Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этническое предпринимательство в современной России : социально-философские аспекты Лайша, Александр Владимирович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лайша, Александр Владимирович. Этническое предпринимательство в современной России : социально-философские аспекты : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Лайша Александр Владимирович; [Место защиты: Краснодар. ун-т МВД России].- Краснодар, 2013.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-9/145

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения этнического предпринимательства

1.1. Этническое предпринимательство как социальный феномен 19

1. 2. Концептуальные подходы к исследованию этнического предпринимательства 36

1.3 Традиции предпринимательства у различных этнических групп 55

Глава 2. Этнические факторы в современном российском бизнесе

2.1. Предпринимательская активность национальных диаспор в России как способ выживания в чуждом этнокультурном окружении 69

2.2 Основные сферы деятельности этнического предпринимательства в современной России 86

2.3 Специфика развития и перспективы этнического предпринимательства в России 106

Заключение 126

Литература 132

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Переход постсоветской России к рыночным отношениям способствовал активизации предпринимательской деятельности населения страны. Сформировалась достаточно многочисленная прослойка предпринимателей различного уровня, превратившаяся со временем в активную социально-политическую силу, оказывающую ощутимое влияние на происходящие в стране политические и экономические процессы. Это актуализирует проблему изучения различных факторов, оказывающих влияние на становление и развитие предпринимательства в современном российском обществе.

Известно, что значительная часть российского крупного, среднего и малого бизнеса в настоящее время создана представителями различных этнических меньшинств и принадлежит им. На это обращают внимание и специалисты – исследователи, политики, и рядовые граждане. Невольно встает вопрос, каким образом этническим меньшинствам в непростых условиях пребывания в чуждом национальном окружении, сталкиваясь с определенными препятствиями со стороны ксенофобски настроенных граждан и представителей власти, удается весьма активно и эффективно заниматься предпринимательской деятельностью? Какие ресурсы используют этнические меньшинства при формировании, развитии и расширении своего бизнеса и чем обусловлена их повышенная предпринимательская активность?

Этнический фактор играл значительную роль на протяжении всей истории становления и развития предпринимательства как в России, так и в мире в целом. В настоящее время существует целый ряд диаспор, проявляющих наибольшую предпринимательскую активность за пределами своей исторической территории, причем во многих случаях предпринимательская активность диаспор превосходит активность их соплеменников, остающихся на родине, в экономической сфере. О таких этнических группах говорят как о «торговых нациях».

Исторически формировалось доминирование представителей конкретных этнических групп в определенных сферах бизнеса, что обусловливалось как особенностями менталитета, традиций и обычаев, системы ценностей данных этнических групп, так и факторами политического и социально-экономического характера. В частности, во многих сферах бизнеса традиционно доминируют мигранты, которые демонстрируют большую активность в экономической сфере, чем представители коренного населения: китайцы в Юго-Восточной Азии, армяне и азербайджанцы в России, сирийцы и ливанцы в Западной Африке, индийцы в Восточной Африке и т.д. Их успехи в бизнесе связаны со спецификой их положения «иностранных гостей» в принимающих государствах, где предпринимательство остается единственной возможностью кардинального повышения социального статуса, имущественного положения, в отличие от государственной службы, подразумевающей наличие гражданства и соответствие целому ряду других требований.

Для современной России проблема изучения влияния этнических факторов на предпринимательство становится все более актуальной в условиях, с одной стороны, многонационального состава населения страны и прибытия все большего количества мигрантов и переселенцев из стран ближнего и дальнего зарубежья, а с другой стороны, распространения в обществе националистических и ксенофобских настроений. Националисты винят представителей этнических меньшинств в узурпации определенных сфер бизнеса и вытеснении коренного населения, ссылаясь именно на наличие значительного количества представителей этнических меньшинств среди предпринимателей. И в этой связи определение объективных факторов, обусловливающих значительный процент представителей этнических меньшинств в бизнесе, приобретает особую актуальность, в том числе и для обеспечения социального порядка в стране, сохранения гармоничных и мирных отношений между населяющими ее этносами.

Степень научной разработанности темы исследования. Изучение этнического предпринимательства (этнического бизнеса) началось практически одновременно с формированием научного знания о предпринимательстве в социальных науках, поскольку исследователи, рассматривавшие проблемы предпринимательства, развития капиталистических отношений, так или иначе обращались к рассмотрению вопроса об этнокультурной компоненте экономического поведения (М. Вебер, В. Зомбарт, К. Маркс и др.).

Основной фундамент для изучения этнических факторов экономики был создан выдающимися исследователями Максом Вебером и Вернером Зомбартом, рассматривавшими важный вопрос становления предпринимательства и развития капиталистических отношений в Европе Средних веков и Нового времени. М. Вебер и В. Зомбарт пришли к выводу о том, что значительную роль в экономическом поведении народов играет их конфессиональная принадлежность: Вебер указывал на влияние протестантизма на развитие капиталистических отношений, Зомбарт обращал внимание также на влияние иудаизма на формирование еврейской финансовой буржуазии в европейских странах. Феномен торговых наций рассматривал и Карл Маркс, который обращался к изучению экономического поведения «наций-посредников» в контексте изучения «еврейского вопроса».

В ХХ в. рост миграционных процессов, формирование многочисленных мигрантских диаспор и их активизация в экономической сфере актуализировали проблему этнического предпринимательства, поставив ее в центр научного интереса многих ученых как в США и Западной Европе, так и в современной России. В первую очередь следует отметить таких исследователей этнического предпринимательства, как Г. Олдрич, Р. Уолдингер, Р. Уорд, Т. Шварц, П. Веллеман, И. Лайт, рассматривавших феномен этнического бизнеса в контексте массовых миграционных процессов, начавшихся во второй половине ХХ в. Исследователи обращали внимание на то, что основными причинами развития этнического сектора в экономике стали: массовая миграция; рост сферы услуг с преобладанием малого бизнеса; существование в сфере услуг свободных ниш, не занятых или покидаемых представителями коренного населения. Й. Блашке и его соавторами, в частности, рассматривалось развитие этнического предпринимательства на примере экономической деятельности турецких диаспор в ФРГ.

