Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мировоззрение как фактор деятельной сущности человека Курбатова Лидия Анатольевна

Мировоззрение как фактор деятельной сущности человека
<
Мировоззрение как фактор деятельной сущности человека Мировоззрение как фактор деятельной сущности человека Мировоззрение как фактор деятельной сущности человека Мировоззрение как фактор деятельной сущности человека Мировоззрение как фактор деятельной сущности человека Мировоззрение как фактор деятельной сущности человека Мировоззрение как фактор деятельной сущности человека Мировоззрение как фактор деятельной сущности человека Мировоззрение как фактор деятельной сущности человека
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Курбатова Лидия Анатольевна. Мировоззрение как фактор деятельной сущности человека : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Москва, 1999 130 с. РГБ ОД, 61:99-9/248-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Научно-философское мировоззрение, его основные формы и типы

1. Мировоззрение: его сущность и структура 13

2. Методологические основы форм и типов мировоззрения 26

ГЛАВА II. Роль мировоззренческих идеалов и установок в деятельности человека

1. Мировоззренческие идеалы и жизненная позиция личности 45

2. Мировоззренческие установки личности 66

ГЛАВА III. Личностное мировоззрение и пути его формирования

1. Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания философии в высших учебных заведениях 81

2. Философские основы профессионального мышления и деятельность человека 102

Заключение XVI

Библиографический список использованной литературы 114

Введение к работе

Актуальность темы исследования

В условиях демократизации российского общества происходят глубокие преобразования как в экономической сфере, так и в сфере духовной. Новые условия предъявляют новые требования к формам и средствам активизации человеческого потенциала, качественного изменения стратегии вовлечения членов общества в процессы демократизации общественной жизни. В соответствии с этим существенным образом возрастает роль и значение жизненной позиции и мировоззренческих установок людей,'а также соответствующих этим установкам сознательных социальных действий, направленных на разрешение и снятие противоречий общественного развития и на содействие социальному прогрессу общества.

Условия демократизации и интеграции общественной жизни существенным образом влияют на человека и его социальный статус, когда человек становится не только центром политической борьбы и деятельности, но и центром научных исследований. Сегодня недооценка деятельной сущности человека, невнимание к нему может негативно сказаться на проблемах социального движения в целом. Поворот к человеку, к его деятельному началу ведет к консолидации социальных групп нашего общества и может служить основой и определяющей

предпосылкой для гуманизации системы общественных отношений и гармоничного развития личности.

Процессы активизации человеческих сил и способностей в условиях роста демократизационных процессов становятся наиболее результативными, что находит, в частности, свое выражение в решении задач коренного изменения дел в формировании личностного мировоззрения.

Сегодня проблема человека, его активности, жизненной позиции выдвигается на передний план в науке, становится одной из основных в философии, психологии, педагогике, в ряде других наук, а также в практической деятельности.по воспитанию новых поколений людей. Раскрытие духовной природы человека, путей и способов формирования его мировоззрения является необходимым условием политического и нравственного развития общества. Проблема "мировоззрение как фактор деятельной сущности человека" относится к числу тех проблем, внимание к которым исследователей не только не уменьшается со временем, но заметно возрастает. Это обстоятельство обусловлено как сложностью, многогранностью проблем, так или иначе связанных с нравственным потенциалом личности, так и актуальностью тех задач, решение которых напрямую связано с уровнем духовной культуры общества. Последнее обстоятельство приобретает ныне особо важный смысл. Мы далеки от утверждения, что ранее эти вопросы не разрабатывались или разрабатывались недостаточно интенсивно. Однако бесспорным является тот факт, что сегодня заметно возрос интерес к

проблемам мировоззрения и места в нем нравственного потенциала личности. Качественно изменился духовный менталитет наших людей, заметные изменения претерпели их духовные запросы, особенно у молодежи, возросли требования к оценке духовных запросов личности.

Сегодня не менее актуальна также задача раскрытия структуры жизненной позиции человека, выявления его ведущих мировоззренческих установок, роли философии в формировании этих установок.

Научно-философское мировоззрение обладает способностью активизировать внутренние духовные силы человека; оно воздействует на сознание, волю, чувства людей, направляя их активность на достижение социально значимых целей.

Реалистический оптимизм этого мировоззрения не уводит сознание от трудностей, противоречий, проблем, наоборот, нацеливает людей на их познание и преодоление, осуществляемое в активной практической деятельности.

