Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепции глобализации: социально-философский анализ Шутов Дмитрий Александрович

Концепции глобализации: социально-философский анализ
<
Концепции глобализации: социально-философский анализ Концепции глобализации: социально-философский анализ Концепции глобализации: социально-философский анализ Концепции глобализации: социально-философский анализ Концепции глобализации: социально-философский анализ Концепции глобализации: социально-философский анализ Концепции глобализации: социально-философский анализ Концепции глобализации: социально-философский анализ Концепции глобализации: социально-философский анализ Концепции глобализации: социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шутов Дмитрий Александрович. Концепции глобализации: социально-философский анализ : социально-философский анализ : диссертация... кандидата философских наук : 09.00.11 Москва, 2007 160 с. РГБ ОД, 61:07-9/369

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Основания концепций глобализации 10

1. Потребности, интересы, идеология 10

2. Исторические предпосылки глобализации 20

3. Социально-экономические и политические аспекты глобализации 37

4. Уровни и модели глобализации 55

Глава 2. Современные концепции глобализации 72

1 Глобальный уровень: глобализм 72

2. Региональный уровень; концепция «Единой Европы» 88

3. «Национальный» уровень: гегемония США 105

4. Концепции антиглобализма 123

Заключение 141

Библиография 151

Введение к работе

Определение сущности новой эпохи стало предметом оживленных дискуссий, в которых приняло участие огромное число ученых, общественных деятелей и политиков. Делались попытки объяснения грандиозных изменений в жизни человечества на рубеже второго и третьего тысячелетий с помощью самых разнообразных теорий: модернизации, информационного, постиндустриального общества и т.д. В последнее время большую популярность приобрела теория глобализации. Под термином «глобализация» обычно подразумевают становление такого типа взаимоотношений, при котором достигается качественно новый уровень взаимозависимости между странами и народами, связанный с трансформацией финансового капитала, его роли в мировой экономике, а также становлением «глобального» сознания.

Глобализация стала реальностью совсем недавно, но тем не менее она оказывает огромное влияние на различные стороны жизни всех стран, затрагивает интересы практически каждого человека. Она рассматривается с разных точек зрения, с различных методологических позиций.

Наиболее подробным образом изучаются экономические и политические аспекты глобализации, идеологическая же сторона остается пока на периферии научного познания. Тем не менее, именно идейные и идеологические феномены образуют поле, где чаще всего сталкиваются разнообразные социальные группы и государства, стремящиеся к извлечению максимальной выгоды от новых форм интеграционных процессов, ибо

4 идеологические концепции глобализации являются, с одной стороны, отражением противоречий материальных процессов глобализации, с другой -сложным комплексом, обладающим определенной автономностью. Более того, результаты борьбы концепций во многом определяют объективный характер мирового развития.

Кардинальные изменения конца ХХ-начала XXI вв, напрямую затронули и российское общество, вставшее перед необходимостью переоценки своей роли на мировой арене и выработки нового подхода к глобальным вопросам в условиях становления «нового мирового порядка».

Степень разработанности проблемы. Тема глобализации стала
занимать научное сообщество зарубежных стран совсем недавно.
Возникновение дискуссии о глобализации необходимо отнести к середине
1980-х ггм когда эту тему стал разрабатывать и популяризировать Р.
Робертсон . Позже У. Бек, Г. Терборн, А. Аппадураи, М. Уотерс, Л. Склэр, У.
Робинсон, Д. Стиглиц, Д. Хелд, Д. Гольдблатт, Э. Макгрю, Д. Перратон
продолжили изучение нового феномена, опираясь на различные
методологические наработки. Внимание ученых привлекли самые
разнообразные проявления глобализации: «сжатие мира»,

«детерриторизация», культурный аспект, трансформация социальной структуры, развитие международных институтов, экономические перемены. Масштабность процессов изначально определила междисциплинарный характер исследований.

