Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Профессиональное самоопределение личности : социально-философский анализ Удалова, Екатерина Сергеевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Удалова, Екатерина Сергеевна. Профессиональное самоопределение личности : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Удалова Екатерина Сергеевна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2013.- 164 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/210

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы философского анализа профессионального самоопределения личности 16

1.1. Деятельностный подход к исследованию самоопределения: структурно-функциональный аспект 16

1.2. Генезис изучаемой деятельности 47

Глава II. Социально-философский анализ профессионального самоопределения личности в России 79

2.1. Структура и смысл явления в российских социальных условиях 79

2.2. Формы самоопределения личности в профессиональной сфере российского общества 106

Заключение 135

Библиография 147

Приложение 163

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Деятельность профессионально самоопределяющейся личности представляет собой одну из наиболее важных сфер общественной жизни человека и в то же время выступает механизмом социального воспроизводства общества. Соответственно, тема исследования одинаково значима как для личности-творца - активного субъекта деятельности по созиданию самого себя и социума, так и для общества, для которого возможности самоопределения, свободы личности являются источником развития. Актуальность исследования может быть раскрыта в ряде моментов.

Во-первых, самоопределение личности, предполагающее саморазвитие, самостроительство человека, позволяет судить о развитии общества. Последнее невозможно без развития человеческого, основанного на реализации личностью свободы, самоопределении, раскрытии своего интеллектуального, духовного потенциала. Поэтому в условиях модернизации социума, стремления построить гражданское общество и правовое государство, обращение к теме самоопределения представляется своевременным.

Во-вторых, профессиональное самоопределение всегда есть творчество личности, выражаемое в формировании самого себя (самотворчество) и в создании материальных и духовных ценностей. В то же время современность способствует укреплению ценности творческого человека. Такой человек умеет мыслить и трудиться нестандартно, способен к самостоятельному обучению и познанию мира. В связи с этим внимание к потенциалу, социокультурным факторам развития и проявления творчества и активности личности в профессиональной сфере становится особенно значимым для российского общества, стремящегося найти своё достойное место в мировом сообществе.

В-третьих, результат профессионального самоопределения личности влияет на формирование особенностей социально-профессиональной структуры, на развитие общества в целом (проблемы на рынке труда, недовольство личности профессиональными образованием, трудом, статусом и прочее влекут за собой социальное неблагополучие, выступают источником регресса, застоя в развитии). В то же время личность самоопределяется как представитель конкретного общества, носитель ментальности, и в содержании её деятельности в профессиональной сфере обнаруживается социокультурная детерминация. И социально-философское осознание социокультурной причинности профессионального самоопределения на фоне поиска российским социумом своего пути дальнейшего развития представляется важным.

В-четвёртых, философское исследование личности предполагает поиск смысла конкретной деятельности человека. Профессиональная область - одна из сфер, где личность может обрести смысл, а может этот смысл, напротив, утратить, что не лучшим образом скажется на её социальном самочувствии. В условиях возрастающей гуманизации общества и повышенного интереса к развитию человека выявление смысла деятельности в этой сфере, помогает определить возможности его личностного роста в конкретных социальных условиях.

В-пятых, в модернизирующемся обществе, которое стремится к инновационному развитию, актуализируется социальная потребность в кадровом обеспечении разных сфер материальной и духовной деятельности. Развитие профессионального потенциала человека должно быть приоритетным в политике государства, так как именно высококлассные специалисты способны преодолеть кризис, вывести социум на путь прогресса.

Таким образом, весьма актуальной становится необходимость осмысления и понимания деятельности личности в профессиональной сфере современного общества.

Степень разработанности проблемы. Предпосылки возникновения проблематики самоопределения существовали ещё в Античности. В философии Сократа, Платона развивается мысль о хороших или дурных поступках, совершаемых человеком на основе добродетелей.

Идея самоопределения, прежде всего в его нравственном аспекте, утверждается и разрабатывается вместе с актуализацией проблематики личности, свободы воли в немецкой классической философии (И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг). И. Кант считал, что каждому наделённому разумом и волей существу следует приписать свойство определять себя в отношении к поступку, руководствуясь идеей своей свободы. В самоопределении человеку следует руководствоваться принципами нравственности и долга: здесь отождествляются свободная воля и воля, подчинённая законам.

Для экзистенциалистов самоопределение есть не просто выбор и реализация своей свободы личностью; оно означает «выстраивание» человеком самого себя. А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер видели значимые свойства личности в её установках, отношении ко всему окружающему и себе. Важна также идея экзистенциалистов о том, что свобода действия предполагает и ответственность за свои поступки.

К. Роджерс и Э. Фромм понимали под самоопределением умение личности самоизменяться, менять своё отношение к самой себе.

В отечественной религиозно-философской мысли идея самоопределения, связанного с Божественным началом в человеке, нашла отражение в трудах Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, И. А. Ильина, В. И. Несмелова, Г. П. Федотова, С. Л. Франка. Философы ставят личность в центр всего бытия, присваивая ей дух свободы и способности к творчеству.

Серьёзный вклад в развитие проблематики самоопределения внёс К. Маркс. Отдавая ключевое значение общественным факторам в жизнедеятельности индивида, он видел в человеке не пассивное чувствующее существо, а активного субъекта деятельности, творца окружающего мира и себя самого. «Мы не всегда можем избрать ту профессию, к которой чувствуем призвание; наши отношения в обществе уже начинают устанавливаться ещё до того, как мы в состоянии оказать на них определяющее воздействие... но достоинство может придать лишь та профессия, в которой... мы самостоятельно творим в своём кругу», - писал К. Маркс \

Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М.: 1956. - С. 3.

Представители социально-философской мысли советского периода (С. С. Батенин, Л. П. Буева, Л. А. Зеленов, И. С. Кон, В. П. Тугаринов и др.) понимали самоопределение как самостоятельный выбор или процесс выбора, осуществляемый личностью, которая пытается духовно реализоваться, удовлетворять нравственные потребности и ментальные запросы.

Мысль о значимой роли общества, уровня его развития в самоопределении личности, возможностях её полноценного существования развивается в философии индийского писателя Р. Тагора и экономистов-создателей теории человеческого развития А. Сена, М. Хака. Обществу, детерминирующему самоопределение личности, следует посредством своих социальных институтов расширять человеческие возможности выбора и развития (политические, социальные, экономические, образовательные, трудовые, профессиональные и прочие), что в итоге выступит предпосылкой и общественного прогресса.

