Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нелинейные процессы социального развития общества Тамбиева Зурида Сафарбиевна

Нелинейные процессы социального развития общества
<
Нелинейные процессы социального развития общества Нелинейные процессы социального развития общества Нелинейные процессы социального развития общества Нелинейные процессы социального развития общества Нелинейные процессы социального развития общества Нелинейные процессы социального развития общества Нелинейные процессы социального развития общества Нелинейные процессы социального развития общества Нелинейные процессы социального развития общества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тамбиева Зурида Сафарбиевна. Нелинейные процессы социального развития общества : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Ставрополь, 2005 154 c. РГБ ОД, 61:05-9/245

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая Концептуальные подходы к анализу нелинейности социальных процессов в общественном развитии

1. Отражение нелинейности социальных процессов в историко-философских концепциях 11

2. Синергетическая модель нелинейности социальных процессов 36

3. Противоречие деятельности как основа нелинейности социальных процессов 59

Глава вторая Нелинейный характер развития социальных процессов

1 . Нелинейность в развитии экономики и политики 77

2. Нелинейность развития науки, техники и искусства 97

3 .Нелинейный механизм социальной эволюции в России 114

Заключение 128

Примечания 133

Библиография 137

Введение к работе

Противоположностью линейного подхода к анализу социальных процессов является нелинейный, признающий развитие общественных процессов как путь взлетов и падений, кризисов и преодоления этих кризисов, как путь колебательный, волнообразный, циклический. Большая заслуга в исследовании социума на основе данного подхода принадлежат российским ученым Кондратьеву Н.Д., Чижевскому А.Л. и Гумилеву Л.Н. Пик их научной деятельности пришелся, к сожалению, на 20-е -30-е годы XX века. В эти годы они были репрессированы, а на их теории был наложен негласный запрет.

В связи с перестроечными процессами в нашей стране с 1985 года интерес к исследованию нелинейных процессов возрождается. В научных изданиях все больше появляется статей, в которых исследуются те или иные аспекты нелинейности социальных процессов. Особенно активно изучаются нелинейные процессы в экономике и политике. Вся эта деятельность способствует возрождению и развитию идей Кондратьева Н.Д., Чижевского А.Л. и Гумилева Л.Н.

В настоящее время все больше ученых приходят к выводу, что общественные процессы носят в основном нелинейный, колебательный, циклический характер. Общество живет и развивается в ускоряющемся социальном времени и представляет собой сложную, открытую и

нелинейную систему, которая является частью биосферы Земли. Теория нелинейных систем стала успешным подходом к решению проблем в обществоведении. Необходимость осмысления развития общества в свете новой познавательной парадигмы становится актуальной задачей.

Степень разработанности проблемы. При исследовании

нелинейности выяснилось, что она может быть разного вида. При сочетании регулярных подъемов и спадов нелинейность стала обозначаться как колебательная, волнообразная или циклическая.

Нелинейная концепция социальных перемен - старейшая в истории социальной мысли. Уже в "Экклезиасте" мы встречаем утверждение, что любой человеческий род приходит и уходит, а ему на смену приходит другой род и все повторяется вновь.

Нелинейность процессов в природе, и обществе отражена в древнекитайской философии в «Книге перемен». Весь мировой процесс в книге представлен в виде перемен, которые зафиксированы в 64 гексаграммах.

Древнеиндийские философы считали, что продолжительность существования материальной вселенной ограничена. Она измеряется в повторяющихся циклах-кальпах.

Нелинейность природных и социальных процессов фиксировалась в древнегреческой философии. Древнегреческий фиолософ Гераклит говорил, что Космос никто не создал и он существует вечно в ритмическом движении возгорания и угасания. Согласно Платону история любой культуры или любого народа проходит последовательно через стадии появления, развития и утончения, достигает вершины и из-за наводнений, чумы или других причин приходит в упадок и распадается. Концепцию нелинейности разрабатывал Аристотель. Он считал, что все вещи и все процессы в природе и обществе в своем развитии совершают круг.

В философии Нового времени концепцию нелинейного развития активно развивал Д. Вико. В концепции Д.Вико излагается принцип

периодизации культурно-исторического процесса. Период наций состоит из трех фаз - "века богов", "века героев", "века людей".

