Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методологические проблемы системных исследований в социальном познании Цырендоржиева Дари Шойбоновна

Методологические проблемы системных исследований в социальном познании
<
Методологические проблемы системных исследований в социальном познании Методологические проблемы системных исследований в социальном познании Методологические проблемы системных исследований в социальном познании Методологические проблемы системных исследований в социальном познании Методологические проблемы системных исследований в социальном познании
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Цырендоржиева Дари Шойбоновна. Методологические проблемы системных исследований в социальном познании : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11.- Улан-Удэ, 2002.- 307 с.: ил. РГБ ОД, 71 03-9/9-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Становление системного метода 17

1. Натурфилософские представления о природе как системе. Разработка системности знания в математике 17

2. Философский анализ систем в трудах Лейбница и Канта 43

3. Соединение понятия «система» с принципом развития (Гегель и Маркс) 60

4. Возникновение научно-технической революции и появление системного движения 74

Глава II. Социальные системы, их строение и структура 95

1. Понятие о системе 95

2. Классификация систем 105

3. Социальная система и ее характерные черты 118

4. Структура и компоненты социальной системы 130

Глава III. Системный подход как основа исследования социального развития 163

1. Системный метод в социальном познании 163

2. Эволюция социальных систем 177

3. Синергетический подход к исследованию взаимодействия социальных явлений и процессов 192

Глава IV. Реформирование и преобразование социальных систем 207

1. Постепенность и скачкообразность в общественном развитии 207

2. Качественное своеобразие форм общественных преобразований 226

3. Реформы и революции 255

Заключение 278

Библиография 283

Введение к работе

Актуальность темы исследования. XX век вошел в историю как век грандиозных успехов в области научного познания и коренных перемен в технологии производства, благодаря которым стало возможным овладение энергией атома и выход человека в космос. Но он сопровождался также двумя кровопролитными мировыми войнами и многочисленными региональными конфликтами. Это не могло не вызвать коренных сдвигов в общественном сознании людей, их социальных и нравственных ориентирах.

Все это крайне усложнило процесс современного социального познания и потребовало разработки принципиально новых форм и методов исследования, соответствующих потребностям эпохи. Одним из таких методов стал системный метод исследований, получивший широкое распространение в рамках системного движения, который возник после окончания Второй мировой войны. В отличие от дисциплинарного подхода отдельных наук системный метод представляет собой междисциплинарное направление исследований, которое предполагает изучение объекта как нечто единого целого, во взаимосвязи его внутренних и внешних связей и отношений.

Такой подход оказался адекватным и весьма эффективным для исследования социально-экономических, политических и гуманитарных процессов, отличающихся особой сложностью.

Общество же является целостной системой, обладающей сложным внутренним строением, собственной структурой и логикой развития. Оно как системное образование не остается неизменным на протяжении истории, а постоянно развивается, усложняются взаимосвязи.

Динамика современной социальной жизни рождает новые приоритеты, активизирует методологические поиски. Последние тридцать лет XX века стали свидетелями развития нового научного междисциплинарного направления, получившего название синергетика, которое стало привлекаться наряду с системным подходом для исследования сложно организованных систем.

Если системный метод ориентирован на раскрытие внутренних и внешних связей изучаемых систем, то синергетика анализирует процессы их возникновения, перехода от одних состояний к другим, качественного их изменения и усложнения в ходе эволюции и развития. Однако применение идей и методов системного и синергетического исследования в социальном познании встречается с серьезными трудностями. Они связаны, во-первых, с тем, что сами эти идеи и методы сформировались на базе естественных и технических наук, и поэтому их применение к социальным процессам требует серьезного дополнительного исследования, во-вторых, диалектическая концепция развития, на которую постоянно ссылаются философы и обществоведы, опиралась на результаты классической науки, которые подверглись пересмотру, и не отвечают поэтому требованиям, которые предъявляются к современному научному познанию, в-третьих, в коренном пересмотре нуждается и сам концептуальный аппарат философии, чтобы применить его к анализу социальных систем и процессов.

Степень разработанности проблемы. Литература, посвященная системному методу в целом и конкретным его приложениям весьма обширна и многогранна. Данная проблематика разрабатывается как философами, так и специалистами конкретных областей (математиками, биологами, психологами, лингвистами и т.д.). Опубликовано значительное число работ, посвященных общим проблемам системного подхода. В западной литературе - это работы Р. Акоффа, Ф. Эмери, Л. фон Берталанфи, Э. Ласло, М. Месаровича, А. Рапопорта, А.Д. Холла, Р.Е. Фейджина, У.Р. Эшби и других, в отечественной литературе - А. Н. Аверьянова, В.В. Агудова, И. В. Блауберга, Э. Г. Юдина, В.П. Кузьмина, З.М. Оруджева, А.И. Ракитова, В.Н. Сагатовского, В.Е. Садовского, В.И. Свидерского, М.И. Сетрова, Б.М. Синельникова, B.C. Тюхина, А.И. Уемсова, А.Д. Урсула, Г.П. Щедровицкого и других авторов. Сделаны попытки философского анализа категории «система», системного подхода, его статуса, соотношения с другими методами и категориями научного познания. В отечественной литературе это работы А. Н. Аверьянова, В. В. Агудова, И. В. Блауберга, Б.А. Гладких, Н.Д. Дроздова, А.А. Игнатьева, В.В. Казаневской, А. А. Малиновского, Г.А. Портнова, В. Н. Садовского, В. С. Тюхтина, А. И. Уемова, Ю. А. Шрейдера, Э. Г. Юдина и других. Вместе с тем методология системного познания мира остается еще недостаточно разработанной. Значительный рост публикаций сопровождается не уменьшением, а увеличением разночтений в понимании природы системного подхода и его роли в современной науке. Даже в определении времени возникновения системного подхода имеются расхождения.

