Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социализация : Структурно-компонентный анализ Ловецкий Геннадий Иванович

Социализация : Структурно-компонентный анализ
<
Социализация : Структурно-компонентный анализ Социализация : Структурно-компонентный анализ Социализация : Структурно-компонентный анализ Социализация : Структурно-компонентный анализ Социализация : Структурно-компонентный анализ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ловецкий Геннадий Иванович. Социализация : Структурно-компонентный анализ : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11.- Москва, 2001.- 318 с.: ил. РГБ ОД, 71 02-9/66-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Становление человека 15

Глава 2. Человеческие общности 56

Глава 3. Человек - индивид - личность 79

Глава 4. Социальные институты 129

Глава 6. Личность в группе 186

Глава 7. Познание - практика - общество 205

Глава 8. Образование как развертывание первичной социализации 252

Заключение. О направленности и будущем социализации 297

Литература 303

Становление человека

Проблема антропосоциогенеза остается для науки открытой. Корректное рассмотрение природы происхождения человека упирается в сложность изучаемого феномена. Приведем некоторые концептуальные позиции, раскрывающие суть вопроса.

Первоначально стадиальное обособление человека в отряде приматов рассматривали К. Фогт, Т. Гексли и позднее Ч. Дарвин..

В рамках социологической теории Э. Дюркгейма, структурно-функционального направления в антропологии, представленного работами Б. Малиновского, развивалось представление о возникновении социальности на основе обработанных культурными факторами основных физиологических потребностей человека. Согласно авторам, формирование и реализация потребностей происходило в результате взаимодействия человеческого организма и культурной среды. Уровень потребностей определялся необходимостью выживания как отдельного организма, так и группы. Привычки, мотивации, усвоенные реакции, основы организации соответствовали качеству удовлетворения основных потребностей.

Иные позиции акцентируют сущностную связь антропогенеза с социогенезом. Антропогенез и социогенез представляют собой две неразрывные стороны единого процесса антропосоциогенеза. [Семенов Ю.И. Предпосылки становления человеческого общества/ История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983. С. 235]. Превращение биологического существа в социальное предполагает возникновение социального. Социальное существо есть такое, которое способно ограничить биологические потребности ради удовлетворения социальных потребностей [Семенов Ю.И., указ. соч., С. 138 - 139]. Формирование социальной природы определяется не только биологическими инстинктами, но и зарождающимися производственными, социально-экономическими отношениями [Указ. Соч., с. 307].

Схожей линии придерживался К. Полани, специалист в области примитивной и архаичной экономики. Им выделяются важные признаки активности прачеловека - реципрокность и редистрибуция. В антропогенезе преобладающее значение отдается социальным отношениям. В примитивном и архаичном обществах превалируют социальные институты, социальные отношения. Образцы поведения человека определяются семейными, моральными факторами, а также отношением к вере, которой придерживается сообщество. [Семенов Ю.И. Теоретические проблемы «экономической антропологии»./ Этнологические исследования за рубежом. Критические очерки. М., 1973. С. 51].

С точки зрения Л. Васильева следует различать антропогенез и социогенез. Антропогенез представляет собой генезис человека как биологического вида - процесс, протекающий в форме мутаций и метисации. В основе социогенеза - находится социально-экономический фактор, сводимый к эквивалентному или реципрокному обязательному обмену, дару, отдару с осознанием необходимости соблюдения правил или норм, составляющим основу саморазвития раннего общества. [Васильев Л.С. Генеральные очертания исторического процесса.// Философия и общество, 1997, № 1. С. 89 - 154].

По мнению В.А. Шнирельмана, племя является одновременно и социологической и культурологической категорией. [Шнирельман В.А. Проблема доклассового и раннеклассового этноса./ Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М., 1982].

Социогенез характеризует условия и способы устойчивого воспроизводства организованных человеческих коллективов во взаимодействии с меняющейся средой обитания. Тем самым утверждается признание необходимости возникновения, воспроизводства определенных форм социальной организации, утверждается неслучайный характер сознательно принятых решений.

