Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция отчуждения как социального феномена в условиях глобализации Вальц Любовь Леонидовна

Эволюция отчуждения как социального феномена в условиях глобализации
<
Эволюция отчуждения как социального феномена в условиях глобализации Эволюция отчуждения как социального феномена в условиях глобализации Эволюция отчуждения как социального феномена в условиях глобализации Эволюция отчуждения как социального феномена в условиях глобализации Эволюция отчуждения как социального феномена в условиях глобализации Эволюция отчуждения как социального феномена в условиях глобализации Эволюция отчуждения как социального феномена в условиях глобализации Эволюция отчуждения как социального феномена в условиях глобализации Эволюция отчуждения как социального феномена в условиях глобализации Эволюция отчуждения как социального феномена в условиях глобализации Эволюция отчуждения как социального феномена в условиях глобализации Эволюция отчуждения как социального феномена в условиях глобализации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вальц Любовь Леонидовна. Эволюция отчуждения как социального феномена в условиях глобализации : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Вальц Любовь Леонидовна; [Место защиты: ГОУВПО "Балтийский государственный технический университет "Военмех""].- Санкт-Петербург, 2010.- 156 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

I. Глава. ОТЧУЖДЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 10

1.1. Эволюция понятия «отчуждение» в европейской философии (классический период) 10

1.2. Социально-философский контекст проблемы отчуждения в теоретическом наследии К. Маркса 21

1.3. Проблема отчуждения и самоотчуждения в европейском и русском экзистенциализме 36

1.4. Проблема отчуждения и самоотчуждения в отечественной и европейской философских школах XX века 58

ГЛАВА II. ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 76

2.1. Феномен глобализации и отчуждение: социально-экономический аспект 76

2.2. Цивилизационные аспекты политического отчуждения 88

2.3. Отчуждение, глобализация и социально-культурные трансформации в современном мире 101

2.4. Вызовы глобализма и альтерглобализм как теоретическая модель преодоления отчуждения 124

Заключение 138

БИБЛИОГРАФИЯ 140

Введение к работе

Осмыслению этой проблемы посвящены многочисленные исследования, выражающие дух той или иной исторической эпохи. Потому она остается неисчерпаемой, характеризующей новые качества социального бытия, ценности и человеческие потребности. Однако при всей очевидной актуальности проблема отчуждения в условиях глобализации, в социально-философской литературе рассмотрена менее всего.

Проблема отчуждения обретает во многом новое звучание именно в современную эпоху, когда глобализация грозит мировому сообществу откатом от производительного принципа к монетаристскому в экономике, от плюралистической системы международных отношений к диктату однополярности в мировой политике. Претензии глобальных финансовых и политических игроков на утверждение глобального мирового порядка приводят к тому состоянию, всеобщего, глобального отчуждения. Нарушение традиционных связей — семейных, национальных, трудовых, духовных, — приводит к обезличиванию человека и атомизации социального бытия. Утверждение в массовом сознании чувства утраты высоких идеалов и смысла существования, нравственный релятивизм и пессимизм порождают отчужденность, одиночество.

Анализ феномена отчуждения в условиях размывания ценностных ориентиров современного общества способствует, во-первых, поиску новой парадигмы социального бытия, учитывающей возросшую роль

субъективного фактора в истории, с одной стороны, и внутренний разлад, духовный кризис субъекта, — с другой. Во-вторых, в постиндустриальном обществе феномен отчуждения обретает глобальные масштабы экологического, производственно-технологического, духовного порядка. Более того, феномен отчуждения в контексте мировой политики и экономики получает воплощение в противопоставлении «золотого миллиарда» и остальной части человечества, Севера и Юга, Запада и Востока. В-третьих, человек постиндустриального общества зачастую утрачивает целостное представление о смысле бытия, личностного существования. Разрушение традиционных социальных структур, привычных форм общественной жизни, процесс отчуждения от власти, результатов труда, окружающего мира — все это предполагает необходимость философского осмысления различных форм отчуждения (экологического, технического, политического, морального, глобального и др.).

