Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семья и семейные ценности Федулова Анна Борисовна

Семья и семейные ценности
<
Семья и семейные ценности Семья и семейные ценности Семья и семейные ценности Семья и семейные ценности Семья и семейные ценности Семья и семейные ценности Семья и семейные ценности Семья и семейные ценности Семья и семейные ценности Семья и семейные ценности Семья и семейные ценности Семья и семейные ценности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Федулова Анна Борисовна. Семья и семейные ценности : 09.00.11 Федулова, Анна Борисовна Семья и семейные ценности : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Архангельск, 2003 252 с. РГБ ОД, 61:03-9/487-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Методологические основы изучения семьи

1.1. Основные методологические подходы к изучению семьи в современных социальных и философских науках 13

1.2. Аксиологический подход к изучению семьи (сущность понятия "ценность", "ценностные ориентации" в современных социальных и философских науках) 48

ГЛАВА II. Эволюция взглядов на семью и семейные ценности в обществе и государстве

2.1. Представления о семье и семейно-брачных отношениях в истории западноевропейской философии 72

2.2. Представления о семье и семейно-брачных отношениях в истории русской философии 125

2.3. Семья и семейные ценности в современных социальных и философских науках 143

ГЛАВА III. Социально-философский анализ поморской семьи

3.1. Аксиология поморской семьи (от истории к современности) 174

3.2. Социальный аспект исследований современной поморской семьи 197

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 210

БИБЛИОГРАФИЯ 220

Введение к работе

Актуальность исследования

Проблемы семьи как базовой ячейки общества и семейно-брачных отношений всегда находились в сфере интересов социальной философии.

В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни, общественных отношений, системы ценностей, а семейные ценности были направлены на удовлетворение потребностей государства, развитие и совершенствование общественных отношений. Семейные ценности посредством традиций передаются новым поколениям как модель поведения в семье и обществе.

Вместе с тем, в общественной жизни постоянно складываются сложнейшие социальные взаимодействия с одной стороны, между реальными общественными отношениями и миром ценностей, утвердившимся в обществе, а с другой - миром ценностных ориентации личности. Развитие, совершенствование и благополучие человека, таким образом, находятся в тесной зависимости от "включенности" внутреннего мира человека во внешний мир, от их взаимодействия. В этой связи особую значимость приобретает согласованность индивидуальных и общественных интересов, что важно как для развития общества, так и для блага самой личности.

Изначально семья была основным способом организации общества, характеризовалась как общность людей, объединенных единством жизненных ценностей, представлений, позиций во взаимоотношениях с обществом. В семье закладывался фундамент ценностных ориентации, выступающих критериями отбора информации, предпочтения одних ее форм и источников другими.

По мере развития и усложнения социальной жизни, на рубеже XIX и XX столетий, в момент разразившегося общего кризиса европейской культуры, стали очевидными признаки кризисного состояния семьи. Семья перестает быть основным способом включения молодого поколения в культурную традицию.

Серьезной трансформации подверглись семейные ценности практически во всех брачно-семейных сферах.

В этой связи особую актуальность приобретает выявление аксиологических основ существования семейно-брачных отношений, общих закономерностей и тенденций взаимодействия семьи с другими социальными структурами, особенно с государством, проблема соотношения (взаимоотношений) государства и семьи, личности и семьи.

Особое значение эти проблемы приобретают в современных российских условиях, характеризующихся, в том числе, конфликтом между объективными потребностями общества и социальными условиями, в которых живет семья; осмыслением проблем семьи на уровне государства и общества; необходимостью решения демографических проблем и воспитания достойных граждан своего Отечества, утверждением общедемократических ценностей; выявлением этнокультурных ценностей и традиций семейно-брачных отношений. В таком контексте проблемы семьи по прежнему являются предметом социально-философского исследования.