В своих основных чертах содержание выработанных сознанием информационных моделей (включая правила социального поведения) всегда обусловлено объективно закономерным характером предметно-практической деятельности и создаваемых в ней форм социального порядка. Изучение культуры и ее компонентов встраивается в контекст анализа предметно-продуктивной человеческой деятельности, как субстанции социального, создающей высщий из известных нам уровень организации материи. Вместо допущения о спонтанности мутации «культурных кодов», вводится объяснительный принцип, позволяющий вскрыть объективную логику возникновения, сохранения отбора социальных форм и соответствующих им программ поведения. Теория исторической эволюции общества находит в концепции «всеобщего производства» универсальное основание для исследования разнообразных модификаций социума или его компонентов. [Кржевов B.C. Материалистическое понимание истории и его современное значение.//Философия и общество, 2000, № 1. С. 113 -131].

Итак, полная реконструкция процесса антропогенеза возможна при объединении представлений о развитии человека и как общественного существа, и как биологического вида.

Действительно, эволюционная теория, также как и «трудовая» концепция, не раскрывают механизма преобразования инстинктивно-рефлексивного поведения животных в социально-сознательное действие человека. Сознание, социальность, язык, труд должны воспроизводиться не постадийно, а вместе. В рассмотрении вопроса важно совмещение теоретических выводов о социальном становлении человека и о развитии биологического вида. Становление Homo sapiens - системный процесс, взаимоиндуцирующий биологические, мыслительные и общественные изменения. Обособить антропологическое и социальное невозможно.

Человек - существо коллективное, действует на кооперативной основе. Сущность социальности - в межиндивидной интеракции, коммуникации.

Упрочение коллективности невозможно без фундаментальных антропологических трансформаций - перехода к прямохождению, высвобождению верхних конечностей, обеспечивающих усиление предметно-манипуляционной деятельности, создания орудий. Последнее подготовило распад присваивающего и налаживание производящего хозяйства.

Человек - существо мыслящее, но оформление мыслительных способностей невозможно без складывания универсального знаково-информационного коммуникативного средства - языка. В основе его возникновения лежат биологические механизмы перенесения актов артикуляции из гортани в полость рта, появление языковой мускулатуры.

Человек - также существо знаково-символическое. Ближайшим условием существования и реализации знаково-символических возможностей является речь. В формировании аппарата речи, восприятии языка важнейшую играют роль высшие психические функции с определенными складывающимися в раннем возрасте и затем не образующимися далее церебральными структурами.

В онтогенезе велика роль социальности, поскольку для формирования полноценного человеческого существа, обладающего речью и способного к восприятию языка необходимы социальные связи.

Антропологическое и социальное включаются друг в друга, они взаимотрансформируются, взаимопреобразуются. Рефлексивная позиция, строящаяся на основании анализа данных факторов, дает адекватную трактовку антропогенетического процесса.

Труд, социальность, язык, сознание не выводимы друг из друга, они косубстанциональны. Их одновременное становление происходит на пути процесса непрерывного упорядочения, прогрессивного усложнения целого. Адекватная антропологическая теория возможна как теория биологического, социального и гуманитарного одновременно, раскрывающая тем не менее естественноисторическое формирование в древности разумно мыслящего, солидарно действующего человека.

Человек - индивид - личность

Человек - понятие многоуровненое. Его природа биосоциокультурна. Становление Homo sapiens определялось натуралистическими (анатомия, физиология), социальными -деятельностными позициями в ходе интеракции, коммуникации, культурными - ценностно-информационные характеристики (внебиологическое символическое кодирование, трансляция продуцируемой в обмене деятельностью идеально-смысловой формацией) параметрами.

Следует разграничить понятия «человек», «индивид», «личность». «Человек» - наиболее объемный концепт, передающий причастность конкретного представителя к родовой социокультурной организации.

«Индивид» - это единичный, конкретный, уникальный субъект, который наряду с родовыми специфическими чертами обладает также специфическими качествами, определяемыми особенностями природных свойств, психических способностей, деятельностным, мыслительным, жизненным потенциалом.

«Личность», в свою очередь, характеризует социально значимые качества индивида, осознающего и реализующего свою индивидуальность общественно. Человеческий индивид становится личностью в ходе социализации - совместно реализуемой деятельности через систему социальных взаимодействий. Цель социализации - подключение индивида к социальному опыту. Средство социализации - кооперация. Результат социализации - воспроизводство человеческой жизни.

