Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семья: социально-философский анализ : на примере корейской семьи Ли Кван Сун

Семья: социально-философский анализ : на примере корейской семьи
<
Семья: социально-философский анализ : на примере корейской семьи Семья: социально-философский анализ : на примере корейской семьи Семья: социально-философский анализ : на примере корейской семьи Семья: социально-философский анализ : на примере корейской семьи Семья: социально-философский анализ : на примере корейской семьи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ли Кван Сун. Семья: социально-философский анализ : на примере корейской семьи : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Ли Кван Сун; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2011.- 171 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/517

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Семья как социальный феномен 12

1.1. Сущность семьи и брака 12

1.2. Эволюция семьи на Западе 56

Глава 2. Специфика семьи в Республике Корея 83

2.1. Конфуцианские основы традиционной корейской семьи 83

2.2. Современная семья в Республике Корея 114

Заключение 139

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Все этапы жизненного пути индивида, равно как и все самые острые проблемы человечества в том или ином виде представлены во внутрисемейных взаимоотношениях. На протяжении всей истории человечества семья всегда воспринималась не только как непреложная жизненная реальность, но и как проблема: Что такое семья? Каковы ее основания? Какой, в конце концов, надлежит ей быть? - Постоянной или временной? Нуклеарной или расширенной? Добровольной или принудительной? Каково соотношение наслаждения, обязанностей и страдания внутри самой семейной действительности? Является ли сущность семьи постиндустриального общества универсальной, инвариантной и обусловленной логикой экономического развития или же она в значительной степени определяется культурными, этническими, религиозными и нравственными параметрами общественных организмов?

В социально-философском измерении семья выступает как социальная общность и форма бытия, микросистема социальных связей и отношений, элемент социальной структуры общества. Семья является важнейшим институтом социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей. «Семья - ближайшее и самое дорогое для нас отечество; пространственно - это место самых горячих связей; духовно - это место совершенного идеализма...» (т.е. благодати, бескорыстия), - заметил русский философ В.В. Розанов, считавший семейный вопрос наиважнейшим в общественной жизни.

Розанов В.В. Семейный вопрос в России: монография. СПб.: типография М.Меркушова, 1903.С. 92.

Семья как микроструктура общества испытывает на себе влияние всех протекающих в нем процессов. В соответствии с новыми потребностями социума изменяется структура семьи, ее функции, характер взаимоотношения членов семьи, связи с внешним миром и так далее. Однако несомненно и обратное влияние семьи на общество, обусловленное тем, что в ней совершается сложный и тонкий процесс многостороннего формирования будущего человека. В семье шлифуются грани личности, развивается её внутренний мир, происходит постепенное вхождение в культуру социума. Человек в семье получает основы сознания и характера, здесь складываются его взгляды и установки, моральные и волевые качества, понятия о своих обязанностях перед обществом, его мировоззренческая убежденность и социальная направленность. Именно от того, что получит человек в семье и что впоследствии он привнесет в социум, во многом зависит специфика развития общества.

Актуальность диссертационной темы обусловлена колоссальными изменениями, которые испытывает семья в Корее. Необходимость в социально-философском осмыслении феномена семьи диктуется тем, что с конца 1990-х годов данная проблематика стала весьма злободневной для Кореи. Это было связано с глобальной переоценкой социальных ценностей, так или иначе обусловленных новыми культурно-историческими реалиями.

В течение последних сорока лет Южная Корея совершила экономический рывок, которому найдётся мало аналогов в мировой истории. Страна, которая менее полувека назад по основным макроэкономическим показателям заметно уступала Нигерии, в последние годы вышла на уровень государств Европейского содружества. Корейцы старшего поколения в своём большинстве родились в крестьянских семьях, уклад жизни которых мало изменился с XV века. Сейчас те же самые люди живут в одной из самых высокотехнологичных стран планеты.

К историко-культурным факторам, которые сделали возможным "корейское экономическое чудо", относятся высокая трудовая культура,

склонность к дисциплине, лояльность, пиетет по отношению к старшим, уважение к образованию.

Однако самый существенный вклад в индустриализацию страны внесла сохранившаяся в Корее патриархальная семья, которая поставляла на рынок труда исключительно дисциплинированных работников, готовых честно трудиться не столько ради куска хлеба, сколько во имя нравственного долга, и одновременно брала на себя все риски, освобождая государство от выполнения функций по социальному обеспечению граждан.