Понятие органической целостности при характеристике общества стало применяться с середины XIX века и сейчас находит широкое применение в экономике, философии, социологии, истории и т.д. Общество является сложной саморазвивающейся системой. Одной из задач применения системного подхода к обществу является рассмотрение его как целостной социальной системы.

Впервые общество как систему рассмотрели К. Маркс и Ф. Энгельс. Системные идеи К. Маркса достаточно полно отражены в отечественной литературе . К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали общество как систему, где общественно-экономическая формация представляет собой исторический тип или «вид» социального организма. В качестве системообразующего фактора Маркс выделяет трудовую деятельность, а в ней - экономические отношения

Например: Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М., 1986; Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980; К. Маркс. Философия. Современность. М., 1988; Материалистическая диалектика и системно-структурные исследования. Л., 1975; Хасанов М.Ш. Марксистская диалектика и общая теория систем Л. Берталанфи // Проблемы диалектики. Вып. 10. Л., 1982 между людьми. Рассмотрение общества как совокупности отношений между людьми, порождаемых их деятельностью, позволяет дать его теоретический анализ. Новым в системном рассмотрении общества К. Марксом стало исследование не только элементов системы, но главным образом их связей. Центральным понятием становится структура, полнее и четче отражающая сложность, целостность объектов. Производственные отношения К. Маркс выделил в качестве основных, системообразующих.

В отечественной философской литературе существует ряд работ, посвященных осмыслению системной модели общества и ее основных элементов (В.Г. Афанасьев, B.C. Барулин, В.А. Вазюлин, А.В. Дроздов, Э.С.Маркарян, К.Х. Момджян, Ю.К. Плетников, Ю.М. Резнк, М.Н. Руткевич, В.П. Свечников, А.К. Уемов, В.П. Фофанов и другие).

Рассмотрение исследования системности общества отражено в работах В.Г. Афанасьева , в которых общество представлено как саморазвивающаяся система, основными подсистемами которой являются пять сфер: экономическая, политическая, социальная, духовная, семейно-бытовая. Социальную систему он раскрывает в различных аспектах: компонентный, интегративный, структурный, функциональный, коммуникационный, исторический. По мнению Афанасьева, общество есть «совокупность, разнообразное сочетание вещных, процессуальных, духовных (идейных) и людских элементов». Причем человеческий компонент рассматривается в качестве центрального. Связи, объединяющие различные компоненты в единое целое, образуют структурный аспект общества или систему общественных отношений. Деятельность связывается с системно- функциональным аспектом и т.д. Системная модель общества,

Афанасьев В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). М., 1973; Его же. Системность и общество. М., 1980; Его же. Общество: системность, познание и управление. М., 1981. предложенная В.Г. Афанасьевым, представляется весьма содержательной и обладающей познавательной ценностью. Вместе с тем данная модель не является единственно возможной. Отдельные ее моменты могут быть обобщены, другие - конкретизированы. «Социальная среда или мир человека есть, - отмечают A.M. Коршунов и В.В. Мантатов, - чрезвычайно сложная система, включающая в себя различные составные компоненты. Это, прежде всего, непрерывно осуществляющийся процесс деятельности самих людей, а также возникающие в ней социально-экономические отношения».

Ю.К. Плетников рассматривает общество как социальную систему, исходя из двух категорий: социального субъекта и общественных отношений.

А.К. Уледов в качестве компонентов социальной системы выделяет следующие явления общественной жизни: социальные субъекты; типы деятельности; общественные отношения как формы деятельности и общественные потребности, на удовлетворение которых направлена деятельность.

По мнению B.C. Барулина, сферы общественной жизни представляют собой основные элементы общества, а их взаимосвязи образуют его основную структуру.

В.М. Краснов представляет системную модель общества, в основе которой имеется следующий набор исходных элементов: социальные

Коршунов A.M., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. М.: Политиздат, 1988. С.ЗЗ.

Плетников Ю.К. Общественная структура: проблемы и перспективы развития // Философские науки. 1982. №1. С. 3-11.

Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологического исследования. М.: Мысль, 1980. С.49. 4 Барулин B.C. Социальная философия. Учеб.пособие. М., 1999. субъекты, общественные потребности, человеческая деятельность, общественные отношения и культура.

В.П. Фофанов, критикуя В.М. Краснова, отмечает, что предложенная им классификация основных компонентов социальной системы не дает конкретного знания о том, что является системообразующим компонентом. По его мнению, при системном подходе к исследованию общества необходимо выделить исходный компонент социальной системы. В.П. Фофанов предлагает в качестве исходной «клеточки» системы категорию социальная деятельность.

Э.С. Маркарян рассматривает общество с трех различных точек зрения: во-первых, отношений между людьми, в которые они вступают в процессе своей жизнедеятельности; во-вторых, отношений, которые имеют место между различными видами деятельности; в-третьих, отношений, которые устанавливаются между различными средствами и механизмами осуществления человеческой деятельности. По его мнению, такая схема дает основание для выделения трех различных классов элементов: субъекты человеческого действия, виды человеческой деятельности, проявление культуры как специфического способа человеческой деятельности в широком смысле.