Отдельное направление исследований в сфере изучения этнического бизнеса – изучение «торговых наций», т.е. этнических групп, изначально специализировавшихся на предпринимательской и посреднической деятельности. Исследователем Э. Боначич была выдвинута концепция «меньшинств-посредников», согласно которой существуют определенные этнические группы «посредников», играющие важную роль в экономической сфере большинства стран мира (евреи, армяне, китайцы в Азиатско-Тихоокеанском регионе и др.).

Распад Советского Союза и массовая миграция из сопредельных государств в Россию актуализировали проблему изучения этнического предпринимательства и для российских социально-гуманитарных дисциплин. Задача исследования данного феномена требует комплексного взаимодействия социальной философии, социологии, политологии, экономики, этнологии и других подобных дисциплин. В 1990–2000-е гг. в России появляется целый ряд исследований, посвященных различным вопросам изучения этнического бизнеса.

Значительный интерес для настоящего исследования представляют работы таких отечественных философов, как А.С. Ахиезер, Л.Н. Гумилев, А.Г. Дугин, А.А. Зиновьев, А.С. Панарин, позволяющие рассмотреть проблемы влияния национального менталитета и цивилизационной специфики на экономическую жизнь общества, в частности – на предпринимательскую активность определенных этнических групп. Социокультурным факторам предпринимательства посвящены работы Т.Е. Дудар, А.Л. Кузевановой, О.Ю. Ожерельевой, С.К. Прокофьевой и других авторов.

В исследованиях В.В. Радаева, И. Кузнецова и В. Мукомеля поднимаются общие вопросы формирования и развития этнической экономики, появления особых «этнических ниш» в отечественном бизнесе и т.д. Конфликтогенный потенциал этнического предпринимательства исследуют А.А. Санглибаев, Т.А. Сазоненко. Работы К.А. Букина, Г.Н. Ким, А. Снисаренко и др. рассматривают особенности предпринимательской активности отдельных национальных меньшинств, проживающих на территории Российской Федерации.

Среди комплекса подобных работ следует выделить, прежде всего, работу А. Снисаренко об азербайджанском бизнесе в Санкт-Петербурге, в которой, помимо собственно детального рассмотрения предпринимательской активности азербайджанской диаспоры, уделяется значительное внимание общим вопросам исследования социального феномена этнического бизнеса как в России, так и в современном мире в целом. На примере изученной в работе Г.Н. Ким корейской предпринимательской общины можно исследовать особенности внутренней организации и функционирования этнического бизнеса.

Необходимо также отметить комплекс работ, посвященных положению трудовых мигрантов в Российской Федерации, в которых так или иначе рассматривается и предпринимательская деятельность последних либо ситуации, побуждающие мигрантов к занятию малым и средним бизнесом. Это исследования Л. Дробижевой, И. Кузнецова, Ю. Арутюнова, О.И. Брусиной, Г. Глущенко и др.

Немалозначимым подспорьем в изучении темы настоящего исследования могут быть и работы по этнологии, рассматривающие специфику жизненного уклада и условия жизни проживающих в стране национальных групп. В частности, капитальное исследование было проведено М. Савва и др. в Краснодарском крае, в результате чего появились две работы, посвященные положению в крае мигрантов – курдов (включая езидов) и турок-месхетинцев. Работы И. Анкоси, Н. Деметр, Т. Каландарова и др., посвященные национальным меньшинствам курдов, цыган, памирцев и др., также представляют важность для определения тех социокультурных факторов, которые способствуют ориентации этнических групп на определенные виды экономической деятельности.

Вместе с тем существует определенный недостаток научной литературы, посвященной общему анализу феномена этнического предпринимательства в современной России, в котором бы рассматривались как общие закономерности формирования и развития этнического предпринимательства, так и специфика этнических ниш в отечественной экономике, выявлялись бы перспективы развития этнического бизнеса в российском обществе. Необходимостью восполнения существующего пробела и продиктовано написание настоящей диссертационной работы.

Цель исследования – изучение специфики предпринимательской деятельности этнических меньшинств в современной России.

Для достижения поставленной перед настоящим исследованием цели потребуется решение следующих задач:

- исследовать социальный феномен этнического предпринимательства;

- рассмотреть существующие концептуальные подходы к изучению этнического бизнеса;

- изучить традиции предпринимательства у отдельных этнических групп, влияющие на развитие этнического предпринимательства;

- определить влияние этнического бизнеса на адаптацию этнических меньшинств в чуждом этнокультурном окружении;

- определить основные сферы деятельности и ниши этнического бизнеса в современной России;

- выявить тенденции и перспективы развития этнического предпринимательства в Российской Федерации.

Теоретико-методологическая основа работы базируется на исследованиях выдающихся отечественных и зарубежных философов, социологов, политологов и других ученых, рассматривавших феномен этнического бизнеса.

При проведении исследовательской работы автор опирался на труды М. Вебера, А.Г. Дугина, А.А. Зиновьева, В. Зомбарта и других исследователей. Использованы работы Э. Боначич, посвященные исследованию деятельности «меньшинств-посредников». При изучении специфики этнического предпринимательства в современной России диссертант в первую очередь опирался на исследования В.В. Радаева, С.В. Рязанцева, А. Снисаренко, И. Кузнецова, В. Мукомеля, давших обстоятельный анализ развития в Российской Федерации бизнеса национальных меньшинств и диаспор.

Методологической основой данной диссертационной работы стали диалектический метод, аксиологический и сравнительно-исторический подходы исследования, использование которых позволило изучить этническое предпринимательство как социальный феномен современной России, особенности поведения и менталитета этнических предпринимателей.