Нелинейную концепцию развития цивилизаций развивал русский социолог Н. Я. Данилевский. Он выделял 13 культурно-исторических типов: египетский, китайский, халдейский, индийский, иракский, еврейский, греческий, римский, новосемитский, романо-германский, мексиканский, перуанский, славянский. Каждый тип цивилизации имеет четыре формы проявления: религиозную, культурную, политическую, социально-экономическую. Эти формы проходят четыре стадии эволюции - зарождения, возмужания, дряхления и гибели.

Сторонником нелинейного развития человеческой истории в первые десятилетия XX века являлся О. Шпенглер. История человечества, с его точки зрения, насчитывает ряд культур, которые прошли все стадии своего жизненного цикла. Культуры, умирая, превращаются в цивилизации.

С точки зрения П. А. Сорокина, исторический процесс есть циклическая флуктуация типов культур. В основе каждого цикла лежат представления о природе реальности, методах ее познания. История предстает иерархией в различной мере интегрированных культурных систем.

Интересные идеи в плане нелинейного развития общества были высказаны английским историком и социологом А. Д. Тойнби. Исторический процесс, с точки зрения Тойнби, предстает как совокупность не связанных между собой "локальных цивилизаций". Каждая из таких цивилизаций проходит в своем развитии пять основных этапов: зарождение, становление, надлом, разложение и гибель.

Концепцию нелинейного развития этноса развивал российский ученый Л.Н.Гумилев. Он рассматривает вопросы рождения, рассвета и упадка цивилизации, связывая этапы развития человеческого общества с жизнью биосферы, с колебаниями космической и биохимической энергии. Концепция этногенеза Л.НХумилева впервые связала существование этносов, как устойчивый коллектив особей со способностью отдельных

индивидуумов, как организмов поглощать биохимическую энергию живого вещества, открытую.

Нелинейные процессы в экономике изучались Н.Д.Кондратьевым. Анализируя капиталистическую экономику, Н.Д. Кондратьев обращает прежде всего внимание на колебательный характер конъюнктуры. Причем эти колебания представляют собой процессы, то нарастающего, то ослабевающего нарушения равновесия целостной системы.

Большая заслуга в становлении нелинейной концепции развития общественных процессов принадлежит замечательному российскому ученому А.Л.Чижевскому. Особое значение имело исследование Чижевским периодичности общественного развития, открытие им влияния солнечной активности на динамику исторического процесса. Чижевский А. Л. доказывал, что поступательный. всемирно-исторический процесс, определяемый экономическими и политическими факторами, испытывает влияние внеземных, в первую очередь, гелиофизических обстоятельств -солнечной активности.

В последние годы, начиная приблизительно с 1989 г., в российской науке наблюдается оживление в исследовании нелинейных, колебательных, циклических процессов. В Москве при институте экономики РАН с 1992 г. организован и функционирует Международный фонд Н. Д. Кондратьева. Этим Фондом регулярно проводятся научные мероприятия по проблемам нелинейности экономических процессов.

В российской науке возникла целая группа ученых, развивающих концепцию нелинейности социальных процессов. Нелинейность в экономической сфере исследовалась в работах Яковца Ю.В., Яковлева И.П., Глазьева СЮ, Меньшикова Г.М., Клименко Л. А. Нелинейность исторического процесса анализировалась в работах Межуева Б.В., Морозова Н.Д., Тихомирова Л.А., Петрова А.Н., Пантина В.И. Разнообразные вопросы нелинейности обсуждались в работах Кушакова Ш.С.,

Давыдова А.А., Алтухова В.Л., Андреева Н.Д., Арефьевой Г.С, Прицкера Л.С., Самсонова В.Б., Васильковой В.В., Малинецкого Г.Г., Аршинова В.И., Свирского Я.И., Соколова Ю.Н., Виноградова Н.А., Моисеева Н.Н., Ситнянского Г.Ю. и др.

Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды классиков мировой и отечественной философии. Используются общефилософские и социально-философские принципы и методы исследования, в частности историческо-ретроспективный, сравнительно-исторический методы, а также принципы диалектического, системного и синергетического методов научного анализа.

Объектом настоящего исследования являются динамические закономерности развития общества.

