Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная сущность искусства : опыт концептуализации Потапов, Дмитрий Вячеславович

Социальная сущность искусства : опыт концептуализации
<
Социальная сущность искусства : опыт концептуализации Социальная сущность искусства : опыт концептуализации Социальная сущность искусства : опыт концептуализации Социальная сущность искусства : опыт концептуализации Социальная сущность искусства : опыт концептуализации
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Потапов, Дмитрий Вячеславович. Социальная сущность искусства : опыт концептуализации : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Потапов Дмитрий Вячеславович; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств].- Краснодар, 2011.- 173 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/510

Введение к работе

Актуальность исследования.Современность характеризуется повышенным вниманием к социально-философским исследованиям. Это не случайно, так как в условиях высокой социальной динамики происходит постоянное переосмысление всего существующего. Рефлексивность стала нормой теоретического размышления о бытии.

Одной из традиционных проблем, требующих своего нового решения, является проблема социальной сущности искусства. Эта тема в определенной мере имеет традиционный характер, потому что художественное эстетическое начало играют существенную роль в общем социальном процессе. О пристальном внимании к искусству и его социальной сущности свидетельствует большой объем научной литературы. Для решения проблемы в общем виде возникает потребность в социально-философской рефлексии по этому поводу. Это имеет методологическое значение как для социальных и гуманитарных наук, так и для социокультурной практики.

Актуальность исследования социального смысла и роли искусства имеет мировоззренческое значение как для отдельной личности, так и для общества в целом. Ведь именно через художественные вкусы проявляются многие уникальные свойства человека: его творческий потенциал, новаторство, оригинальность. В искусстве реализуются самые возвышенные ценности человечества - идеал, героическое, красота, любовь, смысл жизни, долг и др. Поэтому призыв к повышению инновационного потенциала российского общества имеет прямое отношение к сфере развития художественного сознания и вкусов.

Масштабность социокультурных мутаций постсоветской России обусловила значительную роль искусства в выработке нового мировоззрения. На наших глазах актуальное искусство, постмодернизм из характеристик художественного сознания приобрели свойства всеобщих мировоззренческих и стилевых характеристик социальности, цивилизации. Поэтому логично предполагать, что в социально-философском исследовании закономерностей современного художественного и эстетического сознания скрыты загадки идеологической формулы будущего страны. Ясно, что искусство и художественное сознание играют в современном обществе фундаментальную роль, как на этапе выработки социальных проектов, так и на этапе их осознания и претворения в жизнь.

Кроме того, парадигмальные изменения в социальной философии дают надежду на то, что могут быть приоткрыты новые тайны

искусства как формы проявления и развития общественной жизни, как формы самореализации личности и творения будущего культуры, как взаимосоотнесенных символических программ мышления, чувствования и поведения людей

Степень научной разработанности проблемы. Изучение избранной нами для исследования темы представляет определенную сложность, поскольку в зарубежной и отечественной научно-исследовательской литературе преобладают работы искусствоведческие, культурологические, литературоведческие. В современных диссертационных исследованиях много внимания уделяется исследованию традиционной культуры, искусства, фольклора.

Современный художественный процесс в рамках постмодернистского дискурса исследовался в работах Ж. Бодрийяра, Э. Гидденса, Ф. Джеймисона, Ж. Делеза, Ж. Деррида, П. Козловски, Ж. Лиотара, и др. В России этот аспект исследования нашел отражение в работах В. Бибихина, И. Ильина, В. Ивбулис, А. Костикова, В.Халипова, А. Чу-чин-Русова и др.

Современное искусство исследовано в трудах отечественных авторов - М. Афасижева, Л. Бычкова, В. Бычкова, А. Гладыша, В. Красикова, А. Люсого, Н. Маньковской, В. Петрова, В. Савчука, И. Смирнова, М. Уварова, К. Халыкова, Н. Хренова, А. Щербаковой и др.

Естественно, что современное искусство подвергается социологическому, культурологическому и социально-философскому анализу в исследованиях диссертационного характера1. Однако по своим методам и позициям они имеют в основном однонаправленный характер, обращены к отдельным видам искусства.

