Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема трансгрессии тревоги в жизни современного общества : социально-философские аспекты Заворуева Анастасия Сергеевна

Проблема трансгрессии тревоги в жизни современного общества : социально-философские аспекты
<
Проблема трансгрессии тревоги в жизни современного общества : социально-философские аспекты Проблема трансгрессии тревоги в жизни современного общества : социально-философские аспекты Проблема трансгрессии тревоги в жизни современного общества : социально-философские аспекты Проблема трансгрессии тревоги в жизни современного общества : социально-философские аспекты Проблема трансгрессии тревоги в жизни современного общества : социально-философские аспекты Проблема трансгрессии тревоги в жизни современного общества : социально-философские аспекты Проблема трансгрессии тревоги в жизни современного общества : социально-философские аспекты Проблема трансгрессии тревоги в жизни современного общества : социально-философские аспекты Проблема трансгрессии тревоги в жизни современного общества : социально-философские аспекты Проблема трансгрессии тревоги в жизни современного общества : социально-философские аспекты Проблема трансгрессии тревоги в жизни современного общества : социально-философские аспекты Проблема трансгрессии тревоги в жизни современного общества : социально-философские аспекты
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Заворуева Анастасия Сергеевна. Проблема трансгрессии тревоги в жизни современного общества : социально-философские аспекты : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Заворуева Анастасия Сергеевна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)].- Москва, 2007.- 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/824

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Эволюция понятий тревоги и страха в философии и психологии 13

1.1. Тема тревоги и страха в истории философии 13

1.2. Психология от Фрейда до Мадди о тревоге и страхе 28

1.3. Трансгрессия тревоги 49

Глава II. Роль СМИ и науки в процессах трансгрессии тревоги 55

2.1. Манипуляция СМИ сознанием как одно из условий трансгрессии тревоги 55

2.2. Глобальные проблемы: предмет научного исследования или объект спекуляций, ответственных за трансгрессию тревоги 65

2.3. Реальность и мифы, рожденные спекуляциями на глобальных проблемах 95

Заключение 127

Список литературы 130

Приложение 155

Введение к работе

Исследование социально-культурных аспектов феноменов страха и тревоги - одна из актуальных задач социальной философии, призванная сформировать продуктивные стратегии, содействующие здоровью как отдельной личности, так и всего общества.

Выбор темы диссертационного исследования определился с учетом следующих обстоятельств:

1. XX век с поразительной ясностью высветил одну из
распространенных социальных болезней современного общества,
пленяющую человека и отравляющую его существование. Речь идет о
тревоге и страхе, ставшими в XX веке базовыми эмоциями, переживаемыми
человеком.

Мир за свою историю пережил и потопы, и засухи, и ледниковые периоды. Постоянно меняется окружающая среда, а вместе с ней и человек, преобразующий среду своего обитания. Успешное противостояние стихийным бедствиям, войнам, различным деструктивным саморазрушительным тенденциям возможно лишь благодаря возрастанию степени устойчивости социальной организации человечества, в динамике которой выдающаяся роль принадлежит интеллектуальным усилиям и достижениям, способным позитивно воздействовать на спонтанно складывающиеся эмоциональные установки людей.

2. Социально-культурные феномены страха и тревоги являются
объектом изучения многих современных наук. Комплексность и
междисциплинарность феноменов страха и тревоги дают основания
предположить, что их социально-философский анализ внесет дополнение в
систему знаний о страхе и тревоге, разработанных в философии, социологии,
политологии, психологии и других науках.

Анализ материалов свидетельствует о том, что «век тревоги» продолжается. Современное искусство, философия, религия, поэзия и

психиатрия - все наполнено тревогой. «В последние несколько сот лет...психологи, философы, историки и другие представлявшие человечество ученые все в большей степени сталкивались с этим явлением [тревогой], беспокойством, которое не имело имени и формы и кралось по следам современного человека»1.

3. Необходимость социально-философского анализа феноменов страха и тревоги обусловлена важной ролью философии в процессах формирования общественного сознания, ориентированного на преодоление внутренних и внешних конфликтов и противоречий, свойственных культурным и образовательным установками человека. Философия также способна противостоять ограниченности частных научных позиций, односторонности духовно-практических ориентации человека в его отношении к тревоге и страху.

Осмысление феноменов страха и тревоги особенно актуально в современном обществе, когда человечество живет не только сохранением и воспроизводством устоявшихся форм существования, но и активным поиском новых. Это обусловливает необходимость социально-философского осмысления того влияния, которое оказывают на представление о цивилизационном развитии феномены страха и тревоги. При переходе к постиндустриальному обществу анализ феноменов страха и тревоги становится еще более актуальным, в контексте процессов глобализации, когда человечность, приобретая новые механизмы самореализации и актуализации, проявляется в новых формах.

