Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ, ПРАВО, ПСИХОЛОГИЯ - ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЕ 19
1.1. О природе философии права 19
1.2. Психологизм в 1-уманитарном знании 59
ГЛАВА П. ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЗМА В ФИЛОСОФИИ ПРАВА 85
2.1. Учение о "правовой эмоции" 85
2.2. Социологический психологизм 116
2.3. Антропологический психологизм 143
Введение к работе
Кризис в России углубляется. Он охватывает все сферы общества - экономику, социальные отношения и культуру. Политическую систему лихорадит. Несовершенство действующей Конституции РФ признают даже ее авторы. Законы почти не соблюдаются, правительственные постановления часто не исполняются. Полномочия представительных органов власти крайне ограничены. Построение правового государства, создание демократической правовой системы. реально обеспечивающей права и свободы граждан, по-прежнему остается больше перспективной задачей, чем реальностью. Выход из кризиса ГІОІ -. напряжения народа, всех сил общества.
Люди стремятся выяснить (хотя бы для себя самих),что же происходит со страной, в которой они живут. Ищут решения, которые позволят предотвратить катастрофу. В подобные периоды возрастает интерес к гуманитарным наукам - истории, политологии, философии. Особое значение приобретаю г правоведческие науки.
Интерес к правоведению обусловлен, в первую очередь, тем, что право, будучи концентрированным выражением политики, является важнейшим инструментом не только регулирования, но и преобразования общественных отношений. Эффективное
использование права предполагает глубокое изучение его теоретических основ не только юристами-теоретиками и практиками но и социологами, политологами, государственными деятелями и особенно философами. Философское осмысление права подталкивает к прорыву в теории, нестандартным решениям.
В обществоведении давно известна особая отрасль знания на стыке двух наук - философии и права. Это направление исследований возникло в глубокой древности, фактически одновременно с возникновением государства и права. В конце XVIII века оно получило название философия права". Философия права ставит перед собой объяснить суп-, и причины возникновения права, выяснить в общественной жизни.
Проблемы философии права разрабатывали крупнейшие мыслители человечества. Многие положения "Государства" Платона и "Политики" Аристотеля, трактатов Августина Аврелия и Фомы Аквинского, "Левиафана" Т.Гоббса и "Этики" Б.Спинозы, "Двух трактатов о правлении" Дж.Локка и "Философских писем" Вольтера, "О духе законов" Ш.Монтескье и "Об общественном договоре" Ж.Ж.Руссо, концепций энциклопедистов, учений И.Канта, не говоря уже о Г.В.Ф.Гегеле, К.Марксе и В.И.Ленине сохраняют не только академическую, но и практическую ценность, перерабатываются в современных философско-правовых концепциях, вызывают оживленные дискуссии.
В России философское осмысление права тоже имеет давние традиции. Природу права и государства стремились понять Илларион в "Слове о законе и благодати", Нестор в "Повести временных лет".
Г.Ф.Шершеневича. Авторы большинства философско-правовых концепций, созданных в России в конце XIX - начале XX века, вели активную преподавательскую и политическую деятельность. Работы русских правоведов интересны и для сегодняшних исследователей . А на судебных заседаниях в это же время выступали А.Ф.Кони, Ф.Н.Плевако, А.И.Урусов, П.С.Пороховщиков.
К сожалению, сейчас утрачена главная особенность философского и юридического образования - его универсальность, всеохватность. Еще сравнительно недавно знания в области философии права долгое время являлись показателем образованности, а правоведческое образование в его тесной связи с философским было наиболее фундаментальным. Сегодня разрыв между философским и юридическим образованием ощущается очень остро.
Это характерно и для России, и для других стран. В современных изданиях, посвященных философии и общей теории права, истории политических и правовых учений, нередко отмечается, что в вузах Сііі. . І! ;.ыюны философия : .її,;, ,П.ІЯСІСЯ обязательным пред .ML І ом. который читается несколько семестров. Это требует уточнения.