Степень разработанности проблемы

В истории социально-философской мысли семья, семейно-брачные отношения, анализ системы семейных связей и связанных с нею правовых и юридических отношений всегда были в центре внимания, при этом они рассматривались онтологически, аксиологически, в культурно-историческом контексте и неразрывно связаны с философией любви. До середины XIX века, семья рассматривалась как микромодель общества, социальные отношения выводились из семейных отношений; в эволюционном развитии понятия "семья" и "брак" отождествлялись, использовались как синонимы. Основной формой организации семейной жизни являлась моногамная семья. Система семейных ценностей в различных брачно-семейных сферах определялась господствующим в данном обществе способом производства, образом жизни, общественными отношениями, системой ценностей.

Со второй половины XIX века особое значение в изучении проблем семьи стали представлять антропологические и этнографические исследования (И.Я. Бахофен, Дж. Ф. Мак-Леннан, Л.Г. Морган, Э. Вестермарк, Ф. Энгельс, М.М. Ковалевский и др.), содержащие конкретно-исторический материал, необходимый для объяснения основных закономерностей исторического развития семьи и брака, опровергающие господство "патриархальной теории". Вместе с тем, отмечая зависимость форм семьи и системы семейных ценностей от общего изменения исторических условий, исследователи указывали первостепенное значение института семьи в обществе.

С конца XIX начала XX века в современных социальных и философских науках особую значимость приобретают теоретические концепции изменений института семьи и брака (У. Огборн, К. Циммерман, П. Сорокин, Э. Берджесс, Г. Локк, Т. Парсонс, У. Гуд, Э. Ботт и др.), получившие активное распространение, прежде всего, в Западной Европе и Америке, и рассматривающие проблемы семейных изменений в контексте процесса модернизации современного общества.

В России проблема взаимоотношений семьи и общества особую значимость приобрела с середины 80-х годов, была связана с кампанией гласности и попытками реформирования социализма. В настоящее время проблемы семьи в России определяются как общемировыми тенденциями, характерными для развитых стран, так и спецификой переживаемого современной Россией исторического периода развития, который характеризуется системной трансформацией всей сфер жизнедеятельности общества. В настоящее время, среди работ, посвященных актуальным проблемам семьи в кризисном обществе, можно выделить работы А.И. Антонова, СИ. Голода, А.А. Клецина, В.М. Медкова, Т.А. Гурко и др.

Изменения, происходящие с семьей, в течение последних десятилетий многогранно описаны и проанализированы в отечественной литературе; катализатором изменений, безусловно, явилось то, что профессиональная

занятость стала нормой для современной женщины, изменила тип жизненной стратегии женщины и соответственно семьи в целом.

В отечественной литературе проблема изменения системы семейных ценностей и ценностных ориентации получила свое развитие в работах Л.И. Савинова, Л.В. Левиной, Т.В. Свадьбиной, О.В. Бессчетновой, Т.П. Оксенченко и др.). Значимость семьи в системе ценностных ориентации личности разрабатывалась в исследованиях Н.Л. Марковской, А.Н. Елизарова, Н.В. Семеновой, М. Дуенди, А.А. Акчуриной, М.Н. Красновой и др. Наиболее разработанными, по нашему мнению, являются семейные ценности в сфере родства (Т.А. Гурко, Ю.А. Гаспарян, М.Г. Панкратова, И.С. Кон, Л.Г. Сологуб, В.Л. Рамих и др.); в сфере родительства (В.В. Бойко, Т.А. Гурко, И.Г. Ивченко, А.И. Антонов, В.М. Медков, О.Г. Исупова, Г.Г. Филиппова, Н.Л. Пушкарева и др.); в сфере брачно-семейных ролей (О.М. Здравомыслова, М.Ю. Арутюнян, И.В. Бестужев-Лада, З.А. Янкова, Л.Ю. Бондаренко и др.); в сфере супружества (И.С. Голод, В.Т. Лисовский, Т.Г. Поспелова, М.С. Мацковский, И.С. Кон, Е.А. Рыбалка и др.).

Вместе с тем, в отечественной социально-философской мысли недостаточно разработанным является аксиологический аспект семьи. Неосознанна необходимость изучения семейных ценностей поморской семьи прошлого и настоящего, а также не разработан данный вопрос в социально-философских исследованиях.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является социально-философское исследование аксиологических оснований семейно-брачных отношений в структурно-функциональном и историческом развитии института семьи и брака, от общего к частному (от семьи вообще к особенностям поморской семьи).