1 Бакач Н.Б. Культурная парадигма как объект социально-философского анализа. 09. 00.11-социальная философия. Автореферат дисс. канд. фи-лос. наук. Волгоград, 1998;Васильченко Н.Н. Трансформация культуры русского режиссерского театра: социокультурный анализ. Автореферат канд. дисс. 24.00.01-теория культуры. Краснодар, 2010; Иванов В.В. Искусство как средство выражения этнической идентичности. Автореферат канд. дисс.09.00.13-религиоведение, философская антропология, философия культуры. Ставрополь, 2006; Малиновская О.Н. «Философия музыки» как компонент миропонимания. Автореферат дисс. канд. филос. наук. 09.00.13-религиоведение, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону, 2009; Полторацкая Л.А. Искусство в пространстве художественной картины мира. 24.00.01-теория культуры. Краснодар, 2009;Райков В.Н. Феномен театральности: социально-философский анализ. 09.00.11 социальная философия. Автореферат дисс. канд. филос. наук. Саратов 2010, и др.

Объект исследования - искусство как социальный феномен.

Предмет исследования - философские идеи и концепции о социальной сущности искусства, получившие развитие в советской и постсоветской философии.

Цель исследования: проанализировать с социально-философских позиций опыт концептуализации социальной сущности искусства в советской и постсоветской философии.

Достижение поставленной цели включает последовательное решение комплекса взаимосвязанных задач:

проанализировать теоретико-методологический опыт советских философов в области концептуализации социальной сущности ис-кусства;

оценить теоретико-методологический потенциал постсоветской философии в области концептуализации социальной сущности искусства;

рассмотреть с социально-философской точки зрения онтологию художественно-эстетического сознания;

с социально-философской точки зрения и в современном культурном контексте определить предмет искусства;

раскрыть социально-смысловую роль искусства в сфере социального бытия;

определить концептуальный подход для социально-философской вербализации сущности современного искусства.

Методологическая основа исследования.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных философов о сущности, характере эволюции и сравнительных характеристиках искусства и эстетического сознания.

Непосредственным эвристическим средством освоения социального материала выступили социально-философские требования историчности, конкретности, объективности, всесторонности рассмотрения. В работе применялись общенаучные методы сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения, аналогии, индукции и дедукции.

Основным средством уточнения концептов, связанных с анализом специфики искусства, избран метод идеализации, который позволяет рассматривать их содержание как бы в «чистом виде».

На основе анализа опыта концептуализации социальной сущности искусства в советской и постсоветской философии, сформулированы положения, выносимые на защиту:

  1. В философском дискурсе советского общества, направленном на концептуализацию специфики искусства, вначале доминировал гносеологический подход: искусство рассматривалось как вид познания, а социальная природа познания понималась экстерналистски, как классовый фактор, определяющий идейную позицию (партийность в искусстве) художника, его творческий замысел и метод. С другой стороны, методологическая ограниченность (отсутствие экзистенциалов и феноменологического инструментария) социальной философии в какой-то мере компенсировалась за счет того, что категории, концептуализирующие чувственно-эмоциональную сферу жизненного мира, разрабатывались в области художественного познания, художественной критики и эстетики.

  2. Дискурс исторического материализма, направленный на концептуализацию социальной сущности искусства, строился на универсалистской системе диалектических категорий и заключался в создании абсолютной мировоззренческой системы, исключающей истинность всех других. Современная концептуализация социальной сущности искусства разворачивается как междисциплинарный дискурс, включающий в себя натуралистический, деятельностный, аксиологический, семиотический, информационно-коммуникативный, культурологический, экзистенциально-феноменологический подходы.

  3. Дискурс социально-онтологических оснований искусства в отечественной философии XX начала XXI века эволюционировал. Вначале это был дискурс материалистического монизма, предельно примитивный и редукционистский с точки зрения объяснения специфики искусства. Дальнейшее его обогащение шло за счет ассимиляции аксиологического и феноменологического аспектов. Отечественный феноменологизм стал полем своеобразного синкрезиса семиотического, герменевтического, коммуникативного подходов и собственно феноменологии. Этому направлению оппонировал информационный подход, опирающийся на технократический дискурс. Сформировавшийся в ходе методологических инноваций социально-семиотический дискурс стал имманентно междисциплинарным (впитал достоинства семиотического, герменевтического, коммуникативного, феноменологического, информационного подходов). В итоге, дилемма примитивного монизма оказалась преодоленной за счет использования концептов «языки культуры», «тексты культуры», «язык», «знак», «значение», «смысл», «коммуникации», «код», «текст», «гипертекст», «дискурс» и др. Смысловая сфера стала онтологическим определением искусства; его предметные воплощения и способы организации приобрели статус знаково-синтаксических структур; интенциональ-

ная направленность смысла (прагматика) также вошла в социальную онтологию искусства.