Конфуцианская традиция в Корее на протяжении многих столетий придавала семье приоритетное значение, ставя ее на первое место в числе коллективов, к которым принадлежал каждый индивид. Долг перед семьей был высшим долгом человека, а сохранение патриархальной семьи — одной из самых почитаемых добродетелей.

В настоящее время семья в Корее переживает отнюдь не лучшие свои дни: она оказалась под воздействием сразу нескольких сопряжённых процессов, затронувших общество. Это, прежде всего, глобализация и информатизация социума, а также стремительное развитие основных черт общества массового потребления. Наиболее мощное влияние на семью оказали постоянно растущая эмансипация индивидов, многовариантность свободного субъективного выбора, социокультурный плюрализм, обострение проблем, связанных с распадом институтов традиционной культуры.

Индивидуалистически ориентированный западный мир сталкивается со многими проблемами, центром которых является кризис семейности (дезинтеграция структуры семьи, гедонистическая культура свободного секса и разводов, изоляция старых и престарелых, высокий уровень молодежной преступности и самоубийств). Корейской культуре за счет гибкого синкретичного сочетания новаций и традиций удалось значительно минимизировать перечисленные негативные влияния и выработать альтернативную траекторию развития семьи и общества.

Степень разработанности темы. Разработка проблемы семьи занимает весьма скромное место в социально-философской литературе Кореи. Ею преимущественно заняты демографы, психологи, социологи и другие представители частных, прикладных областей знания. Их усилиями собран богатый эмпирический материал, но вместе с тем до сих пор семья исследуется сугубо функционально, специфически, без проведения философского анализа ее сущности.

Иными словами, предается забвению тот факт, что именно социально-философские исследования призваны стать основой целостной, динамичной и ценностной картины воззрений на семью и семейные отношения, что, обобщая накопленный междисциплинарный материал, они дают ориентиры развития семьи в будущем. Социально-философский анализ предполагает рассмотрение семьи, прежде всего, как фундаментальной категории социального мира, как подсистемы общества, особой сферы бытия человека в мире. Именно с этих позиций семья исследуется в данной диссертационной работе. В связи с этим автор в своем исследовании опирается в основном на материалы западных и российских теоретиков.

Семья и семейные отношения в социально-философских работах рассматриваются по нескольким векторам.

Возникновению и эволюции брака и семьи посвящены работы И.Я.Бахофена, Э.Вестермарка, Дж. Мак-Леннана, Л. Моргана, Дж. Леббока, Ю. Липперта, Б. Малиновского, П.А. Сорокина, Ф. Энгельса, а также российских исследователей - М.М. Ковалевского, Г. Кунова, Ю.И. Семенова и др. В Корее этими вопросами занимаются Ким Ду Хон , Ли Венг До.

История философского осмысления семьи открывается трудами Платона и Аристотеля. Анализ семьи и ее роли в обществе содержится в произведениях Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббса, И. Канта, Ф. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля, О. Конта, К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Дюркгейма, П.А. Сорокина, Ч. Кули, Дж..

Философско-религиозный аспект исследования пола и семьи глубоко проанализирован в работах русских философов, таких как Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Розанов, B.C. Соловьев и др.

Особый вклад в изучение семьи как подсистемы общества внесли представители российской социальной мысли - А.И. Антонов, И.В. Бестужев-Лада, СИ. Голод, И.С. Кон, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, а также западные исследователи - У. Гуд, А. Карлсон, Р. Хилл, Ч. Филлипс и др. В Корее эта проблема разработана в работах Ли Сунг My и Ли Кван Кю.

Обращение к феномену семьи как к социокультурной ценности было характерным для исследований второй половины 1990-х гг. Данная проблематика хорошо представлена в работах СИ. Голода, Т.А. Гурко, О. Здравомысловой, Л. Карцевой и др., где представлены концепции семьи как ценности общества и на их основе выявлены основные направления процесса модернизации ценности семьи в современном российском обществе.

Анализ семьи как универсальной ценности и как побудительного мотива для индивидуального поведения личности нашел отражение в работах М.С. Мацковского, В.И. Жукова, В.А. Сысенко, В.Т. Лисовского, В.В. Бодровой, Т.И. Заславской.

