Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концептуальные основы морально-правовой регуляции общественных отношений на Руси в X-XVI веках (Социально-философский анализ) Беляев Георгий Георгиевич

Концептуальные основы морально-правовой регуляции общественных отношений на Руси в X-XVI веках (Социально-философский анализ)
<
Концептуальные основы морально-правовой регуляции общественных отношений на Руси в X-XVI веках (Социально-философский анализ) Концептуальные основы морально-правовой регуляции общественных отношений на Руси в X-XVI веках (Социально-философский анализ) Концептуальные основы морально-правовой регуляции общественных отношений на Руси в X-XVI веках (Социально-философский анализ) Концептуальные основы морально-правовой регуляции общественных отношений на Руси в X-XVI веках (Социально-философский анализ) Концептуальные основы морально-правовой регуляции общественных отношений на Руси в X-XVI веках (Социально-философский анализ) Концептуальные основы морально-правовой регуляции общественных отношений на Руси в X-XVI веках (Социально-философский анализ) Концептуальные основы морально-правовой регуляции общественных отношений на Руси в X-XVI веках (Социально-философский анализ) Концептуальные основы морально-правовой регуляции общественных отношений на Руси в X-XVI веках (Социально-философский анализ) Концептуальные основы морально-правовой регуляции общественных отношений на Руси в X-XVI веках (Социально-философский анализ)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Беляев Георгий Георгиевич. Концептуальные основы морально-правовой регуляции общественных отношений на Руси в X-XVI веках (Социально-философский анализ) : Дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 : Москва, 2003 329 c. РГБ ОД, 71:04-9/46

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Морально-правовая регуляция как объект социально-философского анализа 22

1. Методология социально-философского исследования морально-правовой регуляции: от явления к сущности 23

2. Механизм морально-правовой регуляции общественных отношений и особенности его осуществления на Руси вХ-ХУІвеках 54

ГЛАВА II. Содержание морально-правовой регуляции основных сфер общественных отношений от Киевской Руси к Московскому государству 75

1. Социально-философская рефлексия культурно- исторических особенностей развития русского общества в X-XVI веках 76

2. Характеристика содержания морально-правовой регуляции социально-экономических отношений средневекового русского общества 106

3. Морально-правовая регуляция государственно-политических отношений в Киевской Руси и Московском государстве 145

4. Морально-правовые регулятивы развития содержания духовной сферы русского общества в X-XVI веках 177

Глава III. Изменение методов и средств морально-правовой регуляции в русском обществе X-XVI веков 211

1. Становление и утверждение нормативности христианской морали как ведущего средства регуляции общественных отношений в Киевской Руси и Московском государстве 211

2. Изменение места и роли церковного и светского права в регулировании общественных отношений 237

3. Династическо-монархические методы нравственно- правового управления в Киевской Руси и Московском государстве 273

Заключение 301

Список литературы 318

Введение к работе

В настоящее время современное российское общество в поисках общественного идеала нередко обращается к прошлому, к своей истории. Это не только дань уважения отечественным традициям, но и освоение знаний, необходимых для решения насущных задач современности, связанных с формированием научного мировоззрения, воспитанием гражданственности и патриотизма русского человека. Приобщение к исторической традиции вызывает интерес и к русскому средневековью. Наиболее любопытным и наименее изученным периодом в этой связи представляется время X-XVI веков, когда начинает формироваться и достигает высокого уровня своего развития русская средневековая государственность.

Историческое прошлое России требует не только бережного его изучения для сохранения культурно-философской традиции в целом, но и концептуального культурно-философского осмысления, отделяющего непреходящие ценности от случайных наслоений и негативной исторической окраски, что позволяет избежать слепого преклонения и безумного копирования "древности" как мнимого эталона "истинного пути". История России представляет собой уникальный, самобытный путь своего возникновения, формирования и развития, в ходе которого ставились поистине грандиозные общественные проблемы, решавшиеся средствами и методами морально-правовой регуляции.1

Актуальность исследования проблемы морально-правовой регуляции общественных отношений русского общества в X-XVI веках более конкретно обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, необходимостью социально-философского осмысления важнейших этапов становления и расцвета русской цивилизации, относя-

,'' Регуляция — действие по значению термина "регулировать" (от лат. regulare), который употребля- » ется в следующих основных смыслах: а) упорядочивать, налаживать; б) направлять р^читие,^ ^| движение чего-нибудь с целью привести в порядок, систему. См.: Ожегов СИ. Словарь pW ; ^=^-^ языка. - М.: Гос. изд-во иностр. и национальных словарей, 1963.-С.665; Философский энцикл«>^'^*.-дический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989.- С.274-275.

щихся к периоду X-XVI веков. На этих этапах складывались основы культуры — письменность, единоверие, специфика хозяйственного и семейного быта, система ценностных ориентации и особенностей психического национального склада. Именно тогда сложились принципиально отличные от западных основы экономической жизни русского общества.

Средневековье Руси возникло не как результат насилия сильного над слабым, а как способ самоукрепления народов, их защиты от внешних врагов и наведения порядка в общественной жизни. Основные концептуальные идеи философии русской культуры были сформулированы в следующем виде: духовная цельность - неразрывность веры и жизни; добролюбие - критерий истинной христианской жизни и святости; нестяжательство — преобладание духовно-нравственных мотивов жизни над материальными; соборность - любовь к общим духовным ценностям, растворение личности в православном народе, церкви и государстве; богоизбранность - особая миссия русского народа в борьбе с мировым злом.1

Во-вторых, необходимостью социально-философской рефлексии процесса морально-правовой регуляции общественных отношений средневекового русского общества с целью установления ее преемственности, определения сущности и содержания, основных механизмов и средств осуществления. Социально-философский анализ концептуальных основ морально-правовой регуляции позволяет выявить и обосновать существенные признаки ее преемственности в развитии социальных отношений средневековой Руси, а также их зависимость от тех преобразований, которые осуществлялись в основных сферах общественной жизни в процессе перехода от язычества к монотеистической вере, становления и утверждения государственности, изменения социальной структуры средневекового русского общества. , Современная отечественная социально-философская мысль должна

1 См.: Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации.-М., 2000.-С.948-950.

быть дополнена научными знаниями о развитии содержания морально-правовой регуляции средневекового русского общества в период становления и утверждения его государственности. В то же время она призвана раскрыть противоречивый характер морально-правовой регуляции, сложное взаимодействие объективных условий и субъективных факторов, которые имели место в X-XVI веках. Их концептуальное осмысление представляет собой важную задачу восстановления подлинной отечественной истории, более глубокого и всестороннего анализа морально-правовой регуляции как элемента духовной культуры. Необходимость теоретического анализа специфики динамично развивавшихся детерминант морально-правовой регуляции социально-экономической, государственно-политической и духовной сфер жизни русского общества X-XVI веков предполагает выявление регулятивов, которые действовали в последующие века истории российского общества, раскрытие механизма проявления социальных закономерностей и основных тенденций в развитии этого процесса.

