Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экстремальность в обществе риска Волкова, Надежда Геннадьевна

Экстремальность в обществе риска
<
Экстремальность в обществе риска Экстремальность в обществе риска Экстремальность в обществе риска Экстремальность в обществе риска Экстремальность в обществе риска
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Волкова, Надежда Геннадьевна. Экстремальность в обществе риска : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Волкова Надежда Геннадьевна; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Самара, 2011.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/259

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. Сегодня широко употребим ряд терминов, характеризующих формы социального и индивидуального поведения, выходящие за пределы нормы, или находящиеся на ее грани, в частности: «экстрим», «экстремальность». Слово «экстремальное» в качестве философского термина используется чуть больше четырех десятилетий. В социальной философии - лишь в последнее десятилетие. Внимание к этой теме можно определить как внезапное и пристальное. Оно не случайно, и свидетельствует об определенных изменениях в современной культуре. Интенсивность исследований экстремальности возросла в связи с увеличением влияния экстремизма, который приобрел международный характер.

Тема экстремальности обладает значительным объяснительным и эвристическим потенциалом в исследовании процессов социальной динамики, альтернативных вариантов эволюционного общественного развития и соответствующих реформаторских практик. Ресурс экстремальности, имеющий антропологические, психологические и социокультурные истоки, значительно активируется, пробуждается к интенсивной жизни рискогенным обществом. Очевидно, что экстремальное действие обладает творческим и последовательным характером, выступая признаком активной деятельности и ее специфическим способом. Экстремальное время требует экстремального человека.

В современном обществе, где настойчиво осуществляется тенденция социальной, политической, культурной идентичности, все большую актуальность приобретают исследования антропологической ситуации, которая не сводится к сугубо индивидуальному бытию человека, но включает социально-цивилизационные и культурные факторы, влияющие на «внутренние основания» человека как личности в обществе. Однако речь идет не только о социальном в человеке (П.Л. Бергер), но и о человеческом в социальном. Исследователи подчеркивают актуальность методологических задач, связанных с человеческим измерением рисков. Требуется создание категориального аппарата междисциплинарных исследований человека в ситуациях риска1.

Сегодня, в культурном и социальном контексте, сформировался определенный социальный тип человека, который не только в силу вынужденных обстоятельств, но и по внутренним предпосылкам, оказывается в поле экстремальных факторов, воспроизводит экстремальные ситуации. Особенно характерны экстремальные формы поведения и виды деятельности для современной молодежи, которая обозначается как «поколение next». Потребность в острых ощущениях заставляет молодых людей искать ее реализации в «экстриме» на улицах городов, в межличностных отношениях, в

Устьянцев В.Б. Антропология риска: концептуальные основания // Общество риска и человек: онтологический и ценностный аспекты. Саратов, 2006. С. 226.

неформальных объединениях и психоделических состояниях, в радикальных групповых и коллективных действиях.

О перспективе формирования отдельного научного направления по экстремальности говорят отечественные авторы: «Со временем, наверное, сформируется отдельное научное направление по исследованию действия духа человека в условиях экстремальности»2. Замечен особый интерес в философии к измененным состояниям сознания, экстремальным и пограничным ситуациям, радикальному опыту телесных практик, всему, что обнаруживает предел возможностей, показывает масштаб человеческого в человеке. Таким образом, термины «экстрим», «экстремальность» не только маркируют экзотический смысл, закрепившийся за неким способом действий, за определенными явлениями в культуре, граничащими с маргинальностью, девиантностью и эпатажем, но выражают комплекс социальных характеристик, ставших типичными для современной социальности в целом.

Степень разработанности темы. Исследованию культуры и цивилизации посвящены работы Д. И. Зарова, В. А. Кутырева, А.Л. Стризое, В.Н. Сырова, Г.Л. Тульчинского. Роль мировоззренческих универсалий в культуре рассматривает B.C. Степин. Культурно-цивилизационный подход обосновывается в работах А.Н. Чумакова; динамические аспекты социокультурной ситуации нашли отражение в трудах Е.В. Листвиной. Роль глобализационных процессов в динамике современной цивилизации анализируется М.О. Орловым.