Для достижения указанной цели решались следующие задачи: изучение основных концепций и историко-философских подходов к теоретическому обоснованию семьи и семейных ценностей в современных

социальных и философских науках, выделение на данной основе традиций изучения семьи;

анализ и обобщение основных методологических подходов к рассмотрению специфики ценностей и ценностных ориентации в современной науке, обоснование аксиологического изучения семейных отношений;

рассмотрение семьи и семейных ценностей в процессе исторического развития, их структуры, значения функций, специфики изменений в эволюционном развитии общества и государства;

исследование системы семейных ценностей поморской семьи прошлого и настоящего, выявление объективных и субъективных факторов изменений семейных ценностей поморской семьи.

Объект исследования

Объектом исследования является семья как культурная общность людей, которых связывает определенное единство жизненных ценностей, представлений, единство позиций во взаимоотношениях с обществом.

Предмет исследования

В соответствии с целью и задачами исследования его предметом является содержание и структура семейных ценностей в процессе исторического развития института семьи и брака; специфика семейных ценностей поморской семьи прошлого и настоящего.

Методологические и методические основы исследования

Семья является сложным социокультурным образованием, который находится в процессе постоянного развития и изменения, поэтому изучение данного феномена "требует" междисциплинарного (интегрального) подхода.

В исследовании семьи и брака выделяют два основных направления: исследование истории семьи и брака и анализ современной семьи и брака. В развитии исследования истории семьи и брака Г. Кристенсен1 выделил три основных этапа:. 1) теологический (с античности до середины XIX в.); 2)

1 Handbook of Marriage and Family. - Chicago, 1967. - CIO.

метафизическо-философский (вторая половина XIX в. до начала XX в.); 3) позитивистский и научный (XX в.), данное положение нам позволило определить теоретико-методологическую основу исследования, которую составили четыре группы источников.

Во-первых, труды мыслителей западноевропейской философии (Сократ, Платон, Аристотель, А. Августин, Ф. Аквинский, Т. Мор, Т. Кампанелла, М. Монтень, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Б. Мандевиль, Ш.Л. Монтескье, Д. Юм, Ж.Ж. Руссо, Ф.М.Ш. Фурье, И. Кант, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель, С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.); истории русской философии (Л.Н. Толстой, П.А. Флоренский, С. Булгаков, B.C. Соловьев, Д.А. В.В. Розанов, С. Троицкий, Н.А. Бердяев, А. Жураковский и др.), в которых представлены философско-аксиологические основания семейно-брачных отношений, проблемы соотношения (взаимоотношений) государства и семьи, ценностные и правовые основы семьи и брака.

Во-вторых, труды отечественных и зарубежных историков, антропологов, этнографов, социологов, второй половины XIX - XX века (Л.Г. Морган, Б. Малиновский, Ф. Энгельс, М.М. Ковалевский, Ф. Ле Пле, Э. Дюркгейм, Ф. Мюллер-Льер, Л.Я. Штернберг, Ю.И. Семенов, М.О. Косвен и др.), в которых анализируются конкретно-исторические, этнографические, антропологические и социологические проблемы семейно-брачных отношений.

Третью группу источников представляют работы современных зарубежных и отечественных социологов и философов: Ч. Кули, У Огборна, К. Циммермана, Э. Берджесса, Г. Локка, У. Гуда, Т. Парсонса, П. Сорокина, Э. Ботт, П. Бюрнея, Р. Зидера, Н. Смелзера, Д. Попеное, Н. Ходоров, А.И. Антонова, СИ. Голода, Т.А. Гурко, О.М. Здравомысловой, М.Ю. Арутюнян, Ю.А. Гаспаряна, И.С. Кона, В.М. Медкова, Л.Н. Савинова, А.Б. Синельникова, В.А. Сысенко, З.А. Янковой и других, рассматривающих особенности современного этапа развития института семьи и брака, процессы изменений данного института на уровне

супружества - родительства - родства, анализ тенденций модернизации форм семьи.