В-третьих, усиление внимания к проблемам морально-правовой ре
гуляции обусловлено, кроме того, и мировоззренческими причинами.
Проблематика морально-правового регулирования имеет ярко выражен
ный философско-мировоззренческий аспект, поскольку выбор и содержа
ние регуляторов подвергалось постоянному и многообразному ценност
ному осмыслению со стороны различных слоев общества. Формирование
морально-правовых регуляторов осуществлялось также в зависимости от
потребностей практики укрепления целостности и независимости Руси.
Этим объясняется современный повышенный интерес философов к выяс
нению концептуальных основ и содержания морально-правовой регуляции
общественных отношений в различных социальных условиях.
/ В-четвертых, недостаточной разработанностью в социально-

философской теории динамики и механизма морально-правовой регуляции жизни русского общества в X-XVI веках, ее средств и методов (регуляти-

6 bob). Общественное развитие средневековой Руси характеризовалось различными политическими, экономическими, правовыми, моральными и другими средствами и методами. С их помощью осуществлялась регуляция основных и значимых социальных отношений русского общества в рассматриваемой хронологии. Использование нравственно-правовых методов управления российским обществом XXI века, современным процессом морально-правовой регуляции уходит корнями в нормы, традиции и ценности, создававшиеся в Киевской Руси и в Московском государстве, в опыт формирования в них княжеской и церковной власти, светского и церковного судов, их задач и полномочий.

Социально-философский анализ концептуальных основ морально-правовой регуляций общественных отношений средневековой Руси X-XVI веков позволяет поставить и разрешить в теоретическом плане избранную автором проблему, глубоко и всесторонне выявить генезис, сущность, содержание, структуру механизма регуляции, динамику изменения регуляти-вов в процессе совершенствования общественных отношений в средневековой Руси.

Степень научной разработанности проблемы

Представление об уровне социально-философского осмысления избранной автором темы диссертации можно составить на основе значительного числа научных работ, многие из которых изданы в последние десятилетия. Эти работы можно представить следующими основными группами.

Первую группу составляют фундаментальные философско-истори-ческие исследования крупных отечественных ученых, в которых разработаны проблемы периодизации русской истории, закономерностей и тенденций ее развития, формирования культуры, национального самосознания, утверждения на Руси христианства, соборности и подлинной духов-

ности.1 В ряде работ, в частности, В.Ф. Асмуса, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Л.Н. Гумилева, Ю.Д. Грекова, Н.Я. Данилевского, А.Ф. Замалеева, В.В. Зеньковского, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, СМ. Соловьева, Л.В. Черепнина обстоятельно и глубоко исследован период русской истории X-XVI веков - наиболее сложный с точки зрения становления и развития государственности, морально-правовых основ общественной жизни.

Следует отметить, что в постсоветский период на пути социально-философской реконструкции, рефлексии особенностей теории развития средневековой Руси X-XVI веков возникает немало спорных вопросов относительно того, по какому пути осуществлялось это развитие — по западному или самобытному, «почвенному», правомерно ли говорить о зарождавшейся в тот период русской культурной традиции и т.п. Эти и другие вопросы, очевидно, обусловлены утверждающимся в современном гуманитарном знании плюрализмом мнений, спецификой философско-исторического мышления исследователей, методами, которые они используют.

Ко второй группе относятся работы, посвященные анализу и обоснованию методологии социально-философского исследования общественно-

1 См.: Асмус В.Ф. Избранные философские труды. В 2 т. - М., 1969; Бердяев Н.А. О русской философии. В 2 ч. Часть 2. Свердловск. 1991; Богуславский В.В. Держава Рюриковичей: Сла-вяне-Русь-Россия: Энциклопедический словарь. В 6 т., т. 1. - М., 1994; Булгаков С.Н. Православие. - М.,1991; Вернадский Г.В. Древняя Русь. - М., 1996; Введенский А.И., Лосев А.Ф., Рад-лов Э.Л., ШпетГ.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991; Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих. - М., 1995; Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. — М., 1992; Его же. От Руси к России. Очерки этнической истории. - М., 1992; Греков Ю.Д. Киевская Русь. М.Л., 1944; Мавродин В.В. Образование древне русского государства. -Л., 1945; его же: Происхождение русского народа. - Л., 1978; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - Спб., 1995; Древнерусские княжеские уставы XI-XV в (Я. Щапов). - М., 1976; Замалеев А.Ф. Философская мысль Древней Руси. - М., 1987; Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т.-Л., 1991; Ильенков Э.В. Философия и культура. - М, 1991; Карамзин Н.М. История государства Российского: В 6 книгах. - М., 1993; Карсавин Л.Н. Философия истории. -Спб., 1993; Ключевский В.О. Курс русской истории, соч. в 9 т - М, 1987; Кривошеее Ю.В. Русь и монголы. Исследование по истории Северо-Восточной Руси XII-XIV века. - Спб., 2000; Новосельцев А.П., Пашуто В.Т:, Черепний Л.В. Древнерусское государство и его международ-/ ное значение. - М., 1965; Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. - М., 1966; Погодин ,.« М.П. Исследования, замечания и лекции о русской истории. - М., т. 1,3, 1846; Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. - М, 1992; Рыбаков Ю.А. Киевская Русь и русские княжества. -М., 1982; его же: Язычество Древний Руси. - М., 1980; Соловьев СМ. История России с древ-

исторического процесса , ее основополагающих принципов и подходов и в первую очередь социокультурного2 и цивилизационного3. Эти подходы позволяют рассматривать исследуемый в диссертации период русской истории с точки зрения включенности в общемировой цивилизационный процесс, но специфический, сформировавший собственные уникальные и неповторимые духовно-нравственные и правовые нормы, ценности, традиции, обычаи, народную по своему характеру культуру, своеобразный психический склад русской нации. На это обращали внимание такие известные мыслители-философы, как К.С. Аксаков, И.А. Ильин, И.В. Киреевский, В.Н. Лосский, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, С.Л. Франк и др.

Третья группа исследований посвящена изучению морали и права как форм сознания и социальных явлений, выполняющих в общественной жизни важнейшие функции, в том числе и ценностно-регулятивную4. В

неших времен. -М., 1959; Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв. - М., I960.

