Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозный аспект социального идеала : Социально-философский анализ Савокин Василий Иванович

Религиозный аспект социального идеала : Социально-философский анализ
<
Религиозный аспект социального идеала : Социально-философский анализ Религиозный аспект социального идеала : Социально-философский анализ Религиозный аспект социального идеала : Социально-философский анализ Религиозный аспект социального идеала : Социально-философский анализ Религиозный аспект социального идеала : Социально-философский анализ Религиозный аспект социального идеала : Социально-философский анализ Религиозный аспект социального идеала : Социально-философский анализ Религиозный аспект социального идеала : Социально-философский анализ Религиозный аспект социального идеала : Социально-философский анализ Религиозный аспект социального идеала : Социально-философский анализ Религиозный аспект социального идеала : Социально-философский анализ Религиозный аспект социального идеала : Социально-философский анализ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Савокин Василий Иванович. Религиозный аспект социального идеала : Социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Красноярск, 2000.- 146 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/239-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Проблема идеала и идеалообразования в социальной философии 10

1. Проблема идеала в современной философии 10

2. Идеалообразование как условие действенности социального идеала 32

ГЛАВА 2. Религиозный аспект социального идеалообразования 53

1. Религиозное в содержании социального идеала 53

2. Социоцентризм как характеристика религиозного аспекта социального идеала 84

3. Проблема религиозного аспекта социального идеала в отечественной социальной философии 97

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128

ЛИТЕРАТУРА 136

Введение к работе

Актуальность темы. В настоящее время нередко наблюдается отказ от вековых традиций, некорректное обращение к историческому прошлому, забвение духовного подвижничества народа. Все это ведет к кризисной духовно-нравственной ситуации, к коррозии социальных идеалов российского общества. Актуальность темы исследования связана с тем, что социально-философское познание помимо поиска закономерностей развития общества, прогнозирования возможных последствий той или иной кризисной ситуации, должно способствовать формированию позитивного содержания социального идеала. Собственно научная актуальность темы исследования дополняется и конкретно-исторической необходимостью для российского общества защитить свое особое место в истории человечества.

Проблема социального идеала, поставленная и развернутая в данном исследовании, связана с желанием выявить те направления современных российских процессов, которые являются основанием для формирования социального идеала. Существенно справедливое замечание В.И. Ленина, который считал, что те, кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, главных, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя "натыкаться" на эти общие вопросы. Совершенно очевидно, что для современной отечественной науки одним из таких главных вопросов является проблема социального идеала.

Специфика современного этапа развития российского общества связана с заметной активизацией деятельности различных религиозных движений, со стремлением религиозных организаций предложить альтернативные проекты преодоления социальных конфликтов и противоречий. В духовной жизни общества все более весомое значение приобретают религиозные модели устройства общественной жизни. В этих условиях трудно игнорировать факт, что в современном российском общества религиозное сознание оказывает существенное влияние на формирование социального идеала.

Религиозное содержание социального идеала, в свою очередь, проявляется как с точки зрения формы, так и с точки зрения содержания, обладая конкретно-историческим характером. В современном обществе социально-психологические и идеологические процессы испытывают на себе воздействие религиозного типа сознания, поэтому научное исследование данной проблемы следует признать актуальным и необходимым.

В исследовании религиозного содержания социального идеала необходимо учитывать определяющее его конкретное религиозное вероучение. Центром научного анализа должно быть не само по себе религиозное содержание социального идеала, а закономерности его развития, процессуальное единство субъективного и объективного, без чего невозможно создание социально-философской концепции, отражающей эти закономерности. Реализацией этого замысла и выступает данное диссертационное исследование.

Степень разработанности проблемы. Изучение социального идеала имеет давнюю теоретическую традицию. Значительный вклад в постановку проблему внесли различные утопические модели социальных идеалов (Платон, Августин, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж. Мелье, Ж.Ж. Руссо, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн), а также собственно философские теории (И. Кант, И.Г. Фихте, Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг, Г. Гегель и др.), где проблема социального идеала решалась в идеалистическом ключе. Философский анализ социального идеала разворачивался через противостояние диалектики и метафизики, утопизма и объективизма, исторического материализма и исторического идеализма. Во второй половине XIX в. сложились предпосылки для создания метода диалектического материализма, который позволил философии встать на объективно-научные позиции, и не только изучать социальные идеалы, но и делать достоверные прогнозы, связанные с продуцированием и перспективностью конкретно-исторических типов социальных идеалов.