Для западной, особенной американской правовой науки, тесно связанной с англосаксонской правовой системой, понятия "юриспруденция", "правоведение", "философия права" очень близки по смыслу. То есть под "философией права" понимается не философская дисциплина, а узкоспециализированная юридическая, курс подобный
1 Например: Ильин П.А. Общее уїсішс о іірасс и і о ударсые (фр«:ліегігь0 // ГІраиоиед нис, і 9lJ2, Г-3; Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916; КоркуновН.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1908; Муромцев С. Определение (Основно;-разделение права, М.; !870; Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М.. !9ПЧ; Палиенко НИ. Учение о сущности права и правовой связанности государства. Харьков., 1908; Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900; Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М.,,19! J 7
"Основам государства и права". Само выражение "философия права" в американской литературе часто принимает форму не "Philosopy of Law", a "Legal philosopy", то есть философия позитивного права.1
Положение философии права в СССР было своеобразным. Философия права избежала участи генетики и кибернетики, ее не преследовали и не запрещали. Исключая относительно короткий период с конца 30-х до начала 50-х годов, велись активные разработки в этой области. Начиная с 70-х годов отечественные ученые активно работали в международных организациях, принимали участие в симпозиумах, конференциях по правовым вопросам. В отечественном естествознании всегда была сильна историко философско правовая школа, доказательство тому многочисленные "Истории политических и правовых учений", наиболее интересные - под редакцией
Но не было, даже в американские ІОИСКОГО предметі "Философия права". Лишь в отдельных юридических вузах можно было прослушать подобный спецкурс, причем читался он как правило юристами, не имевшими фундаментальной философской подготовки. В таких условиях было не возможно создать полноценную научную
1 Подобный FIO.IVIT к изложению истории правоіїі.іл исследований отражен в
вышедшей в 1996 году на русским языке книге Сурия Прахаш Синха "Юриспруденция. Философия нрава",
где анализируются самые различные философско-правовые учения с древнейших времен до наших дней.
Одного, без связи с другими аспектами их теорий, кроме того построение по персоналиям не позволяет проследить взаимное влияние различных теорий. Часто не указываются даже основные работы их авторов.
Но все-таки называть положение современной отечественной философско-правовой науки катастрофическим представляется преувеличением. Мы имеем немало условий, которые скорее способствуют, чем препятствуют тому, чтобы становление философии права в современной России было успешным. Изданные в последние годы работы показывают несомненный интерес к философским проблемам права, трактовки связанных с правом проблем сочетают трезвый анализ различных правовых теорий со здоровым консерватизмом. Показательно и то, что авторы новейших исследований всегда стремятся уделить внимание истории философско-правовых учений, дать библиографию. Свою положительную роль.
Сегодня необходимость становлении философии права как полноценной вузовской дисциплины, на новом уровне, с учетом современных требований осознается и философами, и юристами и вообще гуманитариями. Становится особенно актуальным комплексное, с v4tio,vi самых различных факторов, изучение различных экономических, политологических, социологических, правовых концепций.
Философия права всегда стремилась предложить решение насущным проблемам общества, поэтому в современных условиях обращение к истории философско-правовых учений, к историческому опыту и собственной страны, и других государств будет интересным и полезным. Однако, применение его на практике требует высочайшей ответственности, мудрости, взвешенности решений. Здесь одинаково опасно как огульное отрицание всего "чужого", так и безудержный восторг, основанный только на том, что автор какой-либо концепции - американец или покинул Россию после 1917 года. Только творческое использование зарубежного опыта, политических и правовых традиций может дать психологизма. Психологизм в философии права, сформировавшийся в первой четверги XX века, стал реакцией на глубокие изменения во всех сферах жизни общества, прежде всего в социально-экономической. Старые, зародившиеся в конце XVIII - начале XIX века представления о государстве, праве, развитии общества не удовлетворяли запросам, вызванным новыми экономическими и полпшческими реалиями. Перед юристами остро встал вопрос о роли и механизмах действия права в меняющемся обществе, об изменении позитивного права, о важнейших принципах правотворческой деятельности.
Государственные деятели, понимавшие необходимость социальных реформ, нуждались в научных концепциях и практических рекомендациях, обеспечивающих эффективность их деятельности, Анализ восприятия и понимания права людьми в условиях всеобщего избирательного права также приобретал важное значение. Все эти проблемы сохраняют свою актуальность и в конце XX века.