Несмотря на довольно внушительный список авторов, которые внесли несоменный вклад в социально-философский анализ семьи, приходится все же констатировать, что все более очевидным становится несоответствие между назревшей потребностью в социально-философском анализе современного состояния семьи и недостаточной разработанностью теоретико-методологических подходов к решению этой проблемы. Подобное несоответствие связано с несколькими причинами. Наиболее значимыми среди них, на наш взгляд, являются: а) глубинные расхождения в представлениях о значимости семьи, определяемой ее положением в сложном ансамбле отношений «личность - общество» и сегодняшним реальным содержанием ценностно-нормативных оснований семьи; б) закономерности модернизации семьи и семейных ценностей в обществе

переходного типа и реальная социальная практика формирования структурно-функциональных параметров семьи; в) общественная необходимость семьи как ценностно-нормативного элемента культуры, способного порождать культуру более высокого порядка, и отношение к семье со стороны государства и социума. В диссертационном исследовании, использующем, главным образом, эмпирический материал корейского общества, в определенной мере восполняются эти теоретико-методологические пробелы.

Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования является семья как социальный феномен, а предметом выступает семья в Корее.

Цель исследования заключается в проведении социально-

философского исследования специфики семьи в Республике Корея.

В соответствии с этой целью ставятся следующие теоретические задачи:

восполнить пробелы в наших знаниях о сущности семьи и ее формах, о ее месте в структуре общества и роли в жизни человека;

проследить динамику философской рефлексии проблем семьи;

на основе анализа генезиса, эволюции и современного состояния форм брака и семьи определить устойчивые тенденции их дальнейшего развития;

- охарактеризовать влияние конфуцианской идеологии на
формирование и функционирование семьи в современной Корее;

- проанализировать процессы трансформации семьи и семейных
ценностей в условиях модернизации корейского общества.

Теоретико-методологические основы исследования.

Методологическую основу диссертации составили идеи структурно-функционального и сравнительно-исторического подходов к исследованию семьи и брака. Диссертационная работа опирается на социально-

философский анализ литературных источников, что позволяет проследить генезис общефилософских представлений о природе и сущности семейных отношений.

В своем исследовании автор опирается на принципы философского анализа: а) развития, рассматривающего семью как продукт общественного процесса, придающего ей всеобщий, универсальный характер; б) историзма, предполагающего методологию познания семьи на конкретных этапах и стадиях ее развития, а также выявление закономерности смены форм семьи на разных этапах человеческой истории; в) детерминизма, дающего методологический ключ к познанию причинной обусловленности семейного бытия человека изменениями социально-экономического и аксиологического параметров общественной жизни, к выявлению места и роли семьи в обществе, степени приоритетности ценностей семьи в общественном сознании и бытии человека; г) системности, рассматривающего семью как целостную многоуровневую систему.

В ряде случаев автор использует идеи институционального подхода, акцентирующие культурно-историческое значение семейно-брачных отношений, а также принципы и методы символического интеракционизма, в рамках которого исследуется взаимодействие членов семьи, занимающих определенные ролевые позиции внутри микросоциума.

Социально-философское изучение столь сложного объекта, как семья,
заметно обогащается, если при этом используются данные из области
смежных областей знания: истории, социологии, психологии, этнографии,
культурологии, антропологии, психологии, и т.д. Это обстоятельство
побудило автора к использованию опыта междисциплинарных

исследований.

Автор исходит из учения Гегеля о единстве семьи: человек должен являться в нем (единстве) не как лицо для себя, а как член этого единства.

Положения, выносимые на защиту, их новизна:

Раскрыты роль и значение государственной религии и идеологии в процессе формирования и функционирования традиционной корейской семьи. Конфуцианство с присущим ему культом патриархальной семьи, даже перестав быть официальной идеологией, остается важнейшей основой корейской культуры и тем самым - основой формирования коллективного сознания и повседневного поведения корейцев. И сегодня оно выступает как хранитель ритуалов, традиционных форм жизни и рациональности. Это в немалой степени способствует тому, что семья в Корее, как и прежде, считается высшей ценностью, а служение семье - величайшей человеческой добродетелью.

Выявлены функциональные и ценностные преимущества корейской модели семьи по сравнению с ее современными западными формами, что позволило сделать следующий вывод: задача общества заключается не в том, чтобы подавлять стремление людей к индивидуализму и многовариантности свободного субъективного выбора, а в том, чтобы превратить семью в одну из престижных ценностей индивидуальной жизни. Показано, что чем более развито чувство нравственного долга у членов семьи, тем выше степень сплоченности, солидарности и гармонии в самом обществе.