Отечественная философия имеет существенный опыт философской постановки проблемы социального идеала с различных теоретических позиций. Эта проблема затрагивала уже в древности в работах Кирилла Белозерского, Иосифа Волоцкого, Зиновия Отенского, Филофея, Юрия Крижанича и др. В XIX-XX вв. значительную лепту в философское изучение проблемы социального идеала внесли русские философы П.Я. Чаадаев, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, П.Д. Юркевич, B.C. Соловьев, В.И. Ленин, Н.А. Бухарин, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, П.И. Новгородцев, И.А. Ильин, Г.В. Плеханов, А.В. Луначарский, С.Л. Франк и др.

Продолжая эти традиции, современная отечественная философия выявила и раскрыла различные аспекты социального идеала. В работах Э.В.Ильенкова, А.Ф.Лосева, А.А.Нураллаева, А.М.Гендина, Ю.П.Зуева, А.Я.Райбекаса, Р.И. Ивановой, А.А. Максимова, В.И. Жуковского, М.П. Желнова и др. значительное внимание уделяется изучению мировоззренческого содержания социального идеала. В.И. Жуковский исходит из того, что идеало-образование — это базовая характеристика культуры, и на основании этого теоретико-методологического принципа он разрабатывает конкретную методологию анализа художественных произведений. А.М. Гендин исследует научные принципы социального прогнозирования. Р.И. Иванова рассматривает проблему соотношения социального и индивидуального в идеале.

Методологический анализ социального идеала находится среди наиболее перспективных линий социально-философских исследований. Поэтому чрезвычайно важно выявить исходные точки его анализа для того, чтобы определить проблему религиозного аспекта социального идеала с точки зрения его социально-философского анализа.

В западной философии социальный идеал исследуется в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Зиммеля, Р. Бэлли, П. Бергера, Н. Лумона, Р. Мергон, С. Хантингтона и др.

Несмотря на то, что проблема социального идеала является одной из магистральных линий социально-философских исследований, она по-прежнему остается предметом научного анализа. Наиболее актуален в настоящее время социально-философский анализ религиозного аспекта социального идеала, продуцируемого конкретно-историческим типом социума.

Методологическая основа исследования. Теоретическую и методологическую базу диссертации составляют положения и принципы диалектико-материалистического учения об обществе. Диссертационное исследование опирается на диалектический, системно-структурный, конкретно-исторический, социокультурный методы научного анализа. Диссертантом изучены и и в ходе исследования учтены положения работ в области социальной психологии, культурологии, религиоведения. Наиболее важными являются работы отечественных и зарубежных философов, социологов и культурологов, круг научных изысканий которых связан с анализом роли и значения религии в идеологической надстройке современного социума. Объект исследования — социальный идеал, формирующийся в процессе общественной жизни.

Предмет исследования — религиозный аспект социального идеала, его особенности и социальные функции.

Цели и задачи диссертационной работы. Цель исследования

— социально-философский анализ содержания и формы религиозного аспекта социального идеала.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

— выявить методологические основания анализа социального

идеала;

— разработать понятийный аппарат для исследования религиозного аспекта социального идеала;

— изучить мировоззренческие компоненты религии, включающиеся в содержание социального идеала;

— раскрыть социоцентризм как одну из базовых характеристик социального идеала;

— проанализировать решение проблемы социального идеала в отечественной социальной философии.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем.

1. Показано, что идеал — это одна из форм общественного сознания, смыслообразующая мировоззренческая парадигма конкретно-исторического типа общества и его культуры.

2. Выявлено, что идеал, как всеобщая форма целеполагаю-щей деятельности человека, выступает интеграционным основанием в различных социокультурных типах общества.

3. Доказано, что идеалообразование — это процесс идентификации личности в обществе. 4. Установлено, что социальный идеал, обладающий религиозным содержанием, — это специфическая модель эталонного устройства социума, основание которой лежит в религиозных формах постижения мира.

5. Определено, что религиозный аспект социального идеала обуславливает специфику его основных функций: смыслополага-ния и смыслоотрицания, регуляции и аномизации, социальной идентификации и социальной маргинализации, социальной интеграции и социальной дезинтеграции, социальной адаптации и социального протеста, социальной консервации и социальной трансформации.