Степень разработанности проблемы. Феномен отчуждения становится предметом философского осмысления в немецкой классической философии. Проблема отчуждения как проблема объективации абсолютного духа в природе и историческом процессе, деятельностного отношения субъекта к объекту была одной из центральных в философии Г.Ф.Гегеля. К.Маркс в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» определяет в качестве исходного пункта анализа классового-антогонистических общественных отношений проблему отчужденного труда.

На протяжении XX века философская рефлексия проникала в конкретные проявления феномена отчуждения в различных культурах и отдельных сферах социальной действительности. Значительный вклад в исследование проблемы отчуждения внесла философия экзистенциализма. В работах А.Камю, Ж.-П.Сартра, КЯсперса и др. предлагались различные способы преодоления отчужденного состояния через активизацию индивидуальных способностей человека.

В философии русских экзистенциальных мыслителей (Н.Бердяев, Л.Шестов) проблема отчуждения решалась под углом зрения разрушительного воздействия на духовный мир человека различных форм объективированного мира — экономики, техники, государства, и др. У Н.Бердяева философия отчуждения занимает центральное место в осмыслении объективации реальности, в которой человек потерял «иерархическое место во вселенной». Объективная реальность представляется философом как реальность, порожденная определенной деятельностью человеческого духа. Т.е. человек существует в раздвоенном мире, где степень «принудительной материальности» прямо пропорцианальна степени внутренней отчужденности. Л.Шестов, усматривая корни отчуждения в логоцентристском мировоззрении, считал, что разум и наука не представляют ценности для личности и потому делают ее рабом необходимости.

Основы социально-психологического подхода к исследованию проблемы отчуждения были разработаны в философии Э.Фромма, К.Хорни. В их творчестве анализируется отчуждение в контексте социально-психологических явлений и межличностных отношений. Проблема самоотчуждения представлена в философии Г.Маркузе, Ю.Хабермаса.

Весомый вклад в изучение проблемы отчуждения внесли представители марксистской философии. Несмотря на то, что проблема отчуждения в отечественной философии во многом осмысливалась в контексте критики буржуазной философии, ее разработка открывала новые эвристические возможности для оценки происходящих процессов, существенно расширяла методологическую базу анализа. Проблема отчуждения обстоятельно исследовалась в работах Б.Н.Воронцова, И.И.Кального, Н.И.Лапина, А.И.Титаренко и др.

В трудах И.С.Нарского, Т.И.Ойзермана анализировались современные концепции отчуждения в отечественной и зарубежной философии и антропологические аспекты отчуждения. Критика концепций отчуждения в

6 экзистенциализме осуществлена в работах В.А.Кувакина, И.С.Нарского, А.И.Новикова.

Проблема отчуждения в контексте опредмечивания и распредмечивания, исследовалась в трудах Э.В.Ильенкова, В.Ф.Асмуса, Э.Ю.Соловьева.

В отечественной философской литературе последних лет сделан значительный шаг в рассмотрении проблем социального, политического, психологического отчуждения. Отдельные аспекты проблемы отчуждения в контексте глобализации современного мира рассматриваются в исследованиях Б.В.Маркова, В.В.Парцвании, А.Н.Чумакова и др.

Таким образом, проблема отчуждения имеет определенную традицию в отечественной и зарубежной философии и социологии. Однако в последние десятилетия социальная реальность обернулась новой стороной — феноменом глобализации, - что предполагает расширить горизонт исследований в сравнительно новом направлении социальной философии — философии глобалистики как комплексного научного направления. Глобализация вывела феномен отчуждения за пределы субъект-объектных отношений в сфере трудовой деятельности — на уровень отношений акторов мировой политики. Это дает основание признать эволюцию отчуждения как социального феномена и наступление нового этапа в его исследовании.

Объектом диссертационного исследования является социальная природа отчуждения.

Предметом диссертационного исследования является анализ эволюции отчуждения как социального феномена в условиях глобализации.

