Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема свободы в контексте теории деятельности Кирюшин Алексей Николаевич

Проблема свободы в контексте теории деятельности
<
Проблема свободы в контексте теории деятельности Проблема свободы в контексте теории деятельности Проблема свободы в контексте теории деятельности Проблема свободы в контексте теории деятельности Проблема свободы в контексте теории деятельности
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кирюшин Алексей Николаевич. Проблема свободы в контексте теории деятельности : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Саратов, 2006 147 с. РГБ ОД, 61:06-9/651

Введение к работе

Актуальность темы диссертации. Исследование идеалов и ценностных устоев, отражающих на протяжении длительной истории цивилизованных сообществ устремленность человека к свободе, не теряет своей актуальности на современном этапе развития человека и социума.

В мировой философской науке идет острая дискуссия по поводу сущности, содержания и значения свободы. В нашей стране широко распространена гносеологическая интерпретация свободы как осознанной необходимости. На современном этапе подобное ее понимание превратилось в серьезное препятствие адекватному осознанию сущности и природы исследуемого феномена. Поэтому важно переосмыслить содержание идеи свободы в духе современных реалий.

Исследование свободы без утверждения ее в качестве важнейшей социальной ценности будет неполным, ведь именно в таком ракурсе возможен полноценный анализ и оценка общественной и личной свобод в различных сферах (политической, правовой, экономической, нравственной и т.д.). Поэтому важнейшим направлением исследования свободной деятельности является аксиологический подход. Между тем, в изучении нуждается и тот факт, что в России, по сравнению с западными странами, ценность свободы неоправданно низка.

Свобода на социальном уровне может быть адекватно описана, в первую очередь, в теории человеческой деятельности. Однако сложность феномена свободы такова, что полностью пространством человеческой деятельности она не ограничивается. Зачатки свободы появляются уже на более раннем этапе развития биореальности. Поэтому использование междисциплинарного подхода в исследовании первых признаков свободы является актуальным в ее анализе и концептуализации.

В последнее время деятельностный подход в его психологическом варианте подвергается критике. Однако реакция на критику, на наш взгляд, не означает обязательного отказа от деятельностного подхода в философии. Философия позволяет использовать деятельностный подход в новых вариантах, например, для исследования аксиологии феномена свободы.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема свободы является предметом исследований многих областей знания – психологии, социологии, политологии, юриспруденции, экономики. Однако прикладное научное понимание свободы не всегда применимо к философскому контексту ее исследования. Поэтому свобода в качестве фундаментальной мировоззренческой категории адекватно и наиболее полно может быть описана только в философской науке. В социальной философии внимание мыслителей акцентировано не столько на определении сущности свободы, сколько на ее социальной стороне и проявлениях в индивидуальной и общественной деятельности.

В целом можно говорить о существовании нескольких способов философского осмысления свободы. Отметим среди них основные:

Фаталистический подход связан с концептуализацацией свободы в тесной взаимосвязи с понятием Судьбы, воплощающей внешнюю по отношению к человеку необходимость, имеющую сверхъестественный или религиозный характер. Фаталистической традиции в разработке теории свободы придерживались такие античные мыслители, как Аристотель, Марк Аврелий, Сократ, Эпикур, средневековые философы (Августин Блаженный, Фома Аквинский), теософы (Н.К. Рерих, А.И. Клизовский).

Для субъективистского подхода характерно игнорирование объективных связей в вопросе осмысления свободы. Это, прежде всего, свойственно волюнтаризму (А. Шопенгауэр), философии жизни (А. Бергсон, Ф. Ницше), экзистенциализму (Н. Аббаньяно, А. Камю, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс).

Гносеологический анализ свободы предполагает обретение последней через познание и ее осмысление как диалектической оппозиции необходимости. Истоки подобной взаимосвязи коренятся в работах ряда философов Нового Времени (Р.Декарт, Б. Спиноза), немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах). Наиболее ярко гносеологический подход прозвучал в марксизме (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов и др.), советской философии (З. Бауман, И.В. Бычко, В.П. Голубенко, В.Е. Давидович, Э.В. Ильенков, Р.И. Косолапов, Л.В. Николаева, К.М. Никонов, О.М. Ноговицын, Т.И. Ойзерман, Н.И. Рубцов, Л.В. Скворцов), неомарксизме (Э. Фромм).

