Содержание к диссертации
Введение
РАЗДЕЛ 1 Формирование духовной культуры офицера современной Российской армии как процесс 17
РАЗДЕЛ 2 Сущность, содержание и классификация противоречий формирования духовной культуры офицера современной Российской армии 55
РАЗДЕЛ 3 Основные направления разрешения противоречий формирования духовной культуры офицера Российской армии в современных условиях 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 143
- Формирование духовной культуры офицера современной Российской армии как процесс
- Сущность, содержание и классификация противоречий формирования духовной культуры офицера современной Российской армии
- Основные направления разрешения противоречий формирования духовной культуры офицера Российской армии в современных условиях
Введение к работе
Российское общество на современном этапе переживает сложный период своей истории, который сопряжен с глубокими и всесторонними изменениями во всех сферах жизни. Характер и значимость этих изменений различными социальными силами оценивается по-разному, от всестороннего восхваления до полного их отрицания. Тем не менее, на данном этапе произошла смена политического устройства государства и общества. Продолжается изменение характера основополагающих институтов российского общества, его экономических политических, социальных и духовных основ. Масштабные изменения, произошедшие во всех областях жизнедеятельности российского общества, безусловно, отражаются и в сознании граждан, и на сфере духовной культуры.
Духовная культура - подлинно интегрирующее начало в человеке, его сознании и реальной жизнедеятельности. Именно она обеспечивает человеку ту норму жизни, которой он обязан следовать, чтобы оставаться человеком. Нормы духовной культуры подвижны, они зависят от исторических, социальных, психологических процессов, происходящих в обществе. По своей наполненности они имеют определенную относительность. Именно этот аспект наиболее ярко виден, когда происходит обновление основ жизни общества, когда идет слом старых ориентиров, когда на арену выходят новые перспективы развития.
В связи с преобразованиями общественной жизни возникают угрозы для безопасности духовной культуры общества и армии1. Эти угрозы вызваны, в том числе, и тем, что сфера духовной культуры оказалась в забвении, и назрела потребность обращению к ней. Отечественные философы отмечают о необходимости поворота к духовной культуре..Не будет преувеличением предупреж-
См. работы: Петрий П.В. Духовные ценности Российского общества и армии: Авто-реф.: Дис... д-ра филос. наук. - М, 2002. - С.4.; Шевченко О.В. Духовные традиции военнослужащих Российской Армии и их проявление в современных условиях (социально-философский анализ): Автореф.: Дис... канд. филос. наук. - М., 2005. - С.4. Армия, Воору-жепные Силы, армия и флот — понятия, которые в данном исследовании употребляются как синонимы. Они отражают особый объект - институт государства, предназначенный для решения проблем обеспечения обороны и национальной безопасности страны с применением вооруженного насилия или угрозы ее применения.
дение В.А. Лекторского: «...если Россия не сможет повернуться к духовности, она погибнет как великая и неповторимая культура, а значит и как страна»1.
Все эти процессы отражаются на жизнедеятельности Вооруженных Сил и на характере военнослужащих и особенно офицерского состава. В процессе преобразования жизни Российского государства и реформирования его Вооруженных Сил важную роль играет духовная культура военнослужащих. Идеологи современных реформ акцент делают на либерализации, индивидуализации, потребительства. Но интересы укрепления боеспособности Российской армии все более актуализируют проблему сплочения воинских коллективов, понимания высокого предназначения государственной военной службы, формирования в частях и подразделениях атмосферы боевого единства, товарищества, взаимопомощи и самопожертвования, готовности выполнить любую боевую задачу.
Все же следует отметить, что в последнее время в российском обществе и Вооруженных Силах России растет понимание необходимости духовного обновления, пересмотра и переоценки, исторически сложившихся ценностей, норм, традиций и идеалов и их соотношения с ценностями, нормами и идеалами либерально-демократических преобразований.
Кроме того, мощность и сложность современного вооружения требуют сознательного и ответственного офицера как организатора воинской деятельности. Все это в целом ставит на повестку дня необходимость формирования духовной культуры офицера современной Российской армии. В условиях использования сложнейших военно-технических комплексов и систем оружия не потеряли своего значения слаженность и согласованность, взаимозаменяемость и взаимовыручка военнослужащих, сплочённость коллективов Российской армии, крепкая воинская дисциплина. Однако, в этом вопросе есть немалые упущения: в подразделениях и частях воспитательная работа проводится не всегда на должном уровне, недостаточно внимания уделяется изучению про-
1 См.: Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Вопросы философии. 1995. № 2. -С.35.
фессиональных, нравственных и социально-психологических особенностей военнослужащих, растет количество использования оружия и боевой техники не по назначению, существуют предпосылки для возникновения напряжённости во взаимоотношениях, моральных конфликтов, возникают противоречия в формировании и развитии духовной культуры офицера.
Для России противоречия духовной культуры в настоящий момент не находят своего разрешения. В этой сфере идет процесс их постоянного накопления, несмотря на то, что они постоянно рассматриваются в философских, культурологических, психологических, социологических и других исследованиях. Наиболее высокой степени проблематичность противоречий духовной культуры приобрела в сфере воинской деятельности, в сознании его основного субъекта - офицера.