Степень разработанности проблемы. Психологизм как направление философии права почти не изучен в отечественной литературе. Нельзя сказать, что по этому вопросу совсем не было работ. Проблема в том. что рассматривались отдельные представители данного, анализ ограничивался концепциями, в пыл выражен наиболее ярко. В первую очередь этому определению удовлетворяла созванная в начале XX века концепция русского ученого Л.И.Петражнцкого, определяющая право как особый вид эмоций, иногда упоминалось о психоаналитической трактовке права американского юриста Д.Фрэнка.1 Не уделялось достаточно внимания психологическим аспектам концепции крупного американского теоретика Р.Паунда, рассматривавшейся в разделах посвященных социологическим теориям права. Не исследованы как
1 См. например: Сайдлер Г.А. Юридические доктрины империализма. М., 1959.; Против современной правовой идеологии империализма. М, 1962. теоретические концепции, так и практическая деятельность члена Верховного суда США О.Холмса, из которых впоследствии выделились многие направления философии права США XX века. Мало изучена психологическая трактовка права, предложенная скандинавскими теоретиками А.Россом и К.Оливекроной. Концепции немецких юристов и М.Рюмелина, впервые выдвинувших объяснение права на основе психологических категорий, тоже еше не изучены.
Правда, несколько исследований были опубликованы в 20-30-х годах, но сегодня они не могут удовлетворить нас хотя бы потому, что были написаны в период, когда психологизм в западной философии права еще только формировался, до выхода в свет важнейших работ представителен исследуемого направления. может дать опубликованная в 1965 голу статья известною правоведа В.А. Туманова,2 а также переведенная на русский язык статья венгерского исследователя Вильмоша Пешки,3 и книга его соотечественника Кальмана Кульчара.4 Существуют работы, посвященные анализу социологического и реалистического.
Недостаточное внимание к психологической школе в философии права не связано с недобросовестностью или предвзятостью исследователей. Дело в том, что философия права XX века действительно очень трудно поддается классификации. Это вызвано различными причинами. Свою роль сыграла дифференциация гуманитарных наук, ослабление связей между ними. Кроме того, создатели современных правовых теорий часто находились под влиянием нескольких философских течений (что иногда приводило даже к эклектичности их концепций), предлагали самые разнообразные способы решения стоящи. перед їм;?."? проблем. На современные религиозные. особенное правовых и различных стран. Имеет место и ситуация, когда существующие классификации не позволяют последовательно отнести ту или иную школу в праве пли правоведа к какому-либо одному определенному направлению. Свою роль сыграло и то, что отечественная историко-философская мысль была больше ориентирована на классические философские учения, чем на исследование научною творчества современных обществоведов.
1 См.: Койотов С.В. Курточная социология права М.. 1978: Грччин И.Н. О "правовом реаличме" в англо-американской философии права. Тарту., 1978; Куликов А.К. Реалистическое направление в буржуазном правоведеиии.США. M., 1978. Из зарубежных обзорных работ посвященных истории американской философии права, отметим исследования Мориса Коэна, в частности переведенную на русский язык книгу "Американская мысль",1 в которой концентрированно рассмотрены основные положения концепций наиболее значительных американских теоретиков права и практикующих юристов, их взаимное влияние.
Stference to the development of bar association in the United States. St. Paul, 1953. Современные американские правоведы также занимаются исследованием творчества своих соотечественников.1
На анализируемое в данной работе направление - психологизм современной философии права - в значительной мере повлияли традиции национальных правовой систем, особенно ярко это проявилось в философии права США. Политические и правовые традиции Америки сформировавшиеся в процессе становления государства в конце XVIII века, наиболее концентрированно изложены в "Федералисте",2 а также в классическом труде Алексиса де Токвиля "Демократия в Америке".3 Особенности правовой системы США и их влияние на американскую философию права раскрываются в книге А.А.Старченко "Философия права и принципы правосудия в США .4 И:; мсдапно вышедших їпдаммп можно назвать исследование Г.М.Бормана Западная традиция :п. ава"-. ..і іак-кс книгу С.В.Бобонл а "Введение в правовую систему США".6 Исследование правовой системы США "изнутри" содержится в книге Лоуренса Фридмэна "Введение в американское право"7, где особенно подробно рассматривается роль, которую играет правовой прецедент, анализируются ситуации, оказавшие наиболее значительное влияние
Одна из важнейших проблем, рассматриваемых современным философско-правовым психологизмом - проблема правотворчества. Она стала актуальной для России сравнительно недавно, но уже можно назвать несколько работ, изданных в последние годы5.