В работах отечественных философов (М. К. Мамардашвили, Г. С. Поме-ранц) прослеживается идея абсолютной автономности личности в самоопределении. М. К. Мамардашвили трактует самоопределение как исключительно личностный акт, не зависимый от чего бы то ни было; личность - это «нечто, что не имеет никаких других оснований, кроме самого себя» . Для Г. С. Померанца личность - это человек, находящийся, прежде всего, в контакте с собственной глубиной, и философ советует самоопределяющимся всегда и, прежде всего, быть самими собой.

Самоопределение рассматривается в контексте поиска и обретения личностью смыслов в существующей культурной среде (А. С. Ахиезер, Н. С. Пряжников, Е. Б. Рашковский, В. Франкл), в профессии, труде (Н. С. Пряжников). Смыслы - «молекулы культуры» А. С. Ахиезера или «человеческие смыслы»4 Е. Б. Рашковского - существуют вокруг нас; и, самоопределяясь, человек «при-знаёт»5 те или иные ценности, выбирает путь своего развития, что в конечном итоге выступает источником развития общества.

В рамках современной социальной философии проблематика самоопределения находит отражение в публикациях и диссертациях С. И. Ануфриева, Е. А. Латухи, Р. Н. Романова, Н. С. Ширшиной, Е. В. Школьникова. Обширный эмпирический материал и ряд ценных теоретических обобщений о профессиональном самоопределении личности предоставляет социологическая наука: социокультурные факторы получения профессии исследовали Е. Г. Галицкая, Н. П. Касаткина, Л. А. Семенова, И. А. Шмерлина, Ю. А. Щавлинский, проблематику социализации молодежи в российском социуме - Ю. А. Зубок, О. И. Карпухин, А. И. Ковалева, Е. В. Самойлова, В. И. Чупров, особенности профессионального самоопределения выявляли О. Р. Белова, В. В. Выборнова, А. А. Зотов, А. В. Юпитов); социальные притязания и стратегии молодежи в региональном социуме изучали А. А. Зинин, В. А. Иншаков, О. В. Олисова.

Мамардашвили М. К. Необходимость себя. -М.: Лабиринт. 1996. - С. 31. 3 Ахиезер А. С. Труды. - М.: Новый хронограф, 2006. - С. 428.

Рашковский Е. Б. Смыслы в истории: Исследования по истории веры, познания, культуры. - М: Прогресс-Традиция, 2008. - С. 5.

Там же. С. - 6.

Философский аспект изменения профессиональной позиции специалиста рассматривал Е. В. Погребняк; социально-философский анализ компетентности, сущности профессионализма представителей конкретных профессий проведён О. В. Немирович и Д. В. Судариковым. Проблема самоопределения, социализации личности, раскрытия её потенциала в системе образования, в зависимости от типа общества исследовалась в трудах Л. В. Гомбоевой, А. С. Гурьянова, Е. А. Евстифеевой, Е. В. Киенко, Э. Ю. Майковой, И. С. Морозовой, Е. О. По долько. Понятия «профессионального успеха» и «профессиональной успешности» разрабатывались Е. Т. Конюховой, Л. В. Черниковой.

Перечисленные подходы показывают, что, во-первых, ученые исследовали либо самоопределение и самореализацию личности в целом, либо личность как субъекта института профессионального образования. Во-вторых, не рассматривался исторический аспект самоопределения в целом и профессиональная его разновидность в частности. В-третьих, самоопределение (в том числе профессиональное), его характер не изучались в связи с ментальностью личности. Таким образом, становится очевидной необходимость разработки ряда новых вопросов в рамках комплексной социально-философской теории профессионального самоопределения.

Объектом исследования выступает деятельность личности в профессиональной сфере, направленная на самосовершенствование, воспроизводство и преобразование социума.

Предметом исследования является профессиональное самоопределение личности (социально-философский анализ).

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является формирование теоретической модели профессионального самоопределения как деятельности в его структурно-функциональном и историко-генетическом аспектах, и осуществление на этой основе социально-философского анализа профессионального самоопределения личности в современном российском обществе.

Достижение поставленной цели происходило благодаря последовательному решению следующих задач:

во-первых, рассмотреть основные характеристики структурных элементов деятельности профессионально самоопределяющейся личности (структурно-функциональный аспект);

во-вторых, обозначить исторические формы изучаемого явления, их особенности (историко-генетический аспект) и выявить основные закономерности его развития;

в-третьих, проанализировать структуру профессионального самоопределения личности на материале современной российской действительности;

в-четвёртых, выявить формы профессионального самоопределения в современной России.

Методологические основы диссертации. Методологической основой для решения поставленных задач явился деятельностный подход, применение которого открыло возможность комплексного исследования профессионального самоопределения. В рамках трактовки самоопределения как деятельности

использовались принципы системного подхода, что предоставило возможность раскрыть данную проблематику в двух плоскостях - структурно-функциональной и историко-генетической.

Историко-генетический аспект профессионального самоопределения рассматривался и анализировался на основе теории исторического развития человека в процессе развития общества6 (С. С. Батенин) и типологии форм зависи-мости личности, соответствующих тому или иному типу общества (К. Маркс). Обращение к последним в исследовании позволило, во-первых, подчеркнуть роль капитализма в возникновении явления профессионального самоопределения; во-вторых, выявить принципиальные различия влияния «западного» и «восточного» типов общества на профессиональное самоопределение, что в дальнейшем помогло нам рассмотреть сущность и особенности профессионального самоопределения в России.

Исследование динамики явления профессионального самоопределения осуществлялось методами диалектического анализа, сравнительно-исторического и историко-генетического анализа, моделирования, что позволило сделать некоторые теоретические выводы, определить перспективы развития. Историко-генетический аспект способствовал характеристике профессионального самоопределения в его динамике, становления и развития именно во времени, выступающем важным параметром анализа явления.

Применение системного подхода позволило обратиться к многофакторному подходу, необходимому при рассмотрении самоопределения в социальном контексте. Помимо социально-экономического фактора важную роль в профессиональном самоопределении личности играет социокультурный, технологический факторы.