1 См..Барулин В. С. Социальная философия: Учебник для студентов. - М., 1999; Гобозов А.И.
Введение в философию истории. — М.: Ассоциация «Гуманитарное образование», 1993; Гуре-
вич П.С. Введение в философию: уч. пособие. — М., 1997; Дырин А.И. Философия и история
философии: исторические типы философии. - М.: Изд-во МПУ «Сигналь», 1998; Крапивенский
С.Э. Социальная философия. - Волгоград, 1996; Мир философии: Книга для чтения: В 2х ч-
М., 1991; Основы философии: уч. пособие. - М., 1997; Очерки социальной философии. - М.:
Наука, 1994; Момджян К.Х. Введение в социальную философию. - М: Высшая школа, 1997;
Радугин А.А. Философия. Курс лекций: Уч. пособие для вузов. - М., 1997; Философия: Курс
лекций. — М., 1997; Философия культуры, становление и развитие. - Спб: Изд-во Спб. ун-та,
1995; Философия и мировоззрение. - М., 1990; Философия. - Спб, 2000.

2 См.: Ахиезер А.С. Социокультурная динамика России. К методологии исследования. //Полис,
1991. - № 5; Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994; Дротянко Л.Г. Социокультурная
детерминация фундаментальных и прикладных наук// Вопросы философии, 2000. - № 1; Каве
рин Б.И. Культурология. - М: «Юрист», 2001; Рождественский Ю.В. Введение в культурове-
дение. - М.: Добросвет, 2000; Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика //Человек. Ци
вилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992; Чугунов В.М. Россия в диалоге культур. — Мо-
нино, 1999.

3 См.: Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности.
- М., 2000; Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация: системные кризисы индустриальной эпо
хи //Вопросы философии, 1999.-№5; Платонов О.А. Русская цивилизация. - М., 1995; Тойнби
А. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991; Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993; Ясперс
К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991.

/ 4 См.: Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х т. - М.: Юридическая литература, 1982; Его же: Философия права. — М.: Норма, 1998; Его же: Право. Опыт комплексного исследования. -М.,1999; Архангельский Л.М. Марксистская этика: предпосылки, структура, основные направления-М.: Мысль, 1985; Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. — М.: Политиздат, 1983; Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.-

ряде работ проанализированы вопросы происхождения, социальной природы, структуры морали и права, различных аспепектов их взаимосвязи, взаимодействия с другими явлениями общественной жизни1. Многие из этих вопросов нашли отражение в ряде диссертационных исследований2.

М.,1989;Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: от истоков этики права к мировоззрению: Учебное пособие. М.,1998; Васильев А.В. Правовые категории. Методологические аспекты, разработки системы категорий теории права. - М.: Юридическая литература, 1976; Ганжин В.Г. Социалистическая нравственность как система :проблемы, процесс, отношения. - М.: Изд-во МГУ, 1987, Голубева Г.А. Взаимодействие морали и права: Автореф. дис. д-ра филос. наук.

М.,1990; Гусейнов А.А. , Апресян Р.Г. Этика. - М.,1998; Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. — М., Мысль, 1977; Ефремов В.Т: Введение в эгосоциологию. Нравы и нравственность. - М., 1993; Иванов В.Г. История этики средних веков. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984; История государства и права России. /Под ред. Чибиряева С.А. - М.: Былина, 2001; Ильин И.А. О сущности правосознания //Соч., т.4 - М., 1994; Исаев И.А. История государства и права России. -М.: Проспект, 2002; Кавелин К.Д. Основные начала русского судостроительства. — М., 1844; Каверин Б.И. Мораль и право в культуре личности.-М., 2003; Камю А. Бунтующий человек. -М., 1990; Карамзин М.Н. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. - М.: Наука, 1991; Карапетян Л.М. Федерализм и права народов: Курс лекций. — М., 1999; Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех томах. - М.: Мысль, 1993; Комаров С.А. Общая теория государства и права. - М., 1998; Коркунов Н.М. Русское государственное право, Т.1 т- Спб., 1914; Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. - Спб., 1914; Марксистская этика. Под ред. Титаренко А.И. -М.:Политиздат, 1986; Мур Дж. Принципы этики. -М.: Прогресс, 1984; Мушинский В.О. Основы правоведения. М.: Межд.Отношения, 1994; Малинова И.П. Философия права. - Екатеринбург: УрГЮА,1995; Нерсесянц B.C. Философия права. - М.: Норма-Инфра.-М,2000; Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства.

М.: Наука, 1999; Общая теория государства и права. /Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристь, 2002; Победоносцев К.П. Курс гражданского права. - Спб., 1896; Попов Л.А. Этика: курс лекций. — М.,1998; Согомонов Ю.В. Общественная нравственность: проблема единства норм и оценок// Философские науки, 1987. -№ 10; Степнов П.П. основы и перспективы развития морали. -М.,1993; Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в теорию. — Саратов, 1994; Федоров Ю.М. Универсум морали. - Тюмень,1992; Фромм Э. Психоанализ и этика. — М.,1993; Хвостов В.М. Общая теория права. - М., 1991; Чичерин Б.Н. Философия права. — М.,1990; Шершеневич В.М. Общая теория права. Т.1 М.,1911; Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. М.: Мысль, 1979; Щербак Ф.Н. Мораль как духовно-практическое отношение. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.

1 См.: Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. -М.: Знание (сер. «Этика»), 1990,
№8; Букреев В.И. Этика права: от истоков этики и права к мировоззрению. -М.1998; Гойман
В.И. Действие права (методологический анализ). - М., 1992; Денисов В.В. Политика и мо-
раль//Вопросы философии, 1986- №5; Исаков В.Б. Механизм правового регулирования
//Проблемы теории государства и права.-М., 1986; Лавренко О.В. Диалектика взаимосвязи по
литического и нравственного сознания: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М.,1989; Мещеряков
В.Т. , Астапова О.Д. Наука и развитие принципов морали. - Л.: Наука, 1989; Огибин Ю.А.
Средства и способы обеспечения индивидуальной свободы личности в гражданском матери
альном и процессуальном праве-Тверь, 1991; Попов СИ. Политика. Экономика. Мораль: Со
циально-нравственные аспекты перестройки. -М.: Политиздат, 1989; Правовые методы и сред
ства защиты законопослушного гражданина.-Н. Новгород, 1996;Сапун В.А. Инструментальная
теория права в юридической науке// Советское государство и право: вопросы теории и истории.

/ - Владивосток, 1992; Теория государства и права: курс лекций //Под ред. Н.Н. Матузова, А.В. Малько, 2-е изд., - М., 2000. - Гл.32; Теория государства и права/Под ред. В.К. Бабаева - М.: Юрист,2000 и др.