В - четвертых, источниковедческой базой послужили работы историков, этнографов, педагогов: Т.А. Бернштам, А.А. Чарушина, П.С. Ефименко, С. Зобкова, И. Калинина, К.П. Гемп, СВ. Максимова, И.Н. Белобородовой, В.Н. Матонина, Т.С. Буториной, С.С. Щекиной и др., содержащие обращение к проблеме образа жизни поморской семьи, специфике семейного быта и внутрисемейного уклада, юридическим нормам в сфере семейных отношений, особенностям воспитания в семье; а также работы исследователей, по проблемам современного состояния региональной территориальной общности: Р.В. Банниковой, М.Н. Белогубовой, А.А. Дрегало, В.И. Ульяновского, Т.Ф. Шубиной и др.

Основу исследования составляет междисциплинарный и аксиологический подходы к проблемам семьи и ее взаимодействию с другими социальными структурами, особенно с государством. В качестве вспомогательных методов применялись сравнительно-исторический метод и герменевтический анализ источников. Эмпирической базой данного исследования явились материалы российских и региональных социологических исследований, а также региональное исследование, проведенное с участием автора.

Научная новизна определяется целью и задачами диссертационного исследования и может быть сформулирована следующим образом: В данной работе предпринята попытка философского-аксиологического анализа семьи и семейных ценностей в истории западноевропейской и русской философии, современных социальных и философских науках, на основе анализа основных концепций и историко-философских подходов к теоретическому обоснованию семьи и семейных ценностей в социально-философской мысли, в результате чего была выявлена специфика анализа семейно-брачных отношений в русской философской традиции, которая заключается, с одной стороны: в противопоставлении личному праву и

договору граждан с государством и обществом традицию взаимоотношений, основанных на взаимном доверии и любви, основой которой является семья, моделирующая гармоничные взаимоотношения между поколениями. С другой стороны: отношения между мужем и женой в браке находились в тесной зависимости от идеологических представлений существующих в обществе.

Систематизированы основные методологические подходы к изучению семьи в современных социальных и гуманитарных науках, на основе которых выделены следующие традиции изучения семьи: историческая, эволюционистская, функциональная, прикладная (эмпирическая), социально-психологическая, социобиологическая, экономическая, социально-философская.

Предложен основной подход к изучению семьи и семейных ценностей, который заключается в следующем: с одной стороны, в истории западноевропейской, русской философии, а также в современных социальных и философских науках семью можно рассматривать как родовую общечеловеческую ценность, основанную на единой общесемейной деятельности людей, связанных узами супружества - родительства - родства. С другой стороны: семейные ценности, как социокультурные предпочтения людей в различных брачно-семейных сферах (сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера, сфере родительства, сфере брачно-семейных отношений, сфере брачно-семейных ролей, сфере супружества), способны удовлетворять потребности индивидов, служить их интересам и целям. Кроме того они тесно связаны с ценностными ориентациями членов семьи.

Обобщены и конкретизированы структурные изменения на современном этапе эволюции российской семьи, выделены основные тенденции изменений семейных ценностей в различных брачно-семейных сферах.

Конкретизирован историко-педагогический анализ образа жизни поморской семьи, выделена структура семейных ценностей в различных брачно-семейных сферах поморской семьи прошлого и настоящего. Апробация работы

Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, прошли апробацию в опубликованных автором работах, в докладах и сообщениях, с которыми автор выступал на международных, российских и региональных конференциях и семинарах: "Строительство мостов: социальная работа в изменяющихся культурах и обществах" (Архангельск, ноябрь 1999); межрегиональная научно-практическая конференция "Семья в российском социуме: проблемы, опыт, перспективы" (Архангельск, март 2000); международная конференция "Социальная работа: обучение и практика. Профессионализация в социальной работе" (Архангельск, ноябрь 2000); семинар для специалистов по работе с семьей и детьми органов социальной защиты населения Архангельской области (Архангельск, апрель 2002); конференция "Гуманитарные исследования и гуманитарное образование на Европейском Севере" (Архангельск, сентябрь 2002); областной семинар - практикум "Семейный отдых" (Архангельск, ноябрь 2002, Архангельский областной информационно-аналитический и методический центр по культуре); круглый стол "Ответственное материнство" (Архангельск, ноябрь 2002, Департамент социальной защиты населения г. Архангельска).