Вопросы о будущем человека и мира, судьбе человечества все больше перестают быть предметами только профессионального обсуждения ученых или философов, все они «из мыслительной коллизии перешагнули в будни» (М. Гефтер). В связи с этим становится теоретически актуальным

1 Мэй Р. Проблема тревоги/ Пер. с англ. А. Г. Гладкова. - М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. С. 8

осмысление глобальных проблем человечества в их сопряженности с феноменами страха и тревоги.

Настоящее исследование призвано внести вклад в развитие этой тематики, не претендуя на ее исчерпывающее и всестороннее освещение.

Постановка проблемы. Тема страха и тревоги возникает в связи с осознанием наличия всепроникающего кризиса гуманистических ценностей, формы проявления которого многообразны (терроризм, информационные войны, локальные войны, экологические проблемы, рост наркомании и преступности, утрата нравственных ценностей, упадок культуры). Как феномены страх и тревога являются настолько многогранными, непредсказуемыми и противоречивыми, что появляется острая необходимость в профессионально-квалифицированном понимании их природы и сущности. Задача состоит в том, чтобы в единой концепции страха и тревоги раскрыть как существо этих феноменов в целом, так и объяснить их основания и разнообразные формы проявления. К тому же, представляется, что в современном обществе многообразие и всеохватывающий характер страхов породили особый социокультурный феномен, который мы назвали трансгрессией тревоги. Понятие «трансгрессия» в настоящей работе понимается несколько иначе, чем в постмодернистской философии и литературе, и ближе к своему первоначальному «геологическому» смыслу1. Для нас трансгрессия в применении к страху и тревоге означает прежде всего «затопление» сознания морем новых страхов, с которыми человек не может справиться.

Несмотря на значительные усилия современной психологии в изучении феноменов страха и тревоги, анализ их природы сопряжен с многочисленными трудностями, а наибольшее количество вопросов, до сих пор не решенных, возникает в связи с причинами возникновения и формами

1 В геологии трансгрессия означает процесс затопления земной поверхности морем, при котором отложения более позднего периода залегают за пределы отложений более раннего. В философии трансгрессия означает феномен перехода непроходимой границы, и, прежде всего — границы между возможным и невозможным и является одним из ключевых понятий постмодернизма.

проявления данных феноменов. Это обусловлено тем фактом, что глубинные механизмы зарождения феномена, от которых во многом зависит дальнейшее его развитие, фиксировать необычайно трудно, так как они скрыты от непосредственного наблюдения. Но даже те феномены, которые обусловлены уже известными основаниями, нередко отличаются столь многообразными проявлениями, что удовлетворительный ответ относительно их качества, направленности развития, позитивности или негативности и пр. представляется не менее сложной и ответственной задачей.

Освещение темы настоящего исследования предполагает рассмотрение целого ряда вопросов. Что представляют собой страх и тревога в качестве психологических и социокультурных феноменов? Как влияют они на поведение человека и человечества в целом? Есть ли в них позитивные аспекты, и в чем они заключаются? Можно ли и как можно использовать потенциал страха и тревоги для решения различных проблем?

Что касается связи бытования этих феноменов с так называемыми глобальными проблемами человечества, то материал по данной проблематике достаточно обширен, хотя, на наш взгляд, настоятельна потребность не в его расширении и обогащении, но в критическом осмыслении.

Отметим также значительность различий в мировоззренческих подходах как при постановке, так и в попытках построения адекватной концепции страха и тревоги, их места в жизни человека и человечества. Поиск путей всеобъемлющего постижения феноменов страха и тревоги остается, таким образом, весьма злободневной задачей.

Степень разработанности темы. В настоящее время мировое сообщество переживает сложный процесс глобализации, трансформации экономических, социально-политических, духовно-моральных отношений. Обеспечение выживания человечества является сегодня приоритетной задачей. В решении этой задачи немаловажное значение имеет исследование социально-культурных феноменов страха и тревоги, их происхождения и

трансляции в обществе, их взаимосвязи с глобальными проблемами человечества.

Тема диссертации предполагает сопряженное рассмотрение ее философско-психологического и социально-философского аспектов. Социально-философская проблематика на сегодняшний день представлена в литературе достаточно широко и разносторонне как оригинальными произведениями мыслителей разных веков, так и многочисленными аналитическими исследованиями. XX век, наполненный потрясениями мирового масштаба, разочарованиями и надеждами, обострил внимание философов, историков, социологов, психологов, представителей других профессий к роли страха и тревоги в жизни человека и общества. Значительное место в этой проблематике должны, на наш взгляд, занять исследования, способные прояснить связь этих феноменов с глобальными проблемами современности, трактовки которых отличаются многообразием и нередко имеют альтернативный характер. Важно также осмыслить роль, принадлежащую средствам массовой информации, различным наукам в формировании и целенаправленной трансляции этих феноменов.

