Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнический аспект глобализации Каппушева, Джулдузхан Мустафаевна

Этнический аспект глобализации
<
Этнический аспект глобализации Этнический аспект глобализации Этнический аспект глобализации Этнический аспект глобализации Этнический аспект глобализации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каппушева, Джулдузхан Мустафаевна. Этнический аспект глобализации : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Каппушева Джулдузхан Мустафаевна; [Место защиты: Пятигор. гос. технол. ун-т].- Пятигорск, 2011.- 148 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/388

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основания исследования процесса глобализации

1.1. Глобализация как феномен современного мира 14

1.2. Влияние глобализации на современное государственное и национальное развитие 39

ГЛАВА II. Глобальное и локальное: диалектика взаимодействия

2.1. Этническое как составляющая глобализации 65

2.2. Глобальное и локальное в современных мировых процессах 86

2.3. Национальная культура в условиях глобализации 103

Заключение 128

Библиографический список 1

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Тема глобализации с ее
масштабными воздействиями на деятельность национальных государств и
всего спектра международных отношений становится все более
актуальной. Она не только видоизменила и постоянно видоизменяет облик
современного мира, но и затронула все пласты человеческой
жизнедеятельности. Именно глобализационные процессы,

сопровождаемые явлениями интеграции, интернационализации, открыли перед человечеством качественно иные возможности для решения проблем, требующих совместных усилий, что объективно ведет к расширению взаимодействия и укреплению взаимопонимания. Это - с одной стороны. С другой стороны, она выявила новые угрозы для национальных государств, риски, связанные с универсализацией, теснящей и ослабляющей область этнического.

Основу глобализации составляет интернационализация мировых связей, и именно глобализация приобрела невиданные ранее масштабы и скорости, втянув в круговорот сложных взаимоотношений индивидов, массы людей, народы и государства. Все большее развитие получают транснациональные связи в области экономики, информационных технологий, а также в национальной сфере и сфере культуры, усилившие процессы взаимной адаптации, что позволило говорить о новом явлении современной цивилизации - феномене глобализации и формировании глобальной культуры. Вместе с тем, глобализация породила проблемы как внутри национальных государств, так и в рамках международного сообщества. Поэтому вполне справедливы утверждения о глобализации как о весьма противоречивом явлении, и именно это создает то, что принято называть рисками глобализации.

Противоречивость и неравномерность развития глобализации обусловлены множеством факторов экономического, политического, социокультурного, демографического, национального характера, теми целями, которые преследуют конкретные государства и международные организации. Несомненно, что в условиях набирающих силу процессов универсализации и унификации, представляющих определенную опасность для этнонационального (а именно оно и делает государство национальным), более чем актуальной становится проблема соразвития глобального и этнического. Страхи возможной деэтнизации достаточно велики, и это серьезно актуализирует проблему сохранения этнической специфики в глобализирующемся мире.

Противоречиво не только глобальное, но и этнонациональное, поэтому проблему их коэволюции следует решать с учетом их сложной природы и неоднозначности взаимодействия. В силу этого в диалектике

глобального и этнического обнаруживаются самые различные тенденции -притяжения и отталкивания, универсализации и локализации, интеграции и фрагментации. Учет этих факторов позволяет преодолеть упрощенный подход к пониманию глобального и этнического как явлений либо исключительно позитивных, либо - негативных. Но то, что глобальное как бы «одерживает верх», а этническое сопротивляется этому всей своей мощью, представляется очевидным.

Этническое - важнейшая составляющая глобализации, даже при всех потерях, которые оно несет. Несомненно, национальное переживает нелучшие времена, ибо происходят процессы, размывающие его основы, сужающие сферы применения. И с этим нельзя не считаться. Однако сила этнического - в его способности самоосовремениваться, адаптироваться, избавляться от того, что тормозит его развитие. И в этом кроется проблема. Вопрос заключается в том, насколько эти процессы естественны, нет ли в этом элемента насильственности (может быть даже естественной). Тем более что современный век характеризуется ростом национализма, экстремизма, фундаментализма, которые вполне могут являться и являются реакцией этнического на издержки глобализации.

Всякая несбалансированность в системе «глобальное-этническое» вызывается так называемыми сложносоставными противоречиями, включающими в себя противоречия цивилизационные, геополитические, экономические, технологические, социокультурные, а также характером их взаимодействия и влияния. Эти противоречия создают напряженность как в самой системе «глобальное-этническое», так и в каждом из них. На эту напряженность каждый элемент и вся система в целом отвечают по-своему. Этническое отвечает ростом этнического самосознания и усилением роли национальной идентичности, формированием этноцентристских установок.