Существенное влияние на теоретические положения диссертационного исследования оказали работы отечественных и зарубежных философов, социологов, педагогов, психологов, в которых были сформулированы ключевые положения изучаемой темы. К последним можно отнести: деятельностное понимание сущности человека (С. С. Батенин, Л. П. Буева, Л. Н. Коган, И. С. Кон, Н. С. Ширшина); идею о свободе как основном качестве личности и условии её полноценного развития (К. Маркс); идею о самоопределении личности, руководствующейся мыслью о своей свободе, как неотъемлемом свойстве любого разумного человека (И. Кант, С. Кьеркегор, Е. Б. Рашковский, Т. Г. Скороходова); теория социально-исторических типов личности С. С. Батенина; социально-философский и историко-философский анализ современной российской действительности (А. С. Ахиезер, Е. Б. Рашковский, В. Г. Федотова, И. Г. Яковенко).

Гипотеза исследования состоит в том, что разработанная теоретическая модель профессионального самоопределения личности позволяет осуществить

6 Батенин С. С. Человек в его истории / С. С. Батенин. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1976.

Маркс К. Экономические рукописи 1857- 1859 годов. Ч. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. - М.: Издательство политической литературы. - 1968 г., Т. 46., Ч. I. С. 100-101.

социально-философский анализ этого явления в любом из современных обществ, исходя из того, что в деятельности профессионально самоопределяющейся личности отражена специфика общественного развития; в то же время особенности самоопределения личности обуславливают характер социального воспроизводства, общественное развитие. Гипотеза доказывается на примере российского общества.

Научная новизна исследования состоит в построении теоретической модели профессионального самоопределения, выступающей основой социально-философского анализа деятельности личности в профессиональной сфере общества, выявлении особенностей профессионального самоопределения в конкретном социуме. В рамках исследования:

раскрыто содержание понятия «профессиональное самоопределение», предложены новые понятия (состояние определённости, квазисамоопределение, формы профессионального пред-самоопределения, формы профессионального самоопределения, социальные типы профессионально самоопределяющейся личности), выявлен смысл профессионального самоопределения для личности и общества;

обозначены исторические формы профессионального самоопределения личности, закономерности их развития;

рассмотрена структура профессионального самоопределения личности, выявлены состояния квазисамоопределения и частичной определённости личности в российском обществе;

проанализированы формы социальной деятельности профессионально самоопределяющейся личности в России.

Основные положения и выводы исследования позволили в рамках социально-философского понимания углубить и дополнить теорию самоопределения. Так, внимание уделяется деятельности личности в профессиональном пространстве, которое включает в себя не только профессиональную, но также образовательную и трудовую сферы.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Профессиональное самоопределение - деятельность личности, основанная на свободе распоряжения своими индивидуальными особенностями, мировоззренческими и социально-приобретёнными качествами с целью достижения состояния социально-профессиональной определённости. Смысл профессионального самоопределения заключён в поиске и обретении личностью призвания в профессиональной сфере, что в итоге является источником стабильности и развития общества в целом. Призвание рассматривается как возможности и способности к определённому виду деятельности. Профессиональное самоопределение личности является показателем развития общества в целом, так как в нём отражены, во-первых, внешние и внутренние возможности проявления свободы личности; во-вторых, состояние социальных институтов, в рамках которых и происходит самоопределение; в-третьих, ментальные особенности личности как представителя общества.

  2. Профессиональное самоопределение как деятельность и социально-историческое явление приобретало ту или иную форму, практически выража-

ющуюся в социальном поведении личности. По критерию «тип зависимости личности, её свобода и ответственность в профессиональной сфере» обозначены шесть форм, разделённых на две группы, что подчёркивает момент возникновения феномена самоопределения.

Формы профессионального пред-самоопределения - это исторические формы данного явления, которые исключали самостоятельный выбор в профессиональной сфере, основанный на реализации свободы личностью:

общинно-государственная (основана на личной зависимости от общины и представителя власти, государства);

рабовладельческая (базируется на личной зависимости от рабовладельца-частного собственника);

феодальная (в основе лежит личная зависимость в условиях феодальных отношений).

Формы профессионального самоопределения - это исторические формы явления, которые предполагали относительную автономность личности в профессиональной сфере, реализующей свою свободу и имеющей для этого относительно благоприятные внешние условия. Отсутствие личной зависимости способствует возникновению явления самоопределения, основанного на реализации личностью своей свободы. К формам профессионального самоопределения относятся:

- рыночная (базируется на свободе и ответственности личности в профес
сиональной сфере в условиях рыночных отношений);

этатистская (в основе находится зависимость личности от государственной политики в профессиональной сфере; личность реализует свою свободу в тех направлениях и рамках, которые предлагает государство);

рыночно-информационная (далее - информационная) (основана на свободе и ответственности личности в профессиональной сфере в условиях рыночных отношений, информатизации и глобализации общества).

  1. В современном российском обществе распространены квазисамоопределение и состояние частичной определённости личности, при этом и смысл профессионального самоопределения для социума сохраняется частично. С одной стороны, общественная стабильность обеспечивается за счёт существования общественной потребности (на основе личностной) в функционировании социальных институтов, помогающих личности найти своё призвание. С другой стороны, неудача в обретении личностью своего призвания, не найденный ею творческий потенциал, не созданный материальный и духовный продукт в профессиональном самоопределении означают нереализованный человеческий капитал, и в конечном итоге - сдерживание развития общества.

  2. Специфика профессионального самоопределения личности в России, заключающаяся в особенностях и противоречиях, основанных на сочетании нескольких форм исследуемой деятельности, демонстрирует противоречивость самого общества. С одной стороны, в профессиональном самоопределении отражены те элементы общественной жизни, которые тормозят развитие российского социума в направлении гражданского общества, правового государства (особое понимание свободы и ответственности, протекционизм). С другой сто-

роны, личность в данной деятельности демонстрирует относительно широкие возможности существования в новом информационном обществе, реализация которых была бы весьма затруднена без наличия внешних благоприятных условий (высокие темпы распространения информационных технологий, Интернета, усвоение новых современных культурных ценностей, в том числе понимания свободы и ответственности, появление и распространение новых профессий, содержание которых направлено на усовершенствование человеческой повседневности). Профессиональное самоопределение личности в России, таким образом, показывает российское общество как общество трансформирующееся, для которого свойственны как соблюдение своих исторически сложившихся традиций, так и распространение значительными темпами явлений и тенденций нового информационного общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования позволили обозначить место проблематики профессионального самоопределения личности в современном социально-философском знании. В работе предложены новые категории («элементы профессионального самоопределения», «профессиональное квазисамоопределение», «пред-самоопределение», «формы профессионального самоопределения»), раскрыто их социальное содержание, что дало возможность по-новому, целостно, исследовать проблему взаимодействия личности и социальной среды, в частности в профессиональной сфере. Результаты исследования могут быть использованы при чтении спецкурсов и лекций по соответствующим разделам социальной философии, истории социальной философии, социологии, культурологии, педагогики.