Решающая роль в разрешении возникающих противоречий воинской деятельности принадлежит военно-политическому руководству страны, руководящему составу армии на всех уровнях и, естественно, командирам и их заместителям по воспитательной работе в частях и подразделениях. Противоречия существуют не только в системе отношений общества и армии, но и в процессе учебно-боевой деятельности личного состава. Одним из условий эффективного выполнения офицером своего предназначения является формирование его духовной культуры, на основе которой он строит свою организаторскую и воспитательную работу с подчиненными. Сложность и противоречивость формирования духовной культуры Российского офицера в современных условиях настоятельно требуют углубленного теоретического осмысления данного феномена.
Сегодня в обществе и Вооруженных Силах растет понимание необходимости духовного развития армии, обновления существующих ценностей, норм, традиций и идеалов. Это обусловлено необходимостью укрепления духовно-нравственных основ, современных Вооруженных Сил России.
Актуальность исследования противоречий формирования духовной культуры офицера современной Российской армии обусловливается рядом об-
стоятельств.
Во-первых, духовно-ориентированная личность, осознающая себя, свою природу духа способна к развитию, активно воспринимает процессы обновления и представляет ту действенную силу самосовершенствования общественной жизнедеятельности.
Во-вторых, в условиях драматизма духовной жизни особенно заметным становятся противоречия духовной культуры. Их выявление и преодоление идет к саморазвитию не только духовного мира общества и личности, но и всей общественной жизни.
В-третьих, в сфере воинской деятельности противоречия духовной культуры достигли своего апогея, дальнейшее их накопление может привести к деструктивным процессам не только в сознании военнослужащих, но и ведут к разрушению тех профессионально-значимых ориентиров, без которых армия не может функционировать.
В-четвертых, формирование духовной культуры связано с прояснением духовно-онтологических оснований, с разрешением существующих противоречий и обеспечением надежных средств защиты человечества от любого рода антидуховных проявлений.
В-пятых, научный анализ противоречий формирования духовной культуры офицерского состава Вооруженных Сил России стал насущной потребностью, влияющую не только на качественные параметры духовного мира личности, но и на определение путей и направлений их разрешения.
Разрешение возникающих противоречий в процессе формирования духовной культуры офицера Российской армии должно осуществляться с учетом современных условий, особенностей современной военно-политической обстановки в мире и стране, духовной атмосферы в воинских коллективах и в качестве главной цели иметь поддержание высокой боеготовности и морального духа Российской армии.
Таким образом, насущные потребности анализа процесса формирования духовной культуры офицера современной Российской армии, необходи-
мость выявления противоречий данного процесса, а также основных направлений их разрешения предопределили актуальность диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Проведенный анализ отечественной литературы в различные периоды развития Российского государства позволяет сделать вывод, что вопросам формирования духовной культуры офицера Российской армии всегда уделялось пристальное внимание. Однако, в связи с радикальными изменениями в нашем обществе в 90-х годах XX в. и в начале XXI в. в научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых все больше находят отражение вопросы, непосредственно связанные с формированием духовной культуры общества, армии и конкретной личности. Интерес к вопросам духовности общества и армии обусловлен процессами демократизации общества, появлением новых военных угроз, реформированием армии и флота.
Анализ имеющейся социально-философской литературы позволяет выделить несколько групп работ, в которых рассматривались вопросы духовности, духовной сферы общества, её духовной культуры, а также формирование духовной культуры военнослужащих Российской армии и офицера в частности.
Первую группу образуют работы, посвященные проблемам формиро-
вания и функционирования культуры , проблемам духовности . Кроме этого
См. работы: Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. -М.: МГИК, 1992; Владышевский Д.В., Ковтун Н.В. Социодинамика культуры и постмодернизм. - М., 2000; Гарин И.И. Что такое этика, культура, религия? - М., 2002; Давыдов Ю.Н. Культура - природа - традиция. -М., 1978; Зиммелъ Г. Избранное. Философия культуры. Т.1. / Пер. с нем. - М, 1996; Линтон Р. Культурные основания личности // Человек; и социокультурная среда. - М., 1992. - Вып. 2; Каган М.С Философия культуры. - СПб., 1996; Меоюуев В.М. Культурология и философия культуры // Культурология сегодня: Основы, проблемы, перспективы. - М., 1993; ПеччеиА. Первобытная культура. - М., 1989; Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987; Чав-чавадзе Н.З. Культура и ценности. - Тбилиси, 1984; Krober Ah, Kluchohn С. Culture. A Critical Review of Concepts and Definitions. Cambridg - Massachusetts, 1952; и др.
2 См. работы: Бабушкин В. У. Философия духа. - М, 1995; БуеваЛ.П. Духовность и проблемы нравственной культуры. // Вопросы философии. - 1996; Каган М.С. О духовном. //Вопросы философии. - N9. - СПб., 1985.; Казакова Л.И. Человек в системе духовной жизни общества. — М., 1999; Капустин Б.В. Лебедев А.В. Духовное производство: сущность и функционирование. — Казань, 1991; Кара-Мурза А.А., Панарин А.С, Катин И.К. Духовно-
следует выделить работы рассматривающие духовную культуру как самостоятельную сферу1. В первую группу входят работы, в которых раскрываются сущность культуры , типология культуры , специфика и особенности духовной культуры России4. Изложенные в указанных работах идеи и положения заметно обогащают современные представления о духовной культуре личности и общества, ее смысле и предназначении и использованы в диссертации в качестве теоретических основ социально-философского анализа.