Становление личности в социализации определяется неоспоримыми параметрами. В процессе эволюции человека биологическое тесно сращивается с социальным. Доказательством являются данные онтогенетики. В фетальный период пренатального развития плод приобретает особую чувствительность к воздействию внешней среды. С 16 недель плод начинает реагировать на звуки речи. Через слово осуществляется первичный контакт с миром, происходит формирование субъекта. На 20-й неделе развиваются органы вкуса и обоняния, к 24-й неделе - кожная чувствительность, реакция на звуки. Сканирование мозга показывает, что вскоре проявляется реакция на свет, а на восьмом месяце регистрируются периоды парадоксального сна (возможно - со сновидениями!). Плод начинает осознавать многое из того, что происходит, т.к. многие нейронные системы уже сформированы.

Годовалый ребенок находится на рубеже пользования языком и совершает новые открытия в отношении себя и окружающего мира. Он старается сделать первые шаги или произнести свои первые слова, но очень редко совершает эти действия одновременно. Слепой ребенок начинает ползать и ходить позднее зрячего: его не манит отодвинутая от него игрушка или лицо матери. Направляющая его действия визуальная обратная связь отсутствует. Все это указывает на зависимость развития мозга от информации которую ребенок получает в своей сенсомоторной ориентировочно-исследовательской деятельности.

В формировании филогенетических признаков параметры социальности входят в разряд значимых. Органическое развитие человека изначально опосредованно не только генетически закрепленным набором признаков, но и социальными связями. Социализация может рассматриваться как неравновесный и компромиссный процесс сочетания внутренней биологической программы индивида с культурно-смысловыми и информационными программами общества путем накопления индивидами социального опыта и установок, которые соответствуют их социальным ролям.

Ранним ступеням онтогенетики свойственна речь, более поздним - межиндивидное взаимодействие, обмен деятельностью, в результате которых происходит формирование чувственности, комплекса психических процессов и реакций.

Так, в момент рождения анализаторы ребенка запрограммированы на протопатическую чувствительность зрение различает лишь контраст света и тьмы. Через некоторое время в результате тех же тактильных данных в коммуникации и через коммуникацию реализуется эпикритическая чувствительность.

Наложение биологического на социальное, их взаимодействие выступает основанием для формирования высокоорганизованной, обладающей психикой материи.

Биологическая организация реализуется в межсубъективном обмене деятельностью, претерпевая многократные качественные изменения. Адекватной характеристикой данного положения служит понятие динамической, растянутой во времени бифуркации, выражающей идею переходных состояний.

Речевое общение является значимым феноменом социально человеческого. Изначально существование поддерживается начальным ресурсом моторики, являющимся совокупностью элементарных приспособительных реакций. Их необходимость определяется биологическими мотивами, наглядными впечатлениями от среды.

В результате языковой деятельности происходит формирование: сигнификации - знаковое кодирование реальности: номинации - приведение в соответствие объектов мира словесным комплексам; экспликации - введение «чистых» смыслов, значений, предметов, состояний безотносительно к вещной практике; генерализации - абстрагирование и экстрагирование существенных, необходимых признаков, связей, имеющих самоценный, отчужденный от предметности статус; категоризации - понятийное «оформление» действительности на базе информационных структур, идеальных универсалий.

Словесная практика становится активным фактором социализации. В результате активизируются познавательные способности - ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Происходит трансформация от чувственного к рациональному, от предметно-вещного к информационно идеальному, модельно-аналоговому; от осязаемого к смысловому, от индивидуального к групповому, от непосредственного к опосредованному, от инстинктивного к целеобразовательному.

Данная совокупность переходов способствует более фундаментальному переходу от действия к деятельности. По А.Н. Леонтьеву, первое от второго отличается тем, что «предмет, на который оно направлено, не совпадает с его мотивом. ... Мотив, побуждающий действие, лежит в предмете той деятельности, в которую включено данное действие» [Леонтьев А.Н. Философия психологии. М., 1994. С.49].

Становление человека в связи с реализацией коллективного знаково-символического, понятийно информационного опыта выглядит следующим образом.

Соматическая область: нервные узлы - ствол головного мозга, подкорковые узлы, лимбчическая кора - новая кора больших полушарий. Поведенческая плоскость: инстинкты - рефлексы -лабильные рефлексы - экстраполяционные рефлексы (инструментальные, оперантные условные рефлексы) -антиципирующее интеллектуальное поведение - ориентировочная деятельность - ручное мышление - символическая репрезентация идеальное распредмечивание - целеполагание саморегулирующая деятельность - гарантированное индивидуально-изменчивое поведение.