Цель и задачи диссертационного исследования: Целью работы является содержательный анализ феномена отчуждения в контексте современных процессов глобализации. Цель определила постановку и решение следующих задач:

  1. определить отчуждение как объект философского анализа, проанализировать теоретический генезис понятия «отчуждение», логику становления современных концепций отчуждения;

  2. выявить мировоззренческие и методологические основания осмысления отчуждения в западноевропейской и отечественной философской традиции;

  3. раскрыть социально-экономические, политические и социокультурные особенности проявления феномена отчуждения в условиях глобализации;

  4. проанализировать новые аспекты отчуждения человека в современном мире.

Методологические основания исследования. В основу исследования положен принцип понимания отчуждения как социального феномена. В качестве методологических оснований исследования выступает, во-первых, диалектический метод, позволяющий выявить внутреннюю логику развития феномена отчуждения в связи с изменяющейся социальной реальностью. Во-вторых, используется сравнительно-исторический метод, позволяющий анализировать и сопоставлять философские искания прошлых лет и современные концепции отчуждения в контексте изменяющейся социальной реальности. В-третьих, автор обратился к методу восхождения от абстрактного к конкретному с целью обоснования необходимости признания культуры в качестве исходной «клеточки» познания процессов глобализации и, соответственно, феномена отчуждения.

Научная новизна исследования раскрывается в постановке проблемы и в следующих результатах исследования:

- выявлен и проанализирован генезис понятия «отчуждение», что позволило обнаружить сходные мировоззренческие и методологические основания социокультурные механизмы формирования и осмысления феномена отчуждения в европейской и отечественной философской мысли XIX-XX веков;

обобщены исторически существующие и современные позиции в анализе проблем отчуждения в контексте глобальных процессов в европейской и отечественной социальной философии, определены внутренние (логика развития самой философской мысли в контексте проблемы отчуждения) и внешние факторы, влияющие на формирование и эволюцию проблем отчуждения (изменение и кризисные явления, происходящие в обществе — кризис идеалов, технизация жизни, дегуманизация, катастрофичность бытия);

осуществлен сравнительный анализ диалектического и аксиологического подходов в осмыслении отчуждения в процессе развития и расширения сферы его действия, что позволяет раскрыть внутреннюю логику развития феномена;

- проанализирована социальная природа глобализма и особенности
проявления всеобщности отчуждения в различных сферах социальной
реальности (экономической, политической, социальной, духовной),
выявлено, что глобализация и отчуждение являются результатом целого
комплекса инновационных факторов и трансформационных процессов,
вызывающих цивилизационный поворот в истории человечества;

- исследован ценностный аспект отчуждения как глобального социального
феномена и обоснована его двойственная природа.

Результаты проведенного исследования формулируются в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Отчуждение является исторически обусловленным феноменом, истоки
которого были заключены в капиталистическом способе производства;

2. В условиях глобализации социальный спектр феномена отчуждения имеет
всеобщий характер, включая, помимо экономического, политическое,
культурное и духовное отчуждение;

3. Альтерглобализм, как теоретическая форма поиска иных вариантов
социального развития, предлагает новые способы преодоления отчуждения и
самоотчуждения;

  1. Для общества представляет опасность не любое отчуждение, которое до известных пределов является естественным процессом общественной жизни, а тот уровень, когда совокупная деятельность людей и их творений противостоит им как чуждая, антигуманная сила;

  2. Расширение и разрастание отчуждения опасно. Отношение к отчуждению в современном мире не может быть антиномично: его нельзя преодолеть, но нужно преодолевать.

Практическая значимость исследования. Содержание и выводы данной работы могут быть использованы в лекционных курсах по истории философии, культурологии, эстетике, на семинарских занятиях по философии. Возможна на основе данного исследования подготовка спецкурса по проблеме отчуждения для студентов и аспирантов.