Психологизм в философии права западных ученых еще ждет своего исследователя. Необходимы переводы основных работ. Нужно комплексное исследование, которое сформировало бы целостное представление о психологизме как направлении в философии права. Должны быть всесторонне исследованы условия и причины его возникновения, влияние на мировую общественную мысль.
- рассмотреть исторические условия возникновения философско-правового психологизма, связать их как с особенностями социального, экономического, политического развития различных стран и особенностями их правовых систем, так и с общими тенденциями развития наук;
- проанализировать какую роль в возникновении и решении стоящих перед обществом проблем представители философско правовоюї о психологизма отводили психологическим феноменам;
- выделить те положения различных направлений психологизма в философии права, которые сохраняют свою актуальность и могут быть приняты на современными российским:! правоведами и практиками.
Научная новизна исследования состоит в следующих положениях выносимых на защиту:
- выделение и анализ четырех этапов в развитии философии
права: универсального, юридического, социологического и социально философского; - сравнительный анализ трех форм философско-правового психологизма: эмоционального, социологического и антропологического;
- обоснование возможности развития некоторых положений философско-правового психологизма как в философско-правовой теории, так и в политической практике;
- прогноз о развитии философии права в современных условиях.
Практическая значимость работы состоит в том, что рассмотренные в ней проблемы, основные положения и выводы могут быть использованы при подготовке и переподготовке государственных служащих, философов, юристов - теоретиков и практиков. Работа может использоваться при изучений истории философии права .
О природе философии права
Философия права - одна из важнейших сфер современного гуманитарного знания. Какова природа этой научной дисциплины? Каковы ее задачи? Под влиянием каких факторов она возникла? В чем особенности ее предмета? Как соотносится она с другими изучающими право дисциплинами, например с общей теорией права, социологией права? Что общего у философии права и других подобных дисциплин -философии исюрии, философии религии, философии науки? Является ли она необходимой Для того, чтобы ответить на эти вопросы. OOpaiiiMwi ciu ."; .;; , . ;І . ; орнії у.с[. i .v-niOj; л."- . І ;! 11 і.
Философия и правовая наука были на протяжении псырпп и_ч.і. связаны между сооой. Исследования права, в том числе философские имеют очень давние традиции. На наш взгляд, в развитии этих исследований можно выделить определенные этапы. Критерием для выделения этих этапов является соотношение "философии" и "права" в филисифско-правовых исследованиях, характер их связи, то, на "философию" или на "право" делается акцент при построении теории. Первый из этапов развития философии права можно назвать универсальным. Универсальность эта проявляется в первую очередь в том, что большинство крупных философов древности, средних веков, Возрождения, Просвещения являлись в то же время и авторами оригинальных правовых теорий. Даже не создавшие собственной философской концепции мыслители - например, римские юристы, политики эпохи Великой французской революции XVIII века, авторы Конституции США, - разрабатывая свои социально-политические и правовые теории, находились под заметным влиянием тех или иных философских идей. Любая философско-правовая теория с самого начала становилась органичной частью общефилософской концепции. естественным образом включалась в разработанную систему категорий, методов и приемов потпан тя действительности та черга характерна и лля научной картины мира тої о времени - ученый энциклопедически образован, пишет трактаты и по математике и по этике... Отдельные научные направления были мало обособлены друг от друга, не существовало узкоспециализированных профессий. Отчетливо ощущались целостность, единство мира.
Конец XVIII века ставит перед философско-правовыми исследованиями новые задачи. Одно из величайших достижений человечества - провозглашение всеобщего равенства перед законном во французской Декларации прав человека и гражданина 1793 года, а также, несколько раньше, в Декларации независимости 1776 года и Конституции США 1787 года - имело последствия не только для дальнейшей политической истории, но и оказало значительное влияние на правовую науку.