Тема глобализации в нашей стране стала интересовать ученых значительно позже, только во второй половине 1990-х гг. Более того, формирование подходов и концепций происходило под сильнейшим влиянием зарубежных авторов. Практически все российские учен ые

1 Robertson R, Globalisation- - L., 1992.

2 Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию.— М,, 2001; Thcrborn G,
Globalization: Dimensions, Historical Waves, Regional Effects, Normative Governance // Internationa! Sociology. -
2005. -№2; Appadurai A. Modernity at Large; Cultural Dimensions of Globalization, -Minneapolis, 1996; Waters
M. Globalization. - L.-N,Y„ 1996; Robinson W.L A Theory of Global Capitalism: Production, Class, and Suite in a
Transnational World. - Baltimore, 2004; Sklair L. The Transnational Capitalist Class, - Oxford, 2001; Стиглиц
Дж, Ю, Глобализация: тревожные тенденции, - М., 2003; Хслд Д. и др. Глобальные трансформации:
Политика, экономика, культура, - М,, 2004,

указывают в качестве важнейшего фактора глобализации экономические изменения, для западных же специалистов это характерно в значительно меньшей степени. Различные стороны глобализации, собственные определения, выделение субъектов, тенденций - освещению этих и многих других вопросов посвящены работы А.И. Уткина, АХ Субботина, В,В. Михеева, А,В. Бузгалина, А.И. Колганова, А.С Панарина, Ю.И. Семенова, ВЛ. Иноземцева, Н.Г. Биндюкова, А.С Блинова, НА. Косолапова, В.М, Коллонтай, MX. Делягина, СИ. Долгова, Ю.В, Яковец, МЛ. Чешкова и др.'

Изучение идеологических феноменов началось гораздо раньше - в XIX в. Одними из первых, кто поднял вопрос до научного уровня, были К. Маркс и Ф. Энгельс. Анализу различных аспектов идеологии посвящены используемые диссертантом работы К. Мангейма, П. Тепе, М. Шелера, Г. Барта, И. Горовица и Ю, Хабермаса, Н, Лумана, Е. Лемберга, К. Саламуна, Э. Топича и Э. Шилса, Г. Альберта, Т, Гейгера, X. Зайферта, А, Грамши, Д. Лукача, Л, Альтюссера, Д. Белла и др.2 В диссертации использовались также работы отечественных авторов, в которых идеология анализируется как с

Уткин АЛ Глобализация: процесс и осмысление, - М., 2001; Субботин А.К. Границы рынка глобальных компаний. — М., 2004; Михеев В.В. Глобализация и азиатский регионализм: вызовы для России. - М.. 2001; Бузгалин А.В.Т Колганов А.И, Глобальный капитал. - М., 2004; Панарин А.С, Искушение глобализмом. - М., 2000; Семенов КХИ. Философия истории. - М, 1999; Иноземцев B.JJ. Глобализация; иллюзия и реальность // Свободная мысль-XXL - 2000. - № 1. - С, 26-36; Он же. Расколотая цивилизация. Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции, - М., 1999; Ьиндкжов Н.Г. Глобализация и Россия: парадигма, социально-политический аспект» стратегия левых сил. - М, 2004: Блинов А.С, Национальное государство в условичх глобализации: контуры построения политико-правовой модели формирующегося глобального порядка. - М., 2003; Косолапов LL Глобализация, миропорядок начала XXI века и Россия // Постиндустриальный мир и Россия. - М., 2001; Он же. Контуры нового миропорядка // Постиндустриальный мир: центр, периферия, Россия - М., 1999. - Сб. 1.: Общие проблемы постиндустриальной эпохи; Коллонтай В,М, Эволюция западных концепций глобализации // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. -№ Г - С. 24-30; №2.-С, 32-39; Делягин М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации, - М, 2003; Долгой СИ. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? - М, 199S; Яновен КХВ. Глобализация и взаимодействие цивилизаций, - М„ 2003; Чешков МА Взгляд на глобализацию через призму глобалистики // Мировая экономика и международные отношения- —200], -№2. -С. 52-56; Он же. Глобализация: сущность, нынешняя фаза, перспективы//Pro ег -- №4.-Осень 1999.-С. 114-127.