Разработан авторский курс специализации «Социальная работа с семьей» для студентов и слушателей, проходящих обучение и переподготовку по специальности «социальная работа», направленный на формирование теоретических и практических навыков социальной работы с семьей, имеющей приоритетное значение в современных российских условиях. Результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии 111У им. М.В. Ломоносова.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации позволяют более глубоко рассмотреть структуру семейных ценностей, эволюцию их структурных изменений и непреходящую значимость семьи как родовой, общечеловеческой ценности на протяжении столетий.

Основные положения и результаты работы могут быть использованы при чтении курсов по социальной философии, социологии, семьеведению, спецкурсов по социологии семьи и социальной работе с семьей, в разработке образовательных программ для специалистов по социальной работе с семьей, социальных педагогов; разработке предложений по усовершенствованию концепции социальной политики по отношению к семье в регионе.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав (7 параграфов), заключения, библиографии, двух приложений.

Основные методологические подходы к изучению семьи в современных социальных и философских науках

Семья является сложным социокультурным образованием, который находится в процессе постоянного развития и изменения, поэтому изучение этого феномена требует междисциплинарного (интегрального) подхода.

Семья и ее проблемы служат объектом исследования современных социальных и гуманитарных наук, таких как - философия, социология, демография, экономика, психология, педагогика и др. Цель каждой общественной науки в изучении семьи и брака определяется спецификой ее предмета изучения в целом. Вместе с тем в рамках каждой из этих наук можно выделить два основных направления: исследование истории семьи и брака; анализ современной семьи и брака.

В развитии исследования истории семьи и брака Г. Кристенсен2 выделил три основных этапа: 1) теологический (с античности до середины XIX в.); 2) метафизическо-философский (вторая половина XIX в. до начала XX в.); 3) позитивистский и научный (XX в.); к характеристике которых мы и переходим.

В первый этап (с античности до середины XIX в.) семья рассматривалась как исходная микромодель общества, социальные отношения выводились из семейных отношений. Понятия "брак" и "семья" отождествлялись, использовались как синонимы, это объяснялось тем, что брак воспринимался как нечто само собой разумеющееся, стабильное и необходимое. Внебрачные отношения были резко противопоставлены семье. Брак и семья были слиты, единобрачие понималось как пожизненное состояние.

Основной формой организации семейной жизни являлась моногамная семья. Ее считали прообразом общества, которое трактовалось как разросшаяся вширь семья. Взгляды на семью и брак в этот период формировались под воздействием религии, мифологии, философии.

Брак в античном обществе был моногамным, характерной чертой древнегреческой и древнеримской семьи было господство мужчины. Семья, в которой властвует мужчина, выступала как исходная общественная ячейка. Данные идеи получили в дальнейшем название "патриархальной теории".

Господство "патриархальной теории" продолжалось в Средние века, Эпоху Возрождения, Новое время. Взгляд на семью, как основную ячейку общества, в которой доминирует мужчина, разделяли многие мыслители (Аристотель, Ж.Ж. Руссо, О. Конт и др.). Безраздельное господство "патриархальной теории" продолжалось в течении всей первой половины XIX в. Однако новые факты, накопление которых началось в эпоху великих географических открытий и колониального освоения Америки, как отметил Ю.И. Семенов, "как прямо, так и косвенно стали постепенно оказывать влияние на теоретические построения, относящиеся к проблеме брака и семьи" .