Автором использовались также материалы социологических исследований, проводившихся в различное время в России и других странах мира, материалы средств массовой информации, выступлений общественных и политических деятелей, представителей этнических диаспор.

Объект исследования – этническое предпринимательство как социальный феномен.

Предмет исследования – предпринимательская активность национальных меньшинств в современной России.

Гипотеза исследования. Рост миграционных потоков в процессе глобализации экономики обусловил появление и увеличение численности различных этнических диаспор на территории большинства развитых стран мира, включая Российскую Федерацию. В то же время расширение сферы услуг, рост потребительских запросов населения создали плодотворную почву для становления и широкого распространения этнического бизнеса. В современной России наиболее значительную активность в предпринимательской деятельности проявляют представители целого ряда этнических групп, преимущественно мигранты из республик Закавказья, Средней Азии, стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также выходцы из ряда этнических групп, не имеющих собственной территории или издавна проживающих в стране. Развитие этнического предпринимательства способствует, с одной стороны, оптимизации процесса адаптации мигрантов к условиям жизни в российском обществе, с другой стороны, улучшает обеспеченность коренного населения товарами и услугами, которые предоставляются предприятиями малого и среднего бизнеса и индивидуальными предпринимателями из числа этнических диаспор.

В процессе диссертационного исследования автор получил следующие результаты, содержащие элементы научной новизны:

- выявлено, что этнический бизнес представляет собой предпринимательскую деятельность, осуществляемую представителями этнических диаспор, создающих предприятия на основе принципа этничности, придерживающихся национальных традиций ведения бизнеса;

- доказано, что исследование специфики этнического бизнеса неразрывно связано с изучением социального феномена предпринимательства как такового, поскольку последнее формировалось под влиянием этнокультурных особенностей конкретных этнических и этноконфессиональных групп;

- определено, что существуют конкретные этнические группы, в наибольшей степени склонные к предпринимательской деятельности и обладающие богатыми и давними традициями ведения бизнеса;

- установлено, что этническое предпринимательство является одним из ключевых способов успешной адаптации мигрантов и членов малых этносов к условиям жизни в чуждом этнокультурном окружении;

- выявлено, что в современной России определенные этнические группы концентрируются в конкретных секторах экономики, что позволяет говорить об этнопрофессиональной специализации;

- доказано, что развитие этнического предпринимательства в современной России обладает позитивным потенциалом, чем способно укрепить отечественную экономику, но лишь в том случае, если этнический бизнес достаточно плотно контролируется надлежащими государственными органами.

Новизна диссертационного исследования заключается в следующих положениях, выносимых на защиту.

1. Глобализация экономики и связанные с ней миграционные процессы в современном мире привели к широкому распространению этнического предпринимательства. Этнический бизнес представляет собой предпринимательскую деятельность, осуществляемую представителями этнических меньшинств и диаспор в чуждом этнокультурном окружении в соответствии с определенными правилами ведения бизнеса, основанными на национальных культурных традициях. Основным критерием выделения предпринимателей в этническую группу является «этничность» бизнеса – внутренняя замкнутость, специфика иерархической структуры и организации, приверженность определенным традициям предпринимательства, приоритетность этнической принадлежности партнеров по бизнесу. В то же время не обязательно потребители продукции или наемные работники этнических предпринимателей должны относиться к той же или близкой этнической группе.

2. Этнический бизнес рассматривается в социальных науках в неразрывной связи с собственно феноменом предпринимательства, поскольку появление и развитие последнего во многом определяется этнокультурной и конфессиональной спецификой. Конфессиональный фактор (распространение протестантизма в его кальвинистской традиции) сыграл важнейшую роль в становлении капиталистических отношений в Европе, равно как и догматы иудаизма во многом детерминировали экономический успех еврейской финансовой буржуазии. Современными исследователями рост этнического предпринимательства ставится в зависимость от процессов глобализации и связанной с ней массовой трудовой миграции, расширения сферы услуг в развитых странах, роста потребления и потребительских запросов населения развитых стран. Вместе с тем важную роль в распространении этнического бизнеса играют традиции и обычаи определенных этнических групп, в большей степени склонных к торгово-посреднической деятельности («меньшинств-посредников») и формирующих современное «лицо» этнического предпринимательства.

3. В современном мире этнический бизнес встречается практически у всех многочисленных мигрантских диаспор, однако следует обратить особое внимание на наиболее успешные в предпринимательской деятельности национальные диаспоры, к которым можно отнести евреев, армян, греков в европейском и ближневосточном регионах, ливанцев и сирийцев в странах Западной и Северной Африки, индийцев в Восточной и Южной Африке, китайцев в Юго-Восточной Азии. Предпринимательский успех данных этнических групп объясняется, с одной стороны, их давними торговыми традициями, повышенной коммуникабельностью, готовностью к риску, с другой стороны, развитой этнической идентичностью, сплоченностью диаспор, что позволяет в относительно краткие сроки не только создавать бизнес, но и добиваться в различных сферах экономики значительного успеха.

4. Этническое предпринимательство, широко распространенное в современном мире вследствие роста миграционных процессов, является одним из наиболее эффективных способов адаптации национальных меньшинств в чуждой этнокультурной среде, поскольку способствует повышению социального статуса и достатка мигрантов, занимающихся бизнесом; помогает представителям этнических диаспор установить прочные связи с органами власти, местным бизнесом, правоохранительными структурами; создает рабочие места для земляков и соплеменников, тем самым содействуя их адаптации к принимающему социуму. Частный сектор экономики благоприятствует мигрантам и тем, что не требует соответствия тем характеристикам, которые обязательны для поступления на государственную службу и в крупные коммерческие компании.