Обоснована особая роль и значимость семейного бытия человека и семейной культуры в современном многообразии конкурирующих между собой социальных отношений и ценностей. Самоутверждение и самореализация индивида происходят в основном в семье, а не только за ее пределами. Как ячейка общества, семья в наибольшей мере способствует познанию человеком своей сущности, реализации своего подлинного «я»; только ограничивая свою свободу мерой несвободы других членов семьи, личность осваивает культуру ответственности, справедливости и равенства.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы:

при подготовке спецкурсов и базовых курсов по социальной философии, культурологии, политологии, психологии, социологии, антропологии, включающих тематику брака и семьи;

в дальнейших исследованиях по проблемам семьи и семейных отношений в социальной философии и в таких науках, как социология, демография, этнология и педагогика;

при создании социальных программ, направленных на решение практических проблем современного института брака и семьи;

- в разработке идеологии и концепций семейной политики, подготовки
соответствующих законодательных актов.

Материалы диссертации могут быть использованы при разработке государственной программы семейной политики, в процессе преподавания социальной философии, социологии семьи, феминологии и семьеведения, а также при чтении курсов теории и технологии социальной работы с семьей в высших учебных заведениях.

Апробация работы. Основные положения и результаты проведенного исследования были представлены в выступлениях на Международной конференции выпускников духовной академии «Семья и церковь» (США, г. Нью-Йорк, 1996), на семинаре миссионеров «Актуальные проблемы воспитания детей» (Сеул, 2000), в выступлении на научно-практической конференции «Актуальные проблемы молодых семей» (Сеул, 2010), на Международном конгрессе миссионеров в Таиланде (Бангкок, 2010), а также на конференции в МГУ «Ломоносов-2010» (Москва, 2010). Основные положения диссертации отражены в научных публикациях.

Структура диссертации определяется логикой исследования, его целью и задачами. Диссертация состоит их введения, двух глав, заключения и библиографии.

Сущность семьи и брака

В современной социальной теории доминирует представление, что семью конституируют три вида отношений: свойства (муж-жена); порождения (родители-дети); кровного родства. Существует множество определений семьи, отражающих различные точки зрения на содержание этих базовых отношений.

Так, П.А. Сорокин в «Системе социологии» под семьей понимает легальный союз (часто пожизненный) супругов, с одной стороны, союз родителей и детей — с другой, союз родственников и свойственников — с третьей. Его позицию разделяет А.И. Антонов, настаивая на непременном наличии всех трех видов отношений (супружества, родительства, родства) для определения семьи как института и предлагает прочие «осколки семьи» именовать «семейными группами».2 Главный признак семьи в этом определении - наличие обоих биологических родителей и детей. Н. Смелзер, наоборот, подчеркивает, что при этом дети вполне могут быть не родными, а усыновленными.3

На наш взгляд, самое полное определение; акцентирующее внимание на неразрывной связи семьи как института и как малой группы, дал социолог А.Г. Харчев: «Семью можно определить как исторически-конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальной необходимостью, в которой обусловлена потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».4 Понятно, что такое определение является скорее идеальной моделью семьи, чем констатацией ее реального существования.

Если считать, что в основе семьи лежит юридически оформленный (нередко пожизненный) союз мужчины и женщины, создаваемый с целью рождения и воспитания детей, то в категорию семей не попадают состоящие в законном браке супруги без детей, лица, состоящие в гражданском браке и имеющие общих детей, одинокие родители с детьми, пожилые супруги, имеющие проживающих отдельно взрослых детей-и прочие группы людей.

Поэтому ряд ученых склонны рассматривать «семью как совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства». 1 Так, английский социолог Э. Гидденс определяет семью как ячейку общества, состоящую из людей, которые поддерживают друг друга одним- или несколькими способами, например, социально, экономически или психологически (любовь, забота, привязанность) .2

Американские ученые Д. Олсон и Дж. Дефрейн, определяют семью как «двое или более людей, которые принимают на себя обязательства по отношению друг к другу и которые разделяют интимность, ресурсы, принятие решений и ценности».3

Очевидно, что такие определения предполагают самые разные типы отношений и основаны в большей мере на семейной идентичности, а не на объективных показателях. То есть «семья» с субъективной точки зрения подразумевает тех людей, которых сам человек в нее включает, имея в виду, что это «моя семья»; Она не обязательно основана на браке, не обязательно подразумевает детей или родственников, проживающих в одном домохозяйстве.