Ю.М. Резник основными элементами социальной реальности считает личность, культуру и социальную организацию.4 Перечень работ можно 1 Краснов В.М. К понятию общества как социальной системы // Философские науки. 1977..№2. С.ЗЗ.

Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск, 1981.С.299-300.

Маркарян Э.С. Вопросы системного исследования общества. М.: Знание. 1972. С.53. 4 Резник Ю.М. Введение в социальную теорию: Социальная онтология. Учеб.пособие. М.,1999. С.98. было бы продолжить, но анализ этих исследований показывает, что системные модели общества различаются по своим результатам, по тому, как автор представляет себе общество в качестве системного объекта. Все это свидетельствует о трудностях системного исследования общества и о наличии в этой области нерешенных проблем. В обществоведческой литературе до сих пор отсутствует однозначность в трактовке содержания понятий «социальная система», «социальная структура», нет единых подходов к классификации систем, определения признаков социальных систем.

Проблемы социальной эволюции раскрываются в работах П.В. Алексеева, А.В. Панина, А.Н. Аверьянова, В.Г. Афанасьева, В.А. Вазюлина, А.Г. Зарубина, И.Т. Исаева, М.С. Кагана, А.С. Ковальчука, Г.П. Лема, В.Д. Морозова, В.В. Морозова, М.Н. Руткевича, В.И. Свидерского, В.Н. Севастьянова, И.С. Малолетковой, В.Б. Устьянцева и другие. В последние годы наметилась тенденция к абсолютизации эволюционного пути развития, отрицания революционного.

В развитии человеческого общества наличествуют не только порядок, стабильность и равновесие, но и значительную роль играют элементы неустойчивости, неравновесности, динамизма. Теория диссипативных структур, созданная И.Пригожиным с группой сотрудников и теория самоорганизации Г. Хакена - это два направления синергетики, которое исследует универсальные закономерности эволюции и самоорганизации сложных систем любого типа, как природных, так и социальных. В обществе как в социальной системе неравновесного типа всегда происходят спонтанные процессы, связанные с формированием порядка и беспорядка, организации из дезорганизованных процессов. Синергетика выделяет из многообразия явлений те процессы, которые носят кооперативный характер. Проблемами синергетики занимаются К.В. Алексейчик, В.И. Аршинов, В.В. Василькова, А.А. Вахин, B.C. Егоров, К.Х. Делокаров, Ф.Д. Демидов, Н.П. Кострубин, Ю.Л. Климонтович, Е.Н. Князева, СП. Курдюмов, Н.В.

Поддубный, Г.И. Рузавин, М.И. Сетров, В.П. Шалаев и другие. Тем не менее, такие фундаментальные проблемы социального развития, как взаимодействие самоорганизации и организации в рамках общественных систем, природа социальных законов, влияние случайных факторов на результаты развития и некоторые другие, которые выдвигает современная жизнь, еще ждут своего теоретического анализа.

Объект и предмет исследования

Объектом настоящего исследования служит общество как открытая, сложная, самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, механизмы функционирования и развития которой создаются самим обществом и находятся в обществе.

Предметом исследования является выделение методологических оснований и принципов системного подхода в познании социальных явлений и процессов.

Цель и задачи исследования

Основной целью исследования служит раскрытие методологических оснований и принципов системного подхода в социальном познании. Поставленная цель определила следующие задачи исследования: - выявить основные предпосылки и принципы применения системного метода исследования; - раскрыть характерные особенности социальных систем и возможности применения к ним теоретико-системных и синергетических методов исследования; на основе современных методов системного анализа и синергетики рассмотреть строение, структуру и специфические функции социальных систем; с позиций системного подхода обсудить особенности общественного развития, соотношения в нем количественных и качественных изменений, роль социальных реформ в общественном преобразовании; применить синергетические методы и принципы для раскрытия роли процессов самоорганизации в развитии микроэкономики на уровне производственных коллективов и отдельных предприятий, а также в расширении демократизации общественной жизни; раскрыть взаимодействие самоорганизации и организации в развитии отдельных систем и общества в целом; - опираясь на принцип взаимодействия самоорганизации и организации, раскрыть ошибки, допущенные в реформировании экономики в России.

Теоретические и методологические основы исследования Теоретической основой исследования служат труды классиков философии о необходимости целостного подхода к явлениям общественной жизни, учета субъективных факторов во всех сферах человеческой деятельности, точного анализа складывающихся тенденций в общественной жизни и обоснованных прогнозов на будущее. Кроме этих общих идей мы опирались на конкретные современные исследования по теории систем и синергетике западных ученых, а также работы отечественных ученых -специалистов по социальной философии, экономике и социологии.

Методологической базой для написания диссертации послужили: основные принципы системного подхода, связанные с целостным и всесторонним исследованием изучаемого объекта; предварительный анализ элементов и частей системы, и последующий их синтез в рамках целого; иерархический принцип построения социальных систем, при котором части или подсистемы низшего уровня, обладая относительной автономностью, подчиняются подсистемам высшего уровня, а в конечном счете, все они детерминируются системой в целом; синергетический принцип подчинения поведения элементов или частей системы её управляющим параметрам; принцип взаимодействия самоорганизации и организации в развитии любой социальной системы; принцип единства исторического и логического; принципы всеобщей связи и развития.