В условиях глобализации изменяется содержание таких понятий, как «локализм» и «универсализм», «самобытность» и «всеобщность», «толерантность» и «интолерантность», «глобальное сознание» и «этническое самосознание». Хотя данные понятия дихотомичны, все же следует рассматривать их как различные состояния системы «глобальное-этническое». Такой подход позволяет обнаружить взаимопереходы глобального и национального, преодолеть устаревшие стереотипы относительно их природы, сформировать более широкое видение явлений, оказывающих глубинное воздействие на процессы современной жизни.

Таким образом, актуальность избранной темы вполне очевидна, и она вызвана необходимостью исследования этнического аспекта глобализации. Понимание того, что этническое - важнейшая компонента глобализации, поможет придать ей качественно иное содержание, снизить возможные риски ее развития.

Степень научной разработанности проблемы. Глобализация и
процессы, с нею связанные, находятся в центре научно-

исследовательского поиска достаточно давно. Поскольку глобализация претерпевает изменения в ходе своей эволюции, возникает необходимость переосмысления и иной трактовки понятий, имеющих к ней непосредственное отношение. Различные научные школы, демонстрируя определенное сходство в трактовке данного феномена, тем не менее обнаруживают различные подходы в его интерпретации. Поэтому необходимость уточнения ряда положений и разработки новых парадигм представляется научно обоснованной.

Проблема глобализации нашла достойное место в работах отечественных и зарубежных исследователей - философов, футурологов, экономистов, политологов. В них она предстает и как реальный и противоречивый феномен современности, как основная тенденция развития будущего. Разброс мнений в оценках глобализации обусловлен противоречивостью тех процессов, в которых она протекает - от экономических до культурных. Непоследнюю роль и влияние на процессы глобализации оказывают интеграция и дезинтеграция, гомогенизация и гетерогенизация, универсализация и локализация, рост национального самосознания и формирование глобального сознания. Несомненно, что все эти явления нуждаются в полноте раскрытия, в том числе и роли этнической составляющей глобализации.

Основы изучения проблем глобализации, глобализма и глобалистики были заложены западными исследователями, в частности, У. Беком, И. Валлерстайном, Э. Геллнером, Э. Гидденсом, У. Ганнерсом, М. Кастельсом, Э. Тоффлером, Ю. Хабермасом, С. Хантингтоном, Э. Хобсбаумом и многими другими. Круг интересующих их проблем достаточно велик - от экономической глобализации до культурной; это и вопросы периодизации процесса глобализации, и возможных сценариев ее развития, ее отличия и сходства с такими явлениями, как интернационализация, интеграция, регионализация. Важно заметить, что глобализация рассматривается ими в контексте модернизма и постмодернизма. Особенно много сделано западными учеными в области экономической и политической глобализации, представлены различные проекты «нового мирового экономического порядка», «новой культуры мира». Эти исследования отличают многогранность и, что особенно важно, междисциплинарность: различные типы глобализации -экономическая, политическая, культурная - показаны через их взаимодействие, что позволяет представить феномен глобализации как сложное и системное явление.

Что касается отечественных исследователей, то в их работах также обнаруживаются как сходные позиции так и широкий разброс

мнений. Давно и достаточно плодотворно работают в этой области А.Ю. Архипов, В.В. Бакушев, И.А. Василенко, Н.П. Ващекин, А.В. Губченко, И.А. Гобозов, М. Делягин, Б. Кагарлицкий, В.К. Левашов, А.С. Панарин, А.И. Уткин, М.А. Чешков и др. В центре научного интереса российских ученых находится как сама глобализация, так и явления, ей сопутствующие: интернационализация, интеграция, регионализация, локализация, фрагментация и т.д., - формы их проявления, последствия и перспективы развития. Много внимания уделяется исследованию экономических процессов, составляющих основу глобальных трансформаций, анализу феномена регионализма как части глобализма, характера социальной природы самой глобализации, неравномерности и противоречивости ее развития, вызовов глобализации, с которыми сталкиваются как национальные государства, так и мировое сообщество в целом. Отличительной чертой отечественных разработок является анализ судеб этнического в условиях глобализации, что актуально для полиэтничных государств, каким является российское.

Предметом пристального изучения ученых являются соотношение глобального сознания и национального самосознания, общегражданской и национальной идентичности, национальной и глобальной культуры, этнического и универсального, традиции и новации. И все это представлено различными точками зрения и концепциями, отражающими противоречивость и этнического, и глобального. Значительное место в исследованиях занимает проблема того, как глобализация влияет на сферу культуры (А.Г. Вишневский, В.Б. Власова, П.К. Гречко, З.А. Жаде, А.И. Куропятник, Н.В. Падалка, СВ. Поленина, Т.Г. Струкова, Н.С. Скоробогатых и др.), ибо именно она в наибольшей мере подвержена таким негативным последствиям глобализации, как стандартизация, унификация, ассимиляция. Определенная декультуризация порождает настроения алармизма: деструктивные изменения в культуре ведут к самым серьезным последствиям, особенно для национальных культур, которые являются одним из важнейшим этноидентификаторов.