Апробация работы. Материалы и результаты исследования легли в основу публикаций и выступлений автора на научных конференциях: Научно-техническая конференция - 2004 (г. Мурманск); Гражданское образование в условиях модернизации образования (МИПКРО, 2005); Наука и образование - 2006 (г. Мурманск); III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной философии» - 2007 (Томск). Диссертационная работа была обсуждена на заседании кафедры философии БГТУ «Военмех» им. Д.Ф.Устинова. По теме диссертации опубликовано 8 статей, общим объемом 4 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения и списка используемой литературы.

Эволюция понятия «отчуждение» в европейской философии (классический период)

Предметом специального философского рассмотрения проблема отчуждения стала лишь в немецкой классической философии. В немецкой классической философии анализ отчуждения как философской категории переносится в сферу мышления, обогащаясь рядом понятий, раскрывающих и уточняющих ее смысл.

Предвестником идеи отчуждения в немецкой классической философии можно считать философию И.Канта. Философ рассматривает мир «вещей в себе» как непонятный, иррациональный, непознаваемый, то есть отчужденный, в плане познания, от человека, рассматривая отчуждение, по-преимуществу, в гносеологическом аспекте. Внешний, искусственный, сотворенный человеком мир, противостоит ему как продукт отчуждающего творчества его собственной деятельности. Отчуждение, по И.Канту, преодолевается единством творческой деятельности и познания. Философ был первым из мыслителей, который указал на деятельностный аспект отчуждения.

Вполне определенно понятие «отчуждение» сложилось в теоретической концепции И.Г.Фихте. Идея отчуждения пришла к Фихте от Ж.-Ж.Руссо через И.Канта, но во многом прорабатывалась им вполне самостоятельно1. Если у Ж.-Ж.Руссо отчуждение несет социально-правовое содержание, а у И.Канта оно имеет нравственную окраску, то у И.Фихте отчуждение рассматривается как акт творения субъектом «не — Я». На смену термину французских мыслителей «aliener» приходит понятие «Die Entfremdung». Оно обозначает процесс перехода духа в чуждое ему материальное состояние. Вся предметная сфера человеческого бытия, по Фихте, есть лишь продукт собственной деятельности «Я», отчужденный от него и выступающий в качестве внешней ему действительности.

По И.Г.Фихте, сущностью человека является творческая деятельность человека. Человек, абсолютное «Я», кроме деятельности, направленной на творение самого себя, создает и внешний мир - «не - Я». Деятельность по отчуждению от «Я» отлична от него, другого мира, «не — Я», является духовной деятельностью. Отчуждение выступает как отчуждение самосознания, превращение духа в материальную субстанцию. Отчуждение, по И.Фихте, в этой взаимосвязи не может не предполагать свое собственное преодоление. Снятие отчуждения идет путем его сознательного раскрытия, осознания каждым человеком своей сущности, своего абсолютного «Я» .

Философ применяет такие понятия, как: «независимая деятельность», «страдание», которые развивают категорию, обогащают ее и раскрывают идею И.Фихте о полагании «Я» в «не — Я» как выхода, растворения «Я» в другом. Однако, это понятие имело пока сравнительно узкое содержание, ибо означало у И.Фихте онтологический переход мирового духовного начала «Я» в противоположное ему состояние «не — Я» как выведение во вне, экстериоризацию. Соответственно, понятие «отчуждение» обозначалось термином «Entauberung», что и означало буквально экстериоризацию.

В философии И.Г.Фихте проблема отчуждения обогатилась новой гранью - впервые в европейской философии сам процесс отчуждения истолковывался как нечто, характеризующееся преимущественно отчуждением сознания. Природе вообще, по мнению И.Фихте, следует приписать силу косности. Инерция природы реализуется в противлении всему, что вырывает человека из того состояния, в котором он в этот момент находится, в установке на сохранение традиционного уклада. Пусть человек и свободен по своей изначальной сущности, но в действительности он полностью зависит от своей инертной природы. По утверждению И.Г.Фихте, скована именно сама его свобода, а сила, с помощью которой человек мог бы себе помочь, - в союзе против него. Поэтому он должен извлечь эту силу из себя посредством собственной воли. Человека может спасти только чудо, которое он должен совершить сам. Несмотря на идеалистическую трактовку процесса отчуждения, И.Фихте все же сделал большой шаг вперед, конституировав новый вид отчуждения и создав предпосылки для постановки вопроса о тотальности отчуждения.

