Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема одиночества в социальной философии XX века Музашвили, Диана Зурабовна

Проблема одиночества в социальной философии XX века
<
Проблема одиночества в социальной философии XX века Проблема одиночества в социальной философии XX века Проблема одиночества в социальной философии XX века Проблема одиночества в социальной философии XX века Проблема одиночества в социальной философии XX века
>

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Музашвили, Диана Зурабовна. Проблема одиночества в социальной философии XX века : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Музашвили Диана Зурабовна; [Место защиты: Моск. гос. технол. ун-т "Станкин"].- Москва, 2011.- 145 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/169

Введение к работе

Актуальность темы исследования. XXI век, исторически восприняв от XX века все высокотехнологичные творения человеческого разума, дав толчок ускоренному развитию постиндустриального общества, процессам глобализации и модернизации мировой экономики, получил в наследство и негативные последствия этих достижений, одним из которых и наиболее острым является возрастающее ощущение одиночества у множества людей, вовлеченных в процесс социально-экономических трансформаций.

В связи с меняющейся реальностью требуется заново переосмыслить место и роль отдельной человеческой личности в мире. Кроме того, сложившаяся во многих странах неудовлетворительная демографическая ситуация требует решений - одиночество становится всё более привлекательным, меняя привычную структуру человеческих ценностей и человеческих взаимоотношений, поэтому необходимо чётко определить аксиологический статус феномена одиночества, выявить его положительные и негативные характеристики. Решение всех этих задач осложняется отсутствием общетеоретического подхода к пониманию одиночества.

Несмотря на значительное число философских, психологических и социологических исследований проблемы человеческого одиночества, пока рано говорить о глубокой и всеохватывающей интерпретации этого феномена, так как частные научные дисциплины изучают только отдельные его стороны. Социальная философия, в свою очередь, не уделяла до сих пор достаточного внимания понятию одиночества как одному из ключевых в познании закономерностей и процессов общественного развития, социального взаимодействия, в вопросе о соотношении личности и общества, о возможности достижения человеческого счастья и общественного блага и др. важных социально-философских проблем. Однако вклад социальной философии в изучение феномена одиночества может быть неоценим: одиночество человека как разумного, мыслящего существа изначально определяется только через его общественное со-бытие с другими людьми, состояние его коммуникативных связей с ними,

свидетельствует о том, что он отделён от других людей или от самого мира границами не только своего тела или сознания, но и по причине своей самобытности, индивидуальности, которую он может осознать и познать только через восприятие других и другими, т.е. через общественные отношения.

Человек и проявления его экзистенциальных состояний, в том числе одиночество - это неизменно продукт того общества, в котором он живёт. Поэтому именно социальная философия как фундаментальная дисциплина, изучающая общество, общественную деятельность и сознание людей, в первую очередь призвана обратить внимание на феномен одиночества. Для того чтобы создать чёткую и непротиворечивую картину происхождения этого феномена, его роли в жизнедеятельности людей, выделить его виды и назвать их характеристики, необходимо определить статус одиночества в ряду основных категорий социальной философии, таких как: общественное бытие, сознание, деятельность, потребность, общественные отношения и т. д.

Выявление социальной сущности одиночества способствует поиску ответов на множество важных вопросов современности: например, каким образом так случилось, что техногенная цивилизация поработила человека и обратила его в депрессию вместо того, чтобы стимулировать развитие его творческих начал и экономить его время; почему виртуализация социального пространства разобщает людей, несмотря на кажущийся эффект сплочения; в чём спасение от одиночества; может ли быть так, что одиночество - это не отклонение от нормы, а новая форма существования человека в современном обществе, и др.

Степень разработанности проблемы. Проблема одиночества издавна волновала выдающихся мыслителей человечества и играла значительную роль в развитии философской мысли. Различные философские направления предлагали свои дефиниции этого феномена, стремились разобраться в его особенностях, найти пути и способы его преодоления либо обосновать его необходимость.

