Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И.А. Ильина Гутлин Михаил Наумович

Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И.А. Ильина
<
Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И.А. Ильина Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И.А. Ильина Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И.А. Ильина Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И.А. Ильина Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И.А. Ильина Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И.А. Ильина Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И.А. Ильина Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И.А. Ильина Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И.А. Ильина Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И.А. Ильина Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И.А. Ильина Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И.А. Ильина Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И.А. Ильина Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И.А. Ильина Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И.А. Ильина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гутлин Михаил Наумович. Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И.А. Ильина : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Гутлин Михаил Наумович; [Место защиты: Иван. гос. ун-т].- Москва, 2008.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-9/161

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Понимание феномена духовности в философии И. А. Ильина 13

1. Содержание понятия духовности и его развитие в творчестве И.А.Ильина 13

2. Методологическое значение критики И.А.Ильиным бездуховной рассудочности и антихристианского нигилизма: оценка позиции Августина и Ницше 44

Глава II. Пути духовного обновления России в философии И.А.Ильина 87

1. И.А.Ильин о природе духовного аристократизма, его роли в самоопределении России 87

2. И. А. Ильин о духовной основе культуры и строительстве российской государственности 119

Заключение 164

Библиография 1

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования.

Эпоха возвращения русской философии в Россию совпала не только со временем смены идеологических ориентиров нашего общества, но и с одним из наиболее катастрофичных моментов в истории тысячелетней российской государственности. Переломные этапы в истории народа требуют особенно глубокого осмысления идейных оснований его жизни, поскольку дискредитирован и разрушен её прежний фундамент, а то, что иногда предлагается взамен, поражает легковесностью и отсутствием глубины.

В такой ситуации обращение к национальной философской традиции заряжает позитивной энергетикой напряженного духовного поиска, помогает обрести уверенность в завтрашнем дне. Наследие русских мыслителей, которое до недавнего времени было искусственно оторвано от национального самосознания России, привлекает глубиной анализа, даром пророчества, любовью к Отечеству и заботой о его будущем.

Среди них особое место принадлежит Ивану Александровичу Ильину (1883-1954), ставшему за последнее десятилетие ушедшего века одним из самых читаемых и уважаемых философов в постсоветской России. Яркое подтверждение этого – его перезахоронение на кладбище Донского монастыря Москвы в октябре 2005 г. и передача архива мыслителя Московскому государственному университету в 2008 г. Возвращение праха русского мыслителя на родину выражает особое внимание и уважение к личности И.А. Ильина, его богатому духовному наследию, средоточие которого - Россия и её народ.

Исследователи творчества Ильина отмечают присущий ему особый дар слова. Оно - пламенное слово. Как у настоящего учёного, оно - точное, как у сильного философа – глубокое, как у мудрого педагога – строгое, как у истинного художника – образное, как у прекрасного стилиста – изящное.

Мысль Ильина, с одной стороны, находится в глубинном русле русской национальной культуры, но, с другой стороны, она дистанцирована от основных направлений философских и религиозных поисков серебряного века. Его идеи окрашены трагизмом, пронизаны ощущением катастрофы, но при этом наполнены глубокой уверенностью в неизбежности возрождения великой российской государственности, в высокое призвание человека на Земле.

Пристальное внимание Ильина к национальным корням российской государственности в её историческом развитии, забота о судьбе человека, сохранении им чувства собственного достоинства и способности героически противостоять злу, понимание высочайшего приоритета духовности в человеческом бытии особенно актуальны сегодня в осмыслении и решении многих важнейших задач и поиске ответов на вызовы современной жизни.

Степень разработанности проблемы.

Учение Ильина никогда не было обделено вниманием исследователей, особенно идейных противников, в которых в любые времена не ощущалось недостатка. Во второй половине 1920-х гг. острейшая дискуссия вокруг книги Ильина «О сопротивлении злу силой» стала важнейшим идейным событием в жизни всей русской эмиграции, буквально расколов её на сторонников и противников его идей, при этом не остались в стороне и советские публицисты. С 1990-х гг. можно всерьёз говорить о возобновлении этой полемики. Философии Ильина уделялось значительное внимание в академических курсах по истории русской философии, изданных в эмиграции Н.О. Лосским, В.В.Зеньковским, Б.В. Яковенко.

В указанных исследовательских контекстах четко обозначилась проблема соответствия концепции духовности в произведениях Ильина канонам православия, причём оценки этого соответствия подчас были прямо противоположными. Эта проблема была поставлена и советскими исследователями, когда с 1970-х гг. о его творчестве стали упоминать в советских источниках, хотя предметом развёрнутого анализа в те годы она не стала.