5. В современной России национальные диаспоры активно проявляют свои предпринимательские способности в различных сферах торговли и производства, но в первую очередь в малом и среднем бизнесе: в оптово-розничной рыночной торговле продуктами питания и вещами; социально-бытовом обслуживании населения; организации общественного питания; строительстве; транспортных перевозках. Существует определенная специализация этнических диаспор: азербайджанцы активны в рыночной торговле овощной и фруктовой продукцией, армяне – в обувном, ювелирном, меховом бизнесе, грузины – в игорном бизнесе, китайцы и вьетнамцы – на вещевом рынке. В ряде регионов этнические диаспоры эффективно занимаются сельским хозяйством и поставками сельскохозяйственной продукции на продуктовые рынки. Это обусловлено как историческими традициями приоритета определенных сфер деятельности у конкретных этнических групп, так и региональной социально-экономической спецификой.

6. Дальнейший рост миграционных потоков в Россию граждан сопредельных государств ближнего и дальнего зарубежья в совокупности с ростом потребления товаров и услуг населением страны позволяют сделать вывод о широких перспективах развития этнического предпринимательства в Российской Федерации. Наиболее активно национальные диаспоры будут проявлять себя в сфере малого и среднего бизнеса, преимущественно в торговле и сфере услуг. Снижение престижа малого бизнеса среди представителей коренного населения обусловит рост численности мигрантов и их потомков среди малых и отчасти средних предпринимателей как в крупных городских центрах, так и в провинции. В то же время государство должно сохранять ситуацию в этническом бизнесе под контролем, противодействуя проявлениям теневизации и криминализации этнического предпринимательства, дискриминационным тенденциям, этнизации определенных сфер экономики, поскольку данные тенденции имеют место и представляют собой прямую опасность для социального порядка в стране.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования. В настоящей работе проведено детальное исследование особенностей этнического предпринимательства в современной России. Выявлены существующие в России «этнические ниши» бизнеса, обосновано позитивное влияние роста этнического бизнеса на процессы адаптации мигрантов и представителей национальных меньшинств к условиям жизни в чуждом этнокультурном окружении. Определены перспективы развития этнического предпринимательства в современной России, его риски и позитивный потенциал.

Данная работа может использоваться не только в академической деятельности, но и в практической деятельности сотрудниками органов государственного и муниципального управления, правоохранительных структур, миграционных служб, активистами общественных и политических объединений, национальных диаспор и культурных центров.

Материалы настоящего диссертационного исследования могут быть использованы при составлении и преподавании учебных курсов по социальной философии, социологии, этнологии, экономике.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в 6 научных публикациях общим объемом 5,5 п. л., в том числе в 3 статьях в научных журналах, включенных в Перечень ВАК при Минобрнауки России. Также основные результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России, на конференциях различного уровня.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, по три параграфа в каждой, заключения, списка литературы из 190 наименований на русском и иностранных языках.

Этническое предпринимательство как социальный феномен

Начиная рассмотрение феномена этнического предпринимательства, следует, в первую очередь, подчеркнуть, что в том или ином смысле любое предпринимательство изначально «этнично», поскольку этнокультурные факторы оказывают колоссальное влияние на само формирование предпринимательского поведения. В первую очередь, следует обратить внимание на тот факт, что предприниматели - во многом, представители маргинальных меньшинств, иммигранты. В этой связи возникает вопрос о самой природе предпринимателя как социального актора.

Особенностью предпринимательской деятельности является ее невозможность полностью прогнозировать результат и соответствие его поставленным целям. Начиная новое дело, предпринимателю приходится осваивать огромное количество новой информации, а также во многом полагаться на собственную интуицию и чутье. Для предпринимателя, особенно начинающего, не характерна излишняя бережливость, поскольку организация собственного дела «с нуля» требует немалых финансовых вложений.

Предпринимательство - во многом творческая деятельность, подразумевающая нестандартность мышления и поиск новых, ранее не используемых средств для достижения целей. Гораздо более спокойно, чем мещане, люди предпринимательского склада ума относятся к риску, поскольку риск является неотъемлемой частью любого бизнеса. Успех начатого дела никогда не может быть полностью гарантирован, сколько бы сил, трудов и средств в него не вкладывалось. К тому же, с момента организации дела и до момента получения реальной прибыли может пройти достаточно много времени.

Деятельность предпринимателя не направлена непосредственно на удовлетворение нужд и потребностей семьи. Более того, во многих случаях предприниматель, организовывая новое дело, сознательно подвергает риску, особенно материальному, семью, ставя под удар, в первую очередь, свое имущество и семейное богатство. Кроме того, предприниматель, в отличие от мещанина, не всегда честен перед своими партнерами по бизнесу и может нарушать договорные обязательства.

В экономической науке понятие «предприниматель» является универсальным. Однако, предпринимательская деятельность насчитывает не одно столетие, и представления о ее качественном содержании менялись во времени. Так, например, предприниматель эпохи средневековья отличался от своего современного «коллеги». Средневековыми предпринимателями можно считать не только купцов и странствующих торговцев, но и всевозможных авантюристов: конкистадоров, наемников, работорговцев, пиратов и пр.

Предпринимательство не являлось основой средневековой экономики. Большая часть населения вела натуральное хозяйство и удовлетворяла свои жизненные потребности, не прибегая к помощи рынка. К тому же, чаще всего предпринимательство не являлось делом всей жизни для лица, осуществлявшего его. Многие предпочитали заработать достаточное материальное состояние и оставить эту рискованную и во многом непредсказуемую деятельность. В известной степени предпринимательскую активность в период средневековья могло проявлять и государство, которое имело наибольшие возможности распоряжаться материальными богатствами и ресурсами.

Предприниматели современного типа появляются уже в Новое время. Именно в этот период на фоне промышленной революции и реорганизации общественного производства стратегии экономического поведения некоторых субъектов меняются. Изменялся и социальный состав предпринимательства. В раннекапиталистических государствах владельцы предприятий, как правило, создавали их, вкла дывая в свое дело немало собственного труда и энергии. Именно в это время предприниматели могли особенно сильно отличаться друг от друга по происхождению, уровню дохода, профессии, положению в обществе и пр.