Наиболее развернутую характеристику феномена отчуждения дал Г.В.Ф.Гегель, предвосхитивший своим фундаментальным анализом все направления дальнейших исследований проблемы отчуждения в современной философской традиции, связанного с отчуждением. Категорию отчуждения Гегель делает «оперативной» и пронизывает ею всю свою систему, используя ее как одну из основ при построении этой системы .

У Г. Гегеля категория «отчуждение» сохранила данный онтологический смысл, но получила и значительное расширение. Кроме перехода мирового духа из его логического в природное состояние, то есть «инобытие» Идеи, Дух отчуждается также еще в трех модификациях, а именно: (1) опредмечивание объективного Духа в различные социальные институты и учреждения, в том числе в государство; (2) овеществленение духовной деятельности людей в виде ее предметно-вещественных результатов и как (3) превращение истины в заблуждение. В последнем случае «отчуждение (Entfremdung)», по Гегелю, преодолевается посредством дальнейшего развития познания, но во всех предшествовавших вариантах осуществления механизма отчуждения получалось так, что оно в принципе неустранимо, ибо, с точки зрения объективного идеализма, отрицавшего загробную жизнь, опредмечивание, а тем более овеществление в реальной жизни всегда остается «темницей» для Духа, внешними его оковами, хотя давление этих оков на стадии Духа, а особенности Духа абсолютного, несколько ослабевают .

Феномен глобализации и отчуждение: социально-экономический аспект

Современная эпоха по многим параметрам разительно отличается от предыдущих эпох и, прежде всего, тем, что к извечным философским проблемам бытия, смысла жизни, - она добавила принципиально новую, никогда не существовавшую прежде тему — глобализации и ее последствий. Сегодня обозначилась тенденция к технологической, экономической, финансовой и организационной интеграции в планетарном масштабе. Глобализация сопровождается тенденцией к социокультурной нивелировке ранее резко различавшихся между собой цивилизационных структур.

Глобализация означает гомогенизацию жизни: цены, продукты, уровень и качество здравоохранения, уровень доходов, имеют в данном случае тенденцию к выравниванию на мировом рынке. Глобализация изменяет не только процессы мировой экономики, но и ее структуру. Человечество еще не осознало полного значения этого нового явления и его долгосрочных последствий во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

Сущность глобализации открывается в явлениях и процессах более глубокого уровня, чем она предстает в феноменальном срезе. Отправным пунктом является осознание и признание объективного факта: в мире возникли вопросы и проблемы, которые ни одна страна и народ не могут решить автономно, изолированно и безотносительно друг к другу.

Каждый момент настоящего есть ни что иное, как столкновение между прошлым и будущим. Происходящее на личностном уровне, это столкновение представляет собой залог беспрерывного прогрессивного развития, самый мощный источник совершенствования человеческого рода. Происходящее в масштабах общества в целом, оно заключает в себя причину социального конфликта, порождая отчужденность людей друг от друга. Происходящее на уровне цивилизации, оно становится сегодня главной угрозой самому ее существованию.

Глобализация сегодня является характерной чертой и ведущей тенденцией этапа универсализации постиндустриально-информационного общества, вовлекающего человечества в новый цивилизационный этап его развития. Под глобализацией в экономическом аспекте мы понимаем слияние национальных экономик в единую, общемировую систему, основанную на перемещении капитала, новой информационной открытости мира, технологической революции, коммуникационном сближении. На современном этапе развития человечества происходит сближение стран и континентов.