Многие аспекты творческого наследия Ильина рассматривались до середины 90-х гг. ХХ в. разными исследователями за рубежом. Среди них особое место принадлежит Н.П.Полторацкому. Этот исследователь, сам являясь представителем позднего поколения русской религиозной философии, значительную часть своего творчества посвятил именно Ильину. Он назвал мыслителя одним из виднейших духовно-предметных учителей среди представителей русского религиозно-философского возрождения ХХ века. В работах этого исследователя духовность в понимании Ильина предстает целиком соответствующей русской православной традиции. Однако, эволюция понятия духовности в творчестве Ильина Полторацким не рассматривалась, также как не затрагивался вопрос о его специфике в рамках православной религиозности.

Во многом подобную оценку можно дать и работам немецкого исследователя творчества Ильина Вольфганга Офферманса. Его в первую очередь интересует вопрос о религиозной составляющей творчества русского мыслителя как выражении духа православного русского христианства, богословия в традиции апостола Иоанна. С точки зрения В.Офферманса Ильин укоренен в этой традиции. Его понимание добра и зла предстаёт восходящим к ранним христианским источникам богословия – трудам Отцов церкви и опыту монашеского аскетизма.

Среди серьёзных исследователей творчества И.А. Ильина необходимо назвать и Филиппа Гриера (США), который готовит первое издание трудов русского мыслителя на английском языке. В центре его внимания – роль наследия Ильина в осмыслении гегелевской философии. Этот исследователь внёс большой вклад в систематизацию категориально-понятийного инструментария русского философа, например, - в разработку им категории конкретного.

Большим вкладом в исследование творчества И.А. Ильина стали статьи и выступления Ю.Т. Лисицы, благодаря которому осуществляется не имеющее себе равных первое и наиболее полное издание собрания сочинений мыслителя.

Очень интересно исследование мировоззрения Ильина с точки зрения православной церковности, осуществлённое Н.В. Соминым, в котором в целом убедительно подтверждается православный характер миросозерцания мыслителя, но при этом достаточно зорко отмечается некоторая ограниченность его церковности, и, во всяком случае,- её непривычность и нетривиальность. Впрочем, на наш взгляд, это связано с иосифлянскими тенденциями мысли русского философа.

В последнее десятилетие поток исследований творчества мыслителя продолжает нарастать. Сегодня можно говорить о возобновившейся острой полемике, которая разворачивается практически вокруг всего его наследия.

Серьезное внимание уделяется конструктивному значению трудов И.А. Ильина как правоведа и философа государственного строительства: не случайно И.А. Ильин стал самым цитируемым мыслителем в работах и речах представителей высшего эшелона политической власти в современной России. Ильиным всё больше интересуются самые разные политические силы нашей страны.

Вместе с тем, при всем разнообразии исследовательских подходов к наследию И.А. Ильина концепция духовности, пронизывающая все его творческие искания и разрабатываемая им на протяжении всей жизни, остается не до конца прояснённой. Именно неустанное стремление русского мыслителя постичь феномен духовности определяет многогранность и ярко выраженную парадигмальность его наследия.

Глубокое убеждение И.А. Ильина в том, что восстановление духовности человека и народа есть кардинальный путь к воссозданию фундаментальных оснований российской действительности, определяет актуальность изучения его наследия, выбранный вектор исследовательского поиска.

Цель и задачи исследования.

Цель данной работы – проанализировать концепцию духовности в социальной философии И. А. Ильина и выявить её роль в решении проблем самоопределения современной России, развития её государственности.

Логика достижения этой цели определяет структуру диссертационного исследования и его основные задачи:

выявить философские грани понимания феномена духовности Ильиным, прояснить вкладываемый мыслителем в это понятие смысл и определить его социально-философскую составляющую в её детерминированности православным пониманием духовности;

выяснить, насколько понимание духовности Ильиным совпадает или отличается от понимания этого феномена другими философами, что особенно важно при оценке Ильиным таких мыслителей, как Гегель, Августин, Ницше; противостоянию их идейным позициям принадлежит особая роль в конституировании философии Ильина в целом и его концепции духовности, в частности;

конкретизировать концептуализацию феномена духовности И.А. Ильиным, определив его понимание природы духовного аристократизма, духовной сплочённости личности и народа, а также – роли православной религиозности и культуры в процессе духовно-нравственного обновления Российского общества;

определить значение рассмотренной концепции духовности, с одной стороны, для уяснения духовных основ возрождения российской государственности, исключающей крайности анархизма и тоталитаризма, а с другой, - для социально-философской оценки сложившихся в современной России политических стратегий её самоопределения.

Объектом исследования выступает наследие И.А. Ильина в его социально-философском аспекте.

Предметом исследования является концепция духовности в философии И.А. Ильина и её место в понимании мыслителем возрождения России, её государственности.

Теоретико-методологические основы исследования.

Тема и избранный ракурс исследования во многом определяют особенности методологического подхода к нему. Социально-философская проблематика в данной работе, где специально рассматриваются социальные аспекты философии И.А.Ильина в контексте современности, сочетается с онтологической и аксиологической постановкой вопросов. Многие русские мыслители, например, С. А. Левицкий, ещё в середине ХХ века обосновали необходимость начинать философский анализ с аксиологии, с определения системы ценностных категорий и ориентиров.

