Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена потребностью философского исследования проблемы внутриличностного конфликта, который затрагивает практически все процессы человеческой жизнедеятельности. Обращение к философской сущности конфликта оправдано пониманием того, что общество не может стабильно развиваться в ситуации постоянной конфликтной напряженности. Демократические процессы обустройства российского общества на современном этапе привели к потребности формирования нового мировоззренческого фундамента, в связи с чем особое внимание начинает уделяться поиску, определению и коррекции внутриличностных конфликтов.
Несмотря на научные и технологические прорывы человечества, широчайший спектр информационных ресурсов, появление новых потенциальных возможностей в различных сферах общественной жизни, человек до сих пор не в состоянии контролировать процессы, происходящие в своем внутреннем мире. Со всей очевидностью появляются внутриличностные конфликты различного масштаба и значимости, последствия которых неизбежно отражаются на всем обществе.
Внутриличностный конфликт – распространенная и достаточно противоречивая проблема, сопровождающая человека на протяжении всей его жизни. Ее рассмотрение требует одновременной интеграции нескольких аспектов: социального, психологического и экзистенциального. В зависимости от складывающейся в обществе социально-экономической ситуации внутриличностный конфликт можно рассматривать как в позитивном, так и в негативном значении, поскольку он как нечто естественное вытекает из самой сущности человека и условий его существования. Не уяснив сущности внутриличностного конфликта как особого состояния человека и связанных с ним острых переживаний, невозможно прогнозировать будущее человека и общества.
Налицо теоретическая, а вместе с ней и практическая важность проблемы научного определения внутриличностного конфликта. Особенно это относится к образовательной сфере, являющейся для педагогов, одним из основных источников внутриличностных конфликтов. Поэтому, на наш взгляд, сегодня важно обеспечить комплексное и универсальное видение внутриличностного конфликта.
Степень научной разработанности проблемы. В исследовании проблемы возникновения внутриличностного конфликта как социально обусловленного явления, выборе основных классификационных подходов к разработке методологических подходов внутриличностных конфликтов, а также способов его предупреждения и преодоления значительное место занимают труды отечественных ученых – Б.Г.Ананьева, С.Ф.Анисимова, П.В.Алексеева, К.А.Абульхановой-Славской, Ю.Е.Алешина, А.Я.Анцупова, Л.Ф.Бурлачука, Л.И.Божовича, Н.В.Веселова, Ф.Е.Василюка, Е.А.Донченко, Е.Л.Доценко, Е.В.Зайцева, В.Г.Зазыкина, А.И.Захарова, О.И.Зотова, Г.И.Козырева, М.Ю.Колпакова, Е.Ю.Коржова, Н.В.Крогиус, И.К.Кряжева, О.В.Кузьменкова, В.И.Курбатова, Е.В.Лекторской, Е.Л.Милютина, Л.М.Митина, В.А.Светлова, А.Спиваковской, В.А.Тихоненко и др.; труды зарубежных исследователей - А.Адлера, Л.Бинсвангера, Г.Салливана, З.Фрейда, К.Хорни, К.Юнга; как конфликты потребностей (С.Б.Каверин, К.Левин, А.Маслоу, Г.Мюррей и др.) и конфликты, обусловленные духовными факторами (Р.Ассаджиоли, Н.А.Коваль, В.Франкл и др.).
В работах С.С.Батенина, В.И.Григорьева, П.С.Гуревича, А.А.Милтея, О.Б.Шулеповой, А.И.Яценко значительное внимание уделено вопросам философского осмысления конфликта, его места и роли в человеческом бытии.
Проблема человеческого конфликта с позиции антропологического направления представлена в трудах современных западных философов: Ж-П.Сартра, А.Камю, Э.Фромма и др., которые выделяют особую сферу «собственной человеческой реальности» и через нее раскрывают сущность и смысл внутриличностного конфликта и его социальных проявлений.
В экзистенциальном аспекте проблема внутриличностного конфликта нашла свое место в работах Н.А.Бердяева, Л.Шестова и др.
К.Боулдинг, И.Галтунг, Р.Дарендорф, Л.Коузер, Л.Крисберг заложили основы современной конфликтологии, показали значение конфликтов как стимуляторов прогресса, факторов совершенствования социальных структур, общественных отношений и институтов в качестве естественных форм общественной жизни и деятельности.