Цели и задачи исследования потребовали обращения к широкому кругу источников по социальной философии, психологии, психиатрии, социологии и истории философии. Вопросы об эволюции понятий тревоги и страха в философии и психологии связаны с проблематикой исследования в области трансгрессии тревоги. Феноменам тревоги и страха, их влиянию на возникновение различных проблем в обществе, в том числе и глобальных проблем, посвящено много научных трудов как отечественных авторов (Асеев В.Г.1, Бехтерева Н.П.2, Вилюнас В.К.3, Щербатых Ю.В.4 и многих других),

1 Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 2002.

2 Бехтерева Н.П. О мозге человека. XX век и его последняя декада в науке о мозге
человека. СПб. 1997.

3 Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990.

4 Щербатых Ю.В. Физиология и психология страха //Природа 2000, №5.

так и зарубежных (Эхт К. (Achte К.)1, Экс А.Ф (Ах A.F.)2, Сэросон И.Г. (Sarason I.G.)3, Уиртс Т., Роберте P. (Weerts Т., Roberts R.)4 и др).

Большое внимание вопросам тревоги и страха уделено в психологических исследованиях К. Хорни, А. Кемпински, В. Франкла и С. Мадди, которые задали стратегию научного поиска для решения актуальных социально-философских проблем, связанных с влиянием данных феноменов на жизнь общества и человека.

При анализе феноменов страха и тревоги нельзя обойти тему смерти, с которыми она тесно связана. Здесь в первую очередь следует назвать работы С. Кьеркегора и М. Хайдеггера, представивших осознание смерти и страх ее как неоспоримую постоянную данность человеческого бытия, его структурирующую. Эти исследования во многом определили специфику исследований феноменов тревоги и страха в философии и психологии.

Значительное внимание в философии, социологии, политологии, психологии, психиатрии уделяется современным формам страха и тревоги в связи с глобальными проблемами, их влиянием на человека и общество в целом. Критическое освещение распространенных трактовок глобальных проблем человечества в интересующем нас контексте, дано в работах К.

1 Achte К. Many faces of panic disorder. II Psychiatrica Fennica Suppl. 1989. № 3.

2 Ax A.F. The physiological differentiation between anger and fear in humans. Psychosomatic
Medicine. 1953, №15.

3 Sarason I.G. Experimental approaches to test anxiety: Attention and the uses of information. II
Anxiety: Current Trends in Theory and Research (№ 2). N. Y. 1972.

4 Weerts T.,Roberts R. The physiological effects of imagining anger-provoking fear-provoking
scenes II Psychophysiology. 1976, № 13.

Эссекса и Р. Мак-Китрика . В частности, они наиболее полно отразили сомнительность Киотского протокола в ряде своих работ .

Большей объективности рассмотрения так называемых глобальных проблем человечества, рассмотрения, избегающего иллюзий и надуманных трактовок, послужило знакомство с работами Абу Лэгода3, Азроянца Э. А.4, Акопяна К.З., Бартельсона Дж., Белла Д., Вебера А.Б., Волкова Ю.Г., Данилова-Данильяна В.И., Дилигенского Г.Г., Кастельса М.8, Косова Ю.В., Марковича Д. Ж., Рачкова В.П., Тоффлера О.9, Тэрборна Г., Фомина Б., Житницкого Е., Черпанова А. А., Юрлова Ф.Н.10.

Особым направлением исследования является анализ ответственности СМИ и науки за распространение всеохватывающих страхов, связанных с мифическими глобальными проблемами. Представляется, что именно этот процесс порождает трансгрессию тревоги. Проблеме ответственности СМИ и науки немалое внимание было уделено многими авторами, из числа которых наиболее важное значение для нашего

1 Essex С. and McKitrick R. Taken By Storm: The Troubled Science, Policy and Politics of
Global Warming. Toronto: Key Porter Books, 2002.

Essex C. and McKitrick R. Is the Climate Really Changing Abnormally? II Fraser Forum, 2005.

№4.

Essex C. and McKitrick R. Global Warming - Heated Debates// Engineering Dimensions 24(5).

2003.

Essex С and McKitrick R. Air Pollution, Health and Mortality: Separating Fact from Fiction.