Видение в культурно-цивилизационном контексте информационного общества, общества знаний, концепций информации, понятий культуры и глобализации сквозь призму Интернета, виртуализации социума представлено в работах западных и отечественных авторов: Д. Белла, М. Кастельса, М. Маклюена, О. Тоффлера, Ф. Уэбстера, А.Ю. Антоновского, В.Н. Гасилина, В.Г. Горохова, В.Л. Иноземцева, В.А. Лекторского, С.Ф. Мартыновича, Н.А. Носова, Б.Г. Юдина.

Проблемам российской цивилизации, анализу ее противоречий посвящены работы современных отечественных авторов А.С. Ахиезера, В.К. Кантора, С.Г. Кара-Мурзы, Н.Г. Козина, А.С. Панарина, В.П. Рожкова. В них выявляется российская идентичность, роль русского этноса и русской идеи в российской цивилизации. Исследованию форм цивилизационных процессов и роли цивилизационных констант в формировании российского социума уделено значительное внимание в книгах и статьях А.С. Борщова, СИ. Замогильного, О.М. Ломако, И.В. Стекловой, О.Ф. Филимоновой.

Н.Г. Козин в своих книгах3 анализирует экстремизм процессов цивилизационного саморазрушения России, разрушения собственной

Меньчиков Г.П. Неосознаваемое как ценность духовной культуры человека. Казань, 2006. С. 226.

Козин Н.Г. Бегство от России: к логике исторических потрясений России в XX веке. Саратов, 1996. Его же. Постижение России: Опыт историософского анализа. М., 2002. Его же. Есть ли будущее у России?: критика ист. опыта современности. М., 2008.

исторической и национальной идентичности на протяжении всего XX столетия и в особых масштабах и с особой безответственностью в его начале и конце. Составной частью процесса возрождения России должны стать, как он полагает, процессы восстановления исторической преемственности в ее развитии.

В трудах О.Ю. Рыбакова сквозь призму социально-философского подхода исследуется субстанциально-интенциональная форма реализации гуманистического начала человеческой активности в правовой сфере сознания и деятельности. Метафизика нормативности, этические, правовые и политические аспекты нормативного бытия человека в обществе и его социального поведения нашли свое осмысление в трудах В.П. Барышкова, И.А. Гобозова, А.И. Демидова, А.Г. Матвеева, И.Д. Невважая, А.В. Разина, СВ. Тихоновой, М.В. Шугурова.

Научные принципы и подходы к сложным нелинейно развивающимся системам природного и социального мира представлены отечественными исследователями: В.В. Афанасьевой, Е.Н. Князевой, С.А. Кравченко, С.Н. Курдюмовым, Н.Н. Моисеевым, СП. Поздневой. Как показывает в своих работах A.M. Буровский, синергетическая парадигма сыграла определяющую роль в понимании ключевого значения экстремальных ситуаций и состояний в динамике живых систем.

Экстремальные явления до недавнего времени не выделялись в качестве отдельного объекта социально-философского исследования и даже не обозначались таким именем. Место экстремальности в современной социокультурной реальности определяется соотношением таких характеристик, как рисковость - радикальность - экстремизм; другой ряд явлений позволяет идентифицировать собственно экстремальность: неформальность - маргинальность - девиантность - деструктивность. Использование такого комплекса понятий позволяет достаточно содержательно определить экстремальность с точки зрения ее внутренних и внешних условий.