Научная новизна исследования

В диссертации прослеживается генезис становления и развития системного подхода, выявлены его основные предпосылки. Обосновываются трудности выработки единой трактовки понятия системы. Раскрыты характерные признаки социальных систем.

Предпринята попытка применения современных принципов системной теории и синергетики к исследованию структуры и развития общества, при котором само общество, как целостная система, расчленяется на множество отдельных подсистем со своими особенностями и специфическими закономерностями развития (экономика, политика, право, нравственность, культура и наука). Показано, что большинство этих подсистем возникают спонтанно в процессе самоорганизации, а дальнейшая их эволюция определяется процессом адаптации к изменившимся условиям природной и особенно социальной среды.

С позиции системного подхода и синергетики проанализировано на конкретных примерах разнообразие форм общественных преобразований. В точке бифуркации социальная система осуществляет выбор дальнейшего пути развития.

Поскольку в обществе действуют люди, одаренные сознанием и ставящие себе определенные цели, постольку самоорганизация отдельных их групп и коллективов дополняется организацией, осуществляемой государством и органами его управления. Взаимодействие самоорганизации и организации проиллюстрировано на примере развития экономических систем, выявлены ошибки, допущенные в реформировании экономики в России. В государственно-плановой экономике вся деятельность по развитию и управлению экономикой сосредоточена в руках государства, и поэтому не учитывается самоорганизация и самодеятельность трудовых коллективов, а также рыночного механизма распределения ресурсов и продуктов потребления. В результате возникает застой в экономике и стагнация производства, в чем мы убедились на примере бывшего СССР и социалистических стран. Напротив, в рыночной экономике из-за отсутствия определенного государственного регулирования периодически могут возникать спады и кризисы, которые требует организационного вмешательства государства. Великая депрессия 1929-33 г.г. в США и Западной Европе может служить тому наглядным свидетельством.

Анализ развития других социальных систем также показывает, что без организующего влияния либо самого государства, либо общественного мнения не может развиваться устойчиво и целенаправленно.

В диссертации показано, что в процессе общественного развития проблема реформы и революции должна решаться с учетом технических параметров, которые управляют социальными процессами.

На защиту выносятся следующие основные положения:

Системное научное знание возникает, как результат взаимодействия развития естественных и общественных наук во второй половине XX века, когда возникло широкое системное движение. Оно оказало влияние не только на развитие научного познания и практику преподавания, но и осуществление проектов глобального масштаба, среди которых следует выделить охрану окружающей среды, экономию сырья и энергетических ресурсов.

Важнейшими предпосылками формирования системного подхода явились широкая механизация, автоматизация и роботизация промышленного производства, которые сопровождались усилением внедрения новой информационной техники и в первую очередь современных компьютеров. А это в свою очередь, потребовало разработки математических методов моделирования в производстве и управлении. Таким образом, решающую роль в становлении, развитии и распространении методов системного исследования сыграла научно-техническая революция, возникшая в середине прошлого века.

Попытки найти точное и окончательное определение понятия системы с помощью логических и математических средств представляется малопродуктивным, во-первых, потому что это понятие нельзя подвести под другое, более общее понятие, во-вторых, в конкретных системных исследованиях обычно обращают внимание на специфические особенности изучаемых систем. Поэтому наилучший путь в таких случаях, состоит в том, чтобы признать понятие системы неопределяемым и эксплицировать его примерами и соответствующей аргументацией философско-методологического характера.

Социальную систему можно определить как сложноорганизованную систему, которая возникает в результате взаимодействия определенных отношений, носителями которых являются группы, коллективы, классы и сообщества людей. Так, экономическую систему образуют производственные отношения между людьми, политическую -властные отношения в управлении и т. п.

Системообразующими факторами в любой социальной системе являются, поэтому специфическая деятельность людей, которая характеризует эту систему (производственная, политическая, научная, культурная и т.п.) и их общественные отношения.

Структура социальной системы, как и общества в целом, не сводится к простой совокупности её элементов или частей, а представляет собой специфическое взаимодействие между ними. Именно из такого взаимодействия и возникают целостные свойства системы, которые отсутствуют у её элементов.

Общество как целостная система образована из различных подсистем, взаимодействие которых определяет его структуру. Но эти подсистемы также обладают своей структурой, которая определяется взаимодействием её элементов. Следовательно, в обществе происходит не только взаимодействие между элементами, но и структурами разного уровня общности и сложности.

В структурализме подчеркивается роль структур в деятельности и поведении систем, в то время как в структурно-функциональном подходе обращают также внимание на функции, которые осуществляет система. Но в обоих случаях не раскрывается определяющая роль самой системы в этих процессах. Хотя для теоретического анализа можно рассматривать структуры и функции самостоятельно и независимо от самой системы, но в конечном итоге всегда следует учитывать её определяющую роль в эволюции и развитии общества.

Сам процесс устойчивого развития социальных систем или их перехода на новый уровень определяется, как показала синергетика, во-первых, от управляющего параметра системы, во-вторых, от взаимодействия процессов самоорганизации и организации. Только в природе процессы могут совершаться путем их самоорганизации и самодезорганизации. Люди, как сознательные существа, в состоянии контролировать и управлять общественными процессами.