В западной философии одиночество стало приобретать статус значимой категории только на рубеже XVIII-XIX вв. В философии романтизма на первый план вышло противопоставление индивидуального бытия коллективному, а, сле-

довательно, произошла актуализация отрыва индивидуума от социума и возвышение человека над обществом. Антиномия «человек-толпа» приобрела особую остроту именно в эту эпоху. До этого феномен одиночества не имел столь значительного осмысления в философской мысли, хотя уже античная философия (софисты, Платон, Аристотель, киники, эпикурейцы), а также христианская средневековая традиция (Аврелий Августин, Боэций, Фома Аквинский) и философия Ренессанса и Нового времени (Р. Декарт, Б. Паскаль) актуализировали это понятие и дали ему самостоятельную, хотя и преимущественно имплицитную интерпретацию как категории вспомогательной, комплементарной.

Философия XVIII - XIX вв. (Ж.-Ж. Руссо, романтики, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) наделила одиночество статусом самостоятельной категории, требующей философского осмысления.

В XX в. феномен одиночества стал одним из центральных объектов изучения в рамках таких философских направлений, как экзистенциальная философия (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, X. Ортега-и-Гассет, Н. Аббаньяно), феноменология (Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти, Д. фон Гильдеб-рандт), философия диалога (М. Бубер, Г. Марсель, Э. Левинас, К.-О. Аппель, Ю. Хабермас), постмодернизм (М. Фуко, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар и

ДР-)-

Данный феномен исследовался также представителями психоанализа

(3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни), психологии (Ф. Фромм-Райхман, Б. Миюскович, Д. Перлман, Л.Э. Пепло, К. Мустакас, К. Роджерс, С. Салливан, И. Ялом, Р. Вейс и др.) и социологии (Д. Рисмен, М. Кастельс, 3. Бауман, П.А. Сорокин, 3. Бжезин-ский, Э. Тоффлер, Д. Белл и др.).

В русской философской традиции феномен одиночества рассматривался как своего рода «болезнь» современной европейской цивилизации со свойственным ей социальным атомизмом; последнему противопоставлялся принцип соборности как совместного бытия отдельных личностей-персон на основе христианской любви (А.С. Хомяков, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев).

В современной российской философской и психологической науке проблеме одиночества посвящены работы О.С. Алейниковой, Н.Б. Бячковой, С.Л. Вербицкой, А.С. Гагарина, Д.В. Гарбузова, И.А. Гобозова, О.Б. Долгиновой, О.В. Задорожной, Н.М. Кишлаковой, СВ. Куртияна, Д.А. Матеева, Т.М. Маха-матова, Л.Е. Моториной, Т.Ю. Лапшиной, Р.К. Нуреевой, Н.Е. Покровского, Ж.В. Пузановой, М.В. Румянцева, Л.И. Старовойтовой, Г.М. Тихонова, Е.В. Тихоновой, И.А. Уледовой, Н.В. Хамитова, В.Ф. Шаповалова и др.

Однако, несмотря на значительное число философских, психологических и социологических трудов и научных работ, посвященных проблеме одиночества, пока рано говорить о полноценной и всеохватывающей интерпретации данного феномена с позиций социальной философии.

Объектом исследования выступает феномен одиночества.

Предметом исследования являются социально-философские концепции XX в., в фокусе которых находится феномен одиночества.

Целью исследования является раскрытие проблемы одиночества в социальной философии XX в.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

исследовать и систематизировать теоретическое и методологическое наследие в изучении феномена одиночества в зарубежной и отечественной социальной философии;

определить место понятия одиночества в системе социально-философских координат и отграничить его от других смежных понятий, таких как: инди-видуация, уединённость, аскеза, изоляция, социальная дистанция.

исследовать социальные и психологические процессы, приводящие к состоянию одиночества у человека;

рассмотреть роль социальных институтов в современном обществе, указать, в чём выражается их влияние на возникновение одиночества у людей;

определить роль современного города в возникновении одиночества и проанализировать влияние процесса урбанизации на увеличение количества одиноких людей.

- изучить экономические причины и последствия распространения одиночест
ва.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляет большой круг источников, к числу которых относятся монографии и статьи, отражающие результаты философского, социологического, психологического изучения феномена одиночества. Поскольку данная тема затрагивает широкий спектр проблем в познании закономерностей и процессов общественного развития, социального взаимодействия, соотношении личности и общества, постольку в работе присутствуют ссылки на многочисленные публикации и по этим вопросам.