Вторую группу представляют работы, посвященные исследованию духовной культуры военнослужащих. В работах рассматриваются вопросы ду-
идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития//Полис. №4. - М., 1995; Клягин СВ. Пути к духовности // Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. - М., 2000; Крымский СБ. Контуры духовности: новые аспекты индивидуальности // Вопросы философии. - № 12. - М., 1992; Платонов Г.В., Косичев АД. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. № 2-3, - М., 1998; Фромм Э. Душа человека. - М., 1992; и др.
1 См. работы: Аванесова Г.А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечествен
ной аналитике в прошлом и теперь //Вестн. Моск. Ун. Сер. 7. Философия. №4. 1998; Горака
А.И., Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования. - М.,
1980; Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков: Истоки, становление
и развитие. - Казань, 2004; Журавлев В.В. Проблемы духовной жизни развитого социализма.
- М., 1980; Зеленин Д.К. Избранные труды: Статьи о духовной культуре 1934-1954. - М.,
2004; и др.
2 См. работы: Аванесова Г.А., Бабаков ВТ., Быкова Э.В. Морфология культуры. Струк
тура и динамика. — М., 1994; Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное: Пер. с нем. /
РАН. ИНИОН. - М., 1994; Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995; Ильин В.В., Ахие-
зер А.С Российская цивилизация: содержание, границы, возможности / Под ред. В.В. Ильи
на. - М., 2000; Ключевский В.О. О нравственности и русской культуре / РАН. Ин-т рос. исто
рии. - М., 1998; Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Серия «Философское наследие». - М., 2001;
Россия и внешний мир: Диалог культур: Сб. ст. / Редкол.: Ю.С. Борисов (Отв. ред.) РАН. Ин-
т рос. истории. - М., 1997; Франк СЛ. Духовные основы общества. - М., 1992. и др.
3 См. работы: Величко A.M. Государственные идеалы России и Запада. Параллели право
вых культур. — СПб., 1999; Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и поли
тические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. 6-е изд. - СПб., 1995; Лот-
ман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур // Новая литература по культурологии:
Дайджест. - М., 1995; Платонов О.А. Русская цивилизация. М., 1995; Тютчев Ф.И. Россия и
Запад: книга пророчеств. Статьи, стихи. - М., 1999; Шпенглер О. Закат Европы: Очерки мор
фологии мировой истории. Т. 1. Образ и действительность. / Пер. с нем. Н. Ф. Гарелин. -
Мн., 1998; и др.
4 См. работы: Бердяев Н.А. Русская идея. // Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения. -
М., 1999; Ключников Ю.М. Лики: Этюды о русской духовной культуре. - М., 2005; Серия:
Великое наследие. Т.9. Духовная культура. - М., 2005; Колейное В.В. О русском националь
ном сознании. - М., 2002; Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М.,
2002; Спиркин А.Г. Духовная сфера жизни общества // Основы философии. - М., 1988; и др.
ховной культуры древнерусского воинства , духовной культуры русской армии2. Из современных исследований можно выделить работы В. Гидиринского, Б. Каверина, К. Раша, А. Каменева, П. Петрия, А. Погорелого, О.Х.-А. Рахимова, Н. Смирнова, О. Черницкого, А. Тиморина, Р. Тимошева, В. Шлыкова, О. Шевченко и др3. В работах данного направления духовный мир военнослужащего и офицера, в том числе, рассматривается как одно из действенных средств реформирования военной организации государства и укрепления духовного потенциала военной безопасности России.
Третью группу представляют работы, посвященные исследованию
См. работы: Житие Александра Невского. // Библиотека литературы Древней Руси. В 20 т. - СПб., 1997; Житие Сергия Радонежского. // Библиотека литературы Древней Руси. В 20 т. - СПб., 1997; Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. - М., 1964; Илья Муромец. Былины.
М., 1998; Поучение Владимира Мономаха. // Библиотека литературы Древней Руси. В 20 т.
СПб., 1997; Русские святые воины. Жития. - М., 2002; и др.
2 См. работы: Волков СВ. Русский офицерский корпус. - М., 1993, Трагедия русского
офицерства. - М., 2002; Военно-морская идея России. Духовное наследие Императорского
флота. Российский военный сборник. Выпуск 11. -М., 1997; Гареев М. Какие вооруженные
силы нужны России? // Отечественные записки. № 8. 2002; Гидиринский В.И. Русская идея и
армия (философско-исторический анализ). - М., 1997; Глинка Ф.Н. Письма русского офице
ра. - М., 1985; Драгомиров М.И. «Наука побеждать» Суворова // Российский военный сбор
ник. Выпуск 18. Не числом, а уменьем: Военная система А.В.Суворова. - М., 2001; Шлыков
В. Миф об американской «профессиональной армии» // Отечественные записки. № 8. 2002;
Какая армия нужна России? Взгляд из истории. Российский военный сборник. Выпуск 9. -
М., 1995; Керсновский А.А. История русской армии 1700-1881 гг. - М., 2004, Философия
войны // Философия войны. - М., 1995; Савинкин А.Е. Духовное наследие русской армии
//Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. - М., 2000; Хантинг
тон С. Офицерская служба как профессия. // Отечественные записки. № 8. 2002; и др.