Апробация предварительных результатов. Результаты диссертационной работы излагались на заседании кафедры теории и практики социальной работы ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет». Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в научных публикациях и участии в научно-практических конференциях: Международная научно-практическая конференция «Школа, государство и общество» (2008), XII Международная научно-практическая конференция «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (2008), Всероссийская очно-заочная научная конференция «XIV Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов» (2012), V Международная научно-практическая конференция «Формирование новой экономики XXI века» (2013). Результаты данной работы обозначены в тринадцати публикациях автора, четыре из которых напечатаны в рецензируемых научных журналах, входящих в перечень ВАК РФ.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка из 169 наименований. Общий объём работы составляет 164 страницы.

Деятельностный подход к исследованию самоопределения: структурно-функциональный аспект

Проблема профессионального самоопределения — это прежде всего проблема личностного и социального развития человека как субъекта социального действия в профессиональной сфере. Перед личностью в процессе её становления в зависимости от возможностей исторически конкретного общества раскрываются различные возможности социальной деятельности. Особенности социальной дифференциации, экономической структуры общества детерминируют самоопределение личности: ей предлагаются уже готовые установки на отнесение себя к какому-либо положению (строитель, учитель, инженер и т. д.). Но в предложенной обществом плоскости социальных отношений и взаимодействий личность может находить себя, выбирать то, что соответствует именно её потребностям, интересам. Более того, как пишет Б. Т. Григорьян, «специфика субъективно-человеческого фактора состоит не просто в выборе той или иной из имеющихся возможностей, но и в создании новых объективных предпосылок для своей деятельности, в творчестве новых форм жизни» [30: 52-53].

Общество может в разной степени предоставлять личности возможность самоопределяться. Так, оно может полностью детерминировать «выбор» человека, отнести его к определённой социальной группе. Примером могут послужить закрытые кастовые общества, в которых человек относится к определённой группе с момента рождения. Теоретически можно описать вариант, предполагающий предоставление обществом абсолютной свободы личности в самоопределении. Но в реальном мире подобное исключено, так как свобода одного человека ограничивается свободой другого. Единственным реально существующим вариантом взаимодействия общества и личности в вопросе самоопределения является частичное влияние социума на выбор человеком той или иной социальной позиции. Разнообразие обществ в данном случае опреде ляется, с одной стороны, количеством и характеристиками таких «ниш» (обязательных требований, предъявляемых обществом к личности, для занятия этих ниш — уровень образования, состояние здоровья, внешние данные и пр.), развитием социальных каналов, позволяющих занимать то или иное положение, особенностями социально-экономического развития в целом и т. д. С другой стороны, вектор выбора той или иной социальной позиции детерминирован внутренней ориентацией, потребностями, интересами самой личности. В этом и состоит диалектика социального и личностного аспектов профессионального самоопределения.

Феномен само-определения, поиск личностью своего места в социальном пространстве, безусловно, связан с понятием свободы, сущность которой веками пытались понять философы. Мы под свободой понимаем присущее самоопределяющейся личности свойство, выражающееся, с одной стороны, во внешних возможностях для самореализации, предложенных социальной группой, обществом (например, свободы слова, действия, печати); с другой — во внутренних возможностях, позволяющих личности как субъекту деятельности целеполагать, мыслить, выбирать (свобода воли, мысли, выбора). По словам А. С. Ахиезера, «человек воспроизводит свои способности как субъект свободы» [7: 3]. Таким образом, самоопределяясь, личность реализует внешнюю свободу (свобода ориентированная и реализующаяся посредством внешних социальных институтов, механизмов, групп), так как своими действиями подтверждает объективные возможности или невозможности самоопределения, и внутреннюю свободу (свободу как достояние своей индивидуальности, как результата своих интеллектуальных, саморефлексирующих, аналитических способностей).

Профессиональное самоопределение, как и социальное, семейное, личностное и т. д., является лишь одним из аспектов проблемы самоопределения личности в целом. В связи с этим, прежде чем исследовать явление профессионального самоопределения личности, необходимо обратить внимание на основные положения концепций общего самоопределения личности. Начнём с рассмотрения самого понятия «самоопределение личности», которое в научной литературе не имеет однозначной трактовки.

Обращение к теме самоопределения невозможно без рассмотрения вопросов о сущности самого человека, его самопознания. Поэтому предпосылки возникновения идеи о самоопределении существовали ещё в Античности. В философии Сократа, Платона прослеживалась мысль о возможности и необходимости человека познавать себя и окружающий мир, знать свои добродетели и пороки с целью не поступать дурно [20: 278-299].

В дальнейшем в рамках философии активно развивались идеи самосовершенствования и саморазвития человека (через уподобление Богу, духовно-творческую деятельность в стремлении к идеальному Я, через взаимодействие с другими) в трудах А. Августина, Р. Декарта, Д. Локка, М. Монтеня, Ж,-Ж. Руссо и др., что возможно обозначить как следующий шаг к становлению проблематики самоопределения.

Разработкой идеи самоопределения как одной из важных проблем философского понимания сущности человека занимался И. Кант. Человек, по Канту, как существо разумное может самоопределяться, руководствуясь принципами нравственности, долга и самообладания. Каждому наделённому разумом и волей существу следует приписать свойство определять себя к поступку, руководствуясь идеей своей свободы [52: 227-228]. Личность должна расширять свою свободу, не ограничивая свободы других людей. Главным условием самоопределения человека и его свободы является деятельное развитие самого себя, культурное самосовершенствование. Такое понимание самоопределения не исключает влияния внешних факторов самоопределения, но главные акценты регулирования жизни и поведения человека смещены в сторону самого человека, его внутреннего мира.