Различные элементы этой условной сети специализированных терминов в отдельности рассматривались в литературе. Анализу риска в обществе посвящены «классические» работы У. Бека, Э. Гидденса, Г. Леманна, Н. Лумана, Ф. Найта. Из отечественных авторов активно исследуют рисковую проблематику - А.П. Альгин, СА. Кравченко, Г. Лукьянов, О.Н. Яницкий. Весьма интенсивно изучается тема риска в саратовской школе социальной рискологии, возглавляемой В.Б. Устьянцевым. Ее представителями разрабатываются философские концепты теории рискогенного общества. Выявляется сущность рискогенных ситуаций в современном социуме. Здесь следует назвать следующих авторов: Н.А. Акимова, Д.А. Аникин, И.А. Афанасьев, С.А. Данилов, А.В. Иванов, СМ. Малкина. Свой вклад в исследование состояния неопределенности как основания риска внес

А.С. Борщов. Психологический аспект риска исследуют P.M. Шамионов, А.А. Понукалин.

Определенный этап в рассмотрении общества риска связывается с подходом, изложенным в книге Г. Бехманна «Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний»4. В ней современное рискогенное общество представлено как общество знаний. Приводится определение риска, его структура в обществе постмодерна.

Общая экстремология как научное направление, предметом которой является экстремальность, своими корнями уходит в естествознание (теория максимумов и минимумов - экстремумов). Теория экстремальных принципов с давнего времени применяется в математике, физике, термодинамике, кибернетике, биологии. Начало изучения экстремальности в общенаучном статусе положил В.А. Асеев5. Как общая теория экстремальных явлений, экстремология возникла и развивалась с начала 90-х гг. в рамках так называемой концепции оптимологии и как ее основа, благодаря усилиям О.С. Разумовского (Новосибирск). Он отмечал особый вклад СП. Поздневой6 в концептуализацию оптимологии. В частности, она определила диалектический характер предложенной им трактовки понятия оптимума как понятия синтетического, соединяющего субъект-субъектные и субъект-объектные отношения .

Оптимология стала приложением принципов экстремальности к вопросам оптимизации и эффективности человекодеятельных систем. Фундаментальную основу жизнеутверждения этих систем, их оптимальности и эффективности необходимо, искать, как полагают сторонники этой теории, в феномене адаптивности. Оптимология - это теория оптимизации и деструкции сложных саморазвивающихся систем, в том числе человеческого общества. Она требует синтеза результатов, полученных в различных науках: в биологии, теории операций и кибернетике, в общей теории систем и в экономической науке, в математическом программировании и в синергетике. Оптимология в экономическом знании - это наука об оптимуме, изучающая оптимальность соотношений между различными факторами в бизнесе (сформулирована Г. Хопфом (1882-1949).

По представлениям О.С. Разумовского, концепция оптимологии должна включать как антипод и свою противоположность, явления

Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. М., 2010.

Асеев В А. Экстремальные свойства и состояния // Методологические вопросы системно-структурного исследования. М., 1967. Его же. Экстремальные принципы в естествознании и их философское содержание. Л., 1977.

Позднева СП. Диалектика и общенаучные понятия: философско-методологический анализ категориального строя современной науки. Саратов, 1987.

Разумовский О.С. Закономерности оптимизации в науке и практике. Новосибирск. 1990. С. 9.

деструктивности, стагнации и катастроф . О.С. Разумовским был предложен и сам термин «экстремология» (1999 г). Анализ основ и факторов оптимизации человеческой деятельности, осуществляемый в контексте исследований проблем общей экстремологии, помогает определить моменты саморазвития, скрытые механизмы самоорганизации в системе человеческой жизнедеятельности. Оптимальные законы и принципы во многом определяют устойчивый ход ее развития.

Исследования экстремальных закономерностей, проводившиеся О.С. Разумовским, получили продолжение и оформились в междисциплинарное направление и особую дисциплину - социальную экстремологию. В 2005 г., в СПб университете вышло учебное пособие «Введение в социальную экстремологию» В.Н. Томалинцева и А.А. Козлова. Социальная экстремология, как полагают авторы, призвана рассмотреть весь спектр экстремальных законов и факторов, воздействующих на ход социально-нравственных процессов9.

Особый интерес вызывает методологический аспект соотношения оптимизации и риска в человеческой деятельности, где «оптимальность и риск оба являются экстремумами»10. Отсюда следует важный вывод о том, что у реальных объектов имеются «края», краевые области существования, краевые области их конкретного бытия, состояний, характеристик, свойств. Иначе говоря, есть меры и границы различных параметров и характеристик, свойств и состояний внутри определенных явлений, границы самого их существования.