Первые попытки нового подхода к данной проблематике связаны с именем Ж.-Ф. ЛаФито4, подробно описавшего общественный строй и обычаи индейцев - ирокезов и гуронов. Как утверждал Лафито, муж и жена не создавали отдельной семьи, а дети, рожденные в таком браке, оставались с матерью и считались принадлежащими к ее семье, наследование имущества шло по материнской линии.

В XVIII и в первой половине XIX в. появляется целый ряд работ, авторы которых высказывают идеи первоначальной неупорядоченности половых отношений между людьми, содержащие достаточно противоречивые доказательства. Так Дж. Миллар, стремясь объяснить существование материнского счета родства и высокого положения женщины у древних народов, высказывает необоснованные, порой противоположные доказательства. "Миллар то рисует картину неупорядоченного общения полов, то говорит о существовании какой - то формы брака, но очень далекой от современной"6. Некоторую обоснованность своих взглядов, по мнению Семенова, предлагает Д Иениш7, который в 1801г. попытался отграничить промискуитет как явление, характерное для животно-человеческого состояния, от "общинного брака", встречающегося в виде исключения на стадии человеческого общества. С "общинным браком" Иениш связывал высокое общественное положение женщины.

Таким образом, несмотря на то, что многие исследования содержали необоснованные, умозрительные взгляды относительно промискуитета и "общинного брака", были частично или полностью отвергнуты научным сообществом, ратовавшим за изначальность патриархальной семьи, первая половина XIX в. характеризуется началом теоретических разработок данной проблематики, началом систематического изучения семьи и брака.

На втором этапе (вторая половина XIX в. до начала XX в.) особое значение в изучении семьи стали представляли антропологические и этнографические исследования. Ученые опирались на широкий эмпирический материал, собранный в ходе полевых исследований и наблюдений примитивных обществ, а также в ходе сравнительно-исторического анализа. В этот период складывается понятийный аппарат социологии семьи, активно изучаются различные системы родства, разворачивается теоретическая дискуссия по вопросу о соотношении патриархата и матриархата.

Особое значение здесь принадлежит теоретикам марксизма, так, по мнению Ф. Энгельса, изучение истории семьи начинается с 1861 года, когда вышла в свет работа Бахофена "Материнское право". В предисловии работы "Происхождение семьи, частной собственности и государства" он пишет: "До начала шестидесятых годов об истории семьи не могло быть и речи. Историческая наука в этой области целиком еще находилась под влиянием Пятикнижия Моисея. Патриархальную форму семьи, изображенную там подробнее, чем где бы то ни было, не только считали самой древней формой, но и отождествляли, за исключением многоженства, с современной буржуазной семьей, так что семья, собственно говоря, вообще не переживала якобы никакого исторического развития; самое большое допускалось, что в первобытные времена мог существовать период неупорядоченных половых отношений".

Аксиологический подход к изучению семьи (сущность понятия "ценность", "ценностные ориентации" в современных социальных и философских науках)

Вопросам происхождения и функционирования категории "ценность", "ценностные ориентации" уделяют внимание современные социальные и гуманитарные науки, среди которых: философия, социология, психология и другие, каждая из них вносит в эти понятия свою специфическую направленность, что позволяет целостно представить данный феномен.

Первоначально "ценность" как категория рассматривалась, с одной стороны, в логике, эстетике и особенно в этике, а с другой стороны - в психологии. На рубеже XIX - XX вв. складывается новая философская дисциплина - теория ценностей или аксиология.

"В научной литературе до сих пор зарегистрировано свыше 400 разных определений этого понятия, варьирующих, естественно, в зависимости от научной отрасли, от предпочитаемой данным автором теории акцента в операционализации и измерении (когда речь идет об эмпирических исследованиях"61.

Употребляется понятие "ценность" 1) в повседневном обиходе, обозначая способность вещей и явлений окружающего мира воздействовать на нас таким образом, что они становяться благами, побуждающими людей стремиться к ним и добиваться обладания ими; 2) в политэкономическом смысле - обозначая то, благодаря чему вещи обладают общественно признанной стоимостью, вынуждая людей, желающих обладать или пользоваться ими, платить определенную цену, обменивая одни вещи на другие; 3) в философском смысле - обозначая самые общие принципы целесообразной деятельности, благодаря которым человек приписывает тем или иным объектам как материального, так и духовного мира практическую значимость, побуждающую его действовать и вести себя определенным образом.