Предметом диссертационного исследования являются нелинейные процессы в социальном развитии общества.

Целью данного исследования является выявление нелинейных процессов в социальном развитии общества.

В соответствии с целью исследования, предполагается решение следующих задач:

- проанализировать нелинейные концепции развития социальных
процессов, существовавшие в истории социально-философской мысли;

применить для анализа нелинейных процессов принципы синергетики;

выявить причину нелинейности социальных процессов на основе анализа противоречия в деятельности субъектов;

рассмотреть нелинейность процессов в экономике, политике, науке, технике и искусстве;

изучить особенность проявления нелинейности в социальном развитии России.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующих положениях:

1.Выявлен феноменологический характер теорий нелинейности социальных процессов, существовавших в истории социально-философской мысли.

2. Применена синергетическая модель для объяснения нелинейности социальных процессов в обществе.

3.Показано, что причиной нелинейного, волнового развития общества является противоречивый характер целеполагающей деятельности людей в обществе.

4.Выявлены диалектические противоположности, взаимодействие которых и обуславливают нелинейные процессы в экономике, политике, науке и искусстве.

5.Показана особенность протекания нелинейных процессов в социальном развитии России.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Рассмотрение разнообразных теорий нелинейности развития общества, существовавших в истории социально-философской мысли, приводит к выводу, что все они носят феноменологический характер. Это означает, что нелинейность развития социальных процессов выявляется, описывается, но ее причина не исследуется.

2. Применение синергетических принципов для объяснения нелинейности социальных процессов позволяет утверждать, что в обществе, как и в любой системе, последовательным образом чередуются периоды порядка и хаоса. Этот объективный процесс находит свое отражение в нелинейном, волновом характере самоорганизации общественного организма. С точки зрения деятельностного подхода, причина нелинейности социальных процессов объясняется противоречивым характером общественной деятельности. Социальная деятельность предстает как диалектическое единство двух совокупностей социальных сил - социального действия и социального противодействия. Взаимодействие этих двух сил в

процессе деятельности и обуславливают нелинейность социальных процессов.

3. Сущность экономической системы обусловлена формой
собственности. Именно это обстоятельство позволяет сделать вывод, что
нелинейные процессы в экономике обусловлены скрытой или явной борьбой
государственных, обобществленных и частных форм собственности, то
усиливающих, то ослабляющих свои позиции. Одновременно чередуются
приоритеты государственного и рыночного регулирования.

4. Основными противоположностями в политике являются
общенародные и групповые интересы. Их обслуживает система
управления, в которой также борются два начала - централизация и
демократизация. Периодичность колебаний от централизации к
демократизации придает политическим процессам нелинейную, волновую
динамику более резкого или мягкого характера.

5. Развитие науки и техники определяется количеством открытий и
изобретений, которые являются следствием возникновения и реализации
новых идей. Новая научная идея или научная парадигма появляется тогда,
когда старая исчерпала свои эвристические возможности. Данная ситуация
создает нелинейный, волновой механизм развития науки и техники.
Нелинейный характер развития искусства определяется тем, что каждое
направление в искусстве возникает в определенный период, развивается и
достигает максимальных возможностей. В недрах старого направления зреет
и развивается новое, еще не признанное обществом, направление.
Результатом их взаимодействия является нелинейный, волновой характер
развития искусства.

6. На протяжении столетий характер социально-экономической эволюции российской цивилизации определялся динамикой экономических, культурных, политических и социальных реформ. Изучение истории России показывает, что

социальные перемены в жизни российского общества всякий раз сменялись инновациями, которые восстанавливали прежние социальные порядки на новом уровне. В историческом процессе России взаимодействие указанных факторов проявлялось в специфической картине социально-политических волн, имеющих высокую и социально опасную амплитуду своего движения.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что материалы данного исследования могут найти свое конкретное применение в разработке мероприятий совершенствования социальной политики, учитываться при принятии и корректировке управленческих решений, а также стать базой для разработки специальных и факультативных курсов высших учебных заведений гуманитарного профиля. Исследование представляет конкретный научный интерес для социологов, педагогов, психологов и социальных работников. Научно-теоретические результаты исследования могут быть использованы в работе методологических семинаров и для разработки спецкурсов.