В последнее время все больший интерес стала вызывать проблема соотношения государственных и национальных интересов в условиях глобализации, баланс которых обеспечивает устойчивость развития глобализирующегося мира, о чем пишут многие отечественные и зарубежные ученые. В работах М.Ф. Альбедиля, Ж.-Л. Амселля, А.С. Ахиезера, А.Г. Володина, С.Г. Григорова, А.Г.Дугина, Б.С. Ерасова, С. Лурье, М.М. Федоровой и др. национальные интересы показаны в различных формах своего проявления, подчеркивается необходимость гармоничного сочетания интересов национального государства, его народов и мирового сообщества.

И тем не менее работ, посвященных исследованию роли и места этнического в процессах глобализации, явно недостаточно. Существующая научная литература по проблеме быстро устаревает и отстает от реалий времени. Мало и монографических исследований на эту тему; отдельные - хотя и достаточно серьезные по своему содержанию -публикации не восполняют существующий пробел и не отражают глубину проблемы. Поэтому вопросы, касающиеся этнического аспекта глобализации, особенностей развития национальной идентичности и этнического самосознания, культуры в целом, остаются научно востребованными. И если проблема вызовов и последствий глобализации - в том числе и для этнического - исследована достаточно хорошо, слабо разработанными остаются вопросы, касающиеся выгод, которые несет глобализация этническому. Все эти и другие аспекты представлены в настоящей работе, в силу чего она представляет определенный научный интерес.

Объектом исследования выступают сложная взаимосвязь глобального и этнического, характер их взаимодействия, влияние на весь спектр общемировых процессов.

Предмет диссертационного исследования составляет социальная природа этнической составляющей глобализации.

Цель данной диссертации - социально-философский анализ особенностей развития мира этнического в условиях глобальных изменений в диалектике их единства и противоположности.

Для достижения этой цели автором поставлен ряд исследовательских задач:

систематизировать существующие подходы к анализу

содержания ряда исходных категорий, имеющих отношение к современным особенностям глобального и этнического развития;

рассмотреть роль и значение национального государства в условиях глобализации;

исследовать этническую компоненту глобализации через единство этнически самобытного и глобально всеобщего;

раскрыть противоречивый характер взаимосвязи этнического и глобального;

показать специфику развития современной культуры, обосновав ее важность в условиях глобальной универсализации;

проиллюстрировать трансформацию идентичностей, в том числе и национальной идентичности, под воздействием глобализации.

Теоретическая и методологическая основы диссертационного
исследования.
Теоретической основой диссертации явились

исследования различных школ и направлений отечественной и зарубежной общественной мысли в области социальной философии, глобалистики, политологии.

Методологическую основу диссертации составили общефилософские
принципы и методы исследования - объективности, конкретности,
системности, комплексности. Объект, предмет, цель и задачи
диссертационного исследования раскрыты посредством рассмотрения
фактов, явлений, событий в их противоречивом единстве,

взаимообусловленности и развитии, с учетом особенностей современных реалий социально-экономической, политической, духовной жизни.

Научная новизна исследования. Научная новизна настоящей диссертации заключается в следующем:

уточнено содержание феномена глобализации как главной тенденции современного этапа развития цивилизации;

на основе социально-философского анализа и применения системного подхода показана специфика проявлений этнического как важнейшего элемента глобализации;

исследованы особенности функционирования современного государства и показана его роль в обеспечении условий для этнокультурного развития;

выявлен амбивалентный характер взаимодействия глобальных и этнических факторов развития и показано их влияние на социальные процессы;

прослежены трансформации культуры и национальной идентичности, их реакции на риски глобализации;

обоснован тезис о важности национальной самобытности для сохранения этнического и обогащения глобального.

Исходя из этого, на защиту выносятся следующие положения:

  1. Возникнув как феномен интернационализации экономической жизни (или как ее следствие), глобализация сегодня оказывает глубокое воздействие на все стороны жизни народов и стран, определяя вектор развития политических, социально-экономических, культурных, правовых и иных процессов. Глобализация охватывает все большие пространства, становясь, таким образом, одним из решающих факторов современного национального и государственного развития.