  1. Искусство характеризуется некоей условностью своих образных и символических средств в отражении и конструировании реальности. Но сама сфера бытия, порождаемая им, также представляет собой символическую реальность, которая в какой-то мере эфемерна, формируется, «прочитывается» и интерпретируется исключительно в контексте природных, исторических, социокультурных и других параметров человеческого бытия. В отличие от физической реальности она не столько субстанциональна, сколько функциональна и является продуктом культуросозидающей деятельности человека. Она придает социальному бытию осмысленность, поскольку мир обретает свои модельные и смысловые формы благодаря вовлечению в нити символической реальности. Становление постмодернистской нарратологии стало признанием того факта, что личность изначально имеет дело не с репрезентацией реальности, а с неким специфическим способом ее интерпретации и реинтерпретации.

  2. Художественный текст является элементом образа жизни и средством преодоления социальных, культурных, духовных и политических обстоятельств, поскольку человек воспринимает мир через призму базовых категорий, которые отображают коллективные представления и общественное устройство, упорядочивают социальные отношения и, таким образом, воспроизводят социальные солидарности. Текст в обществе является идеологической структурой, которая условно изоморфна структуре общества. В ней обнаруживаются социальные страты, ценностно-нормативные регуляторы, он является символическим кодом отношений господства и подчинения. Современное искусство наполняет социальным смыслом свои произведения и тексты различными способами и средствами: мотивные комплексы различной направленности, использование дигитальных кодов и метафор, пародирование и пастишь-иронизация, тендерная акцентуация, новаторство в области жанров и стилей.

  3. Доминирующим социально-философским дискурсом в определении специфики и сущности современного искусства является не дискурс теории общественно-экономических формаций, а дискурс теории цивилизаций, проявляющийся через методологию постмодерна. Если искусство модерна стремилось проектировать и изменять социум революционно, то современное искусство в своих проектах антропологично и более индивидуалистично; социальная интенцио-нальность современного искусства разнообразна, наполнена дигиталь-но-технократическими кодами и тенденциями нигилизма по отноше-

нию к дискурсам и метанарративам Модерна. Социальная ангажированность современного искусства проявляется в разных формах: через погружение в политическое, через эскапизм и уход от жизненности, через эпатаж, иронию и пародирование, через интертекстуальную мозаичность и многозначность, уводящую от диктатуры рафинированно-догматических формул тоталитаризма. Таковы дискурсивно-онтологические позиции современного искусства. Новизна исследования заключается в следующем:

дана оценка опыта концептуализации специфики искусства в трудах советских социальных философов;

уточнены методологические особенности концептуализации социальной природы искусства в советской и современной социальной философии;

конкретизированы дискурсивные особенности определения социально-онтологической сущности искусства в советской и современной отечественной социальной философии;

охарактеризована специфика художественной реальности как предметной сферы искусства;

определена социальная сущность искусства как творца специфического смыслового содержания (смысложизненного и экзистенциального пласта) жизненного мира социальной реальности через тексты культуры;

раскрыт социально-философский подход к определению специфики современного искусства и его современной социальной ангажированности.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Полученные выводы могут служить теоретической и методологической основой для исследования статуса и социальной роли искусства в социальной философии и других гуманитарных науках, а также для прогнозирования тенденций художественного процесса в будущем.

Результаты исследования найдут применение в учебных курсах по социальной философии, социологии, политологии, эстетике, культурологии, искусствоведению и некоторым другим дисциплинам.

Материалы и выводы исследования представляют интерес для подготовки специальных факультативных дисциплин по актуальным проблемам культуры и духовной жизни современного общества.

Выводы и оценки, сделанные в работе, имеют значение для практиков социальной и культурной деятельности, управленцев в сфере культуры и искусства, педагогов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (включающих 6 параграфов), заключения и списка использованных источников и литературы (243 источника).

Похожие диссертации на Социальная сущность искусства : опыт концептуализации