Смысл философского категориального аппарата Ильина нужно постигать, постоянно учитывая его наполненность нравственным, этическим содержанием. Такая наполненность отличает всё творчество И.А. Ильина: его работы, посвящённые теоретическим проблемам философии, его труды по философии права, многочисленные политические памфлеты, философско-исторические исследования, философские эссе о творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского, Шмелёва, Мережковского и т.д.

Сам мыслитель стремился в своём творчестве исследовать любую проблему на трёх уровнях. Первый уровень – поверхностно-телесный или материально-предметный. Второй – социально-психологический, который в соответствии с мыслью Ильина неизбежно предполагает социально-исторический анализ. И третий – духовно-нравственный, выявляющий вечное, абсолютное, непреходящее в содержании любого предмета. Такой подход понимался философом как выражение органической конкретности. Подобный подход взят на вооружение в данном диссертационном исследовании, в котором реализованы принципы историзма, научной объективности, конкретности.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Концепция духовности И.А. Ильина пронизывает весь творческий поиск мыслителя и философски выражает православно-христианское восприятие духа и духовности. Ильину удаётся классически философское, логически выверенное оформление такого восприятия. Содержательное исследование самого понятия духа носит ярко выраженный личностно-активистский характер экзистенциального типа.

2. Стержнем концептуализации феномена духовности Ильиным выступает проблема соотношения Духа абсолютного и духа человеческого в их синергии. Ильин формулировал её как проблему «связи Духа с духом».

3. Дух человека призван к овладению душевностью и телесностью, но в отличие от Бога, для него существует абсолютно непреодолимый предел. Этот предел есть обстояние смерти, которое и является, с одной стороны, основой подлинной трагедии человеческого бытия, но и, с другой стороны, - критерием подлинности всех жизненных содержаний.

4. Ильин детально исследует соотношение в человеческой личности духа и инстинкта, что неожиданно сближает идеи русского мыслителя с традициями европейского психоанализа. Он приходит к выводам, что, отвергая инстинкт, его индивидуальную форму и, следовательно, - мир как соблазн, нельзя создать на земле христианскую культуру, а по сути, нельзя вообще строить человеческую жизнь, ибо она невозможна вопреки законам природы. Но, не имея личной духовности и утрачивая духовность родовую, также нельзя создавать жизнь человеческую, ибо она невозможна вопреки законам духа.

5. Для философской концепции Ильина полюсами выступают учение бл. Августина и философия Ф. Ницше. Противостояние этим двум крайностям в разработке одного проблемного поля позволило, во-первых, выявить методологический аспект проблемы связи Духа и духа, и, во-вторых, выявить логику формирования «пневматической актологии» Ильина, т.е. услышать его голос в полифонии голосов мировой философской мысли.

6. Основой противостояния любым соблазнам в духовном обновлении России должна стать духовная аристократия, которая в социально-политическом смысле противопоставляется Ильиным не демократии и не монархии. Она несовместима лишь с анархией и тоталитаризмом. Именно новый слой духовной аристократии должен стать носителем гражданского правосознания и воспитателем всего народа в духе уважения к закону.

7. Христианская культура в социальной философии Ильина, отождествляется с подлинно человеческой жизнью, она возможна только в сочетании, взаимодействии и взаимопроникновении законов природы и законов духа. Человек как природный организм должен стать духовной личностью, а духовная личность должна принять законы природного организма, включая строительство личной семьи, утверждение в труде частной собственности, патриотическое служение народу и выработку гражданского правосознания. Именно этим, по мысли Ильина, и определяются пути грядущей России.

8. Идеи Ильина в социально-политическом аспекте продолжают и развивают идеологию либерального консерватизма, которая оказалась в его эпоху наиболее адекватным выражением белого движения. А главным рецептом духовного обновления России оказывается возрождение и укрепление правосознания народа как наиболее яркого проявления духовности человеческой личности и основой строительства сильной и правовой государственности.

Научная новизна исследования.

В диссертационном исследовании

во-первых, проведён всесторонний анализ основных философских категорий, разработанных Ильиным, специфика понимания философом духовности и всех аспектов духовной жизни. Духовность есть для Ильина воплощение абсолютного Совершенства, есть фундаментальное основание личности человека и энергия её бытия, и наконец, есть установление прямой связи личности с Совершенством. Духовность, с одной стороны, противопоставляется им смерти и пошлости в бытии человека, а, с другой стороны, предстаёт нераздельной, но и неслиянной с инстинктивностью и телесностью, душевностью и социальностью.