Таким образом, даже «объективные» научные представления о том, что считать семьей, различаются. Поэтому, согласно Т.А. Гурко, ответ на вопрос, что такое семья, может состоять либо в сужении объема понятия (например, считать семьей лишь такие общности, где есть зависимые члены — несовершеннолетние, инвалиды или пожилые), либо в выделении различных типов семей как особого рода малых групп.1

Современная семья как форма личной жизни основывается на браке. Им является союз мужчины и женщины, основанный на исторически разнообразных социально одобренных образцах поведения, с помощью которых создается семья. Одной любви, даже «нравственной» было бы недостаточно для удержания семьи в браке. В принципе любовь без брака - это своего рода резерв для отступления, в такой любви уже присутствуют элементы расчета, а значит — это уже не любовь. Брак — это нечто большее, чем просто любовь друг к другу. Он не является лишь чем-то личным: это положение, которое обязывает, это - служение. «Брак ...есть правовая нравственная любовь; тем самым исключается все преходящее, зависящее от настроения и просто субъективное»3.

Важная сторона брака: он фиксирует семью как целостность, отделяет пару мужа-жену от пары мужчина-женщина (например, как сожителей). В последнем случае главное — это удовлетворение сексуальных потребностей без функций или обязательств, налагаемых браком.

Сожительство и семья — совершенно разные формы взаимоотношений с прямо противоположными последствиями для общества. Сожительство — это возврат в эпоху дикости, т.е. скачок назад через цивилизацию и даже в эпоху варварств. Временные союзы, так называемые «фактические браки», означают следующее: я буду с тобой, пока ты меня интересуешь или удовлетворяешь. Когда перестанешь, иди своей дорогой, а я пойду своей. Ясно, что здесь нет человеческой любви, а только голый эротизм; нет уважения, а только эгоизм; нет беззаветной самоотдачи и готовности помочь, а только сведение личности к утилитарному предмету, который «после употребления выбрасывается»4.

Эволюция семьи на Западе

.Альтернативный путь исследования сущности и предназначения семьи содержится в наследии русской философии.

Большое внимание проблемам семьи, пола и любви уделяли русские философы B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, И.А. Ильин и др. Их воззрения отличает единство антропологического, онтологического, нравственного и религиозного аспектов этих проблем.

Идейной основой русской философии стали происходившие на рубеже XVIII-XIX вв. значительные изменения, повлиявшие на устои традиционной семьи.

Процесс секуляризации, "обезбоживания" человеческой жизни, безысходность предопределенности человеческого места в вечности обесценила все усилия по соотнесению повседневной жизни, человеческих дел и помыслов с трансцендентным, позволив человеку в конечном счете поступать так, как будто ничего разумного, находящегося могущественнее человека, просто не существует.

Секуляризация, общества кроме всего прочего означала, что семья теряет сакральную, божественную легитимацию, а браки больше не совершаются на небесах.

Это крайне болезненный процесс, на который остро реагировали современники событий. Так, например, известный российский писатель консервативного направления К.Н. Леонтьев задавался вопросом о том, что такое семья вообще и русская семья в особенности, без христианской веры как основы своей легитимности; что такое семья, построенная на секулярных основаниях: "Семья? Но что ж такое семья без религии? Что такое русская семья без христианства? Представители религиозно-философского ренессанса мечтали о возвращении человека на духовный путь развития.

Очень хорошо традиционный взгляд на семью выразил русский философ Павел Флоренский. "Вопреки взглядам, составляющим задний фон многих высказываний современности, общество слагается не из индивидов-атомов, а из семей-молекул. Единица общества есть семья, а не индивид, и здоровое общество предполагает здоровую семью. Распадающаяся семья заражает и общество. Государство должно обязательно (создать) наиболее благоприятные условия для прочности семьи, для (прочности) должна быть развита система мер, поощряющих крепкую семейственность"1.

Для создания семьи, считает B.C. Соловьев, необходимо преодолевать эгоизм, который характерен для европейского индивидуализма. Он считал, что есть только одна сила, которая может изнутри, в корне подорвать эгоизм и действительно его подрывает, именно любовь, и главным образом любовь половая.

Осуществление истинной человеческой индивидуальности возможно только в соединении двух равнозначных, но всесторонне различных существ, и в качестве примера он приводит супружескую любовь, для которой характерны равенство и взаимодействие двух субъектов семейного союза. «Любовь необходима... т.к. она переводит все наши жизненные интересы с обеспокоенности собственным благополучием на заботу об окружающих. Она изменяет всю сердцевину нашей личной жизни»".

«Человек не равен самому себе, человек ищет себя через другого, ищет своего восполнения и бытийственного осуществления в своей сообщённости с другим человеком»3. И, прежде всего - с человеком другого пола, со своей столь родной и столь не похожей на себя «половиной». И эта ситуация качественно меняет обоих. Таким образом, взаимная половая любовь двоих (а она же и есть основное начало, основная «матрица» семьи) также не равна самой себе, и перерастает себя и в обществе, и в истории, и в Вечности.