Presentation to the Association of Major Power Consumers of Ontario, Toronto, April 2004.

2 Essex С and McKitrick R. Asking the Right Questions about Climate Change and the Kyoto
Protocol. // Fraser Forum. 2002. № 2.

Essex С and McKitrick R. Why Canada Should not Ratify Kyoto, Kyoto Cost Confusion, Kyoto Won't Stop the Drought. Kitchener-Waterloo Record 2002 № 5.

3 Going Beyond Global Babble. Culture, Globalization and the World-System. Ed. by A.D.
King. London, 1991.

4 Азроянц Э.А. Глобализация как процесс II Материалы постоянно действующего
междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». Вып. 5., М. 2001.

5 Акопян К.З. Пределы глобализации (культура в контексте глобализационных процессов)
// Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара, выпуск 5(17).

6 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования.
M.:Academia, 1999.

7 Вебер А.Б. Глобализация и устойчивое развитие: проблемное поле и возможные
сценарии// Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара, выпуск
11.

8 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ,
2000.

9 Тоффлер О. Третья волна. М.: ООО Фирма «Издатетьство ACT», 1999.

10 Юрлов Ф.Н. Социальные издержки глобализации // СОЦИС, 2001. № 7.

1 о

исследования имели работы Гавриленко А., Говорун М. , Грушин Б.А. , Здравомыслов А.Г.3, Лопатин В. Н.4, Московичи С.5, Мухин А.А.6, Поликарпов B.C.7, Почепцов Г.Г.8, Прокофьев В.Ф.9, Тираспольский Л., Новиков В.10, Тоффлер О.11, Тузиков А.Р.12, Teun A. van Dijk.13, Thompson J. В.14.

Цель и задачи исследования

Целью представленного диссертационного исследования является теоретическая реконструкция процесса эволюции трактовок феноменов тревоги и страха в философии и психологии, а также социально-философское осмысление трансгрессии тревоги и ее роли в формировании образа глобальных проблем в современном обществе с учетом их динамики и развития.

Цель работы конкретизируется в решении следующих задачах:

1. проанализировать трактовки феноменов тревоги и страха в истории философии и психологии и выявить тенденции, характеризующие трансформации взглядов на их природу;

1 Гавриленко А., Говорун М. Ньюсрумы - СМИ XXI века // Мир Интернет. 2001. № 11. С.
46-49.

2 Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1980.

3 Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.- М.: Политиздат, 1986.

4 Лопатин В. Н. О проблемах информационной безопасности человека // Российская
Федерация сегодня. 1999. № 20. С. 16—17.

5 Московичи С. Век толп. М., 1996. С. 75.

6 Мухин А.А. Информационная война в России: участники, цели, технологии. М., 2000.

7 Поликарпов B.C. Современные проблемы науки. Ростов-на-Дону. 2000. С. 174.

8 Почепцов Г.Г. Информационные войны. М., 2000.

9 Прокофьев В.Ф. Негативные аспекты информационной революции XX века //
Актуальные проблемы информационного противоборства. М., 2000. С. 133-134.

10 Тираспольский Л., Новиков В. Виртуальная игра в бисер // Мир Internet. 2001. № 11. С.
87.

11 Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века.
М.:Изд-во АН СССР, 1991.

Тоффлер О. Третья волна. М.: ООО "Фирма "Издатетьство ACT", 1999.

12 Тузиков А.Р. Идеология и дискурсивная практика масс-медиа // Социально-
гуманитарное знание. 2001. № 6. С. 244.

Teun A. van Dijk. Opinions and Ideologies in the Press II Approach to Media Discours / Ed. by Allan Bell and Peter Garret. Blackwell Publishers Ltd., 1998. P. 22. 1 Thompson J. B. Ideology and Modern Culture: Critical Social Theory in the Era Mass Communication. Stanford. 1990; Lull J. Media, Communication, Culture. A Global Approach. N.Y., 2000.

  1. исследовать категорию «трансгрессия тревоги» в качестве одного из интегральных социокультурных измерений современного общества;

  2. обосновать положение, согласно которому трансгрессия тревоги, как социально-культурный феномен, является одним из симптомов появления различных проблем в современном обществе, нуждающихся в адекватном истолковании;

4. раскрыть существо и мотивацию производства СМИ и частью
научного сообщества разнообразных фобий и мифов относительно
глобальных проблем современности;

5. критически осветить распространенные трактовки ряда глобальных проблем
человечества, паразитирующие на чувствах тревога и страха

Методологической и теоретической основой работы явились теоретические подходы и положения, разработанные в истории философии и психологии теми направлениями и их представителями, которые ставили экзистенциальную тревогу во главу угла в своих исследованиях. Настоящее исследование опирается на тот корпус понятий и подходов к постижению феноменов тревоги и страха, который был разработан в трудах 3. Фрейда, К. Хорни, Г. Йонаса, А. Кемпински, В. Франкла и С. Мадди.