В самом общем виде ценности имеют три особенности: во-первых, они характеризуются одновременно как объективные и субъективные; во-вторых, все то, что людям представляется положительным, имеет смысл лишь в силу наличия своего антипода; в-третьих, соотношение между противоположностями ограничивается некоторым субъективно определяемым пределом, за которым дискуссия о ценностях теряет свой смысл.

Философское же понимание ценности предполагает следующие особенности: "ценность и "сущность человека" - понятия однопорядковые; осознанность ценности; воплощенность ценности в человеческой жизни в той или иной форме; противопоставленность ценности как должного идеала и реальности ("сущего"); включенность ценности в целеполагающую и оценочную деятельность человека"63.

Таким образом, "ценность" - многозначное понятие, которое используется в сфере обыденного сознания, отражая то, что осознается и переживается личностью, как актуальная значимость, как смысл и идеал; ценность характеризует сознание, поведение и цели социальной деятельности.

В современной интерпретации социальные ценности - это: "значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям индивида, социальной группы, общества в целом; социокультурные предпочтения людей по отношению к различным объектам и явлениям, способным удовлетворять потребности индивидов, служить их интересам и -целям; нравственные и эстетические императивы, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания" .

Являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, ценности занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта, связаны с реальной деятельностью человека, формулируются как идеалы, жизненные цели, модели должного, задающие спектр параметров желаемых преобразований действительности.

Подходы к классификации ценностей многообразны. Наиболее часто называют такие их группы: этические, эстетические, экономические, индивидуальные, групповые, общечеловеческие, социальные, политические, духовные, физиологические, экологические, биологические; вечные, постоянные, временные, переменные. "С формальной точки зрения ценности делятся на позитивные и негативные (малоценность, отсутствие ценности); на относительные и абсолютные; на субъективные и объективные. По содержанию различаются вещные ценности, логические, этические и эстетические"65.

Также возможно деление ценностей на предметные и субъектные, которые выступают своего рода двумя полюсами ценностного отношения человека к миру. Первые как его объекты (предметы потребности и интереса, в виде устремлений, почитания, предпочтений, одобрения и осуждения), а вторые - как выражение того же отношения со стороны субъекта, в которых интересы и потребности переведены на язык идеального, мыслимого и представляемого. В связи с этим, предметные ценности являются объектами оценки и предписания, а субъектные - способом и критерием этих оценок и предписания.

"К предметным ценностям относят: естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах стихийных бедствиях; потребительную стоимость продуктов труда (полезность вообще); социальные благо и зло, содержащееся в общественных явлениях; прогрессивное или реакционное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатства современников; полезный эффект или теоретическое значение научной истины; моральные добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусства; предметы религиозного поклонения"66.

Субъектными ценностями выступают "общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначения человека, идеалы, нормы и принципы действия)"67.

Каждая исторически конкретная общественная форма характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества.

Представления о семье и семейно-брачных отношениях в истории западноевропейской философии

Мысли и суждения об обществе встречаются уже в цивилизациях Древнего Востока - в Древнем Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Они сохранились фрагментарно: в виде записок, законоположений, нравственных наставлений и т.д. Общественно-экономические отношения в Древнем Египте, Вавилоне и Китае не благоприятствовали развитию общественных отношений. Это были государства с аграрным хозяйством, кастовым общественным строем, деспотической формой правления и жесткой правовой системой, основополагающее значение в которых, имела религия. "В подобных социальных условиях размышления об обществе носили несистематический характер, ограничиваясь кругом наставлений для повседневной жизни и перечислением обязанностей"102. Когда суждения выходили за рамки и касались семьи и государства, они были консервативными, поскольку существовавшие в обществе отношения представали как вечные, а перемены объясняли волей сверхъестественного.