Во-вторых, впервые рассматривается полемика Ильина с идеями Августина Блаженного и Фридриха Ницше и раскрыто её значение в методологическом самоопределении русского философа. Ильин сформулировал принцип конкретности, выявил его методологический потенциал в решении главной для него проблемы – проблемы связи Духа и духа. Фактически и Августин, и Ницше, нарушая принцип конкретности, разрывают органичное единство Духа и духа. Принцип конкретности бытия выступает у Ильина сердцевиной пневматической актологии, разработанной философом как учение о синергийном взаимодействии Духа Божественного и духа человеческого, о свободном творчестве человека во взаимодействии с Богом.

В-третьих, выявлен категориальный статус понятия духовного аристократизма как основы обновления России. Духовная аристократия есть слой национально укоренённых, внутренне свободных, ответственно и государственно мыслящих и стремящихся к совершенству личностей, который должен быть органически приведён к власти. Тем самым Ильин вносит существенный вклад в разработку современной теории элит.

В-четвёртых, определены перспективы влияния концепции Ильина на формирование конструктивных идей государственного строительства в социально-философском аспекте. А именно делается вывод, что многие концептуальные находки Ильина могут стать структурообразующими в оформлении национально-государственной идеи современной России. Это прежде всего заключения философа об уважении к частной собственности и национальной культуре, связанной с традиционной религиозностью, основанные на твёрдом фундаменте гражданского правосознания народа.

Теоретическая и практическая значимость. Подход Ильина, понимаемый им как выражение органической конкретности, по убеждению автора, может применяться при изучении любой философской традиции, стать одним из самых плодотворных в социально-философских исследованиях и широко использоваться в системе философского преподавания. Теоретически сегодня оказывается чрезвычайно важным в свете всё возрастающего значения идей Ильина выявить понимание им сущности духовного аристократизма как источника духовного возрождения современной России, показать значимость сильной и одновременно правовой государственности как защиты этого возрождения. В свете идей Ильина становятся обозримыми духовные соблазны, которые могут стать препятствием на пути духовного возрождения России. Ильин в своём творчестве ставил столь остро вопросы духовного развития, что и сейчас они находятся на пике многих идейных противостояний современной мысли России. Изучение идей Ильина может способствовать выявлению и избеганию подобных соблазнов. Материалы диссертации призваны содействовать продолжению и углублению творческого наследия И. А. Ильина.

Апробация работы.

Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены на конференциях преподавателей общественных дисциплин педагогических колледжей г. Москвы: «Проблемы преподавания философии в системе: колледж-вуз» в сентябре 2007г., «Социальные проблемы, связанные с религией и значимость религиоведческого образования молодёжи» в апреле 2008 г. и отражены в 5 научных публикациях автора. Материалы диссертации используются в преподавании дисциплин: «Основы философии», «Основы социологии и политологии», «История религий» в педагогическом колледже №15(г. Москва) и в Международном юридическом институте при министерстве юстиции РФ. Автором разработан и читается спецкурс: «Отечественная социальная философия» для студентов педагогического колледжа. Материалы диссертации неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры философии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова. По теме диссертации опубликовано 5 работ общим объёмом 2,9 п.л. Лично автору принадлежит 2,9 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, и заключения. Список литературы составляет 212 наименований.

Содержание понятия духовности и его развитие в творчестве И.А.Ильина

В любой серьёзной философской концепции категории духа и духовности относятся к числу основополагающих. В философских построениях мыслителя категория духа выступает в качестве конституирующей. Саму философию Ильин определял как исследование духа и духовности, как духовное делание , четко и последовательно дистанцируясь при этом от оккультно-мистического уклона, соблазнов которого не избежали многие философы Серебряного века.

И. А. Ильин же, оставаясь религиозным философом от начала творчества и до конца своих дней, фактически во всех трудах, в том числе, по философии права, по теории искусства и т.д., употребляет понятие духа в двух строго логических и чётко отграниченных смыслах. Во-первых, этим термином он обозначает совершенство как таковое, наивысшую ценность. Во-вторых, дух, по Ильину, есть личностное основание человека, субстанция и энергия его бытия. Между обоими аспектами устанавливается прямая и непосредственная связь, которую Ильин называет «духовным деланием» и которая охватывает все стороны человеческого творчества в философии, религии, праве, экономике, искусстве и т.д. Рассмотрим подробнее понимание мыслителем каждого из этих аспектов духа и духовности.