Первые иммигранты из Европы в Америку являлись, в основном, представителями наиболее радикального течения протестантизма -пуритане, безземельные крестьяне, всевозможные авантюристы и т.д. Ускоренному развитию США способствовала жизненная активность мигрантов, обусловленная их неустроенностью и нестабильным положением. Предпринимательская активность подкреплялась также слабостью центральной власти, из-за чего власть на местах прибирали к рукам крупные собственники, получившие практически безграничные возможности распоряжения имеющимися ресурсами.

Но со временем и в Новом свете ситуация разительно изменилась. Мелкие предприниматели и сформировавшийся средний класс были отброшены в сторону крупными производственными корпорациями. Такая практика прямо противоречила ценностям американского общества и идее свободного предпринимательства. Таким образом, ни в одной стране жажда предпринимательской деятельности не может оказывать доминирующего влияния на экономику и общество.

Положение предпринимателей в значительной степени характеризуется неустойчивостью в обществе, маргинальностью. Под последней понимается не бедственное положение и нахождение «за бортом жизни», а несоответствие достигнутого статуса и его восприятия обществом.

Любые инновации и преобразования поначалу вызывают неприятие и даже активное противодействие со стороны общества. Дело в том, что любой социум основан на совокупности неизменных правил и норм поведения. Предприниматели раннекапиталистической эпохи сознательно шли на нарушение некоторых из них, тем самым бросая вызов обществу и дестабилизируя устоявшееся социальное равновесие. Человек, уважающий порядки и ценности окружающего его общества неизменно будет испытывать моральный дискомфорт, поскольку закрепленные в его сознании нормы и правила часто противоречат жизненным реалиям и целесообразности хозяйственной деятельностью.

Именно поэтому предпринимателями часто становились маргиналы или чужестранцы, на которых не оказывали влияние устоявшиеся правила и традиции. По мнению И. Шумпетера, предприниматели такого типа склонны к эгоизму, и не имеют моральных обязательств перед кем-либо, кроме самого себя. Такой человек, как правило, пренебрегает мнением окружающего общества, оно не является для него сколь-нибудь значимым ориентиром, влияющим на стратегии экономического и социального поведения14.

В подавляющем большинстве случаев предприниматели не могли столь гармонично вписаться в местное общество, как мещане и бюрократы, поскольку не обладали необходимыми для этого качествами: мещанской дисциплинированностью и благонадежностью или знатностью происхождения и образованностью бюрократа. К тому же, достигший успеха предприниматель встречает острое противодействие со стороны конкурента. Вот почему предпринимательством занимались, как правило, люди, не имевшие глубоких связей с окружающей их социальной средой.

Несмотря на достижение материального достатка высокого уровня, предприниматели в прошлом часто занимали не самое престижное положение в общественной иерархии. А предприниматели из этнических меньшинств часто остаются маргиналами даже в наше время, хотя они могут обладать огромным состоянием и концентрировать в своих руках важнейшие ресурсы. В качестве наиболее успешных примеров этнического предпринимательства В.В. Радаев приводит примеры многочисленных бизнесов диаспор в США, предпринимательскую деятельность индийских и пакистанских переселенцев в Великобритании, бизнес выходцев из Алжира Туниса и Марокко во Франции и Испании, предпринимательскую активность турок в ФРГ, ливанцев в Сенегале, индийцев в Кении и т.д. 15. Столь масштабное распространение и относительно быстрый расцвет предпринимательства среди этнических меньшинств обусловлен нестабильным положением переселенцев в принявших их обществах, вызывающим у мигрантов стремление к более устойчивому материальному достатку и побуждающим к экономической активности1 .

Таким образом, можно сделать вывод, что сложности и лишения миграции часто становятся своеобразной «школой выживания», формирующей у людей стремление к активной деятельности и наделяющей их упорством в достижении целей, несмотря на неблагоприятные внешние условия. Кроме того, в новой для них среде мигранты часто занимают самое невыгодное положение и подвергаются дискриминации со стороны остального общества. Чаще всего им трудно найти подходящую работу, укрепить свое социальное положение, у них меньше шансов попасть в привилегированные слои принявшего их общества.

Традиции предпринимательства у различных этнических групп

Рассматривая феномен этнического предпринимательства, нельзя не остановиться на таком интересном вопросе как присутствие у ряда конкретных этнических групп четко проявляющейся «склонности к предпринимательству». Безусловно, в каждой этнической группе есть определенное количество предпринимателей, однако в мировом масштабе лишь некоторые этносы, как мы можем видеть на многочисленных примерах, показывают повышенную склонность к занятию частным предпринимательством, что может быть связано с совокупностью целого ряда факторов экономико-географического, исторического, культурного, религиозного характера.

Несомненно, что понятие этнос более обширное, нежели национальная психология. Вот почему параллельно с экономической психологией необходимо также развивать учение об этноэкономике, которое и занимается разработкой проблем взаимодействия экономической и этнической компонент общества, определением различий экономического поведения и рыночных стратегий этносов. Таким образом, мы можем определить этноэкономику как науку, изучающую особенности экономического поведения этносов, обусловленные традициями, культурными обычаями, системой ценностей, психологическими, религиозными и идеологическими различиями.

История человечества знает немало примеров этносов, для которых была характерна специализация в торгово-ремесленной сфере, равным образом, как и этносов с иными профессиональными традициями (воинскими, земледельческими, скотоводческими и т.д.). Выше мы уже рассматривали концепцию Э. Боначич, согласно которой в мире существуют особые «меньшинства-посредники», которые наиболее активно проявляют себя в предпринимательской деятельности как на внутренних, так и на внешних рынках . В каждом регионе мира и даже в каждой отдельно взятой стране существуют свои «меньшинства -посредники», хотя есть и «меньшинства-посредники», действующие в международном масштабе (к ним, к примеру, относятся еврейские и армянские диаспоры во всех частях света).