6. Раскрыто влияние религиозного аспекта социального идеала на развитие отечественной философской мысли.

Практическая значимость диссертационной работы. Материалы диссертационного исследования могут быть применены для дальнейшего изучения основных закономерностей мировоззренческой эволюции и содержательного функционирования социального идеала. Полученные выводы позволяют объективно рассматривать религиозное содержание социального идеала с точки зрения научных методов социальной философии. Анализ религиозного аспекта социального идеала позволил уточнить его содержание и создать определенную основу для прогнозирования мировоззренческой направленности конкретного социального идеала с точки зрения его прогрессивности или регрессивности.

Материалы и выводы диссертационной работы могут быть использованы для дальнейшей разработки вопросов методологии социального познания, в преподавании философии, культурологии, социальной психологии и истории. Апробация работы. Содержание и основные результаты исследования были изложены диссертантом в выступлениях на ряде республиканских и региональных научных конференциях, в том числе таких как "Россия и культура: пути в будущее" Челябинск, 1993 г.); "Воспитание исторического и национального самосознания в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла" (Канск, 1996 г., 1997 г., 1998 г., 1999 г.); "Русская идея: традиции и современность" (Хабаровск, 1995 г.), на методологических семинарах кафедры философии Сибирского юридического института, а также в докладе на заседании кафедры философии и социальных наук Сибирской аэрокосмической академии им. академика М.Ф. Решетнева. 

Структура и объем диссертационного исследования. Структура диссертации обусловлена решением поставленных задач и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы. 

Проблема идеала в современной философии

Задача данного раздела — проанализировать концепции идеала, которые сложились в социальной философии к настоящему времени. Это позволит конкретизировать исследовательское проблемное поле, а также выявить основное содержание понятия идеала, которое в системе философских категорий выступает родовым понятием по отношению к социальному идеалу. В современной социальной философии проблема идеала рассматривается с различных сторон. Существует множество подходов к постановке и решению данной проблемы. Для того, чтобы выявить специфику идеала в современном социальном познании, рассмотрим основные позиции, которые сложились в философии к настоящему времени.

Чаще всего понятие идеала определяется как "образец, норма, идеальный образ, определяющий способ и характер поведения человека или общественного класса" [62. С. 24]. При этом творчество "по идеалу" предстает как уникально человеческая форма жизнедеятельности, "отличающая ее от деятельности животных". Идеал есть представление о максимально полном совершенстве человеческого рода, поэтому он включает в себя и осознание того, что человек есть самоцель собственной деятельности, а не средство. Понятие идеала выступает как одно из фундаментальных понятий социальной философии, и в этом качестве оно и будет рассмотрено в данной диссертационной работе.

Исторически проблема идеала связана с различением двух сторон идеи (Платон) — материальной, вещественной, воплощенной, чувственно-явленной и сверхчувственной, духовной. Современная философия, как правило, исходит из единства этих двух сторон. Так, М.А. Лившиц, А.Ф. Лосев, Д.В. Пивоваров полагают, что чувственно-телесный аспект идеала (раскрывающийся через материальные объекты, выступающие наиболее яркими репрезентантами родовых свойств объектов данного типа) является не меньшей ценностью, чем его сущностное, духовное значение [См.:78; 83; 108]. И хотя различные люди по-разному относятся к идеалу, выделяя то его телесную сторону,то духовную, но лишь в абстракции можно разделять материальную и духовную культуру, в основание которых теоретики кладут либо идеально-вещественные формы человеческой деятельности, либо идеально-духовные.

Выделим несколько исследовательских позиций, касающихся дефиниции понятия "идеал".

Первая позиция: ряд исследователей (Д. Лукач, э.В. Ильенков, И.С. Нарский) рассматривают идеал как одну из форм общественного сознания (в частности, исторического), как идеальную парадигму, которая выделяется в процессе восприятия субъекта, в процессе его деятельности, в мотивации данной деятельности, в поведенческих структурах-образцах, характерных для данного социума [См.:61; 62; 63; 87; 99 и др. ].