Ещё в традиции классического немецкого идеализма, особенно в философии Гегеля, пристально исследованной Ильиным, утверждалась объективность духа в качестве абсолютной идеи. Русская философская мысль, начиная с В.Соловьёва, наполняла эту абсолютную идею конкретно предметным содержанием: триединством Истины, Добра и Красоты. Такое понимание духа для Ильина очевидно и бесспорно, однако совсем недостаточно. Для этого мыслителя, как и для Н. О. Лосского, С. Л. Франка, С. А. Левицкого , изначален не гносеологический, а аксиологический подход к анализу бытия. Это значит, что именно ценностный, а не познавательный анализ бытия является для философа первоочередным. Подход Ильина предполагает утверждение именно объективного характера ценностей. В соответствии с его концепцией ценности не должны рассматриваться как относительные критерии. Они не релятивны и потому не являются субъективными. Строение ценностных актов человека таково, что предметом их может быть лишь объективная ценность, ценность, существующая реально. При этом никакая личность не может быть источником ценностей. Она сама может становиться ценной по мере своей причастности к миру ценностей. Оценки людей не порождают ценности, а открывают, выявляют их в том или ином аспекте бытия, либо ошибаются и искажают их в человеческом восприятии. Но такие оценки оказываются бессильны отменить или даже изменить объективную сущность ценностей. Условием самой возможности человеческой оценки является реальное и объективное бытие ценности как таковой.

Эмоционально - чувственные восприятия человека оказываются, согласно Ильину, ничем иным как бессознательными переживаниями объективно существующих ценностей положительного или отрицательного свойства. Это восприятие ценностей человеком не может быть изначально логическим фактом сознания. Оно носит характер непосредственного логически нерасчленённого созерцания. В своём аксиологическом анализе Ильин использует феноменологический метод, разработанный Э. Гуссерлем. Феноменология как целостное описание актов восприятия и переживания ценностей людьми убеждает, как считает Ильин, в объективности мира ценностей как своего рода данностей созерцания. Именно объективность ценностей создаёт возможность иерархии ценностей, выявления их ранга, т.е. выделения из них ценностей высших и низших.

В соответствии с таким подходом Ильин называет Духом наивысшую ценность или Совершенство как таковое, абсолютное качество само по себе. Совершенство, отмечает мыслитель, есть самое лучшее и самое высшее, есть объективно-ценнейшее, объективно-главное и совершенное само по себе и на самом деле так, что оно не может потерпеть ущерба даже, если бы все от него отвернулись и отвергли его полностью. Совершенство испытывается как бытие и как объективная мера для всего остального, как главный предмет в жизни мира и в делах людей.1.

Благо есть реальная сила, уже данная человеку как факт, как возможность большего и как предмет желания, и, в то же время, - ещё заданная человеку для познания и полного осуществления . Совершенство есть, таким образом, истина сама по себе, есть высшее добро и есть красота как таковая.

Через соотношение с Духом раскрывается объективное качество любого предмета и устанавливается ранг объективной ценности и значительности всего в жизни. В религиозном опыте действительное Совершенство, обладающее объективной реальностью, есть Бог . Человек, обращающийся к Совершенству, всегда должен чувствовать себя, стоящим перед лицом Бога. Всюду, где природа или человеческая культура обнаруживает нечто прекрасное, истинное или совершенное, - всюду есть веяние Духа Божия4.

Методологическое значение критики И.А.Ильиным бездуховной рассудочности и антихристианского нигилизма: оценка позиции Августина и Ницше

Фоме Аквинскому, который также признан католицизмом величайшим учителем церкви, ангельским доктором, приглянулось у Августина именно такое определение духовного видения, которое, по заключению Ильина, годится не для богословия, а для индуктивной науки1. Если вера есть дело воли, то, понятно, что главным содержанием веры будет законопослушность. Вот почему теологическая мораль отцов-иезуитов строится как учение о законе и об уклонениях от него, о простимости и непростимости этих отклонений и незаметно превращается в формальную рецептуру компромисса, в жуткую «аптеку греха». Так с Августина начинается разрушение целостного духа человека в западном христианстве: отделение и противопоставление разума и сердца, сердца и воли, воли и воображения, противопоставление духа и инстинкта. И можно ли удивляться, замечает Ильин, что из всей этой многосотлетней практики католического христианства возник, в конечном итоге, современный религиозный кризис.

В эпоху Возрождения выступил гуманизм и в нём - человек как самобытная и самостоятельная ценность. Неверующий человек - тоже человек, а разум сам по себе есть источник истины. Явилась Реформация с её освобождающим духом. В эту эпоху европейский разум набирается силы и храбрости и не только выступает самостоятельно и отдельно от веры, но решается подойти к самой вере с усмотрением и исследованием. Неразумная вера ставится под вопрос; возникает вопрос - правильно ли это вообще - верить во что-то без своеобразного усмотрения ума . Но ведь это усмотрение переживается каждым из людей по-своему, субъективно и лично. Отсюда в протестантизме возникает сектантское мышление, мышление в отрыве не только от Предания, но и вообще - от истории, мышление субъективистское и раздробленное, мышление с апломбом абсолютной верности своих умозрений.

Разум в протестантизме является уже автономным, уже отделившимся от веры, хотя и ищущим её. Он противопоставляется всем остальным силам души, загоняемым в сферу подсознания: воле, воображению, совести, самой любви, которые, по замечанию Ильина, загоняются в тёмную сторону души. Так разум становится рассудком. Объём рассудка есть объём самодовольного дневного сознания; он прилеплен к внешнему; о внутреннем духовном опыте он не знает ничего; он отщепляется от бессознательного, его глубины и его духовности. Последним плодом его разысканий оказывается плоское рассудочно-бесчувственное, но при этом и театрально-аффектированное безбожие.