" Мангейм К. Идеология и утопия /У Мангсйм К. Диагноз нашего времени. - М„ 1994. - С, 7-260; Тепе П. Иллюзорно-критический опыт над историческим материализмом // Общественные науки за рубежом. -Серия 3: Философия, - 199 Г -№ 2; Horowitz I. Radikalism and the Revolt Against Reason. London, 1961; Гайда A.B., Вершинин C.E,T Шульц ВЛ. Коммуникация и эмансипация: критика методологических основ социальной концепции Ю, Хабермаса. - Свердловск, 1988; Фарман ИЛ Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса, - М„ 1999; Грамши А. Избр. произведения: В 3 т.-М.5 1959.-Т.З: Тюремные тетради; Лукач Д. История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике. - М., 2003; Альтюссер Л. За Маркса, - М„ 2006; AUhusser L. Lenin and Philosophy and Other Essays. - New York-London, 1971; Хорклаймер M, Адорно Т. Диалектика Просвещении. Философские фрагменты- - М.-СПб., 1997; Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования,- М, 1999; Rell D. The End of Ideology,-NX, 1965.

марксистских позиций (Н.Б. Биккенин А.К. Уледов, В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, СИ. Попов, ПА. Рачков, А.Б. Баллаев и др.)1* так и с альтернативных методологических позиций (О.Ю. Мапикова, А.И. Соловьев, Б.Г. Капустин). К сожалению, идеологические явления и идеология в целом практически не рассматривается как социально-философская проблема (исключение представляет работа А.В. Жукоцкой)3,

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает мировая социальная система рубежа XX-XXI столетий. Предметом работы является сущность глобализационных процессов, а также их идеологическое оформление. При этом автор искусственно офаничивает изучение заявленных проблем рамками современного этапа развития мировой системы и международных отношений. Выявление сущности интеграционных взаимодействий, относящиеся к более ранним периодам истории, не входит в задачи исследования. Рассмотрение идеологической сферы также ограничивается процессами современной глобализации, т.е. той системой идей, которая по-своему интерпретирует, обосновывает и оправдывает глобализацию.

Цели и задачи. Цель диссертации состоит в анализе идеологического оформления современной глобализации, его оснований и противоречий.

Поставленная цель обусловила конкретные задачи исследования:

- исследовать взаимосвязь основных понятий: глобализация,
регионализация, локализация (суверенизация), интеграция, уровни и модели
глобализации, ее концепции;

- установить связь между различными проявлениями глобализации в
контексте общей эволюции мировой социальной системы;

1 Уледов А.К. Структура общественного сознания. - М, 196В; Он же- Общественная психология и
идеология. - М, 1985; Келле В,Ж., Ковальзон М,Я. Формы общественного сознания- - М.7 1959; Попов СИ,
Буржуазная идеология на пороге XXI столетия. - М., 1988; Рачков П.А. Общественное сознание, - М., 2002;
Баллаев А.Б, Читая Маркса: Истонко-философские очерки. - М, 2004.

2 Маликоаа О. Когда «идеи» становятся «идеологиями»? К вопросу об изучении «измов» // Философский
век. Вып. 18. История идеи как методология гуманитарных исследований. -Ч. 2, -СПб.» 2001. - С, 11-26;
Соловьев А.И. Политическая идеология; логика исторической эволюции// Полис. -2001. -№2.- С. 5-23;
Капустин Б.Г.Чю такое «политическая философия»?// Полис. - 1997.-№ 1.-С, 145-156,

Жукоцкая А.В. Идеология. В поисках оснований. -М., 1997.

- обосновать методологическую ценность выделения уровней, моделей и
концепций современной глобализации;

дать характеристику выделенных уровней, моделей и концепций глобализации;

рассмотреть противоречия между ними как условие дальнейшего развития интеграционных взаимодействий в современном мире;

- проанализировать альтернативные концептуальные построения,
связанные с феноменом глобализации.