2 См.: Апресян Р.Г. Идеи морали и основные нормативно-этические программы: Автореф. дис.
д-ра филос. наук. - М., 1993; Александрова Р.И. Эволюционная этика. История, принципы,

С конца 80-х годов прошлого столетия социально-философские исследования проблем морали и права стали обогащаться новыми подходами, отражающими различия научных позиций, ранее считавшихся несовместимыми и идеологически недопустимыми. И это естественно, поскольку, если речь идет о периоде средневековой Руси, то становление морали и права неотделимо от воздействия на них православной христианской религии (библейские заповеди, церковное право и др.). Другое дело, нельзя впадать в такие крайности, когда некоторые исследователи русской истории абсолютизируют роль религии и церкви, оттесняя развитие светской жизни на второй план.

Четвертая группа источников и работ непосредственно связана с осмыслением проблем социальной регуляции,1 ее отдельных видов и спосо-

идеологическая направленность: Автореф. дис. д-ра филос. наук. -Саранск. 1980; Банделадзе М.Г. Проблема нравственного фактора общественного прогресса: Автореф. дис. канд. филос. наук. - Тбилиси, 1990; Витченко Н.Н. Социально-философский анализ нравственной регуляции научной деятельности: Автореф. дис. канд. филос. наук.-Томск,1990; Жакупова Т.С. Взаимоотношение политики и нравственности (историко-философский аспект): Автореф. дис. канд. филос. наук. - М. 1990; Золотухина Н.М. Развитие политических и правовых учений в период формирования и утверждения сословно-представительной монархии в России; Дис. д-ра юрид. наук. -М.,1988; Иванов В.Г. История этики средних веков. -Л., 1984; Лавренко О.В. Диалектика взаимосвязи политического и нравственного сознания: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М.,1989; Малинова И.П. Философия права (Рефлексивная традиция): Автореф. дис. д-ра филос. наук.- Екатеринбург. 1997; Мирзоев Г.Б. Система правового обеспечения предпринимательства в России: Дис. д-ра. юрид. наук М., 1997; Москалькова Т.Н. Культура правовой деятельности. Нравственный аспект. - Омск, 2000; Никольский СВ. Развитие права в эпоху становления государственности (Древняя Русь и Скандинавия): Автореф. дис. канд. истор. наук. — М.,2000; Пурычева Г.М. Сущность и истоки русской духовности: Автореф. дис. д-ра филос. наук.-М.,1999; Саврасов Б.Б. Морально-правовое сознание (Диалектика рационального и мифологического): Автореф. дис. канд. филос. наук.- М.,1998; Синюков В.Н. Российская правовая система (Вопросы теории): Дис. д-ра юрид. наук. - Саратов, 1995; Ситин СВ. Политика и мораль. Опыт осмысления проблем в русской философии права: Автореф. дис. канд. филос. наук.-М.,2000; Фаламеева И.Н. Политико-правовая система в Древней Руси ІХ-ХІ вв.: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 2000. '

1 См.: Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Наука, 1978; Кукля Е.В. Методологические проблемы социальной регуляции: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 1992; Пеньков Е.М. Социальные нормы-регуляторы поведения личности //Некоторые вопросы методологии и теории. - М.: Мысль, 1972; Фральцев СВ. Социальная регуляция воинской деятельности: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 2000.

11 бов , механизмов саморегуляции личности . В последние годы усилилось

внимание военных ученых к социально-философскому анализу духовно-религиозных, моральных и правовых регуляторов деятельности и взаимоотношений военнослужащих, в том числе и обращенному к истории рус-ской армии, личности российского офицера .

На фоне того существенного вклада, который российские ученые внесли в разработку проблем морали и права, различных видов социальной регуляции, в том числе и в их исторической ретроспективе, прослеживается явно недостаточная разработанность проблемы морально-правовой регуляции общественных отношений средневековой Руси в X-XVI веках. В

См.: Борзых В.В. Моральная регуляция: специфика, границы, возможности //Вопросы философии, 1987. - № 9; Вардомацкий А.П. Моральная регуляция поведения личности. - Минск, 1987; Волков В.А. Политическая регуляция военной деятельности государства. Социально-философское исследование. - М., 2001; Жигоцкий П.Э. Государственно-правовой механизм регулирования военно-политических отношений: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., ВУ, 1998; Креймер М.Д., Барабин В.В., Владимиров А.И. Социальная деятельность: государственно-правовое регулирование. - М., 1996; Малько А.В. Механизм правового регулирования //Правоведение, 1996. - № 3; Рахимов О.Х. - А. Моральная регуляция воинской деятельности. Социально-философский анализ. -М.: ГА ВС, 1994.

2 См.: Арлычев А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. - Спб: Наука, 1992. Вопросы пси
хологической регуляции социальных отношений, деятельности и поведения личности всесто
ронне исследованы в трудах А.Я. Анцупова, Л.Ф. Железняка, В.Ф. Перевалова, СИ. Съедина,
Н.Ф. Феденко и других ученых.

3 См.: Анисимов В.И. Социальная справедливость как фактор повышения эффективности дея
тельности военных кадров: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., ГА ВС, 1991; Актуальные
проблемы воинской этики (отв. ред. А.И. Анцышкин). - М.: ГА ВС, 1992; Богатырев Е.Д. Об
раз жизни военнослужащих вооруженных сил и проблемы его обновления: Автореф. дис. д-ра
филос. наук. - М.: ГА ВС, 1992; Бормотов И.В. Моральная надежность личности война: Сущ
ность, содержание, пути формирования (Социально-философский анализ): Автореф. дис. канд.
филос. наук. - М.: ГА ВС, 1993; Валеев Б.Л. Моральная регуляция и особенности ее проявле
ния в сфере воинской деятельности //Актуальные проблемы воинской этики. - ГА ВС, 1992;
Волкогонов Д.А. Воинская этика. - М., 1976; Галибин Г.И. Нравственные отношения воинско
го коллектива и их регуляция: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М.: ВПА, 1977; Духовность
российского офицера: проблемы становления, условия и пути развития /отв. ред. Б.И. Каверин
- М.: ВУ, 2002; Землин А.И. Правовая культура личности российского офице
ра: Автореф.дис.канд. филос. наук.-М.: ВУ, 1996; Каверин Б.И., Чижик П.И.

Духовная безопасность общества и личности воина вооруженных сил: содержание и соотношение. - М.: ВУ, 2000; Козлов А.Н. Моральные конфликты в воинских коллективах и пути их разрешения (социально-философский анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук. - М.: ГА ВС, 1992; Носков Ю.Г. Социально-философский анализ воздействия религиозного фактора на национальную безопасность: Автореф. дис. д-ра филос. наук. - М.: ВУ, 2000; Петрий П.В. Духов-, ные ценности российского общества и армия. - М.: ВУ, 2001; Скалепов А.Н. Моральный климат как фактор эффективности деятельности военно-научного коллектива (социально-философский анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук. - М.: ГА ВС, 1994; Сухарев В.А. Социально-профессиональные качества офицера-пограничника и их формирование. Социально-философский анализ. - М.: Академия ФПС РФ, 2003; Фролов В.Ф. Диалектика морали и права в сфере воинской деятельности. — М.: ВПА, 1980.