Прежняя система международного разделения труда, основанная на взаимоотношениях между «развитой индустриальной основой мира», полупериферией индустриализующихся экономик и периферией неразвитых стран, изменяется в сторону создания единой глобальной экономики, в которой доминирует «глобальная триада» Северной Америки, ЕС и Восточной/Западной Азии. Здесь размещены главные производительные силы мира и «мегарынки» мировой глобальной экономики, в которой центральную роль играют глобализированные транснациональные корпорации.

Глобализация - это процесс, определяемый рыночными, а не государственными силами. Чтобы привлечь желаемый капитал и надеяться на блага, на плоды современной и будущей технологии, государства должны заковать себя в «золотой корсет» сбалансированного бюджета, приватизации экономики, открытости инвестициям и рыночным потокам, стабильной валюты. Не каждая страна может считать себя частью системы, но практически все государства (как и промышленные компании) находятся под давлением — они должны адаптироваться к вызовам глобализации. Глобализация современной социально-экономической жизни становится сегодня не просто внешним фоном, но и важнейшим практически данным фактором любых изменений жизни в любой стране в новом тысячелетии. В мире сложились единые информационные и транспортные системы. Глобальные проблемы (угрозы существованию природы, человека, общества со стороны господствующих технологий) связывают человечество в единый организм. Этот процесс далек от завершения и противоречив, но он идет ускоряющимися темпами.

Как мы отметили выше, процесс глобализации на современном этапе носит противоречивый характер. С одной стороны, политический и экономический выбор большинства стран резко ограничен тем, что в мире существует одна или несколько сверхдержав, и они правят в мире капитала. За видимостью свободной конкуренции и движения финансов скрывается власть «глобальных игроков», способных прямо или косвенно подчинять своему влиянию национальные государства, экономики, социальную, политическую и культурную жизнь народов, а также международные организации.

С другой стороны, установившееся в неоколониальной системе «разделение труда» не оставляет им другой участи, чем быть поставщиком дешевых ресурсов. Неразвитое образование, коррумпированность элит, обнищание масс, непосильные долги, утечка мозгов и капиталов, архаичные социальные структуры, физическая и моральная деградация населения — все эти исходные условия делают невозможным в перспективе какое-то существенное изменение ситуации к лучшему, скорее, можно вести речь только о ее дальнейшем ухудшении. На сегодня «20% населения Земли потребляет 85% древесины, 75% металлов, 70% производимой в мире энергии, обеспечивая себе тем самым высокий уровень жизни»1 .

Отчуждение, глобализация и социально-культурные трансформации в современном мире

XX век явился тем этапом всемирной истории, когда развитость интегральных связей качественно возросла. Узы, связывающие человечество, окрепли, конкретизировались, возникло ощущение общей судьбы, общего обитания на одной планете - Земля. Нужно при этом отметить возросшую сопряженность человечества в целом и каждой отдельной человеческой судьбы. Причем эта сопряженность проявляется не просто в области чисто рассудочной рефлексии, а именно в повседневных, реально-жизненных интересах.

Процессы глобализации и интеграции внесли серьезные изменения в развитии человечества, как социальной общности, охватывающей весь мир. Вектор социального развития все более смещается от социально-исторических общностей, обладавших огромно социально-регулятивной силой, к более динамичным микросоциальным общностям. Именно этот слой социальных связей и отношений составляет социальную и культурную среду бытия человека. При этом степень индивидуально-личностного выбора человеком социальной общности, наиболее близкой и комфортной для него, возросла.

XX век ознаменовался переменами в области этнонациональных отношений. С одной стороны, была окончательно ликвидирована колониальная система, угнетавшая и порабощавшая многие народы, нации, расы. С другой, — его последние десятилетия отмечены вспышками национализма, противостояний наций друг другу. С точки зрения социальной и культурной эволюции, XX — начало XXI веков представляет картину пеструю и противоречивую. Одни социальности укрепляются и расцветают, другие — сходят с исторической арены, одни социально-культурные противоречия явно смягчаются, другие, напротив, ожесточаются.