3 См. работы: Гидиринский В.И. Духовный мир личности советского воина: Автореф.:
Дис... д-ра филос. наук. - М., 1979; Государственно-патриотическая идеология как фактор
формирования духовного потенциала армии и флота: Военно-теоретический труд /Отв. ред.
Д.Н.Филипповых, О.Х.-А. Рахимов. - М., 1999; Духовность российского офицера: проблемы
становления, условия и пути развития / Отв. ред. Б.И.Каверин. Военно-теоретический труд. —
М., 2002; Кавад (Карем) Раш. Армия и культура // Наш современник. - М., 1990. - № 5. Ка
менев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. - М., 1990; Петрий П.В. Ду
ховные ценности российского общества и армия (социально-философский анализ). Моно
графия. - М., 2002; Погорелый А.П. Патриотизм как ценность российского общества: Авто
реф.: Дис... канд. филос. наук. - М., 2004; Смирнов НА. Духовная культура отечественного
военного инженера. Автореф.: Дис... канд. филос. наук. — М., 1998; Черницкий О.А. Профес
сиональная культура Российского офицера (социально-философский анализ): Автореф.:
Дис... канд. филос. наук. - М., 2001; Тимошев P.M. Методологическая культура военно-
управленческой деятельности: Автореф... Дис. д-ра филос. наук. - М., 1997; Шлыков В.М.
Миф об американской «профессиональной армии» // Отечественные записки. № 8. — М.,
2002; Шевченко О.В. Духовные традиции военнослужащих Российской Армии и их проявле
ние в современных условиях (социально-философский анализ): Автореф.: Дис... канд. фи
лос. наук. - М., 2005; и др.
структуры, содержания, этапов развития, классификации и направлений разрешения социальных противоречий. Классическими работами являются работы Г. Гегеля, И. Канта, В. Ленина, К. Маркса и Ф. Энгельса1. Известными исследователями этих проблем являются Г. Бондарев, В. Бородкин, Ф. Вякке-рев, В. Горбач, В. Дурин, А. Проценко, Н. Репях, В. Себиченко, Е. Темкин и др . В работах указанных авторов содержатся методологические подходы к анализу противоречий, а также обосновываются механизм и пути их разрешения.
Четвертую группу представляют работы, в которых исследуются конкретные противоречия в жизнедеятельности Вооруженных Сил России. Особое место в этой группе занимают исследования А. Панарина, В. Кожинова, С. Кара-Мурзы3. Некоторые вопросы действия противоречий в военной сфере отражены в работах Г. Боговича, О. Данильян, А. Корякина, Ю. Курносова, Г. Лукавы, В. Смирнова, С. Черноротова, Г. Штракса, А. Ясиновского и др.4. В
1 См. работы: Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Сочинения. Т.1-14. -М.-Л., 1929-1959;
Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. - М., 1994; Ленин В.И. Поли. собр. соч. - Т
.26., - Т. 29; .Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е, - Т. 1-4.
2 См. работы: Бондарев Г.И. О специфике и структуре социального противоречия. —
Свердловск, 1975; Бородкин В.В. Проблемы противоречия в материалистической диалектике.
- М.. 1982; Вяккерев Ф.Ф., Дурин В.П. Формы и методы разрешения противоречий // Вести.
Ленингр. ун-та. - Л., 1983. № 1. С.34-40; Горбач В.И. Проблемы диалектических противоре
чий. - М., 1972; Дурин В.П. Разрешение противоречий (формы и методы): Автореф.: Дис...
канд. филос. наук. -Л., 1984; Проценко А.Ф. Методологические аспекты анализа социальных
противоречий: Автореф.: Дис... канд. филос. наук. - М., 1978; Репях Н.А. Прогнозирование
противоречий развития Вооруженных Сил и путей их разрешения: Автореф.: Дис... канд.
филос. наук - М., 1992; Себиченко В.Т. Структура, генезис и разрешение социальных проти
воречий: Автореф.: Дис... канд. филос. наук. - Л., 1977; Темкин Е.И. Проблема разрешения
противоречий: Автореф.: Дис... канд. филос. наук. - Мн, 1978; и др
3 См. работы: Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. - М., 2003; Ко-
оісинов В.В. Победы и беды России. - М., 2005; Кожинов В.В. Россия 20 века. - М., 2005; Ка
ра-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Книга первая. От начала до Великой Победы. (Серия:
История России. Современный взгляд). — М., 2002; и др.
4 См. работы: Богович ГГ. Противоречия формирования духовных ценностей офицера
современной Российской армии и их разрешение: Автореф.: Дис... канд. филос. наук. - М.,
2001; Данильян ОТ. Противоречия в первичных воинских коллективах и механизм их разре
шения в условиях демократизации советского общества и армии: Автореф.: Дис... канд. фи
лос. наук - М., 1990; Корякин А.А. Противоречия современного военно-технического разви
тия Вооружённых Сил и пути их разрешения: Автореф.: Дис... канд. филос. наук. -М., 1993;
Курносое Ю.В. Противоречия процесса формирования самосознания личности советского
воина и пути их разрешения в условиях перестройки: Автореф.: Дис... канд. наук. — М., 1990;
Лукава Г. Г. Характер противоречий в вооруженной борьбе с применением ракетно-ядерного
этих работах противоречия в сфере духовной культуры офицера современной Российской армии рассматривались не специально, а в контексте решения других исследовательских задач.