В диссертации применяются диалектический и компаративный методы, используемые в современной философии и методологии научного поиска.

Научная новизна исследования заключается в целостном и последовательном освещении феноменов тревоги и страха в контексте разнообразных процессов социализации, социокультурных конфликтов и вызовов времени. Положения, содержащие научную новизну и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

- в ходе рассмотрения трансформации взглядов на тревогу и страх в истории философии и в психологии выявлены основания и тенденции трансгрессии тревоги, негативные и позитивные формы ее проявления;

исследован характер зависимости тревог и страха и проблемности человеческой жизни, в том числе, и в связи с существованием глобальных проблем;

впервые исследован процесс «трансгрессии тревоги», используемый в целях «продажи» и эксплуатации человеческого страха;

в контексте процесса трансгрессии тревоги дан критический анализ целому ряду трактовок существа глобальных проблем человечества с позиции «недоверчивости», разделения реальных и мифических их трактовок.

В результате исследования получены результаты, уточняющие и детализирующие представления о социально-культурных феноменах страха и тревоги.

Научно-практическая значимость исследования

Теоретическая значимость работы состоит в том, что мировоззренческие выводы, полученные при исследовании феноменов тревоги и страха, а так же их трансляции в современном обществе, могут способствовать разработке новых моделей понимания феноменов тревоги и страха, позволят проникнуть вглубь многих современных проблем, влияющих на повседневную жизнь человека.

Практическое значение диссертационной работы состоит в освещении ряда аспектов порочной практики «продажи страхов» в условиях глубоких трансформаций постиндустриального общества. Идеи диссертации, преобразованные в формат специального курса, могут быть использованы в системе вузовского образования.

Апробация научных положений диссертационного исследования была осуществлена в научных докладах и сообщениях на заседаниях кафедры современных проблем философии РГГУ, кафедры философии Финансовой академии при Правительстве РФ, на научно-практической конференции «Россия в XX столетии и ее миссия в XXI веке».

Тема тревоги и страха в истории философии

Обращение к теме тревоги и страха можно обнаружить еще в античной философии. Диоген из Синопа, ученик Антисфена, возможно первым ввел в философскую тематику различие между переживанием действительной опасности и страхом перед возможной опасностью. Сенека советовал вспомнить о том, что бояться можно решительно всего, для того, чтобы ничего не бояться. Известно выражение римского поэта Публия Стация о том, что первых на свете богов создал страх. Платон, размышляя о природе тревоги, говорил, что тревога - это печальная мысль, которая не имеет под собой разумного основания.

Авиценна обращал внимание на то, что человек, в отличие от всех остальных живых существ, испытывает чувство страха не только в связи с непосредственным восприятием вредных вещей, но и с предчувствием того, что должно случиться нечто, что повредит ему. Августин Блаженный призывал использовать страх человека в борьбе с вероотступниками: еретик откажется от ложных убеждений благодаря страху перед наказанием, а совершенная любовь, в конечном счете, победит страх. Трактовка действия «страха Божия» Вот что пишет о страхе Августин в своей проповеди «О страхе Божием»: «Не сомневаюсь, братия возлюбленные, в том, что в сердцах ваших коренится страх Божий, которым можете достигать вы истинной, действительной крепости. Хотя храбрым называется тот, кто никого не боится, ошибочно однако называется храбрым тот, кто не боится Бога, так чтобы, боясь, слушаться Его, слушаясь, любить и, любя, уже не бояться. Тогда Он будет истинно бесстрашным, не вследствие горделивой самонадеянности (duritia), но вследствие бестрепетной справедливости. «В страхе пред Господом - надежда твердая», говорится в Писании (Прит 14:26). Когда страх поддерживается опасностью наказания, коим угрожают, научаются любить награду, которая обещается, и таким образом чрез страх пред наказанием устанавливается добрая жизнь, а чрез добрую жизнь воспитывается добрая совесть, для которой не страшно никакое наказание. Поэтому пусть научается бояться тот, кто не хочет бояться. Пусть некоторое время побудет в тревоге тот, кто хочет пользоваться вечным покоем. Потому что, как говорит апостол, «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (Ин 4:18). Правильно, истинно сказал он. Если не хочешь иметь страха, подумай прежде, имеешь ли любовь совершенную, которая изгоняет страх. Если же прежде этого совершенства изгоняется страх, в таком случае вдохновляет тебя гордость, а не любовь назидающая. И как при добром здоровье голод устраняется не пренебрежением к пище, а вкушением ее, так и при нормальном состоянии духа в человеке страх изгоняется не самомнением, а любовью»1.