Таким образом, Августин, суливший миру в христианскую эпоху Божье царство, не оправдался как пророк1, а католицизм, накрепко связанный с его идеями, неизбежно вёл к Реформации, безверию и антихристианству. Последней серьёзной философской попыткой оправдания Бога перед разумом человека стали в конце. XVIII - начале XIX вв. системы, разработанные классической немецкой философией на основе систематической рефлексии протестантских идей индивидуализма и рационализма. Однако, они уже не могли удовлетворить гораздо большим индивидуалистическим и рационалистическим потребностям гуманизированной и «просвещённой» Европы, подходившей к крупнейшему философскому антихристианскому бунту, связанному с антиподом Августина, Фридрихом Ницше.

Значение идей И.А.Ильина в современных условиях выходит за рамки чистого философствования и приобретает, можно смело сказать, жизнеутверждающие функции. Для реконструкции взглядов мыслителя в целом необходимо, прежде всего, выявить его мировоззренческие отталкивания, которые помогут установить ориентиры собственных построений Ильина.

В философии Ильина такие точки отталкивания можно установить с высокой степенью вероятности. Так особое место в самоидентификации взглядов Ивана Ильина занимает философия Фридриха Ницше. Оценка немецкого философа Ильиным очень специфична и, во-многом, является односторонней. Тем не менее, именно полемика с ницшеанством сыграла значительную роль в оформлении социальной философии Ильина.

Трагизм революционной эпохи привёл к окончательному оформлению философских позиций Ильина, навсегда наложил отпечаток на всё его творчество и сделал его непримиримым противником ницшеанства. В эти годы все крупнейшие мыслители в России пересмотрели своё прежнее, часто благожелательное отношение к Ницше. При этом, подчёркивая отрицательные стороны его учения, они, тем не менее, продолжали отдавать дань уважения определённым его идеям, положительно оценивать некоторые стороны его творчества. Это не относится к Ильину. Философ уже со второй половины 20-х гг. оставался страстным и непримиримым критиком Ницше. Неприятие Ницше Ильиным оказалось наиболее целостным, решительным и бескомпромиссным, пожалуй, во всей русской философии XX века. Мыслитель умел выдерживать тон объективного исследователя. Нельзя говорить об односторонне критической позиции Ильина, поскольку он видел и положительные стороны в философии Ницше. Но в отличие от Франка, Бердяева или Шестова, это содержание он отмечал лишь в одном единственном определённом смысле: в смысле протеста против неискреннего и формалистически поруганного христианства1.

И.А.Ильин о природе духовного аристократизма, его роли в самоопределении России

Осуществление плеромы, по Ильину, требует единения духовных сил в человеке и по другой линии: сердце—инстинкт - совесть - воля - дела жизни. Речь идёт, по сути, о понимании философом воспитания личности и её задач.

Взгляды Ильина на воспитание во многом противостояли господствующим в его время материалистическим и позитивистским установкам, которые зачастую переоценивали воспитательные возможности семьи, школы и общества в целом. По Ильину, воспитание в принципе не способно строить, изменять или переделывать человека, поскольку воспитание есть задача и призвание, прежде всего, самого человека. Но общественное воспитание способно дать человеку и сделать для него очевидными цели, указать ему ориентиры и способы формирования и выявления собственной личности. Таким образом, в соответствии с учением Ильина, воспитание оказывается действенным далеко не всегда. Ему обязательно должно предшествовать активное согласие человека, его деятельность по формированию собственной личности, по определению им целей жизни и способов их достижения. Именно поэтому воспитание особенно действенно тогда, когда его цели, ориентиры и способы ещё не определены самим человеком, т.е. когда не сформировался характер, или же по Ильину, система целенаправленно-волевых поступков. Но это значит, что воспитание человека будет особенно действенным лишь в его раннем детстве. Общественное влияние с раннего детства тем самым должно быть связано в первую очередь с семьёй1, а лишь затем - со школой, церковью и армией2.

Оценка роли этих трёх социальных институтов Ильиным перекликается с признанием их высокого значения другим русским мыслителем в эмиграции, создателем современной социологии Питиримом Сорокиным. Само воспитание не может быть бесконечным, пожизненным, т.к. в этом случае оно лишается смысла. Но только эта конечность и ограниченность внешнего общественного влияния ставит воспитание на подлинно научную основу. Всякая наука должна иметь чётко определённый предмет, любая же бесконечность лишается определённости и обеспредмечивается, приобретая не научный, а псевдорелигиозный кликушеский характер. Воспитание как таковое должно перерастать в самовоспитание. Во взрослом же возрасте воспитание уже не может проходить плавно эволюционно, а носит катастрофический характер ломки: перестройка человека оказывается связанной больше всего с его страданием и требует от него катарсиса. Этот аристотелевский термин Ильин использует для обозначения пересмотра жизненных установок, духовного очищения под влиянием страдания3.