Апробация диссертации. Основные положения и результаты
диссертационного исследования сообщены автором и обсуждены на
международных и межрегиональных научных конференциях, на

методологических семинарах кафедры философии СевКавГТУ. Текст диссертации обсужден на кафедре философии Северо-Кавказского государственного технического университета.

По теме исследования автором опубликовано 9 научных работ общим объемом 5,04 п.л.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, примечаний и списка литературы

Отражение нелинейности социальных процессов в историко-философских концепциях

Нелинейная концепция социальных перемен - старейшая в истории социальной мысли. Уже в "Экклезиасте", где мы читаем: «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Что было, то и будет, и что делалось то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает и нечто, о чем говорят: "Смотри, вот это новое", но это было уже в веках, бывших прежде нас»[1].

Нелинейность процессов в природе и обществе отражена в древнекитайской философии в «Книге перемен». Великое творение китайской культуры - "Книга перемен" создано предположительно в VII веке до н.э. В русском китаеведении встречается несколько вариантов названий этого памятника: «И-цзин», «Джоу И.», «Канон Перемен» и «Жоуская Книга Перемен». С точки зрения породившей его китайской культуры, эта книга фиксирует в особых символах и знаках некую тайну мироздания. Считается, что ее написал некий сверхчеловек, посвященный в законы образования и функционирования вселенной. Весь мировой процесс в книге представлен в 64 гексаграммах. Гексаграмма - это чередование шести черточек двух сортов - прерывной и непрерывной. Эти черты фиксируют две универсальные мироустроительные силы. Прерванная черта - сила инь, непрерывная - ян. Гексаграммы представляют собой конкретное воплощение этих сил во всех сферах бытия. Как отмечают В.Г. Буров и М.Л. Титаренко, по теории «Книги перемен» весь мировой процесс представляет собой чередование ситуаций, происходящее от взаимодействия сил света и тьмы, напряжения и податливости [2]. Можно считать, исходя из графического написания каждой гексаграммы, что вначале имеет место развитие ситуации внутри определенной гексаграммы, которое в результате приводит к появлению новой ситуации. Другими словами, переход от одной ситуации к другой, по мнению авторов «Книги перемен», должен раскрывать динамику бытия».

Нелинейный подход к анализу окружающей действительности получил свое развитие в более поздних памятниках древнекитайской мысли. Так, Сюнь-цзы (около 313 - около 238гг. до н.э.), работами которого завершается ранний «классический» этап развития древнекитайской философии, в труде, названном впоследствии его именем, писал: «Исходя из подобного, судят о различном, исходя из единичного, судят о множественном; начало является концом, а конец - началом, и это походит на круг, не имеющий ни начала, ни конца. Если отбросить это, то Поднебесная погибнет»[3].