Глоттогенетическая плоскость: дословность (имитация, суггестия) - артикуляция, номинация, категоризация (вызывание существующего в языке) - монологическая речь - диалогическая речь.

Психическая реальность: сенсорная психика перцептивная психика - сознательная психика.

Коммуникативная плоскость: дописьменность (устно-слуховая коммуникация) - раннеписьменность - письменность (визуально-графическая коммуникация) - послеписьменность.

В рамках таким образом выстроенной социализации как овладения символико-семиотическим, коммуникативным опытом, являющимся предпосылкой освоения общечеловеческого опыта уточним понятие «личности». Личность формируется в результате вовлечения индивида в контекст общественных связей. Личность - индивид общественный. Быть личностью - значит вступать в диалог, общаться диалогически. Когда диалог кончается, кончается общественное, кончается личность. [Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М, 1972. С.434]. Личность реализуется в бытии коллективно значимом, побудительном, сообщающемся. Благодаря приобщенности к данной стихии и нужно судить о природе человеческого индивида как личности.

Личность в группе

В рассмотрении проблемы личности в группе особо акцентируется внимание на реальном поведении личности в системе связей с другими людьми. Личность оценивается через условия совместной деятельности и общения, безусловно, такой подход не претендует на исчерпывающее изучение личности.

В.А.Петровский выделяет три возможных аспекта исследования личности, когда личность рассматривается: во-первых, как свойство, погруженное в пространство индивидуальной жизни субъекта; во-вторых, как свойство, существующее в пространстве межиндивидуальных связей; в-третьих, как свойство, находящееся за пределами интериндивидного пространства (т.е. как «погружение» в другого, «вклад» в другого, как «персонализация») [Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М. 1992].

Личность оценивается как взаимодействующий и общающийся субъект. Социальные установки личности, приобретенные в процессе социализации, не являются чем-то застывшим, они подвергаются воздействиям и трансформируются. При действии личности в определенном социальном окружении, в конкретной группе происходит их постоянное изменение, корректировка. Роль реальной, конкретной группы значительна, поскольку через нее преломляются социальные детерминанты общества, культуры в целом.

Общим объективным основанием свойств личности является система общественных отношений. [Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. 1984. С.300]. Важен анализ того, как личность включается в различные виды общественных отношений и какова степень реализации ею этих отношений. Традиционная постановка проблемы «личность и группа» сменяется на иную композиционную форму - «личность в группе». Именно данный ракурс обеспечивает всестороннее изучение социальной идентичности личности. Теперь акцент делается не на обосновании характеристик психологии группы а на их описании уже со стороны личности

При исследовании существования личности в группе (длительного поведения) возможно разрешение следующих вопросов. Что значит идентификации личности с группой? Какие психологические механизмы проявляются при этом? Что конкретно усваивает личность в группе и чем она, в свою очередь, эту группу «наделяет»?

«Личностью не рождаются, а личностью становятся» -этот принцип конкретизируется тем, то для личности небезразлично, в каких именно группах осуществляется ее становление, с какими другими личностями она взаимодействует. Подтверждением данного принципа могло бы стать лонгитюдное исследование жизненного пути личности, выясняющее насколько значимы те или иные группы определенного типа развития -низкого или высокого, конфликтные или бесконфликтные. В обыденной жизни эти факторы фиксируемы. Например, при выяснении причин противоправного поведения подростка учитывается характер отношений в семье, школе, среди сверстников. Рассматривается вопрос о том, какое место занимал субъект в системе отношений этих групп. Отметим, что очевидная для практики проблема не нашла еще должного уровня теоретического и экспериментального подкрепления, несмотря на ее актуальность.

Основная трудность изучения данного вопроса состоит в выяснении зависимости формирования определенных качеств (свойств) личности от особенностей групп, в которых осуществляется процесс социализации и актуально разворачивается ее деятельность. Серьезные затруднения представляет изучение зависимости личности от формирования определенных «качеств» группы, от ее психологических характеристик, а также от исходного материала, то есть от тех обобщенных психологических качеств личности, с которых начинается процесс оформления группы.