  2. Глобализация и мир этнического - две составляющие современной эпохи, существование которых уже не воспринимается как изолированное и в определенной степени противостоящее друг другу. При всем различии взглядов на их соотношение, несомненна их взаимная востребованность как для развития каждой из них, так и для национальных государств и мирового сообщества в целом. Не только этническое нуждается в глобализации, которая позволяет ему приобретать черты современного и преодолеть все то, что тормозит его развитие, но и глобализации нужен мир этнического, что сохраняет мозаичность современной цивилизации.

3. Этническое - важнейшая часть глобального. Обладая своей
структурой, логикой и закономерностями развития, и глобальное, и
этническое находятся в тесном взаимосвязанном единстве. В их сложной
диалектике присутствуют центростремительные и центробежные
тенденции, факторы притяжения и отталкивания, стабильность и
неустойчивость - их атрибутивные свойства. Этническое придает
глобализации особый колорит, глобализация же возможна лишь на
основе признания этнического плюрализма и культурного разнообразия.
В то же время она требует от национального выработки новых
механизмов адаптации к изменившимся условиям современного мира.

4. Глобализация и сопровождающие ее интеграционные процессы
характеризуются тем, что государства возлагают часть своих
традиционных функций и полномочий на международные организации с
целью успешного решения как внутригосударственных, так и
общемировых задач, и это приобретает характер тенденции. В основе
глобализации как объективного процесса лежат исторические
предпосылки и результаты научно-технического прогресса, прежде всего
развитие телекоммуникационных и компьютерных технологий.

  1. Глобализация культуры - явление, характерное для современного этапа развития цивилизации. Культура, обладая определенной устойчивостью, сохраняет свое внутреннее ядро, несмотря на внешние воздействия, которые не всегда позитивны. Степень устойчивости культуры, в том числе и национальной, зависит и от степени развитости духовных ценностей, от качества диалога с другими культурами. Глобализация, с одной стороны, уменьшает разрыв между этнокультурными идентичностями, с другой, - в некоторых аспектах этот разрыв увеличивает. Все это говорит о сложности процесса культурной глобализации - противоречивого и неоднозначного по своим последствиям.

  2. Формирование культурных образцов эпохи глобализации не следует представлять как процесс, сводимый исключительно к созданию универсальных космополитических ценностей. Место национальных культур в современных процессах интеграции самое разное: одни - в силу глубокой древней традиции - умеют ей противостоять, но при этом активно пользуются плодами культурной глобализации; другие теряются в ее потоке; для третьих характерны процессы культурной гибридизации и ассимиляции. Этнокультурное пространство глобализации обширно и разнородно, в нем присутствуют культурное притяжение и дистанцирование, культурная адаптация, культурная универсализация.

Теоретическая и практическая значимость работы. Основные положения и материалы диссертации могут быть использованы для

проведения дальнейших исследований в области социальной философии, глобалистики, политологии. Результаты настоящего диссертационного исследования имеют не только научно-теоретическое, но и прикладное значение: они могут представить определённую ценность при разработке стратегий развития этнического в условиях современных трансформаций.

Апробация диссертации. Главные положения диссертации использовались в материалах внутривузовских и межвузовских научных и научно-методических конференций, а также на методологических семинарах в Пятигорском государственном технологическом университете. Основные положения работы изложены в 5 публикациях, общим объемом 2,2 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения и библиографического списка.

Глобализация как феномен современного мира

Феномен глобализации стал объектом серьезного исследования как в западной, так и в отечественной социально-философской мысли. При всем разнообразии подходов глобализация понимается как единство объективного процесса и практической деятельности по развитию всего комплекса социально-экономических, политических, научно-технических, культурных, информационных отношений с учетом локальной специфики. Можно сказать, что это и результат современного этапа развития цивилизации, и процесс, и действия, направленные на их реализацию. Не вызывает особых споров и проблема сущностного содержания процесса глобализации: это углубление взаимных связей, зависимостей индивидов, народов, государств, вызванных объективными потребностями развития мировой цивилизации.

Для большинства исследователей термин «глобализация» наиболее удачно характеризует нынешний этап развития мировой экономики, трансформирование экономической политики в пространстве как общемировых связей в целом, так и отдельных странах. Иными словами, это объективная реальность, содействующая усилению единства человечества. Для предметного рассмотрения темы исследования нам не обойтись без обращения к тому, что есть глобализация. По мнению В.В. Перской, глобализация - это «развитие всеобъемлющей мировой взаимозависимости стран, наций, хозяйствующих субъектов и отдельных людей..., переплетения общественно-политических интересов и постепенного сближения культурных связей, некоторой интернализации или своего рода унификации традиций и обычаев». Глобализация - «явление, объективно развивающееся. Оно проявляется независимо от воли и желаний людей; основано на объективной потребности максимальной консолидации всех видов ресурсных потенциалов... и духовных возможностей человеческого общества в целях обеспечения долговременного поступательного развития».1 Для А. Кацовича, глобализация - «интенсификация! экономических, политических, социальных и культурных связей- через границы. Глобализация - это комбинация s соглашений о свободной торговле, Интернета и объединения финансовых рынков, которая превратила мир в единый и очень конкурентный рынок», в ней «нет ничего таинственного. Она лишь переносит через национальные границы действия тех же самых рыночных сил, которые веками действовали на всех уровнях экономики...».