Отдавая должное вкладу названных исследователей в разработку проблемы противоречий и особенностей их проявления в сфере духовной культуры, отметим, что их труды составляют теоретическую и методологическую основу социально-философского анализа противоречий формирования духовной культуры офицера современной Российской армии. В то же время необходимо подчеркнуть, что проблема духовной культуры офицера Вооруженных Сил России на современном этапе разработана недостаточно полно. В последнее десятилетие специальных исследований, посвященных изучению противоречий формирования духовной культуры офицера современной Российской армии, проведено не было, несмотря на актуальность данной проблемы для Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, выбор указанной темы исследования обусловлен ее актуальностью и недостаточной степенью научной разработанности.
Объектом исследования выступает формирование духовной культуры офицера современной Российской армии.
Предметом исследования являются противоречия формирования духовной культуры офицера Российской армии и основные направления их разрешения в современных условиях.
Цель диссертационного исследования заключается в выявлении сущности и содержания противоречий формирования духовной культуры офицера и определении основных направлений их разрешения.
Реализация сформулированной цели достигается решением следующих конкретных задач:
оружия: Автореф.: Дис... канд. филос. наук — М., 1964; Смирнов В.Н. Противоречия формирования и функционирования военной безопасности Российской Федерации: Автореф.: Дис... канд. филос. наук - М, 1996; Черноротов СВ. Социальные противоречия в Вооруженных Силах Российской Федерации: Автореф.: Дис... канд. филос. наук - М., 1996; Штракс Г.М. Социальное противоречие. - М., 1977; Ясиновский А.В. Противоречия развития Военно-воздушных сил Российской Федерации в современных условиях (социально-философский анализ): Автореф.: Дис... канд. филос. наук. — М., 2003; и др.
-исследованием процесса формирования духовной культуры офицера современной Российской армии;
-выявлением сущности и содержания противоречий формирования духовной культуры офицера современной Российской армии;
-рассмотрением структуры противоречий формирования духовной культуры офицера современной Российской армии и проведением на основе этого их классификации;
-обоснованием приоритетных направлений разрешения противоречий формирования духовной культуры офицера Российской армии в современных условиях.
Методологическую основу диссертации составляют базовые положения социально-философской науки, ее понятийный аппарат применительно к объекту и предмету исследования. В работе используются и реализуются принципы философского анализа: функционально-деятельностный, сущностной, структурно-содержательный, аксиологический, феноменологический, социального детерминизма и историзма. Использованы также и более конкретные методы синтеза, сравнения, классификации и систематизации, теоретического обобщения и описания, контент-анализ и другие.
Общетеоретическую основу диссертации составляют методологические положения из трудов отечественных и зарубежных авторов по проблемам духовной культуры, духовного развития личности и общества, взаимосвязи общества и армии, идеи из работ ученых, посвященных анализу функционирования духовной жизни российского общества и духовной культуры военнослужащих, идеи и положения представителей отечественной и зарубежной философской мысли по вопросам общеонтологических и социальных противоречий, а также исследования ученых, отражающие современное состояние противоречий жизнедеятельности российского общества и армии.
Эмпирическую базу диссертации составляют результаты анализа основных положений руководящих документов, регламентирующих деятельность государственных и общественных органов по обеспечению военной
безопасности Российской Федерации; результаты различных опросов и социологических исследований по проблемам морального духа армии, проведенных отделом военно-социологических и правовых исследований Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Ассоциацией военных социологов по проблемам духовности и духовной безопасности общества, государства и личности; контент-анализ материалов периодической печати. Диссертант опирался на личный опыт практической работы в войсках и военно-учебных заведениях Министерства обороны России.
Научная новизна исследования выражается в постановке и осуществлении социально-философского анализа противоречий формирования духовной культуры офицера Российской армии. Более конкретно новизна исследования и специфика социально-философского анализа состоит в следующем:
представлено современное понимание процесса формирования духовной культуры офицера современной Российской армии;
уточнены сущностные особенности противоречий формирования духовной культуры офицера современной Российской армии;
представлена структура, выявлено содержание противоречий формирования духовной культуры офицера современной Российской армии и осуществлена их классификация;
предложены приоритетные направления разрешения противоречий формирования духовной культуры офицера Российской армии в современных условиях, разработаны и обоснованы практические рекомендации и предложения по оптимизации процесса разрешения противоречий формирования духовной культуры офицера современной Российской армии.
На защиту выносятся следующие основные положения.
1. Формирование духовной культуры офицера современной Российской армии есть социально-обусловленный процесс выявления, сохранения, развития, передачи и усвоения общественно-признанных, государственно-значимых, жизненно-необходимых и профессионально-ориентированных для Вооружен-
ных Сил и российского общества ценностей, идеалов, установок, морально-этических норм и правил, функционирующих в системе исторически определённых социальных и военно-политических условий, и побуждающих офицера добросовестно выполнять свои служебные обязанности и воинский долг по защите Отечества в мирное и военное время.
Противоречия формирования духовной культуры офицера современной Российской армии представляют собой отражение процесса и результат взаимодействия, вплоть до борьбы социальных субъектов современной России в сфере развития сознания офицера, находящихся в определенном внутреннем единстве и взаимопроникновении и одновременно выступающих источником самодвижения и саморазвития осознанного отношения личности.
Противоречия формирования духовной культуры офицера современной Российской армии чрезвычайно многообразны и могут быть классифицированы по ряду оснований.