Исследование качеств личности имеет солидную традицию. Изначально ставился вопрос о перечислении различных качеств личности, потом в центре внимания оказалось описание их структуры. Постепенно происходит переход к необходимости понимания системы качеств личности. Принципы построения такой системы еще не разработаны. Ее общие характеристики изложены в работах А.Н. Леонтьева. [Леонтьев А.Н. Начало личности - поступок // Избранные, психологические. произведения. Т.1. М., 1983. С.385]. Здесь личность рассматривается как системное качество. Придается новое измерение личности через «исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им». Скорее всего, можно построить систему качеств личности, располагая их в соответствии с этими основаниями. Но более серьезное видение проблемы возможно при изучении проявления личности в тех реальных группах, в которых организуется ее деятельность. При этом важно не только функционирование личности в своей первичной среде - в ее непосредственном окружении, но и изучение системы групп, в которые включена личность, в том числе и больших социальных групп, так как общие ценности общества и достижения культуры она постигает именно в этих группах.

Существуют некоторые подходы к решению обозначенной проблемы. Изучается роль фактора «вхождения» личности в группу. [Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М. 1992]. Доказано, что каждая группа имеет свое собственное «лицо», и это значимо для индивидов, в нее включенных; рассматривается вместе с другими детерминантами поведения «статусный опыт индивида» как опыт, приобретенный в различных гругшах пребывания на протяжении предшествующего жизненного пути и т.д. [Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976]. В работах B.C. Мерлина находим: «Характер взаимоотношений в коллективе детерминирует формирование свойств типичных для данного коллектива» ГК4егшин B C Взаимоотношения в социальной rovnne и свойства Социальная психология личности М 1979 С 259] ЕCHH

Можно привести, по крайней мере, два аргумента, раскрывающих вопрос о том, почему непосредственная среда деятельности личности - группа действительно «наделяет» личность определенными свойствами.

Первый аргумент заключается в том, что результат активности каждой личности, продукт ее деятельности дан прежде всего не вообще, а там, где он непосредственно произведен, осуществлен, т.е. выступает как некая реальность. Поскольку она возникает в группе, то здесь более всего очевидна мера участия каждой личности в общем усилии. Через долю в общем объеме деятельности личность как бы сопрягается в другими членами группы, а, следовательно, оценивается ими.

Подобная оценка предполагает использование нормативов, при помощи которых она осуществляется. Можно сделать вывод о том, что существуют такие качества личности, которые особенно значимы для группы, условий деятельности. Будучи закрепленными в оценках, они как бы задаются членам группы. Межличностное оценивание возможно как процесс интериоризации - усвоения личностью оценок со стороны других членов, социального сравнения, самоатрибуции - приписывания качеств, выполняемых на основе двух предшествующих процессов, смысловой интерпретации жизненного переживания. [Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. С.234].

Образование как развертывание первичной социализации

В предыдущих разделах мы подвергли анализу различные компоненты процесса социализации, касаясь проблем образования лишь косвенным образом. Ввиду того, что значение образования в современном обществе приобретает ярко выраженное доминирующее положение, на что указывают программные заявления лидеров большинства стран мира, следует более обстоятельно и глубоко рассмотреть тему образования и воспитания новых поколений, выделить основные тенденции этого процесса и зафиксировать некоторые положения которые свидетельствуют о совпадении и пересечении многих линий образовательного пути человека его социализации и культурного развития.

Вся история образования располагается на горизонтали «обучение - научение - образование - развертывание внутреннего мира личности».

Примерно 2,5 миллиона лет тому назад у африканских двуногих приматов наметились две противоположные адаптивные стратегии. Массивные австралопитеки пошли по пути специализации, выразившейся в увеличении размеров тела и в стенофагии. Представители другой ветви перешли на более калорийное питание и иной образ жизни, что стимулировало дальнейшее развитие головного мозга, открыло перспективы становления интеллекта как иной сигнальной системы. Таким образом, первичные навыки адаптивного поведения закреплялись и порождали эффективные способы выживания.