Еврейская диаспора является, наверное, классическим примером «меньшинства - посредника». Вернер Зомбарт видит причину предпринимательского успеха евреев в самой иудейской религии, которая оказала существенное влияние на формирование их экономического поведения в странах расселения . Дело в том, что христианство запрещает ростовщичество, что препятствовало развитию банковского дела в Западной и Восточной Европе в Средние века. В особенности это относилось к странам с преобладанием католического христианства, поскольку Римская католическая церковь крайне негативно воспринимала дачу денег под процент, вплоть до того, что занимавшиеся этой деятельностью люди лишались доступа к причастию.

Евреи же смогли занять первенствующие позиции в банковском деле прежде всего потому, что заняли пустующую нишу ростовщиков в средневековой Европе. Иудаизм, в отличие от христианства, к ростовщичеству в отношении неевреев относился нормально. В то же время, беспроцентное кредитование допускалось только в отношении других евреев, что опять таки создавало широкие возможности для занятия евреев торговлей и производством: там, где представитель нееврейской нации был вынужден брать деньги под большие проценты у ростовщика (позже банкира), еврей получал возможность довольствоваться беспроцентным кредитом, что значительно облегчало для него возможность открытия собственного дела85.

В результате уже к XVII в. значительная часть европейского финансового капитала находилась в руках еврейских банкиров, которые становились кредиторами известнейших аристократических фамилий Европы, распространяли свое влияние и на европейские колонии в Америке, Азии, Африке. В частности, отмечается достаточно значимое присутствие еврейских купцов и плантаторов - как иудеев, так и маранов, в Новом свете, в особенности в португальских, испанских и голландских колониях, где они составляли значительную часть рабовладельцев и работорговцев. Одновременно позиции потомков бежавших из Испании и Португалии в годы преследований евреев - сефардов укрепились в Османской империи, где они составили также значительную часть торговой прослойки, как в турецких, так и в левантийских и североафриканских городах .

Другим примером классической «нации предпринимателей» являются армяне. Как и в случае евреев, предпринимательская ориентация армян обусловлена, прежде всего, особенностями их исторического развития. Распад Византийской империи и проникновение на территории занимавшихся армянами земель турок, курдов, арабов способствовал тому, что значительная часть армян покинула пределы Малой Азии и Закавказья и расселилась по всему миру, преимущественно в городах - торговых центрах, где занялась ремеслами и торговлей. Этому способствовали как причины вынужденные - пребывание в чуждом окружении, так и изначальная склонность армян, как и ряда других ближневосточных народов, к торговой деятельности. Тем более, что во многих странах существовали свободные ниши в торговле и ремесленной деятельности, поскольку коренное население занималось сельским хозяйством, а армянские (еврейские, греческие) диаспоры сосредотачивались в коммерческой деятельности87.

Уже в средневековый период многочисленные армянские колонии существовали не только в крымских, левантийских, малоазийских городах, но даже в Индии. Переселение армян из Крыма на территорию Российской империи способствовало расцвету торговли и ремесел в южных городах России, прежде всего в Нахичевани и Ростове - на - Дону. В российском Закавказье и ряде районов Северного Кавказа к XIX в. «городские армяне монополизируют в свою пользу всю торговлю и промышленность края и держат в экономической зависимости земледельческое население. Но сила и значение, которыми они пользуются повсюду в Передней Азии, основываются не на одной только торговле, а еще и на склонности их к образованию» .

В настоящее время армянская диаспора является одной из крупнейших диаспор в мире, присутствуя в большинстве государств и активно проявляя себя как в политической и общественной жизни, так и в различных сферах бизнеса. В Российской Федерации армяне представляют один из наиболее активных в экономическом отношении народов, на юге России армянская диаспора играет едва ли не ведущую роль в экономической жизни, контролируя самые разные сегменты как малого и среднего, так и крупного бизнеса .

В средиземноморском регионе произошло становление и третьей крупнейшей торговой нации Европы и Ближнего Востока - греков. Как и армяне, и евреи, греки имеют давние коммерческие традиции, уходящие своими корнями еще в античный период, когда греки делили с финикийцами контроль над всей средиземноморской торговлей. Греками были основаны торговые колонии и фактории на средиземноморском и черноморском побережье, позже - в акватории Азовского моря. Произошедшее в XVIII в. переселение армян и греков из Крыма на земли Российской империи способствовало подъему экономики южнорусских областей. Обосновавшись в Таганроге, Мариуполе, некоторых других населенных пунктах Приазовья, а также на черноморском побережье Кавказа и в районе Минеральных вод, греки также как и армяне стали играть важную роль в региональной экономике, в том числе в торговле, используя существующие связи с родиной и греческими диаспорами в соседних государствах (правда, порой данные связи способствовали тому, что именно греки становились наиболее успешными контрабандистами Черного и Азовского морей). Константин Леонтьев отмечал, что греки являются в высшей степени торговой и мореходной нацией, подлинными «комиссионерами Востока»90. Морская торговля и перевозки долгое время оставались монополией греческой диаспоры Юга России, вплоть до сталинских репрессий, существенно ее ослабивших.

Основные сферы деятельности этнического предпринимательства в современной России

В современной России, в связи с происходящими в стране и мире трансформационными процессами в экономической, политической, социокультурной сфере, сопровождающимися, в том числе, и массовой миграцией населения из менее благополучных стран и регионов в более благополучные, широкое распространение получил феномен этнического предпринимательства. Представители некоторых национальных меньшинств, в том числе выходцы из государств ближнего и дальнего зарубежья, в 1990-е - 2000-е гг. обосновавшиеся на территории Российской Федерации, проявляют наибольшую активность в бизнесе, в особенности в сфере торговли, бытового обслуживания населения, строительства. В ряде сфер экономики присутствие этнических меньшинств столь заметно, что позволяет говорить о фактической «этнизации» целых секторов частного предпринимательства.