Позже С. Кьеркегор увидел в окружающем человека мире абсолютную открытость для свободы, выбора, возможностей. Философ предложил в качестве основной категорию «единичный» в противовес всему общему; соответственно человек, желающий совершать действие, должен иметь и собственную позицию относительно ситуации времени [73: 82]. Правда, С. Кьеркегор занимался рассмотрением лишь нравственного самоопределения, а свою подлинную «единичность» человек может обнаружить лишь в вере. Но главное, о чём размышляет философ, - перед любым человеком стоит задача выбирать, самоопределяться.

Идея веры, обращение к внутреннему миру человека пронизывает и русскую философию. Отечественная религиозно-философская мысль уделяла внимание проблеме самоопределения. Возможность самоопределяться С. Л. Франк связывает с «Богочеловечностью» личности, то есть наличием у человека божественного начала, детерминирующего его идеал жизни, цели жизни. Человек благодаря этому началу способен выйти за пределы своей объективной реальности, самопознавать, самооценивать и самоопределяться, тем самым выражать свою свободу. «В акте самосознания человек сам смотрит на себя, судит и оценивает себя - имеет себя в двойном состоянии познающего и познаваемого, оценщика и оцениваемого, судьи и судимого. Только из этой иной [курсив наш - Е.У.] сферы, возвышающейся над всем фактически данным, человек может почерпать и руководство, и силы для своей активности в составе «этого» мира...» [138: 302]. Применение понятия «Богочеловечности» личности философом как основы и смысла жизнедеятельности, наводит на мысль, что самопознание и самоопределение происходит, во-первых, всегда оценивающе, причём только с одной позиции - Божественной Истины, во-вторых, что следует из первого замечания, действия человека всегда должны быть высоконравственными, правильными, «по совести». Это, безусловно, ограничивает реальное самоопределение личности — человек самоопределяется не всегда исходя из нравственных и духовных принципов.

Для Н. А. Бердяева свобода первична относительно бытия, а реализовать по-настоящему человек может её лишь в творчестве, так как «творческий акт есть самооткровение и самоценность, не знающая над собой внешнего суда». [15: 198]. Мысль, в которой подчёркивается самость личности, её свобода, активное начало в человеке — без чего невозможно творчество — значимое дос тижение в отечественной мысли на пути постижения явления самоопределения. Заслуга философа заключалась ещё в том, что он возвысил творчество как результат свободы человека и самого человека как активного создания над божественной детерминантой человеческого существования и его самоопределения.

Одним из первых русских мыслителей, уделивших должное внимание рассмотрению самоопределения является философ и богослов В. И. Несмелов. Для него самоопределение - процесс, обеспечивающий самосознание и утверждение человеком своего бытия и инобытия. Оно включает в себя две стадии: первая стадия предполагает отделение человеком себя от внешнего мира, осоз-нание своей обособленности от него (внешнее самоопределение); вторая - освобождение личности от влияния внешнего мира, переход человеческого Я «к внутреннему самоопределению Я как сверхчувственной личности» [87]. Несмотря на то, что здесь также акценты смещаются на духовное самоопределение, обращение человека к себе, своему внутреннему миру, впервые явление самоопределения рассматривается столь подробно.

Более близкими к современному пониманию самоопределения, в основе которого лежат естественные для человека активность, свобода, были представители европейской философской мысли, прежде всего экзистенциалисты.

Генезис изучаемой деятельности

Структура профессионального самоопределения как системы неразрывно связана с её историей. Система профессионального самоопределения — всеобща, что выражается в её возникновении, существовании, развитии и т. д.; но также она и специфична, поскольку в зависимости от исторической эпохи, общества, личности может возникать, существовать, проявляться в различных формах. Необходимо разграничить профессиональное самоопределение как общее явление, выражающее свойства, отношения, характерные для данного класса явлений в целом; профессиональное самоопределение как особенное социально-историческое явление, отражающее черты самоопределения в профессиональной сфере в конкретных эпохе и обществах; профессиональное самоопределение как конкретное явление, связанное с отдельной личностью.

Профессиональное самоопределение как общее явление внеисторично в том смысле, что предполагает общие черты независимо от эпохи и общества: ориентация на тот или иной род занятий, конкретный выбор, социальная обусловленность данной ориентации и выбора.

Профессиональное самоопределение личности как конкретное явление есть отражение конкретной судьбы человека, поэтому исторический аспект может быть рассмотрен только в продолжение одной человеческой жизни. Исторический аспект самоопределения как конкретного явления достаточно широко представлен в психолого-педагогической и социологической литературе, в которой он, как правило, выражен в обозначении ряда этапов (А. Б. Каганов [49], В. Н. Шубкин [150; 151], И. И. Юматова [157] и др.).

Историко-генетический аспект профессионального самоопределения личности может быть раскрыт в случае рассмотрения данного феномена как особенного социально-исторического явления. Именно такой подход позволит проследить развитие явления профессионального самоопределения личности, выявить его исторические формы.

В качестве методологической основы рассмотрения историко-генетического аспекта профессионального самоопределения личности мы избрали теорию исторического развития человека в процессе развития общества (С. С. Батенин) и типологию форм зависимости личности, соответствующих тому или иному типу общества (К. Маркс).

К. Маркс обозначил различные типы личной зависимости, соответствующие «формам общества», главным критерием выделения которых является развитие сил и способностей индивида. «Отношения личной зависимости (вначале совершенно первобытные) — таковы те первые формы общества, при которых производительность людей развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах. Личная независимость, основанная на вещной зависимости, — такова вторая крупная форма, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций... Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние - такова третья ступень» - пишет К. Маркс [84: 100-101].

С. С. Батенин, развивая в дальнейшем идеи Маркса, рассматривая философские проблемы исторического развития человека, предлагает основной критерий такого развития - возрастание степени социальности, характеризующееся «расширением и обогащением социальных связей и отношений индивидов, возрастанием социальной ценности... и содержательности деятельности индивида, развитием автономности личности (курсив наш — Е.У.) каждой новой исторической эпохи» [11: 159].

Таким образом, важные для понимания изучаемого явления идеи философов - 1) общественное бытие определяет тип зависимости/свободы личности, и, соответственно, характер её деятельности, 2) расширение социальности и изменение автономности человека - ключевая особенность исторического развития - позволяют нам сформулировать критерий обозначения форм профессионального самоопределения личности - тип зависимости личности, её свобода и ответственность в профессиональной сфере. Невозможно понимание профессионального самоопределения в историческом аспекте вне обращения к вопросу свободы личности. Трансформация в историческом контексте явления самоопределения есть производная развития феномена свободы человека.