Воспитание личности человека с раннего детства проходит всего четыре этапа. Первый этап - это пробуждение любви, то есть стремления к истине, добру и красоте в самом человеке. По Ильину, это начало личности заложено в любом человеке изначально. Его неизбежное проявление связано, прежде всего, с живой любящей встречей. Родившись, человек начинает различать именно источник любви, находящийся рядом с ним и начинает тянуться к нему.

В любви Ильин различает две стороны: пассивную, когда человек принимает любовь от любящих его, и активную - когда человек отдаёт любовь любимым своим. Такая добровольная даровая отдача является жертвой и тем самым, вся сущность любви заключается в приятии жертвы и самопожертвовании. Именно в духовно здоровой семье человек приобщается к обеим сторонам любви. Ребёнок получает пассивную любовь изначально от матери, благодаря чему он учится различать все предметы и явления по отношению к этому источнику излучаемой любви и, следовательно, пассивная любовь открывает человеку способность к вызыванию предметов из потока бытия, то есть к их называнию, или способность к слову. Пассивная любовь тем самым есть школа, в которой человек учится мыслить и говорить. Но чем дальше, тем больше, ребёнок воспринимает и активную любовь, носителем которой должен быть, прежде всего, его отец, то есть человек сам учится любить, а из любви и от любви - терпеть, страдать, жертвовать собой, забывать о себе и служить тем, кто ему ближе и роднее всех1.

Второй этап - это начало действия совести. Ильин посвятил исследованию совести, к которому обращался неоднократно в своём творчестве, несколько крупных работ2. В самом общем виде совесть, в соответствии с учением русского мыслителя, является неутолимым стремлением человека к соответствию с самой человечностью или стремлением к совершенству. Совесть составляет критерий и двигатель в этом стремлении. Ильин глубоко и образно показал, что совесть нельзя соотносить с сознательным, рациональным началом человеческого духа, что её корни и основания глубоко инстинктивны и, следовательно, они коренятся в самых глубинах личностного бытия человека. Уже было отмечено выше, что к подобным выводам, но гораздо позже Ильина пришли такие западные мыслители как Э. Фромм и В. Франки, которые пытались придать социальной философии и психологии XX века экзистенциальную направленность.

Согласно Ильину, человек всегда любит мало, поскольку сама любовь бесконечна, то есть он делает добро, служит истине и творит красоту в любом случае недостаточно. Именно от этого он начинает страдать. Такое страдание само по себе неискоренимо, поскольку оно связано с глубинным ощущением несоответствия себя с самой человечностью, с постоянным ощущением собственного несовершенства. Но совесть одновременно есть и влечение духа, которое требует от нас всегда одного и того же: самого лучшего. Совесть поэтому оказывается и силой целения человеческого существа, критерием его цельности. Это значит, что если человек слушает голос своей совести и поступает в соответствие с ним, то он испытывает ощущение, примерно такое: я не мог тогда иначе хотеть и я не хотел иначе мочь. Это было лучшее, что я мог сделать. Человек становится как бы живым и радостным органом великого и священного дела, то есть Божьего дела на земле и ему дано пережить чувство блаженной силы и абсолютной свободы. Если бы мы, пишет Ильин, предались голосу совести всецело и окончательно, то вся наша жизнь сложилась бы из одних дел любви, мужественной верности, радостного исполнения долга, правды и великого служения1.

Третий этап - формирование воли. Волей Ильин называет, прежде всего, внутреннюю силу самообязывания человека. Самообязывание к совершению добра, к борьбе со злом, к творчеству и исправлению себя и внешних последствий собственного несовершенства, то есть воля к совершенству связана, по Ильину, исключительно с действием совести в человеке, является производным от такого действия.

И. А. Ильин о духовной основе культуры и строительстве российской государственности

Современными либералами широко используется лозунг политической свободы как синонима и критерия прогрессивности любого общества. Сторонники либеральной идеи молчаливо подразумевают, что свобода противостоит именно государственности как таковой. Выходит, что свободы больше там, где государство слабее, и наоборот, сильная государственная власть расценивается современными либералами как прямая угроза тоталитаризма. Всякое ослабление государственной власти рассматривается априори как благо. В конечном счете, современные либералы оказываются соучастниками международных террористов.

Юридическое образование и увлечение философией права наложили на Ильина свой неизгладимый отпечаток. Достаточно редкое среди русских мыслителей восхищение правовым строем и юридическими основаниями жизни Ильин пронёс через всё своё творчество. Для него право - это не просто едва терпимая неизбежность, мешающая проявлению подлинной любви и человеческих отношений, как предполагало большинство русских философов любых религиозных и политических убеждений. Право есть фундаментальная основа как общественного, так и личностного бытия людей, а правосознание человека предстаёт как выражение его подлинной духовности.