Раскрытие духовно-мировоззренческих основ деятельности человека, средств активизации жизненной позиции личности в период перестройки социальной действительности является одним из ведущих направлений в процессе преодоления о: орвашюсти философии от жизни.

Степень изученности проблеліьі

Отмеченные обстоятельства обусловили возрастание внимания исследователей к проблеме "мировоззрение как фактор деятель-

ной сущности человека". За последние годы вышли труды Ануфриева Е.А., Арцишевского Р.А., Ашманиса М.Г., Астафьева Б.А., Баталова А.А., Буевой Л.П., Буйнова B.C., Булгакова CO., Гостищева А.К., Гаджиева КС, Жбанковой И.И., Иванова В.Г., Лезгиной М.Л., Маркина В.Н., Соколова В.И., Станкевича Л.П., Сагатовского В.Н., Селиванова А.И., Шин-карука В.И., Шуртакова К.П. и других ученых*, где освещены многие существенные стороны проблемы.

* Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности (личность как объект и субъект социальных отношений). М., 1984; Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. Львов, 1986; Ашманис М.Г. Формирование научного мировоззрения. Рига,1984; Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. М.,1988; Баталов А.А. Понятие профессионального мышления (методологические и идеологические аспекты). Томск, 1985; Буева Л.П. Человеческий фактор: новое явление и новое действие. М.,1988; Буянов B.C. Научное мировоззрение. Социально-философский аспект. М.,1987; Гостищев А.К. Активность личности и ее мировоззренческий потенциал.//Философские и социологические проблемы человеческой деятельности.Краснодар,1984; Емельянов В.В., Никитин П.С. Философская культура молодого специалиста.М.,1987; Иванов В.Г., Лезгина МЛ. Мировоззрение и активная жизненная позиция. Л.,1983; Квасов Г.Г. Диалектика развития личности в социалистическом обществе.М.,1985; Маркин B.H. Жизненная позиция личности. Идеологический и социально-психологический аспекты. М.,1989; Марксистско-ленинское мировоззрение: сущность, пути формирования. Минск, 1986; Мировоззренческая направленность преподавания общетеоретических и специальньк дисциплин в инженерно-техническом вузе. (Методология, методика, опыт). М.,1984; Никифорова Л.В. Мировоззрение личности и возрастные особенности его формирования. Киев, 1989; Революционное мировоззрение и задачи совершенствования социализма. Петрозаводск, 1987; Роль мировоззрения в активизации человеческого фактора. Тезисы докладов республиканской научно-теоретической конференции. Могилев,1987; Са-гатовскии B.H. Философия развивающейся гармонии. (Философские основы мировоззрения). Авторский курс. В трех частях. Часть 1. С-Петербург, 1997; Селиванов А.И. Мозаичная философия развивающегося мира. Научный ред. Б.С.Галимов. Уфа, 1997; Соболева Н.И. Мировоззрение и жизненный выбор личности. Киев, 1989; Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности (гносеологический анализ). М.,1987; Социалистическая культура и система социально-кулмурных ролей личности. Алма-Ата, 1987; Соколов В.И. Нравственный мир советского человека. М.,1986; Смирнов ГЛ. Советский человек. М.,1971; Философское понимание человека. Вып.1. Сборник обзоров. М.,1988; Философские и социологические аспекты активизации человеческого фактора: исследования советских ученых. Сборник аналитических обзоров. М.,1988; Характер и способы связи философии с жизнью. (Тезисы к научной конференциям.,19!s8; Человеческий фактор (методологические и социальные аспекты). Тезисы докладов и выступлений к региональной научной конференции. Днепропетровск, 1988; Шинкарук В.И., Иванов В.П. Актуальные проблемы исследования мировоззренческих функций диалектического магериализмаУ/Вопросы философии. 1981, N 1; Штракс Г.М., Штракс М.Г. Диалектика формирования научных убеждений. М.,1985; Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. Концептуально-философский анализ. Казань, 1989; Эвристические функции мировоззренческого сознания. Киев, 1989.

Изучение мировоззрения в связи с проблемой человека привело к вычленению из множества функций научно-философского мировоззрения социальной, гуманистической и культурно-воспитательной его функций, непосредственно связанной с личностью индивида. Достаточно широко изучается сциентистская форма мировоззрения (в особенности натуралистская ее разновидность). Значителен вклад философов в выделение и разработку личностного мировоззрения, его структуры, условий формирования. В основных чертах выявлены факторы, детерминирующие жизненную позицию личности и предложена типология уровней (или состояний) жизненной позиции в рамках ее общественно значимой направленности. Много внимания уделялось формированию научно-мировоззренческих установок в процессе преподавания философии в вузах, в частности, профилизации такого обучения, проблемной форме преподавания философии. Изучалась специфика профессионального мышления в связи с мировоззречч ем.