Вторая позиция выделяет идеал как предельную цель активности субъекта в мире, которая подчиняет себе различные задачи, соотнося их со средствами достижения самого идеала. В данном контексте идеал — это векторная модель конечной цели, фундаментальный смысл всей деятельности субъекта, а также личностный ориентир всего совокупного существования индивида в обществе. В этом смысле идеал отражает интерпретации сущностных аспектов деятельности как субъекта, так и социальный групп и социума в целом. Идеал определяет сознательные мотивы и стимулы деятельности людей, их отношения внутри мира-социума, внутри государства, задает для них вектора коммуникации, обмена информации, общения [См.:58; 70; 100 ].

Третья точка зрения на идеал связывает его с целями конкретного индивида. Идеал задает и проявляет основную цель субъекта, и в этом смысле его можно определить как идеальную модель деятельности субъекта, направленной на реализацию генеральной цели субъекта, которую он стремится воплотить в своих действиях. Тем самым субъект стремится реализовать свои сущностные свойства, и идеал выступает здесь как генератор этой реализации. По мнению В.И. Жуковского, в различных видах искусства идеал предстает как образ, как идеальная модель сущности вещи, события, процесса, выраженная в чувственной форме. Идеал развивается в процессах интериоризации и экстериориза-ции, взаимодействуя с событиями, феноменами, экзистенциями, составляющими бытие социума. Он претерпевает трансформацию в актах сознания и подсознания социальных субъектов, а сам идеал может быть выражен в различных моделях логики, философии, этики, эстетики и выявлен с помощью таких наук как психология, психофизиология, нейрофизиология.

Религиозное в содержании социального идеала

Задача данного раздела диссертации — изучить мировоззренческие компоненты религии, включающиеся в содержание социального идеала. Проблема заключается в том, возможно ли вообще соотносить действие социального моделирования, социального идеалообразования с религиозным мышлением, ориентирующим на "абсолютное", "потустороннее" измерение человеческого бытия? Насколько правомерно выделять религиозный аспект социального идеала, и если это возможно, то каковы его особенности по сравнению с нерелигиозными социальными идеалами?

Религия — сложный и многогранный феномен, который изучается практически всем комплексом гуманитарных наук. Являясь необходимым структурным элементом духовной жизни общества, она задает своеобразные модели сознания и поведения, обусловленные сложным взаимодействием социальной и "трансцендентной" реальности. Эти модели существуют параллельно друг Другу (б этом свидетельствует многообразие форм религиозной жизни) и обуславливают пестроту и динамику социального бытия, которое на них основывается. Очевидно, что многие конкретные социальные идеалы базируются на религиозном фундаменте. В связи с этим необходимо выявить содержание, касающееся определения, дифференциации и социальных функций религиозный явлений. Среди них могут обнаружиться и те, которые в большей степени предопределяют конкретный социальный идеал, обуславливая и своеобразный механизм его реализации.

В комплексе дисциплин, изучающих религию, представлено множество дефиниций религии, что одновременно оценивается и позитивно, и негативно. Многообразие понимания сущности религии, с одной стороны, не допускает абстрактного единообразия в теоретическом осмыслении религии. С другой стороны, иногда за многообразием может потеряться собственная сущность религиозного, его внутреннее бытие.

В социальной философии накопилось достаточно большое число дефиниций религии, позволяющее классифицировать подходы к ее теоретическому исследованию. Все определения религии можно разделить на субстанциональные — функциональные и реалистские-номиналистские.

В основу деления определений религии на субстанциональные и функциональные положен принцип философии И. Канта, который различал "вещь в себе", ноумен, сущность, и явление, функционирование сущности. Субстанция религии определяется как вера в духовные существа (Э. Тайлор), вера в сверхъестественное (Плотин), чувство зависимости человека от бесконечного (Ф. Шлейермахер), переживание священного (И. Вах), космизация священным способом (П. Бергер). Однако, несмотря на то, что в данных определениях несомненно проявлена одна из сторон сущности религии, здесь ничего не сказано о ее социальности, а значит все многообразие религиозных феноменов нельзя уложить в прокрустово ложе этих дефиниций.

Гораздо более в социальной философии повезло функциональным определениям, которые встраиваются через указание на общественные и социально-психологические функции религии (М. Вебер, Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун, Т. Парсонс, М. Йингер, Р. Белла, Н. Луман, Э. Фромм). Тем самым расширяется круг религиозных феноменов, к которым, несомненно, относятся и социальные системы, эквивалентные религии функционально. Под религией здесь понимается система верований и практик, с помощью которых разделяющая их группа справляется с жизненноважными проблемами человеческого существования. Поклонение деньгам, власти, родственные отношения, государственная идеология — все это приобретает статус религии, а свойство религиозности отождествляется со всей социальностью (Г. Зиммель).