Спиноза занимался проблемой тревоги и страха, но, в силу распространенной в то время веры во всепобеждающий разум человека, устранял саму проблему. Спиноза положил в основу своей концепции государственного устройства и социальной организации людей страх человека перед самоистреблением. Поскольку Спиноза считал, что страх является не социальным явлением, а только индивидуальным, и что он относится лишь к эмоциям, а не к разуму, то он являет собой слабость ума каждого конкретного человека. Победить страх должен математический разум, то есть чем больше в своей жизни человек будет следовать указаниям разума, тем быстрее он победит страх. Концепция страха Спинозы укладывается в представления своего времени и, в то же время, во многом сходна с современными психологическими теориями. Основное отличие заключается в отношении Спинозы к проблеме тревоги: согласно представлениям его времени, тревога устранялась при условии уверенности в благоприятном будущем. В современном же представлении, берущем начало от Кьеркегора, подобная уверенность не приводит к исчезновению тревоги, а является лишь одним из компонентов пути к ее ослаблению. Вера во всемогущество разума утратила свою непоколебимость.

Современник Спинозы Паскаль во многом превзошел представления своей эпохи, поскольку не был подвержен общепринятой вере во всепобеждающий разум. Паскаль не верил в объяснения всего законами разума, считал центральным вопросом бытия человека проблему тревоги, его восхищала и пугала случайность человеческого бытия - в этом он особенно близок современным представлениям психологии и философии, особенно экзистенциальной. «Созерцая ослепление и убожество человека перед лицом молчащей вселенной, человека, лишенного света, предоставленного самому себе, покинутого, если можно так выразиться, в этом уголке вселенной, не знающего, кто его сюда послал, зачем он тут находится или что будет с ним, когда он умрет, не способного ничего понять, - я начинаю содрогаться от страха, как человек, которого, пока он спал, перенесли на страшный необитаемый остров и который, пробудившись, не понимает, где он находится, и никак не может покинуть этот остров. И я изумляюсь, почему люди перед лицом такого убожества человека не впадают в глубочайшее отчаяние»1, - писал Паскаль. Созвучность этих слов идее «заброшенности в мир» поражает. Другими словами, Паскаль, в отличие от Спинозы, да и вообще своих современников, считал тревогу общесоциальным, а не только личным переживанием. До сих пор актуально замечание Паскаля о природе развлечений: Паскаль считал, что человек окунается в разнообразие занятий и развлечений для того, чтобы избежать мыслей о себе, рефлексии, приводящей к тревоге и грусти. Несмотря на уважительное отношение к разуму, Паскаль полагал, что разум зачастую подвластен эмоциям, идет у них на поводу, и поэтому нельзя безоговорочно считать разум покорителем природы и эмоций человека. Идеи Паскаля были исключением для его времени, и сама идея о великом могуществе и независимости разума была поколеблена лишь в XIX веке. Но идея XVII века о превосходстве разума над эмоциями привела к раздробленности личности в XIX веке: эмоции стали вытесняться из сознания, а особо неприемлемые - отрицаться. Это заставило многих мыслителей серьезно заняться проблемой тревоги и поиском ее решения. Первым, кто вывел тревогу на одно из первых мест в своих размышлениях, был Серен Кьеркегор. Его идеи о бытии человека, о смысле жизни, смерти, тревоге и страхе легли в основу многих последующих философских и психологических теорий. К концепции смерти Кьеркегора мы обратимся позднее, а сейчас остановимся подробнее на проблеме тревоги в его творчестве.

Трансгрессия тревоги

Как уже указывалось, страхи оказывают негативное влияние как на духовную, так и на материальную стороны жизни. Они создают препятствия для нормального удовлетворения основных жизненных потребностей, разрушают в человеке многие важные качества - активность, энтузиазм, честолюбие, подрывают уверенность в себе. Страхи делают человека жадным, подлым, жестоким и раздражительным.1 «Согласно данным американских исследователей, различными фобиями страдает от 2 до 9 процентов населения Земли (преимущественно люди наиболее работоспособного возраста - от 25 до 44 лет)» .

Существует множество страхов и фобий, охватывающих любую жизнедеятельность, объект, чувство. Условно их можно разделить на три группы.

1. Природные (их объектом являются реально существующие явления окружающей среды - природные катаклизмы, животные, болезни),

2. Социальные (объекты - социальные роли человека - страх ответственности, публичных выступлений, любви).