Роль права возрастает. Приобрели особую важность работа с правовыми положениями как с текстом, изучение важнейших принципов права, их толкование, систематизация. Качественно изменилось содержание правоведения как профессиональной деятельности. Судопроизводство начинает играть огромную роль как в жизни общества в целом, так и в жизни конкретного человека. Связь права и философии ослабевает, усиливается специализация важнейших отраслей знания. На первый план в исследованиях в области фіі-ии-ифіїїі прана выдвигаюІСЯ прлі-.. і:к\ кнтк. .ЧЧЧІ ІЬІ. ruaiwia i май в рашипш философии права, назовем сі о юридическим.
Именно в ЭТОТ период постепенно формируется представление о праве как о системе норм, охраняемых государством. У подобного подхода, несомненно, имеются положительные черты - он требует как от каждого законодательного акта, так и от системы права в целом внутренней непротиворечивости, четкой определенности всех понятий. Важную роль играет и интерес к языку, в частности к языку положений позитивного права, сохранившийся у многих философско-правовых концепций в XX веке. Возникает особый тип мышления, получивший в дальнейшем название юридического позитивизма, при котором правовед стремится не объяснить становление права и механизм его действия, а обосновать "вечность и неизменность" основных положений нормативных актов.
В философии права складывается ситуация, суть которой состоит втом, что хотя по-прежнему продолжают создаваться "универсальные" философско-правовые концепции, тем не менее философы лишь незначительно затрагивают собственно проблемы права, оставляя эту область исследований юристам. Юристы же, кроме юридической практики. занимаются преимущественно систематизацией и толкованием норм права, то есть изучением его фактического состояния, а пе исследованием того, как право возникает и развивается. Б , ,кс время философы имдаюі ісории або рамної о идеальною права, не имея досіаючньїх знаний о том, каково эю право в действительности и как исполняются его нормы на практике.
В это время впервые появляется и сам термин "философия права". Его впервые применил немецкий юрист Густав фон Гуго в 1779 году. Под этим термином в его учении понималась философская часть учения о праве.1 Наряду с юридической догматикой (исследование действующего позитивного права) и историей права (задача - показать, что право складывается исторически, а не создается законодателем) философия права составляла "разумную основу научного познания права" , выступала своеобразной логикой и методологией юридической науки. Эта философия права была, в представлении Г.Гуго, частью позитивной юриспруденции.
Широкое распространение и признание термин "философия права" получил в 20-е годы XIX века, после публикации классического труда Гегеля. В этой работе природа и цели философии права трактовались иначе, чем у Г.Гуго. Гегель характеризует философию права как философскую, а не юридическую науку. Более того, по его мнению, "наука о праве есть часть философии"2. Основная задача философии права в понимании Гегеля состоит в том, чтобы постигнуть идеи, лежащие в основе права. Л это возможно, считал о::, лишь с ik NA h.-v. ..іософекого \,І ,:!І. і,:іііЯ. философский подання щити. "В пране человек должен найти свой разум, - писал і егель. - Должен. следовательно, рассматривать разумность права, и этим занимается наша наука в отличие от позитивной юриспруденции, которая часто имеет дело лишь с противоречиями."3 Кстати, позитивную юриспруденцию Гегель считал исторической наукой.
Идем права как предмет философии права означает единсіво понятия права и наличного бытия права, получаемого в ходе
осуществления, объективации понятия права. Для понимания права важны как момент саморазвивающегося понятия права, так и система наличных определений права, которая получается в ходе осуществления понятия. "Структура которую понятие сообщает себе в процессе своего осуществления.- отмечает Гегель,- есть другой существенный для самого понятия момент идеи, отличный от формы, которая есть только понятие"1.
Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Диалектика этой воли совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы. Свобода, по Гегелю, представляет субстанцию и основное определение воли. В том, что свободно и есть наличие ноги:, так как мышление и воля в гегелевской философп;: отличакпея лруї ОІ /ipwu не как .ТИС пачлпчные способное І и. а .ппнь как два спосооа - теоретический и практический - одной и топ же способности мышления.