Цель исследования

Вместе с тем, в этой сложной проблеме имеется еще немало моментов, недостаточно изученных и остающихся дискусси-снннмй. На сегодняшний день в литературе отсутствует последовательная реализация комплексного, интеграт^вного подхода к исследованию данной проблемы. Заметен акцент либо на мировоззрении, которое берется на уровне общественного сознания ( и тогда оказывается не раскрываемым в должной

мере индивидуальное сознание с его личностным мировоззрением), либо на жизненной позиции личности, рассматриваемой прежде всего в категориях социальной психологии или, как это ранее обозначалось, теории коммунистического воспитания; в последнем случае крайне мало внимания уделяется мировоззрению, его установкам, в особенности категориям, лежащим на стыке объективной и субъективной диалектики.

Все более настоятельной оказывается задача изучения проблемы самовоспитания, определения места мировоззрения в реальной структуре индивидуального сознания, проблема, касающаяся роли жизненного опыта личности в развитии мировоззрения. Неудовлетворительный характер в разработке проблем теории мировоззрений порождает зачастую необоснованные суждения не только по вопросам сущности мировоззрения и исторической типологии мировоззрений, но и препятствуют нахождению путей к определению характера личностных мировоззрений и выбору средств, ведущих к устранению из личностного мировоззрения антинаучных и антигуманистических установок, к формированию научной, гуманистической мировоззренческой ориентации личности.

Нуждается в дальнейшем исследовании феномен мировоззрения, его структура, функции, формы. Мало исследованным остается вопрос о соотношении мировоззрения (философия) и неуки, о специфике философского мировоззрения, вопрос о соотношении общественного и личностного мировоззрения. Неизученным остается вопрос о ведущей мировоззренческой

социальной установке личности. Требуют своей систематизации и обобщения материалы, касающиеся процесса формирования личностного мировоззрения студенческой молодежи.

Все это обусловило выбор темы данной диссертации, цель и задачи данного диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является комплексный анализ проблемы "мировоззрение как фактор деятельной сущности человека". Для достижения этой цели необходимо решить ряд исследовательских задач:

1. Дать анализ структуры мировоззрения.

  1. Рассмотреть активную жизненную позицию личности как один из содержательных аспектов мировоззрения.

  2. Проанализировать ведущую мировоззренческую установку личности в плане ее активной жизнедеятельности.

  3. Раскрыть общие условия формирования личностного мировоззрения.

  4. Показать некоторые аспекты формирования личностного мировоззрения вузовской молодежи.

Методологические основы и методы исследования

Теоретической и методологической основой диссертации являются принципы научной диалектико-материалистическоГ-философии. В качестве базовой модели философского знания берется диалектико-материалистическая философия и основное: внимание уделяется ее общемировоззренческим принципам. Жизненная позиция личности рассматривается на общественно

значимом уровне - на уровне активности, причем позитивной активности, связанной с социальным прогрессом и демократической направленностью.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту

  1. Анализ мировоззренческих проблем даст основание выделить в структуре мировоззрения духовно-практическую (праксиологическую) сторону, в содержание которой входят убеждения и регулятивные принципы. К духовно-практическим элементам относятся также методы, нормативные правила, связанные с обеспечением практики и осуществлением новых циклов познания.

  2. В составе мировоззренческих форм следует выделять "сциентистское" мировоззрение. Под "сциентистским" мировоззрением предлагается понимать такое мировоззрение, которое базируется на частных науках и ограничивается ими как средством решения мировоззренческих проблем. Сюда можно отнести "натуралистское" мировоззрение, распространенное в наше время в естественных науках западных стран, "технократическое" мировоззрение и т.д.

  3. Выявлено, что в мировоззренческое основание включается система личных и общественных идеалов. Идеалы - vro не просто компонент убеждений наряду со знанием, эмоциями, верой, взглядами, волевой готовностью к действиям. Идеалы составляют ценностное смысло-жизненное ядро мировоззрения

личности, задающие человеку стратегическое направление его жизни и деятельности.

  1. Выявлено, что в комплексе мировоззренческих установок ведущей является установка личности на активную деятельность.