Что касается Н.П. Ващекина, М.А. Мунтяна, А.Д. Урсула, для них глобализация является ведущей тенденцией современного мира на качественно новом этапе своего развития, характеризующаяся всеобщей взаимозависимостью и взаимообусловленностью (а также интернационализацией как результата бурного научно-технического прогресса), имеющая результатом! формирование иного миропорядка, основанного на взаимозависимости, перерастании национального в транснациональное, ведущего к становлению - единого человеческого сообщества. Говоря о характере протеканияі глобализации, они определяют ее как «нелинейный, прерывистый..., необратимый в принципе и в .целом-и» обратимый в отдельных своих проявлениях диалектический процесс возрастания мироцелостности на этапе транснационализации жизни всего человечества».3

Исследователи глобализации? ведут давние споры относительно времени ее возникновения и движущих силах развития. По мнению одних, хотя термин сам возник в 80-е годы XX века, истоки глобализации восходят к античным временам, когда мир находился в процессах активной интеграции и интернационализации. С точки зрения вторых, глобализация восходит ко времени становления буржуазного способа производства и «содержанием этих процессов стало превращение ранее разрозненных экономических систем в единую мировую экономику, а сама глобализация — продолжительный процесс установления и упрочения господства европейского капитализма».4 Для. третьих, глобализация — достаточно. позднее явление. Так В. Фетодова)считает, что глобализация как процесс стал формироваться после распада Вестфальской системы наций-государств под влиянием международных экономических связей.5

С тем, что глобализация характерна для человечества на протяжении всей его истории, что она в разных формах, масштабах, с разной степенью интенсивности проявлялась и прежде, но стала наиболее очевидной в современную эпоху, согласны практически все исследователи. Как и с тем, что глобализация в историческом разрезе позволяет увидеть весьма важные для нее взаимодействие и взаимовлияние процессов, событий, явлений в разных странах, цивилизациях и регионах (и даже не вполне очевидную связь между развитием прямо не взаимодействующих обществ). В определенном смысле глобализации, глобальность проявляютсяь именно в согласованности процессов, локализованных в разных местах. Современная глобализация подготовлена многими историческими ч процессами, в особенности глобальной геополитической революцией ХХ« века - распадом, прежних империй, сделавшим государственные границы более прозрачными, разрушившим непреодолимые преграды; на пути движения товаров, капиталов, информации, тем самым подготовившим экономическую и политическую интеграцию нового типа. Распад империй был предопределен определенным этапом глобальных исторических процессов, как и само их формирование. Таким образом, процессы глобального развития «являются не линейными, а скорее волнообразными, включающими чередование эпох социокультурной интеграции с соответствующей централизацией политической жизни и эпох 17 гетерогенности мира». Исходя из того, что глобальное развитие имеет пульсирующий характер, можно предположить, что и «нынешняя эпоха глобализации вряд ли завершит мировую политическую историю; скорее, она сменится через некоторое время новой эпохой усиления политической и социокультурной гетерогенности мира».6

И здесь уместно привести точку зрения одного из ведущих отечественных исследователей процесса глобализации А.С. Панарина, изначально утверждавшего, что последняя не есть продукт XX века, который изменил лишь ее скорости, масштабы, степень интенсивности, формы проявления, а главное - роль субъективного фактора. И он не столько говорит о приобретениях, сколько о потерях для национальной самобытности: «...в лице современного глобализма мы имеем дело с новейшей формой нигилизма, ищущего себе алиби в так называемых объективных тенденциях. Скрыто интимная сторона глобализма заключена в позиции последовательного отстранения от всех местных интересов, норм и традиций». Тревога автора по поводу того, что глобализация ведет к ослаблению этнического своеобразия, к предпочтению универсального перед национально-ориентированным, к наибольшей- защите интересов индустриально развитых стран в ущерб развивающимся, очевидна.

