция которого создавать между двумя и несколькими личностями чувство солидарности. Половое разделение труда способно быть большим или меньшим, оно может относиться либо только к половым отношения, либо, наоборот, распространяться на все органические и социальные функции. С течением времени половое разделение все более возрастает, ограниченное в начале одними сексуальными функциями, оно простирается теперь и на другие эмоциональные, интеллектуальные, экономические функции (40,58).

Сторонники теории конфликта отрицали роль семьи как единого целого, считали необходимым учитывать различия интересов и конфликтов между членами семьи. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали семью как модель социального неравенства - «класс мужчин угнетает класс женщин». Они утверждали, что промышленная революция способствовала преобразованию семьи в совокупность денежных отношений. Так, в результате использования детского труда дети в семье рабочего класса стали товаром и орудиями труда. В семьях среднего класса с женщинами обращались как с домашними рабынями. Женщины из рабочего класса были вынуждены работать вне дома, чтобы заработать деньги, необходимые для выживания семьи. Но поскольку они получали зарплату, их положение в большей мере приближалось к статусу мужчин, чем к положению женщин среднего класса (147,64); (79).

М- Ю. Арутюнян была показана специфическая позиция части мужчин, что на определенном этапе развития брачно-семейных отношений «традиционная концепция семейной жизни» трансформировалась не только в эгалитарную но и в «эксплуататорскую», когда женам дается право на равное с мужчинами участие в общественном труде наряду с исключительным правом на домашнюю работу (122, 81).

На протяжении десятилетий в советских семьях происходило возраста-ние и преобладание женского лидерства в большинстве сфер внутрисемейной жизни. Современная женщина играет ведущую роль в семье, этому процессу способствуют безработный муж и муж-пьяница, Однако это может привести к новой социальной проблеме: все рычаги власти в семье переходят к женщине, супруг становится неавторитетным для детей, что отрицательно скажется на результатах воспитания.

Социально-духовные ценности как философская проблема

Еще в 1989 году М.С. Мацковский в работе «Социология семьи - проблемы теории, методологии и методики» обратил внимание на то, что незаслуженно обойдено вниманием специалистов изучение добрачного поведения установок молодых людей, связанных с половой жизнью супружеством, семьей, (81 9). Известно, что именно в первые годы супружеской жизни формируются основные ценности, образцы поведения, которые определяют будущее развитие

Особое значение в формировании поведения людей принадлежит ценностным ориентациям, под которыми многие исследователи понимают направленность личности на многообразные явления окружающей действительносга и средства достижения (82,4).

Рассмотрим проблемы ценностей молодой семьи. В своей работе мы будем опираться на уже достигнутый уровень знаний о проблеме ценностей, ценностных ориентации.

Такой категории, как ценности, дает характеристику не одна отрасль науки, каждая пытается внести в ее определение что-то свое. Обратимся к философскому словарю, в котором данная категория трактуется так: «Ценности -специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества- По отношению к субъекту (человеку) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания играют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям» (132, 534).

Определение категории «ценность» дается и в культорологическом аспекте. Так, американский социолог Н. Смелзер дает понятие ценности как общепринятым убеждениям относительно целей, к которым человек должен стремиться ( 113, 50).

Как считает Аниснмов С. Ф. в обыденном сознании и обычном словоупотреблении под ценностями чаще всего подразумевают предметы, обладающие какими-нибудь полезными для человека свойствами.

Понятие ценностей отражает не столько сам факт возникновения ценностного отношения между предметом и потребностью в нем, сколько определенное качество этого отношения э которое и фиксируется в сознании в виде суждения об этом качестве - оценки (4,40),

Ценности, или ценностные ориентации, возникают всякий раз при «встрече» определенного уровня ситуаций их удовлетворения. Поэтому, определяя основание для классификации ценностных ориентации, разумно исходить из той или иной классификации человеческих потребностей. В.А. Ядов, опираясь на классификацию потребностей, предложенную ГХ. Дилигенским, делает акцент на том, с какой социальной группой человек в наибольшей степени отождествляет свое существование. На первом месте стоит отождествление с потребностями своего «я» , далее идут потребности ближайшего семейного окружения, затем потребности целостной социальной системы (42, 61).

Г. Минц и А. Непомнящий отмечают, что ценностные ориентации человека формируются под влиянием социальной среды, т. е. социально-экономических отношений, идеологии, морали, культуры и, что особенно важно потребностей общества, в котором человек живет и действует. Более того, они предопределены ценностями общества, слоя, группы, К которым человек принадлежит ( 82,4).