Методологической основой исследования выступают принцип историзма (рассмотрение феномена одиночества в историко-философской перспективе), сравнительный и функциональный анализ (сравнение одиночества с другими близкими по смыслу философскими понятиями; рассмотрение одиночества в ряду других категорий социальной философии и определение места, которое оно занимает в их системе); аксиологический подход, элементы интроспекции, экзистенциального и статистического анализа.

Эмпирической и информационной базой исследования выступили итоги обобщения данных российской и иностранной литературы по проблеме одиночества; результаты контент-анализа материалов опросов, прямо и опосредованно посвященных данной проблеме.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

исследованы концепции одиночества в зарубежной и отечественной социальной философии XX века, выявлены основные направления изучения данной проблемы в этих концепциях;

на основе обобщения выводов, содержащихся в трудах социальных философов XX века, уточнена социально-философская концепция феномена одиночества, а также раскрыты и проанализированы взаимосвязи категории оди-

ночества с понятиями «индивидуация», «уединенность», «изоляция», «социальная дистанция»;

выявлены причины возникновения одиночества в условиях микро- и макросреды; обосновано положение о том, что в условиях урбанизации усиливаются процессы, детерминирующие возникновение одиночества;

определены и систематизированы существенные признаки, виды и особенности одиночества; выделены типологические характеристики одиночества: сознание самодостаточности, отшельничество, «расширение» личного горизонта, слабость и опустошенность, имманентный элемент экзистенции;

сформулированы практические рекомендации о путях преодоления одиночества, касающиеся укрепления семейных ценностей, совершенствования межличностных связей, построенных не на поверхностном, «статусовом» общении, а на личностной эмпатии, единомыслии и взаимоподдержке; предложены методы, направленные на снижение остроты проявления у человека негативных форм одиночества, - межличностной, социальной и эмоциональной изоляции.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Проблема одиночества нашла отражение в основных концепциях
зарубежной и отечественной философии XX века - под углом зрения социаль
но-психологического, психоаналитического, социально-антропологического,
феноменологического, экзистенциального подходов, а также урбанистической
теории и теории постмодерна. Соответственно, каждое из указанных направле
ний по-своему расставляет акценты в определении причин, сущности и свойств
одиночества (например: одиночество как психопатология, нуждающаяся в кор
рекции - психоаналитическая ветвь исследований; одиночество как процесс
обретения человеком своей индивидуальности - экзистенциальное направление
и т.д.).

2. Социально-философская концепция одиночества выступает общетеоре
тическим основанием для его исследования другими гуманитарными дисцип
линами. В рамках категориального аппарата социальной философии возможен

и эффективен комплексный анализ феномена одиночества и его проявлений. Одиночество является социальным и антропологическим феноменом. Сущность одиночества как социального феномена заключается в том, что одиночество есть экзистенциальное состояние человеческой личности, отделённой от других границами своего тела, сознания и присущей ей индивидуальности, возникающее под влиянием общества, в котором живёт человек и протекающих в нём общественных процессов. Переживание одиночества у индивида может быть вызвано такими факторами, как: перестройка традиционных социальных институтов (главным образом - семьи и брака), трансформация норм и ценностей, стереотипов, прогрессия высокой мобильности и плотности окружения, урбанизация, «капитализация» межличностных связей и др. В качестве антропологического феномена одиночество выступает как форма саморефлексии личности, переживающей свою предельную отделённость от других, свою конечность. Социальная и антропологическая стороны феномена одиночества тесно взаимосвязаны в силу того, что человек переживает объективные жизненные ситуации, источником которых является социум. Поскольку каждый человек обладает индивидуальным внутренним миром, постольку и невозможна полная рационализация феномена одиночества.

3. Социальными факторами, порождающими одиночество, являются: экономические и социальные условия жизни, урбанизация и виртуализация культуры. Эти факторы связаны с ускоренным развитием постиндустриального общества, в котором индивид утрачивает способность адаптироваться к новым обстоятельствам. В современных условиях глобализация пронизывает и преобразует все сферы жизни, нравы, обычаи, нормы, массовую культуру, характер образования, формы досуга и даже модели семейной жизни. На возникновение ощущения одиночества у людей влияет развитие современных городов-мегаполисов. Город - это место организации временных, быстротечных и хаотичных, а не осмысленных и сближающих связей. Город-мегаполис как средоточие властных, административных структур, человеческих и экономических ресурсов является плацдармом, на котором разворачивается бытие современной

цивилизации потребления. Глобальная сеть Интернет становится всё более мощным фактором влияния на человеческое сознание, заменяя реальные формы общения виртуальными и является дополнительным фактором развития анонимности.