Идея семьи у В.В.Розанова в значительной степени соответствует «динамике его духовных поисков от «философии понимания» к «философии жизни». В них философ соединяет социологию семьи и метафизику. На этом стыке семья как социальный институт опирается на некие мистические основания. Игнорирование этих оснований, подмена их социально-общественной целесообразностью может, по мнению философа, привести к деструктивным явлениям в семье и в обществе в целом.

Семья у В.В.Розанова выступает как одухотворенный образ природного, как форма жизни человека в грядущем новом мире и одновременно форма одухотворения его обыденно-житейского характера. Семья, содержащая в себе космическое начало, теперь концентрирует в себе Смысл, ушедший из трансцендентной сферы. Семья остается «священным местом» для человека в период деконструкции абсолютной реальности и потери традиционных мировоззренческих ориентиров.

В.В.Розанов придает семье и супружеским отношениям в высшей степени сакральное значение и считает «религию пола» глубинной тайной брака.

Пол для него лишен греха, ибо является проекцией Бога, а семья — ступень восхождения к Нему. «Связь пола с Богом - большая, чем связь ума с Богом, даже чем связь совести с Богом».

Семья, согласно В.В. Розанову, - самая высшая форма религии, потому что в ней отношения между людьми основаны на любви и взаимопомощи, бескорыстной и естественной. «В семье духовные свойства человека дополняются физиологией любовных отношений, здесь дух соединяется с плотью и Бог, с полом. В глубине брачного завитка лежит величайшее отрицание смерти, до некоторой степени над ней победа и ее упразднение»".

Конфуцианские основы традиционной корейской семьи

XX столетие стало периодом по-настоящему исторических изменений в корейском обществе — временем включения в мировое сообщество, политических сотрясений, экономических чудес, отмены вековых табу, многолетних запретов как в- государственной, общественной, так и частной жизни.

Семейный строй того времени проходит через ряд внезапных изменений, причинами, которых являются, как давление со стороны других стращ так и распространяющиеся идеи просвещения внутри самой Кореи.

Однако все эти перемены не: только не разрушили тысячелетние семейные традиции лишь видоизменили их, но практически не затронулиих фундамент— идеологию конфуцианства.

Поворотным моментом в переходе к новому обществу стала революция Габо 1894 года. Народа Кореи начал просыпаться от круговорота долгой традиции. Стало; быстро распространяться; идеология ДонгХак: — сплав христианства; конфуцианства ш буддизма:"-Ее- основой; было построение общества, не имеющего никакой сословной дискриминации. Изменения, происходящие в Корее в эти годы, направлены на разрушение феодализма и построение современного общества; основанного на.капитализме. Происходят изменения в законодательстве: исчезает дискриминация между правительственными и военными чиновниками; отменяется-система казни грешников вместе с семьей; разрешается усыновление. Запрещается раннее бракосочетание, мужчинам разрешается жениться после 20 лет, а женщинам - после 16 лет; повторное замужество вдовы разрешается вне зависимости от социального статуса. Отменяются законы о государственных и частных рабах, также запрещается купля-продажа людей; ликвидируется дискриминация между сословиями и полами.

В конце XIX века. Корея, являвшаяся «страной утреннего покоя», была вовлечена в мировой процесс. Мировые державы осуществляли колониальную экспансию и требовали от Кореи прекратить политику изоляционизма.

В результате, с конца XIX века в Корею начала активно проникать европейская культура (хотя отдельные её элементы стали известны корейцам двумя столетиями ранее). Особую роль в ее распространении сыграли многочисленные миссионеры, которые не только способствовали укреплению христианства в Корее, но и заложили основы современного корейского образования.

Тем не менее, вплоть до 1945 года европейское влияние распространялось в Корее по большей части не непосредственно, а через Японию, которая сама в период после революции Мэйдзи подверглась существенной европеизации.

Именно через посредство Японии корейцы познакомились с западными костюмами и кулинарией, освоили многие технические новшества (от телефона до самолета, от поезда до радио), узнали о науке и искусстве стран Европы и Америки.

Лишь после 1945 года прямое западное влияние в Корее начало существенно возрастать. Связано это было, в первую очередь, с высадкой в сентябре 1945 года американских войск, крупные контингенты которых находились на территории Южной Кореи на протяжении всего последующего полувека.

Неудивительно, что в результате западная культура в её американском варианте заняла то место, которое ранее принадлежало китайской и, позднее (хотя и с очень существенными оговорками) японской культуре т.е. стала референтной для корейской элиты.