Влияние глобализации на современное государственное и национальное развитие

В современных условиях активизируется процесс консолидации региональных сообществ с акцентом на наднациональные структуры, теснящие национальные. Этот процесс также входит в понятие глокализации, предполагающей интеграцию национальных государств и их фрагментацию. Эти процессы сопровождаются перераспределением суверенитета, власти, полномочий, свободы действий как вверх (надгосударственным структурам); так и вниз (на уровень территорий государств). Изменение характера и направленности межгосударственных и внутригосударственных отношений ведет к серьезным изменениям в сфере гражданской и национальной идентичности, которые становятся более сложными и многогранными. Как справедливо пишет Э. Гидденс, «повсюду мы видим. институты, которые внешне выглядят так же, как и раньше, и носят те же названия, но» абсолютно изменились изнутри. Мы продолжаем говорить с государстве, семье, работе, традициях, природе, как будто эти понятия остались теми же, что и прежде. Но это не так. Прежней осталась скорлупа, внешняя оболочка, но внутри они изменились — и это происходит не только в ЄША, Великобритании или» Франции, но практически везде. Я называю их «институты — пустышки». Эти институты уже не соответствуют задачам, которые они призваны выполнять».41

Современные государства сталкиваются с множеством проблем: несоответствие-между государствами в наличии привилегий и обязательств, углубляющееся неравенство (как между государствами, так и внутри них), отсутствие корреляции между экономическим ростом и качеством жизни, увеличение- численности населения, чьи материальные возможности минимальны, маргинализация и люмпенизация населения, рост социальной депривации, разрыв в возможностях доступа к ресурсам, информации, культурным ценностям социальная несправедливость, нереализованность прав человеками; народов ишногое другое, - которые решаются различными: механизмами на уровне не только национального; государства; но и региона; мирового сообщества. При. всей важности последних приходится констатировать факт того, что прочность и сила регулятивного воздействия современных государственных структур ослабевают. И сколько бы ни говорили о значимости гражданского общества для решения проблем, современных социумов, без сильного государства (не в смысле довлеющего) оно не в состоянии с ними справиться.

Некоторые исследователи считают, что на смену тоталитаризму в общепринятом смысле приходит иной тоталитаризм — «глобалитарных режимов», которые игнорируют политику и интересы национальных государств и ставят во главу угла, интересы «золотого миллиарда», обеспечивая им конкурентоспособность в ущерб/ другим участникам глобализационного процесса: Это и позволяет утверждать, что человечество — это! сообщество двух противоположных миров — развитых (так называемый «Єевер») и, развивающихся; страш («Юг»); Соответственно государства будут значительно! разниться и разнятся? как по уровню развития; так и- по стоящим перед ними : задачам. Для государств «Юга» вектор экономического развития строго определен, они не имеют достаточных ресурсов .для того, чтобы противостоять глобальной экспансии, финансовому капиталу, ТНК и всему тому, что? неудержимо интернационализируется. Поэтому глубоко укоренившееся представление о национальном государстве как о единственно надежном гаранте экономической, политической и социальной безопасности общества и его граждан уходит в прошлое;

Такое условное деление: государств на две категории разделяют не все исследователи; В частности, В-К. Левашов пишет, что «в настоящее время;.. можно выделить несколько доминирующих глобальных цивилизационных стратегий: североамериканская стратегия — экспансия интересов и ценностей с помощью военного финансового, информационного, технологического доминирования; европейская стратегия - экспансия интересов и ценностей европейской цивилизации через политическую, экономическую интеграцию, через создание органов наднационального управления; китайская стратегия — экспансия национальных интересов, ценностей китайской цивилизации посредством внутренней социально-экономической мобилизации, этнической миграции, формирования и контроля... локальных китайских социально-национальных общностей; арабская стратегия — экспансия интересов и ценностей арабской цивилизации через демографический рост и активизацию распространения1 доминирования в арабском мире исламских религиозных ценностей; еврейско-израильская стратегия- — экспансия интересов ценностей еврейской цивилизации на основе привлечения человеческих и материальных ресурсов в государство Израиль».42 И эта1 экспансия, безусловно, обеспечивается силой государства, и ее результат зависит от мощи w влияния такого государства.

В отличие от В.К. Левашова, Л. Митрович говорит об особой роли в современном мире неолиберальной - стратегии в форме англо-саксонской модели развития, целью которой «являются не только развивающиеся государства и государства в транзите, которые вынуждены следовать стратегии зависимой модернизации (что означает долговое- рабство, реколонилизацию и протекторизацию), но страдает и социал-демократическая модель развития (рейнская и скандинавская модель социального государства, так называемый социальный капитализм).

Глобальное и локальное в современных мировых процессах

Единообразие, теснящее социокультурную этническую идентичность, достаточно разрушительны, ибо - ведут к духовному кризису. На это ряд европейских стран отвечают разработкой культурно-национальной политики, направленной на защиту национальных интересов. К примеру, во Франции «были приняты законодательные акты, защищающие французский язык и национальную индустрию развлечений, составлен список англоязычных заимствований, которые не могут употребляться в официальных документах, установлен минимальный порог французского и европейского участия в теле- и радиовещании... В стране растет страх перед новыми технологиями и двойственное отношение к глобализации, символом которой стал Макдональдс». В такой ситуации «включается» механизм национального; который справедливо назван глобальным явлением суперэтнизма: рост стремлений к суверенизации, усиление ксенофобии, сопротивление глобальной.интервенции силой национализма.