Конкретные условия исторических процессов определяют многообразие разных форм общественных преобразований. При этом переход от одного качественного состояния или уровня общественного развития к другому зависит от состояния сложившегося неравновесия разных общественных сил, но сам выбор точки бифуркации или дальнейшего пути развития определяется случайными обстоятельствами, возникшими в данный момент времени. Как только будет выбран новый путь, дальнейшее движение системы будет определяться детерминистическими законами, вплоть до того момента времени, когда наступит новая бифуркация.

Соответственно конкретным условиям экономического и политического развития происходит и выбор реформ или революционных преобразований в обществе. Когда старая система оказывается не в состоянии к дальнейшему развитию и не способна изменить свою природу, тогда остается революционный путь её преобразования, причем такой путь не обязательно сопровождается насилием. Если же основа системы отвечает требованиям исторического прогресса, тогда наиболее целесообразным и эффективным является путь постепенных и частичных реформ.

Теоретическая и практическая значимость работы

Полученные в ходе исследования результаты имеют теоретическое значение при анализе строения, структуры и развития различных социальных процессов и систем, исследуемых разными общественными науками, начиная от экономики и кончая психологией и педагогикой. В рамках прежней философии преобладал, как известно, всеобщий принцип взаимосвязи явлений природы и общества, который был слишком общим и абстрактным, чтобы можно было применить его к изучению конкретных социальных систем. Понятия и методы теории систем дают возможность исследовать их более полно и точно. Поэтому результаты настоящей диссертации могут быть использованы в научных исследованиях в социальной философии, а также найти практическое применение при подготовке спецкурсов, курсов лекций по философии и социологии.

Соединение понятия «система» с принципом развития (Гегель и Маркс)

И. Кант считается родоначальником немецкой классической философии, а вот символом немецкой классической философии, ее наиболее крупной и влиятельной фигурой явился Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831 годы). Он стремился приблизить философию к науке. Гегель не рассматривает систему как философскую категорию, но она пронизывает всю его философию. Он полагал, что философия должна существовать в форме научной системы: «... идеал моих юношеских лет не мог не превратиться в форму рефлексии, в некоторую систему. Моим намерением было - способствовать приближению философии к форме науки - к той цели, достигнув которой она могла бы отказаться от своего имени любви к знанию и быть действительным знанием». Позже, в «Энциклопедии философских наук», Гегель выражает ту же мысль: «Философствование без системы не может иметь ничего научного...» Философия без системы есть выражение «субъективного умонастроения».2 В «Феноменологии духа» Гегель пишет: «Истинной формой, в которой существует истина, может быть лишь научная система ее». Понятие системы связывается у Гегеля с понятиями «истина» и «наука». Главную задачу он видит в том, чтобы наука была изложена как система. «Феноменология духа» была задумана как предпосылка философской системы, своего рода введение, излагающее общие принципы. Гегель создает свою философию как систему, состоящую из взаимосвязанных дисциплин и разделов: логика, философия природы и философия духа. Центральная идея его философии - идея всеобщего, объединяющая природные и социальные явления. В качестве всеобщего выступает абсолютная идея. Гегель абсолютную идею рассматривает как первооснову мира. Абсолютная идея есть «подлинно всеобщее всего природного и также всего духовного,...выходит за пределы всех их и составляет основание всего». Причем Гегель рассматривает абсолютную идею не как неподвижную, неизменную первооснову, а как непрерывно развивающийся процесс, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этого абсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание всего мирового процесса. У Гегеля все проникнуто идеей системности. Любой предмет выступает у него как саморазвивающаяся система, так как представляет собой только момент развития идеи. Гегель пишет: «Идея как конкретная в себе и развивающаяся, есть, таким образом, органическая система, целостность, содержащая в себе множество ступеней и моментов». Каждая ступень, момент идеи есть, в свою очередь, система. Процесс развития Гегель изображает как процесс познания «абсолютной идеи». Развитие теоретического знания идет от абстрактных представлений к конкретным. По мнению Н. В. Мотрошиловой, метод восхождения от абстрактного к конкретному по существу своему неотделим от построения системы, а в логике от создания системы логических, философских категорий и законов. Путь развития знания начинается с сознания, проходит ступени самосознания, разума, духа, религии и заканчивается абсолютным знанием. Гегель стремится все явления рассматривать в становлении как результат предшествующего развития. По Гегелю, развитие совершается по закону триады: тезис, антитезис, синтез. Все подчиняется троичному циклу. «Феноменология духа» делится на три главных раздела: сознание, самосознание, абсолютный субъект. Мы уже отмечали, что «Феноменология духа» это как бы введение в философскую систему Гегеля. Сама же система философии зрелого Гегеля состоит из трех частей: «Наука логики», «Философия природы» и «Философия духа». Первая ступень - логика (наука об идее в себе и для себя). На второй ступени логика сменяется природой. Философия природы -наука об идее в ее инобытии. Третья ступень приводит к смене природы на историческое развитие общества. Завершающая ступень философской системы - «абсолютное знание» есть не что иное, как снова логика (абсолютная идея в «чистом виде»). Внутри каждой системы Гегеля наблюдается тот же троичный цикл.