  2. При определении общих условий формирования мировоззренческих установок личности было использовано понятие "человеческих фактор" как одно из необходимых условий проявления деятельной сущности, это позволит выйти на общий социо-культурный и социологический уровень деятельности человека. Показано, что если исследование сознания и жизненной позиции личности замкнуты только личностным мировоззрением, то можно прийти к излишне упрощенному взгляду на это же мировоззрение и на способ его формирования.

  3. На основе анализа личностного мировоззрения показана необходимость вьщелять в жизненной позиции личности ее мировоззренческий срез, или, что то же самое, мировоззренческое основание.

Научно-практическая значимость работы

Полученные в диссертационном исследовании результаты имеют теоретическую и практическую значимость. Теоретиче ское и практическое значение исследования состоит, прежде всего, в разработке более адекватных представлений о мировоззрении по отношению к активности и к жизненной позиции личности.

В более конкретном плане выполненная работа, во-первых, создает определенную основу изучения каждого из выделенных в проблеме аспектов и обоснованных в диссертации положений, взятых в их взаимосвязи и с учетом тех постановок и решений, которые предложены автором; во-вторых, работа может служить одним из возможных аналогов решения однотипных с ее тематикой теоретических проблем, т.е. выполнять эвристическую функцию; в-третьих, работа создает определенную методологическую и теоретическую базу для конкретных социологических исследований, выход которых в практику может быть самым непосредственным (например, при совершенствовании управления научными коллективами, при организации учебной и воспитательной работы среди молодежи).

Поскольку вопросы, связанные с теорией мировоззрения и с теорией личности включены в программу преподавания философии в вузах и подготовки к кандидатским экзаменам, выводы и положения диссертации могут быть использованы в этих формах учебной и учебно-научной работы, способствовать совершенствованию ряда разделов курса философии.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре философии и культурологии Московского государственного университета путей сообщения, где она была выполнена.

Основные положения диссертации были изложены в отдельных публикациях. Результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-теоретических конференциях.

Структура диссертации

Диссертация изложена на 1.13 страницах и состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы на 17 страницах, включающего 188 наименований.

Мировоззрение: его сущность и структура

Известно, что человек нуждается в самых общих представлениях о мире, о его движущих силах и законах, человек нуждается в определении своего места в мире, в выявлении смысла своего бытия и соотнесенности человеческого бытия с мировым целым. Все эти вопросы составляют стержень любого мировоззрения. Основной вопрос мировоззрения - это вопрос об отношении человека к миру, или иначе, вопрос о месте человека в мире.

Одним из принципиальных вопросов по выяснению природы мировоззрения, его социального статуса является вопрос о его структуре. Решение этого вопроса требует дальнейшей коллективной разработки философами, социологами, психологами и представителями других наук. Традиционная трактовка сущности мировоззрения связана, в частности, с трудами Т.Г.Шевченко, Н.А.Добролюбова, В.Г.Белинского, которые, как известно, освещали преимущественно философские, нравственные и эстетические взгляды. Мировоззрение в этой трат; товке рассматривалось как совокупность этих и других ценностей. Такое направление в понимании сущности мировоззрения определяло и соответствующие методы его изучения. Однако традиционная трактовка мировоззрения не ограничивалась анализом совокупности тех ценностей, которые входили в него. В структуру мировоззрения, кроме того, входила и система взглядов на мир и место человека в нем, а также оценки, идеалы, принципы познания человеком окружающей действительности. В истории этот метод рассмотрения сущности мировоззрения получил название метода сечений, суть которого заключалась в возможности вычленения из общей мировоззренческой структуры отдельных, условно обособленных ценностей.

Подобное представление о структурном составе мировоззрения не лишено и ряда недостатков. Один из них состоит в том, что как только мы начинаем сосредотачивать внимание на одном из составных элементов мировоззренческой структуры, мы сразу же теряем его целостность, ибо оно распадается на отдельные нравственные, эстетические, политические, философские ценности, т.е. на элементы мировоззрения. Одним из недостатков этого воззрения на сущность мировоззрения было и то, что эта концепция в какой-то мере унифицировала слагаемые ценности, тогда как в действительности взгляды, идеалы, принципы и ценности, так или иначе входящие в мировоззренческую структуру, занимают в ней далеко не равноценное положение, играют различные содержательные роли и функции.