большинстве работ, посвященных этой проблеме, многие ее аспекты, безусловно, затрагиваются, но попутно, в связи с решением других вопросов и исследовательских задач.

Анализ источников показывает, что несмотря на то, что отечественными учеными проведены добротные и интересные исследования отдельных видов и способов социальной регуляции - политической, правовой, моральной, религиозной, психологической, научной, проблема морально-правовой регуляции в предложенной и обоснованной автором постановке до сих пор специально не исследовалась. И это, по-видимому, объясняется сложным характером предмета исследования - синтетическим, синкретическим, объединяющим две относительно самостоятельные, но взаимосвязанные подсистемы системы морально-правовой регуляции - моральной и правовой, к тому же рассматриваемым в философско-историческом контексте.

Поэтому главные трудности решения избранной проблемы диссертационного исследования связаны прежде всего с определением границ и возможностей именно социально-философского анализа, специфика которого, с одной стороны, определяется объектом - конкретным периодом в истории Руси, социокультурным по своему характеру процессом, а с другой - корректным использованием методологических средств самого социально-философского знания. Речь идет в первую очередь о том, каким образом выстроить исследовательскую концепцию и как разработанную в ее рамках методологию использовать в интересах анализа морально-правовой регуляции общественных отношений средневековой Руси.

В этих целях, как полагает автор, необходимо: определить и обосновать концептуальные основы и методологические средства исследования объектно-предметной области — принципы, подходы, категории, основопо-/ лагающие идеи и положения; раскрыть сущность, механизм и содержание морально-правовой регуляции общественных отношений на Руси в X-XVI веках, особенности ее осуществления в их различных сферах - социально-

экономической, государственно-политической и духовно-религиозной; показать характер влияния культурно-исторических детерминант на становление и утверждение нормативности христианской морали, церковного и светского права, развитие и изменение морально-правовых методов управления государством.

Гипотеза диссертационного исследования основана на предположении о том, что в современной отечественной социальной философии и философии истории остается пока недостаточно исследованным в концептуальном плане феномен морально-правовой регуляции, который сложился на Руси в X-XVI веках. Он позволял упорядочивать, поддерживать в позитивно-функциональном состоянии систему основных видов общественных отношений, продвигаться по пути цивилизационного развития.

Всестороннее целенаправленное исследование сущности, специфики и механизма осуществления морально-правовой регуляции в русском средневековом обществе возможно на основе социально-философского осмысления и обобщения ее особенностей на различных этапах социокультурного развития Руси - от Киевской Руси до создания Русского (Московского) централизованного государства, с привлечением репрезентативной и доказательной источнико-эмпирической базы, памятников культуры. При этом предполагается, что избранный ракурс исследования позволяет осмыслить не только содержание состояния морально-правовой регуляции русского средневекового общества, но и выявить ее приоритетные тенденции.

В сложных переходных для современного российского государства условиях актуализируются исследования морально-правовой регуляции общественных отношений на Руси в X-XVI веках именно с позиций социально-философского знания, с его существенным мировоззренческим, ме-' тодологическим и концептуальным потенциалом, что может способствовать более осмысленному восприятию сущности и содержания морально-

правовой регуляции, задач, решаемых ею в процессе модернизации современного российского общества и государства.

Объектом диссертационного исследования' выступает сложный и противоречивый процесс морально-правовой регуляции общественных отношений на Руси в X-XVI веках; предметом — концептуальные основы, сущность, содержание и механизм морально-правовой регуляции, методы и средства ее осуществления в различных сферах общественных отношений средневекового русского общества.

Основная цель диссертации состоит в социально-философском анализе сущности, содержания и специфики морально-правовой регуляции общественной жизни Руси в период с X по XVI века, выявлении эволюции и динамики ее осуществления на различных этапах развития.

Достижение основной цели исследования реализуется посредством решения ряда задач, наиболее важными из которых являются:

выявление концептуальных основ, сущности морально-правовой регуляции как социального феномена и механизма ее осуществления на Руси в X-XVI веках;

социально-философская рефлексия культурно-исторических особенностей развития русского общества в исследуемый период;

компаративный анализ содержания морально-правовой регуляции социально-экономических отношений в Киевской Руси и Московском государстве;

исследование специфики морально-правовой регуляции государственно-политических отношений в русском средневековом обществе;

анализ морально-правовых регулятивов развития содержания духовной сферы русского общества;

— раскрытие эволюции и утверждения христианской морали на Руси
' как ведущего средства регуляции общественных отношений;

- социально-философское исследование методов и средств нравственно-правовой регуляции в Киевской Руси и в Московском государстве как факторов утверждения династическо-монархичёского управления.

Теоретико-методологическую базу диссертации составляют идеи и положения, выдвинутые мыслителями прошлого, которые исследовали различные проблемы и аспекты развития русского общества X-XVI веков. Использованы положения о месте и роли периода X-XVI веков в историческом и социокультурном развитии нашего Отечества, исследования, посвященные утверждению христианства на Руси, его противоборству со славянским язычеством, работы, освящающие возникновения письменности и распространение грамотности в русском обществе. Автор использовал результаты исследований становления государственности на Руси, перехода от сакральной политической власти к светскому властвованию, освященному христианством. Интерес для диссертационного исследования составили положения о диалектике духовно-мировоззренческих и ценностных ориентации по мере восхождения русского общества от родопле-менных общинно-семейных отношений к государственной организации жизни русской народности.

Теоретические положения и выводы отечественных исследователей создали теоретико-методологические предпосылки для социально-философского осмысления современных знаний о сущности, содержании, особенностях и механизмах морально-правовой регуляции общественных отношений в средневековой Руси, эволюции методов и средств ее осуществления. В диссертации осуществлен комплексный научный анализ объектно-предметной области исследования с привлечением методологических средств таких гуманитарных наук, как история, этика, право, психо-логия, культурология. Вместе с тем ведущую роль в исследовании автор / отводит социальной философии - ее методологическому потенциалу и понятийно-категориальному аппарату. В частности, в работе активно используются принципы социально-онтологического, гносеологического, дея-

16 тельностного, социокультурного, цивилизационного, конкретно-исторического анализа, составляющих методологический инструментарий социально-философского знания.

Источнико-эмпирическая база диссертации представлена широким кругом документов. Ее в первую очередь составили правовые акты, церковные документы, литературные источники, летописи, памятники народной культуры.