Степень проявления вышеназванных процессов зависит от множества связанных между собой факторов w условий. Это и плотность межэтнических взаимодействий; обусловленных своеобразием этнической среды их протекания, и «качество» окружения (моноэтничное, полиэтничное, гетерогенное-гомогенное общество), и уровень конфликтогенности и многое другое. Последние зачастую относят к негативным последствиям глобализации, хотя это явление" всегда сопровождает развитие этнического в качестве частичной или» полной утраты национальных особенностей под влиянием причин разного порядка. Отвечая на вопрос о том, чем вызваны страхи ассимиляции, скажем, что они не столько в обретении новых этнических свойств в ущерб исконным, сколько ВІ деэтнизации — потере, исчезновении собственно национального, его растворении, что обедняет этническую картину мира, обезличивает ее. Если- учесть, и определенные издержки глобализационных процессов, то справедливость многих опасений? очевидна :- Возможно, более сложными являются вопросы, касающиеся морально-нравственного самочувствия народов: чем измерить потери, понесенные человечеством на его пути к единению, насколько они адекватны приобретениям (в настоящем, и в будущем), как последние соотносятся с истинными национальными интересами (хотя в развитии национального всегда есть потери и приобретения). Немаловажным является, и то, как потери воспринимаются национальным самосознанием, что во многом связано с рисками глобализации и возможностями национального на них отвечать.

Неустойчивые состояния ведут к «колебаниям» границ идентичности: включению и исключению, выделению своих особых характеристик и их противопоставлению другим — в целом они «склоняются» к приоритету национальной самобытности. И тогда выбор осуществляется через согласование различий «мы-они». «Они» из своеобразного равноценного источника подпитывания К мы» превращается в противопоставление. Как ни парадоксально, но- такое взаимодействие не способствует успешности национального, потому что для его полноценного, развития важно понимание не столько «мы», сколько пользы, значимости «они» как для «мы», так и для «они». В этом, на наш взгляд, суты универсального как гармонии развитого на почве друг друга национально-самобытного. Такая естественность универсализации национально-особенного, такое его. нивелирование как бы растворяет национальное; делая- его внешне не заметным, но глубинно присущим. Это не две самостоятельные, параллельные линии развития; а переплетенность одного в другом, т.е. коэволюция.

Возможно, один из них лежит через так называемую двойную идентичность (в нашем контексте следует понимать расширительно), когда на личностном, групповом уровне осознаетсяне только принадлежность к собственному народу, но ощущается тесная связь с другими, предполагающая укоренность и инонационального. Двойная идентичность не может быть сформирована искусственно, поскольку насаждаемое инонациональное, воспринимаясь как угрожающее национальному, отторгается как чуждое, враждебное. Ее подлинный смысл — в естественности ее формирования, даже и под воздействием предпринимаемых усилий. И это глобализация в идеале. Но на практике процесс становления двойной идентичности зависит от множества факторов. Наиболее важными из них являются следующие. Во-первых, разность цивилизационных типов — фактор более высокого порядка, - которые могут быть более открытыми или закрытыми для обретения двойной идентичности. При беглом взгляде в более «выгодном» положении оказываются те народы, которые открыты для иновлияний, но в этом - при. ускорении процессов глобализации — кроется и опасность утраты многих национально специфических черт. Но и замкнутость национальной жизни чревата: в своем стремлении оградить себя и сохраниться в национальной оболочке она преграждает себе путь к множеству благ, которые сулит взаимное обогащение. Во-вторых, опыт и характер межэтнического сосуществования, несущие на себе печать своеобразия национальной среды: чем плотнее инонациональное окружение, тем интенсивнее внутри- и межэтнические взаимосвязи, сглаживание внутринациональных различий, формирование более совершенных форм этнического взаимодействия: Естественно,, что в однонациональной среде такого опыта нет, либо он ограничен. Это факторы как бы низшего уровня, что не означает их несущественности. В-третьих, уровень этностатусной (понимаемой широко) позиционности, резкая смена которой — как падение, так и рост - приводит к одинаково негативным последствиям.

Национальная культура в условиях глобализации

И вообще проблема взаимопонимания культур - это проблема способности понимания иных кодов: для человека как существа национального умение интерпретировать образы и символы разных культурных традиций играет особую роль, ибо благодаря искусству разгадывания культурных кодов возможно существование национального в глобальном. Не останавливаясь подробно, просто укажем, что глобализация привнесла в культуры много искусственных кодов, архетипов, они перемешались с естественно выработанными, порождив больше механического разнообразия и противоречий, нежели органического сочетания инокультурного и собственно национального.