Юридический уклон мысли нередко воспринимался в России как прививка западнического мышления, как некое сужение кругозора души, как тлетворное и ядовитое влияние католицизма1. Однако, либерально-демократические взгляды трактовали право, прежде всего, как разрешение и доступность, как государственную гарантию от чужого покушения, а правосознание со времён просветителей понималось как осознание людьми своих прав и неотъемлемости пользования ими без обязанности кого-либо за это благодарить, будь это сосед, родственник, государь или сам Господь Бог.

Русский мыслитель воспринимает жизнь, как уже отмечалось в данной работе, глубоко экзистенциально, как бытие на грани гибели, а крушение правовых порядков, т. е. революцию, как разрушение самой жизни. Революция для Ильина есть вселенская катастрофа, поскольку она разрушает хрупкие правовые барьеры, открывая тем самым дорогу потокам зла и разрушения бытия. Всякое покушение на право уже есть стремление к уничтожению жизни. Однако, для Ильина верно и обратное. Любое разрушение жизни есть тем самым покушение на её правовые основания. Кроме революции к таковым мыслитель относит войну и тоталитарную диктатуру.

Выводы Ильина могут быть с успехом применены к современному исламистскому терроризму. В нём одновременно сочетаются черты войны, причём наиболее глобальной и беспощадной, революции, причём наиболее разрушительной и направленной на слом любого социального, политического и экономического устройства всякого государства, и тоталитаризма, причём наиболее всепроникающего, стремящегося построить весь мир и каждого человека по своему ранжиру.

Главный рецепт мыслителя есть возрождение и укрепление правосознания, которое оказывается наиболее ярким проявлением духовности человека. Само правосознание для него есть гражданственность, внутренняя пронизанность человека долгом, свободно и нерушимо принятым им на себя, вменённым в глубины его существования. Правосознание имеет для мыслителя корни как в духе, так и в инстинкте человеческого существа. По сути, правосознание означает восприятие человеком законов государственности, что значит по Ильину, - законов самого бытия, как внутренней потребности жить, любить и творить. Разрушение правосознания есть крушение духовности и путь к разгрому государственности, открывающий дорогу военному поражению, революции и тоталитаризму. Насущный вопрос, поднятый Ильиным о мировом глобальном зле, которое сегодня имеет те же самые признаки большевизма, какие имел в виду русский мыслитель, является самым животрепещущим в судьбе всего человечества.

Мысль Ильина никогда не противопоставляла политическую свободу и государственность. Наоборот, философ полагал, что государство в своём изначальном призвании есть главное условие осуществления свободы личности, а сама свобода и права человека могут быть гарантированы только сильной государственной властью. Источником тоталитаризма по Ильину является само общество, имеющее тенденцию постоянно распространять своё влияние на действия, мысли и чувства каждого человека. Таким образом, безграничность демократии как власти большинства одновременно означает безграничность общественного контроля за каждым шагом человека. Удержать поползновения всех окружающих и защитить человека в его жизни, личном выборе и убеждениях способно лишь достаточно развитая и организованная на основах законности государственная власть.

Для русского мыслителя известная фраза о том, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя, могла бы иметь такое продолжение: это в том случае, если государство окажется слабым. Сильная государственность представляет собой важнейшую гарантию свободы личности от общественных поползновений на неё. В российской истории мыслитель, следуя в этом А.С. Пушкину, отмечает любопытный процесс: периоды укрепления государственной власти практически всегда сопровождались общественной либерализацией, тогда как ослабление российской государственности приводило сначала к хаосу и распаду страны, а затем, - чуть ли не ко всеобщему закрепощению. Для Ильина свобода и сильное государство противостоят не друг другу, а анархии и тоталитаризму одновременно.

Идеи либерального консерватизма в условиях современного мира представляют собой реальную альтернативу распространению террористической экспансии и фиглярски-демократической капитуляции перед ней.

Методы пневматической актологии, разработанные Ильиным, были всесторонне применены им в социально-философском анализе исторического бытия России, её современного мыслителю состояния и перспектив общественного развития, которые во многом оправдались уже в наши дни. Формирование духовной аристократии и её приведение к власти философ расценивал как самый оптимальный путь возрождения российской государственности после неизбежного по его мнению крушения коммунистической власти. Либеральный консерватизм мыслителя оказался применением принципа органической конкретности в социальной философии и практической политике. Он уже сегодня позволяет сформулировать настолько конструктивные идеи государственного строительства, что применяя их в практической политике можно аккумулировать все достижения предшествующих эпох российской истории, избежать социальных катастроф и способствовать органическому развитию российского общества.

Похожие диссертации на Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И.А. Ильина