Правовые документы: Закон Русский (свод устных норм обычного права); Договоры Руси с Византией (911, 944, 971 гг.); «Русская Правда»; Великая Яса Чингисхана; Новгородская и Псковская судные грамоты; Судебники 1497 и 1550 гг.; Писцовые книги и др.

Церковные документы: церковные уставы Владимира и Ярослава; Кормчая книга; Стоглав (сборники постановлений Церковного Собора, 1551 г.); «Слово о терпении, и о любви, и о посте» Феодосия Печерского; Библия; Коран; Сборник нравоучений и афоризмов «Пчела»; «Наставление отца к сыну»; «Менандр»; «Изречения Исихия и Варнавы» и др.

Литературные источники: Легенда о граде Китеже; Былины; «Песнь о вещем Олеге»; Легенды об обосновании Москвы; Изборники 1073 и 1076 гг.; «Память и похвала Владимира»; «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси»; «Слово о Законе и Благодати» Иларио-на; «Сказание о Борисе и Глебе»; «Поучение детям Владимира»; «Хождения игумена Даниила в святые места»; «Слово» и «Моления» Даниила «Заточника»; «Притча о человеческой душе» епископа Кирилла; «Слово о полку Игореве»; «Сказание о Мамаевом побоище»; «Житие святого Александра Невского»; «Домострой»; Летописные своды - Воскресенский, Никоновский; «Степенная книга»; «Четьи-Минеи Великие (Макарьевские)».

Летописи: Первое летописное упоминание о Москве: Тверская лето-/ пись о событиях 1237-1238 гг.; Игнатьевская летопись; Галицко-волынская летопись; «Повесть временных лет» и др.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке, обосновании крупной научной проблемы и результатах ее социально-философского анализа, создающих самостоятельное направление, непосредственно связанное с уточнением, обобщением и обогащением концептуально-теоретичеких основ и представлений о морально-правовой регуляции общественных отношений в русском обществе X-XVI-x веков.

Более конкретно научная новизна диссертации состоит в следующем:

а) разработке концептуальных основ и методологии социально-
философского исследования морально-правовой регуляции общественных
отношений в средневековой Руси;

б) обосновании положения о том, что период X-XVI веков, в социо
культурном развитии Руси явился периодом становления и развития пер
вичных признаков и форм становления русской цивилизации;

в) выявлении сущности и специфики морально-правовой регуляции
жизни русского общества периода X-XVI веков ее воздействия на развитие
социально-экономических, государственно-политических и духовно-
религиозных отношений в средневековом русском обществе;

г) исследовании эволюции и динамики перехода от родо-племенных и
сакрально-языческих форм и способов регуляции к утверждению норма
тивности христианской морали и изменению соотношения между церков
ным и светским правом;

д) анализе изменений методов и средств морально-правового управ
ления в период от Киевской Руси до Московского централизованного
государства;

е) характеристике процесса становления и развития династическо-
монархической системы государственного управления как морально-
правового регулятива утверждения политической власти на Руси.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Результаты социально-философского исследования сущности морально-правовой регуляции как специфического вида (способа) социаль-

ной регуляции, выступающего проявлением содержания права, индивидуальной и общественной морали, приводящего общественные отношения в соответствие с требованиями законного, правомерного, справедливого, дозволенного, согласования личных и общественных интересов, разрешающего противоречия между участниками регулируемых отношений посредством морально-правовых норм, ценностей традиций и обычаев, сдерживающих и стимулирующих деятельность, поведение и поступки людей.

  1. Характеристика механизма морально-правовой регуляции общественных отношений на Руси в X-XVI веках - совокупности взаимосвязанных моральных и правовых средств-регулятивов (норм, ценностей, традиций, обычаев, правил, санкций и др.), требований разрешительного, запретительного и стимулирующего и характера, с помощью которых достигались цели согласования личных и общественных интересов, регламентировались обязанности, права и свободы, обеспечивалась целостность и стабильность общества и государства.

  2. Проанализированная с социально-философских позиций эволюция морально-правовой регуляции социально-экономических отношений в русском средневековом обществе, важнейшими регулятивами которой являлись: возникновение общинной формы трудовой деятельности, процес собирания земель, становление и развитие русского предпринимательства.

  3. Авторская интерпретация морально-правовой регуляции государственно-политических отношений в русском обществе, обеспечения преемственности в развитии форм государственности, центральной и местной власти, политики, направленной на создание и утверждение Русского централизованного государства.

5. Социально-философская рефлексия культурно-исторических осо-
' бенностей развития средневекового русского общества как важнейших де
терминант морально-правовой регуляции его духовной сферы, к которым в
диссертации отнесены: принятие Русью христианства, самобытность мен-

талитета, духовно-философского мышления народа, традиции, обычаи и ценности различных этносов.

6. Результаты социально-философского анализа нормативного характера христианской морали как средства регуляции жизни средневекового русского общества, изменения в ней места и роли церковного и светского права, становления и утверждения династическо-монархических методов управления государством.

Теоретическая и практическая значимость исследования

В теоретико-методологическом плане основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения социально-философских проблем русского и российского обществ, при разработке смежных проблем социально-философского и философско-исторического знания. Они также могут быть интересны и полезны философам, историкам, культурологам, специалистам в области этики.

Предложенная в работе методология социально-философского исследования морально-правовой регуляции жизни средневекового русского общества может способствовать оформлению новой социально-философской традиции - восприятию исторических феноменов российской цивилизации и культуры в подобном контексте. Разработанная в диссертации концепция допускает возможность ее использования в качестве интерпретационной модели при дальнейшем анализе жизни российского общества, его различных исторических периодов и этапов.

Теоретические положения и выводы могут способствовать расширению и переосмыслению существующих представлений о сущности, специфике, механизме функционирования процесса морально-правовой регуляции жизни русского общества в X-XVI веках, эволюции ее содержания, методов и средств регулирования общественных отношений, социальных / процессов и деятельности социальных субъектов.

Полученные автором результаты диссертационного исследования имеют и практическое значение. Типологическая модель морально-

правовой регуляции жизни русского общества, представленная в виде сложной развивающейся системы, может рассматриваться и как учебная модель, которая будучи внедренной в предметные курсы высших учебных заведений, позволит студентам глубже раскрыть социально-философский смысл природы русской цивилизации, ее корней и истоков, морально-правовых регуляторов исторического механизма ее сложного и противоречивого развития.

Внедрение положений и выводов диссертации в образовательный процесс будет способствовать повышению качественного уровня философской и этической подготовки специалистов в системе вузов, совершенствованию патриотического воспитания, формированию позитивно-ценностных ориентации учащейся молодежи.