Теоретико-методологические основания исследовании.

Методологической основой данного исследования стали теоретические разработки исследователей, рассматривающих соотношение общественного базиса и надстройки, взаимозависимости социального бытия и общественного сознания, проблемы социально-групповой обусловленности власти и вопросы ее обоснования и легитимации. Социальные изменения в ходе глобализации рассматриваются в диссертации как исторически, так и логически; основные процессы анализируются но сферам общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной.

Для рассмотрения концепций глобализации использовался системный подход, что обусловлено характером самого объекта исследования. Важную роль в осмыслении поставленных в ходе теоретических изысканий задач сыграли эмпирические данные экономических, социологических, политологических наук, представленные в отечественной и зарубежной литературе. При решении поставленных задач автор руководствовался диалектическим методом, а также принципами историзма, системной целостности и иными общепринятыми научными методами социально-философского познания.

Научная новизна диссертационной работы;

- произведено уточнение понятийного аппарата; разведены узкий и широкий смыслы термина «глобализация», выявлено различие и взаимосвязь родственных понятий «интеграция», «интернационализация»,

8 «глобализация», «регионализация», «локализация» («суверенизация»), сама глобализация определена как конкретно-историческая форма интеграционного взаимодействия конца ХХ-начала XXI вв., протекающая в капиталистической форме, результатом чего становится усиление взаимозависимости государств и народов;

- исследовано протекание интеграционных процессов как способа
становления и развития глобальной социальной системы в единстве ее
экономических, политических, социальных и духовно-идеологических
аспектов, имеющей собственную внутреннюю логику эволюции, которая по-
разному проявляется в той или иной сфере;

обоснована необходимость выделения трех уровней глобализации: собственно глобализации, регионализации и локализации (суверенизации), являющихся результатом взаимодействия глобальных тенденций интеграции и дифференииации, а также рассмотрения их в связи с общефилософскими категориями общего, особенного и единичного;

предложено ввести в аппарат научного исследования понятия «модель» и «концепция» глобализации, определена их предметная область, рассмотрена взаимосвязь этих и упомянутых выше категорий;

выделено три модели глобализации (финансовая, транснационализация производства, европейская интеграция), а также три концепции глобализации (глобализм, гегемония Соединенных Штатов Америки и концепция «Единой Европы»), показана их тесная взаимосвязь;

дана конкретная характеристика каждой из трех концепций, а также альтернативных идеологических воззрений на природу глобализации (концепций антиглобализма); выявлены общие моменты в концепциях глобализации.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего анализа противоречий современных глобализационных процессов в экономической, политической и социальной сферах, как основы для методологического

анализа различных концептуальных истолкований и обоснований глобализации. Предложенные понятия («уровень», «модель» и «концепция глобализации») могут играть значительную роль в дальнейших исследованиях проблем международного характера.

Практическая значимость исследования. Положения и выводы диссертации могут быть использованы для осуществления социального прогнозирования тенденций развития международных отношений, а также в процессе преподавания курсов философии, социальной философии, социологии, политологии, экономики и новейшей истории, в разработке спецкурсов и спецсеминаров по указанным дисциплинам.

Апробация диссертационного исследования. Основные идеи диссертации были изложены автором на ежегодных чтениях в Московском педагогическом государственном университете (Москва, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006), на научно-практической конференции «Российская молодежь и глобализация» (Кострома, 2002). По теме данной работы опубликовано 12 научных работ. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии факультета социологии, экономики и права Московского педагогического государственного университета и была рекомендована к защите.

Структура работы. Порядок изложения определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из Введения, двух глав по четыре параграфа каждая, Заключения и Библиографии.

Потребности, интересы, идеология

Сложные явления социальной действительности, в том числе деятельность людей, предстают перед исследователями как единство материального и идеального, что, однако, не исключает выделения ведущего момента: «„.Люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состояния заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены, - а не наоборот, как это делалось до сих пор» .