Проблема расшифровки кодов — это отношение к ним как к инструментам, обеспечивающим целостность и уникальность культур через либо их закрытость, либо открытость. Своеобразные и неповторимые культуры всегда способны к открытости и коммуникабельности, но они имеют и естественные преграды. И для успешного диалога вовсе не следует разрушать коды, чтобы тем самым снять преграды. Глобальный мир не будет иметь единого кода - речь идет об использовании (искусственном раздувании) естественных барьеров для самоутверждения одних и подчинения других, т.е. для создания определенной иерархии, диктата. Борьба национального (как системы кодов) в таком случае неизбежна. Если создатели современных культурных кодов «управляют» миром через унифицированные стандарты, легко воспринимаемые и воспроизводимые, то государство имеет то преимущество, что оно в состоянии на основе этнокультурно-идеологического многообразия создать не менее сильные и значимые культурные коды с присутствием в них и национальной, государственной, культурной, идейной компонент. В сражениях за культурные коды самой различной направленности на стороне государства и то преимущество, что, будучи пространством их разнообразия, оно может объединить их, трансформировать, придать им и обществу в целом определенную ценностно-культурному окраску. И лишь пассивность государства, чем бы она ни была вызвана, позволяет другим одерживать победы на полях культурных сражений.

Культурная глобализация и связанное с ней усложнение социокультурных процессов требуют от национальных правительств поиска новых подходов к решению глобальных проблем культурной жизни, переосмысления своих традиционных функций, выработки идей культурного развития, основанных на приверженности к культурному плюрализму, соединенному с новой глобальной этикой культурного гуманизма. Объективная обеспокоенность этнокультурной безопасностью, под которой понимают устойчивое функционирование и воспроизводство культур, повышение уровня их адаптивности к социальным изменениям, возможность участия в свободном взаимообмене культурными ценностями, не должна ставить пределы их развитию в глобализирующемся мире.

В условиях расширяющейся глобализации; несомненно, вопрос о взаимоотношении государства и культуры представляет особый интерес. Глобализация как процесс разрушения границ - в буквальном и.переносном смысле - меняет роль государства как своеобразного ограничителя. Привязанность к родной почве постепенно теряет государственно 125 территориальный формат, и национальное вбирает в себя функции государственного. Происходит некий отрыв национального от государственной «привязки». Как ни» парадоксально, на наш взгляд, глобализация, «угрожая» государственному, усиливает роль национального, которое, преодолевая.рамки государственного, выходит на новый уровень. В этом смысле следует согласиться с теми, кто не разделяет опасений по поводу этнокультурной гомогенизации, считая, что в условиях глобализации речь идет о создании новых транснациональных сообществ со своей этнокультурной спецификой. Несомненно, что страхи вокруг глобализации вызваны - и не беспочвенно - объективным ослаблением роли государства, особенно в его влиянии на духовный прогресс. И тем не менее ослабление государственных начал не может не сказаться на этнокультурной сфере.

Самостоятельность культур в ходе глобализации может даже увеличиваться (как реакция на всесторонние воздействия), но это развитие уже не столько по линии обособления (что было свойственно началу XX века), сколько обогащения и извне, и изнутри. Но конкуренция, конфликты неизбежны, однако поиски социокульутрного согласияі будут довлеть. Будут действовать, взаимодополняя и уравновешивая друг друга, и естественные, постоянно действующие тенденции этнокультурной локализации; и глобализации. Где национальная и социальная локализация обеспечивают этнокультурное разнообразие, а социокультурная глобализация выполняет консолидирующую роль, предотвращая бесконечное национальное дробление. Где локализация позволяет национальному выживать, оставаясь качественно определенным неповторимым сегментом общечеловеческого, -а глобализация ставит пределы национальному дифференцированию, сохраняя» целостность ткани культурно-исторического процесса. Тогда глобализация не предстает как тотальная интеграция систем ценностей и базируется не на разрушении национального, а на его прочности, обеспечивающей поддержание самобытности и этноидентичности. В эпоху глобализации, как пишет В. Библер, «культура способна жить,и развиваться (как культура) только на грани культур, в одновременности, в диалоге с другими целостными, замкнутыми на себя (на выход за свои пределы) культурами. В таком конечном (или изначальном) счете действующими лицами оказываются отдельные культуры, актуализированные в ответ на вопрос другой культуры, живущей только в воплощениях этой иной культуры».

Похожие диссертации на Этнический аспект глобализации