Применение критерия свободы и типа зависимости личности в профессиональной сфере позволяет нам решить две задачи: 1. отразить неразрывную связь профессионального самоопределения личности как деятельности и типа общества, его социальности и историчности; 2. выявить особенности профессионального самоопределения в тесной связи с социальным типом личности, доминирующим в данный исторический момент, её возможности выбора и способность к реализации свободы.

Такой подход к проблеме помогает в понимании сущности диалектического взаимодействия социального и личностного в профессиональном самоопределении, в его исторических формах.

Применение многофакторного подхода даёт возможность учесть важную роль не только социально-экономического фактора в профессиональном самоопределении личности, но и социокультурного, технологического. Информатизация и глобализация как технологический фактор, понимание свободы и ответственности, принятое в конкретном обществе, а также реальное состояние прав и свобод в социуме как социокультурный фактор также отражены в содержании форм профессионального самоопределения.

Итак, профессиональное самоопределение как деятельность и как особенное социально-историческое явление в конкретные моменты истории приобретало ту или иную форму, практически выражающуюся в социальном поведении личности. Мы считаем возможным отметить шесть их проявлений, разделив их на две группы в зависимости от момента возникновения феномена самоопределения личности.

1. Формы профессионального пред-самоопределения: общинно государственная (основана на личной зависимости от общины и представителя власти, государства), рабовладельческая (в основе лежит личная зависимость от частного рабовладельца в условиях рабовладения), феодальная (базируется на личной зависимости в условиях феодальных отношений).

2. Формы профессионального самоопределения: рыночная (базируется на свободе и ответственности личности в профессиональной сфере в условиях рыночных отношений), этатистская (в основе находится зависимость личности от государственной политики в профессиональной сфере; личность реализует свою свободу в тех направлениях и рамках, которые предлагает государство); рыночно-информационная (далее — информационная) (основана на свободе и ответственности личности в профессиональной сфере в условиях рыночных отношений, информатизации и глобализации общества).

Каждая из данных форм обладает своей спецификой, обусловленной особенностями исторической эпохи и общества.

Рассматривая историю явления профессионального самоопределения личности, нельзя проигнорировать существование допрофессионального периода, поскольку именно тогда формируются первые предпосылки возникновения самого явления.

Для отнесения рода занятий к профессии необходимо, во-первых, определённое обособление деятельности, определённая степень дифференциации деятельности, и во-вторых, закрепление этой деятельности за отдельной социальной группой, которая использует её в качестве источника средств к существованию (Т. Л. Александрова [1: 16]). В рамках первобытного общества существовало разделение обязанностей между его представителями, правда, в зависимости от пола, физических возможностей. «Мужчина воюет, ходит на охоту и рыбную ловлю, добывает продукты питания в сыром виде и изготовляет необходимые для этого орудия. Женщина работает по дому и занята приготовлением пищи и одежды - варит, ткёт, шьёт» - пишет Ф. Энгельс [156: 183]. Социальная структура только начинала формироваться, соответственно, закрепления того или иного рода деятельности за социальной группой не было. И такое разделение обязанностей выполняло одну главную функцию - выживание рода; при этом, по словам Е. О. Труфановой, «индивидуальное «я» находится в подчинении коллективного «мы» [129: 13-22.].

Структура и смысл явления в российских социальных условиях

Глобализация и информатизация изменили содержание и характер всех областей общественной жизни. Профессиональная сфера не является исключением - в ней мы найдём множество примеров, демонстрирующих новые явления современности: формирование новых форм занятости (которые, как правило, проявляются в конкретных профессиональных областях), изменение и расширение содержания профессионального труда, трансформация требований к специалистам, изменение основной сферы профессионального труда как возможного вектора профессионального самоопределения и т.д.

Используя созданную нами в первой главе классификацию, можно отметить, что в современном обществе под воздействием информатизации и глобализации увеличивается роль информационной формы профессионального самоопределения личности. Но в условиях возрастания её значимости сохраняются и другие формы, проявление черт которых обусловлено особенностями развития конкретного общества. Так, черты информационной формы выражены прежде всего в тех обществах, где капиталистические отношения, различные виды свобод как основа возникновения и изменения явления профессионального самоопределения личности традиционно развивались без каких-либо социально-экономических и социально-политических катаклизмов. Более того, в таких обществах, как правило, капиталистические отношения и развитие свобод поддерживались религиозными институтами (вспомним «Протестантскую этику и дух капитализма» М. Вебера), что, безусловно, на определённых исторических этапах играло важнейшую роль в формировании отношения личности к окружающему миру в целом, к себе, возможностям самоопределения. Великобритания, Франция, Нидерланды, Скандинавские страны, США, Канада — примеры обществ, в которых традиционно капиталистические отношения поддерживались и развивались в относительно благоприятных условиях. Соответственно, в их социумах возможно выявить по ряду критериев доминирование информационной формы. Так, для самоопределяющейся личности в США наиболее привлекательными профессиями представляются такие, в рамках которых труд предполагает прежде всего бережное отношение к человеку (приятную рабочую атмосферу и отсутствие угрозы здоровью человека) и высокую заработную плату [168], что демонстрирует значимость не только ценностно-трудового ориентира в профессионально-трудовой сфере «материальный достаток», но и такого, как «личность, её духовное, социальное, материальное, физическое благополучие».

Также к наиболее востребованным профессиям в США относятся профессии сферы услуг - медицинской, торгово-рекламной, IT областей [167], что свидетельствует о необходимости профессионально-трудового обеспечения в данном обществе процесса информатизации, продвижения товаров и услуг, а также повышенного общественного внимания к физическому состоянию человека, его здоровью.

Но существуют и множество обществ, в которых становление и развитие капиталистических отношений, прав и свобод граждан происходило (и происходит) иными путями. К ним возможно отнести общества, представляющие собой большинство населения современной цивилизации - развивающиеся страны, а также постсоветские государства. В обществах, развитие которых сопровождалось социально-экономическими, социально-политическими, социокультурными потрясениями, капиталистические отношения и возможности проявления своих прав и свобод членами социума развивались сложным и противоречивым образом, поэтому в самоопределении личности в профессиональной области присутствовали и/или доминировали иные формы, а проявление черт информационной формы имеет ряд особенностей (безусловно, информатизация и глобализация - объективные процессы, но в том или ином обществе они проявляются по-разному). Ярким примером такого общества является российское.