Для уяснения природы мировоззрения важпыь: являете-: эстолько раскрытие диалектического соотношения указанных структурных элементов, но и место каждого ИЗ НИХ Б составе единого целого. Одним из ключевых понятий, раскрывающих сущность мировоззрения, является такое понятие как "взгляды". В структуре мировоззрения "взгляды" не ограничиваются констатацией внимания, направлением взора. Речь идет о мировоззренческих взглядах, где в концентрированном виде представлено достигнутое знание, определяющее поведение индивида, характер его деятельности, отношение к происходящему . Такие взгляды, качественно отличаясь от безличных, формально-логических сведений, формируются в процессе исследования и активного освоения культуры, т.е. при условии творческой активности личности. При этом совершается жесткий отбор различных представлений о реальности, устанавливаются связи и зависимости в отобранном материале, на основе чего возникает личная позиция как форма сопричастности к познанному, введенному в цикл человеческой жизнедеятельности.

Определение сущности и структуры мировоззрения по методу сечений в настоящее время в значительной мере преодолен. По крайней мере, на него не утвердился взгляд ;Лак на доминирующий метод. Некоторые авторы предлагают, используя физическую терминологию, понимать структуру мировоззрения виртуальным образом.

Мировоззренческие идеалы и жизненная позиция личности

Деятельное начало личности сопряжено с идеалами, выступающими в качестве побудительной силы деятельной сущности человека.

В научном мировоззрении преодолевается антиномия между необходимым характером действия социальных законов и целенаправленной, свободной деятельностью людей по созданию новых, более развитых форм общественной жизни. Субъектам этого мировоззрения свойственно не только признание необходимости прогрессивных социальны;; изменений, но -А понимание того, что эти изменения осуществимы в деятельности людей, через их собственную активность. Логичным следствием такой мировоззренческой позиции лапается стременне субъектов внести большой вклад в достижение нового состояния развивающегося общества. Целостность и специфика отражения обусловлена социальной практикой как особой формой взаимодействия человека с многогранной действительностью. Социальная практика выступает в качестве основной посылки возникновения устойчивых и целесообразных типов социального поведения человека, мотивации его поступков.

Мировоззрение всегда связано с перспективой в ориентации социальной жизни человека, в природе которого заложено стремление к лучшему, неудовлетворенность тем, что есть. Идеал, являясь в высшей степени значительным элементом в мировоззрении человека, сам выступает в качестве представления о совершенных ценностях человека. В идеале сконцентрированы представления о целях, смысле жизни и бытия человека. В идеале действительность отражается с учетом ожиданий и оптимальных оценок ожидаемого, то есть в виде возвышающихся над ней целей, задач, представлений о лучшем, более совершенном. Сказанное поясняет, что имеется в виду, когда употребляется термин "идеал", - речь идет прежде всего о социальном, то есіь связанном с развитием общества, идеале.

Понятие "идеал" шире, чем понятие "мировоззренческий идеал". Могут білть "идеалы" каких-то промышленных товароз, сельскохозяйственных культур, детских игрушек и т.п. Такие идеалы, конечіко, не являются мировоззренческими идеалами. Довольно часто оперируют термином "идеал" в науке. Некоторые исследователи отмечают, например, что отражение мира в науке всегда осуществляется в соответствии с исторически складывающимися идеалами и нормами исследовательской деятельности. Выделяются, в частности, три основных группы таких идеалов: 1) идеалы объяснения и описания; 2) идеалы доказательности и обоснования знания; 3} идеалы строений (организации) знаний. Эти идеалы меняются от эпохи к эпохе.

Относительный, а вместе с тем и конкретный характер идеалов особенно четко проявляется тогда, когда в поле зрения находятся мировоззренческие установки противоположных классов. Передовой класс, сам находящийся в условиях противоречивой действительности, ищет выход из реальных противоречий посредством обращения к научному анализу действительности, к выявлению тенденций и перспектив социального развития. Тогда как противоположный класс идеализирует действительность, а его теоретики апологетируют существующий строй вещей, не способны увидеть тенденции развития действительности и в качестве идеалов выдвигают "обргг.щы" уже существующей "свободы" частнопредпринимательской деятельности.

В качестве духовной ценности идеал органически связывает в себе не только достигнутое и неосуществленное, но также прошлое и будущее, используя настоящее как корректирующий ориентир продвижения вперед, вбирая в себя все значительное для дальнейшего совершенствования.

Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания философии в высших учебных заведениях

Демократизационные процессы, затронувшие все сферы общественной жизни в нашей стране, с неизбежностью потребовали перестройки всей системы высшего и среднего профессионального образования.