Для понимания мотивов различных видов деятельности социальных субъектов ключевое значение имеют категории «потребность» и «интерес». Что они собой представляют? Приведем одно из определений потребности: «Потребность - состояние организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития и выступающее источником различных форм их активности».

Данная дефиниция требует одного важного уточнения: потребность не состояние, а свойство субъекта3. Разница принципиальная, поскольку, говоря о состоянии, мы невольно подразумеваем, что одно состояние может смениться другим. В случае же с потребностью иначе: при любых изменениях, действиях или бездействии субъекта «состояние» зависимости от условий своего бытия не исчезает и не превращается в состояние «не зависимости». Замена «состояния» на «свойство» позволяет избежать подобного логического тупика.

«Свойство субъекта» означает, что, во-первых, оно существует, пока существует сам субъект, а, во-вторых, потребность должна регулярно удовлетворяться, но быть удовлетворенной раз и навсегда она не может (меняется лишь состояние потребности: от состояния нужды, т.е. актуализированной потребности, до разных степеней ее удовлетворения). Существует огромное множество классификаций (например, разработанная американским психологом А. Маслоу).

Система потребностей исторически изменчива: она усложняется, появляются новые потребности, а самое главное - происходит изменения в ее структуре (т.е. в иерархии потребностей). Форма, которую примет система потребностей конкретного человека, зависит от многих факторов: как от уровня развития общества, к которому принадлежит индивид, так и от QTO места в этом обществе.

Удовлетворение потребностей - процесс противоречивый ввиду того, что способы удовлетворения той или иной потребности разнятся в зависимости от социальных условий. Именно «отношение к необходимым средствам удовлетворения потребности» фиксируется понятием «интерес»1. Иными словами, «интерес» обращает наше внимание на те социальные условия и отношений, которые либо способствуют, либо препятствуют удовлетворению потребности. К примеру, для удовлетворения потребности в жилье необходимо наличие свободных жилых помещений, средств для приобретения, соответствующего источника доходов и т.д. Через интересы человек выстраивает и встраивается в систему общественных отношений, определяя приоритеты и программу собственных действий.

Когда говорят об интересах, часто возникает путаница, гак как в это понятие вкладывается различное содержание - и объективное отношение к социальным условиям и институтам, и степень осознания людьми своего интереса. На наш взгляд, противоположность понятий отражает реальное противоречие интереса как диалектического единства объективной и субъективной сторон деятельности социального субъекта. Отсюда следует, что осознание интересов может быть ошибочным, неадекватным, а мотивами деятельности становятся иллюзорные, мнимые позывы. Таким образом, аспект сознательной критики и рефлексии над основаниями собственного бытия приобретает важное значение. Проблема артикуляции выходит на первый план, т.е. совершается переход к идеологии.

Думается, что при этом выводить все содержание идеологии из интересов определенной группы или класса было бы неверно. Несомненно, интересы и потребности преломляются в идеологическую плоскость, определяя ее ключевые положения, но, с одной стороны, помимо них туда входит еще много второстепенных элементов, которые слабо связаны с подлинной мотивацией, а с другой - важнейшие идеи могут казаться последователям идеологии не такими и важными. На деле же выходит, что именно они определяют социальную значимость и будущее конкретной идеологии. Поскольку ее постулаты оказывают серьезное воздействие не только на общественные изменения, но и на научное познание, изучение сущности и роли иллюзорной реальности попадает в замкнутый круг, когда сами идеологические продукты и их кажимая существенность задают направление поиска исследователю. Видимо, таким способом обеспечивается ощущение реальности внутри иллюзорной системы и ее сам о воспроизводство.

Исторические предпосылки глобализации

Первым шагом на пути проникновения в сущность процессов глобализации является определение значения самого термина «глобализация». Семантика слова «глобализация» указывает на обозначение процесса распространения чего-либо во всемирном масштабе . Ясно, что для научного познания этого недостаточно, поскольку остается неизвестным что распространяется, характер происходящих явлений (а сюда можно отнести и физические, и климатические, и социальные изменения), их движущие силы, а также конкретные формы их движения.