Особое звучание тема границы приобрела применительно к человеческому существованию в традициях экзистенциального философствования. В этом отношении подчеркнем значение для нас работ Б.И. Мокина по современной философии. Начиная с предтеч экзистенциализма (Б. Паскаль, А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор) размышления о пределах можно найти в трудах всех экзистенциалистов, среди которых выделяются К. Ясперс (граница порядка существования), М. Хайдеггер (экзистенция как просвет бытия), М. Мерло-Понти (множественность субъективных миров), Ж.-П. Сартр (автономия как своезаконность в пространстве собственной интерпретации), Г. Марсель (трансцендентная тайна, которая есть символ и выражение индивидуального бытия и субэкзистенции).

Современные исследователи также не обходят данную проблему, о чем
свидетельствуют труды A.M. Бахтызина, Т.П. Берсеневой, Т.М. Буякас,
В.Н. Дружинина, Е.В. Золотухиной-Аболиной, Е.П. Кучеровой,

В.Л. Лехциер, А.В. Перцева, И.П. Чередниченко. В них зафиксированы

См.: Разумовский О.С. Биография и научные труды [Электронный ресурс]. URL: . (дата обращения 10.02.2011).

Томалинцев В.Н., Козлов А.А. Введение в социальную экстремологию. СПб., 2005. 218 с. Киютина Т.Н., Разумовский О.С. Принципы оптимизации человеческой деятельности. Философско-методологические аспекты. Красноярск, 2004. С. 190.

особенности деятельности и развития личности в условиях ограниченности их жизни, движения, мышления.

Важной задачей экстремологии некоторым авторам представляется разработка методов переноса знаний о «формах жизни» в экстремальных зонах на условия динамично развивающейся регулярности11. Изучению психологических аспектов экстремальности, поведению в экстремальных, чрезвычайных ситуациях посвящены работы Л.И. Анциферовой, А.А. Бодалева, А.П. Корнилова, К. Муздыбаева, Г.Р. Федотовой, Р.Х. Шакурова. Стратегии поведения человека в экстремальных ситуациях исследовал Г.П. Меньчиков. Рассмотрению риска и экстремальности в молодежной среде посвящены социологические работы Ю.А. Зубок, В.И. Чупрова, культурологические работы СИ. Трунева.

В социальной философии экстремальность все еще редко исследуется как центральный предмет, обычно, - как сопутствующая проблема. Т.В. Борисова, связала экстремальность с риском, проводя социально-

философский анализ предпринимательской деятельности . Из самарских исследователей теме экстремальности уделил внимание А.А. Хоровинников, специально рассматривая экстремизм.

К числу современных авторов, внесших существенный вклад в разработку темы экстремизма и экстремальности в отечественной философии, с полным основанием следует отнести В.И. Красикова . Он проводит исследование радикальных форм сознания, возникающих в разных областях человеческой жизни. Рассматривает радикальный национализм, противостояние мужского шовинизма и радикального феминизма, логику молодежных контркультур второй половины XX в. В.И. Красиков исходит из толкования экстремизма как активной сознательной формы первородной агрессивности - имманентной стороны активности живого. С его точки зрения, экстремизм первичен по отношению к экстремальности, которая выступает его проявлением. Экстремальные условия могут приводить к экстремизму, а экстремизм, в свою очередь, порождает экстремальные ситуации.

Другой автор, специально рассматривающий тему экстремальности в пространстве философского дискурса - В.Н. Томалинцев14. Обращение к экстремальным принципам, с его точки зрения, позволяет сформировать целостный взгляд на процесс развития человеческой жизнедеятельности не в идеалистических тонах, а на основе совокупных результатов фактических

См.: Бахтияров О. Интервью ростовскому Росбалту [Электронный ресурс]. URL: // http ://fwhat. З arova_rostovskomu_rosbaltu/2010-07-03-72. (дата обращения: 10.02.2011).