Особо заметное влияние американская материальная культура оказала на современную корейскую архитектуру, организацию транспорта и торговли, одежду и прически, многие правила вежливости, питание, гигиенические привычки и, конечно, массовую культуру и развлечения.

С переворота 1961 года начался период "корейского экономического чуда. Это рубеж, который отделяет старую Корею — отсталую и крайне бедную страну, в которой существовало традиционное общество, — от современной Кореи — высокоразвитого, индустриального, урбанизированного государства.

Анализируя те изменения, которые произошли в повседневной жизни Кореи за последние несколько десятилетий, нельзя не поразиться и их размаху, и их темпам. Помимо качественных изменений, даже количественный рост в большинстве показателей, характеризующих уровень жизни, имеет мало прецедентов в мировой истории.

Нищая и разоренная страна на протяжении жизни всего лишь одного поколения сумела не только покончить с вековой отсталостью, но и превратиться в великую экономическую державу.

Успехи государств конфуцианской цивилизации объясняются разными факторами. Например, экономисты предпочитают говорить об удачных стратегиях, выбранных этими странами, анализировать мировую экономическую ситуацию, которая сложилась на момент их рывков вперед и способствовала этим рывкам.

Конечно, эти объяснения имеют под собой немалые основания. Однако не следует забывать, что попытки применить те же самые стратегии или использовать те же самые тенденции мирового экономического развития где-нибудь в Латинской Америке, даже если поначалу и давали- определенный результат, в итоге обычно кончались провалом. Значит, в самой социально-культурной обстановке Дальнего Востока существует нечто, что сделало возможным рывки последних десятилетий, серию знаменитых "экономических чудес".

Дело в том, что современная культура Кореи и других стран Дальнего Востока, в том числе и бытовая, носит синтетический характер. Она представляет сплав традиционных и новых, заимствованных черт.

По понятным причинам, в силу былого и ныне уже отчасти утраченного экономического и технического лидерства стран Европы и Северной Америки, в условиях Кореи и всего Дальнего Востока технические и тесно связанные с ними культурные инновации были западными по своему происхождению, так что модернизация подразумевала распространение в стране евро-американских норм организации производства и повседневного быта. Однако эти нормы вступали во взаимодействие с местными традициями, что вело к формированию культуры, в которой переплелись исконно корейские, общедальневосточные и евро-американские элементы.

В силу разных исторических причин, которые могут (и должны) быть объектом отдельных исследований, эта синтетическая культура оказалась наилучшим образом приспособленной к требованиям современного индустриального общества.

"Корейское экономическое чудо", равно как и аналогичные "чудеса" в других странах этого же региона, стале возможным не столько благодаря тщательно продуманным планам экономического развития, сколько вследствие всего уклада жизни корейского общества, отношения его членов друг к другу и к внешнему миру.

Семья у современных корейцев играет, куда большую роль, чем у подавляющего большинства народов иных развитых государств, являясь главным источником социальных гарантий, материальной и моральной страховкой в случае экономических и политических неудач. Однако представления о том, что же такое "хорошая семья", за последние десятилетия претерпели немалые изменения

Современная семья в Республике Корея

Проблема подростковых криминальных группировок и вообще подростковой, преступности и даже просто? хулиганства в Корее- почти неизвестна. Епавная; причина — эта- исключительная; занятость детей, в школе; и то чрезвычайно; большое; влияние, которое оказывают школьные успехи- (или неудачи); на весь последующий жизненный» путь ребят. Однако: существуют и другие факторы. Сама атмосферам корейского общества, которое- не знает уличной преступности;, оказывает на; детей немалое; влияние. Сохранение в Корее- патриархальных традиций безусловного повиновения родителям- тоже способствует ликвидации разного родасоциальных; отклонений.-,

Вообще; жесткое давление наребенка;.которыйісраннегоїдетстваідолжен,; соответствовать предъявляемым ему требованиям, много работать и отвечать за свои словач ш поступки,, весьма; характерно; для; корейской: педагогики— как семейной; так и школьнош К сожалению;. подавление нестандартного поведения имеет и свои теневые стороны; ибо ребенок: приучается к конформизму,. а его? способность к оригинальным решениям; оказывается заметно ослабленной..