3. Внутренние (объекты - собственные мысли и поступки - страх остаться одиноким, сойти с ума, обидеть кого-то) страхи и фобии. Рассмотрим некоторые из них :

Агорафобия — страх так называемого «открытого пространства». В медицине это понятие включает в себя не только страх открытых пространств, но и страх сходных ситуаций - толпы, общественных мест, передвижений вне дома и путешествий в одиночестве.

Клаустрофобия — страх так называемого «закрытого пространства». Часто дополняется агорафобией. Включает в себя страх удушья, страх сердечного приступа, страх эпилепсии и т. д. Оксифобия (айхмофобия) — страх острых предметов. В основе этого страха лежит страх утраты контроля за своими действиями. Гипсофобия (акрофобия) — страх подъема и пребывания на высоте. Соседствует с потерей контроля над собой и с агорафобией. Дисморфофобия — страх физического уродства, непривлекательности, основанный на неприязни к своему телу и внешнему виду. Нозофобия — страх заболеть какой-нибудь болезнью. Существуют разновидности: сифилофобия (страх заболеть сифилисом), спидофобия (страх заболеть ВИЧ), канцерофобия (страх заболеть раком), лисофобия (страх заболеть бешенством), кардиофобия (страх сердечного приступа) и так далее. Танатофобия — страх смерти; пениафобия — страх бедности; гематофобия — страх крови; некрофобия — боязнь трупов; эргазиофобия — страх хирургических операций; фармакофобия — страх лекарств; гипнофобия — страх сна; годофобия — страх путешествий; сидеродромофобия — страх перед ездой в железнодорожном транспорте, особенно - при ускоренном движении; тахофобия — страх скорости; аэрофобия — страх полетов на самолетах; гефирофобия — страх идти по мосту; гидрофобия — страх воды; ахлуофобия — страх темноты; монофобия — страх одиночества; эротофобия — страх перед сексуальными отношениями; охлофобия — страх толпы; социофобия — страх новых знакомств, социальных контактов или выступления перед аудиторией; катагелофобия — страх насмешек; лалофобия — страх публично говорить; кенофобия — страх пустых помещений; мизофобия — страх загрязнения; зоофобия — страх перед животными; арахнофобия — страх пауков; офидиофобия (герпетофобия) — страх змей; кинофобия — страх собак; тафефобия — страх быть погребенным заживо; ситофобия — страх приема пищи; трискайдекафобия — боязнь 13-го числа, гленофобия — страх перед взглядом куклы и так далее. Особенно выделяются из общего списка фобий, по нашему мнению, фобофобия — страх страха и пантофобия — всеохватывающий навязчивый страх всего.1 Подведя итог вышесказанному, следует сказать, что чувство постоянной тревоги, безусловно, отравляет жизнь, поэтому совершенно естественно желание человека избавиться любым способом от этого чувства, обрести хоть какую-то уверенность в завтрашнем дне. Этим желанием объясняется существование множества различных социальных и культурных механизмов, призванных трансформировать экзистенциальную тревогу в конкретные страхи. Кроме того, на такой трансформации выстроены многие виды бизнеса по всему миру. Тем более, что конкретную теоретическую базу преобразования тревоги в различные страхи выстраивали философы и психологи на протяжении по крайней мере века.

Самый простой способ продажи страхов - фильмы ужасов и катастроф, книги, заставляющие бояться того, чего нет в нашей конкретной жизни, но что временно оттесняет нашу тревогу на второй план. К простым способам можно отнести вообще саму современную массовую культуру. Правда, она вытесняет не столько экзистенциальную тревогу, сколько саму экзистенцию: человек уходит от осознания своей жизни, ответственности, смысла, уникальности, свободы и развития, замещая все это шаблонами безликой массы. Весьма любопытно исследование, проведенное учениками В. Франкла: они протестировали несколько различных групп людей на предмет осмысленности собственной жизни. Результаты показали, что люди, развлекавшиеся в парке культуры, по низкому уровню осмысленности жизни были сопоставимы лишь с патологическими группами алкоголиков, наркоманов и психотиков.