Борисова Т.В. Философский анализ предпринимательской деятельности: Онтологический и социально-антропологический аспект. Самара, 2003.

1 о

Красиков В.И. Экстрим: иеждисциплинарное исследование причин, форм и паттернов экстремистского сознания. М., 2006. Его же. Экстремизм. Паттерны и формы. М., 2009. Томалинцев В.Н. Экстремаль России: прогноз развития. СПб., 2007.

действий человека. Экстремальность и экстремизм вписывается у него в ряд таких понятий, как острота, изощренность, извращенность, творчество.

Философия экстремальных состояний человека, феномен экстремальной ситуации и экстремального поведения, динамическая модель поведения субъектов и сообществ в экстремальной ситуации исследуется А.А. Грякаловым, В.И. Кудашовым, Б.О. Майером, СВ. Полатайко, М.А. Прониным. Разработке бытийной укорененности экстремальной деятельности посвящены работы К.С. Пигрова.

Маргинальность исследуется в работах СП. Турина, О.В. Дедовской, И.А. Тимошенко. Проблемы радикализма и контркультуры рассматриваются А. Н. Батыгиной, И.Б. Громовой, П.С. Гуревичем, В.Н. Леонтьевой, К.Г. Мяло, М.И. Новинской, И.В. Ковшовой, Т.Б. Щепанской, Н.С Юлиной. Значительна заслуга западных авторов, которые внесли позитивный вклад в осмысление явления контркультуры: К. О'Хара, Т. Роззак, С. Хантигтон, М. Фергюсон. В середине 90-х годов отечественные субкультуры стали предметом тщательного анализа ученых социологов (Т.Б. Исламшина, Е.Л. Омельченко, И.Ю. Супдиева, И.Н. Андреева). Экстриму в молодежных субкультурах посвящены работы М.В. Лисаускене; об экстремальном туризме писал А.В. Гребенюк. М.А. Султанова при анализе радикализма различает два его типа: политический, направленный на ниспровержение государственных институтов, и культурно-ценностный, ставящий себе целью подорвать сами механизмы социализации и институциализации индивидов и групп в современном «репрессивном» обществе15.

Имеются исследования неформальных социальных практик, их субъектов и значения в современной России. Однако такие исследования относятся в большей степени к области политической. Проблема экстремальности до настоящего времени по большей части привлекает психологов, социологов и культурологов. В рамках социальной философии эта тема не получила достаточно полного анализа. На наш взгляд, недостаточно внимания уделено социально-философскому анализу экстремальности как функциональной характеристике общества в целом в условиях тотальной рискогенности, и такому ее срезу, как социальная экстремальность, в отличие от природной и техногенной экстремальности. До сих пор не получили распространения имеющиеся методологические разработки в экстремологии применительно к анализу роли экстремальности в цивилизационном процессе.

Объект диссертационного исследования - экстремальность как функциональная характеристика рискогенного социума.

Предмет - теоретико-методологические основания социально-философского исследования экстремальности.

Цель диссертационного исследования: на основе социально-философского анализа определить природу и функции экстремальности как

Султанова МА. Философия культуры Теодора Роззака. М., 2005. С. 22-23.

социальной характеристики и типа социокультурного бытия в динамической модели социума.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть основания рискогенности современного общества.

  1. Определить понятие социальной экстремальности и ее детерминанты.

  2. Выявить значение экстремальности в социуме.

4. Эксплицировать основания экстремальности как формы социальной
деятельности.

5. Классифицировать феномены экстремальности.

Методологическая основа исследования. Экстремальность рассмотрена в свете культурно-цивилизационнои и рискологическои парадигм. Культурно-цивилизационный подход выражается в установке, по которой изменение универсалий культуры влечет за собой изменение цивилизации. Рискологическая парадигма применяется для выявления условий активации новационного ресурса экстремальности общества в состоянии цивилизационного перехода, как интенсивно порождающего риски человеческой жизнедеятельности.