Численность мигрантов на территории Российской Федерации значительно возросла в течение 1990-х - 2000-х гг. Так, если сравнивать количество проживающих в России представителей различных национальностей в 1989 г. и 2009 г., то видно, что только в Москве за 20 лет численность китайцев выросла в 35 раз, вьетнамцев - в 14 раз, таджиков - в 12 раз1 . Подчеркнем, что эти данные учитывают лишь постоянное население российской столицы, а не временных трудовых мигрантов, которые находятся на ее территории в соответствии с заключенными трудовыми контрактами и после их прекращения покидают (хотя далеко не во всех случаях) пределы Российской Федерации. В ряде районов Москвы мигранты стали преобладающей группой населения, равным образом как и целые сферы хозяйственной деятельности российской столицы подверглись этнизации.

Ниже нами будут более подробно рассмотрены основные сферы деятельности этнических предпринимателей в современной России, выявлены факторы, влияющие на концентрацию представителей конкретных этнических диаспор в тех или иных сферах бизнеса.

Отметим, что история этнического предпринимательства в России насчитывает не одно столетие. В дореволюционной России определенные этнические группы специализировались на конкретных видах экономической деятельности, подобная специализация с некоторыми изменениями сохранялась и в Советском Союзе. В частности, торговля цветами, субтропическими фруктами, орехами находилась еще с 1960-х 1970-х гг. в руках выходцев из Закавказья . Трансформационные изменения в жизни постсоветской России, связанные с переходом к рыночному типу экономики, повлекли за собой активизацию этнических предпринимателей. Тем более, что вооруженные конфликты, политическая и экономическая нестабильность во многих республиках бывшего Советского Союза способствовали массовой миграции представителей закавказских и среднеазиатских народов на территорию Российской Федерации.

Определенные особенности национального менталитета, традиций, склонность к тем или иным видам хозяйственной деятельности оказали влияние на выбор представителями национальных меньшинств каких-либо конкретных сфер бизнеса. Произошла своеобразная специализация этнических диаспор: так, сегодня азербайджанцы наиболее активны в торговле овощами, фруктами и цветами, армяне в обувном производстве, корейцы - в овощеводстве и торговле овощными салатами122. Впрочем, имеет место и региональная специализация этнических меньшинств в определенных сферах бизнеса, что связано с традициями конкретных регионов, наличием на их территории компактных анклавов проживания тех или иных этнических групп.

Говоря об этническом предпринимательстве, мы имеем в виду прежде всего малый и средний бизнес, поскольку только в относительно небольших компаниях и фирмах возможно укомплектование штатов по этническому принципу, функционирование организации на основании неписанных национальных традиций. В крупном бизнесе национальный фактор отходит на второй план: такие компании как «Лукойл» или «Металлоинвест» вряд ли можно рассматривать как этнический бизнес, хотя их руководители и являются представителями этнических меньшинств. Масштабы производства и контактов крупных компаний делают практически невозможными применение в их деятельности тех принципов, по которым функционируют малые и, отчасти, средние предприятия и фирмы, создаваемые этническими предпринимателями.

На территории России, как и других стран, этнические предприниматели, как правило, оставляют за собой несколько специфических ниш экономики, в которых они могут проявлять наибольшую активность. По мнению В.В. Радаева, к таким нишам относятся: производство и торговля товарами для потребления внутри этнических диаспор (национальная одежда, литература религиозного содержания, продукты питания и т.д.); торговля «экзотическими» товарами, удовлетворяющими спрос местного населения на экзотику; оказание различных социально-бытовых услуг; рыночная торговля и непрестижные и малопривлекательные для коренного населения сферы деятельности (неквалифицированный труд в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве) .

Специализация этнического предпринимательства имеет место и в США, странах Западной Европы, других регионах мира, однако в Российской Федерации она приняла особые формы, поскольку в настоящее время уже можно говорить о фактической монополизации представителями этнических диаспор конкретных сфер малого и среднего бизнеса как в провинции, так и в крупных российских городах. А.Андреев подчеркивает, что на территории бывшего Советского Союза «экономическая дифференциация этносов приобрела такие формы, которые делают невозможными прямые аналогии с другими странами. В большинстве случаев этнические предприниматели в России не столько встраиваются в систему существующих экономических отношений, как в США и странах Западной Европы, сколько распространяют этнические уклады на территорию других этносов, что вполне закономерно воспринимается как экспансия»124.

На примере российской столицы видно, как происходит этнизация отдельных сфер экономики. Так, армянская диаспора, представителей которой в Москве насчитывается не менее миллиона человек, сосредоточилась в таких сферах как ювелирное ремесло, производство и ремонт обуви, торговля меховыми изделиями, обувью, украшениями. Почти миллионная диаспора азербайджанцев подчинила себе все оптово-розничные рынки, торгующие овощами и фруктами, значительную часть предприятий общественного питания, особенно недорогих кафе и шашлычных .

Специфика развития и перспективы этнического предпринимательства в России

Дальнейший рост миграционных процессов и связанное с ним увеличение численности этнических диаспор на территории Российской Федерации оказывает влияние и на экономическую ситуацию в стране, в том числе на структуру и характер отечественного бизнеса. Растет количество фирм и компаний, не говоря уже об индивидуальных предпринимателях, которые можно отнести к сегменту этнического бизнеса. В течение 1990-х - 2000-х гг. под контролем этнических предпринимателей оказались целые сектора российской экономики, в первую очередь относящиеся к спектру оптово-розничной торговли, общественного питания. Наблюдается прогрессирующий рост этнического бизнеса и в других сферах деятельности, включая такие доходные или жизненно важные для страны отрасли как добыча полезных ископаемых, строительство, коммунальное хозяйство .