Неопределенность термина «глобализация» порождает атмосферу непонимания среди ее исследователей, задачу которых усложняет и масштабность явления. Рассмотрение глобализации как процесса усиления взаимозависимости частей мира - социумов ставит ряд вопросов.

Во-первых, слишком общие характеристики мало что дают для понимания природы глобализации, а следовательно, должны быть конкретизированы. Но в каком направлении необходимо вести поиск? Во-вторых, каким образом найти «смежные точки» в концепциях разных ученых? И, в-третьих, внимательный наблюдатель неотвратимо должен встать перед дилеммой: если процессы интеграции в той или иной форме имели место с незапамятных времен, тогда что нового принесла современная эпоха, что относится в ней к глобализации, а что - нет? Все эти вопросы требуют ясного и обоснованного ответа.

В зарубежной науке существует концепция, перекочевавшая и в отечественную, согласно которой глобализация - явление древнее, восходящее к XV-XVI вв., а в отдельных работах - еще дальше. Например, известный английский ученый Робертсон выделяет несколько фаз в глобализации культур (а он рассматривает именно этот аспект); фаза зарождения (1400-1750), начальная фаза (1750-1875), фаза подъема (1875-1925), фаза борьбы за гегемонию (1925-1969), фаза неопределенности (1969-1992)3. Российский исследователь М.А. Чешков относит формирование глобальной общности к XIX-XX вв., при этом он указывает, что протоглобализация имела место в период от неолитической революции до Осевого времени, а зарождение глобальной общности - от Осевого времени до эпохи индустриальной революции1.

Если учесть, что большинство как западных, так и отечественных исследователей датирует глобализацию XX веком, то возникает некоторая путаница, которая не может быть просто отброшена, поскольку аргументы и одной, и второй стороны заслуживают внимания. Так что же такое глобализация?

Преодоление возникшего затруднения, как представляется, возможно, если подойти к определению значения термина «глобализация» с учетом того, что социальное бытие имеет многоуровневую структуру, где любое явление представляет собой развивающуюся систему взаимосвязанных элементов и одновременно входит как часть в более сложную систему. Исходя из этого, можно выделить два значения «глобализации».

Наблюдаемые нами процессы глобализации, то есть интеграция обществ или становление «глобальной общности», имеют много сходств с явлениями далекого прошлого, ведь между первобытной родоплеменной организацией человечества и современным состоянием - делением на нации и народы происходили трансформации огромной важности, важные, в том числе, и для начала самой глобализации, ибо в нее вступили отнюдь не роды и племена, а народы и нации, уже ушедшие далеко вперед от ранних этапов развития. Следовательно, все процессы, которые и привели к появлению именно такой структуры человечества (когда доминируют формы общности нация и народ), также должны быть отнесены к глобализации, так как интеграция и эволюция форм общежития составляют суть процесса глобализации, если отвлечься от особенных черт. Здесь глобализацию нужно понимать не как конкретно-историческое явление, термин приобретает расширительное толкование.

В широком смысле глобализацию можно обозначить как одну из основных характеристик социально-исторического развития, указывающую на то, что закономерным результатом этого развития может быть появление «глобальной общности» , а процесс - путь к нему и есть глобализация. Как пишет В.В. Михеев, «в широком цивилизационном смысле глобализацию можно рассматривать как стратегическое направление развития всего человечества с начала его зарождения»2. Здесь явление глобализации в значительной мере тождественно самому историческому процессу, поскольку до сих пор развитие человечества в общем и целом шло по пути прогресса.

Глобальный уровень: глобализм

Концепция, которая чаще всего предстает перед исследователями как чуть ли не единственное идеологическое оформление глобализации и которую мы проанализируем в первую очередь - это глобализм.

В первом приближении глобализм можно определить как систему взглядов, обосновывающую закономерность и справедливость установления универсального всемирного порядка (политического, правового, культурного и т.д.), основанного на принципах современного буржуазного общества. Здесь необходимо заметить, что оговорка о принципах современного буржуазного общества отнюдь не случайна, ибо и иные учения и теории могут выступать за «объединение» разделенного мира.