Каждая ступень рассматривается как системная целостность и соотносится с другими специфическим образом, характерным именно для этой системы. Применительно к философии Гегель высказывает положение, имеющее более общее значение: «каждая часть философии есть философское целое, замкнутый в себе круг, но философская идея имеется в каждой из этих частей в особой определенности или в особом элементе. Отдельный круг, именно потому, что он есть внутри себя целостность, прерывает границу своего элемента и служит основанием более обширной сферы; целое есть поэтому круг, состоящий из кругов, каждый из которых есть необходимый момент, так что система их своеобразных элементов составляет всю идею, которая вместе с тем проявляется также и в каждом из них».

Как было уже сказано, Гегель весь мир рассматривает как систему систем. Все системно, следовательно, природа также системна. В «Философии природы» Гегель строит свою натурфилософию как восхождение от абстрактного к конкретному, от неорганического к органическому. По существу вся его «Философия природы» есть системное изложение различных видов реально существующих систем в такой же последовательности как и развитие «идеи» в «Логике». Природа как органическое целое, по мнению Гегеля, состоит из качественно различных слоев или сфер. Каждая из этих сфер природы обладает собственными внутренними основаниями или способами организации. «Природа должна быть рассмотрена, - пишет Гегель.

Социальная система и ее характерные черты

Среди различных типов и видов систем особое место занимают социальные системы. Здесь нужно внести уточнение, что понимать под термином «социальная система». Дело в том, что данный термин используется для обозначения общества как социальной формы организации, а также различных элементов общества. В данном случае социальная система рассматривается как упорядоченность и целостность множества индивидов и групп индивидов. Такое определение дается по аналогии с определением системы вообще как «комплекса элементов, находящихся во взаимодействии», как сформулировал Л. фон Берталанфи. Определение социальной системы, как системы взаимодействующих индивидов восходит к работам Т. Парсонса.1 Хотя Парсонс общество рассматривает как главную систему, тем не менее, оно существует наряду с частными системами и на равных правах с ними. Более того, по Парсонсу, социальная система (общество) представляет собой лишь один из трех аспектов реальной системы «социального действия». Другие аспекты — это система культуры и система личности. Хотя все три момента у него взаимосвязаны, тем не менее, в теории «социального действия» они являются независимыми. Общество как социальная система оказывается противопоставленным культуре и личности, а культура и личность -обществу.

Г.В. Осипов вводит понятие «социетальная система» для характеристики общества в целом. Он пишет: «Система социетальная ...-система отношений и процессов, рассматриваемых на уровне общества в целом».1 Социальную систему Г. В. Осипов рассматривает как структурный элемент социальной реальности. В философской литературе существует и другой подход, при котором социальное рассматривается в качестве одной из основных форм движения материи. «Общество» и «социальная система» выступают как синонимы. В параграфе «Классификация систем» мы отмечали, что системы можно классифицировать по основным формам движения материи. Социальная форма движения материи предстает как глобальная социальная система. Общество как сложная высокоорганизованная система обладает рядом свойств, которые присущи всем системам - как органическим, так и неорганическим. В частности, как и все системы, общество характеризуется целостностью, поэтому главным в системах выступает их интегративное качество, не свойственное образующим их частям и компонентам, но присущее системе в целом. Благодаря этому качеству обеспечивается относительно самостоятельное, обособленное существование и функционирование системы. Между целостностью системы и ее интегративным качеством прослеживается диалектическая взаимосвязь: интегративное качество генерируется в процессе становления системы целостностью и в то же время выступает гарантом данной целостности, в том числе за счет преобразования компонентов системы соответственно природе в целом. Такая интеграция становится возможной благодаря наличию в системе системообразующего компонента, соединяющего все другие компоненты, которое и позволяет множеству стать целостностью. Итак, социальная система обладает развитой взаимосвязью своих свойств как целого и свойств составляющих ее элементов. Общество в целом как система имеет сверхсложное и иерархическое строение. В нем можно выделить различные уровни, вертикальные и горизонтальные «срезы», которые связаны между собой соподчинительными линиями, подчиняясь в то же время командам, исходящим от системы в целом. Здесь следует отметить, что внутрисистемная иерархичность не абсолютна, а относительна. Каждая подсистема, каждый уровень социальной системы одновременно и неиерархичен, то есть обладает известной степенью автономии, что отнюдь не ослабляет систему в целом, но, напротив, усиливает ее: позволяет более гибко и оперативно отвечать на поступающие извне сигналы, не перегружать верхние уровни системы такими функциями и реакциями, с которыми вполне могут справиться низлежащие уровни целостности. Общество в целом обладает управлением как специфическим способом регулирования взаимосвязей между уровнями. Общество имеет свою историю становления и развития. В общем плане общество как система имеет четыре относительно самостоятельных и в то же время тесно взаимосвязанных аспекта: структуру, функционирование, организацию и историю, которые аналогичны свойствам сложных систем: существованию, жизнедеятельности, действию и становлению.

Структура общества как системы - это совокупность устойчивых, изменяющихся в пространстве и времени, внутренних связей и отношений между различными общественными институтами и процессами: экономическим базисом, надстройкой, социальными группами людей и т. д. Поскольку общество развивается в силу действия своих внутренних противоречий, оно представляет собой самоорганизующуюся систему. Эта черта характеризует только высокоорганизованные, сложные системы, как природные, технические, так биологические, и социальные. Сама же способность к саморегулированию и саморазвитию предполагает наличие в каждой из подобных систем специальных подсистем управления в виде определенных механизмов, органов и институтов. Роль этой подсистемы чрезвычайно важна - именно она обеспечивает интеграцию всех компонентов системы, их согласованное действие.