В современном обществе наметились тенденции изменения ценностей. Во-первых, изменение стиля жизни людей, их автономизация, ослабление социального контроля. Во-вторых, если раньше человек подвергался аккультуризации и социализации в семье и школе, то теперь он подключается к обществу через институты рынка . Современная западная цивилизация - «цивилизация, околдованная вещами»140, целью которой является максимальное удовлетворение постоянно растущих и меняющихся витальных потребностей.

Однако, как отмечает Н.Д.Абасава, примат «меновой стоимости вынуждает человека рассматривать себя и других не как носителя определенных качеств, а как вещь, имеющую количественную определенность»1 \ Человек рыночной системы, подобно любому товару, ориентирован на потребности рынка. Если он и заботится о приобретении и развитии каких-то свойств и качеств, то лишь потому, что, вынося их на суд рынка, ожидает получить количественный результат. Выдвижение количественной стороны за счет принижения, оттеснения, извращения и полного игнорирования собственных качеств стало предметом заботы человека рыночной ориентации.

Стремление быть признанным рынком вынуждает человека свое неповторимое качество заменить на более «обменоспособное» на данный момент свойство, причем смена свойств и качеств не должна отставать от изменения коныоктуры рынка. Иметь спрос, находить признание на рынке -вот главная проблема человека рыночной системы. Следовательно, смысл жизни для последнего заключается не в осуществлении субстанциальной цели, а в успешном сбыте молниеносно приобретаемых и так лее молниеносно изгоняемых из себя свойств и качеств. Бесконечная погоня за ростом количественной стороны - вот главное качество человека рынка. Соответственно и смысл жизни сводится к стремлению быть успешно проданным. Неудивительно, что в условиях господства отношений, когда меновая стоимость главенствует над потребительной стоимостью, людям приходится производить то, на что имеется платежеспособный спрос, рисовать то, что продается, писать то, что находит сбыт. Духовно же человек, представляющий собой продукт рыночных отношений, по мнению исследователя уже «изначально перерожден и отчужден» . Огромные позитивные изменения в социально-экономической сфере, кибернетизация, компьютеризация, информатизация, появление принципиально новых технологий стали реальностью современного общественного производства. По существу, в современном мире лидерство перешло к духовному производству, именно человеческий интеллект превратился в фактор, определяющий масштабы, динамизм, вообще весь облик современного общественного производства. На базе этих перемен резко возросло совокупное материальное и духовное богатство человечества. Значительно расширились возможности потребления, комфорта, услуг.

Современное общество определяется как постиндустриальное. Однако, нельзя не видеть, что кроме экономических критериев, в современном обществе складываются и другие ценности. Если раньше производство, безусловно, определяло своего субъекта, то сегодня мы видим обратное: зависимость производства от человеческих желаний и потребностей, причем, часто моделирующихся искусственно. Сегодня уже не кажется честным, что человек — это винтик государства или производства. Люди, конечно, стремятся к богатству и власти, но уже не готовы согласиться на ту степень отчуждения, когда власть и деньги идут во вред им самим .

XX век достаточно ярко продемонстрировал, что, несмотря на усилия, социальная ситуация на нашей планете не поддается в должной мере разумному контролю и управлению. Перманентный характер кризисных явлений во всех сферах общественной жизнедеятельности, о чем предупреждали философы XX века, все чаще воспринимается как элементарное явление обыденной жизни. Опасная нестабильность современной цивилизации, пусть в разной мере и степени, осознается и признается большинством людей планеты, так как значительная часть людей испытывает в обыденной жизни настроения и чувства озабоченности, беспокойства, тревоги и страха. При этом часть этих людей даже не подозревает о том, что им выпало жить в тот период истории человечества, когда действие отчуждения достигло подлинно трагических значений.

Отчуждение и самоотчуждение человека в современном мире подтверждает, что проблема отчуждения не является неким абстрактным теоретическим конструктом, созданным в результате спекулятивных философских построений. Новая общественная реальность доказывает, что совершенствование социальности, решение многих социальных вопросов, не устраняют проблему отчуждения.

Похожие диссертации на Эволюция отчуждения как социального феномена в условиях глобализации