В осмыслении цивилизационной динамики социума как нелинейного движения используется синергетический подход, позволяющий раскрыть поливариантную модель перехода к новым возможностям за счет актуализации творческих потенций человека в обществе.

Для определения сущности экстремальности используются подходы, разработанные в общей и социальной экстремологии, где экстремальные принципы - это некие закономерности, обеспечивающие полную и максимальную реализацию развития путем достижения предельных, крайних и пограничных состояний, а также путем их преодоления. Суть их заключается в заложенной в этих принципах идее оптимальности, экономии, целесообразности.

Научная новизна исследования.

С привлечением авторского понимания рискологическои парадигмы обосновано, что в современном обществе имеются черты, стимулирующие особое, рисковое, содержание деятельности и соответствующий способ социального поведения.

С новых методологических и теоретических позиций осуществлен комплексный социально-философский анализ феномена «экстремальность»; дана дефиниция социальной экстремальности и определены характеристики современного общества риска, влияющие на ее место и роль в социуме.

На основе культурно-цивилизационного подхода выявлена последовательность изменений в социосистемном положении экстремальности, которыми задается цивилизационная направленность динамики конкретного социума.

Предложена авторская типология оснований социальной экстремальности, укорененных в человеческом бытии; установлен характер взаимодействия экстремальной деятельности человека и

условий рискогенного социума как одна из предпосылок его

самоорганизации. Проведена классификация разновидностей экстремальности с учетом

теоретических принципов, сформулированных в экстремологии и

требований культурно-цивилизационного подхода; подчеркнуто

центральное значение социального вида экстремальности при

интерпретации цивилизационной динамики.

Положения, выносимые на защиту. 1. Общество риска есть опасное общество. Современное общество является средой, воспроизводящей неопределенность и угрозы, продуцирующей в связи с этим рисковость в сознании и поведении индивидов, социальных групп, общества в целом. В основе такого понимания лежит различение риска от принимаемых решений и риска как деятельности с вероятным наступлением ущерба независимо от принимаемых решений. Рисковость -это действие, поведение, деятельность, в том числе и рефлексивная, с очевидной для субъекта возможностью наступления ущерба как исхода этой деятельности. Она становится доминантной характеристикой общества в целом, охватывая все более широкое поле социальных явлений и распространяя соответствующий способ действий на различные субъекты и сообщества. Высокая интенсивность рисковости характеризует общество как общество риска.

2. Экстремальность есть социальное качество конкретных видов
деятельности и способов социального поведения. Социальная
экстремальность есть вынужденная или спонтанная социальная активность,
контрастно выражающая новые культурно-ценностные смыслы как
характерные признаки альтернативной реальности. Социальная
экстремальность как форма интенсивной деятельности - это пребывание на
грани исчерпания ресурсов жизнедеятельности социума и человека, любой
человекоразмерной системы; стадия в динамике напряженности социальной
системы, наряду с рисковостью, радикальностью и экстремизмом.
Экстремальность, как носитель нового культурно-ценностного содержания и
форма интенсивной деятельности востребована в условиях неопределенности
и социальной нестабильности.

3. На определенных этапах социокультурной динамики
экстремальность приобретает возрастающее значение, участвуя в обеспечении
цивилизационной трансформации социума. Экстремальность в рискогенном
обществе выполняет провокативную роль - на цивилизационные вызовы
социуму отвечает собственными вызовами, имеющими критическую
направленность против существующего положения дел; проективную роль -
предлагает новые образцы культурно-ценностного содержания; роль фермента
и катализатора, проявляющего и ускоряющего социальные процессы; роль
транслятора - переносчика новых культурно-ценностных смыслов.
Экстремальность, наполняясь новым культурно-ценностным содержанием и
транслируя его, перемещается с обочины социальной системы к ее центру,
меняя, таким образом, свое социосистемное положение.