В рамках онтологического ракурса, акцентуация в исследовании свободы делается на ее осмыслении как данности, неотъемлемом свойстве и атрибуте материи (Б.Б. Кадомцев, Р.Б. Калмыков, А.И. Лисин, В.Н. Самченко).

Наиболее перспективным подходом исследования свободы мы полагаем аксиологический. Специфика этого подхода заключается в утверждении свободы как ценности, т.е. значимости социально-позитивного толка, а также провозглашении свободы как цели индивидуальной и социальной деятельности и закреплении свободы в качестве крупномасштабного экономического, правового, политического и т.д. понятия, фиксации многочисленных конституционных прав-свобод. В этом случае, в качестве ее диалектической противоположности выступает антисвобода, контрсвобода.

Аксиологический контекст свободы в истории философии рассматривался представителями французского Просвещения (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо), позднее анархизмом (М.А. Бакунин), славянофилами (А.Р. Хомяков, К.С. Аксаков); неославянофилами (Ф.М. Достоевский), русскими религиозными философами (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев), экзистенционалистами, в рамках персонализма (Э. Мунье);

В настоящее время проблема свободы в ее аксиологическом аспекте стала предметом специального изучения в работах И.И. Булычева, А.В. Каримова, В.В. Козловского, И.И. Логанова, А.Г. Мысливченко, Н.Б.Черемина.

Между тем, нуждается в разработке и осмыслении деятельностная составляющая аксиологического. Теоретическую базу для деятельностно-аксиологического подхода разработали отечественные специалисты, занимавшиеся психологическими проблемами деятельности: К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков. В философии анализ феномена социальной активности и его концептуализация осуществлялась И.И. Булычевым, М.С. Каганом, В.А. Лекторским, В.С. Швыревым, Г.П. Щедровицким.

Несомненную ценность имеют также исследования саратовских специалистов, работавших (Я.Ф. Аскин, в трудах которого исследовались диалектика как метод научного познания, детерминизм и творчество) и работающих над изучением жизненных ценностей (В.Б. Устьянцев, В.П. Барышков), свободного времени и свободной деятельности (Т.А. Погрешаева, Н.Р. Вакулич).

Таким образом, анализ вышеперечисленных работ свидетельствует о наличии различных подходов к определению природы и сущности свободы, среди которых ведущим является понимание последней как познанной необходимости. Вместе с тем, растет число работ, подвергающих сомнению корректность гносеологического подхода и стремящихся направить исследование свободы в русло аксиологического.

С учетом вышесказанного определены объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования – свобода в контексте теории деятельности.

Предметом исследования является свободная деятельность в диалектике сущности и явления.

Цель исследования – деятельностно-аксиологический анализ проблемы свободы. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

уточнение места категории свободы в деятельности;

анализ гносеологического и аксиологического подходов к феномену свободной деятельности;

выявление сущности свободной деятельности как аксиологической категории;

осмысление особенности свободной деятельности как целостного явления, не сводимого к своей сущности;

оценка феномена свободной деятельности как диалектического единства абсолютного и относительного;

выработка критериев свободной деятельности.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Работа выполнена на базе сложившихся в отечественной мысли методологических и социально-философских традиций. В качестве основы используются универсальные принципы социальной диалектики, единства логического и исторического, восхождения от абстрактного к конкретному, системности и детерминизма.

Исследование онтологических, гносеологических, субъективистских и аксиологических оснований свободной деятельности осуществляется посредством использования сравнительного анализа ряда концептуальных, как классических, так и современных положений теории свободы.

Поиск и определение сущности свободы осуществляется путем обращения к аксиологической теории социальной деятельности. Однако принципиальным является положение о многоплановости, неоднозначности, противоречивости, парадоксальности свободы и как следствие несводимости сущности последней к ее многообразным проявлениям. Решение сложившейся проблемной ситуации предполагает использование специфики диалектической взаимосвязи сущности и явления.