В отличие от США и; многих стран Западной Европы, корейские дети не покидают родительскую семью сразу же после достижения совершеннолетия. В большинстве случаев они остаются жить с родителями вплоть до вступления в брак. Несколько иначе могут обстоять дела в небогатых семьях, особенно в мелких городках и деревнях, где дети часто отправляются в Сеул или иной большой город искать счастья, но и там в подавляющем большинстве случаев между родителями и ушедшими из дома детьми сохраняется прочная связь и даже привязанность. Конечно, конфликт поколений существует и в Корее, но он носит достаточно скрытый и умеренный характер, отношение к родителям по-прежнему в основном определяется традиционными представлениями о «сыновней почтительности». Дети, как правило, являются объектом всеобщей любви, и даже в тех семьях, где между супругами существует разлад, он редко сказывается на детях.

Второй фактор сокращения рождаемости связан с ростом «качества» детей. В ходе экономического роста семьи постепенно переключают свой спрос с количества детей на их качество. Они все чаще предпочитают иметь меньше детей, но более здоровых, более образованных и с лучшими перспективами на рынке труда. «Таким образом, хотя количество детей в семье должно по ходу экономического роста снижаться, ценность каждого отдельного ребенка, напротив, должна расти» .

Ограничение- числа рожденных детей позволяет семье несколько облегчить материально-экономическое состояние, предохранить себя от более -сложных нравственно-психологических испытаний. Переход к малодетности -ярко выраженная адаптивная стратегия.

Третий фактор. Имея возможность больше зарабатывать при условии получения лучшего образования, женщина заинтересована откладывать рождение даже первого ребенка до получения диплома, а после рождения спешит вернуться на работу, минимизировав свои экономические потери. В таких условиях ожидать роста рождаемости не приходится. Экономический рост повышает отдачу на человеческий капитал. Это заставляет людей все больше и дольше учиться. А чем выше уровень образования, тем меньше число детей в семье.

Итак, на наших глазах исчезает патриархальная корейская семья. Уходят в прошлое многие традиции, которые возникли еще в доиндустриальные, патриархальные времена и успешно пережили десятилетия экономического чуда.

Страна идет по тому пути, по которому прошли уже многие общества, — по пути постепенного распада патриархальных семейных отношений и перехода к новой семье — нуклеарной, индивидуалистической, неиерархической, и, увы, менее прочной. В ней, как правило, работают оба супруга - эпоха домохозяек уходит в прошлое. «Новая» семья куда ближе к семье развитых стран Запада — последнее десятилетие стало -временем исчезновения «местной специфики».

Размыванию традиционных представлений способствовал ряд факторов. Среди них можно упомянуть и-, урбанизацию, массовую миграцию молодежи в города, и промышленный рост, который в корне изменил образ жизни корейца, превратившегося из крестьянина в служащего, и прямое влияние западных образцов и идей, в особенности на образованные слои общества, и постепенное исчезновение из школьных программ конфуцианского канона. Важным фактором, способствовавшим кризису традиционной модели семьи, стало распространение женского образования.

При всем своем социальном и культурном своеобразии, Корея— это современное развитое капиталистическое государство, которое по состоянию на начало 1990-х гг. обладало одной из самых динамичных и перспективных экономик нашей планеты.

Итак, сейчас многие специалисты в области семьи отмечают рост индивидуализма и ослабление влияния традиционной этики1. Но современная культура Кореи и других стран Дальнего Востока, в том числе и бытовая, носит синтетический характер, она представляет сплав традиционных и новых, заимствованных черт. Налицо конфликт между ценностями постиндустриального, потребительского общества, неизбежно развивающегося в Корее и традиционным менталитетом корейцев, в основе которого лежит конфуцианская доктрина.

Поэтому, если традиционные патриархальные семьи Кореи и Запада во многом схожи, то современные — имеют существенные отличия.

Во-первых, корейское государство не спешит брать на себя функции, ранее принадлежавшие семье (пенсии, социальное и медицинское страхование). Отсутствие же развитой системы государственного социального обеспечения объективно укрепляет семью.

Во-вторых, сохраняется половозрастная иерархичность как в семье, так и в обществе в целом. Корейское общество, оставаясь по своей сути конфуцианским, по-прежнему высоко ценит сыновнюю почтительность. Государство это всячески поощряет.

В-третьих, вступление в брак и создание семьи воспринимается корейцами как обязательный и неизбежный этап в жизни человека, как выполнение долга перед родом. Поэтому мужчины или женщины, которые по карьерным или иным соображениям сознательно не вступают в брак или откладывают создание семьи на некое неопределённое будущее, по-прежнему остаются исключением.

Похожие диссертации на Семья: социально-философский анализ : на примере корейской семьи