  1. Существуют различия между одиночеством и близкими ему по смыслу и своим характеристикам понятиями, также ставшими предметом изысканий в истории философской мысли - такими, как: индивидуация, изоляция, социальная дистанция, уединённость, экзистенция, аскеза. В отличие от индивидуации, одиночество не является тем, что делает «Я» самим собой, условием возможности всякого субъективного опыта. Одиночество предполагает негативные переживания отделейности от других людей (в отличие от уединённости и аскезы), физическую, эмоциональную и социальную отдалённость от них вследствие маргинализации либо самоизоляции (в отличие от социальной дистанции и изоляции).

  2. Фундаментальным видом одиночества является экзистенциальное одиночество: одиночество не всегда представляет собой изоляцию и дисгармонию, но всегда и прежде всего - экзистенциальное отношение человека к самому себе. Экзистенциалисты (Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер и др.) ясно показали, что экзистенциальное одиночество вызвано непреодолимым разрывом между индивидуальным «Я» и Другими, разрывом, который существует даже при очень глубоких и доверительных отношениях между людьми. Экзистенциальная изоляция, сохраняется даже при самом удовлетворительном общении с другими индивидами, при хорошем знании себя и интеграции в общество.

В условиях неблагоприятного семейного статуса, отсутствия друзей, при не приносящей удовлетворения деятельности, ограниченности способов проведения досуга, замкнутости или созерцательности, присущей конкретному человеку, складывается его привычный образ как человека одинокого. У одинокого человека прослеживаются противоречия между его внутренним «Я» и проявлениями этого «Я» в отношениях с другими людьми, нарушение или невозможность установления полноценного контакта с ними, неспособность поддержи-

вать длительные, доверительные и глубокие отношения с людьми, привычка заменять живое общение эрзац-общением в сети Интернет.

6. Ответ на вопрос о преодолении конфликтных форм одиночества, очевидно, лежит, прежде всего, в плоскости семейных отношений, так как именно семья призвана выполнять «соцзаказ» общества на воспроизводство и первичное воспитание управляемой личности. В семье индивид впервые овладевает начальными формами взаимодействия, получает первые навыки общения, воспринимает первые нормы и ценности, стереотипы, которые семья транслирует от общества, выполняя задачу социализации личности.

Социальные стереотипы как устойчивые оценочные представления людей друг о друге, формирующиеся в их взаимоотношениях, являются универсальным и наиболее эффективным инструментом обработки социально значимой информации человеческим сознанием в коммуникативных процессах, а также необходимым средством регуляции совместной деятельности людей в обществе. Однако стереотипы, если они разрушаются внешней средой, наряду с различными зависимостями и психическими особенностями личности, стрессами, формируют у индивида внутренний дискомфорт, выражающийся в субъективном переживании одиночества.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется актуальностью рассмотренных в диссертационной работе проблем и обоснованностью содержащихся в ней положений, выводов и рекомендаций. Результаты и выводы диссертационной работы намечают дальнейшие перспективы исследования феномена одиночества и его влияния на жизнедеятельность людей в современном обществе. Они могут служить и регулятивами для социальной работы, направленной на преодоление одиночества и его последствий. Положения и выводы диссертации могут использоваться в педагогической практике - в преподавании учебных курсов по социальной философии, социальной психологии, политологии, социологии и философской антропологии.

Апробация работы. Основные положения, результаты и выводы были апробированы и изложены на научно-практических конференциях, семинарах,

в научных статьях и учебно-методических пособиях. Рассматриваемая в диссертации проблематика обсуждалась в рамках выступлений автора на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной науки: пути решения» (Горловка, май 2010), на XX Международной научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, март 2010), на Международной научно-практической конференции-семинаре «Эффективность социальных коммуникаций как перспектива инновационного развития общества» (Салехард, 2010) на которых были апробированы главные итоги исследования.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Финансового Университета при Правительстве РФ и рекомендована к защите. Положения диссертации отражены в научных публикациях общим объемом 1,4 п.л.

Структура диссертации определяется логикой исследования, его целью и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Проблема одиночества в социальной философии XX века