В известном смысле элементы социальной философии можно найти у Гомера, Гесиода, Геродота, Фукидида. Однако первыми предприняли серьезное обсуждение проблем обсуждение общества и социальных институтов софисты (Протагор, Гиппий, Ликофрон, Антифонт, Трасимах, Калликл). Что касается определения характера семейно-брачных отношений, то одна из первых попыток принадлежит представителям Афинской философской школы.

Сократ первым попытался выдвинуть антропологическое объяснение сложности внутренней жизни человека, впервые формулирует аксиологический вопрос: как жить человеку в этом мире?; ответить на который можно только с помощью знания о ценностях человека, заключающих в себе смысл его существования: что есть благо, добродетель, мужество, красота как таковые в отличие от поступков и вещей, которые эти слова обозначают103.

Так отношения между мужчиной и женщиной, разными членами семьи Сократ рассматривает с позиций морали. С одной стороны, темой бесед Сократа были морально-этические принципы отношений супругов, а с другой -взаимоотношения личности и семьи с государством.

По представлениям Сократа, важным для государства и общества является общественное благо, средством достижения которого должна быть политическая организация государства, в этой связи важным является то, как строится семья. Сократ уверен, что для благополучной социальной атмосферы в государстве, каждая семья обязана подчинить свои межличностные отношения и сугубо семейные привязанности чувству ответственности перед государством. Именно это положение легло в основу предложенного Сократом договора между государством и его гражданами.

С точки зрения Сократа, основой жизни государства являются преданность и законопослушность граждан. Интересы семьи должны находиться в зависимости от интересов полиса. Права и обязанности супругов должны строиться на принципах любви и добродетели. А жизнь любого человека и семьи в целом - продвижение на пути постижения мудрости и знания о прекрасном. Поэтому полисные, общественные ценности должны быть значительнее, чем семейные.

"Взаимопонимание между супругами, по мнению Сократа, возможно только в том случае, если основную роль в их взаимоотношениях играет любовь. Разум и знание - основные добродетели, но вместе с тем "только любовь одухотворяет и возвышает человеческие отношения вообще""104. При этом, отношения даже в самой добродетельной греческой семье были строго регламентированы: как между подчиненным и господином, так и между мужем и женой, отцом и детьми. Подобное регулирование взаимодействий внутри семьи тесно переплеталось с подчиненным положением семьи по отношению к обществу.

Брак в Древней Греции представлял собой договор между двумя главами семейств, цель брака - продление рода. Жена была полностью подчинена мужу, без согласия которого не могла продать или подарить свое имущество, брать в долг; ей было запрещено посещать атлетические игры, театр, часто женщина была почти безграмотна. Общественное мнение гласило, что величайшего уважения заслуживает та женщина, о которой меньше всего говорят среди мужчин, в порицание или похвалу. Зато в доме женщина была полновластной хозяйкой, основными занятиями которой являлись - забота о доме, семье, в тоже время ей отводилась незначительная роль в воспитании детей.

Глава (отец) семейства обладал неограниченной властью, олицетворяя собой не столько идею родства, сколько идею могущества. Все члены семьи находились в безраздельном подчинении отца. Его власть была настолько велика, что он мог даже лишать жизни своих детей, приносить их в жертву. Замужняя женщина всегда была подчинена мужу, а в случае его смерти, власть над вдовой переходила к старшему сыну, иногда муж перед смертью выбирал жене нового мужа. "Основой воспитания в Древней Греции был принцип калокагатии (calos - прекрасный, agatos - хороший) - своеобразный союз физической красоты и внутренней "хорошести". Принципом общественной жизни также была калокагатия - военная мощь плюс высокий уровень культуры полиса".

Таким образом, идеальная модель семьи в отношении существующего государства, предложенная Сократом, практически совпадала с реальным положением семьи в древнегреческом обществе: личная и семейная жизнь гражданина полиса была полностью подчинена интересам государства. Благо семьи рассматривалось, прежде всего, для общества, достижение которого возможно было в том случае, если каждый из супругов разумно управлял делами, подчинял свои интересы потребностям государства.