Необычайный динамизм и полнокровная напряженность деловой жизни требуют от современного молодого специалиста таких качеств как глубокая профессиональная эрудиция в сочетании с высокой мировоззренческой культурой, способность творчески, осмысливать происходящие процессы в производстве и общественной жизни и уверенно проводить их в жизнь.

Эти перечисленные качества формируются и развиваются постепенно в ходе всей трудовой жизни человека, однако их основа закладывается в период обучения и эти основы надо формировать сознательно и целенаправленно.

Необходимость решения этих и других задач исследователями отмечалась неоднократно. Критическому отрицанию подвергались, в частности, архаичные способы и формы проведения занятий, которые носили догматический, информационно-описательный характер, способствуя тем самым отрыву философии от жизни, реальной практики.

В практику преподавания стали внедряться активные методы обучения: проблемные лекции, проблемные семинары, семинары-диспуты, защиты рефератов, философские практикумы и т.п., существенным образом активизировавшие процесс обучения, повысившие его эффективность.

Обновление страны, углубление процессов демократизации нашего общества предъявляют новые требования к роли гуманитарных наук. Это определяет и новую роль вузовских обществоведов в подготовке и воспитании специалистов. Пробудить и закрепить творческое начало, дать человеку верное представление о глубинных основаниях происходящих процессов, научить анализу противоречий в нашем обществе - вот в чем сегодняшняя задача преподавателя гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Требуется вооружить студента непросто общими представлениями и формулировками, но и научить размышлять над конкретными фактами социальной реальности, оперировать ими. Это поможет дать правильное представление о глубине и масштабе происходящих изменений, понять собственную роль человека в этой грандиозной работе.

В данном параграфе мы остановимся на некоторых сторонах философской подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Мировоззрение студента формируется под влиянием объективных и субъективных факторов: общественного строя в стране, внешней и внутренней политики государства, процесса углубления демократизации в период перестройки, расширением контактов студентов с производственными коллективами, участием в трудовой деятельности и т.д.

Важное значение имеет изучение специальных дисциплин в особенности общетеоретических. Каждая из научных дисциплин несет в себе большой объем информации, способной воздействовать на мировоззрение студента и вырабатывать у него определенное представление о мире, сознании человека, о познаваемости мира.

Так, при изучении теории относительности А.Эйнштейна вырабатываются представления, составляющие одну из сторон современной научной картины мира, общей картины природы, в которой оказываются взаимосвязанными материя, движение, пространство и время. Изучение квантовой механики позволяет выработать у студентов современные представления о структуре материи, о причинности, статистических закономерностях и т.п. Молекулярная биология, генетика, эволюционная теория дают знания, касающиеся единства органического мира, устойчивости и изменчивости органических систем, противоречивости развития, взаимосвязи внутренних и внешних противоречий и др. Естественно-научные знания позволяют выработать у студентов убеждения в материальном единстве мира и его развитии; они помогают осмыслить на конкретном материале основные законы диалектики.

Эти и многие другие науки имеют мировоззренческий аспект и выполняют (в процессе их изучения студентами) большую роль в формировании их научного мировоззрения, противостоящего религиозному и идеалистическому мировоззрению. Однако, сколь бы ни было велико их значение, они не могут заменить специализированного мировоззренческого знания, каковым выступает научная философия. Научная, диалектико-материалистическая философия, являясь теоретической и методологической основой политэкономии, политологии, истории и т.д., взаимодействуя с другими гуманитарными дисциплинами, дает цельное основание для интегрирования мировоззренческих знаний.

Формирование активного, действенного научного мировоззрения начинается с изменения реальных обстоятельств непосредственно в деятельности и общении людей и без того фундамента, который закладывается в практической жизни, всякое мировоззрение будет только внешним, формальным. В этом аспекте формирование научно-философского мировоззрения может рассматриваться как процесс преобразования стихийно складывающегося в реальной жизни мировоззрения в мировоззрение научное, как систему ясно осознанных теоретических и практических установок, Упрек обществоведам, философам в том числе, в том, что они не оказались готовыми к новым веяниям сегодняшнего переломного этапа развития демократического общества, ставит на повестку дня задачу не ограничиваться только пониманием известной отдаленности философии от запросов жизни. Критика имеющихся отдельных недостатков в различных сферах общественной жизни должна быть конструктивной, нацеленной на реальное исправление тех или иных недостатков.

Похожие диссертации на Мировоззрение как фактор деятельной сущности человека