Некоторые исследователи ищут корни идеи глобализации (глобализма) в построениях К. Маркса («Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим... Исконные национальные отрасли промышленности уничтожены... Их вытесняют новые,., отрасли, ... вырабатывающие фабричные продукты,

у потребляемые не только внутри данной страны, но и во всех частях света» ),

О, Конта, Э. Дюркгсйма и др. Однако представляется, что подобным построениям присущи серьезные недостатки: игнорирование контекста возникновения идей и специфики социальной ситуации, придание любым модальностям «глобального», употребленным к месту или случайно каким-либо автором, статуса элемента концепции глобализма. В результате, одна из концепций современной глобализации предстает как некая квинтэссенция развития человеческой мысли по крайней мере за последние два столетия,

На этом вопросе следует остановиться, поскольку именно здесь, па наш взгляд, хорошо прослеживается та граница, которая отделяет собственно научное исследование от идеологических построений. Использование характеристики «глобальное» и его производных ІЗ текстах не можег служить критерием для квалификации данного текста как идеологического продукта глобализма, так как в противном случае был бы невозможен неидеологический анализ проблемы. При наличии акцента на глобальность явлений правомерно говорить о формировании глобализационной парадигмы, т.е. установки на рассмотрение совершенно различных процессов с точки зрения глобальных феноменов.

При этом глобализационная парадигма способна быть как научным инструментом, так и идеологическим. Если анализ современных проблем сопровождается более-менее адекватным исследованием трансформаций общественного бытия, то, с нашей точки зрения, мы имеем дело с научным познанием . Когда же анализ бытия неадекватен либо отсутствует вовсе, тогда эти построения будут входить в поле концепции глобализма. Однако такое различие демонстрирует подвижность и диналшчность границ, а научные выводы при определенных условиях способны превратиться в идеологический феномен, идеология же - приобрести научный статус. Подобные трансформации иллюстрируют также ограниченность трактовки идеологии как «ложного сознания».

Возвращаясь к вопросу о поиске корней глобализма в сентенциях К.Маркса, мы констатируем, что некоторые части его работ, касающиеся возникновения и развития всемирного (глобального) рынка, выполнены в рамках глобализационной парадигмы. Поскольку он рассматривает реальные процессы, имевшие место как на уровне базиса, так и надстройки, то правомерно их расценивать в качестве научных изысканий. Идеологизированность возникает тогда, когда какой-либо момент (например, политика либерализации или протекционизма) абсолютизируется и отрывается от конкретных условий. Именно в таком смысле говорить о глобализационной парадигме вполне возможно применительно и к XJX, и к XX вв. Однако проблема превращения идей глобализационной парадигмы в элементы концепции глобализма требует специального рассмотрения.

Глобализм мог появиться только тогда, когда человечество вступило в эру широкого развития международных и межрегиональных связей, и перед ним встал вопрос о глобальной экономической интеграции. Процессы в материальной сфере непременно должны были изменить и состояние в идейной области, вызвать появление новых концепций, объясняющих и оправдывающих новое явление - глобализацию. Глобализм и стал именно такой идеологической концепцией (идеологией). Но поскольку сами процессы глобализации сложны и противоречивы, ее идейное оформление -глобализм также не представляет собой внутренне единой, стройной системы идей. Внутри глобализма существуют различные течения и направления, но для них общее - это уверенность в возможности и закономерности создания «единого глобального миропорядка», подчеркивание глобальных начал в жизни современного человечества и исключительно или почти исключительно позитивная оценка этих начал ,

Помимо исторической эпохи на содержание любой идеологии оказывает влияние и идейное наследие, которое выступает в данном случае тем теоретическим фундаментом, на котором базируется вновь возникшее учение. Здесь важно не только то, что осмысливает и трактует та или иная идеология, но еше более важно, как она это осмысливает, какие методы и приемы использует.

Похожие диссертации на Концепции глобализации: социально-философский анализ