Наряду с этим на ориентациях отдельного человека сказываются также индивидуальные черты, связанные с задатками, воспитанием, жизненным опытом и другое. Усвоение индивидом ценностей общества происходит в рамках той или иной социальной группы.

Наиболее распространена следующая цепочка, образующая ценности: потребности преобразуются в интересы; те, в свою очередь, получив дальнейшее развитие, «превращаются» в ценности (48,160).

Социально-духовные ценности молодой семьи

Сегодня на ведущее место заметно выдвинулась проблема человека и как главной ценности и как предмета познания. Однако остается еще немало сфер человеческого сознания, мышления и деятельности, требующих исследования. Среди них социальные и духовные ценности молодой семьи.

Сегодня еще не всеми осознана закономерная взаимосвязь здоровой семьи и здорового общества. В ней не видят той нравственной силы, которая способна преобразить и оздоровить духовную жизнь.

Как правильно утверждает М.П. Гурьянова, сегодня многие семьи отличаются отношением к главному нашему достоянию - духовности; культ денег стал кумиром у одних, а стремление как-то - выжить у других. Одни хотят от жизни получить все, другие - посвятить свою жизнь детям, семье, другим людям, отечеству (27,15).

В первой главе нашей работы мы уже останавливались на определении ценностей. В данной части нашего исследования мы попытаемся проанализировать социальные ценности молодой семьи до реформирования социально-экономических отношений в России и в настоящее время. Сделать это нелегко, т. к. специальных данных о ценностях в молодой семьи в нашем распоряжении было мало. Выделим два основных периода, весьма отличающихся по длительности и содержанию, но примерно равных по значимости; первый охватывает годы советской экономики и сформированного «социалистического образа жизни», второй- перехода к рыночным отношениям и формированию новых ценностей. Первый давно завершен и поддается оценке, второй, несмотря на почти закончившееся десятилетие» характеризуется разплывчатостью, неопределенностью.

В своей работе мы будем часто обращаться к эмпирическому материалу: результатам исследований молодых семей в Республике Татарстан 1997 года и в Чувашской Республике в 1998 года. Что касается ценностей первого периода, то их выявление возможно только по общим исследованиям ценностей общества и из анализа материалов, изложенных в научных трудах того времени.

Тяжело провести резкую грань между социальными и материальными , социальными и духовными ценностями молодой семьи. Порой они так переплетаются, что и не поддаются разграничению. Особенно при взаимосвязанных факторах, таких, как семья и дети, образование и профессия и другие. Однако мы попытаемся проанализировать их. На наш взгляд, будет правильным очертить круг ценностей.

1) семья;

2) труд, профессия, образование;

3) богатство, деньги, материальный достаток;

4) здоровье, образ жизни;

5) уважение и статус в обществе;

6) нравственные ценности;

7) человеческие качества;

8) свободное время и традиции. Перечисленные ценности возникли не сегодня. Какое место эти ценности занимали в советской молодой семье и занимают в современной - вот один из вопросов нашего исследования.

Начнем рассмотрение социальных ценностей с самой древней социальной труппы, социального института - семьи. Напомним неоспоримые факты; государственная политика может влиять на семью. Какова она была на протяжении советской истории, подробно разработано О.В. Дорохиной (35); (36). Она считает, что для советской семьи 60-80 -х годов уже были характерны массовая малодетность, высокая разводимостъ и внутрисемейная конфликтность. Политика государства, направленная на гражданина, отказывающаяся от личных и семейных интересов во имя социалистического строительства, сделала свое дело. Стало характерным ослабление ориентации на семейные ценности и семейный образ жизни (36, 130). Как верно отметил А.Г. Харчев внесемейные интересы влияют и на уровень рождаемости. Падение рождаемости коррелируете с расширением внесемейных интересов женщин, так как чем шире возможности вне семьи, тем больше и острее она ощущает противоречие между стремлением реализовать их и теми затратами времени и сил, которые требует материнство (139,249).

Этот вопрос стал еще более дискуссионным в настоящее время. Действительно, профессиональные и связанные с ним интересы и ценности стали серьезным конкурентом семейных интересов и ценностей не только для мужчин, но и для женщин- Подобная тенденция характерна для Европейского региона, оплачиваемый труд становится ценностью, конкурирующей с традиционными семейными ценностями, в том числе и неоплачиваемым трудом в семье ( 16, 117). С других позиций к профессиональной занятости женщины подходит О. А. Раковская . Она отмечает, что главная роль мужчины в нашей молодой семье была роль полового партнера .

Похожие диссертации на Социально-духовные ценности и проблемы молодой семьи