В более поздний период анализируемая традиция нелинейного мышления прослеживается, например, у Сыма Цяня (145-869 гг. до н.э.), одного из крупнейших древнекитайских философов. В своих «Исторических записках» он, в частности, писал: "Учение темного и светлого начал содержит высказывания о четырех временах года, о положении восьми триграмм, о двенадцати знаках зодиака, о двадцати четырех периодах года, и в связи с каждым из них даются указания и повеления. Но это совсем не означает, что всякий следующий этим указаниям процветает (в жизни), а всякий нарушающий их гибнет еще до (срока) смерти... В то же время известно, что весной (все в природе) рождается, летом растет, осенью собирается, зимой хранится, и таков неизменный закон небесного пути. Если бы мир не следовал ему, то не существовало бы того, на чем строятся законы и основы Поднебесной. Поэтому я и сказал, что "великий порядок четырех времен года не может быть нарушен"[4]. Древнеиндийские философы считали, что время существования вселенной ограничено. Эта ограниченность обусловлена тем, что все существующее, в том числе и божество, проходят циклы. Циклы вселенной хорошо, на наш взгляд, описаны в книге Шри Шримад "Бхагавад-гита как он есть". Приведем этот отрывок полностью. "Продолжительность существования материальной вселенной ограничена. Она измеряется в повторяющихся циклах кальп. Кальп - это день Брахмы, один день Брахмы состоит из тысячи периодов в четыре юги: Татья, Трета, Двапара и Кали. Татья-юг характеризуется праведностью, мудростью, религиозностью и фактическим отсутствием невежества и порока и длится 1,728,000 лет. В Трета-юге появляется порочность, и эта юга длится 1,296,000. В Двапаре-юге наблюдается еще больший упадок добродетели и религиозности, тогда как порочность растет, и эта юга длится 864,000 лет. И в конце концов наступает Кали-юга (та, в которой мы сейчас живем; она началась около 5,000 лет назад), которая изобилует ссорами, невежеством, безбожием и грехом. В этой юге подлинная добродетель практически отсутствует, длится Кали-югв 432,000 лет. В этой юге настолько разрастается порок, что в конце ее появляется Сам Всевышний Господь в образе Калки-ватары, уничтожает демонов, спасает своих бхакт и начинает новую Татья-югу. После этого весь цикл повторяется вновь. Эти четыре юги, повторенные тысячу раз, составляют один день Брахмы, и столько же длится его ночь. Брахма живет сто таких "лет" и затем умирает. Эти сто "лет" в земном исчислении соответствуют 311 триллионам и 40 биллионам земных лет. На основе таких вычислений жизнь Брахмы кажется фантастически долгой, беспредельной, но с точки зрения вечности он продолжается не дольше, чем вспышка молнии. В Причинном океане существует бесчисленное множество Брахм, появляющихся и исчезающих, подобно пузырям в Атлантическом океане. Брахма и его творение - это часть материальной вселенной, и поэтому все они находятся в постоянном движении. В материальной вселенной даже Брахма не освобожден от необходимости рождаться, стареть, болеть и умирать. Брахма, однако, непосредственно занят служением Всевышнему Господу в управлении этой вселенной, поэтому он сразу же достигает освобождения. Танньяси, достигшие высокой ступени духовного развития, попадают на планету Брахмы, Брахмалоку, высшую планету в этой материальной вселенной, которая продолжает существовать дольше всех райских планет в высших областях планетной системы. Со временем, однако, Брахму и всех обитателей Брахмалоки ожидает смерть, в соответствии с законами материальной природы" [5].

Нелинейность природных и социальных процессов фиксировалась в древнегреческой философии. Древнегреческий фиолософ Гераклит говорил: "Этот космос, один и тот же для всего сущего, не создал никто из богов и никто из людей, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем,мерами воспламеняющийся и мерами угасающий» [6].

Самым видным представителем нелинейной, колебательной концепции истории в древней Греции был Платон. По Платону история любой культуры или любого народа проходит последовательно через стадии появления, развития и утончения, достигает вершины и из-за наводнений, чумы или других причин приходит в упадок и распадается. Он не делал исключения из правила даже для своей идеальной республики. "Видя, что все, что имеет начало, имеет также свой конец, даже совершенная конституция со временем исчезнет и растворится", - говорит Платон по этому поводу[7]. В то время как в трансцендентальном мире идей все неизменно и неподвижно, в эмпирическом несовершенном мире все меняется. Кроме того, Платон также отмечал малые циклы в смене форм правления, но в этом плане его точка зрения - в отношении их цикличной повторяемости - несколько неопределенна. Однако одно несомненно: линейная концепция исторических перемен, постоянно идущих через все течение времени в направлении определенной цели, чужда Платону.

Противоречие деятельности как основа нелинейности социальных процессов

Социальные процессы обусловлены совокупной деятельностью людей в обществе. Нелинейность социальных процессов, следовательно, должна объясняться закономерностями деятельности. Иными словами, для понимания причин нелинейности процессов в обществе мы применим деятельностный подход.

Деятельноствый подход к пониманию социума вообще и человека в частности значительное распространение получил в рамках отечественной и зарубежной философии в 70-80 годы. В данной ситуации четко не было обозначено какое-то одно направление реализации деятельностного подхода, поэтому исследователи фактически подняли целый ряд пластов этой проблемы. Однако при этом определенная увлеченность исследованием различных характеристик деятельностного подхода привела к тому, что в литературе стала наблюдаться его своеобразная универсализация, которая, в конечном счете, была подвергнута правомерной критике, так как при этом наблюдалась абсолютизация целых сфер в рамках человеческой деятельности.