Концептуальные идеи и рекомендации, сформулированные автором, могут способствовать формированию благоприятного социокультурного и духовного фона для утверждения в сознании россиян национальной идеи, постижения смысла истории России, культурной и духовной самобытности страны, ценностей и традиций русского народа.

Представляется, что научные результаты исследования могут найти применение в осмыслении дискуссионных проблем гуманитарного знания, методологии, социальной философии, истории, философии, культурологии, использоваться для создания новых мировоззренческих спецкурсов, рассчитанных на студентов российских вузов.

Апробация работы и практическое внедрение результатов осуществлялись на протяжении всего периода исследования. Основные положения и выводы диссертации излагались в выступлениях автора на научных конференциях и теоретических семинарах преподавателей академии, в учебном процессе при чтении вариативных курсов по проблемам Отечест-/ венной истории, социальной философии и этики на факультете экономики и управления, в юридическом институте Московской государственной академии водного транспорта, в специально разработанных лекциях и учебно-

методических пособиях, научных публикациях общим объемом свыше 40 печатных листов.

В структурном плане диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяются состояние и степень ее разработанности в научной литературе, объект, предмет, цель и задачи, раскрывается научная новизна диссертации и формулируются основные положения, выносимые автором на защиту, характеризуются методологические и теоретические основы исследования, показываются практическая значимость и уровень апробации работы.

В первой главе - «Морально-правовая регуляция как объект социально-философского анализа» раскрываются сущность и специфика морально-правовой регуляции, исследуются механизм регуляции общественных отношений и особенности его осуществления на Руси в X-XVI веках.

Во второй главе - «Содержание морально-правовой регуляции основных сфер общественных отношений от Киевской Руси к Московскому государству» анализируются культурно-исторические особенности функционирования средневекового русского общества, раскрываются характер и содержание морально-правовой регуляции в социально-экономической, государственно-политической и духовно-религиозной сферах общественной жизнедеятельности.

В третьей главе - «Изменение методов и средств морально-правовой регуляции в русском обществе X-XVI веков» исследуется процесс становления и утверждения нормативности христианской морали как ведущего средства регулирования отношений в Киевской Руси и Московского государства, прослеживается изменение места и роли церковного и светского , права в регуляции общественной жизни, раскрываются династическо-монархические методы нравственно-правового управления в Киевской Руси и Московском государстве.

В заключении излагаются теоретические выводы и результаты исследования, отражающие концептуальные основы социально-философского анализа морально-правовой регуляции общественных отношений на Руси X-XVI веков, формулируются некоторые рекомендации, направленные на дальнейшее изучение русского общества, социально-философское осмысление отдельных периодов его развития.

Методология социально-философского исследования морально-правовой регуляции: от явления к сущности

Научная рефлексия морально-правовой регуляции предполагает использование богатого арсенала методологических средств социальной философии и прежде всего ее основополагающих принципов. С точки зрения философского понимания, принцип есть отражение объективной, в том числе социальной реальности, закономерностей или тенденций ее развития. Но будучи сформулированным, осмысленным, он служит руководством к истинному познанию каких-либо явлений или процессов, к практическому действию. В этом смысле он выступает исходным методологическим ориентиром для деятельности людей, а в контексте настоящего исследования - субъектов морально-правовой регуляции.

Каковы же основные принципы социально-философской методологии в контексте их применения к объектно-предметной области исследования, каковы их основные требования? Дадим краткую характеристику этих принципов.

Принцип онтологического подхода позволяет рассматривать бытие морали и права как социальных явлений, их развитие в историческом времени и пространстве в качестве важнейших видов и источников социальной регуляции различных сфер общественных отношений, деятельности и поведения людей. С позиции данного принципа морально-правовая регуляция (как диалектический синтез регуляции моральной и правовой - об этом см. ниже - Г.Б.) предстает как реальное явление, в котором сложно и противоречиво взаимодействуют объективное и субъективное, духовное и практическое, сущее и должное.

Если речь вести о соотношении объективного и субъективного в морально-правовой регуляции, то следует особо отметить следующие моменты. Содержание ее объективной стороны составляют нравственные и правовые требования общества, которые предписывают его членам поступать в соответствии с существующими в этом обществе нормами, правилами, законами и обычаями, кодексами поведения и отражают, в конечном счете, экономические, политические, культурно-исторические, национально-этнические, природно-географические и другие особенности бытия различных народов, этносов и государств.

Но морально-правовая регуляция в любом обществе складывается не только под влиянием и в результате действия объективных факторов и условий, но, прежде всего благодаря субъективной ее стороне - деятельности людей, наделенных творческой активностью, с их мировоззрениями, мотивами, целями, установками, ценностными ориентациями, свободой воли, способностью принимать компетентные решения.

Принцип единства исторического и логического. Согласно данному принципу, вне развития явлений не существует их истории, а это требует, чтобы субъект познания постоянно двигался за изменяющимися явлениями действительности, отражая каждый этап их существования, то есть реализуя исторический подход. Но при этом в развитии явлений и процессов он должен обращать внимание на основные, определяющие тенденции их развития, именно они наиболее полно и глубоко раскрывают суть самодвижения истории.

Принцип единства исторического и логического позволяет сформировать в сознании субъекта наиболее глубокий, целостный взгляд на мир, со-/ отнести статику и динамику его развития, выделяя то главное, что характерно для очередного этапа общественно-исторического процесса. «Историческое, - справедливо отмечает Д.И. Широканов, - конкретизирует логическое по отношению к определенным условиям, логическое выражает сущность исторического».1 Если при логическом методе исследователь идет от законов к фактам, отражающим явления действительности, то при историческом методе — напротив, начинает с фактов и через соответст-вующий ряд категорий приходит затем к законам.

Применение данного методологического принципа к исследованию морально-правовой регуляции основано на предположении автора о том, что ее сущность в рамках рассматриваемого исторического периода оставалась практически инвариантной (что фиксируется соответствующим логическим понятием). Содержание же было исторически изменчивым, подвижным, поскольку на каждом его этапе отражало новые условия социального бытия, вызывая к жизни новые формы, средства и способы регуляции.

Вместе с тем в историческом развитии морально-правовой регуляции общественных отношений, в том числе и средневековой Руси X-XVI веков, наблюдалась определенная преемственность, благодаря чему, несмотря на пестроту и противоречивость общественно-политической жизни, острейшие кризисы, взлеты и падения, морально-правовые ценности, нормы и традиции выдержали проверку временем и заложили основу дальнейшего развития русской цивилизации.