Существование этнических бизнес-структур является неотъемлемой характеристикой современного глобализирующегося общества. В процессе глобализации стираются национальные границы, население мира начинает в массовом порядке мигрировать, в первую очередь, в поисках работы или более комфортных условий существования. Естественно, что целями миграционных потоков становятся более развитые в экономическом отношении или более либеральные в политическом и культурном отношении страны, среди которых не только государства Северной Америки, Западной Европы, Австралия и Новая Зеландия, но и Российская Федерация, безусловно являющаяся наиболее благоприятной целью для мигрантов из всех других государств, возникших на постсоветском пространстве.

В современной России этнические диаспоры обладают весьма значительным влиянием, что заставляет государство считаться с их интересами, в некоторых ситуациях - в ущерб интересам местного населения. Скоординированные действия этнических диаспор в экономической сфере позволяют их представителям относительно быстро формировать успешный бизнес и эффективно действовать в масштабах не только отдельно взятых населенных пунктов и регионов, но и в масштабах страны в целом. Этому способствует и налаживание связей этнического бизнеса с административными структурами, правоохранительными органами, политическими и общественными организациями. То есть, в современной России этнический бизнес представляет собой важный сегмент экономики, игнорировать который не представляется возможным. В этой связи следует обратить внимание на основные тенденции развития этнического предпринимательства в современной России и его возможные дальнейшие перспективы.

Этническое предпринимательство в настоящее время в наибольшей степени развито в крупных городских центрах, как Европейской части России, так и Урала, Сибири и Дальнего Востока. Вместе с тем, этнические бизнес-структуры проникают и в сельскую местность, подминая под себя целые отрасли сельского хозяйства, лесодобывающей промышленности, добычи полезных ископаемых и т.д. Это вызывает неоднозначную реакцию местного населения и политических деятелей, поскольку с одной стороны любое развитие бизнеса является позитивным фактором для экономики, но с другой стороны этнизация бизнеса чревата крайне серьезными последствиями в виде роста националистических и ксенофобских настроений, теневизации экономической сферы, роста коррупции в органах власти и правопорядка156.

В то же время, следует отметить, что массовые миграционные потоки в Россию из государств ближнего и дальнего зарубежья будут способствовать дальнейшему укреплению и разрастанию этнического бизнеса, в том числе и этнизации целых сфер экономики. Исследователи видят позитивное начало в стремлении части трудовых мигрантов, прибывающих в Россию, к открытию собственного дела, поскольку это приведет к улучшению положения российского малого бизнеса. Известно, что в настоящее время ситуация в сфере малого бизнеса в Российской Федерации отнюдь не радует. Происходит монополизация торговли и производства крупными компаниями, мелкие предприниматели, не выдерживая конкуренции монополистов, вынуждены покидать рынок, тем более, что их доходы не являются более существенными и примерно такие же деньги можно зарабатывать в качестве наемного работника, не тратя значительную часть сил и времени на организационную деятельность, общение с административными структурами, налоговыми службами, разбирательства с конкурентами и т.д.

В этой связи трудовые мигранты, которым просто некуда больше устроиться, могут стать действительно спасением отечественного малого бизнеса157. Некоторые сферы деятельности, такие как рыночная торговля или общественное питание, не привлекают в настоящее время внимания русских предпринимателей, но в данной деятельности охотно и крайне активно проявляют себя закавказские и азиатские предприниматели, которые в ряде регионов страны составляют основную массу бизнесменов, работающих в указанном сегменте рынка. Владение собственным бизнесом стабилизирует мигрантов, повышает степень их интегрированное в российский социум, снижает опасность их перехода к уличной преступности по причине отсутствия средств к существованию и т.д.

Развитие экономической инфраструктуры, в свою очередь, влечет за собой создание новых рабочих мест, в том числе и в таких тяжелых и малопрестижных среди коренного населения отраслях как строительство и жилищно-коммунальное хозяйство. На тяжелую работу за относительно небольшие деньги соглашаются трудовые мигранты из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана - наиболее бедных в экономическом отношении государств постсоветского пространства. За последние полтора десятилетия в российском обществе уже сформировался образ кыргыза, таджика или узбека как потенциального дворника, строительного рабочего или асфальтоукладчика. Создаваемые ими бригады комплектуются по этническому принципу, из соплеменников и даже земляков и родственников, что позволяет достаточно эффективно осуществлять управление подобным коллективом. Чем выше дисциплинированность коллектива этнической бригады - тем лучше удается ей выполнять предложенные объемы работ и, соответственно, повышать свой авторитет и известность, расширяя клиентскую базу .

Для многих граждан среднеазиатских республик работа в России в настоящий момент - единственная возможность обеспечить не только свое существование, но и более-менее приемлемый уровень жизни своих семей на родине. Каждый год совершеннолетия достигает новое поколение граждан среднеазиатских республик, являющихся потенциальными трудовыми мигрантами, и значительная часть из них, в особенности граждане мужского пола, отправляются в Россию в поисках работы. Этнические бригады строителей, подрядчики в сфере ЖКХ, торговые точки, принадлежащие соплеменникам, становятся для них одной из немногих сфер, в которых их могут принять на работу. Наиболее способные мигранты со временем осваиваются на новом месте жительства и организуют собственный малый бизнес159.

Во многих регионах России малый бизнес функционирует именно благодаря подобным мигрантам, которые обосновавшись на территории какой-либо области, открывают свои торговые точки или небольшие предприятия, принося тем самым прибыль государству, муниципальному образованию, улучшая экономическую и социальную инфраструктуру конкретного населенного пункта. К примеру, благодаря корейским диаспорам в ряде областей России держится овощеводческое и бахчеводское хозяйства, торговля их продукцией, другие этнические группы соответственно проявляют себя в других сферах экономической деятельности.

Похожие диссертации на Этническое предпринимательство в современной России : социально-философские аспекты