Учение о "правовой эмоции"
Использование психологической категории интуиции при построении философско-правовой теории характерно в большей степени для зрелого психологизма. Когда это направление современной философии права только формировалось, ученые, как правило, использовали і? меньшей степени у -:.. :0. : :::: !!arpv::: "ни категории психологической науки. Наиболее последовательная концепция такого рода была разработана русским ученным Л.И.Петражицким. Она строилась на основе психологической категории "эмоции".
Л.И.Петражицкий не просто один из ярких представителей русской правовой науки и психологической школы права, он впервые обосновал способ психологического изучения права и на основе этого создал цельную психологическую теорию права1. Его можно считать и основателем этого направления современной философии права в целом. Теория русского правоведа стала значительным и оригинальным явлением в юридической науке. Хотя учение Л.И.Петражицкого и не использовалось широко в качестве непосредственного теоретического источника какой-либо теории, в ней впервые были намечены многие проблемы, активно изучаемые в дальнейшем во множестве школ и направленні" философии права XX века.
Источниками теории Л.И.Петражицкого послужили правовые взгляды Л.Кнаппа, Р.Бирлинга. Э.Циттельмана, Н.М.Коркунова (психологическая интерпретация власти), а также психологическая теория В.Вунлта. Непосредственной философско-методологической основой :л:;::;;: г:рі,.а Г;л;л::;спцкого .тал "вторе;:" .:. а:;: :::::::. а особенности такие его направленії , как имманентная мікола и эмпириокритицизм Э.Маха и Р.Авенариуса. Кроме того, значительное влияние на Петражипкого оказала философия неокантианцев.
Из эмпириокритицизма Л.И.Петражицкий заимствовал целый ряд положений, которые легли в основание его концепции. Во-первых, он всецело поддержал точку зрения эмпириокритиков, призванную "совершенно исключить все метафизические вопросы" и всю философию (в том числе - философию права) выработать как "естественнонаучную методологию и психологию познания". Во-вторых, он разделял их агностицизм и феноменализм. Как известно, эмпириокритики, в частности Э.Мах, отрицали существование объективной реальности. По Э.Маху, существуют лишь "нейтральные элементы опыта" и их функциональные связи; "не тела вызывают ощущения, а комплексы нейтральных -элементов образую! тела". Научные законы сторонники данной философии считали не отражением объективных связей между вещами и процессами, а "созданием нашего мышления", порождением психических потребностей индивида. Отсюда характерное для махистов отрицание существенной разницы между физическим и психическим. Различие физического и психического, с их точки зрения, есть лишь различие "функционального отношения". в котором рассматриваются "элементы": предметом "физики" :ін:;остс:-; рассмотрение "зле:.::.: TOE DO взаимосвязи друг с друюм. предметом же "психологии" - отношение человеческой психики к этим "элементам"1.
Целью Л.И.Петражицкого было создание целостной, отвечающей задачам времени теории права. Это, по его мнению было невозможно сделать без выяснения "основного вопроса" правоведения: что есть право? Обе эти задачи представлялись ему теснейшим образом связанными друг с другом. При этом в качестве важного требования выдвигалась "научность" теории, то есть "сознательная научно-методическая обоснованность, а не случайная удачность"2.
Рассматривая вопрос о критериях "научности" на общеметодологическом уровне, Л.И.Петражицкий стремится выяснить, каковы "условия и критерии годности классовых понятий... с точки зрения задачи научного познания и ооъяснения явлений". Подходящими, по его мнению, являются только те из них, "относительно коих существуют пли могут быть образованы адекватные научные теории"1.
Согласно Л.И.Петражицкому, адекватность - первое требование предъявляемое к теории в целом. Под адекватностью теории имеется в виду "отнесение высказываемого к надлежащим достаточно обширным классам объектов"2.
Второе греоовліпіе предъявляемое к наупіеїі іеор::::. г:;- его мнению, заключается в гом. что все ьысказываипя, содержа.а .сея в теории, должны относиться только к тому классу предметов, относительно которых они истинны, иначе говоря, "теоретические подлежащие" и "теоретические сказуемые" должны совпадать по объему3.
Кроме того, в научной теории, считает Л.И.Петражицкий, требуется не только констатировать факты, но и "установить наличность необходимой логической или причинной связи... между специфическим признаком какого-либо класса объектов (теоретического подлежащего) и чем-либо другим (тем, что относительно этого класса высказывается, теоретическим сказуемым)"1.