Следует заметить, что деятельностный подход у большинства его сторонников в рамках отечественной науки был связан с культурно-исторической концепцией общества и человека. И был в какой-то мере ориентирован против натурализма, исходя из приоритета роли и значения социокультурных норм. Понимание деятельности как специфически человеческого отношения к миру основывается на том факте, что само человеческое бытие представляет собой жизнь в культуре. Становление человека предполагает усвоение им этих норм культуры.

Историческое общественное развитие, так как оно осуществляется людьми, обусловливается эвристическими способами норм и парадигм. Иначе говоря, целеполагающая деятельность - это своеобразная активность в культуре; это и смысл исходно определяющий содержание понятия деятельности как общественного понятия для деятельностного подхода. При этом оговоримся, что в рамках рассуждений о сфере применения деятельностного подхода возможно постулирование на его основе специфически человеческого мира, который не охватывает все его различные сферы, но которые именно выступает в рамках целеполагания по отношению к активной преобразовательной деятельности.

Рассматривая саму целенаправленную деятельность как особый тип отношения к действительности, сам деятельностный подход исходно определяется тем, что подобный тип отношения к социуму обусловлен, прежде всего, исторически выработанными социокультурными программами. Сама целеполагающая деятельность, предполагающая некоторые социокультурные основания и нормы, естественно, может осуществляться на разных уровнях. Однако выделим два уровня. Прежде всего деятельность, связанную с освоением и с использованием, а также применением выработанных в историческом развитии социокультурных способов преобразования деятельности зафиксированных в конкретных установках и программах, которые при этом определяют своеобразную парадигму самой деятельности.

Заметим, что подобное понятие достаточно близко связано с идеями таких известных ученых как И. Лакатос и Т. Кун [43,44]. Так как исходные основы подобной парадигмы определяют своеобразный способ отношения человека к миру, этим самым они дают направленность самой деятельности, ее целям, ориентирам. Такая деятельность выступает как целесообразное изменение и преобразование социума. При этом ориентация деятельности подобного типа, связанная с достаточно четким фиксированием способов, норм, целеориентиров, позволяет охарактеризовать подобный тип деятельности как закрытую систему.

Эта своеобразная закрытость достаточно близка типологически такому поведению, в котором имеет место активность изначально заданных предпосылок и ориентиров; с другой стороны - благодаря этой закрытости, то есть закрытости основных отправных предпосылок, человеческая деятельность несет в себе несомненные черты адаптивного поведения, которое достаточно четко проявляется в следовании принятым в социуме правилам, традициям, нормам, обычаям. И в этом смысле вполне правономерно говорить о закрытых системах деятельности как о типах социального поведения. Эвристическое начало деятельностного подхода в наибольшей степени реализуется, естественно, в деятельности по развитию существующих форм культуры, которые должны соответствовать различным способам отношения к социуму, а-также связанным с ними установками и нормами. Именно в целерациональной деятельности на этом уровне и раскрывается сама специфика феномена человека.

Социальная деятельность в общем плане предстает как совокупность социальных действий субъектов. Впервые в социально-гуманитарную сферу понятие «социальное действие» в систематической форме было введено в рамках социологии и научно обосновано М. Вебером. Социальным действием он называл такие действия человека, которые по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу, соотносятся с действиями других людей или ориентируются на них. Таким образом, в понимании Вебера социальное действие имеет, по крайней мере, две особенности: должно быть рационально осознанным; должно с необходимостью ориентироваться на поведение других людей.

Структура человеческой активности в обществе хорошо описывается категорией "социальное действие" как совокупной составляющей социологии и психологии. Категория действия позволяет описать структуру человеческой активности, ее составляющих, их взаимозависимости и взаимопереходы, осмыслить целесообразность человеческого действия как основы организации поведения. Действие является основной единицей деятельности, которая имеет свою структуру, тактику, стиль.