Современное российское общество как среда системы профессионального самоопределения личности - сложное, трансформирующееся, основанное на противоречивом сочетании черт «догоняющей» индустриальности и частичной постиндустриальности, Востока и Запада, советского и постсоветского государств. Это сочетание осложнено характером преобразований и исторических переходов от одного типа общества к другому (от традиционного - к индустриальному, от так называемого социалистического - к капиталистическому). Такое состояние российской цивилизации философ А. С. Ахиезер характеризовал как «социокультурный раскол» [8: 222], основанный на взаимоотталкивании традиционных и либерально-модернистских ценностей в поведении людей. «Раскол» - пишет А. С. Ахиезер, - представляет собой частный случай нарушения социокультурного закона, или проявление социокультурного противоречия, т.е. несоответствия культурных оснований решению проблемы воспроизводства социальных отношений» [8: 223]. И совершенно точно подмечает философ, что «цивилизационные особенности являются и характеристиками личности» [8: 232]. Российские условия детерминировали формирование отношения личности к себе и окружающему миру, свободе и ответственности, возможностям и смыслу самоопределения - и общего, и, в частности, профессионального.

Применяя изложенные в первой главе теоретические положения, здесь мы рассмотрим подробно, что представляет собой российское общество как среда профессионального самоопределения личности, проанализируем структуру деятельности в этой сфере и обозначим особенности его смысла в России.

Россия как часть мировой цивилизации включена в процессы общемирового масштаба, и ряд глобализационных факторов оказывает влияние на российскую действительность, во многом определяя ниши и направления самоопределения личности. В то же время общемировые явления приобретают особенное выражение, обусловленное развитием данного конкретного общества.

Поскольку в нашем диссертационном исследовании внимание акцентируется на самоопределении, основанном на свободе, рассмотрим процессы и явления российской действительности, которые противоречивым образом воздействуют на возможности реализации личностью своей свободы, и, соответственно, на возможности профессионального самоопределения личности.

Ключевыми явлениями современной мировой цивилизации, оказывающими воздействие на самоопределение личности в России, являются процессы информатизации и глобализации. Личность стоит перед необходимостью быть активной, самостоятельной, коммуникабельной, реализовывать свою свободу, одновременно она пользуется новыми формами занятости, приобретает новые профессии и постоянно совершенствуется профессионально. Информатизация и глобализация детерминировали и направление возможного профессионального самоопределения личности: сфера услуг становится ключевым вектором для профессионального выбора, деятельности и развития личности.

В России в соответствии с общемировой тенденцией в профессиональной сфере можно обнаружить явление дифференциации и интеграции профессий, что, по сути, также побуждает личность быть активной, свободной и самостоятельной. Так, в сфере IT появилось множество профессий: программисты (специализация по разным языкам программирования), веб-программист, веб-дизайнер, тестер, системный администратор. Область продаж также стала узкоспециализированной - возникли брэнд-менеджеры, логистики, маркетологи, супервайзеры, промоутеры. И в то же время имеет место интеграция профессий, выражающаяся в фактической необходимости наличия совокупности знаний, умений, навыков нескольких профессий в рамках одной. Например, новая профессия контент-менеджера предполагает наличие опыта работы и способностей одновременно в областях журналистики, IT-технологий, маркетологических навыков продвижения результатов своей работы во всемирной сети. Технические и технологические факторы глобализации, распространение Интернета обеспечили значительное расширение внешней свободы, выражающейся в возможностях личности получать любую информацию о профессиях, учебных заведениях, состоянии рынка труда, прогнозах и тенденциях в профессиональной сфере. Но личность, приобретая такую свободу, сталкивается и с высокой степенью ответственности и само-ответственности, и с информационной зависимостью, и с возможностью «потеряться» в новом информационном мире.

Более того, воздействие различных факторов глобализации и информатизации на российское общество своеобразно. Действие социально-экономических факторов глобализации на самоопределение личности в России, ступившей на путь «догоняющей» модернизации, противоречиво. Социально-экономические факторы глобализации обуславливают высокую потребность в деятельности и в подготовке кадров, связанных с развитием финансовых рынков, высококлассных менеджеров, узких специалистов, способных технологически обеспечить современное производство. На рынке труда возможно трудоустройство по таким вакансиям. Соответственно, у самоопределяющейся личности появляются дополнительные новые возможности для выбора своей профессиональной деятельности, основанной на творчестве, активности, коммуникабельности и высокой степени образованности. В то же время «догоняющая» модернизация России, предполагающая отставание уровня экономического, технического развития от соответствующих показателей в развитых обществах, приводит к реальной потребности социума в работниках, как правило, низкой и средней, а не высокой, профессиональной квалификации. Всё это выступает источником противоречия профессионального самоопределения - между уровнем, содержанием образования и реальной трудовой деятельностью.

Формы самоопределения личности в профессиональной сфере российского общества

Состояние определённости как главная цель самоопределения предполагает наличие у личности социально-профессионального статуса и чувства удовлетворения от данного достигнутого статуса. Роль общества в данном случае заключается в формировании условий для реализации внешней свободы, самоопределения, достижения личностью состояния определённости. В созданной нами типологии форм профессионального самоопределения именно информационной разновидности, несмотря на её противоречивость и сложность, присущи ориентация на личность, её всестороннее совершенствование.

В любом обществе возможно встретить черты разных форм профессионального самоопределения, проявляющихся в различной степени и по-разному, но именно доминирование информационных черт означает близость данного социума к личностно-ориентированным принципам своего существования.

В реальности не существует идеальных форм и абстрактных обществ; имеют место конкретные общества, в рамках которых люди живут и действуют. Так и российское общество выступает средой, характеризующейся конкретным состоянием внешней свободы и детерминирующей социальное поведение личности и, соответственно, проявление тех или иных форм профессионального самоопределения. Учитывая сложность развития российского общества, в нём можно обнаружить, используя нашу типологию, присутствие нескольких форм профессионального самоопределения. Более того, выявление форм, позволяющих описать социальное поведение личности в профессиональной сфере, даёт возможность нам обозначить социальные типы самоопределяющейся личности в России.