Основными категориями, представленными в исследовании, являются: «свобода», «деятельность», «творчество», «выбор», «теория деятельности», «ценность», «сущность», «явление», «предметность», «рефлективность».

Научная новизна исследования:

- на уровне диссертационного исследования проведен социально-философский анализ проблемы свободы в теории деятельности, начиная с неорганической реальности. При этом используется понимание сущности свободы в деятельности как функционирующей в рамках субъективного способа существования социальной активности – рефлексии. В этом случае в аксиологических дефинициях сущность свободы предстает как творчески-рефлективный выбор;

- выявлена специфика деятельностно-аксиологического подхода к феномену свободы не просто как к условию, идеалу и цели человеческого существования, но и как к деятельности, обусловленной значительным влиянием ценностных детерминант;

- сформулировано авторское понимание абсолютной составляющей свободной деятельности и определение свободной деятельности как единства абсолютного и относительного в диалектике сущности и явления;

- определены и содержательно обоснованы критерии свободной деятельности на основе практики, нравственности, ответственности и творчества человека. Предложено понимать творчество в аксиологии не просто как креативность и инновацию, а как непременно свободную деятельность, направленную на самоактуализацию и совершенствование человека и развитие социума;

- проведен анализ свободной деятельности человека в виртуальной реальности, а так же специфики и роли творческой составляющей в виртуальной свободе.

Положения, выносимые на защиту.

1. На основе социально-философского анализа выявлены онтологические и гносеологические основания феномена свободы в деятельностном подходе. Согласно онтологическому аспекту, категория свободы характеризуется как целостная конструкция, в которой сочетаются рефлективная и предметная деятельности. В гносеологическом аспекте наиболее важной представляется проблема соотношения философского и обыденного осмысления свободы деятельности.

  1. Применение концепта свободы в прикладных научных дисциплинах выходит за рамки социальной и биологической реальности, и зачастую категория свободы используется для описания актов и процессов неорганического уровня бытия: движения элементарных частиц, протекания физических процессов. Однако феномен свободы в философии, несмотря на расширительное толкование его проявлений, следует ограничить животным и социальным миром. Но и в таком случае исследование свободы должно быть концептуальным и не ограничиваться изучением лишь ее сущности, поскольку фактор свободы в качестве целостного явления не всегда сводим к своей сущности.

3. Свобода не сводится к мыслительной деятельности, поскольку находит свое воплощение также в предметной социальной активности в качестве источника и важнейшего условия, сформированных в результате рефлексии, свободных замыслов личности, а также поведении и жизнедеятельности, которые свойственны как человеку, так и представителям биореальности.

4. Положительный момент понимания свободы как абсолютной ценности заключен в признании пусть и гипертрофированной, но фундаментальной аксиологической значимости свободы.

5. Специфика аксиологического статуса свободной деятельности заключена в ее содержательном моменте, когда значимость свободы повышается пропорционально использованию субъектом общечеловеческих идеалов в качестве нормы собственной творческой деятельности.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут представлять научный интерес для специалистов в области философии, политологии, социологии и психологии; выступать как основа для изучения свободы в деятельностном аспекте и быть использованы для расширения представлений феномена свободной творческой деятельности человека, выяснения причин острых социально-политических, экономических и т.д. проблем и поиска их решений.

Дальнейшее развитие аксиологического подхода способствует более тесному и полифоничному использованию нового образа свободы в гуманитарных исследованиях. Полученные в диссертации выводы могут быть так же использованы в курсах социальной философии, политологии, социологии, этики и психологии, а также при разработке различных социально-политических программ, принятия законодательных актов.

Структура работы способствует последовательному решению поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографии.

Апробация диссертационного исследования. Основные выводы и положения были изложены в докладах и выступлениях на Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы образования в сфере культуры и искусства» (Тамбов, 2002 г.), II Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы федерально-региональной политики в науке и образовании» (Тамбов, 2004 г.), региональной конференции «Современные проблемы и тенденции развития коммерции в регионе» (Саратов, 2005 г.) и публикациях.

Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедрах философии и методологии науки ТГУ им. Г.Р.Державина, теоретической и социальной философии СГУ им Н.Г.Чернышевского.

Похожие диссертации на Проблема свободы в контексте теории деятельности