противоречия, обусловленные трансформацией духовной культуры современного человечества, российского общества в целом и армии в частности;
противоречия, связанные со спецификой характера современных войн, средств и способов вооруженной борьбы, объектов и структур поражения и принимающие вид войны информационно-психологической;
противоречия, вытекающие из характера взаимосвязи современного российского общества и Вооруженных Сил, и обусловленные частнособственнической природой современного российского общества и коллективистским, общественно-значимым характером воинского труда;
противоречия, обусловленные потребностью общества в вооруженной защите, и необходимостью иметь Вооруженные Силы, готовые решать возложенные на них задачи с высоким качеством и способностью общества на данном этапе его развития обеспечить их всеми необходимыми ресурсами для выполнения стоящих перед ними задач;
противоречия формирования духовной культуры офицера индивиду-
ально-личностного, социально-группового и общесоциального характера, связанные с ситуацией культурного" и духовного самоопределения (идентификации) и переоценкой духовных ценностей личности офицера.
4. Среди основных направлений разрешения противоречий формирования духовной культуры офицера Российской армии в современных условиях выделяются следующие группы:
возрождение духовного самосознания российского общества;
активизация средств защиты духовной культуры от внешней духовной интервенции, от информационного и психологического поражения ее структур, Вооруженных Сил и личности офицера;
- единство во взаимодействии органов военного управления с государ
ственными и общественными организациями в решении проблем духовного
развития офицерского корпуса России;
создание благоприятных условий для обеспечения высокого социально-правового статуса офицерской службы, повышение авторитета и престижа профессии офицера в российском обществе;
сохранение традиций и обеспечение преемственности духовной культуры офицера современной Российской армии;
развитие потребности в самосовершенствовании офицером своего духовного мира и внутренней культуры.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что выводы и рекомендации, представленные в нем, могут быть использованы в деятельности государственных органов, военных структур и общественных организаций по повышению духовной культуры офицера современной Российской армии. Это окажет позитивное влияние на укрепление единства общества и армии, преодоление негативных и нежелательных процессов в военном строительстве России. Некоторые рекомендации вполне приемлемы для дальнейшей теоретической разработки рассматриваемой проблемы, а также для проведения мероприятий организационно-практического характера. Предложения и рекомендации могут быть предметом дальнейших исследований ученых,
изучения их командными кадрами, офицерами воспитательных структур, осуществляющих непосредственное руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.
Апробация исследования. Основные положения и выводы проведённого диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии и религиоведения Военного университета, на заседаниях философского клуба Ассоциации офицеров запаса Вооруженных Сил «Мегапир», в процессе проведения занятий со слушателями и курсантами, а также в выступлениях перед военнослужащими частей и подразделений Московского военного округа.
Основные результаты исследования нашли отражение в следующих публикациях:
Балябкин Е.А. Духовная культура современного российского офицера как социальный феномен // Сборник научных статей адъюнктов. - М.: ВУ, -2005-№13.-4.1. 1,5 п.л.
Балябкин Е.А. Духовная культура офицера Российской армии в современной России. // Материалы круглого стола № 14: «Силовое принуждение в судьбах цивилизации». - М.: МГУ, 2005. - 0,2 п.л.
Балябкин Е.А. Духовная культура офицера Российской армии. // Журнал «Ориентир» № 8. - М.: МО РФ, 2005. - 0.4 п.л.
Балябкин Е.А. Духовная культура советского воина-освободителя. // Философия освобождения. -М.: Мегапир, 2005.-1 п.л.
Балябкин Е.А. Отражение духовности подвига советского народа-победителя в литературе. - М.: Мегапир, 2005. - 0,4 п.л.
Общий объем публикаций по теме исследования составил 3,5 печатных листа.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Она состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка литературы.
Объём диссертации составляет 159 страниц.
Формирование духовной культуры офицера современной Российской армии как процесс
Российское общество в настоящее время переживает сложное, противоречивое время, отмеченное коренными изменениями во всех сферах жизнедеятельности государства, общества и личности. Социально-политические и экономические реформы в стране проходят болезненно, многие преобразования сопровождаются большими материальными и духовными издержками и потерями для российского народа.
Ратное дело, военная служба являются специфической областью человеческой деятельности, которая функционирует в соответствии с определенными законами и правилами, подчиняется общим закономерностям и тенденциям человеческого развития. Глубинные основы духовной силы, моральной стойкости личного состава армии находятся в экономическом и политическом строе общества, в государственной идеологии, которую проводят в жизнь находящиеся у власти руководители страны. Характеризуя Вооруженные Силы государства, как преемника и носителя лучших черт народа, военный мыслитель Л.П. Карсавин писал: «...армия является наиболее ярким и наиболее стойким, организованным носителем народных идеалов и традиций. Это определяется «народною» природою армии и складывается тем больше, чем она «народнее». Армия впитывает и хранит народную идеологию и живет ее общими основаниями, именно потому армия традиционалистичнее, чем другие объединения и организации. Армия - это организация народного самопожертвования за честь прошлых и благо будущих поколений»1. М. В. Фрунзе подчеркивал, «...Красная армия в отношении политико-морального состояния является точным сколком, точным слепком с нашей рабоче-крестьянской страны...»2.
Современное общество характеризуется интенсификацией экономического, политического, социального и духовного развития, находящее свое интегральное выражение в таком сложном феномене как культура.