Общество органически взаимосвязано со средой своего существования. Оно принадлежит к открытым системам. Это означает, что социальная система испытывает на себе активное воздействие природного и социального окружения, оказывая в то же время активное воздействие на среду. Как справедливо замечает Л. А. Петрушенко: «Взаимосвязь со средой есть необходимое условие активности системы. Высокая активность не есть следствие высокой изолированности системы. В реальной действительности активностью обладают лишь открытые, неизолированные системы. Любая активность обусловлена как внутренне (системой, об активности которой идет речь), так и внешне (ее средой или другой, связанной с ней, системой)».

Природа - основа и первоисточник существования человека. Она является объектом преобразовательной деятельности человека. Природная среда общества пространственно расширяется по мере развития человечества.

Синергетический подход к исследованию взаимодействия социальных явлений и процессов

Конец XX века характеризуется бурным развитием нового научного направления, получившего название синергетика. Этот термин был введен немецким ученым Г. Хакеном для обозначения той области науки, которая занимается изучением общих закономерностей возникновения новых структур и самоорганизации в различных системах. При этом синергетика стремится раскрыть общие принципы возникновения кооперативных эффектов, приводящих к самоорганизации систем. «Одна из наиболее поразительных особенностей многих сложных систем, - отмечает Г. Хакен, -заключается в их способности самопроизвольно образовывать пространственные и временные структуры». В качестве примеров самоорганизующихся систем он приводит рост кристаллов, когерентные колебания лазерного излучения и спиралевидные структуры, образующиеся в растворах химических реакций. В биологии самоорганизующиеся системы - это рост растений и животных (морфогенез) и эволюция видов; в медицине - электронная и магнитная активность головного мозга; в психологии - человеческое поведение; в социологии - формирование общественного мнения и сотрудничество или конкуренция между социальными группами.

Далее он определяет самоорганизацию системы: «... что именно мы понимаем под самоорганизацией системы. Речь идет о следующем: в самом общем случае при изменении некоторых внешних или внутренних управляющих параметров могут возникать ситуации, когда система изменяется не слегка, а претерпевает резкое изменение своего макроскопического состояния, как, например, спонтанное образование структур в лазерах и жидкостях».

Центральным понятием синергетики Хакена является понятие параметра порядка, заимствованное из классической физики фазовых переходов (переходов между физически однородными частями системы). Итак, для Хакена синергетика - это теория самоорганизующихся систем.

В 60-е и 70-е годы XX века И. Пригожий со своими сотрудниками выдвигает понятие самоорганизации как образования диссипативной структуры. И. Пригожий с коллегами (Г. Николис, И. Стенгерс, П. Гленсдорф и другие) работал над проблемами химической термодинамики. При исследовании колебательных химических реакций, находящихся вдали от состояния равновесия, они ввели понятие диссипативной структуры, поскольку она возникает в условиях диссипации - рассеяния энергии в окружающую среду и поддерживается за счет ассимиляции или поглощения системой энергии из окружающей среды. Таким образом, диссипативная структура существует в условиях постоянного обмена веществом и энергией между системой и окружающей средой.

Классическая термодинамика изучала в основном закрытые системы и рассматривала необратимые процессы. Биологические и социальные системы же являются открытыми, а большинство явлений природы и общества представляют собой необратимый процесс. Неравновесная термодинамика, созданная нобелевским лауреатом (1977 год) И. Пригожиным и его сотрудниками, исследует замкнутые и открытые системы, а также необратимые процессы. Благодаря термодинамике Пригожина удалось выяснить, что способностью к самоорганизации обладают системы живой и неживой природы.

Немецкий физик Р. Клаузиус в 1865 году ввел в современное естествознание понятие «энтропии», описывающее состояние замкнутой системы, свободная энергия которой (разность потенциалов) переходит в энергию связанную, когда разность потенциалов исчезает. Идея энтропии позволила науке прийти к выводу, что возрастающая энтропия соответствует самопроизвольной эволюции системы. Возрастающая энтропия есть «показатель эволюции» или, по выражению Эддингтона, «стрела времени» (направление времени), которая определяет, что будущее изолированных систем всегда расположено в направлении возрастания энтропии.

Энтропия рассматривается как мера неупорядоченности, хаотичности физических систем, а второй закон термодинамики связывается со статистической тенденцией переходить к неупорядоченности. Основной закон термодинамики гласит, что в изолированных системах энтропия возрастает. Дж. Кемпбел пишет: «Все самопроизвольно происходящие процессы... сопровождаются увеличением энтропии вселенной. Вселенная постоянно приближается к более хаотическому или менее упорядоченному состоянию».1 Неравновесная термодинамика И. Пригожина показала, что источником порядка и организации во Вселенной может быть хаос, неравновесность как поток вещества и энергии в систему. «Сильно неравновесная система, - пишут И. Пригожий и И. Стенгерс, - может быть названа организованной не потому, что в ней реализуется план, чуждый активности на элементарном уровне или выходящий за рамки первичных проявлений активности, а по противоположной причине: усиление микроскопической флуктуации, происшедшей в «нужный момент», приводит к преимущественному выбору одного пути реакции из ряда априори одинаково возможных. Следовательно, при определенных условиях роль того или иного индивидуального режима становится решающей. Обобщая можно утверждать, что поведение «в среднем» не может доминировать над составляющими его элементарными процессами. В сильно неравновесных условиях процессы самоорганизации соответствуют тонкому взаимодействию между случайностью и необходимостью, флуктуациями и детерминистическими законами. Мы считаем, что вблизи бифуркаций основную роль играют флуктуации или случайные элементы, тогда как в интервалах между бифуркациями доминируют детерминистские аспекты».