В исследованиях Д.М.Азаматова, Д.Ж.Валеева, З.Р.Валеевой, И.Г.Васильевой, У.С.Вильданова, Б.С.Галимова, А.В.Лукьянова, Р.К.Нуреевой, З.Н.Хабибуллиной и многих других исследователей преобладает антропоцентрированный подход в определении моральных постулатов развития общества, духовного развития человека, его места и роли в трансцендентно-философской мысли.
Первоначально внутриличностные конфликты выступали в роли объекта психологических исследований, однако в последствии – подобный узкоспецифический подход был преодолен, и данная дефиниция прочно вошла в научную лексику общественных наук, включая философию. Это произошло во многом благодаря стремительному расширению границ современных сфер человеческой деятельности, обострению социальных противоречий, конфликтам, когда личное неприятие отдельных социальных явлений действительности людьми общественно значимых профессий, обращается во внутреннюю агрессию против самих себя, то есть приводит к обострению внутриличностных конфликтов. Отмечая многоплановость, основательность и значительные достижения в изучении особенностей внутриличностного конфликта, нельзя не констатировать его недостаточную разработанность как социально-философского феномена.
Объект исследования – конфликт как социальное явление.
Предмет исследования – социальные факторы внутриличностного конфликта.
Цель диссертации заключается в том, чтобы раскрыть социальную детерминированность внутриличностного конфликта. Эта цель может быть конкретизирована в виде следующих основных задач:
– выявить и рассмотреть социальную детерминированность внутриличностного конфликта;
– определить специфические особенности философского понимания внутриличностного конфликта;
– выявить признаки внутриличностного конфликта, причины его формирования, формы проявления и преодоления;
– обосновать положение о том, что внутриличностный конфликт представляет собой сложное и противоречивое явление жизни человека, существенным образом влияющее на эффективность профессиональной деятельности.
Методологической основой является социокультурный подход с элементами аксиологического подхода.
Научная новизна диссертации состоит в раскрытии социальной детерминированности внутриличностного конфликта. Эта новизна может быть конкретизирована в виде следующих положений, вынесенных на защиту:
– доказано, что социальная детерминированность внутриличностного конфликта является неотъемлемой частью жизни человека, определяющей характер его социального бытия;
– выявлена интегративная взаимосвязь между общественными процессами и профессиональной деятельностью в возникновении внутриличностных конфликтов;
– доказано, что на усиление внутриличностного конфликта в современном обществе влияет изменение экономической мотивации труда и осознание низкого общественного статуса профессий;
– выявлено, что социальная детерминированность внутриличностного конфликта в современном обществе влияет на изменение роли и общественного статуса профессий;
– обоснованы механизмы конструктивного преодоления внутриличностного конфликта, позволяющие человеку осуществлять самоконтроль над своим внутренним миром и окружающей его объективной реальностью, выявить истинные причины своего внутреннего напряжения, правильно оценить сложившуюся ситуацию и найти разумный выход из негативного состояния.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее положения и выводы направлены на дальнейшее исследование возникновения и социальной детерминированности внутриличностных конфликтов; их влияние на профессиональную деятельность, определение способов их предупреждения и преодоления.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации найдут свое применение в процессе формирования гуманитарной культуры и преподавания в рамках программ по социальной философии. Результаты исследования могут способствовать преодолению конфликтных ситуаций и их негативных последствий.
Апробация работы. Основные идеи и выводы диссертации докладывались автором на научных и научно-практических конференциях различного уровня, в том числе: на Международных научно-практических конференциях «Профсоюзы и местная власть» (Москва-Уфа, 2006) и «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Уфа, 2007). Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Мавлютовские чтения» (Уфа, 2007), республиканских научно-практических конференциях «Человек. Общество. Образование» (Уфа, 2006), «Научный прорыв – 2007» (Уфа, 2007), материалы диссертации обсуждались на 72-й итоговой республиканской научной конференции студентов и молодых ученых, на заседании кафедры философии Башкирского государственного медицинского университета, а также представлены в 14 публикациях автора общим объемом 3,7 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 234 наименований. Общий объем диссертации – 165 страниц.