Субстанциональный и функциональный подходы позволяют отдельно анализировать сущность и явленность религии в социальном бытии, но сами они не всегда принадлежат к одному и тому же явлению. Поэтому суммарная модель религии может выглядеть здесь, скорее, эклектично, чем целостно.

Вторая типология определений религии связана с методами формирования этого понятия: индукцией (номинализм) и дедукцией (реализм). Так, М. Вебер, анализируя религию Китая, обобщает те типичные способы, которыми китайцы решают проблему высшего смысла бытия. Тогда как Э. Дюркгейм отождествляет религию с универсальным выражением самосознания социальной общности, надындивидуальным "коллективным представлением", внешним и принудительным по отношению к своим носителям.

Проблема религиозного аспекта социального идеала в отечественной социальной философии

Основная задача данного раздела — конкретизировать теоретические выводы социально-философского анализа религиозного аспекта социального идеала, сделанные в предшествующей части диссертации. Как было отмечено ранее, в зависимости от того, какая именно социальная группа выступает субъектом и объектом практической деятельности и социального познания, выделяются и различные типы социальных идеалов. Правомерно говорить о социальных идеалах различных общественных классов, а также о социальных идеалах различных национально-культурных общностей. Кроме того, эти социальные идеалы могут моделироваться экономическими, политическими, эстетическими, религиозными и другими формами общественного сознания. Поэтому можно выделить различные аспекты социального идеала данных субъект-объектных социальных отношений, в том числе и религиозный аспект. Таким образом, возникает необходимость применить теоретические результаты исследования к анализу конкретного типа общественной жизни. Конкретная задача данного параграфа — проанализировать решение проблемы социального идеала в отечественной социальной философии и определить место и значение моделирования социального идеала в истории русской социально-философской мысли.

Понятие идеала в социальном познании имеет несколько аспектов. Один из них связан с представлением об эталонном общественном строе, земном рае, золотом веке и т.п. В XVIII в. последователи Руссо мечтали о наступлении нового царства правды и добра, связывая его с республикой, где все "просияет новым светом". Когда в XIX в. Маркс и Энгельс говорили о "прыжке из царства необходимости в царство свободы", они продолжали ту же самую традицию, которая отделяла настоящее состояние социума от будущего и связывает наступление этого будущего с радикальным изменением настоящего — полным его преображением.

Однако в соответствии с нашим пониманием идеала не только как образца, но и как схемы действия с ним, необходимо выделить еще один аспект социального идеала, а именно — как силы, способной питать действия по поддержанию целостности социума и тем самым способствовать его осмысленному существованию. В таком понимании социальный идеал — не утопия, а актуальная реальность, и проблема заключается в том, чтобы конкретизировать механизмы цементирования данного социума. Можно предположить, что эти механизмы напрямую связаны с конкретным содержанием того или иного социального идеала. Выяснив содержание социального идеала, присущего российской ментальности, возможно смоделировать и технологию запуска этого идеала в данное время, которое многими исследователями определяется как кризисное именно по причине отсутствия социальных идеалов или их социодействительной энергетики.

Термин "идеал" появляется в русской философии в конце XVIII — начале XIX в., когда возникает необходимость противопоставления отечественного осмысления совершенного государствен ного устройства немецкой модели мирового и социального уст- ройства. Однако сам поиск совершенного социального порядка как формы человеческого бытия, которая в наибольшей степени способствовала бы развитию и процветанию Российского государства, свойственен русской культуре изначально, хотя формы его варьировались на протяжении всей истории отечественной мысли в зависимости от конкретных интерпретаций целей и смысла исторического процесса.

Первоначальные представления о социальном идеале были неразрывно связаны с задачей формирования собственно русского государства, которая во многом была определена византийской идеей симфонии светской (монаршей) и духовной (патриаршей)/ власти.

Первые социально-философские модели русской государственности обусловлены деятельностью русского митрополита Илари-она и были изложены им в знаменитом тексте "Слово о законе и благодати" (XI в.).

Похожие диссертации на Религиозный аспект социального идеала : Социально-философский анализ