Качественное своеобразие форм общественных преобразований

Многообразие исторического процесса обусловливает различные формы общественных преобразований. Развитие любой страны отличается своими историческими и национальными особенностями. Каждый народ имеет свой язык, свою культуру, религию, психологию, менталитет, присущий ему экономический и социальный уклад жизни, особые природные условия. К тому же государства находятся на разных этапах своего развития, что означает неодинаковый уровень их материальной и духовной культуры. Все эти и другие факторы обусловливают разнообразие в развитии народов, многовариантность их развития. Как пишет Л. Абалкин: «Сегодня лучше, чем когда-либо ранее, становится ясной многовариантность, альтернативность общественного развития. С высоты современности лучше видятся и глубже понимаются процессы, происходившие в человеческом обществе на предшествовавших этапах его эволюции. Это вполне естественно и закономерно. Как образно говорил один из классиков, анатомия человека дает ключ к анатомии обезьяны.

Становится ясным и то, что эволюция человечества не имеет какой-то заданной направленности, большинство из того, что составляет историю, отнюдь не было неизбежным. Были и другие альтернативы, по тем или иным причинам оставшиеся невостребованными».1

Многовариантность общественного развития в наибольшей степени проявляется в переломных ситуациях, когда перед обществом возникает проблема выбора. Говоря языком синергетики, в точке бифуркации социальная система совершает выбор дальнейшего пути развития. В эти периоды, по сравнению с периодами стабильного функционирования, существует гораздо более широкий спектр возможностей. В рамках теории самоорганизации вопрос о направленности и степени устойчивости процессов внутри системы получил математическое обоснование. В синергетике основное внимание уделяется изучению нелинейных математических уравнений, то есть уравнений, содержащих искомые величины в степенях больше единицы или коэффициенты, зависящие от свойств среды. Множеству решений нелинейного уравнения соответствует множество путей эволюции системы.

Выбор формы преобразований зависит от внутренних и внешних факторов. В обществе возникает обстановка, связанная с выбором того или иного исторического пути. Под выбором исторического пути следует понимать выбор какой-то конкретной страной принципиально нового направления развития, а также существенно различных путей в наметившемся направлении. Развитие выступает как порождение нового старым, как переход возможности в действительность. Возможность есть то, что еще не стало реально существующим, наличным бытием. Это то, что имеется пока лишь в зародыше, потенциально в виде предпосылок. Возможность есть будущее, содержащееся в настоящем. Например, куколка есть возможность гусеницы, а гусеница есть возможность бабочки. Всякая действительность есть результат уже заложенных ранее предпосылок. Она содержит в себе возможности развития в самых разных направлениях. Всякая реальная возможность неминуемо переходит в действительность, но этот процесс нельзя понимать упрощенно. Здесь есть свои вариации. Есть причины, обладающие одной возможностью, и есть причины, обладающие несколькими или очень многими возможностями. Там, где реализуется одна-единственная возможность налицо необходимая связь; если реализуется несколько возможностей, перед нами случайные связи. Необходимые связи называют динамическими закономерностями, а случайные связи - статистическими (вероятностными). Для необходимых связей характерна строгая однозначность. Сложнее обстоит дело со случайными связями.

Французский математик и физик Лаплас считал, что атом движется столь же однозначным образом, как и планета. В своих воззрениях он опирался на классическую механическую картину мира. Концепция Лапласа предполагает, что при полном знании всех параметров можно строго однозначным образом описать все физические явления. Спустя век после Лапласа Эйнштейн также стремился к однозначному описанию поведения частиц. Концепция понимания случайности как результата незнания необходимости получила широкое распространение. Однако по мере роста знания изменялось представление о случайности, крепло убеждение в реальности случайности. Особое значение имели в этой связи успехи микрофизики. Было открыто, что каждая микрочастица способна к реализации не только одной, но и других возможностей. Многократно поставив эксперимент и тщательно его проверив, физики убеждаются в поливозможностной природе микрочастиц и микроявлений. Результаты экспериментов показали, что частица имеет поле возможностей, из которых в данном эксперименте реализуется лишь одна возможность.

Успехи в понимании случайных процессов позволили провести определенную переоценку соотношения динамических и статистических законов. Выяснилось, что законы классической механики, а это динамические законы, являются предельным случаем вероятностных процессов, характерных для большого числа частиц (макротела состоят из большого числа частиц). Так была определена связь между микро- и макроявлениями в физике.

В сложных системах, в том числе биологических и социальных системах, приближение к динамическому типу поведения объектов достигается при появлении так называемых параметров порядка. Сложные системы выступают как хаос, в котором всегда есть упорядоченность. Чем основательнее параметры порядка и чем меньше их число, тем однозначнее поведение объектов. Когда значения параметров близки к критическим, то достаточно малого воздействия на систему, чтобы она перешла из состояния, ставшем неустойчивым, в новое устойчивое состояние, изменив способ поведения. В области критических значений параметров системы или процесса флуктуации (неустранимые малые случайные колебания) могут нарастать, вызывая хаос.

Похожие диссертации на Методологические проблемы системных исследований в социальном познании