Социологический психологизм
Для западных филоеофеко-правовых концепций XX зека характерна тенденция, которую можно назвать социологическим психологизмом. Главное, что характеризует это явление - пристальное внимание к вопросам о том, как право действует и функционирует в реальном обществе, какие конкретные условия влияют на эффективность его действия, каким образом (через какие механизмы) право влияет на другие сферы жизни общества и государства (например, на экономику, политику). Иными словами, право большинства европейских стран, и особенно для США, где сложились авторитетные психолого-социологические школы.
Легко заметить, что социологическая философия права на рубеже столетия и в первые десятилетия XX века развивалась прежде всего в США. Здесь социология права быстро завоевала популярность и заняла господствующее положение, а ее представители стали признанными авторитетами в официальной юридической науке и правовой практике. И сегодня социология права во многих отношениях определяет и характеризует общественную науку США. Причины этого, видимо, можно свести к ряду обстоятельств.
В силу особенностей правового развития англосаксонского общества, нормативизм и, как следствие его, юридический позитивизм были лишены здесь более или менее благоприятной почвы. Англосаксонское общее право создано судебной практикой. правотворчество же государства играет менее существенную роль. Это обстоятельство, а также эмпиризм и практический характер англосаксонского правового мышления, наряду с другими факторами. сближали правовое и социологическое мышление. Кроме того. больший демократизм государственного строя (скажем, по сравнению с Германией того времени) также способствовал подчеркиванию именно общественного характера права. Характерно, что большинство американских правоведов (к какому бы направлению, школе они не принадлежали) были юристами-практиками. В своей профессиональной деятельности они постоянно сталкивались с несоответствием старых представлений о праве новым динамично меняющимися социально-экономическим реалиям и не могли не прийти к идее коренного пересмотра философско-правовых теорий. Социологический подход к построению философско-правовой теории может проявляться по-разному. Он может опираться на различные философские направления, активно использовать выводы и "наработки" других гуманитарных наук, в том числе, конечно, и психологин. Рассмотрим особенности социологического психологизма на примере прагматистской философии лраза.
Лейтмотивом рассуждений идеологов США о праве и законности становится прагматическая идея "социального интереса".
Постоянно подчеркивая реалистичность. прагматический характер своих позиций, правоведы считают излишним в новых условиях прятаться за теологическими мифами: судья у них не "открывает" до неге существовавшие правила, а создает позы: :к?ру.ы права. Руководящим принципом деятельности для судей выступает при этом не идея вечной и неизменной спрявеппивости. а нечто реальное утилитарное - зависящая от конкретных условий выгода для общества.
Энергичная критика устаревшей теологической правовой доктрины была начата известным американским юристом Оливером Холмсом (впоследствии - член Верховного суда США). Будучи вместе с Ч.Пирсом, У.Джемсом и другими философами и юристами членом известного "Метафизического клуба", откуда, по существу, берет начало американский прагматизм, О.Холмс много сделал для внедрения этого специфически американского философского учения в правовую идеологию США. Проповедуя прагматизм, Холмс призывал американских юристов отказаться от потерявшей престиж теологической идеи о неизменности и божественном происхождении права и расценивать судебно-правовой пронесе "реалистично", в свете "социального опыта".
Право, по О.Холмсу, - "это не что иное, как предсказание того. что судьи будут делать в действительности"1.! Руководящим принципом для принятия судом того или иного решения выступают прагматические "соображения о том. что является выгодным для данного общества"2. О.Холмса не устраивает прежняя идея формального подчинения суда только закону. По его мнению, при вынесении решения судья должен принимать во пипм::ние не только Конституцию и основанные на ней законы, но и господствующие этические принципы, а главное - социальный опыт то есть учитывать выгодные и полезные социальные последствия принимаемого решения. Когда мы имеем дело с положениями Конституции США, пишет другой американский юрист Д.Фрэнк, то необходимо "понять, что они применяются к жизни, развитие которой совершенно нельзя было предвидеть даже наиболее одаренным из ее создателей. Поэтому дело. которое находится перед нами, должно быть рассмотрено в свете нашего полного опыта, а не просто в свете того, что было сказано сотню лет назад"3.