Прежде чем анализировать современность, кратко обозначим исторические формы пред-самоопределения и самоопределения, имевшие место в России: формы самоопределения, обусловленные историческим развитием общества, преемственны, что выражается в наличии элементов исторических форм в поведении современной профессионально самоопределяющейся личности.

В продолжение длительного периода (почти до второй половины XIX века) в России доминировала общинно-государственная форма пред-самоопределения. Любой профессиональный труд представлялся не как некая деятельность, за которую прежде всего получают некую плату, а как обязательная составляющая жизнедеятельности представителей конкретного слоя.

В основе социально-профессиональных ограничений, первопричиной которых была сословная структура общества, лежала законодательно оформленная дискриминация в получении образования. Так, в соответствии с указом и специальным циркуляром от 1827 года запрещалось принимать в гимназии и университеты крепостных; в 1828 году начальное и среднее образование делилось на три категории по критерию доступности для сословий. Хотя с 1864 года официально и вводилось доступное всесословное образование, серьёзные ограничения по-прежнему существовали: «доступность» обучения обеспечивалась тем, кто способен его оплатить, а среди последних преобладали представители высших социальных слоев.

Таким образом, сословная принадлежность полностью предопределяла профессиональный путь. Но в России доминировала именно общинно-государственная разновидность, при которой ключевую роль в профессиональной судьбе человека играет власть, воздействующая на личность и её возможности проявления свободы, точнее, на границы зависимости личности от чего-либо.

Власть поглощала личность, значимость которой определялась наличием или отсутствием властного ресурса. Человека в России можно назвать, пользуясь терминологией Е. Б. Рашковского, «атомизированным государственным клиентом» [104: 63], для которого совершенно не характерно сильное и развитое персоналистское начало, а свойственна осознанная или неосознанная приверженность государству в ущерб личной свободе.

Государственная власть опосредованно принимала активное участие в профессиональной судьбе личности. Самым очевидным механизмом воздействия власти на профессиональную жизнь индивидов являлась система образования, полностью зависящая от государства. Примером могут послужить не только официальные запреты по отношению к низшим сословиям, но и возникновение первых университетов в России. Основание университетов происходило по инициативе государства, что, кстати, отличало появление первых высших учебных заведений в Европе, где признание их государством происходило уже после начала их реального функционирования. В России же имела место полная зависимость учебных заведений от государственной власти, и, следовательно, приоритеты в критериях доступности высшего образования расставлены в пользу тех, кому, по мнению власти, позволительно учиться, но не тех, кто способен оплатить обучение.

Роль неограниченной власти государства в образовательно-профессиональной сфере выражается не только в запретах и ограничениях, но и в вольностях и поблажках. По «доброй воле» (царской или императорской) в 1803 году университетам предоставили автономию, в 1835 году её ограничили, и в 1863 году автономию снова вернули, что весьма красноречиво показывает роль власти, причём её персонифицированного характера в профессионально-образовательной сфере - прежде всего власть имущий определяет границы возможной свободы «выбирающих» свой профессионально-образовательный статус (что так характерно для общинно-государственной формы).

Петровская эпоха весьма ярко демонстрирует черты общинно-государственной формы с её гипертрофированной ролью власти, персонифицированной в личности императора: на фабрики и заводы принималось население всех свободных сословий и крепостные (с разрешением от помещика), но поскольку «желающих» работать и учиться там было мало, Пётр периодически указами производил набор учеников для обучения в мануфактурах. К заводам и фабрикам приписывались тысячи крестьян; в целом учеников в школы набирали принудительно (В. О. Ключевский [56: 88]).

На местах неограниченной властью обладали чиновники, статус которых был высоким. Госслужащими могли быть дворяне или образованные представители других сословий (разночинцы), но, безусловно, не способные занять пост выше, чем позволит государственная власть в виде существующей системы рангов.

В основе подобного положения личности в социально-профессиональной сфере и возможностей «самоопределения» находилось соответствующее отношение к ценности свободы в России. Сакральная роль власти, отношение к ней как высшей ценности, в конечном итоге, либо приводило к полному поглощению личности, либо весьма затрудняло формирование свободного человека.

Во второй половине XIX века в России возникло необходимое условие для появления самого феномена профессионального самоопределения: развитие индустриализации и капитализма предопределило изменения в образовательно-профессиональной сфере — обществу стали необходимы специалисты, способные обслуживать нужды промышленности и коммерции. Но юридическое закрепощение, сменившееся позже фактическим закрепощением (крепостные стали временнообязанными), большинства населения страны значительно тормозило развитие свободы, необходимой для капиталистических отношений, индустриализации, а в результате для становления и распространения явления профессионального самоопределения личности. Поэтому можно отметить, что во второй половине XIX века в российской действительности, несмотря на возникшие предпосылки становления феномена профессионального самоопределения личности - рост капиталистических отношений и индустриализацию - его как такового не было, так как в условиях фактической сословной структуры не было свободы, необходимой капитализму и позволяющей личности самостоятельно принимать решения, совершать действия в профессиональной сфере.

С возникновением СССР в профессиональной сфере устанавливается этатистская форма самоопределения. Именно тогда в российской действительности возникает само явление профессионального самоопределения личности, поскольку упразднена аскриптивная предопределённость в профессиональной сфере, личность приобретает некоторую свободу действий в получении образования, должности, профессии. В 20-х годах XX века развернулась активная работа по профконсультированию (В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, А. Ф. Кларк), что свидетельствует о возникшем спросе на подобную «услугу». Всеобщая доступность образования всех уровней, безусловно, сыграла важнейшую роль в возможностях самореализации личности в профессиональной сфере.

Но именно в советский период свобода как основа самоопределения подверглась серьёзной идеологической обработке: она представлялась как познанная необходимость, а границы необходимости, как и направления познания, «очерчивались» государством. «Всё, что мог помыслить простой советский человек, - пишет И. Г. Яковенко, - создавалось государством, происходило через государство и зависело от него. Государство превратилось в универсальную патерналистскую инстанцию» [160: 148]. Профессиональная сфера являла собой яркий пример участия государства в «реализации» личностью своей свободы, и в соответствии с этатистской формой роль государственной власти и воли власть имущего в профессиональном самоопределении личности была ключевой.

Похожие диссертации на Профессиональное самоопределение личности : социально-философский анализ