Социальное действие - простейшая единица в структуре социальной деятельности. В социологию это понятие ввел М. Вебер. Он использовал его для обозначения простейшей активности индивида, ориентированного на ответное поведение людей. Осмысление разнообразия поведения взаимодействующих индивидов М. Вебер считал важнейшей характеристикой социального действия. Простейшей компонентой действия являются ожидания определенных реакций друг от друга всех взаимодействующих людей. Действие с отсутствием такого ожидания является чисто психологическим. М. Вебер пытался разграничить осознаваемые и неосознаваемые ожидания ориентации индивидов. Однако вынужден был признать, что это можно сделать только теоретически, учитывая меру и степень рациональности. Он выделил следующие действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное.

Нелинейность в развитии экономики и политики

Идея универсальности нелинейности развития заставляет искать их в любой сфере общества - в производстве, науке, политике, духовной жизни. Причем, первопричина каждого конкретного колебания, с нашей точки зрения, заключена в противоречивости общественных явлений - в постоянном разрешении одних противоречий и возникновении новых. Одновременно этот процесс является и стержнем самоорганизации систем, их адаптации к изменяющимся условиям в форме усиления или ослабления определенных решений.

Прежде всего рассмотрим протекание этого процесса в экономической жизни общества, но с социально-философских, не погружаясь в детали экономического анализа. В основе методологии нашего подхода лежит теория о диалектическом единстве производительных сил и производственных отношений, труда и капитала, государственного и рыночного регулирования и других экономических противоречий, развитие которых проходит в колебательной форме. Это подход от общего к частному, от сущности к явлениям, от теории к практике.

Экономистам, пишущим о циклах и волнах, больше свойственен другой подход: от явлений к сущности, от анализа фактов и статистических данных к построению теории. На деле это сводится к описанию данных с помощью различных математических методов и многочисленным спорам о датировке конца и начала волн или фаз, о влияниях факторов, о достоинствах и недостатках методик. Отдавая должное такому пути (наука не может не опираться на факты), все же хотелось бы обратить внимание на эмпиризм исследований и чрезмерную дифференциацию их по полю фактов. Не прослеживается общность экономических волн с природными и социальными, хотя попытки установить эти связи есть. Над анализом довлеет экономический профессионализм со всеми его достоинствами и ограниченностью. Это приводит к тому, что внимание экономистов сосредоточено только на трех типах волн: самых коротких -продолжительностью около 40 месяцев (цикл Китчина), средних- 7-11 лет (цикл Жуглара) и длинных-48-55 лет (волны Кондратьева). Это объясняется тем, что они наиболее часто попадали в поле зрения эмпирических наблюдений. В то же время, из логики универсальности волн следует гипотеза о многочисленных их видах -от самых коротких, в пределах рабочего часа и дня, до тысячелетних в пределах истории всего общественного производства.

Отрицательным следствием эмпирического подхода является также то, что ведется "исследование лишь отдельных параметров, подчас без связи со всем их комплексом. Так, подвергаются тщательному анализу производительность труда, норма прибыли, цены, производство отдельных видов продукции, доходы и т.д. Здесь господствуют статистика и математика и незаметно вытесняются диалектика и исходные парные противоречия. Это порождает отрыв количественного анализа от качественного, а теория ограничивается описанием тенденций и влиянием на них определенных факторов.

Такой подход, бесспорно, необходим, но он должен органично дополняться качественным, системно-теоретическим. В результате синтеза обоих подходов должна родиться новая концепция волнового развития при многообразии его проявления. Представляется, что анализ волнового развития экономики следует начинать с решения проблемы борьбы форм собственности, выражающих сущность экономической системы. Суть колебания в общем виде проявляется одинаково во всех социальных системах - ведется явная или скрытая борьба государственных, обобществленных и частных форм, то усиливающих, то ослабляющих свои позиции. Одновременно чередуются приоритеты государственного и рыночного регулирования. Эта суть одна для всех систем, но проявляется она по-разному в различных системах и в формах каждой из них.

Теоретическая модель колебания в социалистическом обществе может выглядеть как изменение веса двух противоположных тенденций обобществления и обособления собственности. Изменения соотношений между ними характеризуют состояние формы системы: Состояний может быть множество, но мы рассмотрим только четыре. Два из них выражают высшую степень победы той или иной противоположности, что ведет к деформации системы. Два других выражают ведущую роль каждой противоположности, что соответствует двум нормальным состояниям системы.

Похожие диссертации на Нелинейные процессы социального развития общества