Как известно, миграция гоминид началась примерно 1,5 миллиона лет назад. Освоение новых экологических ниш сопровождалось переходом к новому образу жизни, порождало смену стереотипов поведения, еще более стимулируя развитие мозговых структур. Уже мозг неандертальца по своему объему не уступает мозгу современного человека, но отличается особым строением. Он не увеличивался в высоту, но усиленно разрастаются участки, связанные с органами чувств, в частности, зрительные центры в затылочных долях. И культура (в эпоху мустье, например) свидетельствует о совершенно ином характере мышления, которому не свойственно создание синтетических конструкций: следствием являются цепи деструктивных аналитических операций (откалывания, дробления, расчленения), что совершенно не продуцирует живопись и скульптуру. Возникновение верхнепалеолитической культуры (ориньяк) совпадает с завершением адаптационного периода к холодному климату: утепленные жилища и хорошо сшитая меховая одежда позволяли людям современного физического типа выживать и совершенствовать образ жизни, создавать более гибкие и рациональные формы отношений. Используется более ста видов инструмента для обработки природного материала среди них выделяются сложносоставные орудия. Успешно передаются приемы овладения техникой орнамента скульптуры наскальных фресок, изображающих животных первые музыкальные инструменты

Возникновение земледелия означает, что люди стали вполне сознательно направлять усилия на преобразование окружающей среды в своих интересах. Даже в том случае, когда они были не очень гибкими и не выдерживали избыточного давления сил природы, они все же осознанно реагировали на любое смещение экологического баланса, все их последующие трансформации свидетельствуют о наличии неких традиций, подлежащих либо усвоению или их постепенной отмене. Все традиционные общества характеризуются воспроизведением одного и того же жизненного уклада в ряду многих поколений. Вместе с тем, замедленное с точки зрения современных темпов развитие орудий труда и приемов деятельности еще не являются основанием для уподобления жизни первобытного сообщества со сном. Адаптивность, по мнению Э.С. Маркаряна, предполагает определенную корректирующую деятельность системы по отношению не только к внешней среде, но также к изменениям, вносимым новым вектором социальной общностью. [Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. Логико-методологический анализ. М.: - Мысль, 1983]. Культурная адаптация получает столь разнообразные формы, что можно говорить, скорее, о стремительном темпе событий. Мыслительные конструкции возникают, как известно, путем цепи длительных конструкций, реконструкций и деконструкций.

Культура не наследуется через гены, она передается через традиции, каждая личность усваивает ее путем обучения, однако способность к редупликации культурных кодов является генетически зависимой характеристикой. По мнению Эдварда О. Уилсона, гены держат культуру на поводке, поводок этот довольно длинный, но он с неизбежностью будет сдерживать ценности в соответствии с их влиянием на генетический пул. [цит. по Р. Смит. Человек между биологией и культурой// Человек, №1, 2000. С. 25-36]. В этой связи все более популярной становится гипотеза информационного отбора, согласно которой развитие такой сложной и самоорганизующейся системы, как человеческое сообщество, определяется все более возрастающей тенденцией к переработке и накоплению информации. Критерием отбора, в свете данной концепции, становятся преимущества в информационном ускорении. Успех выпадает на долю не столько закрепленных, сколько приобщенных качеств.

Первоначально переработка информации происходит за счет первичных сенсорных анализаторов, что хорошо показано в работах Клода Леви-Стросса на примере выделения бинарных оппозиций и выделения операторов. И в этом отношении первичная логика не сколько не уступает по эффективности современной математической логике, иначе бы человечество просто не выжило. Существенное ускорение производства информации как самостоятельного продукта возникает уже в эпоху верхнего палеолита, что знаменует становление социокультурного генеза на собственной основе: происходит выделение определенных информационных знаков как предельно важных, жизненно ценностных, предполагающих их освоение всеми последующими поколениями.

При этом традиции не следует трактовать только как порядок, которому надлежит неукоснительно следовать. Традиции - это еще и процесс, форма социокультурного наследования, организованная таким образом, чтобы обеспечить адекватное возобновление вложенного в нее содержания, предполагающая в своем сокровенном смысле также и новаторство. Ибо если в традиции утрачиваются ее способность выступать в компромиссе с новаторством, она становится узкой для новых поколений и нежизнеспособной. Традиции и новаторство - это амбивалентные позиции одного и того же подлинно культурного процесса.

Переход от устной традиции к письменной означал высвобождение предметной ценности как основного тематического содержания культурной традиции. Предметная ценность, как таковая, по определению Д.Б. Зильбермана, не связана с оценками, поэтому ее коммуникация - нейтральна. Однако инициатива нового способа коммуникации исходит от социальных субъектов, поэтому она становится важнейшим механизмом социального действия, базирующегося на ценностях [Зильберман Д.Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность// Вопросы философии, № 4, 1996. С. 76-105].

Похожие диссертации на Социализация : Структурно-компонентный анализ