Н.Я. Данилевский отмечал многогранную и основополагающую роль культуры в формировании обществ как самобытных и уникальных организмов. Отражая первичность культуры в формировании общества как динамического организма, развивающегося во времени, в истории, он вводит понятие культурно-исторического типа1.
Но значимость культуры была хорошо известна и древним народам и осмыслялась, например уже античными мыслителями. Особым образом здесь следует выделить стоиков, платонизм и неоплатонизм. Представители этих философских школ утверждали, что только культура делает человека человеком, что культура - это то единственное, что отличает человека от животного. Человек как человек формируется в культуре и посредством культуры. В этом отношении как раз и находится смысловое, семантическое значение слова культура в греческом языке, которое означает «возделывание».
Активно этот подход использовали О.Шпенглер и А.Тойнби. Первый утверждал, что только культура способна животворить общество, если же общество отрывается от культуры и религии как её основы, то оно входит в фазу своей гибели, которую немецкий мыслитель назвал фазой «цивилизации» . В его контексте культура всегда духовна и религиозна.
А.Тойнби различал цивилизации по их культурным особенностям, видя в последних - самобытный дух и характер каждой цивилизации3.
. Следует отметить, что по мере утраты обществом своей внутренней целостности наблюдается углубление и систематизация познания культуры, а это приводит к дифференциации научных знаний о ней. Так появляются понятия «духовная культура», «материальная культура», «военная культура», «культура спорта» и т.п. Само слово «культура» начинает использоваться в очень широком смысле, порою даже в противоположном своему первоначальному значению, когда даже начинают говорить о культуре и духовности асоциальных элементов. Развиваются идеи об «отрицательной духовности», «отрицательной духовной культуре». Аванесова Г.А. в своей работе1 приводила выражения «сатанинская духовность», «черная духовность нацизма» и др. На наш взгляд, такое понимание культуры, духовности и духовной культуры подрывает сущность этого явления.
Тем не менее, наметилось и общее понимание состояния современной цивилизации в целом понимание того, что ориентация человека исключительно на экономическую выгоду ведет человечество к гибели, а потребительский характер человека (где тон задают США со своим образом жизни, культурой) ряд современных исследователей называют анти-культурой, псевдо-культурой2.
И в этой связи следует согласиться с мнением основателя и президента Римского клуба А. Печчеи: «...суть проблемы, которая стала перед человечеством на нынешней стадии его эволюции, заключается именно в том, что люди не успевают адаптировать свою духовную культуру в соответствии с теми изменениями, которые сами же вносят в этот мир, где источники этого кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа. И решение всех этих проблем должно исходить, прежде всего, из изменения человека, его внутренней духовной сущности»3.
Сущность, содержание и классификация противоречий формирования духовной культуры офицера современной Российской армии
Качество формирования духовной культуры офицера современной Российской армии во многом обусловлено теоретическим осмыслением сущности и содержания противоречий этого процесса. Достаточное освещение в научной литературе получили вопросы сущности, структуры, функций противоречий, наиболее общих форм их проявления, пути и методы их разрешения. Вместе с тем, сложность и многоаспектность противоречий формирования духовной культуры офицера Российской армии в современных условиях постоянно требует проведения дальнейших системных социально-философских обобщений.
Определить истоки, содержание, динамику противоречий формирования духовной культуры офицера современной Российской армии, - значит, сделать верный шаг по пути к пониманию основных направлений совершенствования качества воспитательного процесса в офицерских коллективах. Как убедительно показала практика, противоречия можно не замечать и просто игнорировать на протяжении достаточного времени, но их невозможно устранить из реальной жизни армии и рано или поздно необходимо будет эти противоречия разрешать.
Исследование сущности и содержания противоречий формирования духовной культуры офицера современной Российской армии имеет важное методологическое значение для выявления внутреннего механизма их возникновения и последующего разрешения. Кроме того, рассмотрение проблем классификации этих противоречий, несомненно, будет способствовать решению конкретно-практических задач, связанных с управлением процесса разрешения противоречий формирования духовной культуры офицера современной Российской армии.
В философской литературе особое место уделяется осмыслению понятия «противоречие». Многие ученые исходят из того, что «Противоречие - это процесс взаимодействия противоположностей. Противоположности — это взаимодополняющие стороны конкретного единства, имеющие взаимоисклю чающие направления изменения. Эти стороны противоречия сосуществуют во взаимозависимости, взаимопроникновении и взаимоотражении1.
Однако следует отметить, что Г.В.Ф. Гегель выделял главной особенностью диалектики идею единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей, или противоречий. Он писал: «Противоречие — вот что на самом деле движет миром и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить» . Сами противоречия Гегель понимал как столкновение противоположных определений и разрешение их путем объединения3. Он определял противоречие «...как корень всякого движения и жизненности, лишь, поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью»4.
В диалектике как наиболее общем и всестороннем учении о развитии, вопрос о противоречиях является центральным. «Развитие есть «борьба» противоположностей» - писал В.И. Ленин5. Развитие необходимо трактовать как разрешение противоречий, в результате которого происходит формообразование нового целого или переход существующего целого от одного этапа своего бытия к другому.
Диалектические противоречия выступают механизмом развития. Это включается в само понятие противоречия. Как признают многие ученые «Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодви 6 жения и развития» .