Манипуляция СМИ сознанием как одно из условий трансгрессии тревоги

В информационном обществе для осуществления какого бы то ни было вида деятельности необходима возможность координировать общие усилия, быстро получать разнообразную информацию для принятия решений. К концу XX века, по мере того, как электронные коммуникации стали атрибутом повседневной жизни, стала в общемировом масштабе возможна глобализация информации — общая и необходимая предпосылка глобализации. Являясь большим плюсом глобализации, она таит в себе и предпосылки множества современных проблем для человека и общества в целом. На человека обрушивается такой объем информации, что он не успевает его осмыслить. Сергей Петрович Капица полагает, что это даже порождает новую болезнь — социальный аутизм, полную отрешенность от внешнего мира. К тому же Алексей Николаевич Леонтьев, российский выдающийся психолог, еще 40 лет назад очень точно подметил, что избыток информации ведет к оскудению души. Информационные технологии становятся все более мощным средством прямого политического и идеологического управления, управляющим мировоззрением, жизненными позициями и сознанием общества. «Тот, кто способен делать это лучше других, может управлять миром. Тот, кто управляет обществом, обязан уметь манипулировать информацией. Благодаря новым информационным технологиям появилась возможность ведения целенаправленной пропаганды любых идей»1. У каждого человека появилась возможность получать разнообразную информацию из различных источников. И каждый сам должен делать выбор, что слушать, кому верить, поскольку контролировать всю информацию стало практически невозможно.

В XXI веке, на фоне общей информатизации практически всех областей жизни общества, СМИ стали все сильнее воздействовать и на отдельного человека, и на общество в целом. Можно с уверенностью констатировать, что СМИ играют одну из главных ролей в формировании мировоззрения и ценностных ориентации человека. Отличительной особенностью современного распространения информации через СМИ стала её упрощенность, с одной стороны, и направленность на шокирующее воздействие, с другой. Чем проще подан материал, чем он «страшнее», тем скорее он найдёт своих покупателей, и поэтому с помощью СМИ создается обширный рынок потребителей страхов. Новые информационные технологии в сфере СМИ привнесли не только положительные изменения, но и стали причиной многих новых проблем.

Исследуя негативное влияние СМИ на человека, а именно, роль СМИ в мифотворчестве, мы рассмотрим вкратце некоторые технологии их воздействия на сознание человека, историю возникновения методов управления сознанием, а также их роль в распространении научных мифов.

Если истоком искусства управления общественным сознанием можно считать политическую риторику Древней Греции, то начало его интенсивному развитию и изучению было положено в конце XIX века благодаря развитию наук, изучающих сознание человека и общества как таковое, а именно — социологии и психологии. Важнейшим для нашего исследования были открытия в сфере формирования и управления сознанием человека с помощью коммуникаций, благодаря которым резко снизилась потребность в физических способах воздействия, например, в управлении государством: уменьшилась необходимость в физическом устранении несогласных, поскольку психологическое воздействие при помощи информационных технологий оказалось намного эффективнее и менее затратным в своих последствиях. Широко применять методы манипулирования общественным сознанием с помощью языковых практик стали еще в Германии времен Гитлера. Вспомним известные слова Геббельса

О том, что многократно произнесенная ложь воспринимается как правда. «[Нацисты] понимали, сколь мощным воздействием [язык] обладает. Ведь язык «не только творит и мыслит, он управляет также чувствами, он руководит всей душевной субстанцией человека. Виктор Клемперер, известный немецкий филолог, сравнивал слова с мизерными дозами мышьяка: их незаметно для себя проглатывают, они вроде бы не оказывают никакого действия, но через некоторое время отравление налицо»1.

По мере изучения и распространения подобных технологий возникло осознание необходимости методов охвата максимально широкой аудитории в информационном обществе. Важнейшие из этих методов — техническая основа широты распространения и его простота, доступность. Начало технической основе было положено книгопечатанием, а появление газет внесло необходимую простоту и доступность. Но настоящим прорывом в деле формирования общественного сознания стало появление сначала радио, а потом и телевидения, поскольку именно с их появлением удалось охватить наиболее широкую аудиторию. Информация стала поступать непрерывно, окружив человека плотным колпаком. И чем больше появляется источников передачи информации, тем труднее становится человеку ориентироваться в ее истинности, поскольку проверить все довольно трудно; это требует больших временных и умственных затрат. Намного проще плыть по течению информационных волн, несмотря на их сомнительность, нежели применять усилия для их оценки. Такая тенденция активно формировалась в России в советское время, обществу прививалось некритическое отношение к информации: всё, исходящее из советских СМИ должно было восприниматься с полным доверием. В обществе не было выработано иммунитета к лженаукам, мифам и сенсациям. По мере демократизации потоков информации, со всеми ее плюсами и минусами, подобное отношение к печатному и эфирному слову привело к тому, что человек оказался незащищен разумом и привычкой от различных лжевещателей. У значительной части общества формируются неверные, мало имеющие общее с реальностью, взгляды на многие важнейшие события и вещи.

Похожие диссертации на Проблема трансгрессии тревоги в жизни современного общества : социально-философские аспекты