4. Человеку в обществе присуща экстремальность, имеющая
бытийственные, антропологические, экзистенциальные, психологические
основания. При эскалации социальной экстремальности первородная
человеческая экстремальность активируется, привлекается как требуемые
сущностные качества для функционирования в обществе. Еще большее значение
имеют определенные экстремальные типы человеческой организации - личности
авантюрного склада - люди, генерирующие риск. Они рекрутируются рисковым
социумом. Социальная и человеческая экстремальность синхронизируются,
совпадают в собственных ритмах.

5. Экстремальность различается по видам: природная, техногенная,
социальная, культурная. Они группируются попарно. Сущность природной и
техногенной экстремальности определяется по принципам экстремологии,
трактующей экстремальность как полноту, достижимую в предельных
значениях системы (экстремумах). Социальная и культурная экстремальность
имеют иную природу: речь идет не о полноте и порядке, но исключительно о
максимальных, крайних значениях - о сверхординарности, т.е. о выходе за
пределы системы или, по крайней мере, об устремленности к ним.

Социальная экстремальность на уровне аксиологии, включает ценностные основания человеческого бытия; на уровне праксиологии, различные «матрицы деятельности»: протестное отрицание наличного бытия; протестное утверждение собственной самости; на уровне социальной психологии: девиантное поведение и «пограничные состояния личности». Особое место в структуре социального вида экстремальности занимает культурно-ценностная экстремальность как область генерирования новых культурно-ценностных смыслов, оформленных в экстремальной социальной деятельности. В отличие от культурно-ценностной экстремальности, культурная экстремальность - это экстремальность в культуре, в литературе, экстремальная эстетика (в музыке, живописи, кино, архитектуре).

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в использовании культурно-цивилизационного подхода при осмыслении динамики рискогенного социума; в том, что его результаты способствуют углублению знаний об экстремальности как целостной характеристике социума и экстраординарном социальном действии. Социально-философский анализ экстремальности дает возможность конституировать ее в качестве социально-философской категории, позволяющей анализировать динамику социальных и цивилизационных процессов. В диссертационном исследовании выявляются специфические черты в постановке и решении проблемы экстремальности с позиции теории риска. Экстремальность рассматривается как самостоятельный фактор в комплексе ресурсов цивилизационной динамики транзитивного общества.

Положения диссертации дают методологические основы для дальнейшей разработки проблемы экстремальности в социально-философском, культурологическом и антропологическом аспектах, открывают новые перспективы в исследовании адаптации человека к

меняющимся социальным условиям, что способствует более полному пониманию социокультурной динамики.

Материалы и результаты работы могут быть использованы при составлении учебных курсов по философии для бакалавров, а также спецкурсов по социальной философии для магистров и аспирантов, в вузовских курсах по социальной антропологии, этике, культурологии. Выводы диссертационного исследования могут быть использованы при выработке практических рекомендаций по социальной работе и по работе с молодежью.

Апробация работы. Основные положения, результаты и выводы диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры философии Самарского государственного технического университета, на международных, всероссийских, региональных, межвузовских научных конференциях: Межвузовской научной конференции «Инновации. Наука. Образование» (Самара, 2005); Международном форуме «Актуальные проблемы современной науки (Самара, 2006); Всероссийской научной конференции «Наука. Технологии. Инновации» (Новосибирск, 2006); Российской научно-методической конференции «Учебный, воспитательный и научный процессы в вузе» (Самара, 2007); Международной конференции «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 2007); Международной научной конференции «Бытие как центральная проблема онтологии» (Санкт-Петербург, 2007); Всероссийской научной конференции «Цивилизационный кризис и национальная безопасность России» (Саратов, 2007); Всероссийской научной конференции «Стратегии и идеалы современного общественного развития» (Саратов, 2007); Российском философского конгрессе «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск, 2009); Межвузовской конференции «Личность в современном мире: жизненные стратегии, ценности, риски» (Саратов, 2010).

Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в 12 научных публикациях автора общим объемом 4,22 п.л., в том числе в 2 публикациях в научных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для публикации результатов диссертационных исследований по философским наукам.

Структура работы. Структура диссертации определена поставленными целями и задачами; работа состоит из введения, двух глав по два параграфа, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертации на Экстремальность в обществе риска