Проблема противоречий как источника развития крайне важна. Природа диалектических противоречий, механизм их проявления и разрешения, а также их общая классификация достаточно глубоко исследованы философами1. Основная функция диалектических противоречий состоит в том, что они дают импульс любому процессу развития, определяют его источники, внутренние силы самодвижения. Это позволяет глубже понять, что и процесс развития духовной культуры офицера развивается под воздействием совокупности определенных противоречий.
Основные черты диалектического противоречия присущи и одной из его разновидностей - противоречиям формирования духовной культуры офицера современной Российской армии.
Исходя из теории диалектического противоречия, можно выделить следующие его специфические черты:
-противоречия существуют объективно в самих вещах, явлениях действительности, они имманентный источник самого движения и развития;
-противоречия есть сторона отношений предметов и явлений объективного мира, это отношение выступает как единство взаимоисключающих друг друга и взаимодействующих противоположностей;
-противоречие - это динамическое отношение противоположностей, одна из которых в развивающихся системах выполняет объективно отрицающую роль, что и обусловливает, относительность единства противоположностей и разрешение противоречия, как необходимого момента развития;
-именно противоречие выступает в качестве источника развития предметов и явлений объективной действительности, в том числе и духовной культуры офицера современной Российской армии;
-виды противоречий многообразны и классификация противоречий в зависимости от сферы их проявления и функционирования также представляется многовариантной .
Основные направления разрешения противоречий формирования духовной культуры офицера Российской армии в современных условиях
Закономерным этапом развития противоречия является его разрешение. «Противоречия могут быть налицо, - отмечают П.В.Алексеев и А.В.Панин, -но развитие на этом этапе не будет иметь места. Чтобы быть источником развития, противоречия должны разрешаться»1. Проблема разрешения противоречий является важной составной частью философского учения о социальных противоречиях. Этот вопрос в настоящее время привлекает пристальное внимание многих ученых, занимающихся проблемами социальных противо-речий , а также ученых, занимающихся конфликтологией . Это вполне объяснимо, так как направленность разрешения социальных противоречий имеет немаловажное значение для стабильного, поступательного развития различных социальных систем и конструктивного разрешения острых социальных проблем.
Разрешение противоречий формирования духовной культуры офицера является управляемым процессом. Воздействие субъектов управления на жизнедеятельность офицеров выступает в качестве основного рычага влияния на ход и направленность разрешения противоречий. «Управление развитием противоречия, - отмечает А.Н. Аверьянов, - заключается в том, чтобы сбалансировано воздействовать на составные части его структуры, преобразуя ее в интересах человека и общества»1.
В философской литературе достаточно распространен взгляд, согласно которому разрешение противоречий рассматривается как заключительный этап в существовании противоречия. Разрешение противоречия - это заключительная стадия (этап) движения противоречия, снятие его обострения, переход взаимодействия противоположностей на качественно новый уровень.
Способы разрешения противоречий формирования духовной культуры офицера Российской армии в современных условиях могут рассматриваться в теоретическом и практическом аспектах, так как существует различие между разрешением противоречий в объективном мире и мышлении. «Если разрешение противоречия в мышлении происходит методом обнаружения и анализа промежуточных звеньев, то разрешение предметного противоречия начинается с диалектического отрицания, уничтожения основания существующего противоречия»2.
Методологическими ориентирами анализа разрешения противоречий формирования духовной культуры офицера современной Российской армии являются следующие:
а) своевременное и максимально полное выявление противоречий формирования духовной культуры офицера современной Российской армии, точная и конкретная оценка, научное прогнозирование возможных последствий их развертывания и обострения;
б) приоритетность разрешения основных и наиболее острых (конфликтных) противоречий формирования духовной культуры офицера современной Российской армии;
в) учет соотношения «старых», то есть не разрешённых в предшествующее годы, и «новых», появившихся на современном этапе, противоречий формирования духовной культуры офицера современной Российской армии;
г) определение момента разрешения противоречий зависит от конкретного анализа, от остроты противоборства противоположностей, от последствий их разрешения;
д) разрешение противоречий формирования духовной культуры офицера - это процесс. Он является условием того или иного продвижения, развития, совершенствования и одновременно причиной нового, изменённого взаимодействия противоположных сторон, залогом необходимости будущего разрешения возникающих противоречий в духовной культуре офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации.
Методологическую значимость имеет метод теоретического разрешения противоречия, путем исследования его структуры, качественно-количественных характеристик соотношения противоположностей, роли регулирующего фактора в его разрешении. Теоретическая сложность проблемы разрешения противоречий формирования духовной культуры офицера современной Российской армии находит свое отражение в том, что в военно-научной литературе представлен широкий спектр различных точек зрения по данному вопросу.
Многие ученые сходятся во мнении, что под разрешением противоречий следует понимать диалектический процесс, содержание которого составляет переход противоречия в новое качественное состояние диалектическое отрицание его основания и выход его на новый качественный уровень1. В частности, Е.И.Темкин считает, что сущность разрешения социального противоречия заключается в снятии прежнего единства противоположностей и появлении нового их единства1.
Рассуждать о путях, средствах и методах разрешения противоречий, значить понимать этот процесс как управляемый. В этой связи Ф.Энгельс, говоря о противоречиях, отмечал: «Раз мы познали их, поняли их действие, направление и влияние, то только от нас самих зависит подчинять более и более нашей воле и с их помощью достигать наших целей»2.