Социально-философская рефлексия культурно- исторических особенностей развития русского общества в X-XVI веках

Проблемное поле социально-философского анализа отечественной истории весьма обширно. Интерес у исследователей вызывает практически каждый фрагмент социокультурного бытия человека средневековой Руси. Среди самых насущных, «фундаментальных» могут быть названы вопросы феноменологии культуры, ее системном единстве, структуре, особенностях функционирования, смысле жизни человека и ее ценностном предназначении. Только владение знанием характера процессов, протекающих в рамках культуры, ее специфики, динамических свойств, содержательном стержне дает исследователю право заниматься теоретическим реконструированием, строить предположения, выводить типическое, поднимаясь до уровня социально-философского обобщения.

Развитие общественно-исторического процесса как цепь сменяющих друг друга или параллельно существующих во времени-пространстве исторических феноменов, заключает в себе многообразные интенции культуры. Для того, чтобы «высвободить» эти интенции, необходимо обратиться к культурно-историческим особенностям развития русского общества в исследуемый период.

Традиция теоретического осмысления истории имеет глубокие корни. По существу, ее формирование совпадает с формированием традиции философствования в целом (в научном смысле). Так, к примеру, для древнекитайских и древнегреческих мыслителей, национальная история являлась главным источником (или объектом) философской рефлексии. Феномен древнегреческой культуры не может быть до конца осмыслен, если не понят механизм взаимосвязи исторического организма этой культуры и той аналитической системы (научной методологии познания), которая была призвана объяснить во всех элементах его социокультурное существование1. Содержание культурно-философской реальности древней Греции преломлено в ней сквозь призму философии, политики, этики и других наук. Можно предположить, что их возникновение было обусловлено стремлением актуализировать пространство-время жизни (истории) до пространства-времени культуры, разумно понимаемой и постигаемой в ряде ее элементов.

Образ древнегреческой культуры приводится в исследовании не случайно. Обращение к нему позволяет проиллюстрировать мысль о том, что действительное существование культуры как феномена неразрывно связано с ее постижением как мира человека, развертывающегося в социальном пространстве-времени истории.

Греки пытались выстроить свой мир, имеющий исторические координаты (от истоков до утопического будущего), содержательно фиксированный системой философских, политических и других взглядов, и, тем самым, приблизились в своих устремлениях к универсальной модели культурного мира, только и могущего быть построенным на основе осознания его индивидуальных смысловых координат. Социально-философское познание исторического феномена тождественно переживанию культуры и является само по себе органической потребностью в мире культуры. Это утверждение со всей очевидностью подтверждается тем, что в дальнейшем аналитический опыт интерпретации культуры и ее смыслового стержня будет определять и исследование особенностей развития русского общества в X - XVI веках.

Эпоха русского средневековья - яркий тому пример. Духовные ценности, характерные для средневековой традиции, обусловили характер, специфику и даже границы (рамки) культурной истории этой эпохи. Этот аспект «взаимоотношений» исторической реальности культуры и социальной философии весьма интересен.

Становление и утверждение нормативности христианской морали как ведущего средства регуляции общественных отношений в Киевской Руси и Московском государстве

Принятие православного вероисповедания оказало решающее воздействие и на развитие морально-правовой жизни русского народа. Этот исторический и социокультурный акт, с одной стороны, был политическим маневром князя Владимира. С другой стороны, Крещение Руси было попыткой князя создать единую культуру средневековой Руси, а также внести организующее начало в религиозный элемент киевской культуры. До христианства князь пытался объединить различные языческие «стихии», но лишь христианству было суждено стать эффективной альтернативой изживающему себя язычеству славян. Сам переход от язычества к христианству вводил Россию в европейскую цивилизацию, открывая для нее источники мировой цивилизации. Но необходимо отметить и то, что средневековая Русь, ее князья всегда находились в родственных отношениях с знатнейшими скандинавскими, немецкими, французскими домами.

Христианство в средневековой Руси на раннем этапе ее развития насаждалось «сверху» самой государственной властью. Киевский период средневекового развития Руси считается самым многогранным из всех период христианства на Руси. В рамках взаимодействия церкви и князя — Владимира Святого значительно расширяются возможности таких моральных регуляторов, как, например, Церковного суда, к нему переходят все семейные дела, для того, чтобы церковь могла успешнее осуществлять дело перерождения общества. Немаловажное нравственно-регулятивное значение имело также постоянное принятие князьями советов, руководства, наставлений от церкви, признание в ней авторитета совести.

Следует отметить, что до принятия христианства русский народ существовал под покровом язычества.1 Считается, что славянское язычество оказало слабое сопротивление христианству. Оно не было достаточно ор-ганизовано. Но Б.А. Рыбаков приводит немало фактов его живучести. Славянское язычество было «мягким», «природным» глубоко связанным с «естественной жизнью», а христианство оставалось для святой Руси чужеземной религией еще долго и даже вдвойне чужеземной, так как опору себе оно находило в варяжской дружине, составляющей государственное ядро средневековой Руси. Для его окончательного принятия нужно было просвещение народа, поскольку оно было книжным. Его «внешняя» сторона — богослужение, обряды и др. воспринимались легко. В то же время язычество в народной морали не умерло сразу. Оно сохранялось в глубинах народного подсознания как в каком-то историческом подполье, как двусмысленная и двуеверная. Складывалось как бы две морали: православно-христианская и народная. В последней верования, ритуалы, поклонения, языческие «переживания», моральные регулятивы представляют сплав с народными древними мифами и христианским воображением.

«Верхняя» же, христианская мораль не стала сразу «общенародной», долгое время она была достоянием книжного меньшинства, в отличие от «нижней», которая поддерживалась большинством народа. Народная мораль являла собой самостоятельно утвердившуюся систему нормативного регулирования с позиций чувственного, бытийного понимания добра и зла как требований жизни, общения. Жизнь на миру, общинный крестьянский коллективизм, включал в себя немало моральных регуляторов, управлявших народной жизнью. Моральные регулятивы народной культуры отличались от моральной регуляции христианства как душевные и духовные регулятивы. Народная мораль это была «умная», душевная мораль, а духовно-христианская мораль — духовная, но больше связанная с моральными регуляторами мечтания и воображения.

Народная мораль проявлялась в нормах образа жизни, быта, внутренней саморегуляции, в устном народном творчестве, былинах. Сказки являлись одними из первых моральных регуляторов общественного сознания. В них отражались в причудливой, порой фантастической форме условия материального быта трудового народа. Смысл этого народного морального регулирования, запечатлен в стремлении к добросовестному тру- ДУ усилении его продуктивности, борьбе с дикими животными, влиянии на природную стихию с помощью «заговоров», вере людей в реальность действий того, что рассказывается (мифотворчество).

Похожие диссертации на Концептуальные основы морально-правовой регуляции общественных отношений на Руси в X-XVI веках (Социально-философский анализ)